Кризис государственной церкви



Шесть с половиной десятилетий, в течение кото­рых дворянское самодержавное государство про­существовало после ликвидации его крепостни­ческой базы, были, в сущности говоря, эпохой его последних судорожных усилий в борьбе за суще­ствование. Подтачиваемое быстрым ростом про­мышленного и банкового капитала и потрясаемое периодически вспыхивавшими и все усиливавши­мися революционными движениями пролетариата и крестьянства, оно быстро шло к неминуемой гибели, увлекая за собой и все те общественные слои, и все те учреждения, которые были с ним органически связаны. Церковь была одним из та­ких учреждений; эпоха после 1861 г. для нее явля­ется также эпохой безысходного кризиса. Она была обречена так же, как и командовавшее ею государство. Некоторые наиболее проницатель­ные ее деятели сознавали это уже в 1860-х гг.. Мы уже видели, как дрожал в 1861 г. митрополит Фи­ларет. Несколько позже И.С. Аксаков уподоблял церковное тело трупу, в котором составные час­ти — клир и миряне — соединены лишь насиль­ственно и механически, сшиты на живую нитку, охвачены деморализацией и грозят окончательно


разъединиться; Аксаков звал к церковной рефор­ме, надеясь ею спасти религию и церковь, но не уясняя себе всей безнадежности этого предприя­тия при обреченности самодержавия. Критическое положение церкви обнаруживается прежде всего в ее экономической базе. Парази­тические черты церковной экономики во второй половине XIX в. приобретают особенно непри­глядные черты. Церковь тянется вслед за веком

к капиталистическому накоплению, но соверша­ет это чрезвычайно уродливым образом и в ко­нечном итоге «работает» не столько на себя, сколько на государство. Лишь немногие церков­ные учреждения имели крупные земельные уго­дья. Из 2 300 000 десятин земли, принадлежав­шей церкви в 1910 г., около 1 500 000 десятин составляли мелкие наделы сельских церковных

18 Эрн В. Что делать? // Вопросы религии. М., 1908. Вып. II. С. 65.

792

ным — меча гражданского?», — задается вопросом Д.С. Мережковский19. С.Н. Булгаков предлагал «совлечь» с Православной церкви «государствен­ный мундир, орденские знаки с аксельбантами и меч, навязанные самодер­жавием»20. По мнению русской интеллигенции начала XX в., государство должно признать за церковью право внутреннего самоуправления, начала соборности, выборности, право церковных собраний и обществ. Кроме того, необходимо упразднить любые привилегии, связанные с православием, и последовательно проводить принцип светского государства, нормы которого вытекают из христианского учения о достоинстве и равенстве всех людей перед Богом, о всеобщем единстве во Христе.

Позициям либеральной интеллигенции по проблеме государственно-церковных отношений противостояли взгляды церковной интеллигенции, утверждавших, что государство — это органическая часть церкви, а сама церковь должна находиться в тесном союзе с государственными властями. По мнению В.М. Скворцова, главного редактора журнала «Миссионерское обозрение», «в христианском государстве власти и граждане подданные — члены Церкви»21. Для прогресса общества — нравственного и социального — главная роль отводится церкви, которая неизбежно оказывается связанной с государством силой и властью. Ссылаясь на апостольское учение о влас­ти, представители русского православия отмечают, что «нужно повиноваться всякому человеческому начальству, но до тех пор, покуда требования этого начальства не противоречат заповедям Христа»22.

приходов, обрабатывавшихся церковным, притом число потребительским образом, и только около 800 000 десятин принадлежало архиерейским домам и монастырям и эксплуатировалось с це­лью извлечения прибыли. Эти 800 000 десятин составляли, однако, всего 0,1% землевладения России в это время. Столь же немногочисленны были и другие коммерческие предприятия церк­ви. Только крупные монастыри, вроде Троицкой, Александро-Невской и Киево-Печерской лавр, имели свои лабазы, лавки и большие доходные дома. Другие монастыри либо совсем не имели никаких предприятий, либо имели мельницы, при­стани, лавки на базарах и другие подобные мел­кие доходные статьи. Главными источниками су­ществования всех церковных учреждений были казенные кредиты и доходы от чисто церковных операций, т.е. от эксплуатации обращавшихся к церковным учреждениям верующих. Но так как казенные субсидии в конечном счете восходили к тем же народным копейкам, то церковь жила


высасыванием соков из народного организма, не давая ему в обмен никакого эквивалента в фор­ме реальных хозяйственных благ... Если средства, собиравшиеся в церквах на под­держание в порядке церковных зданий и усадеб, еще отчасти возвращались в оборот трудящих­ся в форме заработной платы, то средства, со­биравшиеся в пользу причтов, были, в сущнос­ти, совершенно непроизводительным налогом на содержание паразитического общественного слоя. В приходском быту размеры этого налога определялись, с одной стороны, местными обы­чаями, с другой стороны, индивидуальным на­строением каждого прихожанина; «нажимать» на прихожан решались, впрочем, лишь немногие, особенно наглые клирики. Но в монастырях кар­тина была уже совершенно непристойная и от­вратительная. Лишенные земель и других круп­ных оброчных статей и далеко не обеспеченные штатным казенным содержанием (из 934 мона­стырей казенное содержание в 1916 г. получали

19 Записки Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге // Новый путь. Приложение. 1903.

№ 2. С. 74. 2 Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопр. религии. М., 1906. Вып. 1. С. 77.

Записки Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге // Новый путь. Приложение. 1903.

№4. С. 182.

Свенцицкии В. Христианское отношение к власти и насилию // Вопросы религии. М., 1906. Вып. I. С. 12.

793

В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов, часовен и молитвенных домов (включая домашние церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1 025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послуш­ников, 57 духовных семинарий и 4 духовных академии. В годы советской влас­ти в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (1920-е гг.); резко сократились число действующих храмов и численность ду­ховенства, подверглись упразднению монастыри и духовные школы. Из этого количества к 1928 г. осталось 38,5 тыс., а к началу Великой Отечественной вой­ны их число было сведено к минимуму — 1,7 тыс. Знаменитый ленинский дек­рет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церк­ви» решительно провозглашал принципы полного лишения религиозных орга­низаций любой собственности: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не име­ют». Кроме духовных учебных заведений, закрывали вообще любые домовые и военные церкви, храмы в любых учреждениях. В 1918-1920 гг. удалось осуще­ствить ликвидацию нескольких сотен монастырей. В эти же годы происходит массовое ограбление РПЦ: изъяты все капиталы, земли, здания (включая хра­мы), экспроприированы церковные ценности, вскрыты святые мощи. Эксп­роприация веками копившихся в храмах ценностей потребовала энергичных усилий всего карательного и политико-идеологического аппарата страны, по­вседневного руководства и корректирования со стороны Политбюро и непос­редственно главных вождей. На это крупное дело сразу же был нацелен весь ме­ханизм ГПУ. Расстреляны сотни тысяч священников23. По неполным данным,

только 275, всего в сумме 423 528 руб., или в среднем 150 руб. на монастырь), монастыри жили, главным образом, на свои средства, полу­чавшиеся от торговли «благодатью». Торговали местами на монастырских кладбищах, крестика­ми, иконами, освященным маслом, разными спе­циальными молитвами, все по дорогой цене, с наживой 100% и больше. По словам такого бла­гочестивого богослова, каким был Е.Е. Голубин-ский, русские монастыри были самыми бессове­стными торговцами во всем мире. Кроме того, всякий монастырь имел какую-нибудь святыню, мощи или икону, около которых всегда ставилась кружка для денег и с которыми монахи время от времени совершали поездки по окрестным горо­дам и селам, загребая деньги за молебны и дру­гие предметы «благодати». Эти доходы никто, кроме казначеев и настоятелей, никогда не под­считывал, но о размере их дают возможность судить скопленные монастырями капиталы, ко­торые на 1913 г. исчислялись вместе с капитала­ми архиерейских домов в сумме 65 555 503 руб. В 1860-х гг. против монастырей поднялась широ­кая волна нареканий; синод пытался «для под­нятия авторитета монастырей в общественном мнении» побудить монастыри расширить благо-


