ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА



В древних обществах распространенной формой правления являлся тео­кратический абсолютизм: правители чтились как сверхъестественные суще­ства, а общественный порядок понимался как составная часть космическо­го и божественного устроения. Правитель являл собой связь между небом и землей. Источники свидетельствуют, что религия в древнем мире была не­обходимым элементом государства, обосновывала и закрепляла его един­ство. Религией санкционировались все политические права и обязанности граждан. Считалось, что боги приносят государству победу, могущество и славу, поэтому политические обязанности являлись религиозными, и наобо­рот, а религия понималась как неотъемлемая часть гражданских добродете­лей. Подобные представления, в частности, лежали в основе государствен­ного строя Римской империи, в которой не было известно о различии ре­лигиозных и политических учреждений.

Костюк К. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-политический журн. 1998. № 2.

779

История свидетельствует, что религия и власть, попеременно являясь то партнерами, то конкурентами, никогда не сливались в единый духовно-пра­вовой механизм. Развитие христианства за 1 500 лет прошло путь от неприз­нания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жизни европейского общества. В продолжение первых трех веков церковь суще­ствовала как государство в государстве, гонимая им, она сохраняла свою «автономию» и независимость в устройстве и внутренней жизни. Но и пос­ле IV в., когда христианство было признано, затем стало официальной ре­лигией государства, посягательства светских властей на власть религиозную не прекращались. И всякий раз короли получали отпор от пап, которые до­бились того, что область религиозной мысли и практики исключалась из-под контроля светского правителя.

История взаимоотношений государства и церкви уходит в глубокую древ­ность, а именно в 586 г. до н.э., когда произошло пленение евреев и пересе­ление их в Вавилон. Им позволили исповедовать свою религию, иудаизм, но частным образом, дома и между собой, а в общественных местах они обяза­ны были себя вести и думать как и все другие граждане. Это первый случай двойного стандарта поведения. Уже здесь прослеживается отделение ре­лигиозного исповедания от гражданского деяния. Через 600 лет по двойно­му стандарту пришлось жить и первым общинам христиан, которых в нача­ле новой эры преследовали римские власти. Они считали себя обществом внутри общества. Первое общество было религиозным, основанным на ра-

Врезкс

Православная церковь в Византии

Византийская жизнь представляла собой единое целое. Не существовало четкой разграничитель­ной линии между религиозным и светским, меж­ду церковью и государством: они рассматрива­лись как части единого организма. Так что импе­ратор неизбежно должен был играть активную роль в делах церкви. Но в то же время несправед­ливо обвинять Византию в цезарепапизме, в под­чинении церкви государству. Хотя церковь и госу­дарство действительно составляли единый орга­низм, внутри него существовали два различных элемента: священство (sacerdotium) и власть императора (imperium). Несмотря на тесное со­трудничество, каждый из элементов имел соб­ственную независимую сферу деятельности. Между ними существовала «симфония», или «гар­мония»: ни один не осуществлял абсолютный кон­троль над другим.

В компетенцию византийского императора вхо­дили созыв соборов и реализация их постанов­лений, однако император не имел права дикто­вать содержание этих постановлений. Только епископы, собравшиеся на собор, были право­мочны решать, в чем истинная вера. Епископы были поставлены от Бога, чтобы учить вере, в то время как император призван был выступать за­щитником православия, а не его глашатаем. Та-


кова была теория, а в значительной мере также и практика.

Не исключено, что во многих случаях императо­ры беззастенчиво вмешивались в церковные дела, но когда речь заходила о серьезных вопро­сах, церковные власти быстро давали понять, что

у них есть собственная воля. Например, целый ряд императоров решительно поддерживали ико­ноборчество, и тем не менее церковь успешно отразила его. В истории Византии церковь и го­сударство тесно взаимодействовали между со­бой, но отнюдь не находились в отношениях гос­подства и подчинения.

Сокращено по источнику : Епископ Калист Диок - лийский ( Уэр ). Православная Церковь. Библей-ско-богословский институт ап. Андрея. М., 2001. С. 24-48

780

венстве и братстве, второе было гражданским, в котором христиане, как его члены, должны были платить налоги и подчиняться правительству. Соеди­нить в своей душе два разных образа поведения было непросто: христиане полагали, что двум разным святыням — Богу и Кесарю — одновременно по­клоняться нельзя.

