Воинская и армейская субкультура
Наркотическая субкультура : искусство и преступление
Субкультура мафии
Тюремная субкультура
1
СУБКУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРЫ
Молодежная субкультура может рассматриваться с самых разных точек зрения : как неиссякаемый источник инноваций и открытий в искусстве , моде , формах досуга : как вариант примитивной массовой культуры , продукт медиа - индустрии и потребительских ориентации ; как форма творческой активности молодых , не находящей применения в рамках официальной культуры ; наконец , как фактор риска для общества в целом и тех слоев молодежи , которая не формируется в границах консервативных ценностей среднего класса .
Но как мы ее ни рассматривали , для социолога любая субкультура и молодежная прежде всего выступает как предмет тщательного теоретического и эмпирического исследования . Субкультура интересна ему потому , что она представляет маленькое зеркало большого общества . В нем видны все процессы , которые происходят в окружающем мире . Правда , они существуют здесь в концентрированном виде , когда намечающиеся тенденции доведены до своего логического конца , а противоречия общественного развития проявляются в форме неразрешимого культурного кризиса . Именно этим своим качеством — служить фокусирующим зеркалом общественных процессов — субкультура интересна социологам .
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА СУБКУЛЬТУРЫ
|
|
Понятие «субкультура» (subculture) впервые использовал Т. Роззак в середине 1930-х гг. Он употреблял его для определения таких социальных конструктов как «богема», «золотая молодежь», «земляки» и пр.' Однако широкое распространение этот термин получил в 1960-1970-х гг. в связи с исследованиями молодежных движений.
В переводе с латинского термин «субкультура» (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Приставка sub указывает на местоположение того, о чем идет речь: 1) расположенная внизу, под чем-либо или около чего-либо; 2) подчиненная, подначальная; 3) не основная, не главная2.
Roszak Т. The Making of a Counter Culture. N.Y., 1969. См.: Словарь иностранных слов. М., 1979. С. 488.
853
Следовательно, любая субкультура — это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре. В начале XX в., когда под «культурой» понималась господствующая этическая, эстетическая и мировоззренческая система, создаваемая и охраняемая как нечто сакральное элитой общества, субкультура обозначала — в противоположность культуре — нечто малопристойное, скрываемое, профанное или стоящее на ступеньку ниже, т.е. находящееся «под» официальной культурой. Subculture стояла в одном смысловом ряду с subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье), обозначающих низший или низовой слой культуры3. Именно так многие десятилетия воспринималась молодежь — как стадо вандалов, разрушающих все и вся на своем пути. Соответственно и их субкультура считалась разновидностью антикультуры, на ней лежал отпечаток хулиганства.
|
|
Однако в середине XX столетия ученые обнаружили, что многие социальные группы и этнические сообщества, в частности дети, пожилые люди, врачи, национальные меньшинства, обладают высоким уровнем этических ценностей, собственным языком, обычаями и традициями, которые не имеют разрушительного начала. Понятие субкультуры получило новое осмысление и стало интерпретироваться как часть общенациональной культуры, но со своим стилем и ценностями. Теперь оно — верный признак мульти-культурного характера общества: чем больше в нем субкультур, тем демократичнее и разнообразнее его культура.
Таков этимологический путь субкультуры — от неприятного статуса находиться «под» до вполне цивилизованной участи быть частью целого. Но если субкультура — всего лишь часть целого, то она не представляет собой самостоятельный культурный феномен. Своими собственными у нее могут быть лишь отдельные фрагменты и элементы. Даже профессиональный или криминальный жаргон не может самостоятельно существовать, не включая и не обращаясь к общеязыковым структурам. Ее культурный код, выражаясь словами Т. Б. Щепанской, формируется в рамках более общей системы — национальной культуры. Иными словами, субкультура — всего лишь вариация на заданную музыку. Она берет главное из господствующей культуры и стилизует его под конкретные интересы либо потребности социальной группы. Вот почему за ней закрепилось второе наименование — lifestyles, т.е. жизненные стили.
|
|
Стилевая атрибутика действительно играет чрезвычайно важную роль в вопросе индентификации (узнавания, отличия от других) подростками «своей» группы. Она заключается в обязательном соблюдении «правильного» вида (стиля) — «прикида» (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары), а также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических). Соблюдение внутригрупповых правил служит реальным пропуском в субкультуру, не допуская никаких подделок, фальши. Основными компонентами стиля считаются: имидж, манеры, арго (слэнг, жаргон). Имеют немалую важность также подтекст имен и слов, формы машин, на которых предпочитают ездить фанаты, и даже величина волос на голове. Так, например, короткие волосы либо их отсутствие у скинхэдов
|
|
3 Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. М., 2003.
854
совсем иное, нежели у призывников, которых стригут в первый же день принудительным образом. Если с армией у скинхэдов еще существует какая-то смысловая и поведенческая связь (агрессивность к инокомыслящим и инородцам, жесткая дисциплина, коллективная атака), то по отношению к другой «волосатой» субкультуре — хиппи — скинхэды стремятся явным образом дистанцироваться.
Субкультура — это не подчиненная , но самостоятельная часть культуры определенных категорий общества
Сам термин «субкультура» и объясняющие его социологические теории возникли на Западе исключительно ради описания молодежных движений и организаций и среди них — девиантной направленности. Появившись в середине 1950-х гг. (теории Т. Парсонса и Ш. Эйзенштадта), они сигнализировали о том, что в социологии наступил определенный кризис. Прежние социологические теории культуры исходили из двух посылок: 1) социальной основой любой культуры выступает класс и только класс, а, скажем, не возраст или тендер; 2) понимаемая так культура может быть только «взрослой», или «родительской культурой», создаваемой социальной зрелой личностью, имеющей высокий творческий потенциал4.
Между тем именно в середине 1950-х гг. в американском обществе произошли два радикальных сдвига, которые необходимо было как-то объяснять социологам. Во-первых, подходила к своему завершению эпоха индустриального общества и на смену ему приходило постиндустриальное общество, где классовая структура отходила на второй план, уступая ведущие позиции профессионально-статусной структуре. Следовательно, говорить о классах как социальном фундаменте культуры было уже невозможно. Во-вторых, послевоенный экономический бум в США привел к серьезному росту материального благосостояния населения, расширению потребностей и сферы досуга. Наступала эра массовой культуры, одним из главных дви-
4 Key concepts in communication and cultural studies / T. O'Sullivan et al. London; N.Y., 1995. P. 307.
855
жителей которой являлась молодежь. И с этой стороны социологам приходилось пересматривать прежние позиции. Теперь молодежная культура ассоциировалась у них прежде всего с отдыхом. Многие социологи и сейчас полагают, что именно сфера досуга делает молодежь особой социальной группой, что досуг — это именно та сфера социальной жизни, которой и должна заниматься социология молодежи. А виды и направления в молодежной субкультуре различаются в зависимости от того, как молодежь проводит свое свободное время.
Расширение потребительских ориентации молодежи отразилось на разнообразии ее увлечений и досуговых предпочтений. Их было так много, что уместить все это в рамки единой культуры было уже невозможно. Сама собой напрашивалась новая исследовательская парадигма — вместо единой культуры начали говорить о множестве культур и множестве субкультур, за каждой из которых стояла социальная группа. Таким образом, прародителем нынешнего культурного плюрализма явилась молодежь, настойчиво потребовавшая себе специального термина для определения своеобразия своей культуры и поиска собственного места в культуре современного общества.
С тех пор как появился в научном обиходе новый термин, социологи и культурологи не перестают спорить о сущности субкультуры, причинах, источниках и механизмах ее возникновения, видах, типах и формах ее проявления. Например, М. Брейк определял субкультуру через понятие «нормы» и «стиля жизни». Субкультура, по М. Брейку, это «нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе»5. По отношению к молодежи ее субкультура выполняет две важные функции: 1) предлагает воображаемое решение тех структурных проблем, с которыми молодежь сталкивается и которые переживает как часть своего коллективного опыта; 2) помогает отобрать те культурные элементы — стиль, одежду, досуговые ценности, идеологию, — которые помогают молодежи самоидентифицироваться подходящим ей способом вне тех границ и рамок, которые ей предписывают государство, семья, школа. Скрытая функция субкультуры — решение тех противоречий, которые возникают в родительской культуре. Молодежь рабочего класса в современном обществе занимает маргинальную позицию. Она теряет власть, статус и богатство, а в будущем у нее будет еще более ограниченный доступ к этим ценностям. И это неудивительно, поскольку теряет власть и общественное значение сам рабочий класс, который в индустриальном обществе был ведущей социальной силой, а ныне уступил свои позиции интеллектуалам, инженерам, программистам.
