Как часто вы обычно причащаетесь?



Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

ОБРЯДОВАЯ СТОРОНА РЕЛИГИОЗНОСТИ

При определении уровня религиозности необходимо обратить внимание и на такие показатели, как знакомство с предметом веры, степень проявле­ния каких-либо форм религиозной деятельности в рамках своей веры и т.д. С этой целью социологи обычно включают такие вопросы, как «читали ли вы Библию?», а вопросы, касающиеся чтения специальной литературы, просмотра телепередач на религиозные темы. Согласно данным обследова­ния студенческой молодежи, полностью прочли Библию лишь 8% опрошен-

69 Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 4.

762

ных, большую часть — 26%, читали только некоторые отрывки — 50% и не читали вообще 16%. Если сопоставить эти результаты с ответами на вопрос о том, считает ли человек себя религиозным или нет, обнаруживается очень неожиданная тенденция — лишь 1 % респондентов, относящим себя к рели­гиозным людям, полностью прочли Библию, т.е. объективно являются глу­боко верующими. Что касается чтения другой литературы на религиозную тему и просмотра религиозных передач, то опрос показал, что подавляющее большинство респондентов (60%) никогда не обращаются к данным источ­никам информации и лишь 5% делают это часто. Если к литературе кто-то периодически обращается, то к просмотру передач, вне зависимости от от­ветов на другие вопросы, практически все отнеслись скептически: «Ни к чему нам слушать болтовню этих попов»70.

Вы читаете или не читаете евангелие и другие тексты, положенные для чте­ния (апостольские послания, ветхий завет)? если да, то как часто вы читаете евангелие и другие положенные для чтения тексты?

Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

Знание религиозного учения, желание читать Библию, посещение церкви и приобщение к православным таинствам с научной точки зрения выступают вполне объективными критериями религиозности, которые трудно поставить под сомнение или опровергнуть. Одна сторона вопроса — заявления респон­дентов о своей вере, не подтвержденное делами, другая сторона — реальные поступки, которые заставляют сомневаться в искренности слова. Расхождение между словом и делом в России велико и составляет 10-кратную величину. Иными словами, по самоидентификации верующих от 60 до 80%, а тех, кто посещает церковь не реже раза в месяц и часто молится — всего 6—7%.

Поданным фонда «Общественное мнение», в 1993 г. среди респондентов, считающих себя православными, 57% никогда не исповедовались и не при­чащались, 44% — не читали Евангелие. По данным Центра социологии ре-

0 Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М., 2002. С. 163.

763

тональных и национальных отношений ИСПИ РАН, в 1998 г. среди веру­ющих (по самооценке) москвичей только 24% всегда соблюдали религиоз­ные предписания, 34% регулярно посещали богослужения. Более того, кон­фессиональная самоидентификация человека может обосновываться сугу­бо этнокультурными мотивами и ничего общего не иметь с религиозным мировоззрением. Так, среди опрошенных москвичей, самоопределивших­ся как православные, 11% считали себя при этом неверующими71. Особен­но несоответствие религиозной самооценки и религиозного поведения ха­рактерно для православных респондентов. Например, среди москвичей, на­звавших себя православными, 20% респондентов регулярно (не реже 1 раза в месяц) посещали богослужение, а среди опрошенных москвичей-мусуль­ман — 52%. Правда, активность религиозного поведения повышается: в 1996 г. 9% опрошенных москвичей регулярно посещали богослужения, в 1998 г. — 15%72. Но это не меняет главного вывода: религиозность респондентов при­мерно в двух случаях из трех свидетельствует скорее об их мировоззренчес­ких намерениях, нежели о традиционной вере в соответствии с конфессио­нальными канонами73.

В табл. 19 рассмотрено посещение религиозных служб в церкви по годам (1991-1999).

Таблица 19 Посещение религиозных служб в церкви ( в % к числу опрошенных ).

 

Частота посещений 1991 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
От одного до нескольких раз в месяц 5 5 7 6 7 5 9 6
От одного до нескольких раз в год 20 35 28 30 17 16 22 31
Реже одного раза в год 21 16 14 11 20
Не посещали 65 45 43 63 60 62 55 37

Источник: Дубин Б. В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 363.