творительную и учебную деятельность. Но из этого ничего не вышло. Монастыри отказались, ссылаясь на свою «бедность». Все церковные денежные капиталы, как уже указан­ные архиерейские и монастырские, так и капиталы некоторых крупных городских церквей, должны были обязательно помещаться в государственные процентные бумаги и храниться в юсударственном банке. Когда в 1870-х гг. появились городские и част­ные банки, платившие больший процент, чем юсбанк, и церковные учреждения стали помещать свои ка­питалы в частных процентных бумагах и частных банках, то правительство посмотрело на это как на преступление. В 1882 г. синод дал строжайший при­каз взять обратно все церковные вклады из частных банков и передать в юсбанк, а частные процентные бумаги обменять на государственные и впредь не иметь никакого дела с частным денежным рынком. Таким образом государство обеспечило за собой пользование той долей народного дохода, которую высасывала в свою пользу церковь; церковь долж­на была служить государству не только идеологичес­ки, но и вполне материалистически — своими сво­бодными средствами.

Сокращено по источнику : Никольский Н . М . Исто­рия русской церкви. М., 1985. С. 404-408

23 Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке (http:// kuzl.pstbi.ccas.ru).

794

в течение одного только 1922 г. было уничтожено 8 100 духовных лиц, кроме того тысячи людей погибли, защищая святые иконы и священные сосуды от комис­сий по изъятию церковных ценностей24. В ходе кампании крупные судебные процессы с последующими массовыми расстрелами духовенства прошли в Мос­кве, Петрограде, Шуе, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Старой Руссе, Сим­ферополе25.

Жертвы большевиков . Город Оса Пермской губернии . Здесь было убито более 2 тыс . человек

В годы Великой Отечественной войны отмечается некоторый религиоз­ный подъем. Несмотря на духовную несвободу и гонения, верующее приняли активные участие в борьбе с врагом, церковь всячески содействовала подъ­ему патриотических чувств народа. Власти не препятствовали распростра­нению духовенством патриотических воззваний, что до войны являлось на­рушением закона о цензуре26. Прекратилась антирелигиозная пропаганда в государственном масштабе. К октябрю 1941 г. были закрыты почти все ан­тирелигиозные издания. 28 ноября 1943 г. Совнарком СССР принял поста­новление за № 1325 «О порядке открытия церквей», по которому права ве­рующих значительно расширялись. Тогда же Совнарком разрешил откры­тие в Москве Богословского института. В мае 1944 г. постановлением СНК СССР были открыты богословско-пастырские курсы в Саратове, а 5 февра­ля 1944 г. Совет по делам религий принял постановление об официальном

24 Слово. 1991. №5.

25 Регельсон Л. Трагедия Русской церкви. 1917-1945. М.,1997.

Положение о Главном Управлении по делам литературы и издательства от 6 июня 1922 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 2. М., 1954. С. 83.

795

открытии первых 18 храмов. На 1 января 1948 г. в стране насчитывалось 14 329 православных храмов. Появилась возможность возобновить подготов­ку кадров в духовных семинариях, начал выходить «Журнал Московской патриархии»27.

Патриотическая деятельность духовенства привела к росту духовного влияния Московской Патриархии. Церковь не только утешала, поддержи­вала веру в победу, осуждала дезертирство, сдачу в плен, но и оказывала материальную помощь фронту, в частности в 1941 г. все православные при­ходы страны начали сбор пожертвований в Фонд обороны. На деньги веру­ющих была построена танковая колонна. Духовенство участвовало в рытье окопов, трудилось в военных госпиталях, устроенных в монастырях. За пат­риотическую деятельность 40 представителей духовенства были награжде­ны медалями и орденами28.

Однако улучшения отношений церкви и государства носили, во-первых, временный характер, продиктованный необходимостью мобилизации всех сил для борьбы с общим врагом, во-вторых, декларативный характер, по­скольку многое из обещанного государством так и осталось на бумаге. Так, в Совет по делам РПЦ при правительстве СССР за 1944-1945 гг. поступило 5 770 заявлений об открытии церквей, а было удовлетворено лишь 414 хо­датайств29. Церковь находилась под жестким контролем властей. Сталин стремился превратить РПЦ в центр международного православия, который бы подчинялся только ему, для чего он активно вовлекал ее в антифашист­скую деятельность (что повышало мировой авторитет РПЦ)30.

С началом «холодной войны» в конце 1940-х гг. усилилась идеологичес­кая конфронтация с Западом и одновременно правительство повело откро­венную борьбу с РПЦ. Церковь предстояло вытеснять на периферию обще­ственной жизни. Начались репрессии против инакомыслия. В 1949 г. стали запрещаться службы вне стен храмов, отменялись крестные ходы, кроме Пасхальных, ограничивались разъезды духовенства по населенным пунктам. Стали преследоваться коммунисты и комсомольцы, совершавшие религи­озные обряды31. В 1951—1953 гг. многие храмы были выведены из церков­ного обращения: в стране насчитывалось 13 555 официально открытых пра­вославных храмов, 120 из них использовались в качестве элеваторов. Коли­чество священников и диаконов уменьшилось до 12 254, монастырей до 6232. Начались аресты священников и архиереев.

Наступление на Церковь достигло своего пика летом 1954 г. Н.С. Хру­щев как руководитель ЦК КПСС потребовал активизировать атеистичес­кую работу в партии и обществе. Под его давлением 7 июля 1954 г. ЦК при­нял постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической про­паганде и мерах ее улучшения». Это решение разрушило подобие того государственно-церковного диалога, который начал складываться при

27 Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., 1982.

28 См.: Розенбаум ЮЛ. Советское государство и церковь, М., 1985.

29 Одинцов М.И. Государство и церковь в России XX век. М., 1994; Поспеловский Д. В. Советское госу­
дарство и церковь. М., 1995; Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной
войны (1943-1945 гг.) //Отечественные архивы. 1995. № 3.

30 Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

31 Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 267.

32 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 346.

796

И.В.Сталине33. В СССР развернулось широкомасштабное «наступление на религиозные пережитки». Под видом необходимости активизации атеисти­ческой работы партии и преодоления некоторых сталинских ошибок требо­валось скорейшее «освобождение» населения страны от «религиозных пред­рассудков».

Вскоре политика КПСС по отношению к РПЦ неожиданно изменилась. 10 ноября 1954 г. было опубликовано новое постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Прежнее антицерковное постановление ЦК партии от 7 июля 1954 г. как бы признавалось ошибочным. К 1955 г. отмечается увеличение общего числа

священнослужителей — с 11 912 до 11 993. Омолодилось духовенство, воз­росло количество желающих посту­пить в духовные учебные заведения, сократилось количество закрываемых храмов; из лагерей и тюрем на свободу выпущены многие священники34.

