Американцы верят в Бога , «летающие тарелки» и ведьм



Американский Бог — мужчина. 42% американцев считают, что Бог — мужчина. Лишь 1 % опрошен­ных агентством Harris Interactive предпочитает считать Всевышнего — женщиной. 38% опрошен­ных склоняются к версии, что Бог не мужчина и не женщина.

9% жителей США убеждены, что у Бога есть руки, ноги, голова и прочие части человеческого тела. 48% думают, что Вседержатель обладает телом, но оно не обязательно имеет человеческую фор­му. 27% придерживаются версии, что у Всевыш­него нет тела.

29% американцев считают, что Бог полностью управляет всеми событиями происходящими на Земле. 50% полагают, что Создатель вниматель­но следит за всем, но не вмешивается в дела земные. Меньшинство — 6% — убеждены, что Всевышний вообще не обращает внимания на Землю. 53% американцев думают, что христиане, мусульмане и иудеи верят в одного и того же Бога, просто по-разному ему молятся. 32% придержи­ваются противоположной точки зрения.


По данным Virginia Commonwealth University, 42% американцев убеждены, что Библия содержит подлинные слова Бога. 37% уверены, что Библия содержит божественное откровение, но оно

не должно восприниматься дословно. 14% опро­шенных заявили, что Книга Книг создана людьми. Примерно 56% жителей США — протестанты. Католики составляют примерно 28% населения, иудеи — 2%, мусульмане — 1%. Примерно 3% на­селения исповедуют индуизм, буддизм, бахаизм и т.д. Примерно каждый десятый житель США — атеист.

www. wash profile, org

744

обряд крещения. А первым христианским экзорсистом был сам Иисус, из­гнавший однажды из одержимого целый «легион» нечистых духов, которые вошли затем в свиней и бросились в море.

Церковь осуждает не веру в колдовство, в возможность общения с духа­ми, а участие в колдовстве и общении с духами, индивидуальное действие, что означает пособничество дьяволу. Христианство всегда сопровождалось суевериями. Средневековые крестьяне, без сомнения, были суеверны — они, так же как и современные верующие, верили в приметы, помнили и, не за­думываясь, исполняли языческие обряды на Святки, Масленицу, Ивана Купалу. Но при этом оставались христианами, сами считали себя таковыми

(в терминах современной социоло­гии — религиозная самоидентифика­ция). От Церкви за исполнение указан­ ных обрядов их не отлучали. Если бы тогда проводились анкетные опросы, то религиозная ситуация в средневековом обществе скорее всего была бы схожей с нынешней: на словах большинство заявляет о своей приверженно­сти христианской вере, а на практике оно же верит в приметы и магию, про­пускает богослужения, сквернословит, подсмеивается над попами, посто­янно согрешает и занимается блудом.

Конечно, когда россияне, считающие себя православными, видят в хри­стианских таинствах, обрядах и ритуалах магические действия, это говорит об ущербности их веры и представлений о христианстве: в Церкви много мистического, но никакой магии нет. Так, явления чудесного исцеления с помощью святых икон, мощей неоднократно засвидетельствованы в церков­ной истории. Святые также исцеляли, предсказывали будущее, общались на расстоянии — и это зафиксировано во многих житиях. В саму магию верят многие сознательные и вполне образованные христиане, как верят они в существование зла, добра, любви. Да и как же не верить в магию, пишет свящ. Вл. Вигилянский26, если в стране только зарегистрированных (т.е. имею­щих лицензию) чародеев и ведьм сегодня более 300 тыс. (для сравнения: православных священников на территории России — около 15 тыс., или в 20 раз меньше), если объявления об услугах колдунов печатают сотни, в том числе и респектабельных, центральных журналов и газет, если их приглаша­ют выступать на ТВ и радио?

Вера в нечистую силу, амулеты и сглаз существовала во все времена, как только человечество научилось фиксировать происходящие события сначала на папирусе, а потом и на бумаге. Разрушение основ веры, хаос и аномия в обществе, кризис духовности зафиксирован на древнеегипетских папирусах 2 450 лет до н.э. С тех пор угрожающие предупреждения повторялись с пе­риодичностью один раз в каждое поколение на протяжении 4,5 тыс. лет.

И сегодня уровень религиозности, по мнению социологов-эмпириков, скатился до непростительно низкого уровня. Обыденное сознание утриру­ет православное учение, низводит его до простейших истин, примитивизи-рует культ веры, а богослужение низводит до уровня внешней обрядности. Более молодые и образованные россияне, с одной стороны, активней пожи­лых и малообразованных обращаются сейчас в православие, а с другой —

Свящ. Вигилянский Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир, 2001. № 4.