Однако разрыв между «вербальной» и «поведенческой» религиозностью, если здесь уместны подобные термины, сами по себе могут не сказать по существу проблемы ровным счетом ничего, если не учитывать другие, на этот раз более масштабные факторы. Важнейший среди них — непрерывность религиозной практики, свобода вероисповедания, непрерывное воцерков-ление людей и преемственность религиозных традиций из поколения в по­коление. В западноевропейских, североамериканских, южноазиатских и ближневосточных обществах такие условия существовали. В США или во Франции, в Японии или Иране религию отцов дети и внуки наследовали через живую эстафету поколений. Там не уничтожали тысячи храмов, не убивали миллионы верующих, не запрещали религию и не насаждали вме­сто нее атеизм. Но Россия пережила в XX в. трагическую судьбу.

В нашей стране были уничтожены даже не тысячи, а десятки тысяч хра­мов. Так, в 1917 г. в стране насчитывалось 77 тыс. храмов, из них разруше-

71 Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения в столице. М., 1998. С. 4

72 Данные Института социально-политических и региональных исследований РАН.

73 Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предприниматель­
ство. 2001. № 1-2(7-8).

764

нию подверглись от 50 до 60 тыс. Что касается убитых священников, то их насчитывалось не десятки, а сотни тысяч: по данным председателя Комис­сии по реабилитации жертв политических репрессий А.Н. Яковлева было уничтожено 200 тыс. священнослужителей и еще полмиллиона подверглись репрессиям74.

Советская политическая система считала религию своим злейшим вра­гом, идеологией, направленной на одурманивание трудящихся и отвлечение их от классовых интересов. Согласно теории марксизма, «религия будет исчезать в той мере, в какой мере будет развиваться социализм»75. Иными словами, отмирание религии считалось одним из показателей развития со­циализма. Руководители партии даже заявляли, что «Советский Союз стал первый в мире страной массового ате­изма». Считалось, что уровень религи­ озности населения в конце 1970-х гг. не превышает 20% и имеет тенденцию к снижению. По данным А.И. Демьянова, в начале 1980-х гг. в Воронежской области оставалось лишь 9,8% верующих76. Страну почти удалось сделать безрелигиозной.

Естественно, что при таком давлении, длившемся на протяжении не­скольких поколений, спасти живую цепочку поколений, передающих рели­гиозные традиции и религиозные знания от отца к сыну, от матери к доче­ри, вряд ли удается. Ни одна страна мира, попади она в условия атеистичес­кого террора, будь она христианской, буддийской или исламской, не смогла бы сохранить высокий уровень религиозности и культурное многообразие религиозной практики. Очень многое за это время потеряла и Россия.

Вот почему не чисто формальные критерии77 — посещение богослужения, чтение Библии или приобщение к таинствам — должны служить показате­лем религиозности, а какие-то другие, более глубокие, внутренние. Десят­кам миллионам россиян прежде надо залечить свои духовные раны, а потом уже с них можно спрашивать широкие познания.

Однако К. Каариайнен и Д. Фурман идут формально-логическим путем, не желающие считаться с историческими особенностями развития церков­ного сознания. С усердием начетчиков78 они требуют очень жесткие крите­рии: для определения «настоящих» верующих они сначала отобрали тех, кто заявил о себе как о верующем (самоидентификация дала им 40%). Из их числа ученые отобрали тех, кто посещает церковь не реже раза в месяц, — таких оказалось 9%, затем из них выделили тех, кто причащался не позже чем месяц назад (их набралось 4%). Но и на этом они решили не останавли­ваться. Если еще ужесточить критерии и добавить, например, соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз Нового Завета, или отсутствие веры в ас­трологию и переселение душ, то группа «настоящих» верующих вообще ис­чезнет, превратившись в статистически незначимую величину, не превыша-

74 Известия. 1995. 29 нояб.

75 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.45. С. 474.

Демьянов Л.И. Факты против измышлений. Воронеж, 1989. С. 17.

Формальную религиозность именуют отбыванием «ногами» обязательных служб.

Свящ. Вигилянский Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.

765

ющую десятых долей процента. В итоге «религиозного возрождения», о ко­тором пишут СМИ и подтверждают своими исследованиями социологи, в России никогда не существовало79.