Компромиссное решение было найдено в Библии — священной книге христиан. В послании святого апостола Павла латинянам говорится, что каждый человек должен подчиняться стоящим над ними властям. Светские власти не могут быть для христианина авторитетом более высоким, чем Бог. Но законность государства санкционирована Богом. В IV в. христианство

становится официальной религией в Византии, которая вто время выступа­ла от имени Римской империи. В VII в. Византию завоевали войска арабского халифата. Оставшаяся незахваченной западная часть Византийского государ­ства взяла на себя функцию духовного и религиозного лидера европейских народов. Здесь процветал свой вариант христианства, получивший название католицизма. А та разновидность не­когда единого вероучения, которая сохранилась в восточной части Визан­тии, стала называться православием.

В отличие от западного христианства, где изначально складывался спо­соб единовластного церковного правления, нашедший свое логическое за­вершение в идеологии папизма (и папоцезаризма), на христианском Востоке преобладал цезарепапизм (позднее оформившийся в доктрину симфонии властей), а духовная власть в равной степени принадлежала четырем патри­архам: константинопольскому, александрийскому, антиохийскому и иеру­салимскому. Ослабление светской централизованной власти в Византии привело к появлению четырех первых автокефалий.

Принцип, которым определялись отношения церкви и государства в Византийской империи, получил название симфонии Церкви и государства. Суть симфонии составляют обоюдное сотрудничество, взаимная поддерж­ка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исклю­чительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходила от представителя государственной власти. Точно так же и представитель госу­дарственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не потому, чтобы власть его происходила от власти епископа. Классическая византийская формула взаимоотношений между государ­ственной и церковной властью заключена в «Эпанагоге» (вторая половина IX в.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие го­сударства».

Симфония подразумевала духовный союз между государством и церко­вью, в котором обе стороны признают одного и того же Бога и преследуют одинаковые цели. Император считался образом Христа, а церковь — цар­ством Божьим на земле. От Византии симфонию властей — земной и небес­ной — унаследовала Русь. Принцип симфонии, который Православная Цер-

781

ковь положила в основание своего отношения к государству, подразумевает полную независимость друг от друга и тесное взаимодействие, «неслиян-ность и нераздельность». Социальная доктрина «симфонии» церкви и госу­дарства была сформулирована в трудах восточных Отцов Церкви IV—IX вв.

Константинополь . Церковь Святой Софии

Классическая византийская симфония в чистом виде не существовала. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Нередко глава го­сударства претендовал на решающее слово в устроении церковных дел. Ис­торическая причина вмешательства государства в дела Церкви кроется, по мнению В. Цыпина7, в том, что христианские императоры Византии были прямыми преемниками языческих римских принцепсов, которые среди многих своих титулов имели и такой: pontifex maximus — верховный перво­священник. У русских государей, в отличие от византийских басилевсов, не было языческого наследия Рима. Поэтому симфония церковной и госу­дарственной власти осуществлялась в более правильных формах, хотя и на Руси отклонений от исходной формулы было немало.

В то самое время как в Византии формировалась концепция симфонии властей, на европейском Западе, в рамках католицизма сложилась доктри­на «двух мечей», согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епис­копу. Свое теоретическое обоснование она нашла в сочинении блаженного Августина «О граде Божием» Светские государи считались вассалами папы; папы короновали императоров и королей, а если надо, то лишали и престо­ла. Первый западноевропейский император Карл Великий (ок. 742-814),

7 Цыпин В. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая дей­ствительность// Исторический вестник. 2000. № 9-10.

782

король франков и лангобардов, в отличие от византийских басилевсов, не был прямым преемником римских императоров, а свою корону получил от папы, который своей властью даровал ему титул императора Рима.

Длительное соперничество между папами и королями привело к тому, что они принимали черты сходства, в частности, католическая церковь этати-зировалась, т.е. стала вести себя как государь: собирать налоги, назначать и снимать королей, устраивать заговоры, применять вооруженную силу. Папы стали полновластными монархами над значительной частью Италии, а мно­гие епископы, в особенности в феодально раздробленной Германии, были князьями, имевшими государственную юрисдикцию на своей территории, свои правительства и свои войска, которыми они предводительствовали в многочисленных войнах с другими епископами, с герцогами и маркграфа­ми, вольными городами и королями, самими императорами8.

В период с VIII по XI в. многие западноевропейские монархи рассматри­вали церковь как свое владение, они снимали и назначали священнослужи­телей. Но в XI в. католическая церковь обрела независимость от государства, и провозгласила принцип невмешательства в политическую борьбу. Правда, на практике последовательно придерживаться провозглашенного принципа церковным иерархам не удавалось. Считая, что духовная власть по своей при­роде превосходит земную, руководители католической церкви активно уча­ствовали в назначении и отставке европейских монархов. Да и сами короли или императоры постоянно прибегали к авторитету церкви. Они приобрета­ли законную власть только после того, как были помазаны на царство папой римским. Союза с ним охотно искали все европейские правители.