К.Т. Теплиц строит определение субкультуры опираясь на перечисление групповых характеристик: «... если она (группа) достаточно велика, если виды деятельности группы достаточно разнообразны, если группа способна создать свою собственную систему ценностей, убеждений, традиций, наконец, свои собственные средства художественного самовыражения, — по отношению к ней обычно используется термин "субкультура"»6.
5 Brake M. Comparative Youth Culture: The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America,
Britain and Canada. London, 1985. P. 13.
6 Теплиц К.Т. Всё для всех: массовая культура и современный человек. М., 1996. С. 118.
856
К подобному способу определения прибегает и большинство российских исследователей субкультур, например, Б. Ерасов: «под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилям поведения, а иногда и институтам»7. В Педагогическом энциклопедическом словаре субкультура определяется как совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума)8. Субкультура конституируется не только по оригинальным ценностям и воззрениям людей, но также на основе предпочитаемых источников информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации), увлечений, способов времяпрепровождения, жаргону и фольклору.
По мнению Б. Гладарева, субкультура — это социальная группа, т.е. конкретные люди, объединенные чем-то в некое сообщество9. Эта группа выделена из социума набором общих признаков, т.е. для признания группы людей субкультурой необходимо доказать общность их отличия, более того они должны сами это отличие осознавать, а в некоторых случаях подчеркивать. Согласно А. Тарасову, атрибуты молодежно-подростковой субкультуры — субъязык (жаргон), система опознавательных знаков («фенечки», одежда, прическа), понятная только «своим» музыка, исключительно «свои» танцы, непонятные «чужим» развлечения, специфическая, оппозиционная «официальной взрослой культуре» философия (идеология), сверхценность «своих» групп (объединений), собственная этика, не говоря уже о таких вещах, как обряды инициации10.
Обряды инициации, или ритуалы вступления в сообщество — черта всех или большинства субкультур. В тюремной субкультуре такой обычай получил название «прописки», в растаманской субкультуре, связанной с употреблением конопли и ее производных, существуют ритуалы первого приобщения к наркотику, а человек, желающий стать последователем Викки (одно
7 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М, 1994. С. 268. Ч. 1.
8 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).
9 Гладарев Б. Формирование и функционирование milieu (на примере археологического кружка ЛД П-ДТЮ
1970—2000 гг.) (www.indepsocres.spb.ru).
10 Тарасов А. О молодежи — в жанре доноса (www.left.ru).
857
из направлений современного ведьмовства), в течении 81 дня переписывает от руки ритуальную книгу своего учителя. После посвятительных обрядов жизнь в субкультуре подчиняется ежедневным культурным практикам, которые требуют ношения социальных маркеров (у пионеров — красного галстука) и подчинения жестким правилам, которые демонстрируют принадлежность своему сообществу (нормы идентификации) и помогают отличать себя от представителей других сообществ. Так, применяя одни вещества, представители многих субкультур активно отрицают другие. Например, ра-стаманы осуждают пьянство, а последователи национал-большевизма предпочитают дешевую (паленую) водку более дорогим напиткам, которые ассоциируются у них с «буржуазностью».
Носителями уголовной и криминальной субкультуры выступают в нашей стране так называемые «братки» и «братва» — сплоченная полувоенизированная группа с преступным прошлым, которая отличает «своих» от «чужих» по внешним манерам, языку и одежде. Их можно без труда узнать на улице: короткие стрижки, кашемировые кепки, такие же полупальто, широкие спортивные штаны или джинсы — «трубы», кроссовки или черные полуботинки. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки синие. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений и пары десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»). Род занятий: противозаконная и противоправная деятельность либо моральная или физическая подготовка к ней. Средства передвижения зависят от роли в криминальной иерархии и колеблются от самых «навороченных» тачек до битых БМВ и банального метрополитена".
Вокруг них как своеобразного субкультурного ядра циркулирует широкий круг так называемых «приблатненных» — в основном подростков и молодых людей из среды рабочего класса, к «братве» никакого отношения не имеющих, но считающих своим долгом косить под бандитов (их называют также «фраерами»). «Беспредел», «общак», «стрелка», «тусовка», «стволы», «путана», «зелень» — все это хлынуло из зон и малин в газеты и на ТВ, обсуждаемо и используемо юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями. Первыми его жертвами стали подростки, которые, используя блатную лексику, решили исключительно возрастные проблемы: как стать или выглядеть более взрослым и повысить свой статус в групповой (дворовой, уличной) иерархии.
Теоретики функционального подхода, в частности, Т. Парсонс12 и Ш. Эй-зенштадт13, считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на вызывающие поведение и стиль жизни, выполняют позитивную функцию, так как представляют собой такие адаптивные формы, которые помогают обществу достичь стабильности. Они нужны как обществу, так и самой молодежи, поскольку облегчают очень сложный процесс перехода детей во взрослый статус. А сами подростки, равно как и молодежь, и созданные ими субкуль-
11 Багоцкии Ю. «Братковский» язык (http://www.5ballov.ru).
12 См.: Parsons T. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American Sociological Rev.
1942. Vol. 7. № 5. P. 604-616; bid. Youth in the Context of American Society // Daedalus. 1962. Vol. 91.
P. 97-123.
13 Eisenstadt S. From Generation to Generation. Glencoe IL, 1956.
858
туры носят, несомненно, маргинальный характер. Но другими они и быть не могут. Такова их природа. |
Обряд инициации ( посвящения ) — один из самых важных в молодежной субкультуре
Понятие «молодежная культура» первым употребил Т. Парсонс14. Для него молодежь — важнейший компонент социальной структуры общества, транзитивная (переходящая из одного возраста в другой) социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем — традиционного и современного общества — и обеспечивающая плавный, гармоничный либо конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. Молодежные субкультуры облегчают адаптацию подростков и юношей к новой среде, помогают тяжелому процессу перехода детей во взрослый статус. По мнению Ш. Эйзенштадта, молодежные субкультуры — это период подготовки молодых людей к миру, где главную роль играет не семья и малая группа, а социальные институты и формальные организации. Довольно часто смена социальных ролей принимает девиантный характер. Но и в этом случае молодежные субкультуры продолжают выполнять незаменимую роль в социализации молодых людей, потому что именно они создают набор ценностей, позиций и поведенческих норм, которые возвращают чувство власти, потерянное молодыми людьми в своем маргинальном статусе.
Причиной возникновения молодежных субкультур часто служат музыкальные пристрастия. Однако современную молодежь сегодня волнует не только что носит и с кем спит их певец-кумир или какую сексуальную ориентацию себе выбрать, какую одежду и в каком бутике купить, на каком танцполе «клубиться», но и социальные проблемы земной жизни: армия, группировки, война, наркотики. В своей субкультуре молодежь стремится увидеть нечто гораздо большее, чем совокупность культурных норм и моду одеваться. Для нее это поиск своего места в жизни, особое мировосприятие
14 Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure of the United States / T. Parsons. Essays in Sociological Theory. Glencoe, 1942.
859
и даже идеология — как целостная система ответов на животрепещущие вопросы общественной жизни. Такое положение характерно для многих молодежных субкультур в России: своей идеологией диггеры, грин-хиппи, клайдеры, толкиенисты выбрали экологию; скинхэды, анархисты, панки — национальную идею, хакеры, крекеры, фрикеры, киберпанки — компьютерный андеграунд. Музыканты преподносят хип-хоп как политику, религию идола, трактуя его установки как идеологию современной молодежи.
