Словарь хип-хоп-экстрим культуры



DSL — dick sucking lips (NY)                          Ламер — начинающий юзер, лажбек

Реалайзировать — воплощать в жизнь          Step — движения на ногах

Задрот — человек, увлеченный учебой          Set-up — подстава
Дефект — жертва атомной энергии

На Западе даже появился специальный термин — зависимая от улицы молодежь (street-dependentyouth), возникший по аналогии с наркозависимо­стью и свидетельствующий о появлении социальной категории, которая до фанатизма любит проводить время на улице. Выражение «on the street» ха­рактеризует не социоэкономические условия существования или состояние окружающей среды, а совокупность определенных ценностей и установок, присущих этой категории индивидов. Уличная культура представляет мир, каким его видят подростки: свободным от диктата взрослых, раскрепощен­ным и вседозволяющим2.

Уличная субкультура, творцами и авторами которой являются по преиму­ществу городские подростки, проводящие вне дома значительную часть времени, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Катание на ро­ликовых коньках или граффити относится к позитивным проявлениям этой субкультуры, а выкручивание и воровство радиоприемников из припарко­ванных вдоль обочины автомашин — к негативным. Прогуливаться подвы­пившей толпой по ночному городу и громко распевать песни можно тоже лишь на открытом пространстве. Бить витрины магазинов, выражая свой гнев после проигрыша любимой команды, разрисовывать стены нецензур­ными выражениями, ломать исторические памятники тоже возможно на улице, а не дома. Оба разряда событий — позитивных и негативных — мо­гут происходить только на улице, а потому относятся к неотъемлемым эле-

Horton J. The dehumanization of anomie and alienation: a problem in the ideology of sociology// Br. J. Sociol. 1964. Vol. 15. P. 283-300. 2 Fest J. Street culture an epistemology of street-dependent youth (www.in4y.com).

883

ментам уличной субкультуры. Нередко виновниками тех и других становятся одни и те же подростки, которым нечем себя занять или которые не нашли подходящей культурной формы для самовыражения.

Увлечение роликовыми коньками и граффити наиболее яркие возможности уличной субкультуры

Пол Уиллис3 провел исследование образа жизни рабочих парней из англий­ской средней школы и доказал, что двоечники и троечники не расположены к повседневному труду, дисциплине, выполнению домашних заданий, рабо­те в библиотеках и успеваемости. Главная причина — школьные занятия пред­ставляются им абсолютно бессмысленными. Они сформировали собственную «антикультуру», куда включались такие ценности, как умение «прикалывать­ся», «прогуливать», «наезжать на отличников». В будущем они обрекали себя не только на малоквалифицированную работу, но и на безработицу.

Большинство социологов на Западе объединяют два явления — уличную субкультуру и уличное насилие — под общим названием «культура бедности». Ее стратификационный адрес всегда один и тот же — самые юные и самые бедные люди4. Согласно этой точке зрения, жители беднейших и высококри-минализированных районов города не обладают иными духовными ценно­стями, как лишь теми, которые связаны с насилием. Особый стиль социали-

3 Willis P. Learning to Labour. How Working Class Kids get Working Class Jobs. London, 1977.

4 Wilson J.Q., Herrnstein R.J. Crime and Human Nature. N.Y., 1985; Bennett W., DilulioJ., Walters J. Body
Count: Moral Poverty and How to Win America's War Against Crime and Drugs. N.Y., 1996; Silverman D.
Street Crime and Street Culture // Int. Economic Rev. Vol. 45 № 3. 2004. P. 1-36.

884

зации и культурная близорукость вынуждают их находить неадекватные — с точки зрения общественной морали — формы выражения своим чувствам и эмоциям. Импульсивность и вандализм — важнейшие черты андеркласса. Представители «уличной субкультуры» называют себя «людьми улицы», «хладнокровными» или просто «системой» («regularas»). Но какие бы клич­ки они ни присваивали, прохожие относятся к ним как к хулиганам, т.е. лю­дям, живущим на и при помощи улицы. Они отличаются прической, этике­том, одеждой, манерой говорить. Они добиваются признания только среди «своих», но это не всегда идет на пользу окружающим. Задираясь и оскорб­ляя прохожих, не подчиняясь властям, отказываясь трудиться, представители «уличной субкультуры» демонстриру­ют свой способ поведения5.