После XX съезда КПСС у руковод­ства Патриархии появились надежды на либерализацию государственно-церков­ных отношений. Но в конце 1950-х гг. они стали лишь ухудшаться: прошла массовая чистка церковных библиотек, многие духовные книги были изъяты; к 1959 г. было закрыто 13 монастырей и намечалась ликвидация еще 17. На ме­ста рассылались закрытые циркуляры, предписывавшие усилить надсмотр за деятельностью священников и атеисти­ческую пропаганду35. В начале 1960-х гг. Московская патриархия была названа идеологическим противником партии и правительства. За 1961—1964 гг. в СССР было осуждено по религиозным мо­тивам 1 234 человека. Согласно ряду постановлений ЦК КПСС, принятых в 1958—1962 гг. государственными органами, в том числе КГБ, МВД, прокура­турой, были осуществлены меры по административному закрытию огромно­го числа храмов, религиозных общин, приходов, монастырей, духовных школ. Так, в 1963 г. число православных приходов по сравнению с 1953 г. было со­кращено более чем вдвое. В Московской епархии с 1959 по 1963 г. было закрыто более половины церквей. В Москве летом 1964 г. впервые за послевоенное время был разрушен храм Малого Преображения. В Днепропетровской и За­порожской епархиях в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. оставалось всего 49. Было закрыто 5 семинарий. В 1959 г. Русская церковь имела 47 монастырей, а к середине 1960-х гг. осталось только 16, число монашествующих сократи­лось с 3 до 1,5 тысяч. К 1961 г. оставалось 8 252 священника и 809 дьяконов,

Алексеев В.А. Тернистый путь к живому диалогу. М., 1999. С. 15. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994.

35 Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994.

36 Там же. С. 160.

797

к 1967г. —6 694 священника и 653 дьякона16. В 1963 г. была закрыта Киево-Пе-черская лавра. В середине 1960-х гг. Русская Православная Церковь имела в СССР лишь 18 действующих монастырей".

Программа КПСС, принятая на ХХ11 съезде КПСС (октябрь 1961 г.), предполагала, что через 20—30 лет РПЦ должна будет прекратить свое суще­ствование, так как все граждане страны станут атеистами. Из повседневной жизни всячески вытеснялись религиозные обычаи и традиции, вместо них внедрялись новые праздники и ритуалы (торжественная регистрация бра­косочетания, регистрации рождения ребенка, вручения паспортов подрост­кам, «гражданские панихиды». На 1 января 1966 г. у РПЦ осталось 7 523 хра­ма, 16 монастырей, численность зарегистрированного духовенства к 1967 г. составила 7 410 человек. При этом религиозность населения не уменьши­лась, а в ряде регионов даже выросла38.

Таким образом, период «оттепели» привел к общему культурному подъему в стране, инициатором которого явилось поколение шестидесятников, и одновременно знаменовал собой усиление гонений на Церковь.

Антирелигиозная кампания прекратилась после отставки Н.С. Хрущева в 1964 г. Новое руководство страны во главе с Л.И. Брежневым отказалось от прежних методов религиозной борьбы. В январе 1965 г. Президиум Вер­ховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах наруше­ния социалистической законности в отношении верующих», в соответствии с которым была проведена работа по дополнительному изучению дел и от­мене судебных решений. Много осужденных верующих было реабилитиро­вано, возвращено в места прежнего проживания39. Московской Патриархии была предоставлена внешне почетная роль посла мира. Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекраще­но. Но церкви, закрытые в годы хрущевских гонений, за все 20 «застойных» лет не были возвращены верующим. За вторую половину 1960-х гг. число православных приходов убавилось с 7 523 в 1966 г. до 7 274 в 1971 г.40 В 1970— 1975 гг. продолжалось небольшое сокращение приходов РПЦ. За 5 лет с 1971 по 1976 г. число приходов сократилось с 7 274 до 7 038, в среднем закрыва­лось по 50 приходов в год. В последующие 5 лет число ежегодно закрывае­мых приходов уменьшилось до 6, и в 1981 г. Русская Православная Церковь насчитывала 7 007 приходов41.

Новая Конституция СССР 1977 г. не изменила правового положения ве­рующих. Однако переименование «антирелигиозной» пропаганды в «атеи­стическую» свидетельствовало об уменьшении воинственности в борьбе с религией. Церковной политикой руководили Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), действия которых, в свою очередь, курировал КГБ42.

37 Константинов Д. В. Гонимая Церковь. Русская Православная Церковь в СССР. М., 1999. С. 274.

38 Корнеев В. В. Преследования Русской Православной Церкви в 50-60-х гг. XX в. (http://kuz 1 .pstbi.ccas.ru).

39 Там же.

40 Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 165.

41 Там же. С. 187.

42 Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М.,
1996; Полосин B.C. Русская православная церковь и государство. М., 1993; Одинцов М.И. Государ­
ство и церковь в России XX век. М., 1994.

798

Закрытие церквей продолжалось вплоть до 1988 г. — года тысячелетия Крещения Руси и расцвета горбачевской перестройки. Празднование тыся­челетия Крещения Руси с разрешения ЦК КПСС фактически проводилось на государственном уровне. Этот факт заставляет рассматривать 1988 г. как дату начала десекуляризации российской политики, внешним знаком кото­рой явилось присутствие Патриарха на инаугурации президента Б.Н. Ель­цина. Началось активное возрождение церквей. В 1986 г. Русская право­славная церковь имела 6 794 прихода; с 1981 по 1986 год их число уменьши­лось на 213, нов 1987 году впервые с середины 1950-х гг. количество их начало возрастать, а в 1988 г. было открыто уже более тысячи новых приходов. Этот

процесс продолжался и в 1989 г., к кон­цу его число православных приходов приблизилось к 10 тыс. В этот период храмы стали открываться в таком тем­пе, что не стало хватать священников. И ставили на приходы священников без всякого образования. В Белоруссии до 80% духовенства не имеют богослов­ского образования43. Торжественное празднование 1 000-летия официаль­ного принятия Православия в России открыло путь к тому, что Патриарх Алексий II назвал «вторым Крещением Руси». К этому времени в Русской православной церкви было примерно 6 800 приходов, 67 епархий и 21 мо­настырь. В начале 1990-х гг. до 80% верующих россиян исповедовали пра­вославие. Самая влиятельная церковь страны имеет более 16 000 приходов, общее число епархий приближается к 120, действует более 330 монастырей и 30 с лишним монастырских подворий44. 1 октября 1990 г. был принят За­кон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», утвердивший за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Пат­риархией, права юридического лица. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Он налагал запрет на создание исполнительно-распорядительных органов власти в сфе­ре государственно-религиозных отношений. Конституция 1993 г. провоз­гласила принцип отделения церкви от государства, школы от церкви и ра­венства граждан независимо от их отношения к религии, а также равенство религиозных организаций.

В настоящее время РПЦ имеет более 20 духовных учебных заведений (в том числе 2 духовных академии, 7 духовных семинарий, более 15 духов­ных училищ). Сегодня в России действует такое большое число религиоз­ных центров, которое уже имеет смысл сравнивать с дореволюционным. В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность. Выходят «Богословские труды», «Журнал Московской патриархии», журнал «Православная беседа», общецерковная газета «Московский церковный вестник». Многие епархии имеют свои периодические издания.

43 Независимая газета. 2003.20.08.

4 См.: Цеханская К.В. Россия: тенденции религиозности в XX веке. // Исторический вестн. 2000. № 5; Ушакова Ю.В. Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века. // Исторический вестн. 2000. № 9-10. Пеикоеа З.И. Отношения к Церкви и России и других странах // Исторический вестн. 2000. № 9-10; Мчедлов М. Вера России в зеркале статистики // Независимая газета. 2000.17.05.; Россия-2000. Современная политическая история (1985-1999 гг.). Т. 1. М., 2000.

799

В России, после 70 лет атеизма и запрета церкви, происходит восстанов­ление ценностей православия. Без церковного благословения сегодня не про­ходит ни одно крупное мероприятие и строительство. Восстанавливаются разрушенные церкви и монастыри, политические лидеры открыто поддержи­вают и просят благословления у церкви. Получает признание совершенно своеобразное течение внутри религиозной жизни — экуменизм, проповеду­ющий объединение всех религий и церквей. В постсоветской России государ­ство подчеркнуто корректно обращается с Церковью, предоставляет ей опре­деленные налоговые и финансовые льготы для удовлетворения материальных

нужд, передает здания и помещения. Ве­личина этой поддержки побуждает неко­торых говорить о воссоздании «полугосу­дарственной Церкви».