Субкультурные характеристики обусловлены общим для данной группы способом конструирования реальности. Если это так, то субкультура — это социальная группа, обладающая отличным от остального социума (и других субкультур в том числе) способом конструирования реальности и осознающая свое отличие как внутреннее сходство. Рано или поздно она строит собственную картину мира, которую можно именовать субкультурной картиной мира. К примеру, для тюремной картины мира характерно восприятие пространства как замкнутого, времени — как цикличного. Эта картина мира отражена и в наивной литературе заключенных. Две доминанты арестантской картины мира — путь и круг. Тюремный путь — этап: в восприятии новичка — явление страшное, в восприятии старого сидельца, «своего» в тюремном пространстве — знакомое, но отмеченное печалью и страданием15.
Способ конструирования реальности, т.е. «картины мира»16, закреплен своеобразными нормами, обычаями, ценностными ориентациями, традициями и стилями жизни, а в некоторых случаях также сленгом, манерой говорить и одеваться, средствами художественного самовыражения. В течение своей жизни из детской субкультуры человек плавно переходит в одну из молодежных субкультур, а затем в одну из взрослых, завершая процесс социализации в субкультуре пожилых людей. Таким образом, формирование субкультурной картины мира динамично. В течение жизни человек меняет свои взгляды, ценностные ориентации, способы конструирования реальности и в соответствии с этим свои картины мира.
Вместе с тем известно, что ценности и нормы, составляющие ядро «картины мира», обладают определенной инертностью. Их быстрая смена может быть затруднительна для индивида. Переходя из одного возраста в другой, из одной социальной группы в другую, человек какое-то время сохраняет старую картину мира. Следовательно, существует промежуточный этап, временной разрыв между пребыванием в одной и другой субкультуре. Значит, вероятно, существует некоторое социальное пространство, где находятся люди, «еще» или «уже» не принадлежащие ни одной из множества субкультур. Такие промежуточные состояния социологи называют маргинальностью.
Можно вполне согласиться с М. Соколовым, что «понятие "субкультура" постигла судьба других наиболее употребляемых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве "правильного" и отмести остальные как "неверные"»17.
15 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики (www.ruthenia.ru).
16 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж
ные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 23.
17 Там же. С. 16.
860
Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например этнической или экономической общностью, которая обладает собственным характером в пределах господствующей культуры (С. Фрис). В таком контексте понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. Важно отметить, что в любом определении понятия «субкультура» подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле эзо-теричный ее характер, явное или скрытое противопоставление общей культуре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установления культурного господства18.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации. Последняя называется доминирующей культурой. Субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собой культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у «чужих», но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.
Кроме того, субкультура обладает известной герметичностью. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность своих жизненных установок и культурных практик, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официальную.
Хотя в отечественной литературе не проводится четких различий между субкультурами и организованными группами, за рубежом на этот момент обращают достаточно пристальное внимание. Молодежные группировки,
18 Косарецкий С.Г., Егорышева СВ. Современные молодежные субкультуры как фактор наркотизации (www.tgngu.tyumen.ru).
861
именуемые «бандами» («gangs»), лишь на поверхностный взгляд похожи на субкультуры: они могут также одеваться, иметь «секретный» язык, свои символы и обычаи, музыкальные предпочтения, ценности и верования. Тем не менее все они представляют организованные группы — малые сообщества, включающие трех и более человек, характеризующиеся совместными действиями и кооперацией, разделением функций, наличием иерархии и групповой сплоченности, занятые преимущественно в криминальной сфере и создающие вокруг себя атмосферу страха и угроз19.
Субкультуры отличаются от организованных банд и уличных группировок следующими признаками:
♦ относятся по преимуществу к большим социальным группам, не имеют постоянного членства и характеризуются свободным доступом. В субкультуру может войти любой желающий, не проходя специальных обрядов посвящения, не принимая на себя никаких обязательств в связи со своим участием в ней;
♦ не являются строго организованными корпорациями, а большинство из них не организовано вовсе. У них нет четко выраженной иерархии и лидерства. Правила членства никак не прописываются и не артикулируются;
♦ никак не связаны с преступностью. Хотя незначительное число участников могут быть замешанными в совершении противоправных действий, их доля (3—5%) не превышает число таких поступков в среднем по населению. Противоправные действия одиночек остаются их личным делом и никак не вытекают из декларируемых субкультурой целей, идеалов, идеологии или верований20.
Характер и уровень участия в криминогенной деятельности являются решающими критериями, на основе которых субкультуры отличают от организованных банд. Кроме того, у этих видов молодежных объединений разная судьба. С течением времени субкультуры растворяются в доминирующей культуре (абсорбируются ею), сходят на нет, как только ее участники взрослеют или на массовое увлечение проходит мода. Так произошло с известным движением и субкультурой хиппи, которые, появившись в 1960-е гг., в начале 1980-х исчезли с культурной сцены американского общества, превратившись в респектабельных буржуа. Члены организованных групп эволюционируют в соответствии с теорией криминальной карьеры, переходя от мелких к крупным деяниям. В результате они заканчивают жизнь в тюрьме или находят свою смерть от рук таких же, как они сами, уголовников. Рецидив — повторное преступление — возможен в банде и невозможен в субкультуре.
Нелегко провести четкие различия между субкультурой и контркультурой. Если это сделать затруднительно либо невозможно, специалисты к одному и тому же явлению применяют оба названия. Примером служит так называемая «уличная культура» и (суб)контркультура хиппи.
Движение хиппи, возникшее в элитарных университетах США и Западной Европы, получило за свой радикализм и неуемное желание порвать с прошлым название контркультуры. На место господствовавшего культа де-
19 Arciaga M. The Evolution of Prominent Youth Subcultures in America (www.nagia.org).
20 Idem.
862
нег, материального благополучия длинноволосые недоучившиеся студенты выдвинули культ простоты и всеобщего братства. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих.
Во всемирном масштабе, как это выяснилось позже, произошла переоценка всех ценностей. Подобного рода революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления (не считая политической революции 1968 г.). Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой
посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической21. У мужчин в обиход вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов, а у женщин — мини-юбки.
Что здесь относится к контркультуре, а что — к субкультуре, до конца так и не ясно. Манеру одеваться или вести себя — ходить в обнимку по улице, открыто целоваться в метро или заниматься сексом вне брака — вряд ли можно считать формой социального протеста, хотя его элементы в новой моде просматриваются. Более радикальные вызовы, в том числе так называемая «сексуальная революция», бродяжничество или номадизм, пацифизм, выросший из протеста против войны во Вьетнаме, могут быть отнесены к элементам контркультуры. Формой протеста следует считать и то обстоятельство, что молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона.
Однако политический активизм довольно быстро сошел на нет. Студенчество с баррикад вернулось в аудитории, никто не призывал к свержению существующего строя. Но от тех времен многое осталось и вошло в повседневную молодежную субкультуру, например, джинсовые костюмы, рок-музыка, длинные волосы, употребление наркотиков. Таковы остаточные явления контркультуры 1960-х гг. В менее вызывающих и весьма смягченных формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все университеты США. Современная молодежная субкультура появилась как следствие декаданса (заката, упадка) контркультуры хиппи. Ходить в обнимку и целоваться на улице осталось, а увлечение марксизмом и Че Геварой ушло. Бизнес встретил контркультуру как очередной виток вечного цикла спрос-предложение, моментально отреагировав массовым производством новых товаров и символов. Полмира оделось в американские джинсы, рынок завалили грампластинками с рок-музыкой, а наркодельцы пережили свой звездный час.
См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.
863
В считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные барыши тем, кого она однажды стремилась низвергнуть. Бизнесмены показали молодежи, что они являются куда более гибкими и умеют быстро приспосабливаться к любым ее прихотям. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением. Будучи изначально вызовом потребительству, контркультура стала его самым ярким символом22.