745

сильнее их привержены популярной магии, астрологии, нетрадиционным верованиям. Может быть они хуже понимают слово и дух Священного Пи­сания? Скорее всего нет, поскольку достаточно грамотны для этого. А мо­жет быть их что-то не устраивает в самом христианстве, которое сформиро­валось две тысячи лет тому назад, с тех пор не изменялось и уже не отвечает быстро меняющейся обстановке в обществе? Может быть молодежь тянет к культурному разнообразию и культурному многообразию?

Пытаясь объяснить этот парадокс, Б.В. Дубин правильно утверждает, что молодые россияне, с одной стороны, «вносят в православные верования некоторые рационализирующие и универсализирующие моменты — алле­горизм, моралистичность, а с другой — усиливают в массовом православии элементы магии и оккультизма. Эти элементы и прежде (да, вероятно, всег­да) входили в состав массовых православных верований, но были связаны в них с традиционализмом более пожилых групп православных. Теперь же они (среди прочего, под влиянием средств массовой информации, рекламы по каналам масс-медиа соответствующих услуг и т.п.) включаются в популяр­ное православие как моменты относительно новых, более универсалистских и рационалистических ориентации. Насколько можно судить, похожий кон­гломерат из языческих и христианских верований, символов и пр. — но тоже в разном их функциональном сочетании и смысле — складывался на перво­начальных этапах распространения христианства. Например, в обиходе ре­лигиозно-аморфных масс, с одной стороны, и в более образованных кругах гностиков — с другой»27. Отношение россиян к магии и астрологии приве­дено в табл. 15.

Таблица 75 Отношение россиян к магии и астрологии ( в % к числу опрошенных )

 

Верят ли россияне в ... 1992 г . 1998 г .
Приметы 51 56
Вещие сны 45 49
Предсказания астрологов 28 30
Вечную жизнь 19 22

Источник: Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 362—363.

За прошедшие 15 лет, когда россиянам разрешили думать и говорить то, что они считают нужным, верить в то, что им больше всего подходит, уро­вень декларируемой религиозности возрос в несколько раз. Под деклариру­емой религиозностью надо понимать заявленное вслух вероисповедание, т.е. вербальный модус религиозности. Но существует, как мы знаем, и дру­гой модус — поведенческий, который проявляет себя в реальных поступках, например участии в богослужениях. Как выяснили социологи, в том числе исследователи ВЦИОМ, «декларированная принадлежность к православию не влечет для подавляющего большинства респондентов ни регулярного

27 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 361.

746

соблюдения основных обрядов (молитвы, причастия, исповеди), ни более или менее частого посещения церковных служб, ни практического участия в жизни храмовой общины, ни вообще какой бы то ни было реальной дея­тельности по воплощению христианских идеалов в повседневную жизнь. 83% отнесших себя в 1998 г. к верующим ни разу за последние 12 мес. не со­вершали актов благотворительности (среди неверующих — 86%), свыше 93% не занимались никакой деятельностью в пользу церкви (среди неверую­щих — 99%); тем не менее около 40% верующих выделяют именно благотво­рительную функцию церкви как важнейшую»28.

Смысловую сторону христианства начали искать чуть ли не от времен - Изгнания из Рая - наших первопредков

Расхождение между словами и поступками присуще самым разным об­ластям деятельности человека, а не только религиозной. Тем не менее только здесь оно приобретает несуразную форму двойной морали. Люди заявляют о своей вере и ничего не делают для того, чтобы подтвердить ее в поступках. Религия необходимы нашим современникам не своей внешне-обрядовой, а своей внутренне-смысловой стороной. В православии они ищут ответа на вечные вопросы бытия, в том числе о смысле жизни. Вполне естественно, что, говоря о значении религии лично для себя, верующие, по данным того же ВЦИОМа, прежде всего подчеркивают, что «религия заставляет задумы­ваться о смысле жизни, о душе» (48%), «помогает быть терпимым к людям, к их недостаткам» (45%)29.

Смысловую сторону в православии россияне искали даже в те тяжелые годы, когда нельзя было открыто соблюдать его обрядовую практику. В 1930-е гг. большевистская партия поспешила заявить, что в стране прове-

28 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 366.

29 Дубин Б.В. Религиозная вера в России 90-х годов// Мониторинг общественного мнения. Эконо­
мические и социальные перемены. М., 1999. № 1 (39). С. 31—39.

747

дена всеобщая коллективизация крестьянства, индустриализация городов, ликвидированы массовая неграмотность и безработица, а также религиоз­ные пережитки. К тому времени власть расстреляла десятки тысяч верующих и священников, разрушила тысячи храмов и монастырей, а за открытое при­знание религиозности людям грозило как минимум исключение из комсомола или партии. Средствами массовой информации в 1930-е гг. широко пропаган­дировалась версия о сплошном атеизме населения. Будучи уверены в окон­чательном разгроме православия, власти не побоялись включить в лист пере­писи населения 1937 г. вопрос об отношении респондента к религии (вопрос № 5). Все респонденты старше 16 лет должны были сначала определить свое отношение к религии — верующий или неверующий, и только затем у веру­ющих спрашивали, по самоопределению, о вероисповедании.