Русская Православная Церковь заяви­ла о том, что считает полезным «взаимо­действие церковных институций с цент­ральными и местными органами государ­ственной власти, при невмешательстве их во внутренние дела друг друга, в сферах духовного просвещения, благотворитель­ности, миротворчества, науки, культуры, охраны и восстановления исторических памятников, заботы об общественной нравственности и других областях».

В свою очередь российское государ­ство выразило готовность к сотрудниче­ству с Русской Православной Церковью. Высшие должностные лица государства, включая президента, принимают учас­тие в праздновании основных право­славных дат, в частности Пасхи. Между аппаратом Президента, Госдумой и Православной Церковью происходят регулярные встречи, на которых об­суждаются принципиальные вопросы, входящие в совместную компетен­цию. В частности, Совет по взаимодействию с религиозными объединени­ями при Президенте обсуждает вопросы взаимоотношения Православной Церкви и других конфессий. В российской армии учрежден институт во­енных священников, возродивший славные традиции дореволюционного патриотизма.

Общество стало свидетелем двух встречных процессов — десекуляриза-ции политики и политизации религии. Власть обратила свое внимание на объединительную роль Церквей как носителей общемировых ценностей, а Церкви стали рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных целей, которые стоят перед ними. Этот процесс опережает процесс десекуляризации политики, и его лидером можно назвать Русскую Православную Церковь, ставшую важным фактором политической жизни. В первой половине 1990-х гг. епископы и священники занимали депутатские места в парламентах различных уровней. Правда, население восприняло этот факт настороженно. По данным со­циологического опроса, респонденты, высказавшись в целом позитивно по

800

поводу участия служителей культа в политической жизни (46% против 38%), негативно отнеслись к их депутатству (57% против 32%)45.

При анализе парламентских выборов политологи обратили внимание на то, что впервые в новейшей электоральной истории России религиозный фактор стал приоритетным для очень многих партий, которые используют в своих программах религиозно-патриотические лозунги, некоторые дела­ют религию фундаментальным базисом своей платформы, основывают на нем названия и символику («За Русь святую», «Русь», Народно-республикан­ская партия России и др.). В списках некоторых избирательных блоков при­сутствуют кандидаты, широко известные среди православной общественно­сти (блок «Родина»: А. Кругов, Н. Ле­онов, А. Савельев (ИД «Русский дом»); «Народная партия»: Н. Державин (ре­ферент Святейшего Патриарха), В. Ле­ бедев («Православная беседа»)). В пред­выборных дебатах нередко можно было услышать характерные «православные» аргументы, ссылки на Священ­ное Писание и т.д. Как правило, религиозный компонент преподносился в патриотической обложке, сочетался с лозунгами державничества, сильной государствен ности46.

Политической поддержки Русской Православной Церкви ищут многие политики, особенно в регионах, где влияние правящего архиерея порой весь­ма высоко. Либерализация законодательства, по мнению А.В. Щипкова, способствовала включению верующих в активную социальную жизнь. Ко­личественный рост религиозных общин сопровождался ростом благотвори­тельных, учебных и политических организаций, ставящих в основание сво­ей деятельности религиозные нравственные принципы. Все это на фоне повышения религиозности населения заставляет нас задуматься о новых формах отношений Церкви и государства47. Приоритетными областями цер-ковно-государственного сотрудничества Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. признаны: «нравственное воспитание личности, укрепление семьи, защита материнства и детства, помощь детям-сиротам, пожилым и обездо­ленным людям, борьба с наркоманией, пьянством, беспризорностью, куль­том насилия и разврата, другими социальными пороками». Такое соработ-ничество государства, Церкви и гражданского общества, по мнению участ­ников Архиерейского Собора, является настоятельным требованием времени. Церковь подчеркивает свою близость к обществу, к нуждам каж­дого конкретного человека. Напоминая «сильным мира сего» о своих обя­занностях по отношению к слабым, предоставляя всем «приют для молит­вы и тишины», Церковь помогает существенно смягчить негативные послед­ствия масштабных реформ для неадаптированных слоев населения. РПЦ открывает воскресные школы, сотрудничает с профсоюзами, армией, пра­воохранительными органами, общественными движениями, налаживает благотворительную деятельность, появляется на страницах СМИ, на теле-

45 Источник: Социс.1995. № 5. С. 8-13.

46 Жосул Е. Vox Populi - Vox Dei? // Татьянин день. 2004. № 1 (55).

Щипков А.В. О различии светской и конфессиональной журналистики // Исторический вестн. №9-10, 2000.

801

видении и радио, осваивает новые технологии в Интернете и т.д. Она стала полноценным институтом гражданского общества, который рассматривает себя как частное явление в обществе и не может претендовать на всеобщ­ность, зато получает полную независимость для отправления задач, возло­женных на Церковь Христом48.

Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивиду­ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеж­дения и действовать в соответствии с ними. Согласно Конституции, Россий­ская Федерация — это светское государство, где признается идеологическое многообразие; никакая идеология и никакая религия не могут устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной; религиозные объеди­нения отделены от государства и равны перед законом. Разумеется, верую­щие, которые составляют примерно половину населения страны, обладают всеми гражданскими правами и наравне с неверующими занимают то или иное место в политической борьбе в соответствии со своими взглядами и пристрастиями.

Православная церковь и другие религиозные конфессии как таковые не участвуют в предвыборных баталиях. Хотя политическая деятельность Церк­ви не противоречит законам государства. Государство разрешает. Не разрешает Церковь. И делает она это в силу той миссии, которую она взяла на себя в обществе. Так, Архиерейский собор Русской православной церкви ясно зая­вил о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо кон­кретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у влас­ти». Священноначалие неоднократно подчеркивало, что церковь не стремится к введению православия в качестве государственной религии; она против вся­кого насилия в определении человеком своей религиозной ориентации.

Ученые пришли к выводу, что для нашей страны гораздо больше подходит не американская, а европейская модель взаимоотношений государства и ре­лигии, которая предполагает наряду с веротерпимостью и свободой вероис­поведания для всех религий государственную поддержку тех религий, кото­рые являются наиболее массовыми, относятся к традиционным, укрепляют общественный порядок и заботятся о духовном окормлении своей паствы.

Сегодня Русская православная церковь, а также мусульманские, еврей­ские, буддистские и другие религиозные общины стремятся играть более активную роль в обществе. На церемонии инаугурации В.В. Путина в 2004 г. присутствовали главы основных религиозных организаций России: Патри­арх Московский и всея Руси Алексий П, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан, главный раввин России по версии ФЕОР Берл Лазар, глава Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий ТалгатТаджуддин и председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий Равиль Гайнутдин, а также глава Традиционной буддийской сангхи России пандито-хамбо-лама Дам­ба Аюшеев. Среди религиозных деятелей в Андреевском зале также находи-

48 Костюк К. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-политический журн. 1998. №2.

802

лась группа высших иерархов РПЦ МП — митрополиты Крутицкий и Ко­ломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл и Калуж­ский и Боровский Климент.