Более существенным критерием религиозности надо считать знание не буквы, а духа Священного Писания. По мысли С.Н. Булгакова, основным представляется минимальный опыт веры, встречи Бога с человеком в живом личном опыте: религиозный «опыт каждого отдельного человека не дает ощутить всю полноту религии, однако бывает достаточно живого касания к религиозной реальности, которое дается верою, в одном только месте, и тогда принимается как постулат, как надежда, как путь, и все остальное со­держание религии, все ее обетования... Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном опыте веры иметь все содержание данного рели­гиозного учения, подобно тому, как нет необходимости для того, чтобы по­стигнуть природу науки, пройти весь научный путь человечества в своем личном опыте, достаточно познать ее на любом частном случае»80.

Врезка

З . И . Пейкова

Молодежь и православие

И сегодня к верующим, согласно социологическим исследованиям, себя относят свыше половины населения страны, причем более всего их среди молодежи 16-19 лет. В этой возрастной группе ве­рующих 65% — больше, чем среди пенсионеров (62%). В 1997 г. считали себя верующими 52% 17-летних и 43-44% 24-31-летних. Однако социоло­ги отмечают отсутствие у большинства молодых верующих внутренней потребности в общении с Богом через посредство Церкви, ее таинств и ее священнослужителей. Об этом свидетельствуют данные о частоте посещений церкви. 1 раз в не­делю ходят в храм только 1,5% населения, 1 раз в месяц и чаще — 6-7%, 1 раз в год — 45-47%. Поданным других исследователей, в мае 1997 г. посещали церковь: 1 раз в неделю и чаще только 2%, 1-2 раза в месяц — 7%, несколько раз в го­ду — 23%, очень редко — 41%, никогда — 27%. В марте 1998 г. москвичи в телефонном опросе сообщили о себе, что были в церкви за последний год 1 раз - 11,4%, 2-4 раза - 23,0%, 5-10 раз -20,0%, 11-15 раз - 6,4%, 16-20 раз - 3,0%, бо­лее 20 раз — 5,1%, не были ни разу в церкви 27,7% и затруднились дать ответ 3,4% опрошен­ных. Приведенная информация говорит о том, что население по-прежнему «отлучено от Церкви». Если говорить о содержании веры молодых, то и здесь налицо их йепросвещенность, смесь хри­стианства с суевериями, оккультизмом и т.д. Мо­лодежь в массе своей одинаково верит как в Божий Суд, так и в колдовство и астрологию —


45-49%. Вера в колдовство молоденьких 17-лет­них девушек достигает 61 %. Например, в 1995 г. в Красноярске молодежь более всего верила в существование знахарей, людей, наводящих порчу, — 62%; в судьбу и предопределенность человеческой жизни — 51,5%, а в бессмертие души и ее существование после смерти — лишь 46%. Если взять только ту часть населения стра-

ны, которая считает себя православной, то и здесь на 1-м месте по распространенности сто­ит вера в колдовство, порчу и дурной глаз — 47% опрошенных. Далее по убывающей идут следующие предметы веры: бессмертие души — 42%, Воскресение Иисуса Христа — 42%, Божий Суд — 40%, спасение души для вечной жизни — 39%, существование дьявола — 32%, загробная жизнь — 31 %, приход антихриста — 21 %, конец света — 18%.

Описанная картина с очевидностью демонстри­рует необходимость религиозного просвещения населения, проведения вероучительного ликбе­за. Практически во всех европейских странах

79 Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом
сознании постсоветской России. М; СПб., 2000. С. 7—48.

80 Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 55.

766

Отец Антоний (Андрей Блум), архимандрит Русской зарубежной право­славной церкви (в годы войны сидел в нацистском концлагере), в одном из телеинтервью высказался приблизительно так же: «Человеку надо открывать не Церковь, а Бога. Через приобщение к Церкви не обязательно можно при­общиться к Богу. Человек может открыть для себя Бога через Церковь и без нее, самостоятельно. А затем, открыв Бога, открыть и Церковь». А потому, быть может, прав безымянный социолог-прикладник, упомянутый в статье А. Морозова, который говорит, что «если девочка-студентка не знает наи­зусть «Отче наш» и Символа веры, но не материалистка и в трудную минуту жизни идет не в мечеть, не в кирху, не в синагогу, а в православный храм, — то она православная»81. Можно также согласиться с точкой зрения Ю. Ры­жова, который отмечает, что во все века даже начальные богословские по­знания, не говоря уже об умении читать, были уделом немногих христиан82.