Об отношении населения к вопросу о религиозных убеждениях говорят сохранившиеся в архивах донесения сверхсекретного порядка в адрес Стали­на и Молотова. Из высказываний респондентов видно, что на их сознание давят и страх перед репрессиями и расстрелами, и память о страшном голоде с его жертвами, о насильственных выселениях в период коллективизации. Люди боялись не только за себя, но и за своих родственников: не выгонят ли их с работы, не лишат ли куска хлеба. Можно предположить, что в условиях беспрецедентного прессинга немногие решились искренне ответить на воп­рос о своей религиозности. Тем не менее результаты переписи оказались нео­жиданными для властей. Ответы на вопрос о религии были получены от 80%

Врезка

И . И . Мочалов

Религиозность иллюзорная и подлин­ная

Иллюзорная религиозность — отнюдь не синоним чего-то недействительного или тем более ложно­го. Она реальна в той же мере, в какой реальны и неизбежны миражи, галлюцинации, ошибки и заблуждения.

Иллюзорная религиозность может быть уподобле­на сну и сопровождающим его, более или менее яр­ким видениям. Ее основное свойство — опосредо-ванность и вторичность. Человеку кажется, что он имеет дело с самим Богом, у него создается иллю­зия непосредственного общения с Ним. На деле же он общается с созданными им же самим знаками, символами Божества. Верующий прибегает к по­средникам (ангелы, пророки, апостолы, мессия, богочеловек), которых он помещает между собой и Богом. Наконец, и сам юсподь наделяется чис­то человеческими, земными чертами. Иллюзорная религиозность глубоко демократич­на, она есть по преимуществу религиозность на­родных масс. В повседневной жизни это проявля­ется в различных скоплениях верующих — молит­венных собраниях, шествиях, процессиях, паломничествах. В коллективной спаянности — сила иллюзорной религиозности. Иллюзорная религиозность — явление прежде всего общественное. Разумеется, личностные


мотивы здесь также играют существенную роль, но все же эта роль является подчиненной. Как явление общественное, иллюзорная религиоз­ность нуждается в своей социальной организа­ции. Только в Москве насчитывается около 2 000 различных религиозных общин и сект. Отсюда

проистекают: ревниво-агрессивное отношение к «территории», занятой «своими», единоверцами; нетерпимость к инаковерию и инакомыслию; син­дром планетарного лидерства («мы — первые», «мы — лучше и выше всех», «мы — единствен­ные, владеющие божественной истиной»). Обыватель — стержень и главная опора иллюзор­ной религиозности; она позволяет ему хотя бы временами уходить в иной мир от повседневных житейских забот и обязанностей, вносит в его жизнь разнообразие.

Человек, религиозный в подлинном смысле, мыс­лит и чувствует себя не вне Бога, а внутри Него, как Его органическую часть. Поэтому подлинная

748

взрослого населения, и, по итогам переписи 1937 г., оказалось, что 57% отве­тивших, т.е. большинство населения, назвали себя верующими. Атеизм имел распространение в основном среди мужчин молодого возраста (до 30 лет), грамотных и проживавших в городах. У мусульман, католиков и лютеран про­цент верующих среди молодежи был особенно высок. И это при том, что ис­тинные оценки религиозности респондентам приходилось скрывать30. Но из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет вли­яние религии на общественную и личную жизнь людей, при этом расширя­ется спектр их религиозных и нерелигиозных верований31.

В 2001 г. исследовательская фирма «Ромир» опросила 2 тыс. человек по всей России и установила, что верующими себя считают 79,6% респонден­тов, а атеистами — только 18%. В октябре 2001 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (рук. проф. В.Е. Семенов) провели иссле­дование общественного мнения петербуржцев (телефонный опрос, 842 че­ловека). На этот раз цифры получились иные: 50,7 и 43,4% соответственно32. Но сравним другие цифры: 57% верующих среди неграмотных и полуграмот­ных россиян в переписи населения 1937 г. и 50,7% верующих среди высоко­образованной городской интеллигенции Санкт-Петербурга 2001 г.