МНОГООБРАЗИЕ СУБКУЛЬТУР
У каждой нации, возрастной или профессиональной группы свой культурный мир, а значит, своя система норм и ценностей, обычаев и ритуалов, свой образ жизни и свои способы поведения. Малые культурные миры называют еще субкультурой. Субкультуру в зарубежной литературе называют также микрокультурой23. В ее основе лежит своеобразие в поведении, взглядах на жизнь, обычаях и верованиях какой-либо общности или группы. В социологии употребляют такие понятия, как «уличная культура» («субкультура улицы»), «профессиональная субкультура», «субкультура пожилых людей», «молодежная субкультура» и т.п. За каждым словом стоит особый аспект реальности, ими обозначаемый.
Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы24. С точки зрения С. Матвеевой, общество представляет собой орбитальную систему разнообразных субкультур вращающихся на разном расстоянии от некого общекультурного ядра, которое является «базовой субкультурой»25. Похожих взглядов придерживаются авторы коллективной монографии «Субкультуры и этносы в художественной жизни» (1996), которые создали «теорию среднего уровня», базируясь на «социокультурной стратификации общества».
Молодежная культура какой-либо страны, будь то Англия, США или Россия, похожа на разноцветное, скроенное из огромного числа лоскутков одеяло. В нем есть преобладающие цвета со множеством оттенков, а вокруг группируются маленькие пятнышки-субкультуры — одни побольше, другие поменьше, но каждая — еле различимый островок в безбрежном море массовой культуры, которая по преимуществу и владеет умами подавляющей части людей в возрасте от 14 до 24 лет (рис. 25).
Активно изучаются субкультура компьютерного андеграунда и хакеровская субкультура, субкультура митьков, субкультура сопротивления, субкультура дискотеки (диско), гомосексуальная субкультура, геевская субкультура, субкультура скинхедов, субкультура готов, клубная субкультура, наркотическая
22 См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.
23 Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults// ERIC Digest. 2001.
24 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж
ные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 19.
25 Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М.,
1987. С. 17.
864
субкультура, молодежная субкультура социальных низов, девиантная субкультура, субкультура спальни {«bedroom culture»), субкультура фурри, субкультура индеанистов, школьная субкультура и др. Собственную субкультуру могут сформировать беженцы, экспатриаты, богема, моды, тедды, панки, скинхэ-ды, люберы и др. На Урале готовится эмпирический материал по субкультуре «чатлан» — завсегдатаев екатеринбургских и других уральских чатов.
Рис.25. Мозаика субкультур
В рамках исследовательского проекта «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» социологи рассматривают молодежные субкультуры, представленные в различных секторах городской жизни современного мегаполиса: молодые неформальные музыканты; приверженцы новых религиозных движений; молодежь, вовлеченная в радикальные политические организации (национал-большевики); представители нетрадиционных сексуальных меньшинств; новые комсомольцы; футбольные фанаты; индеани-сты; молодые христианские демократы; неоязычники; фанаты Виктора Цоя; молодые поэты, объединенные в неформальные поэтические объединения; натуристы (нудисты); сорокоманы-читатели и авторы анонимной переписки в газете «Сорока»; толкиенисты и другие ролевики; отечественные скинхеды; анархисты; молодые экологи; любители самодеятельной песни.
Субкультуры выделяются по целому ряду признаков, в том числе:
♦ тендерному — субкультура гееев, лесбиянок, девичья субкультура;
♦ территориально-поселковому — примером выступает субкультура люберов (поселка в Московской области);
♦ историческому — поколенческие субкультуры. Например субкультура шестидесятников;
♦ возрастному критерию — подростковая, детская, подростково-молодежная, субкультура «третьего возраста».
В частности, В. Соколов и Ю. Осокин типологизируют субкультуры в соответствии с типами общностей, выделяя: половозрастные (детская, молодежная; добавим еще упоминавшиеся в литературе субкультуры матерей, геев и парковые собрания пенсионеров); социально-профессиональные (авторы выделяют
865
здесь рабочих и интеллигенцию; можно конкретизировать, назвав, например, такие профессионально-корпоративные субкультуры, нашедшие некоторое отражение в литературе, как компьютерную, медицинскую, археологическую, а также армейскую, нищенскую и криминально-тюремную) и досуговые; религиозные и этнические. По мнению Дж.Б. Маиса, необходимо проводить различение между культурой, базирующейся в основном на рабочем классе, т.е. на групповой солидарности и коммерционализированном мире развлечений, и культурой, основывающейся на индивидуалистически ориентированном среднем классе, модели школьной и университетской карьеры.
Отечественные социологи, как правило, подразделяют все субкультуры на три типа — просоциальные, асоциальные, антисоциальные. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и развитию личности, антисоциальные и часть асоциальных — деформации общества и дезорганизации личности. Такие группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития.
Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы. У них разные ценности, а также характер контроля за соблюдением норм поведения и регуляция взаимоотношений в своей среде. В антисоциальных субкультурах нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Так, в мафиозных и бандитских субкультурах за нарушение групповых норм — измену, сотрудничество с правоохранительными органами или самовольное изъятие денег из «общака» — может последовать смерть. Во многих асоциальных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, а мера обязательности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.
В каждой субкультуре увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными, тендерными, национальными и статусными особенностями, условиями жизни и модой — всеобщим временным поветрием в какой-либо сфере общественной жизни. Наиболее явно мода проявляется в одежде, прическе, предметах быта, а также манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях.
Во многих субкультурах бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории субкультуры, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и др. Игры подразделяются на созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные — в профессиональных, карточные — в деликвентных, подвижные — в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного творчества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и степени закрытости субкультуры26.
26 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).
866
Субкультуры можно подразделить еще нереальные и номинальные. Реальными будем называть такие субкультуры, создатели и носители которых существуют в настоящее время, формируют и поддерживают соответствующие нормы, традиции, ценности и язык. Номинальными надо называть такие субкультуры, которые выделяют только лишь ученые, но их реальных авторов и исполнителей либо не существует, либо они существовали в прошлом. К примеру, родильная субкультура — чистый образец номинальной субкультуры, поскольку она существует только на бумаге, т.е. в научных монографиях антропологов и этнографов. В традиционном обществе много веков или десятилетий тому назад у нее были реальные носители, но теперь их не существует. Нет бабок-повитух, нет соответствующих обрядов, заговоров, поверий и культурных практик. Ныне все делается в крупных клиниках, и процесс родов поставлен на поток. То, что удалось выявить современным социологам и антропологам в роддомах или при опросах женщин-рожениц, а именно уход за ребенком, имянаречение, народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка (по форме и размеру живота беременной, поведению младенца в утробе матери, сердцебиению плода, способу показа беременной рук, «по глазам» и др.), советы и табу для беременных, суеверия, техники обращения со своим телом и соответствующие стереотипы поведения, представляют собой культурные рудименты, которые правильнее интерпретировать не как элементы целостной субкультуры, циркулирующей среди всей категории рожениц, а как исторические пережитки традиционной культуры, которые изредка вспоминают в городе и довольно часто их можно встретить еще в деревне. Столь же спорным является понятие «девичья субкультура», которое первым в отечественной литературе употребил СБ. Борисов в 1989 г.27 и он является постоянным исследователем этой темы почти в одиночестве. Большинство этнографов и культурологов девичью субкультуру от мальчишечьей не отделяют, а если хотят поговорить о ней как об отдельном феномене, то используют термины «девичья культура» и «девичья школьная культура». По мнению СБ. Борисова, женские альбомы, особый стиль тендерных взаимоотношений, обряды дружбы и посестримства являются воплощением характерных черт девичьей субкультуры28. Но те же самые черты вполне можно приписать не субкультуре, а просто девической культуре. Вводимое
27 Борисов СБ. Эротические тексты как источник сексуального самообразования //Социс. 1989. № 1.
С. 81-84.
28 Он же. Ритуальное закрепление дружбы и обряды посестримства у девочек//Живая старина. 2003.
№3. С. 15-17.
867
же здесь понятие идентифицирует не культурный феномен, а нечто другое — формы социализации девочек.