Хотя внешне-обрядовая сторона, как выясняется, не так уж и важна для истинного приобщения к православной вере, ее соблюдение чрезвычайно

основы христианского вероучения традиционно преподаются и в частных, и в государственных школах — либо факультативно, либо как обяза­тельный предмет. Только у нас отсутствует по­нимание необходимости религиозного просве­щения. Не осознают необходимости преподава­ния основ религии прежде всего сами учителя, из которых лишь 7% считают, что покончили с атеизмом. Они боятся увидеть в своем коллек­тиве священника: 44% учителей считают невоз­можным религиозное образование учащихся об­щеобразовательных школ совместно с РПЦ, и лишь 31 % учителей относится к такому образо­ванию положительно. Даже с такой формой обучения религии, как факультативные заня­тия, согласны лишь 43% учителей. Остальные 49% не хотят терпеть даже эту форму обучения в школьных стенах, заявляя, что это частное дело семьи, а еще 6% учителей считают, что та­кое обучение — это дело самой Церкви. Срав­ним положение дел в такой стране, как Бельгия, где 89% населения являются католиками: даже здесь с 1 сентября 1997 г. разрешено препода­вание Православия в государственных школах французского сообщества. Значительно повредили духовному оздоровле­нию нашего общества разорительные набеги псевдохристианских и нехристианских миссионе­ров, предлагавших в качестве духовной жвачки самые примитивные и нелепые ментальные кон­струкции. По данным правоохранительных орга­нов, в первой половине 1990-х гг. в различные культовые новообразования в России было вов­лечено до 5 млн человек. Теперь уже можно кон-


статировать, что иностранные веры в нашей стра­не не прижились, население в своем большинстве отторгло сектантскую духовную продукцию, де­монстрируя «неприятие ныне усиленно пропаган­дируемых установок общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориента­ции» и высокую степень «приверженности боль­шинства населения, особенно верующих, тради­ционным российским духовным ценностям, в том числе коллективистским, соборным началам». Не более 1 % населения удалось миссионерам удер­жать в своих объятиях, о чем свидетельствуют различные данные. Например, в 1995 г. назвали себя верующими 50,5% населения. Из них право­славными себя считали 42%, просто христиана­ми 7,5%, католиками и протестантами 0,5%, му­сульманами 3,3%, буддистами 1 %, верят в Бога, но не разбираются в религиях 3%. Примерно то же было зафиксировано два года спустя, в апре­ле 1997 г. — 49% жителей России старше 18 лет считали себя православными, 37,4% — не счита­ли себя верующими, 8,3% затруднились ответить, 3,2% назвали себя мусульманами, 0,8% — при­верженцами протестантских деноминаций (един­ственный успех миссионеров), 0,2% — католика­ми, 0,2% — буддистами, 0,1% — иудаистами, еще 0,8% поделили между собой остальные религии. Однако результаты этих опросов говорят преж­де всего о желании называться православными. О реальных последствиях вестернизации по ним судить нельзя, для этого нужны специальные ис­следования.

Сокращено по источнику : Пейкова З . И . Молодежь, церковь и будущее (www.radonezh.orthodoxy.ru)

81 Морозов А.О. Сколько православных в России // НГ-Религии. 1997. № 10(23.10.).

Рыжов Ю. Социологи не виноваты: Критерии религиозности не разработаны до сих пор // НГ-Ре­лигии. 2003. 2 апр.

В 7

затруднено в наших условиях. Уничтожение десятков тысяч храмов лишило миллионы людей повседневной практики воцерковления. Даже в Москве, где самое большое число действующих церквей на одного жителя, в главные цер­ковные праздники в храмы не пробиться. Особенно это касается «спальных» районов. Во многих достаточно крупных промышленных городах Подмоско­вья церквей нет вообще или они находятся далеко от города. Что же говорить о новых городах и поселках Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, где церквей вообще не строили. В таких условиях, справедливо считает Ю.Ю. Синелина, трудно посещать храм не реже одного раза в месяц83.