В последней четверти XX в. в США борьба с криминогенными проявлени­ями уличной субкультуры достигла определенных успехов. Новые поколе­ния подростков находят все меньше удовольствия в прямом насилии и все больше — в его культурно модифици­рованных видах. К ним относят все разновидности хип-хоп культуры, в том числе брейкданс. Это самый яркий пример эволюции физического наси­лия в культурные формы проявления юношеской агрессивности и энергии. Брейкданс представляет собой культурную альтернативу уличной драке, замену силового решения проблемы творческим соревнованием. К приме­ру, UPROCK (aka Brooklyn Rock) — танцевальная борьба (баттлы), в которой танцоры не касаются друг друга, инсценируя бой. «Би-бойз», или «Брэйк бойз» — это не только «танцующие парни», но еще и «крутые парни», уме­ющие давать отпор «чужакам», разбирающиеся во всех тонкостях, связан­ных с рэп-музыкой и хип-хоп культурой в целом.

Что представляет собой современная молодежная уличная культура в России? По мнению отечественных культурологов6, молодежная субкультура проявляет себя в двух формах —уличной и клубной. Уличная субкультура со­хранилась еще с советских времен и сегодня характерна скорее для подрос­тков (16—19 лет) из групп лиц, обладающих низким статусом, из небольших городов, которые собираются в парках и скверах, на улице, под открытым небом. В ее рамках формируются уличные молодежные группы — неболь­шие группировки, часто очень влиятельные. Другой формой являются клу­бы, обычно клубы западного типа, дорогие дискотеки. Посещение подоб­ных учреждений — признак вестернизации подростковой культуры. Если

5 Case A., Katz L. The Company You Keep: The E.ects of Family and Neighborhood on Disadvantaged
Youth // NBER Working Paper, 1991. № 3705; Katz J. Seductions of Crime: Moral and Sensual Attractions
in Doing Evil. N.Y., 1988.

6 Бочарова О., Лернер А. Особенности образа жизни подростков // Мониторинг общественного мне­
ния. Экономические и социальные перемены. 1998. № 6; Культура и культурная политика в Рос­
сии / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 2000.

885

улица — это борьба за влияние и навязывание жестких поведенческих стан­дартов, то клуб, напротив, предполагает автономность, индивидуальность, частичное отсутствие контроля.

В последнее время заметным элементом уличной субкультуры становится художественное искусство. Сюда входят граффити (рисование на стене бал­лончиком краски) и боди-арт (рисование краской на теле), экстремальный спорт, катание и выполнение различных трюков на роликовых коньках, специальных трюковых велосипедах {ВМХ Street) и роликовых досках, гон­ки на картах, наконец, танцевальное искусство, которое молодежь демон­стрирует в ночных клубах.

Уличная культура граффити может быть приравнена к самостоятельно­му искусству. Уличный художник выражает себя спонтанно. С помощью аэрозольных баллонов граффитеры изображают свои имена, клички, назва­ния музыкальных групп, любимых спортивных клубов. Потоки сознания выносят на поверхность причудливые символы, абстрактные геометриче­ские фигуры, специфические шрифты. Иногда рисунки создают целые груп­пы, заранее распределив между собой, кто и что будет рисовать. Человек, который занимается этим элементом, — writer («писатель»). В основном, изображаются отдельные слова или короткие фразы, но пишутся они не простым обычным шрифтом, а нетрадиционными размашистыми буквами, часто закрученными до неузнаваемости. Кроме слов и фраз райтеры изоб­ражают всевозможных персонажей (они называются characters), а иногда и целые пейзажи или картины.

Bomb (или throw-up) быстрый рисунок, как правило, делается в «bubble letters» и отражает название crew или самого writer'a. Рисуется он краской, за­частую используется 1—2 (иногда 3) цвета. Самые распространенные — чер­ный/серебряный (белый) и желтый/красный.