Не лучше обстоят дела и в европейских странах. К примеру, в Чехии су­ществование оккультных явлений допускают 42,6% респондентов. К хрис­тианству однозначно отнесли себя 10,8%респондентов, а к оккультизму — 9,5%33. Специалисты Социологического института Чешской академии наук

религиозность — и в этом состоит ее самое фун­даментальное отличие от религиозности иллю­зорной — не нуждается ни в каких «посредни­ках» между человеком и Богом. Человек непо­средственно — всей своей жизнью от рождения до смерти — познает Бога внутри себя и откры­вает его вокруг себя. Если человеку на этом пути сопутствует удача — значит, он обрел счастье, даже если он бедствует и живет в нищете. Если этого не происходит — он несчастлив, хотя может жить в довольстве и роскоши. Из сказанного понятно, почему подлинная рели­гиозность по природе своей принципиально вне-конфессиональна. Ей неведомы и чужды «кон­фессионально ориентированные» религии и ре­лигиозные течения, общины, секты с их культами, обрядами, символикой, традициями. Религиозность — существеннейшее и необходи­мейшее свойство личности. Человек, ставший лич­ностью, не может быть безрелигиозным, хотя сво­ей религиозности он может субъективно и не осоз­навать. Человек может стоять вне конфессий и


вообще быть равнодушным к «религиозной жиз­ни» как таковой, но «убежать» от собственной религиозности он не в силах. Подлинная религи­озность стремится к уединению, она чуждается «народности» — собраний, празднеств, коллек­тивных молебствий. По-своему она эгоистична и эгоцентрична.

Как правило, в лоно иллюзорной религиозности человек не приходит сам — его туда приводят. Происходит это или в раннем детстве или в бо­лее позднем возрасте, но тогда, когда человек по большей части еще не успел стать личностью. Искусство — важнейшая сфера единства и вза­имного проникновения религиозности иллюзор­ной и подлинной, та область, где грань между ними стирается полностью либо становится несу­щественной. При этом питающее подлинную ре­лигиозность светское искусство также оказыва­ет влияние на искусство религиозное. Сокращено по источнику : Мочалов И . И . Размыш­ления о религиозности иллюзорной и подлинной (http://atheismru.narod.ru)

0 Жиромская В. Религиозность российского населения в период демографических катастроф 1930-х
годов (www.demoscope.ru).

1 Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс. 1995. № 11. С. 91—99.

Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ, 2001 № 31 (3585). 3 Гамплова Д. Программа социальных исследований — 1999 // Соц. ис, 2002. № 7. С. 80-81.

749

в рамках сравнительного проекта Международной программы социальных исследований «International Social Survey Programm (ISSP)» доказали, что чеш­ские респонденты скорее отрицали традиционные религиозные системы и организованные религии, нежели сверхъестественное вообще. Двоеверие — вера в людей, символы христианства и языческие культы (включая магию, оккультизм, гностицизм, волшебство, каббалу, алхимию и неоплатонизм) — черта не только «славянской души», как пытаются убедить нас некоторые исследователи, но и западной цивилизации в целом. Христианство в чеш­ском исследовании проявило себя скорее как духовная ориентация мень­шинства. Как считает Д. Гамплова, смешение христианства и оккультизма неудивительно, так как в массовом, так называемом народном христианстве, оба типа религиозности всегда традиционно были достаточно прочно свя­заны34. В истинность положений традиционного христианского вероучения верили, согласно исследованию, лишь две пятых католиков, четверть рес­пондентов склонялись как к христианству, так и к оккультизму. Интерес к оккультизму проявляли чаще молодые респонденты, а к христианству скло­нялись, скорее, люди постарше. В существование Бога как личности, по данным того же исследования, верили только 27% респондентов католичес­кого вероисповедания.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЛИГИОЗНОСТИ

В статистике под религиозностью понимают количество верующих, принадлежащих к той или иной конфессии, например, к Русской Православ­ной Церкви в Америке принадлежит 15 тыс. человек, Американская Право­славная Церковь числит в своих рядах 2 030 000, а Греческая Православная Архиепархия Северной и Южной Америки Вселенского (Константинополь­ского) Патриархата — 1 950 800 американцев. Динамика религиозности из­меряется ростом или падением количества верующих, к примеру, в первом случае динамика составила-4,70% (отрицательный рост), во втором +3,04%, в третьем +0,10% (положительный рост) в год35.

Другим статистическим показателем выступает распределение конфессий в стране по числу приверженцев, т.е. конфессиональная структура населения. Количество конфессий, зарегистрированных и незарегистрированных рели­гиозных объединений, других религиозных организаций и институтов, дей­ствующих культовых объектов характеризует институциональный уровень религиозности. Изменение числа конфессий (сокращение или увеличение), равно как и колебания численности приверженцев в них, степени их актив­ности в религиозной и светской сферах (в частности, их вовлеченность в мис­сионерскую деятельность, прозелитизм, пропаганду и агитацию в СМИ и на телевидении), наконец, межконфессиональные отношения, в том числе и межконфессиональные конфликты (включая религиозные войны как их эк­стремальную форму) описывают динамику институционального уровня ре­лигиозности. Так, в годы советской власти прогрессирующее сокращение

34 Гамплова Д. Программа социальных исследований — 1999 // Соц. ис., 2002. № 7. С. 81.