Напротив, субкультура скинхедов — пример реальной субкультуры. Можно сказать даже очень реальной, поскольку избиение и убийства иностранцев, в том числе в нашей стране, происходят в массовом порядке. К реальным феноменам надо отнести тюремную или тюремные субкультуры. У них есть живые носители и авторы, которые не только создают свои культурные миры, но постоянно пополняют их новыми продуктами своего творчества, следят за ними и охраняют их от посторонних. Для реальных, в первую очередь молодежных, субкультур характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и общения, постоянное взаимодействие и общение. В таком случае понятие субкультуры сближается с понятием движения, и во многих случаях молодежные движения есть по существу молодежные субкультуры.
Под реальной субкультурой мы будем понимать группу людей, признаваемую окружающими, и самоидентифицирующую себя как отдельную часть общей культуры, имеющую свою систему взглядов и особую поведенческую практику. Под это определение попадают фанаты «Спартака», рэйверы, реперы, панки, киноалисоманы и скинхеды и др.
Культурной закваской, вокруг которой формируется самостоятельная субкультура, может быть:
1) сходство интересов, взглядов и ценностей людей; так возникали
субкультуры революционеров и скинхедов, комсомольские и пионерские
субкультуры;
2) материальные предметы, вызывающие повышенный интерес или ув
лечение у людей; на этой основе формируются многие субкультуры, связан
ные с хобби и увлечениями, например, субкультура индеанистов;
3) влияние других людей и желание подражать моде.
Субкультурное поведение различается в зависимости от того, к какому
социальному классу, национальности и расе принадлежат его субъекты. Так выделяют субкультуры рабочего и среднего класса. Тедди-бойз (теды) — характерная субкультура малоквалифицированной молодежи из рабочего класса в Англии 1950-х гг. К субкультурам рабочего класса относятся британские моды (mods) начала 1960-х гг. и современные скинхеды. Американский рок-н-ролл (середина 1950-х) выражает консервативные ценности рабочего класса. Термин «хиппи» относится к достаточно широкому спектру богемных и студенческих субкультур. Ядро хиппи составляла молодежь, оставившая высшее образование, занявшаяся поиском «исхода» из технократического общества и стремящаяся к романтическому возрождению пасторальной наивности. Формирование субкультуры хиппи объясняется реакцией студенческой молодежи на выключение ее из структур власти.
Рабочие субкультуры — это своего рода «почасовое» занятие — субкультурная активность проявляется только в свободное от «основной» работы время. Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст группы сверстников. Субкультуры среднего класса значительно менее локализованы во времени и пространстве, больше ориентированы на так называемое «хорошее искусство», носят интернациональный характер благодаря своей распространенности среди студенчества — самой мобильной и подвижной группы населения.
868
Еще один водораздел — различия по возрастам. Есть поведение: отроческое, юношеское, подростковое. В Америке дети родителей, входящих в так называемый средний класс, сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса и элиты. Они читают разные книжки, ходят в разные школы и ориентируются на разные идеалы, т.е. ведут себя так же, как и взрослые, во всем соблюдающие социальную дистанцию.
Итак, у каждой социальной группы свой мир и своя система поведения. Когда они пересекаются, то не всегда исход завершается мирным путем. Активисты движения «зеленых» и подростковые банды, профессиональные спортсмены и торговцы наркотиками, научная элита и проститутки существуют в одном обществе, в одной стране, имеют одно правительство и один закон. Но их интересы и жизненные миры различны, как различны манера поведения, форма одежды, язык и этикет. Они могут быть разделены пространством, а иногда и временем, но их соединяет общая основа — молодежная субкультура.
Доминирующая культура всегда монопольна, она определяет все мировоззрение и все содержание жизни человека. В субкультурной ситуации человек всегда находится перед лицом чужой или чужих культур, которые и противостоят, и контаминируют друг с другом. На практике это выражается в миграции культурных элементов сквозь границы разных субкультур. Например, буквально на глазах одного поколения фенечки — атрибут субкультуры хиппи — перешли в общеподростковую традицию (конкретнее — в девичью), потеряв тем самым функцию опознавательного знака хиппи29. Как полагает А. Тоффлер30, индивид, последовательно переходя из одной субкультуры в другую, приобретает не одно мировоззрение и модель поведения, а целую серию последовательно и одновременно существующих в одном человеке моделей мира и поведения. При этом человек перестает воспринимать ценности субкультуры как абсолютные, как жизненно важные и единственно возможные. Человек в субкультуре «играет» в мировоззрение, не принимая его полностью всерьез. Следующим шагом на этом пути является создание «игровых» мировоззрений, «игровых» моделей мира, присущих постмодернистской культуре.
МИТЬКИ
Одной из самых экстравагантных субкультур, возникших из художественного андеграунда, является группа питерских художников-нонконформистов «Митьки»31. В ее состав входят Владимир Шинкарев, Александр Флоренский, Василий Голубев, Владимир Яшке, Ирина Васильева, Ольга Флоренская, Алексей Семичев, Андрей Филиппов, другие питерские художники и музыканты. Митьки-художники считают «своими» также Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Виктора Цоя.
29 Ферапонтов И.Е. Туристский быт и фольклор: Опыт системного анализа (http://ivgi.rsuh.ru).
30 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
1 Участников движения называют митьками по имени художника Дмитрия Шагина.
8G9
Группа возникла в 1982 г., а официальным началом считается книга художника Владимира Шинкарева «Митьки», которую он написал на день рождения Шагина в 1984 г.32 Сначала это был небольшой кружок друзей — художников, писателей и музыкантов, которых не очень жаловала советская власть. Как вспоминает Шагин, сначала он работал «в котельной, сутки через семь, мне досталась котельная высшей школы спортивного мастерства. Там тренировались борцы, говорят, сам Путин тренировался. А мы в котельной собирались, беседовали и пили. Постепенно в этой компании друзей выработались какие-то свои ритуалы, не имевшие, впрочем, никакого «антисоветского»
подтекста: например, принято было считать, что митьки общаются исключительно с помощью выражений "бра-тушка", "дык!" и "ёлы-палы!", "оп-паньки!", одеваются в тельняшки и валенки. Но главным ритуалом было, конечно, пьянство... Мои родители были художники, но не признанные официально. Отца вообще посадили по ходу кампании по борьбе со стилягами, поэтами и художниками, когда я был еще совсем маленький. Маму за участие в крамольной выставке выгнали из Худфонда. Я пошел по их стопам и тоже окончил школу при Академии художеств, но дальше официальный путь в искусстве для меня был закрыт. Я в школе отказался вступать в комсомол. Меня за это комсорг на выпускном вечере наградил большой бутылкой «Южного крепкого». Он, наверное, думал меня этим обидеть, но я уже тогда в душе был митёк и тут же выпил ее у всех на глазах из горла. Наш главный лозунг: "Митьки никого не хотят победить". Поэтому мы и работали в котельных, а в свободное время рисовали свои картины. Ну иногда меня, правда, забирали в вытрезвитель, однажды сломали ребра. В 1984 г. разогнали квартирную выставку, был большой скандал. КГБ, конечно, следил за нами, со мной проводили всякие беседы, но, в общем, мы никого не трогали и нас никто особенно не трогал... Митьки создали некий миф, но этот миф, видимо, точно лег на психологию какой-то части советской интеллигенции. А что касается пьянства, то тут преувеличения не было, пили мы без дураков. Я однажды за вечер выпил пять бутылок водки, но в основном это был портвейн. Дешево и сердито. В этом был какой-то пассивный протест против всего, что нам не нравилось в советском образе жизни. Мы выдвинули лозунг: "На красный террор ответим белой горячкой". У нас в котельной собирались человек по пятнадцать, и каждый тащил, что мог. Потом одна корреспондентка в журнале "Юность" написала, что у нас проходят съезды митьков по 50 человек. Она хотела как лучше, но в 1988 г. начальство спорткомитета выгнало меня из котельной. Но уже через год наши выставки "Митьки в Европе" поехали в Париж, Кельн и Антверпен...»33.
32 Текст распространился в «самиздате», о нем узнала вся интеллигенция, а затем и вся страна.
33 Митьки без портвейна // Новая газета. 2004.07.08.