Crew — несколько (а порой и очень даже много) writer1 оъ, объединенных в одну команду.

Writer — собственно тот, кто рисует граффити (taggers — те, кто только ставит tag'n и не рисует pieces, и не кидает бомбы, и иногда не зачисляется в ряды writer'oB. Но если брать по-большому, то все это — граффити).

Tag — это подпись writer'a. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это черный или белый, если исполь­зуется mean streak (несмываемый белый маркер).

Piece — от masterpiece. Рисунок, который отражает стиль, умение и, соб­ственно, дерзость writer'a. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий.

Yard, train yard депо, отстойник для поездов. Первоначально имелось ввиду депо для поездов подземки. Сейчас все больше writer'oB перебирается на товарные поезда —freights, и, соответственно, теперь отстойники для то­варняков называют yard или freight yard.

Уличные гонщики на автомобилях или «стритрейсеры», как их еще назы­вают, тоже часть уличной культуры ночных городов. Традиция проводить такие гонки пришла к нам из американского кинематографа. Стрит-рейсин-гом увлекается весь мир. В Челябинске существует четыре так называемых «сообщества» стритрейсеров: есть среди них и официально зарегистрирован­ные клубы, и просто тусовки. Все они отличаются друг от друга по принци­пам организации гонок, отношениям с ГАИ и самим целям существования.

886

О месте проведения заездов знают только организаторы. Объявляется общий сбор, и только тогда называется точка «икс». Мера вынужденная — большое количество посторонних людей может попросту сорвать гонки. Выехав на определенный для гонок участок, рейсеры включают аварийные сигналы. Это — знак для «своих» и, в первую очередь, для проезжающих мимо ма­шин, — чтобы избежать столкновений. Помимо «твинов» — заездов на чет­верть мили — существует несколько видов уличных гонок. Есть так называ­емые «челленджи» (от точки до точки) и «квесты», когда каждый участник получает набор заданий и должен выполнить их за определенное время.

Главная установка перед такими заез­дами — не нарушать правила дорожно­го движения.

По каждому направлению уличной культуры проводятся соревнования и организуются фестивали (в крайнем случае слеты или тусовки). Фестиваль уличной культуры «Snickers UREANuft» проходит в таких городах, как Екате­ринбург, Красноярск, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Казань, Санкт-Петер­бург и Москва. Территория Snickers UREANwft состояла из нескольких зон, каждая из которых представляла впол­не определенное направление молодежной уличной культуры. Слева от глав­ной сцены располагалось сразу несколько платформ: НэОлимпия, Граффи­ти, Брейк-данс. В течение целого дня на каждой из них проходили заранее запланированные мероприятия. Зона НэОлимпия являлась местом тусования роллеров, любителей скейтборда и Ьтх (байсикл-мото-экстрим; молодые ре­бята, называющие себя «райдерами», на небольших, специально сконструи­рованных велосипедах прыгают, вертятся волчком и выполняют другие трю­ки различной степени сложности). Там проходили мастер-классы и соревно­вания по всем трем видам спорта соответственно. В зоне граффити творили художники по боди-арту и граффитисты. Иногда к основным номинациям (рок-группа, авторская песня, рэп-группа, уличный баскетбол, брейк-данс, граффити) прибавляются дополнительные, в частности компьютерный ди­зайн. Фестиваль проводится в три этапа. Для участия в нем необходимо в срок подать письменную заявку участника. Участие во всех соревнованиях требу­ет немалой спортивной и физической подготовки. Это мероприятие, органи­зованное одной из крупных торговых компаний, призвано (такова латентная функция фестиваля) увлечь российскую молодежь западными видами спорта и культуры, официальная цель — объединение прогрессивной молодежи страны. Кроме этого, ставшего главным, в нашей стране проводятся и другие фес­тивали уличной культуры, в том числе «Битва Года-4» (Ялта), «nextLEVEL» (Забайкалье), Street style (Нижний Новгород), «Адреналин» (город Костомук-ша), в Беларуси организованы фестивали «Зеркало улиц» и «Street Show Velcom». В Польше в течение нескольких дней проходит международный фе­стиваль «Street art», которому отдана историческая часть Варшавы.