Русская православная церковь ежегодно проводит Всемирный собор рус­ского народа, на котором церковные лидеры, политики и общественные дея­тели обсуждают настоящее и будущее России. В нем участвуют посланцы всего политического спектра — от главы компартии Г. Зюганова до лидера «Ябло­ка» Г. Явлинского. Не менее политизированы многочисленные протестантс­кие церкви. Формально они отмежевываются от политики, но на практике активно участвуют в политическом процессе. Не чуждаются политики и но­вые религиозные движения, такие как «Белое братство», «Богородичный центр», секта Виссариона. Последний на президентских выборах 1996 г. по просьбе местной администрации вну­шил своим адептам, что воля Божья за­ключается в поддержке Б.Н. Ельцина. Голосование было единогласным. Президент В. В. Путин с удовольствием демонстрирует свое православие, но при этом стремится уверить представителей других конфессий, равно как и неверующих, в том, что он президент всех россиян. Можно говорить о попытках Путина изобрести некую «гражданскую религию», основанную на общих ценностях всех традиционных для России вероисповеданий. В своих ежегодных обращениях к христианам, мусульманам, евреям и буддистам по поводу их религиозных праздников Путин обычно отмечает общественную значимость веры, прививающей людям терпимость, милосердие, стремле­ние к миру и патриотизм. Хотя глава Русской православной церкви Патри­арх Алексий II присутствовал на инаугурации Путина, но не играл никакой роли в общественных церемониях. Однако Патриарх совершил для Путина молебен в одном из храмов Московского Кремля49.

При этом В.Путин не проявляет никаких признаков религиозного фана­тизма или нетерпимости. Состав правительства свидетельствует о том, что при подборе кадров он не руководствуется религиозной принадлежностью сотрудников. Некоторые критически относятся к тому, что считают прояв­лением экуменизма со стороны президента: его мнению, что православие является русской версией универсальной морали и духовных ценностей, но другие религии имеют такую же ценность. После поездки в знаменитый Соловецкий монастырь в августе 2001 г. Путин, основываясь на проповеди «О законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (документу, от­носящемуся к XI в.), заявил журналистам: «Митрополит Илларион когда-то сказал, что Бог хранит все нации. Если это так, то все нации равны перед Богом». Путин встречался с другими ведущими религиозными лидерами, включая Папу Иоанна Павла II и архиепископа Кентерберийского. Иногда он четко обозначает границу между интересами Русской православной цер­кви и государства. Журналисты отмечают, что порой президент дистанци­руется от Церкви, но остается православным50.

49 Источник: Newsru.Com. 2004.02.27.

50 The Washington Times. 2004.02.27.

803

Религия стала в постсоветской России одним из важных политических и общественных факторов. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй входит в число авторитетнейших людей государства. Не являясь при этом ни государственным чиновником, ни политическим лидером, он тем не менее оказывает определенное влияние на политику государства. Так, во время политического кризиса на Украине в ноябре 2004 г., когда после выборов страна раскололась на два лагеря — сторонников В. Ющен-ко и В. Януковича, — Патриарх фактически поддержал позицию президен­та России, высказавшись, как и он, в защиту президента Украины Л. Куч­мы и его ставленника Януковича. При­меров сотрудничества РПЦ и РФ можно привести немало, в том числе случаи, когда МИД РФ высказался на стороне РПЦ в имущественном конфликте с Русской православной церковью за ру­бежом в Палестине или выступил с заяв­лением против визита Римского папы на Украину (май 2001).

Некоторые специалисты говорят о том, что ныне происходит незаметное сращивание государства и церкви. Пред­ставитель государства и представитель церкви говорят одним языком, хотя один защищает интересы секулярного госу­дарства, другой — церкви. Общая почва для соглашения — борьба с нетрадици­онными церквами на территории Рос­сии. Они не нужны ни РПЦ, ни государ­ству. Вот почему Минобразование Рос­сии просит руководителей регионов и педагогических коллективов образова­тельных учреждений разработать мероприятия, препятствующие проникно­вению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные уч­реждения РФ.

Патриарх Алексий II фактически благословлял переход власти от Б.Н. Ель­цина к В.В. Путину 31 декабря 1999 г. своим присутствием в Кремле. Такого в России не было с конца XVII в. Патриарх и раньше привлекался к решению политических вопросов на самом высоком уровне: в 1993 г., когда он в Дани-ловом монастыре безуспешно пытался помирить противостоявших друг дру­гу Ельцина и Верховный Совет. Тогда Алексий II, сам того не желая, помог президенту оправдать применение им вооруженных сил против парламента. Высокая степень политизации характеризует православие во все истори­ческие эпохи. Сегодня она проявляется, в частности, в лоббировании через Госдуму принятия выгодных РПЦ законоположений, а через правительство — нужных дипломатических акций, например, дистанцирования от экумениз­ма и контактов с Римско-католической церковью, хотя они, эти контакты, крайне выгодны государству. Православие придает почти богословское зна­чение многим политическим категориям: категории нации, государства, (ка­нонической) территории. Членение православных церквей по национально-

804

му принципу делает политизацию религиозных отношений неизбежной. Наконец, православный консерватизм естественно сливается с политическим консерватизмом51. Политизация РПЦ выразилась, в том числе, в росте фун­даментализма. Политические ценности перекрашиваются в религиозные. Церковь становится политическим инструментом в руках противников совре­менности. Она открыто симпатизирует антилиберальным силам и начинает идентифицировать себя с политическим консерватизмом52.

В 2000-е гг. в Российской академии госслужбы при президенте РФ (РАГС) ведется работа над специальной концепцией, регламентирующей религиоз­ную политику государства53. Ее цель — создать (имея в виду средне- и дол­госрочную перспективу) систему эф­фективных реакций на возможные вы­зовы со стороны религиозной среды и наметить превентивные действия госу­ дарства, позволяющие избежать конф-ликтных ситуаций. Эффективность современной государственной политики обеспечивается двумя ее качества­ми. С одной стороны, это прагматизм, ориентированность на защиту наци­ональных интересов (национальной безопасности); а с другой — следование демократическим принципам, последовательная защита соответствующих ценностей и институтов.

Государство заинтересовано прежде всего в общественной стабильности и потому в управляемости процессов, происходящих в религиозной среде. Го­сударство призвано содействовать развитию тех инициатив религиозных со­обществ, которые приводят к повышению их социальной ответственности, а тем самым — и к участию в государственной религиозной политике. Иначе говоря, необходима обратная связь, установление диалога и партнерства го­сударства и конфессий. В противном случае государство будет иметь дело со стихийно развивающимися религиозными сообществами, преследующими исключительно свои корпоративные цели, что неизбежно будет приводить к конфликтам как с другими конфессиями, так и с обществом в целом. Сюда же относится борьба с активными асоциальными религиозными практиками, направленными на изменение конституционных принципов государства. Примером служит деятельность ваххабитов на Северном Кавказе. Поэтому одной из важнейших задач государственной религиозной политики является социализация религиозности, социальная адаптация конфессий. Государство должно пресекать тенденции к изоляционизму, действия экстремистских дви­жений и другие «антиобщественные проявления» религиозности. Агентами социализации выступают, в том числе и Межрелигиозный совет России, и ре­гиональные межрелигиозные советы, созданные при органах власти субъек­тов РФ, которые позволяют осуществлять обратную связь государства с рели­гиозными объединениями54.

51 Костюк К. Церковь как институт общественной критики (http://civitasdei.boom.ru).

52 Костюк К. Православная Церковь и социально-экономическое развитие России (http://civitasdei.boom.ru

53 См.: Журавский А.В., Кырлежев А.И. Российское государство перед феноменом религиозности /
Независимая газета. 2003. 10.15.

~4 Журавский А. В., Кырлежев А.И. Российское государство перед феноменом религиозности // Неза висимая газета. 2003. 10.15.

805

СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ЦЕРКВИ

Концептуальные основы современной внутрицерковной политики РПЦ сформулированы в особом документе — «Социальной доктрине Церкви».