35 World Christian Encyclopedia. 2nd ed. A comparative survey of churches and religions in the modern world.
Oxford, 2001.

750

Д. Фурман38 приводят следующие данные: 1991 г. — 34%, 1993 — 46, 1996 — 47, 1999 — 61%39. В 1988 г. по опросам, проведенным только в Москве, верили в Бога только 10%.

Считаете ли вы себя верующим человеком, и если да, то к какому вероиспо­веданию (конфессии) вы себя относите?

Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

Уровни религиозности можно определять и описывать по привычной пятибалльной шкале: очень высокий; высокий; средний; низкий; очень низкий.

Религиозность населения можно измерять не только по количеству веру­ющих в той или иной конфессии, например на основе социологических оп­росов, выяснив у респондентов конфессиональную самоидентификацию, но также глубину и устойчивость религиозных верований, иными словами, рас­сматривая религиозность как феномен массового сознания. Р.А. Лопаткин предлагает измерять рост уровня религиозности по доле верующих в общем составе населения и повышением степени религиозности, т.е. глубиной веры, интенсивностью религиозных переживаний и культовых действий40.

Социально-экономические перемены, произошедшие в России в 1990-е гг., не могли не отразиться на религиозном сознании и его показателе — уровне религиозности населения. Резко возросла религиозность. Согласно исследо­ваниям середины 1980-х гг., к верующим относили себя около 10% взрослых,

38 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.

39 Свящ. Вигилянскии Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.

40 Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной
ситуации (www.religare.ru).

752

в середине 1990-х гг. — уже 40%. При этом православные до перестройки 1985 г., по одним данным, составляли 6—8%, по другим в 1989 г. их было око­ло '/з, в 1990 - 46%, в 1993 - около '/2, в 1994 - 57%, в 1995 - 42%, в 1996 -около 43% от всего населения. В 1997 г. были получены четыре разных резуль­тата по доле православных: 45, 49, 50 и 55,6% населения. Более высоких по­казателей зафиксировано не было: в 1998 г. 51%, в 1999-м — 54% москвичей41. Иными словами, до перестройки каждый 20-й идентифицировал себя с пра­вославием, к началу 2000-х гг. — примерно каждый второй42.

Согласно общероссийскому опросу Института социологического анализа, в 1997 г. 49% жителей России старше 18 лет считали себя православными, 37,4% — не считали себя верующими, 8,3% затруднились ответить, 3,2% на­звали себя мусульманами, лишь 0,8% — приверженцами протестантских деноминаций, 0,2% —католиками, 0,2% —буд­дистами, 0,1% — иудаистами, еще 0,8% делят между собой остальные религии43. Согласно этносоциологическим исследованиям в Татарстане (бывшей Татарской АССР) в начале 1970-х гг. среди татар доля религиозности была выше, чем среди русских. Это относится как в целом к татарам и русским, так и ко всем социально-профессиональным, возрастным и половым груп­пам44. Религиозность больше была присуща старшему поколению. Среди опрошенных татар в возрасте 50—59 лет верующими назвали себя 57%, отмечающими религиозные праздники — 58%. Среди 18—22-летних опро­шенных верующими назвали себя 6%, отмечающими религиозные праздни­ки — 13%. По социально-профессиональному признаку менее всего рели­гиозными были следующие категории населения (в порядке уменьшения атеистичности): интеллигенция (40,4% атеистов), служащие (19,3%), меха­низаторы (12,1%), разнорабочие и другие работники ручного физического труда (4,5%)45. Новейшие исследования в этой области дают следующие ре­зультаты: верующими называют себя 86% татар — жителей села и 67% горо­жан46. Уровень религиозности для представителей различных возрастных групп следующий: среди лиц 60 лет и старше — 84% верующих, 30—39 лет — 65%, 18—24 года — 53%)47. Уровень образования больше не оказывает опре­деляющего влияния на уровень религиозности, как это было совсем недавно. Однако входе исследования Е.С. Элбакян и СВ. Медведко48, охватившего все регионы России и все конфессии, обнаружилось явно выраженное чис-

41 Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах//Исторический вестник. 2000. №9—10.

42 Возможно, произошла стабилизация процесса самоидентификации.

Зубов А.Б. Православная вера, национальная психология и политика // Полития. Вести, фонда «Российский общественно—политический центр». М., 1997—1998. № 4 (6). С. 28.

44 Социальное и национальное. Опыт этносоциальных исследований по материалам Татарской АССР.
М., 1973. С. 136-137.

45 Там же. С. 137-138.

Гузенкова Т.С, Коростелев А.Д. Этнокультурная ситуация в республиках Российской Федерации. М., 1994.

Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведе­нии татар (www.mtss.ru).

Элбакян Е.С, Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения рос­сиян.//Социс, 2001, №8.

753

ленное превосходство верующих над неверующими среди старшего поколе­ния и обратное соотношение среди молодежи и лиц среднего возраста. Ве­роятно, с возрастом люди больше задумываются над проблемами жизни и смерти, а возможно, что скрывавшие в советское время свои религиозные убеждения пожилые люди сегодня смогли открыто о них заявить. По кри­терию грамотности неверующие в целом являются более образованными, чем верующие, которые преобладают только в группе людей, не имеющих законченного среднего образования. Имеют ученую степень, высшее, сред­нее образование и не имеют среднего образования среди верующих, соот­ветственно, 2, 21, 65 и 12%; среди неверующих — 3, 23, 68 и 6%. В соотно­шении верующих и неверующих среди мужчин и женщин в России суще­ствует четкая связь между полом и верой: среди верующих преобладают женщины, составляя примерно 60% общего числа верующих, в то время как среди неверующих женщины составляют примерно 35—40%. Социологи пришли к важному выводу: социально-демографические характеристики контингента верующих и неверующих в России не изменились со времен советской власти: среди верующих в качестве большинства оказываются женщины, пожилые люди и люди с невысоким уровнем образования. Среди неверующих, напротив, преобладают мужчины, относительно молодые, с высоким уровнем образования. Исследования, проводимые в 1960—1980-е гг. в Советском Союзе подтверждают те же тенденции49. Верующие как тогда, так и теперь относятся к малодоходным группам населения, а неверующие — к более обеспеченным (табл. 16).

Таблица 16

Распределение верующих и неверующих на группы в соответствии со среднемесячным доходом на одного члена семьи ( в %)

 

Среднемесячный доход руб ./ человек Верующие Неверующие Общее
До 600 48,0 34,7 42,9
От 601 до 1200 37,1 45,6 40,3
От 1201 до 2400 11,2 14,9 12,6
От 2401 до 4 800 2,7 4,0 3,2
От4801 и выше 1,0 0,9 1,0
Итого 100,0 100,0 100,0

Источник: Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические пред­почтения россиян. // Социс. 2001. № 8.

Уровень религиозности варьируется в разных возрастных группах в зави­симости от того, в какие годы проходила ее активная социализация. По резуль­татам социологического исследования, проведенного в 2002 г. аналитическим управлением департамента информационной политики Тюмени (2 500 опро­шенных) в городах и районах Тюменской области, верующими себя назвали 54,7%50. Во всех возрастных категориях процент людей, считающих себя ве­рующими, выше процента людей, считающих себя неверующими. Возраст­ная динамика верующих выглядит таким образом: с 61% число верующих в

49 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; УгриновичД.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

50 Информация о религиозной ситуации в Тюменской области (http://ta.trtc.ru).

754

первой возрастной группе — 18—26 лет — снижается до 54%, во второй груп­пе — 27--36 лет — и достигает своей нижней отметки (48%), в третьей возра­стной группе — 37—45 лет. В следующей, четвертой группе — 46—54 года — количество верующих поднимается на 2%, в пятой — еще на 2% (55—63 лет), в шестой поднимается на 5% (64—73 года), снижается на 6% в седьмой группе (74-82 года) и резко взлетает до 80% в восьмой группе — старше 83 лет.

Падение числа людей, считающих себя верующими, в возрастном проме­жутке первых трех возрастных категорий с 61% до 48% может быть объясне­но особенностями социализации, проходившей в разные исторические эпо­хи. Так, социализация тех, кому сейчас 18—26 лет (годы рождения 1984-1976), протекала с 1986 по 1991 г. — период горбачевской перестройки; возрастная

группа 27—36 лет (1975—1966) вступила в полосу активной социализации в 1976—1985 гг. — брежневско-горбачевс- кий период. А вот третью группу — 37— 45 лет — составляют «чистые брежнев-цы», которым к 1991 г. было по 30 лет. Начиная с 20 лет, их активная социали­зация прошла под флагом атеизма.

Некоторые авторы, в частности Г.Е.Гудим-Левкович51, определяет уро­вень религиозности как количественный показатель наличия и масштабов распространения влияния религии, устанавливаемый через процентное со­отношение респондентов, обладающих признаками религиозности, ко всей выборочной совокупности. Оценка этого зависит от степени религиозности — количественно-качественного показателя, фиксирующего интенсивность проявления признаков религиозности на исследуемом объекте. Комплекс­ным показателем религиозности, раскрывающим ее конфессиональные, национальные, региональные и исторические особенности, выступает ха­рактер религиозности. Обобщающим понятием, охватывающим все парамет­ры исследуемого объекта, т.е. уровень, степень и характер религиозности, должно быть «состояние религиозности».