Клуб скейтборда появился в Симферополе 15 октября 1991 г. В него вошли подростковые уличные группировки Ялты, Гурзуфа, Алушты, Севастополя,

887

Щелкино и Евпатории. Несколько лет назад в Минске при обществе социаль­ной реабилитации несовершеннолетних «Анно Домини», создали молодежный центр уличной культуры, который объединил неформальную молодежь. С ог­ромным удовольствием ребята из брейк-команды «STREET MASTERS» обуча­ли своих младших единомышленников всему, что умеют сами.

ХИП - ХОП КУЛЬТУРА

Одна из самых прогрессивных уличных культур — хип-хоп (Hip-Hop). Хип-хоп культура объединяет в себе искусство /)У/л#(ди-джеинг), MCing (эмсинг), graffiti (граффити) и Breakdance (брэйкданса). Из нее исключают сноубордистов, виндсерфингистов, скейтеров и роллеров, которых по ошиб­ке иногда к ней причисляют. Это уличная культура, образовавшаяся среди молодежи как обычное увлечение, вроде коллекционирования марок или монет. Все началось с 1970-х гг. в Нью-Йорке, где 20-летняя молодежь, пре­имущественно негритянского происхождения, собирались чтобы продемон­стрировать свой вид уличного искусства, в котором сегодня выделяется че­тыре упомянутых направления. Поначалу они формировались как обычные увлечения молодежи, однако, впоследствии переросли в нечто большее, что в наше время принято назвать «хип-хоп культурой».

DJing— второе название turntablism — создание и исполнение музыки с помощью виниловых проигрывателей (turntables). Человека, занимающегося игрой на винилах, называют диджеем. Диджей использует несколько мело­дий, записанных на виниловых пластинках, изменяя их и обрабатывая все­возможными способами (замедление, ускорение, зацикливание и т.д.). Диж-деинг считается самым дорогостоящим видом хип-хоп культуры.

MCing — второе название rapping (рэппинг) — декламация собственных стихов или рифмованного текста (считка, речитатив) под ритмичную, джазо­вую или блюзовую мелодию. Элементы речитатива появились еще в 1960-х гг. у некоторых rock-and-blues'osbix, blues и soul певцов. Человека, который за­нимается считкой, называют МС(эм си), или рэппером. Л/С/^является ос­новой рэп-музыки, которая объединяет в себе сразу два элемента хип-хопа — MCing и DJing, хотя последний и не всегда присутствует в рэп-композици­ях, особенно в последнее десятилетие.

Graffiti— рисование с помощью аэрозольных баллончиков с краской. В основном люди, занимающиеся граффити, пишут отдельные слова или ко­роткие фразы, но все буквы наносятся не простым шрифтом, а нетрадици­онным. Помимо написания слов, авторы граффити рисуют всевозможных персонажей и предметы, в общем, все, что душе угодно.

Breakdance одна из составных частей хип-хоп культуры и вид современ­ного танца, в основе которого лежит необычайная пластика танцующего и сложные, почти акробатические, трюки и упражнения. Ребят и девчонок, танцующих брейк, по-другому называют b-boys или b-girls, где b — это со­кращение от break.

К основателям брейкданса относят Кена Свифта и Крейзи Легс из Rock Steady Crew, которая уже более 20 лет является самой известной танцеваль­ной группой во всем мире. Снявшись в 1984 г. в фильме «Beat Street», она стала культовой группой для многих поколений молодежи.

888

Одним из самых знаменитых би-боев считается немец Сторм. Его любят и уважают во всем мире. Во второй половине 1980-х гг. он путешествовал по Европе с джема на джем и производил фурор со своей группой «Battle Squad». Сейчас Сторм гастролирует по миру со «Storm&Jazzy Project», занимаясь в ос­новном театром и хореографическими постановками.