Социальная доктрина Церкви «основной документ, официально закреп­ляющий взаимоотношения церкви и государства в социальной сфере. Со­циальное учение Церкви не является вероучением в прямом смысле слова, как не является оно изложением политической идеологии Церкви, взглядов на моральные проблемы современности (это задача нравственного богосло­вия) или на задачи социального служения Церкви (это задачи пастырского богословия). В своем точном смысле социальное учение есть представление Церкви об общественном идеале и суждение о современном ей обществе. Социальное учение Церкви является в значительной мере нормативным, т.е. социально-этическим, преобразовывающим истину веры в норму жиз­ни общества»55. Социальная доктрина есть у католицизма и ныне появилась у православия.

Особенностью христианского социального учения является то, что оно — плод коллективного творчества. У него много авторов. Например, в запад­ной церкви кроме пап, авторов социальных энциклик, наиболее видными представителями социальной доктрины являются Е.В. Бокенферде, А. Брун-нер, Р. Гвардини, Г. Гундлах, еп. Кеттелер, И. Месснер, Н. Монцель, X. Май-ер, Э. Нейрот, О. фон Нель-Бройнинг, X. Пеш, Й. Пипер, А. Раушер, Б. Су-тор, Э. Трельч, А. Утц, Г. фон Хертлинг, Ф. Хитце, М. Шеллер и др.56 Оно принципиально не отражает интересов каких-либо определенных соци­альных групп, не ставит практических политических целей, не предлагает путей их достижения и не похоже на программу политической партии.

Социальная доктрина католицизма уходит своими корнями в далекое прошлое. Основы социального учения заложены Фомой Аквинским и Фран­циском Ассизским (XIII в.). Важный этап в истории взаимоотношений меж­ду католической церковью и светским обществом ознаменован энцикликой «Кванта Кура» (1864), где Папа Пий IX (1846—1878) осудил либеральную и демократическую мысль как ошибку эпохи и призвал общество к христиан­скому обновлению. Осуждались демократия, рыночное хозяйство и весь набор политических свобод, включая свободу совести. Церковь указывала, что возведенный в абсолют принцип «кто не работает, тот не ест» исключа­ет убогих, больных, старых, детей. Начиная с этой энциклики католическая церковь всегда будет выступать против преувеличения роли государства. Именно этот путь осуждения преувеличенной роли государства позволил ей стать силой, противостоящей диктаторским режимам в XX в. Уже в 1864 г. Католическая церковь утверждала, что усиление роли государства опасно для самого человека.

Программой обновления социально-политической деятельности католи­цизма стала энциклика папы Льва XIII «Rerum novarum» (1891), которая оп­ределяла позицию церкви по отношению к рабочему вопросу. Следующие

55 Костюк Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).

56 Костюк К. История становления и теоретические основания христианского учения об обществе //
Социально-политический журн. 1997. № 4.

806

значимые энциклики «Quadragesimo anno» (1931), «Mater et magistra» (1961), «Pacem in terris» (1963), «Populorum progressio» (1967), «Redemptor hominis» (1979), «Laborem exercens» (1981), «Solliciudo rei socialis» (1987), «Centesimus annus» (1991) определяли точку зрения церкви по проблемам прав и досто­инства человека, значения человеческого труда, общественного устройства, отношения к социализму и либерализму, к демократии".

Огромный вклад в развитие энциклики внес папа Иоанн Павел II. Прин­ципиально новым словом стала подводящая итог столетнему развитию соци­альной доктрины папства его энциклика «Сотый год» («Centesimus annus»). В ней дана оценка развитию человеческой цивилизации за прошедшие с мо­мента опубликования «Rerum novarum» 100 лет и намечены ориентиры на бу­дущее. Они определяются предложенным Иоанном Павлом II видением христианской социальной антропологии, опирающимся на характеристи­ку человека-творца — инициативного, ответственного и стремящегося к со­зданию в политической, экономичес­кой и культурной сферах жизни обще­ства, уважающих его достоинство институтов. В ней говорится, что де­мократические институты «в наилуч­ шей степени защищают человеческие права». Папа Иоанн Павел II одобри­тельно отзывается о рыночной экономике, указывая не только на ее эффек­тивность, но и на то, что она базируется на свободе личности, стимулирует человеческое творчество и способность к сотрудничеству. Впервые в исто­рии католицизма в вероучительном документе содержится позитивное из­ложение представлений о демократии58.

На сегодняшний день именно католицизм располагает наиболее разра­ботанной социальной доктриной. Русская православная церковь обсудила свою социальную доктрину только осенью 2000 г.

Кратко суть католической социальной доктрины сводится к следующе­му. Прежде всего она подчеркивает право каждого человека на подлинно человеческую жизнь, достаточное обеспечение питанием, одеждой, жили­щем, охраной здоровья, возможностью свободного выбора образа жизни и основания семьи, получения воспитания и образования, а также работы, права на доброе имя, уважение и получение информации. Особое внимание уделяется труду, рассматриваемому не как средство производства, а как ме­рило человеческого существования, свидетельство солидарности всех людей. Один из самых важных аспектов социальной доктрины католицизма — за­бота о бедных, угнетенных, обездоленных. О предпочтительном выборе в пользу бедных и любви к ним свидетельствуют осуждение церковью всех форм эксплуатации, дискриминации и расизма, провозглашение конкрет­ной солидарности и братства без границ, постоянное евангельское и еван-гелизаторское служение обездоленным. В качестве новых форм бедности и рабства отмечаются: моральная деградация, коррупция, одиночество город­ского населения, молодежные насилие и преступность. В постсинодальном апостольском увещевании папы «Вита консекрата» (1996) уточняется, что

57 100 лет социального христианского учения. М, 1991.

58 Иоанн Павел II, папа. Сотый год // Иоанн Павел II. Мысли о земном. М., 1992. С. 102-179.

807

бедные — это угнетенные, маргиналы, престарелые, больные. Выделяются «новые бедные» — наркоманы, больные СПИДом, безработные, особенно из молодежи, матери-одиночки, дети и подростки из неполных семей, бе­женцы и перемещенные лица, бездомные, одинокие жители городов.

Сегодня католическая доктрина отмечает, что бедные бедны потому, что вытеснены из свободного рынка труда и капитала, из общественной и про­изводственной жизни еще до лишения их материальных средств. Иоанн Павел II подчеркивал, «что милосердию следует иметь новое лицо», не ог­раниченное помощью. Люди должны решать свои проблемы самостоятель­но, хотя и при поддержке бескорыстных друзей. У каждого человека соб­ственное место в обществе, каждый должен участвовать в построении общего дома. Все население составляет первичный общественный капитал: семья, престарелые, дети, инвалиды, в том числе и умственно отсталые, все они вносят свой вклад в благосостояние общества, поэтому к ним следует отно­ситься как к братьям и сестрам, не унижая их достоинства. Энциклика «Цен-тезимус аннус» (1991) утверждает, что бедняки-маргиналы — потенциальные союзники в деле построения более справедливого мирового порядка, они способны не только улучшить свою жизнь, но и внести вклад в достижение всеобщего процветания. Включение бедных в общественные, производ­ственные и рыночные отношения обогатило бы и богатых. Долг государ­ства — помочь благотворительным организациям, которые призваны выра­жать требования населения, особенно самых слабых и «раненных жизнью», а также сотрудничать со всеми правительственными и неправительственны­ми организациями в реализации принятых решений.

Церковь способна частично помочь в организации обеспечения наибо­лее остро нуждающихся питанием, одеждой, жилищем, лекарствами, сис­темой обучения. Многие монахи, монахини, миряне стали профессиональ­ными социальными работниками различных католических благотворитель­ных организаций, иногда действующих совместно с аналогичными организациями других христианских церквей и с неправительственными организациями. Они посещают больных и заключенных, участвуют в реа­билитации молодых преступников, встречаются с инвалидами и престаре­лыми, безработной молодежью, помогают беженцам и эмигрантам адапти­роваться в стране пребывания, выступают за их права. Широко распростра­нены католические ночлежки, приюты, столовые, больницы, диспансеры, школы всех уровней, включая университеты и множество курсов начальной профессиональной подготовки, а также спортивные площадки.