870
По философской ориентации митьки относят себя к стоикам, ибо умудрялись питаться на 3 рубля в месяц, а друг для друга им не жалко и последней рубашки. Высшее одобрение митёк выражает так: рука прикладывается к животу, паху или бедру и митёк, сжав кулак, мерно покачивает руку вверх и вниз; на лице его в это время сияет неописуемый восторг. Для субкультуры митьков, рассматриваемой как одна из форм пассивного культурного протеста, характерны подчеркнутое добродушие, неприкрытая лень, пьянство, пацифизм и лозунги типа «Митьки никого не хотят победить», «Митьки всегда будут в г.., в проигрыше, и этим они завоюют мир».
Митьки никого не хотят победить !, ( шепотом ) поэтому они завоюют весь мир
В. Шинкарев в своей культовой книге «Митьки» так описывает их образ жизни, философию и ценности. Митьки одеваются во что попало, лучше всего в стиле битников 1950-х гг., но ни в коем случае не попсово. На лице митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митёк всегда кажется навеселе. Теоретически митёк — высокоморальная личность, мировоззрение его тяготеет к формуле: «православие, самодержавие, народность», однако на практике он настолько легкомыслен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митёк никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агрессивен. Митек никогда не выразит в глаза обидчику негодования или неудовольствия по поводу причиненного ему зла. Скорее он ласково, но горестно скажет: «Как же ты братушка?», однако за глаза он по поводу каждого высказанного ему упрека будет чуть ли не со слезами говорить, что его «съели с говном». Для митька характерно использование длинных цитат из многосерийных телефильмов; предпочитаются цитаты, имеющие жалостливый или ласковый характер. Если митёк не ведет разговор сам, он сопровождает каждую фразу рассказчика заливистым смехом, ударами по коленям или ляжкам. Обращение митька с любым встречным характерно чрезвычайной доброжелательностью, он всех называет ласкательными именами, братками, се-
871
стренками. При встрече даже с малознакомыми людьми для митька обязателен трехкратный поцелуй, а при прощании он сжимает человека в объятиях, склоняется к нему на плечо и долго стоит так с закрытыми глазами. Митек конечно же зарабатывает в месяц не более 70 руб. в своей котельной (сутки через семь), где он пальцем о палец не ударяет, ибо он неприхотлив: он, например, может месяцами питаться только плавленными сырками, считая этот продукт вкусным, полезным и экономичным, не говоря уж о том. что его потребление не связано с затратой времени на приготовление. Митек не выполняет взятых на себя обязательств (чего от него, впрочем уже и не ждут), но считает важным исполнение своих невысказанных желаний (ведь так и надо в любви — а митьки всех любят). Митьки любят музыку, вернее, песни, преимущественно жалостливые, причем собственно музыкальная часть не играет роли. Митьки любят и джаз, и классическую музыку, и советские песни военных лет.
Во времена брежневского застоя митьки с удовольствием маялись дурью, писали картины, пили всякую гадость, и были в своем роде уникальны тем, что никого не хотели победить34. Митьковская лень стала назидательным понятием, их живопись поражала обывателей могучим примитивизмом и нехитрым отношением к жизни, о митьковских «оттяжках» складывались легенды. Поцелуи митьков — это не только дань традиции. В них есть общежитейская мудрость: пока какого-нибудь человека ритуально целуешь, то успеваешь к нему присмотреться, принюхаться. После этого можно и разговор душевный завести. Культурный код митьков — лукавые игры и симпатичные эпатажи, серьезные суждения, загримированные наивными шутками, и шутки, обсуждаемые всерьез.
Критики и эстеты продолжают спорить: митьки — это «последнее поколение советского андеграунда» или «яркие представители постмодернизма»? Но все соглашаются с тем, что они — наиболее самобытный национальный феномен не только в области живописи, но и во всей андеграундной субкультуре, поскольку митьки — это еще и новый образ жизни, впитавший в себя элементы традиционного русского шалопайства (по их собственному выражению) и советского соцреализма.
В начале 1990-х гг. митьки поехали в США лечиться от алкоголизма — водка и портвейн являлись обязательными атрибутами их субкультуры. Примерно через полгода вернулись в Петербург и учредили Общество анонимных алкоголиков (чтобы держать себя в форме), а в 1997 г. с помошью американских друзей построили «Дом надежды на горе» — благотворительный реабилитационный центр по излечению от алкоголизма. Излечившись от пьянства, они с не меньшим энтузиазмом занялись разработкой собственной антиалкогольной пропаганды, в частности предложили проект «мить-ковского вытрезвителя» — чистенького, уютного, с тельняшечно-полосатым постельным бельем и умиротворяющими картинками на стенах.
Их произведения выставлялись и продолжают выставляться во многих странах мира. В 2000 г. в Нью-Йорке в галерее «Inter■ArtGellery» состоялась очередная выставка художественной группы «Митьки». «Позади 15 лет пути: от тельняшек, телогреек и кирзовых сапог до приличных костюмов, а порою и смокингов. От портвейна до виски и "Метаксы", а затем — к полнейшей
34 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).
872
трезвости. От декларированной несексуальности до удачных браков. От сидения в «говнище» до бесконечных зарубежных вояжей. От нищеты до более или менее приличного благосостояния. От андеграунда до вершин. Сейчас субкультура митьков находится на распутье. Какую из множества дорог они выберут — неизвестно, но как бы там ни было — доброго им пути»35. Когда митьки вернулись на родину, их творчество активно продолжилось.
В середине 1990-х у них появилось два издательства — «Митькилибрис» и «Красный матрос». Круг авторов: О. Григорьев, В.И. Гусев, А. Флоренский, М. Сапего, Т. Кибиров, Д.А. Пригов, М. Немиров, А. Хвостенко, Д. Шагин,
М. Белозор, Р .Васми, В. Шинкарев, В. Голубев, Л. Рубинштейн и др. Со временем «митёк» стал определением нарицательным, вызывающем в сознании людей устойчивый образ чего-то большого, бородатого, светлого, нетрезвого и добродушного. Митьки и их поклонники многочисленны, с удовольствием рисуют свои «картинки», мастерят хитроумные инсталляции и пишут книжки, гастролируют по стране, выступают на концертах и записывают компакт-диски с «митьковскими» песнями, снимают мультфильмы. На главной странице митьковского сайта в Интернете посетителя встречает «программная» цитата: «Митьки никого не хотят победить», — а под ней (как бы «застенчивым шепотом»): «и поэтому всегда побеждают». Критики полагают, что митьковский миф создавался на общедоступном отечественном материале, который всегда под рукой. В ход пошли легендарное российское пьянство, тельняшки с телогрейками, уменьшительно-ласкательные суффиксы, вечные жалобы на судьбу, плавленые сырки, цитаты из старых добрых кинофильмов «о главном» и скромное обаяние наивного искусства. Новый миф они предложили обществу в качестве нового массового молодежного движения вроде хиппи или панков. Во многих российских городах можно встретить митьков-«добровольцев», не принадлежащих собственно к художественной группе, а просто осознавших стоически-эпикурейский митьковский стиль «своим». Однако по настоящему массовым это явление не стало. Зато возникла беспрецедентная художественная группировка, объединенная «коллективной тельняшкой» (по аналогии с «коллективным телом»), группа, создававшая свое социальное окружение как предмет искусства.
Митьки работают в жанре общественно-политического лубка уже почти 20 лет. В свое время они отправляли Брежнева в Афганистан, спасали Маяковского и помогали Штирлицу. Недавно художники создали очередной шедевр — «Митьки пишут письмо олигархам». Картина в точности повторяет репинский шедевр, но посвящена она социальной тематике —росту цен на хлеб.
И в год своего двадцатилетия (2004 г.) неугомонные митьки продолжают баловать своих почитателей самыми разнообразными выставками, вечеринками и тому подобными акциями. Состоялось торжественное открытие оче-
35 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).
873
редной выставки под названием «Митьки на подводной лодке Д-2 "Народоволец"». Эта выставка приурочена к столетию подводного флота России. А недавно мэр Санкт-Петербурга В. Матвиенко особо подчеркнула, что митьки — один из культурных символов Петербурга и необходимо создать все условия для их плодотворной работы. К 20-летию объединения, а также к 300-летию Питера, 300-летию Кронштадта и 80-летию Ленинграда ху-дожники-митьки совместно с дружественными им музыкантами выпустили альбом «Митьковский Питер».