Диджей сегодня — один из наиболее уважаемых представителей хип - хоп культуры

Танец состоит из двух стилей: верхнего и нижнего брейкинга. Верхний брейкинг включает в себя такие стили, как электрик-буги, кингтат, попло-кинг и т.д. Нижний брейкинг — это футворк (стайл), фризы, и элементы вращения. Верхний брэйк представляет собой подражание движениям ро­бота, включает волнообразные махи руками и всем телом. Некоторые дви­жения получили особое название и представляют собой подлинное артис­тическое искусство, например скольжение по полу ногами, или «глайды» (glides). Одним из глайдов является знаменитая лунная походка Майкла Джексона. Нижний брейкинг подразумевает работу ногами с оригинальны­ми остановками — фризами (от англ. freeze — замороженный). Некоторые фризы взяты из боевого бразильского танца копэйро. Силовые движения: кручения на голове (headspin), руке (turtle), спине (backspin) и т.д. Идеальный брейкер должен крутиться в любой плоскости, постоянно разгоняясь.

Четыре года назад брейкеры всего мира ориентировались на Европу и осо­бенно на Германию. Именно Германия была как бы центром всего би-бойско-го движения, именно с немецких команд брали пример не только американцы, но и танцоры других, сейчас уже всемирно признанных в би-боинге, стран. Знаменитые немецкие команды конца 1980-х — начала 1990-х гг., как, напри­мер, Battle Squad и South Side Rockers пользовались огромной популярностью.

889

Душа и сердце культуры хип-хопа считается рэп. У непосвященных рэп ассоциируется с невозможно широкими висящими штанами, круглыми шапочками в любое время года, тяжелой цепью и речитативом. Это форма танцевальной музыки, для которой характерны рваный или, проще, лома­ный ритм, простые и короткие музыкальные фразы, закольцованные в не­прерывный рефрен. Рэп представляет собой музыкально-ритмический язык и способ разговора среди нового поколения молодежи. Он формировался и определил свое место в культурном мире Америки в течение первой поло­вины 1970-х гг7. Рэпу присуще необычное использование человеческого

голоса, имитирующего ударные инстру­менты.

Годом официального рождения рэпа считают 1979-й. Первыми классически­ми рэп-композициями были Sugarhill Gand «Rappers Delight» и Fatback Band «King Tim III» — обе в конце 1970-х. В начале 1980-х появление абсолютно новой эстетики, сформировавшейся в замкнутом пространстве негритянских и латинских гетто и выплеснувшейся сперва на улицы белых кварталов, а за­тем и в сферу масскультуры — в кине­матограф, на телевидение, в дискотеки, хит-парады и шоу-бизнес, было очень ярким и необычным.

На территорию бывшего СССР хип-хоп приходит в середине 1980-х гг. от тех, кто часто выезжал за границу и мог покупать музыкальные пластин­ки (это дети высокопоставленных чиновников и дипломатов, прозванные в народе мажорами). Мировыми королями рэпа считаются: Эминем, Доктор Дре, Айс Кьюб, Снуп Дог. Кроме рэпа в хип-хопе много других составных частей: различные здоровалки, грэйфера и граффити, стиль одежды и др.

В последние несколько лет к хип-хопу стали причислять еще один вид молодежных увлечений — экстремальные виды спорта. Extreme sport (X-treme, хЗт) — это скейтборд, катание на роллах, сноуборд и т.п.

Зародившись в Америке, хип-хоп очень быстро попал в другие страны и вообще получил мировое распространение. Сейчас хип-хоп и его почитате­лей можно встретить в любой точке земного шара. Теперь хип-хоп — это крупная бизнес-индустрия с миллиардными оборотами, стиль жизни со своим собственным мировоззрением, принципами, стилем одежды, разго­вора, жестов8. Как ранее рок-н-ролл, так сегодня хип-хоп представляет со­бой не просто направление в молодежной музыке, хотя именно в таком виде он появился на свет. Это целая система идей, понятий и ценностей, кото­рые переварились в самостоятельную идеологию и моду в молодежной куль­туре; моду, которая влияет на песенное и поэтическое творчество, опреде-

7 Taylor C.S., Taylor V. Hip-hop and youth culture. Contemplations on an emerging cultural phenomenon //

The Online J. of Urban Youth Culture. 2004. Jan. s Ibid.