Сегодня католическая церковь считает особенно важной работу среди бедных и безработных, потому что именно там находит питательную почву преступность: наркомания, проституция, торговля оружием — там все боль­ше нуждающихся в помощи жертв преступников.

Таким образом, современная социальная доктрина католической церкви в теоретическом и практическом плане ориентирована на личность челове­ка и обеспечение ему достойной земной жизни.

Основные принципы социальной доктрины Русской православной церк­ви, опубликованные в качестве официального документа в печати и поиме­нованной социальной концепцией, сводятся к следующиму:

1. Основные богословские положения. В этом разделе документа дается бо­гословское обоснование самой возможности деятельности Церкви в мире.

808

«Церковь есть Богочеловеческий организм, — напоминают составители тек­ста. — Будучи Телом Христовым, она соединяет в себе два естества — Боже­ское и человеческое — с присущими им действованиями и велениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаи­модействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинствен­ной полноте. Именно Богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела». Сострадание к бедам мира оказывается неотъемлемым качеством каждо­го христианина, который милосерд не только к «своим по вере», но и к любо­му страждущему: «Не ставя прямой за­дачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Цер­ковь уповает, что совместное благотво­ рение приведет ее соработников и окру­жающих людей к познанию истины».

2.    Церковь и нация. Собор напоминает о двойственном отношении Церкви
к нации. С одной стороны, «в Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином»
(Рим. 10. 12)... Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классово­
му признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,
варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11)».

Будучи по природе Вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом, новым народом Божиим: «Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь посто­янного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех хрис­тиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христо­во проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3—11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, дабы «пред именем Иисуса пре­клонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10—11)».

С другой стороны, Церковь учитывает национальные особенности веру­ющих во Христа. Каждый народ вносит в сокровищницу церковную богатство своего национального опыта, традиций и культуры: «Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церков­ном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это со­здает национальную христианскую культуру», — подчеркивается в докумен­те. В то же время документ подчеркивает отрицательное отношение к тем, кто низводит веру до одного из аспектов национального самосознания.

3.    Церковь и государство. Документ напоминает, что Церковь предписы­
вает своим чадам не только повиновение государственной власти, но и мо­
литву за нее (1 Тим. 2,2). С другой стороны, «христиане должны уклоняться
от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, времен­
ной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необ­
ходимостью его сдерживания. По учению Церкви, сама власть также не впра­
ве абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от
Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупот­
реблениям властью и даже к обожествлению властителей».

809

В документе предпринимается экскурс в историю церковно-государ-ственных отношений и делается вывод об уместности в современных усло­виях соблюдения принципа невмешательства в дела друг друга.

Важным является напоминание о том, что, «если власть принуждает пра­вославных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к гре­ховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

В документе перечисляются возможные области сотрудничества Церкви и государства. Это: а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; б) забота о сохранении нрав­ственности в обществе; в) духовное, культурное, нравственное и патриоти­ческое образование и воспитание; г) дела милосердия и благотворительно­сти, развитие совместных социальных программ; д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охра­не памятников истории и культуры; е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и обще­ства, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзакон­ных актов, распоряжений и решений; ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящих­ся в местах лишения свободы; и) наука, включая гуманитарные исследова­ния; к) здравоохранение; л) культура и творческая деятельность; м) работа церковных и светских средств массовой информации; н) деятельность по сохранению окружающей среды; о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; п) поддержка института семьи, материн­ства и детства; р) противодействие деятельности псевдорелигиозных струк­тур, представляющих опасность для личности и общества.

В то же время существуют области, в которых Церковь не может оказы­вать помощь государству. Это, в частности, политическая борьба, граждан­ская война. Церковь не принимает также участия в деятельности, в том числе разведывательной, связанной в соответствии с законом о сохранении тай­ны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

Внутрицерковные споры не должны выноситься на светский суд, в то же время конфликты с раскольниками могут разбираться с участием Церкви в суде.

4. Христианская этика и светское право. Разбирая соотношение государ­ственного закона и Закона Божиего, Церковь указывает, что человеческий закон никогда не содержит полноту Закона Божественного, но, чтобы ос­таваться законом, он обязан соответствовать Богоустановленным принци­пам, а не разрушать их. Церковь чтит свободу личности как образа и подо­бия Божия, однако указывает, что в современных условиях охрана свободы личности часто трансформируется в защиту своеволия. Призывая своих чад быть законопослушными гражданами, церковь указывает границу этого за-конопослушания: «Когда исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного не­сомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и за-

810

поведей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэф­фективно, занимать позицию гражданского неповиновения».

5. Церковь и политика. Напоминая, что участие священнослужителей в по­литической деятельности по-прежнему остается под запретом, Церковь не ви­дит препятствий к участию православных мирян в политических и государ­ственных организациях. Но при этом миряне не должны выступать от лица цер­кви, отождествляя свою позицию с позицией церковной полноты. Высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян: «Во взаимоотношениях Церковной Полноты с христиан­скими (православными) политическими организациями, в деятельности кото­рых участвуют православные миряне, а также с отдельными православными по­литиками и государственными деятелями могут возникать ситуации, когда за­явления или действия этих организаций и лиц существенно расходятся с общецерковной позицией по общественным вопросам либо мешают реализа­ции такой позиции. В подобных случаях Священноначалие устанавливает факт расхождения позиций и публично объявляет об этом во избежание смущения и недоразумений среди верующих и широких слоев общества. Констатация такого расхождения должна побудить православного мирянина, участвующе­го в политической деятельности, задуматься о целесообразности его дальней­шего членства в соответствующей политической организации».

Председатель Правительства России М . Фрадков на церемонии заупокойной мессы и обряда погребения Иоанна Павла II

6. Труд и его плоды. Церковь напоминает, что «совершенствование ору­дий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обу­строить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в исто­рии человечества всегда заканчивалась трагически».

7. Собственность. Священное Писание признает право человека на соб­ственность и осуждает посягательство на нее, но в то же время Церковь при­зывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный

811

для использования во благо себе и ближним. Церковь не отдает приоритет ни одной из форм собственности и признает их многообразие.

8. Война и мир. Признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстанов­лении попранной справедливости. Признавая, что в современных условиях бывает трудно отличить агрессивную войну от оборонительной, Церковь счи­тает, что вопрос о поддержке или осуждении военных действий нуждается каж­дый раз в отдельном рассмотрении: «Русская Православная Церковь стремит­ся осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в меж­дународном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит про­паганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, спо­собной спровоцировать братоубийственные столкновения».

9. Преступность, наказание, исправление. Церковь подчеркивает, что она понимает наказание не как месть, а как средство внутреннего очищения со­грешившего. Она принимает участие в исправлении осужденных, совершая богослужения и Таинства в местах лишения свободы.

При этом особое место в документе уделяется Таинству исповеди и раз­бираются различные случаи, когда пастырская совесть вступает в противо­речие с принципом тайны исповеди. Если пастырю становится известно о сокрытом от следствия преступлении, он не должен его открывать. Если он узнает о готовящемся злодеянии, которое может повлечь массовое челове­коубийство, сохраняя тайну имени, он может предупредить потенциальную жертву, а в трудных случаях обратиться к правящему архиерею.

Церковь приветствует шаги, направленные на отмену смертной казни, но признает, что указания на ее отмену нет в Священном Писании, поэтому этот вопрос должен решаться обществом свободно.

10. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. В первую
очередь в этом разделе рассматриваются вопросы брака, важнейшим усло­
вием для которого является общность веры супругов. В то же время в соот­
ветствии с каноническими предписаниями Церковь допускает брак между
католиками и лютеранами, членами древних Восточных Церквей при усло­
вии воспитания детей в православии.

Христианский брак свят. Собор подтвердил решения Поместного Собо­ра 1917—1918 гг., который определил как причины расторжения брачного союза, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга от Православия, противоестественные пороки, не­способность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самоувечья, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, связанному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье де­тей или супруги, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непо­требств супруга, неизлечимую тяжкую психическую болезнь и злонамерен­ное оставление одного супруга другим.

Собор считает, что в настоящее время этот перечень дополняется таки­ми причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствован-

812

ные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Церковь выступает против пропаганды порока, осуж­дает порнографию и блуд. Она не может поддерживать школьных программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи и различные извращения.

11. Здоровье личности и народа. Попечение о человеческом здоровье —
душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Церковь с уваже­
нием относится к врачебной деятельности, но констатирует: когда челове­
ческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила

Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страда­ний он способен встретиться со Хрис­том, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53. 4).

Церковь считает, что медицинское обслуживание должно быть доступно всем, несмотря на степень материаль­ного достатка, хотя модели организа­ции медпомощи могут быть разными. Церковь строго осуждает пьянство и наркоманию, полагая, что распростра­нение этих пороков является расплатой за идеологию потребительства и без­духовности.

12. Проблемы биоэтики. В этом разделе разбираются проблемы самого разного рода, связанные с развитием современной технологии, начиная от прерывания беременности, контрацепции, транссексуализма, кончая искус­ственным оплодотворением, эвтаназией, генной терапией и суррогатным материнством. По каждой из этих тем Церковь дает ответ, понимая немощь современного человека, но занимая твердую библейскую и святоотеческую позицию.

13. Церковь и проблемы экологии. Церковь подчеркивает, что полное пре­одоление экологического кризиса в условиях духовного кризиса невозмож­но, но отнюдь не призывает свернуть природоохранную деятельность, а, напротив, всячески ее поддерживает.

14. Светская наука, культура, образование. Церковь констатирует, что «для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо воз­вращение к утраченной связи научного знания с религиозными, духовны­ми и нравственными ценностями».

Церковь освящает различные стороны культуры и многое дает для ее раз­вития. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, воз­вращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу. В документе подчеркивается, что светская культура способна быть но­сительницей благовестия.

Христианская традиция неизменно уважает светское образование. С пра-вословной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях.

813

Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы.

15.      Церковь и светские средства массовой информации. Со средствами
массовой информации необходимо сотрудничать, учитывая их роль в жиз­
ни современного общества. При этом необходимо проявлять осмотритель­
ность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и цер­
кви. Православные миряне могут непосредственно работать в светских
СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осу­
ществителями христианских нравственных идеалов.

В случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, система­тического сознательного искажения информации о церковной жизни, заве­домой клеветы на церковь и ее служителей высшая церковная власть может по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попыт­ки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать ве­рующих бойкотировать данное СМИ: обратиться к органам государствен­ной власти для разрешения конфликта.

16.      Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
Христианский идеал поведения народа и правительства в сфере междуна­
родных отношений заключается в «золотом правиле»: «Во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12).
Помня о том, что единство есть благо, а разобщенность — зло, церковь при­
ветствует тенденции к объединению стран и народов, особенно имеющих
историческую и культурную общность, при условии, что эти объединения
не направлены против третьей стороны. Церковь ставит вопрос о всесторон­
нем контроле за транснациональными корпорациями и за процессами, про­
исходящими в финансовом секторе экономики.

Заключение. Основы социальной концепции Русской Православной Цер­кви призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епар­хий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светски­ми объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. На базе настоящего документа церковным Священноначали­ем принимаются определения по различным вопросам, актуальность кото­рых ограничена рамками отдельных государств или узкого временного пе­риода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается в учебный процесс в духовных школах Московского Патриар­хата. По мере изменения государственной и общественной жизни, появле­ния в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее соци­альной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерей­ским Соборами59.

Принятие документа, озаглавленного «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», можно считать не только одним из важней­ших деяний юбилейного Архиерейского собора РПЦ, но и чрезвычайно значительным событием и в церковной, и в общественной жизни России.

59 Источник: Православная Москва. 2000. № 17 (227). С. 6.

814

Тем не менее у социальной доктрины немало критиков. Они заявляют, к примеру, что в ней нет того, что сегодня является исходным пунктом всяко­го слова Церкви, обращенного к общественным проблемам и, значит, к са­мому обществу, — нет анализа феномена секуляризации, исторического процесса разделения — вплоть до отделения и полной автономии — сферы религиозного и сферы социального. Другое упущение — отсутствие какой-либо самокритики со стороны Церкви, даже малейшего намека на покаяние в «исторических грехах» (что недавно демонстративно сделала католическая Церковь). До сих пор Православная церковь не дала развернутого ответа на

вопросы, связанные с тремя принци­пиально важными темами: (1) коммуни­стическая идеология и практика; (2) фе­ номен тоталитаризма; (3) драма рус­ской истории в уходящем столетии. Кроме того, нет квалифицированного анализа новых религиозных феноме­нов, которые в документе отрицательно оцениваются в терминах «деструк­тивной деятельности сект» и религиозных посягательств на «каноническую территорию» РПЦ. Называя войну злом и выражением «недуга братоубий­ственной ненависти», Церковь признает ее «нежелательным, но вынужден­ным средством», если речь идет о защите ближних и — весьма расплывча­то—о восстановлении попранной справедливости. В целом отношение к войне в документе характеризуется как весьма лояльное.

Обращает на себя внимание недостаточная богословско-философская база документа, в котором, за исключением понятия о Церкви (во введении), православное учение о мире и человеке разъясняется лишь фрагментарно. К примеру, не находят отражения даже такие фундаментальные философ-ско-богословские понятия, как «соборность» или древнерусский идеал «правды». В социальной концепции не удается встретить определения та­ких исходных понятий, как общество, социально-экономическое развитие, рыночная экономика и т.д. Между общими богословскими определениями и частными этическими нормами, между ветхозаветными представлениями и вполне современными оценками часто не оказывается надлежащего свя­зующего звена. Какие-то вопросы изъясняются весьма подробно, какие-то социально-этические проблемы, составляющие сегодня предмет горячих дискуссий, полностью упущены, например, проблемы производства и про­дажи оружия, использования атомной энергии, коррупции. Не отражены и некоторые очень важные аспекты социальной позиции Церкви, в частно­сти ее отношение к профсоюзам. Несмотря на уверения определенной час­ти «православной» общественности о поддержке Церковью смертной каз­ни, в социальной доктрине присутствует обратная позиция: «Христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отноше­ние к смертной казни». Церковь приветствует решение государства о непри­менении смертной казни. Документ отражает противоречия «внутренней церковной политики». И в этом отношении он в высшем смысле прагмати­чен, удобен для всех. Из него можно в равной степени вывести необходи­мость смертной казни и ее отмены, борьбу за мир и гонку вооружений, втор­жение в Косово и антитеррористическую операцию в Чечне60.

Костюк И. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).

815

Отдельные замечания, по мнению К. Костюка, не должны заслонять неоспоримую гармоничность и цельность концепции. Точность в дефини­циях, осторожность в суждениях, компактность, системность, ясность, ком­петентность — все это делает православную «социальную доктрину» даже по западно-христианским масштабам уникальным историческим документом. Впервые в истории российской Церкви ясно и четко обозначены такие вза­имоотношения между государством и Церковью, которые в наибольшей степени соответствуют святоотеческому и каноническому учению о симфо­нии светской и духовной властей. Уже одно это придает документу выдаю­щееся историческое значение61.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!