Подобные трудности возникают также перед причащающимися. Слиш­ком мало священников. К примеру, в Самаре около 30 приходов — священ­ников просто не хватает. До революции 1917 г. в епархии было более тысячи священников сейчас же — не более двухсот. А ведь тогда населения было гораздо меньше. Сегодня люди тянутся к церкви, а священнику физически не хватает времени со всеми поговорить. Священников не хватает и в Мор­довии, а потому многие села не имеют храмов. При советской власти духов­ные семинарии, готовившие квалифицированные кадры, в подавляющем большинстве закрыли. Те, что открылись в последнее десятилетие, в част­ности в Тобольске, не успевают обеспечить возросшие потребности как сель­чан, так и горожан. Храмов открывается много, священников не хватает. Священники в вечном ремонте — безвылазные прорабы. На начало января 2003 г. в Екатеринбургской епархии служит 400 священников и диаконов. За год Епархия пополнилась 30-ю батюшками. Вроде бы и немало в абсо­лютных цифрах. Но если пересчитать, сколько прихожан приходится на Одного священника... Получается, что священник сегодня должен окормлять около 12 тыс. человек, что просто не реально. Если брать ситуацию, кото­рая была до 1917 г., то тогда один священник приходился примерно на 1 — 2 тыс. жителей. Многие из тех, кто рукополагается, не имеют систематиче­ской богословской подготовки, а только — самообразование84.

В России выросло несколько, поколений людей, не знающих, что в воскре­сенье верующие ходят в церковь. Необходимо учитывать и то обстоятельство, справедливо считает Ю.Ю. Синелина85, что от посещения храма, а также при­частия, исповеди, утреннего и вечернего правила десятилетиями отучали: хо­дить в церковь было небезопасно сначала просто для жизни, а затем для спо­койной жизни. Храм посещали или пенсионеры, на которых смотрели сни­сходительно, или люди, способные без страха бросить вызов системе, а таких к тому времени осталось мало. Одновременно в Европе религиозные традиции не только не прерывались, но во многих странах морально поощрялись.

Подъем и падение, кризис и возрождение религиозности в любом обще­стве и в любую историческую эпоху носит волнообразный характер. Часто такие колебания не зависят от социально-экономических условий, полити­ческих режимов, преследования или поощрения верующих, но подчиняются каким-то иным, пока еще до конца не изученным, закономерностям.

К примеру, чем объяснить снижение религиозности в благоприятный пери­од конца XIX в. в сибирских городах России. С количественной и внешне-об-

83 Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7.

84 Православная газета. 2003. 3 февр.

85 Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7.

768

рядовой стороны наблюдалось религиозное оживление, а именно: большинство жителей западносибирских городов исповедовали православие (более 80%). Наиболее массовой формой участия городского населения в религиозной жизни было посещение церкви и участие в религиозных праздниках. Большое ожив­ление на городских улицах вызывали крестные ходы. Однако участие многих горожан в отправлении религиозных обрядов было формальным делом, так как религиозность значительных слоев городского населения заметно снизилась. Об этом свидетельствует послание Епископа Томского и Барнаульского Мака-рия в Томскую духовную консисторию (23 августа 1897 г.), где он отмечает, что «при обозрении церквей епархии мною было замечено, что православные про­столюдины многих приходов не знают ни символа веры, ни других, самых не­обходимых для всякого христианина молитвословий; замечено также, что даже некоторые псаломщики недостаточно ознакомлены с христианским веро- и нравоучением, и не знают начальных и утренних молитв, из чего с достоверно­стью можно заключить, что молитв этих у себя дома они не совершают»86.

С надеждой на возрождение . Да исправится молитва моя ...

В 1859 г. духовное ведомство Николая I расследовало проявления рели­гиозной жизни среди 51,5 млн православных в России. Оказалось, что из них причащаются и исповедуются только 68%. «По небрежности» не исповеды-вались и не причащались 6,6%. Для 1,6% причины уклонения признаны «удовлетворительными». Было выявлено до 3 млн скрытых раскольников87. Л. Толстой поделил образованное общество на четыре категории. Первая — очень небольшая группа — люди глубоко религиозные, бывшие раньше ма­сонами, иногда шедшие в монахи. Вторая —люди, исполнявшие по привыч­ке церковные обряды, но в душе совершенно равнодушные к религиозным

6 Алисов Д.А. Церковь в культурном пространстве западносибирского города // Современное обще­ство. Омск, 1999. Вып. 1. С. 187-189. Самарин Ю. Предисловие к первому изданию/А.С. Хомяков. Соч. богословские. СПб., 1991. С. 200.