890

ляет новые поветрия в кинодраматургии, молодежной одежде, содержание телепередач и многое иное.

Но рэп несет не только моду, он несет в мир новую идеологию протеста молодежи. Рэп пришел «на смену социальному року "джинсового поколе­ния" нынешних тридцатилетних и старше, которые остались с песнями В. Цоя, питерского андеграунда и бардов. Тот рок легализовался и стал ме­лодичным лирико-романтическим экзистенциализмом с привкусом непе­реваренного капитализма: ДДТ, Б.Г., духовного анархизма панк-рока. Рэп же стал новой музыкальной формой текстов русского рока, социальным рит­мом конца XX в., в котором... противо­поставления строятся не по расовой принадлежности, а по признакам: со­циальным (бедные — богатые) и куль­турным (конформисты — нонконфор­ мисты)»9.

Хип-хоп рожден на улицах, поэто­му претендует на звание короля уличной моды. За последнее десятилетие хип-хоп принес в мировую моду более сотни стилей.

РЕЙВЕРЫ

На смену иксерам в 1990-е гг. пришли рейверы. Во многом эта перемена была аналогична смене хиппи на панков — недаром рейв, как и панк, воз­ник в рабочих кварталах Англии. Появились экстази (А"как Xtasyl) и силь­ные психоделики, стимуляторы и музыка «техно». Рейв (от англ. rave — бес­связная речь; неистовствовать, реветь, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения. В облике рейве­ров и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке10.

Если проводить историческую линию, то рейверы — это преемники битни­ков и панков. Британская рейв-музыка в конце 1980-х испытала на себе силь­ное влияние чикагского стиля «хаус» и детройтского «техно». А рейвы и танце­вальные хеппининги с электронной музыкой регулярно проводились с 1989 г. в таких городах, как Фриско. Средний возраст рейверов— от 12 до 18 лет.

Ранние рейверы проявили себя поклонниками огромных танцплощадок на 20—40 тыс. человек и сторонниками оглушительной музыки техно, несу­щейся из сверхсовременных динамиков мощностью 36 кВт. Поздние рей­веры — яркие представители камерной клубной культуры. В Европе, в част­ности в Германии, она пошла на спад: старые рейверы, которым надоело ходить на массовые тусовки, посещают маленькие клубы по 100—200 чело­век, слушают там дип-дип-ультрадип техно, дип хаус и диско хаус. «Рейв» для них — это молодняк, а шранц — ругательное слово.

К вопросу о суррогатности музыкальной культуры молодежи или социальный ритм рэпа // Пчела. 2001. Сент.-окт. № 35. 10 Вечерняя Казань. 2000.04.29.

891

Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдата­ев ночных клубов, соответственно, образ их жизни — ночной. В Москве вход­ная плата в клуб 20 долл., напитки продаются по ресторанным ценам, следова­тельно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздывани­ем по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов. Мода на рейв, начавшаяся в 1990-х с Гагарин-парти, хронологически предшествовала самому появлению

термина «поколение Икс». По замеча­нию С. Кузнецова", такое событие не­удивительно: в чисто американском ви­де поколения Икс в России и не могло быть, а если и было, то только в 1980-е, и называлось оно, с легкой руки Гре­бенщикова, «поколением дворников и сторожей». Питерские, московские и свердловские художники, музыканты и просто тусовщики, работавшие в режи­ме «сутки через трое» в котельных и ко­чегарках, лифтеры, сторожа и дворни­ки аккумулировали в себе все те свойства поколения Икс, которые были унаследованы от хиппи, и так же, как иксеры, были в массе своей лишены амбиций и надежд на переустройство мира. Они были готовы к тому, что придется вечно оставаться андеграундом, и считали, что жизнь дороже де­нег и карьеры. Сейчас рейверы одеваются в бомберы, ботинки гриндерс и бреются налысо.