ЧАТЛАНЕ
Название субкультуры «чатлан» не установлено. В нем удачно соединяются современные компьютерные технологии и ностальгия по широко известному в советские времена фильму «Кин-Дза-Дза», вышедшему в свет в 1986 г. на киностудии «Мосфильм». Авторы сценария — Реваз Габриадзе и Георгий Данелия. Режиссер-постановщик — Георгий Данелия. В главных ролях — Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе.
Чатлане
Чатлане — это от слова чат (chat), т.е. люди, общающиеся в чате. Ну, конечно, чатлане это еще средняя каста населения планеты «Кин-Дза-Дза» (полет до которой невозможен без «гравицаппы»). Таким образом, чатла-нин — это, с одной стороны, пользователь, который проводит много времени в чате, с другой — фанат фильма «Кин-Дза-Дза».
На современном компьютерном языке чатланин — это фанат интернет-общения, на психологическом языке — человек больной, целиком и полностью зависимый от доступа (и недоступа) к сети Интернет. Психиатры записали всех чатлан в аутисты. У каждого уважающего себя чатланина есть свой ник (псевдоним), например, такой, как: spawn098{e переводе «отродье»), зю-байт (z-bait), FoCuS, Maria, Login, art, ZaR, Olympus, Венеруська, Oblina,
874
Hidden, Shiko, EnEmEy, Sashlik, b3easty (он же ICE-CREAM), раПуЗАН, Coolio, Raptor, ALLIGATOR, Cadet098, мася (masya), Анаська, cvazi, oxy, Avan, Abbat, DadyBolshoy, RAVER, Priispodnia, Trinity.
СУБКУЛЬТУРА МУСОРНОЙ ЯМЫ
Уже шесть поколений желтых павианов на протяжении 30 лет питаются отходами, которые оставляют туристы, посещающие национальный заповедник в Кении. Павианы давно отвыкли жить и питаться в дикой природе, ареал которой постоянно сокращается из-за активной сельскохозяйственной и промышленной деятельности человека.
У обезьян сформировались новые стереотипы поведения из-за постоянной близости к туристам. Они позируют перед объективами фотокамер, попрошайничают на дорогах у проезжающих автомобилей, стаями набрасываются и дерутся за отходы, среди которых немало ядовитых веществ. Например, встречаются газовые баллончики, которые взрываются в пламени сжигаемого мусора, обжигают и травмируют павианов. Помоечные обезьяны, поселившиеся возле промышленных центров, ведут совершенно иной образ жизни, нежели их лесные собратья, которых они превосходят своими размерами. Поскольку «помо-ечникам» теперь не приходится тратить весь день на трудную работу по добыванию себе пищи, у них появилось то, чего ранее не было, — свободное время, досуг. Они развлекаются играми друг с другом и подручными средствами, превратившимися в игрушки, полиэтиленовыми мешками, картонными коробками. Особенно высоко котируются у них куски разбитого зеркала, в которых они подолгу рассматривают свое изображение, вертят их в разные стороны, добиваясь необычных для себя ракурсов, бликов, светотеней.
СУБКУЛЬТУРА ФУРРИ
На основе увлечения анимацией и комиксами появилось так называемое «пушистое движение» — Furry fandom. В переводе с английского Furry означает «пушистик» (англ. fur— мех, шерсть), но его трактуют значительно шире — как состояние уюта, ласки, мягкости, нежности. В основе новой субкультуры лежит наделение человеческой личности чертами и характеристиками понравившегося животного, образ которого позаимствован не из живой природы, а из комиксов и мультфильмов про животных. Фурри — животные, обладающие рядом человеческих свойств, либо люди, имеющие животные черты. Фурри — это увлечение выдуманными антропоморфными персонажами, сочетающими в себе черты человека и зверя, а выдуманными — значит рисованными, анимационными, либо описанными в литературе. Психологически движение основано на ощущении в себе звериной составляющей.
875
Мультипликация является одной из наиболее активных областей проявления пушистости. Движение фурри тесно связано с развитием мультипликации, откуда его сторонники позаимствовали идею представления характерных персонажей в зверином облике из басен, особый стиль поведения и мпрочувствования и «мультяшную психологию». Практически каждый сказочный персонаж может претендовать на принадлежность к фурри.
Однако истинным праотцом фурри считается Интернет. Фурри это прежде всего приватное искусство, глубоко частное, «немассовое», которое проникло в свет исключительно из-за особенности развития Интернета. По массовости оно превосходит любое другое движение в Интернете. Существуя на правах сетевого фольклора, фурри отражает извечное стремление человека к прекрасному в его первозданном виде.
Фурри — весьма «продвинутое» увлечение современной молодежи
Популяризация фурри, вероятно, началась под влиянием диснеевских фильмов, а конкретно — под влиянием «Робин Гуда». Это был первый полнометражный анимационный фильм, где все главные роли, которые могли бы исполнять персонажи-люди, исполнялись животными.
Массовое увлечение пушистыми зверьками возникло в 1983 г. Большинство воспринимают фуррность только как модное веяние, как тусовки и сборища, как собирательство картинок и музыки, а для кого-то — это возможность тискать друг друга до посинения. Некоторые фанаты привешивают к штанам хвост, выучивают специфический сленг и говорят только на нем, разукрашивают все свои вещи надписями типа «I'mfurry», забивают весь дом плюшевыми зверюшками, кушают исключительно сырое мясо. На самом же деле фурри это не зверолюбие, а прежде всего новое психологическое состояние, терпимость и понимание, готовность если не принять, то хотя бы понять того, кто думает иначе. Пушистость — комплекс духовных/моральных ценностей пушистого, включающий в себя различные ценности как зверя, так и человека, причем направленный на достижение как можно большей гармонии во взаимоотношениях друг с другом и окружающим миром. В при-
876
роде фурри видят красоту и гармонию, он не устраивает свалки на месте лесных стоянок, не разбрасывает бутылки и консервные банки, не калечит деревья. Перенос физических особенностей животного на себя — еще одна составляющая. Фурри хочется иметь когти, мне хочется иметь красивую шерсть, быстро бегать.
У сторонников новой субкультуры есть свои сайты в Интернете и свои фестивали, самый крупный из которых проходит каждое лето в Филадельфии. Фурри распространилось в странах Западной Европы и Америки. Общее количество фанатов фурри превышает сотни тысяч человек. Индустрия выпускает для них специальные буклеты, книги и комиксы, игрушки и сувениры.
БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ
Мы живем уже в XXI в. — эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также информационным обществом. А это означает, что расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями станут моделью поведения для будущих поколений. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование — все это очерчивает контуры того мира, в котором приходится жить молодежи.
Отличительным признаком молодежно-подростковых субкультур является возраст. Юные граждане еще не вступили во взрослую жизнь и не знают цен ностей производительного труда. Их основная ориентация — потребительство. Этим определяются главные черты такого рода субкультур. На потребительских интересах молодежи в США выросли целые индустрии с многомиллиардными оборотами. Особенно заметно это стало в 1950—1960-е гг. Потребляемые товары, с точки зрения молодежи, были специфичны по отношению к товарам для «взрослых»: подростки покупали больше всего одежды, обуви, спиртных напитков и табачных изделий, конфет и шоколада, закусок, тратили много денег на кино, театр, журналы, газеты, пластинки и книги36. Формами репрезентации молодежно-подростковой культуры стали досуговые виды деятельности: времяпрепровождение в кофейнях, молочных барах, молодежных пабах; демонстрация модной одежды, причесок, косметики; культурные пристрастия — записи рок-н-ролла, просмотр фильмов и чтение журналов; новые типы невзрослой активности — увлечение мотоциклами и дискотеками. Исследование М. Абрамса показало, что молодежь не просто тратит больше денег на модную одежду и записи модных песен, но также и то, что молодежь тратит деньги на специфическую одежду и кассеты. Когда у молодежи появляются лишние деньги, она тратит их иначе, чем взрослые, обремененные заботами о пропитании семьи, строительстве дома,
36 Abrams M. The Teenage Consumer. London, 1959.
877
приобретении машины. Потребительский приоритет взрослых — предметы длительного пользования и недвижимое имущество. Приоритеты молодежи — «краткосрочный гедонизм», «моментальное удовольствие», т.е. отдых и развлечения. Взрослые и подростки иначе смотрят на деньги: для одних они заработанные, для других — выданные на карманные расходы или выпрошенные у родителей. Взрослые предпочитают инвестировать их в долгосрочные проекты и в собственность. Покупательские привычки молодежи не обременены социальной и семейной ответственностью. Молодежь — перводвигатель массовой культуры.