769

вопросам (70%). Третья — люди неверующие, официально исполнявшие обряды по необходимости; четвертая — вольтерьянцы, неверующие, откры­то выражавшие неверие (2—3%)88.

К настоящему времени численность верующих, кажется, стабилизировалась: не отмечается ни резкого снижения, ни возрастания. Уже в конце 1990-х гг. инерция «религиозного бума» была исчерпана, церковь приняла тех, кто в силу различного рода запретов «не шел по дороге к храму» и уровень рели­гиозности в стране стабилизировался. По данным социологического мони­торинга Аналитического центра ИСПИ РАН, соотношение религиозного и нерелигиозного населения приняло устойчивый характер и составляет при­мерно 2:189. Всплеск религиозности 1994—1995 гг. сменился его понижением уже в 1997 г.90 Социологические исследования, репрезентативные в масш­табах России, свидетельствуют о постепенной стабилизации уровня религиоз­ности в конце 1990-х гг.91 Полученные И.Г. Каргиной92 данные подтвержда­ют выводы других исследователей о бурном росте числа христианских орга­низаций с начала 1990-х г. и некоторой стабилизации этого процесса во второй половине этого десятилетия.

Процессы, которые социологи наблюдают в современной России, во многом присущи и другим странам. По данным опубликованного в 2004 г. исследования BRG, большинство невоцерковленных американцев — молодые неженатые мужчины. В то же время социологи обнаружили, что 17% не посещающих цер­ковь респондентов верят в Христа. В 1991 г. 39 млн жителей США заявляли, что не ходят в церковь, тогда как сегодня нецерковных людей в США насчитывается уже 75 млн. 13 лет назад 21% взрослых американцев посещали церковь только в случае свадьбы или похорон, а также на Пасху и Рождество, а в настоящее время таких уже 34%. По мнению президента BRG Джорджа Варны, для многих амери­канцев посещение церкви противоречит как современной культуре, так и их соб­ственной интуиции. «Нецерковныелюди — это не просто люди ленивые или стра­дающие от недостатка информации, — убежден Варна. — Они просто абсолют­но не интересуются церковной жизнью. Новая богослужебная музыка не привлечет их в церкви, потому что молитва не входит в их планы. Более удоб­ные церковные скамьи — тоже, потому что они все равно чувствуют себя ком­фортно на диванах и в креслах. Церковь не может эффективно конкурировать с современным миром и тем, что он предлагает человеку»93.

Волнообразные процессы роста и падения религиозности характерны для многих стран, втом числе для США. Причиной могут выступать социальные потрясения и катаклизмы. К примеру, после террористических атак 11 сен­тября 2001 г. религиозность общества, поданным опросов, возросла в 2 раза. Хотя накануне, т.е. полгода ранее, 55% американцев были убеждены, что роль религии уменьшается94. По мнению американцев, влияние религии на

S8 Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986. С. 20—21.

89 Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предприниматель­
ство. 2001 № 1-2 (7-8).

90 Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Влияние религиозного сознания на экологичность россиян //
Гуманитарный экологический журнал. Т. 2. Вып. 1. 2000. С. 76-82.

91 Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. С. 226.

92 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118.

93 Религия и СМИ. 2004. 7.05.

94 Washington ProFile. 24 декабря 2001 г. - #15(123).

770

жизнь США в настоящее время достигло беспрецедентных размеров. 78% жителей Соединенных Штатов считают, что роль религии в жизни общества растет. Это самый высокий показатель за последние 40 лет. При этом на 60% выросли продажи Библии и Корана, примерно на 28% выросли продажи религиозной периодики, резко увеличились аудитории религиозных радио-и телепрограмм, а также посещаемость религиозных интернет-сайтов.

Показательно, что подавляющее большинство американцев, считающих что влияние на жизнь растет, принадлежит к среднему классу Америки, и, как правило, живет в небольших городках. Жители крупных городов, как пока­зывают исследования, более равнодушны и, в тоже время, более толерантны

к религии. Большинство американцев считают наиболее симпатичными и гу­манными религиями христианство, иудаизм и буддизм. Значительно менее популярны ислам и атеизм. Как это ни странно, но хуже всего к исламу отно­ сятся афроамериканцы, среди которых довольно популярно движение «Чер­ных мусульман». Но чем моложе, образованней и состоятельней человек, тем больше он знает об исламе и лучше к нему относится95.

