МНОГООБРАЗИЕ ЗНАЧЕНИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕФЕРЕНТЫ



Понятие уличной культуры употребляется в нескольких значениях: 1) обозначение образа и стиля жизни детей рабочего и низшего класса, про­водящих большую часть времени на улице, пропускающих уроки, бездель­ничающих; 2) образ и стиль жизни беспризорных детей в России 1990-х гг., сбежавших от родителей и практически годами не бывающих дома; 3) увле­чения экстремальными видами спорта и досугом современной молодежи из вполне благополучных семей; 4) исторически определенный тип контркуль­туры (культурного андеграунда), существовавший в Ленинграде в 1960-1970-х гг. в узких кругах интеллигенции.

Уличная культура — танцы, дворовые игры, катание на самокатах и ро­ликах, уличный баскетбол и уличный футбол и многое другое — существо­вала испокон веков во всех странах. Кинохроника доносит до нас докумен­тальные кадры 1930-х гг., на которых запечатлелись уличные танцы негри-

881

тянских мальчишек на тротуарах чикагских гетто. Уже тогда наиболее лов­кие и ритмичные дети целыми днями отбивали чечетку на асфальте, пока­зывая свое мастерство, поражая прохожих и надеясь подзаработать. Улич­ные танцоры, певцы, музыканты, жонглеры, шарманщики зарабатывали на жизнь таким образом, выпрашивая у прохожих деньги за исполнение, и тысячи лет назад.

В самом широком смысле слова под уличной культурой надо понимать не только молодежные развлечения и субкультуры, но типичные черты об­раза жизни, манеру поведения, обычаи и традиции, которые существуют у

всех народов и проявляются на город­ской (реже сельской) улице, включая и материальные артефакты: сувенирные лавки, уличную торговлю, обществен­ ные туалеты и многое другое. Наряду с дорогими бутиками, продающими но­вейшие модели одежды, все большее распространение получают сегодня маленькие дешевые магазинчики, продающие индивидуальные «серии» одежды. Кроме того, магазины начинают все больше «выходить» на улицы, за пределы избранного пространства, упрощая и демократизируя процесс общения покупателей и продавцов. Всячески поощряются и уличные рын­ки дешевой и достаточно качественной продукции. Все большую и большую популярность завоевывают среди молодежи шоппинггцентры.

Именно в таком широком контексте понимают любую культуру социоло­ги. Пешеходные зоны в исторической части города, а они существуют сегод­ня почти повсеместно, можно рассматривать как своеобразный выставочный зал или подиум, на котором демонстрируется уличная культура во всех ее про­явлениях — неспешное движение толпы по обеим сторонам улицы, разгля­дывание витрин, отдых на скамейках, кормление голубей, обзор достоприме­чательностей, поглощение пищи. В такой культуре соединяются элементы, общие другим типам культуры, и специфические, характерные только для нее. К примеру, поглощение пищи всухомятку возможно как на улице, так и дома, а проведение демонстрации — исключительно уличный атрибут поведения.

Уличную (суб)культуру можно считать детищем демократического обще­ства и самым массовым из явлений искусства. И крупные мегаполисы, и небольшие города имеют улицу в качестве базового градообразующего эле­мента. Сотни тысяч или даже миллионы улиц по всей планете образуют со­циальную почву, на которой произрастает особый культурный феномен — уличная культура. По отношению к господствующей культуре, частью ко­торой она выступает, ей можно присвоить уменьшительный ранг субкуль­туры. Но по отношению к ее носителям, которые не составляют и не могут составлять реальной группы, сплоченного сообщества или общественного движения, можно или даже лучше пользоваться термином культура, помня о том, что он лучше подходит для огромного аморфного образования, суще­ствующего во всех странах мира и проявляющего себя в самых разных, а порой и самых невероятных формах.

Уличные группировки и уличные субкультуры —от беспризорников на вок­залах, любителей брейкданса или граффити до богемного андеграунда, возни­кавшего как уличная тусовка — каждая имеет свой язык, сленг, стиль одежды, атрибутику, мифологию, схему лидерства, ярко выраженную модель поведения.

882

«Уличная культура» подростков из среды рабочего класса, интересующих­ся футболом, посещающих кафе, бары, просто проводящих время с друзья­ми стала интересовать американских социологов еще в первой четверти XX в. «Уличная культура», по мнению Джона Хортона1, существует в каж­дой точке социального пространства, если оно открыто общению людей. Ма­лообеспеченные группы населения, бездомные, пенсионеры, безработные, хиппи, национальные меньшинства, трудные подростки составляют соци­альную базу и движущую силу такой субкультуры. Каждая из этих групп имеет собственную субкультуру, и в то же время все вместе они образуют новую субкультуру аутсайдеров — «уличную культуру», которая надстраива­ется над ними, объединяет их, но выступает как часть более общей, амери­канской культуры. Все они разделяют общие для своей группы представле­ния о мире, взгляды на жизнь, массовые стереотипы. Они враждебны к тем, кого считают богатыми или более удачливыми, защищают «свояков» и аг­рессивны по отношению к чужим. Групповой эгоизм и кастовая солидар­ность еще более усиливаются в результате совместных и организованных действий.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!