Определение молодежной субкультуры как формы массовой культуры позволило социологам Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно) распространить на нее классовый подход и рассматривать молодежную субкультуру как объект капиталистической эксплуатации, контроля и манипуляции со стороны государства и СМИ. По их воззрениям, социальный и идеологический контроль общества над рабочим классом переносится с рабочего времени на сферу досуга; буржуазия действительно пытается контролировать и досуг, и свободное время рабочего класса. Они утверждали, что такого рода субкультуры — это искусственный продукт, конструируемый и создаваемый не молодежью, а для нее кем-то еще (Р. Хоггарт). Т. Адорно и М. Хоркхеймер исходили из того, что так называемая «массовая культура» в современном обществе — ТВ, кино, радио, газеты, журналы, модные романы (популярное чтиво), поп-музыка — не являлась собственно культурой, идущей от самих масс (т.е. народной культурой), а была культурой для масс.
Британский социолог Ричард Хоггарт, основатель знаменитого Бирмингемского Центра современных культурных исследований (BCCCS), изучая образ жизни английского рабочего класса, приходит к выводу, что духовное обеднение национальной культуры связано, в том числе с молодежным потребительством американского типа. Голливуд, по его мнению, «ослеплял» молодежь37. Но и нынешним состоянием британской культуры он не очень доволен. Он полагает, что существует «наследственное» хамство, которое сохраняется в отдельных слоях общества. Среди них, в частности, «люди дна», беднейшие 10% населения, которые фактически выпали из нормальной жизни. Однако сейчас, говорит он, грубо и жестоко ведут себя не только люмпены. Скажем, становятся все более распространенными такие явления, как «дорожная ярость» (road rage), когда водители машин оскорбляют друг друга. Встречается также air rage — «самолетная ярость» против стюардесс в самолетах, и «ярость покупателей» в магазине38.
Теоретики постмодернизма 1980—1990-х гг. возражали им, полагая, что молодежь — причина самой себя, а не следствие репрессивных режимов или буржуазной культуры. Защищая свою точку зрения, они обращали внимание на культурные явления, создаваемые молодежью для самой себя (например, «фанзины» — журналы, посвященные особым течениям в музыке или отдельным музыкальным группам и выпускаемые самими «фанами», молодежные радио- и телепередачи, наконец, веб-сайты), и, в известной степени, противопоставляемые культурной продукции, предлагаемой ей взрослыми. Серьезно различаются и типы культуры: для взрослых это серьезное
37 Hoggart R. The Uses of Literacy: Aspects of Working Class Culture. Harmondsworth, 1958.
38 Hoggart R. The Way We Live Now. London, 1995.
878
профессиональное творчество, во главу угла которого ставятся философские и духовные вопросы бытия, для молодежи культура — пространства игры и экспериментирования с новыми формами, особенно в сфере культуры тела (бритье головы, татуировки, нанесение шрамов, пирсинг, бодибилдинг и др.)- Даже употребление наркотиков рассматривается как своеобразный способ экспериментирования — манипуляции со своей телесностью и чувственностью.
Подростково-молодежная субкультура, которая и в прошлые века изменялась, пожалуй, даже быстрее, чем взрослая мода, особенно женская, сегодня
опережает естественную смену поколений. Так, например, еще в середине 1990-х гг. российская пресса обсуждала вопрос «нужен ли студенту пейджер?». Тогда они еще не входили в массовый обиход и многим были недоступны. В конце 1990-х гг. наиболее продвинутая часть отечественной молодежи уже вовсю ставила свои авто на «пейджин-говую сигнализацию». Студенты использовали пейджер весьма своеобразно. Например, присваивали пейджеру свой интернетовский ник (псевдоним), дублировали все сообщения и содержимое информационных каналов на адрес электронной почты, отправляли сообщения на пейджер через Интернет. Один третьекурсник, подрабатывавший в турфирме курьером, страдал патологической забывчивостью: то вовремя не забирал из посольства визы, то не отвозил в МИД паспорта, то терял важные документы, то путал авиабилеты и вместо своей брони забирал чужую. Начальство грозилось уволить, но выручил пейджер, который каждые пять минут посылал ему напоминания. Работа и карьера вскоре наладились. Голосом мамы пейджер напоминал о необходимости принять противоаллергенные таблетки, голосом декана — о предстоящем зачете.
В 2003 г. сотовые телефоны стали у молодежи более популярны, чем пейджеры. В студенческих аудиториях — на лекциях или семинарах — постоянно раздается неприятный призыв «сотового дружка», который заставляет срочно выбегать в коридор или извиняться перед соседями.
Если в середине 1990-х гг. продвинутая молодежь вынуждена была шерстить секондхэнды в поисках ну хоть одной модненькой вещички с Запада, то через 5—6 лет мальчики и девочки все чаще становились завсегдатаями дорогих магазинов. Уже не в диковинку было увидеть у одноклассников рубашечку из «NAFNAF», брючки из «Diesel», маечку, штанишки или курточку из «PlayLife». Внешний вид нашей молодежи зависит конечно же от ее собственных финансовых возможностей, а еще больше — от финансовых возможностей родителей. Поскольку ВВП России за 2000—2003 гг. вырос на 30%, то соответственно поднялся у многих категорий населения и уровень жизни.
879
Расслоение российского общества, начавшись у взрослых, передается детям. И они делятся на бедных, зажиточных и богатых. Соответственно своему классовому положению, месту в обществе и жизненным шансам (видам на будущее) у них формируются: мировоззрение, жизненные планы, идейные установки.
Какими они станут завтра? Некоторые эксперты считают, что часть нынешних 10-летних станет высокоинтеллектуальной элитой, которой будут доступны все дороги и пути благодаря папиному кошельку. Еще одна часть — управляемая и ищущая радикального вождя масса, в которой индивид лишен личной ответственности. И третья часть — «разночинцы», дети интеллигентов-неудачников, у которых велик интеллектуальный потенциал, но отсутствуют социальные возможности39. Примерно такой же расклад сил наблюдался в России накануне Октябрьской революции 1917 г. Эксперты, к сожалению, редко ошибаются.
Исследования показывают: если предыдущее поколение студентов оказывало предпочтение тем же партиям, что и их родители, то сегодняшняя молодежь в большинстве своем склонна самостоятельно делать политический выбор, не ориентируясь на семейные традиции. Этот факт говорит о том, что молодежь не хочет слепо следовать родительским установкам, а ее система ценностей подвергается активному воздействию внешних факторов.
39 Батенева Т. День зашиты детей. От кого? // Известия. 1999.06.01.
2
УЛИЧНАЯ ( СУБ ) КУЛЬТУРА
Понятие , вынесенное в название этой главы , вовсе не случайно заключено в скобки . Дело в том , что ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно того , считать ли все множество культурных феноменов ( и эпифеноменов ), сосредоточенных на части городской территории , именуемой улицей , элементом доминирующей в данном обществе культуры или самостоятельной ее разновидностью . В литературе почти в равной мере широко употребляются оба термина — уличная культура и уличная субкультура . Одни ученые полагают , что уличная субкультура сформировалась как альтернатива социальному поведению ребенка в семье и школе , а другие утверждают , что надо вести речь о более широком комплексе явлений , связанных не только с подростками и молодежью , но также со взрослыми , а потому именовать его уличной культурой . Бродячие скоморохи и толпа туристов в историческом центре европейских городов точно так же , как брейк - дансеры и любители граффити , должны относиться к указанному культурному эмифеномену .
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!