«САЙГОН» И ПИТЕРСКИЙ АНДЕГРАУНД

Понятие уличной культуры может относиться не только к площадной, или массовой культуре, но и к высокому искусству. Речь идет о ленинградской «уличной культуре» 1960—1970-х гг. (эпоха застоя), которую создала неболь­шая группа «людей искусства» — художники, поэты, музыканты и артисты, — собиравшаяся в маленьком кафе «Подмосковье» (впоследствии знаменитого «Сайгона»), что находится на углу Невского и Владимирского.

На углу с Владимирским проспектом возвышается отель Рэдиссон САС (№ 49/2). Более 100 лет в этом здании работала гостиница «Москва». Ее ре­сторан был одним из мест, куда петербуржцы заезжали отужинать после спектакля. В годы нэпа гостиница обрела «второе дыхание». Как писали тог­да журналисты: «Гостиница "Москва" — единственное место, где можно ве­село и приятно провести время, а также получить по доступным ценам все­возможные кушанья лучшей во всем Ленинграде кухни. Роскошный зал, ук­рашенный тропическими растениями, уютные кабинеты, цыганский хор, джаз-банд...». Позже «Москва» была закрыта, ее помещения полностью ото­шли ресторану, а на нижнем этаже появилось кафе без названия. Довольно

11 Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3.

892

скоро оно было награждено метким прозвищем «Подмосковье». Именно это заведение и стало впоследствии легендарным «Сайгоном», в котором соби­рались представители советского андеграунда.

Официально именуемое «Кафе при ресторане "Москва"», оно было ок­рещено в «Сайгон» его завсегдатаями еще до русской революции 1905 г. В конце 1950-х гг. его оккупировали джаз-музыканты, хиппи и битники из ленинградского культурного подполья. А к тому времени, как первое рок-поколение унаследовало это кафе в эпоху вьетнамской войны, его название уже прочно установилось. «Сайгон» быстро превратился в центр поэтиче­ского и музыкального протеста. К примеру, на следующий день после праз­днования дня рождения Джона Леннона надписи на стенах кафе «Сайгон» взывали: «Мы любим тебя, Джон. Живи!» Подпись: «Дети "Сайгона"».

«Сайгон» как символ питерского андеграунда

Вся модная и продвинутая молодежь собиралась именно в этом месте, которое официально называлось «Кафе-автомат». Сначала там кучковались хиппи. Потом художники, рок-н-ролльщики, писатели, поэты. Это был «сто­як», т.е. кофе здесь пили стоя. Внутри густые кофейные ароматы пронизыва­ют влажный воздух, для толпы устроены 10—15 грибообразных столиков. И там был настоящий воздух свободы, там пахло диссидентством и именно там можно было повстречать всех знаменитостей питерского андеграунда.

Здесь встречались непризнанные властями писатели, музыканты, хиппи и тусовщики всех мастей. Заведение производило столь неизгладимое впе­чатление на приезжую неформальную молодежь, что свои «сайгоны» стали появляться и в других российских городах. После перестройки на месте кафе открылся музыкальный магазин, который сменил магазин сантехники. Об этом одно время прохожих Невского проспекта оповещала и вывеска на стене: «Здесь было все — от Бродского до унитазов»12.

12 От Фонтанки до площади Восстания (www.allcafe.info).

893

Сайгон стал сленговым названием не только городского места (кафе, кафешки), но и появившегося в советские годы неофициального, или ан-деграундного искусства. В 1980-х гг. и кафе, и имя «Сайгон» стали культо­выми. Пройдет всего несколько лет после первой встречи сообщества и советские люди назовут их пьяницами, тунеядцами, хулиганами, сумасшед­шими, наконец, просто неудачниками под влиянием идеологических пуб­ликаций в прессе.

Метафора (именно метафора, а не понятие в строгом смысле) «уличная культура» в данном случае обозначает представителей — творцов и почита­телей — неофициальной культуры Ленинграда, географическим центром которой считается «Сайгон»13. Она сознательно и броско противопоставля­ла себя господствовавшей советской культуре как содержанием, так и фор­мой своего творчества.