Как считает священник М. Мальцев52, характер религиозности опреде­ляется ее содержанием, носителем, преобладающим признаком, направлен­ностью и другими факторами. В этой связи можно различать религиозность:

♦ истинную и мнимую (ложную, псевдорелигиозность);

♦ индивидуальную и массовую, личную, семейную, групповую, народ­ную (народа в целом) или общественную;

♦ сокровенную и открытую, тайную и явно манифестационную;

 

♦ глубокую и поверхностную;

♦ развитую и неразвитую;

♦ конфессионально ориентированную или неконфессиональную (на­пример, политического, литературного характера и т. д.).

Конкретные показатели религиозности, по его мнению, зависят от той сферы православной жизни, которую рассматривает исследователь: подвиж­ничество, почитание святых и святынь, паломничество, русский православ­ный фольклор и песнетворчество, храмоздательство (забота о благосостоя­нии храмов), благотворительность.

Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru). Свящ. Мальцев М. О русской православной религиозности (www.samara.orthodoxy.ru).

755

Другим претендентом на роль обобщающего показателя выступает понятие «религиозная ситуация». Основное ее содержание определяется состоянием ре­лигиозности, которое рассматривается в двух аспектах, или на двух уровнях: массового сознания и институциональном. В первом случае — это характерис­тики религиозности населения, во втором — характеристики деятельности ре­лигиозных организаций. По мнению Р.А. Лопаткина53, «религиозная ситуа­ция» — это обобщающая характеристика всего комплекса религиозных прояв­лений на конкретном исследуемом объекте (поселенческая, производственная, административная или территориальная единица) в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социу­мом, другими сферами и сторонами общественной жизни). Религиозная ситу­ация характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью рели­гиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характе­ром и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект.

«Благословение- Развитие религиозной ситуации в России К. Каариайнен и Д. Фурман54 представляют как движение «духовного маятника», который раскачивается между религиозностью и атеизмом на протяжении истории российского общества. По их мнению, общий низкий уровень религиозности сочетает­ся сегодня с высоким уровнем общественно-политического внимания к религии. Дело в том, что именно в религии многие политики и обществен­ные деятели ищут источник «национальной идеи»55. В Эстонии русское и русскоязычное население, используя усиление православия как средство противодействия ассимиляционным тенденциям, демонстрирует гораздо более высокий уровень религиозности, чем население России56.

Уровень религиозности у некоторых народов является элементом этни­ческого самосознания. Правда, в современных условиях он ведет себя дос­таточно противоречиво. Так, если проанализировать результаты опросов

53 Лопаткин Р.А. Религиозная ситуация (www.religare.ru).

54 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М; СПб., 2000.

55 Там же. С. 242.

56 Там же. С. 244.

756

городского и сельского населения Татарстана в 1994 г., то с одной стороны, на вопрос «что роднит Вас с людьми Вашей национальности?», на первом месте у горожан-татар назван язык (76,9%), на втором — культура, обычаи, обряды (66,7%), далее — черты характера, психология (50,8%), историчес­кие судьбы, прошлое (33,5%), общая государственность (21,7%), и лишь на последнем месте — религия (21,4%). С другой стороны, среди условий, не­обходимых сейчас более всего для возрождения народа, поддержка религии была названа 48,8% сельских жителей и 30,7% горожан57.

Методологические трудности в работе с показателем «уровень религиоз­ности», который кажется на первый взгляд совершенно ясным и точно из­меряемым, возникают всякий раз, ког­да социолог ставит вопрос: а кого счи­тать религиозным человеком? Так, в 1993 г. уровень религиозности (количе­ ство верующих в Бога и соблюдающих религиозные обряды) составил по Рос­сии 10%, в Архангельской области 5%. Такие данные вступают в противо­речие с общепризнанной статистикой, отмечавшей всплеск религиозности в стране именно в этот период, когда по разным сведениям уровень ее коле­бался от 40 до 80%. Такая ситуация вполне объяснима, поскольку в первом случае, эти цифры отражали количество верующих в Бога и соблюдающих религиозные обряды, а во втором — количество верующих в Бога. В одном случае люди сами идентифицировали себя с религией, а в другом — за ними наблюдали со стороны и фиксировали, как часто они соблюдают обряды.

Многие социологические исследования основаны на самоидентификации (самооценка, самоопределение, самозачисление) респондента, наличной, субъективной оценке уровня своей религиозности. В связи с этим нужно помнить, что может происходить некоторое искажение объективной реаль­ности в сторону завышения или занижения оценки степени собственной религиозности, причем отчасти такое происходит непроизвольно. Завыше­ние религиозной самооценки случается чаще всего в силу неопытности в религиозной жизни, когда любой уровень религиозного опыта, даже самый небольшой, кажется человеку достаточным или значительным. И субъектив­но он в этом прав. Занижение уровня религиозности присуще индивидам с максимально большим опытом духовной жизни. Гипертрофированная кри­тичность по отношению к себе происходит в силу особенностей православ­ного самосознания. Трудно судить о степени искажения самооценки в ту или иную сторону, но в любом случае самоинденфикация является показателем значимости религиозных ценностей для человека58. В табл. 17 приведена динамика уровня религиозности населения за 1988—1992 гг.

Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и на­циональных проблем проведено социологическое исследование по репре­зентативной всероссийской выборке (опрошено 2050 человек)59. Для выде-

7 Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведе­
нии татар (www.mtss.ru).

8 Журавлева И.В., Пейкова З.И. Религиозность российских и финских подростков // Социс. 1998.
№ 10. С. 138.

Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения рос­сиян.//Социс. 2001. № 8.

757

ления групп верующих выбран критерий самоопределения (самоидентифи­кации). В выборке оказалось 42% верующих и 28% неверующих, 30% колеб­лющихся. Анализируя проблемы самоидентификации респондентов, ученые обратили внимание на то, что в массовых опросах существует довольно се­рьезное несовпадение общего числа верующих с общим количеством при­верженцев конкретных конфессий (69,5%), т.е. при мировоззренческой са­моидентификации часть респондентов не определяет себя как верующих, но в то же время, отвечая на вопрос «Если Вы верующий, то к какой конфес­сии себя относите?», считают себя приверженцам тех или иных, чаще всего традиционных конфессий. Подобное явление объясняется идентификаци­ей ими «православия» или «ислама» с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных респондентов естественна.

Таблица 17 Динамика уровня религиозности населения ( по самооценке ) ( РСФСР , РФ , % от числа опрошенных )

 

Признали себя 1988 1990 1991 1992
Нерелигиозными (атеистами) 53 45 40 28
Православными 20 25 34 47
Верующими других конфессий 9 13 10 10
Затруднились ответить или не дали ответ 18 17 16 15

Источник: Чеснакова В.Ф. Процесс воцерковления населения в современной России. М., 1994. С. 3.

По результатам исследований ВЦИОМ, если в 1989 г. только 30% опро­шенных считали себя православными, то в 2002 г. эта цифра выросла до 57%. При этом всплеск числа верующих наблюдался чаще всего в нестабильные с экономической точки зрения годы — 1993, 1994 и 1999 г. (соответственно 50, 56 и 54%). Пока неясно, чем объяснить рекорд религиозности 2002 г. — самого стабильного, по уверениям экономистов, за последние 10 лет. Как заявляли социологи ВЦИОМа, последнее время наблюдается явная тенден­ция роста числа верующих в стране60.

Однако в 2003—2005 гг. рост религиозности населения замедлился, он уже не носил взрывного характера, как десять лет назад. Религиозные органи­зации, как правило, уже вобрали в себя определенное количество привер­женцев. Нынешняя ситуация характеризуется не столько внутренними ре­лигиозными процессами, сколько внешними. Речь идет о влиянии религи­озных объединений на общественную жизнь и государственную политику.

Правда, первым сообщил о новой тенденции — замедлении темпа роста религиозности населения — Санкт-Петербург, который, как правило, рань­ше других улавливает тенденции изменения общественного сознания. В 1995 г. в Санкт-Петербурге был максимум верующих (61,3%), затем шло постепенное уменьшение (60% в 1999 г., 58,6% в 2000 г.). Меньше всего ате­истов было тоже в 1995 г. (34,8%), постепенно их число увеличивается (37% в 1999 г., 37,3% в 2000 г.). Если по стране число верующих растет, то в Пе-

50 Известия.Ru. 25.04.2003.

758

тербурге — обратная тенденция: их количество падает. Это связано и с тем, что некоторые разуверились в церкви, а также с процессами, происходящи­ми внутри самой церкви, и с гедонистическими устремлениями, все проч­нее уживающимися в жизни современных россиян61. Если же учесть, что Пе­тербург всегда был городом опережающих тенденций, то можно сказать, что подобные же процессы будут постепенно охватывать и всю страну.

В целом религиозная активность населения и раньше была невелика. К примеру, посещает храм ежедневно 1 % верующих, в неделю не менее трех раз — 2%, один раз — 7%, только по религиозным праздникам — 11%, «из­редка, когда есть время» — 39%. Вовсе не бывают на богослужениях — 23%. Что же касается соблюдения религиозной обрядности, то ее можно считать относительно высокой. Регулярно исполняют обряды 10%, частично —47%, не исполняют совсем — 31%. По систематичности отправления религиоз­ных обрядов высшую ступень занимают пенсионеры (31%), вслед за ними идут 16-17-летние (14%)62.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!