В Англии только основные церкви (конфессии) теряют еженедельно око­ло 1 500 прихожан. Римско-католическая церковь с 1980 г. потеряла их 600 тыс. Из Англиканской уходят примерно 600 прихожан еженедельно, а на ее бо­гослужениях не присутствует и миллиона человек, что вдвое меньше, неже­ли 50 лет тому назад. После того, как в 1992 г. Генеральный Синод принял решение о посвящении женщин в духовный сан, Англиканскую церковь по­кинуло около 500 священников.

Чехию тамошние социологи относят к наиболее секуляризированым ев­ропейским странам — почти половина респондентов (48%) в исследовании Д. Гампловой96 ответила, что никогда не бывает на богослужениях. Секуляри-зованность определялась социологами не только по внешне-обрядовым при­знакам, но и по уровню самоидентификации себя с определенной конфесси­ей. Так вот, оказалось, что «вне конфессий», т.е. не указали свое вероиспове­дание 45,9% респондентов. Тот факт, что человек не отнес себя ни к какому вероисповеданию, по мнению социологов, свидетельствует об отсутствии хри­стианского взгляда на мир. Еще более мрачные итоги в западноевропейских странах: в Великобритании, Франции, Германии показатель достигает отметки в 69%. О том, что никогда не ходят на богослужения, сообщили 50,3% респон­дентов во Франции, 54,2% в Великобритании, 56,3% в России и даже 60,1% в Нидерландах. Для сравнения: в Соединенных Штатах, Германии и Австрии такие ответы дала лишь 'Д часть респондентов97. Треть американцев и даже половина швейцарцев, напротив, ответили, что участвуют в богослужениях каждую неделю. Среди тех чехов, кто ходит на богослужения и в то же время относит себя к какому-либо вероисповеданию, преобладают люди старшего возраста; среди молодежи интерес к церковной жизни слабее. Указывают свое

95 Washington ProFile. 24 декабря 2001 г. - #15(123)

96 ГампловаД. Программа социальных исследований — 1999 // Социс. 2002. № 7. С. 78-86.

97 Там же.

771

вероисповедание и посещают богослужения прежде всего респонденты из не­больших населенных пунктов, а также имеющие низкий уровень образования. Результаты исследования 1998 г. свидетельствуют, что сдержанное отношение к традиционным церквам и христианству не означает, что чехи отвергают су­ществование сверхъестественного. Примерно лишь один человек из ста од­нозначно отрицал не только существование Бога, духа или сверхъестествен­ной силы, но и конкретные проявления сверхъестественного в жизни; 66,1% респондентов ответили, что некоторые предсказатели обладают способностью предвидения будущего; 45,3% призна­лись, что верят в силу амулетов, и столько же — в гороскопы. Данные 1998 г. со­ответствуют результатам некоторых бо­лее ранних исследований религиознос­ти, согласно которым в европейских об­ществах сохраняется довольно высокий уровень веры в сверхъестественное. Та­ким образом, чешские респонденты ско­рее отрицали традиционные религиоз­ные системы и организованные рели­гии, нежели сверхъестественное вообще. Сегодня верующими себя считают около 60% россиян. Поданным ВЦИ­ОМ эта цифра почти вдвое больше, нежели в 1989 г. Опрос почти что 250 тыс. человек, проведенный Русским социально-экономическим агентством в 81 регионе страны (т.е. практически во всех, за исключением Северного Кавказа и Камчатки) в конце 1998 г. за­фиксировал, что верит в Бога 60% на­селения, 21% признают «существова­ние некоей внешней силы», но их «не привлекают традиционные религии»; и лишь 16% абсолютно равнодушны к вере98. Последняя цифра ничтожно мала для страны, в которой атеизм семь десятилетий был активно насаждаемой религией. Малейшее отступление от него грозило серьезными санкциями (отчислением из учебного заведения, увольнением с работы и т.п.).

Таким образом, судя по имеющимся данным, можно говорить скорее о религиозном ренессансе, в особенности на фоне падения интереса к рели­гии в западных странах, нежели о религиозном кризисе в России. Религия стала культурным фоном жизнедеятельности даже для неверующих. В об­щественном мнении значимость религиозных вопросов опережает полити­ческие, экономические, социальные проблемы.

98 Возьмитель А.А. Религия, религиозность и образ жизни (www.seminaria.bel.ru).

8


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!