Сайгон родился, когда начался тотальный исход творческой молодежи в кочегары и сторожа. Искусство в жизни андеграунда приобретало все боль­шую и большую ценность, и одновременно с этим падал престиж образова­ния, должности, положения. Сайгон пошел путем, проложенным Иосифом Бродским, великим предтечей питерского андеграунда. Именно Бродский впервые блестяще осуществил два основных принципа левой литературы — не сотрудничать с официозной пропагандой и при этом все-таки не писать «в стол» для неких надуманных «потомков». Поэзия должна находить свое­го читателя здесь и сейчас — и, значит, для этого должны быть использова­ны неофициальные каналы. Андеграунд не только принял эти принципы, но пошел еще дальше. Левые литераторы не просто стали тиражировать свои «нетленки» под копирку — они основали коллективные самиздатские жур­налы. Андеграунд как движение на подъеме также породил внутри себя множество неформальных объединений и даже несколько официальных. Самым известным его официальным объединением, успешно функциони­рующим и поныне, стал питерский рок-клуб. Вслед за ним было зарегист­рировано объединение литераторов «Клуб 81» (в одноименном году) и не­много позже — «Товарищество Изобразительного Искусства»14.

В 1970-е гг. Ленинград считался столицей новых веяний, пришедших из Европы: хиппи-движения, а позже рок-н-ролла. Нынешний Санкт-Петер­бург во многом сохранил за собой эту репутацию. Нормой для питерской молодежи считается ношение черной одежды с символикой рок-команд и посещение «Камчатки» — котельной, где долгое время трудился человек-легенда Виктор Цой. Публика, подобная той, что тусовалась когда-то в «Сай­гоне», теперь перетекла в «Молоко» и «Red club». История «Сайгона» — это история питерского андеграунда: от первых неофициальных поэтов до пос­ледних неофициальных рокеров.

Историческая роль андеграундной субкультуры велика. Беспрецедентное по масштабам формирование андеграунда в России спасло молодежь от повальной криминализации, поведя ее за собой. Криминал и андеграунд — оба протестные типы субкультуры. Но между ними огромная разница. Кри­минал настроен против любых законов — социалистических и капиталис­тических, но андеграунд протестовал против идейного диктата, осуществ-

13 См.: Брандт П. Люди пустыни. Стихи, поэмы, проза // «Нева». СПб., 2000.

14 Смирнов В.В. Митьки никого не хотят! (http://a-collection.narod.ru).

894

ляемого советской властью. Если предоставить свободу действий кримина­лу, то общество будет разрушено и в нем воцарится анархия. Если свободу творчества дать андеграунду, то его культура поднимется на более высокую ступень развития, сохранятся порядок и закон.

В начале 1990-х гг. некоторые специалисты опасались, что развитие улич­ных тусовок в России произойдет по латиноамериканскому варианту: обра­зование подростковых банд. Однако этого не случилось. Не произошло и деления молодежных группировок по казанскому варианту — деление горо­да на территории. Молодежь нашла мирный способ выражения своим аль­тернативным и протестным требова­ниям.

В Москве уличная культура нача­лась на Старом Арбате, который в кон­це 1980-х оккупировали торговцы мат­ решками и неформалы, увлекавшиеся стихами, песнями и танцевавшие мод­ный тогда брейк-данс. Милиция оберегала торговцев, имея с них неплохие проценты, и гоняла безденежных тусовщиков.

Итак, «уличная культура» — это культура сопротивления, выражающая себя в самых разных формах и видах, от утонченно-рафинированной лите­ратуры до брутально-развлекательного массового действа. Уличная культу­ра несет в себе элементы ярмарочной, народно-смеховой, балаганной, мю-зикхолльной культуры. В ней соединяются черты аттракциона, цирка, спортивного состязания, эпатажа со скабрезными двусмыслицами. Ее ис­токи следует искать по крайней мере в эпоху Ренессанса. Тогда необозри­мый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официаль­ной и серьезной культуре Средневековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное — народно-смехо-вую, карнавальную культуру. В едином пространстве празднично-смеховой культуры, по выражению М. Бахтина, соседствовали карнавальная атмо­сфера мистерий, «праздники дураков», площадная культура смеха, уличные шествия в честь прославления турнирных победителей, посвящение в ры­цари, ярмарки и кукольные театры.

3


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!