Причина возвышения церкви над государством кроется в истории кру­шения Рима. Падение Рима и раздробленность христианских государств на территории бывшей Римской империи позволили папе встать выше отдель­ных государств и обрести независимость от светских правителей. Постоян­ное напряжение между папой и императором — борьба за доминирование и за независимость — сопровождало всю историю существования католичес­кой церкви. Соответственно, не существовало и четкого разделения между функциями социальными и духовными, между границами полномочий ду­ховенства и светской власти9.

В XIV в. происходит очередной поворот событий. Католическая церковь, ослабленная внутренней борьбой, уже не может диктовать свою волю свет­ским правителям. Теперь она вынуждена искать покровительства государ­ства, выторговывая себе право на духовную монополию в пределах центра­лизованных государств, в то время активно формирующихся в Европе. За­ключаемый между церковными и духовными иерархами договор гласил, что на данной территории государство обязуется поддерживать только эту, при­знанную им, конфессию и изгонять из своих пределов все другие вероиспо­ведания. Варфоломеевская ночь (24.8.1572), когда католики вырезали сот­ни, если не тысячи протестантов (гугенотов), стала следствием изменивших­ся отношений между государством и церковью.

8 Цыпин В. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая дей­ствительность// Исторический вестник. 2000. № 9-10.

Костюк К. История становления и теоретические основания христианского учения об обществе // Социально-политический журн. 1997. № 4.

783

Описанным событиям предшествовал случившийся в XVI в. раскол еди­ной католической церкви на множество вероисповеданий. Появление про­тестантизма, а затем укрепление его позиций, внесло неясность в проблему гражданства: какой религии должен придерживаться истинный гражданин. Принцип «одно гражданство, одна религия» исчез. Теперь можно было вы­бирать как минимум между двумя ветвями западного христианства — като­лицизмом и протестантизмом, не считая множества вариантов внутри каж­дого.

Католицизм постепенно сдавал свои позиции протестантизму. Реформа­ция окончательно подорвала фундамент папоцезаризма. В XVII—XIX вв. в католических странах правовые условия изменились настолько, что Церковь была устранена от государственной власти. XVI—XVIII столетия вошли в историю Европы как период религиозных войн. По их завершении среди европейских монархов принято было новое правило: каждый сюзерен на подведомственной ему территории сам выбирает тот тип религии, который будут исповедовать граждане. По латыни новая формула звучала так: «cujus est regio, illius est religio» (чья власть, того и религия).

Она давала право изгонять из государства приверженцев иного вероис­поведания, чем носитель высшей государственной власти. Позже жесткая формула эволюционировала в мягкую, сохранившую свою силу вплоть до не­давнего времени. Она называется принципом государственной церковности, когда религиозная община, к которой принадлежит государь, официально именуемый главой Церкви, обыкновенно составляет большинство населе­ния, пользуется преимуществом государственной Церкви, а права иных ре­лигиозных общин оказываются ограниченными или урезанными. В XX в. в Западной Европе, а еще в большей степени в США, окончательно победил религиозный плюрализм, и мягкая формулировка стала еще более мягкой: она уравнивает перед законом и государством буквально все религии на дан­ной территории. В США, которые с самого начала своей истории представ­ляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип радикального отделения Церкви от государства, предполагающий их обоюд­ное невмешательство в дела друг друга, свободу и независимость религиоз­ных общин, нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер го­сударства.

Таким образом, за две тысячи лет своего существования христианская религия провела десакрализацию государства, человек смог стать граждани­ном двух миров: один из них — церковь, другой — государство. Церковь как носительница высшей истины выступает против того, чтобы понимать ис­тину как производную от политической необходимости. Это различение политического и религиозного обрело и политическую действительность как разделение государства и церкви. С появлением христианства государство перестает выражать абсолютные устремления человека и более не рассмат­ривается как институт реализации человеческой природы"'.

Сегодня государство вправе само выбирать, какую религию оно будет поддерживать и вообще как оно станет строить с ней свои отношения. Но и граждане в большинстве стран, а в них чаще всего господствует демократия, вольны выбирать себе тип вероисповедания.

10 Ситников А. Христианские ценности и государственная политика (http://religion.russ.ru).

784

СОВРЕМЕННЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННО - ЦЕРКОВНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ 11

В XX в. отношения между религией и государством строились самым раз­ным способом. В таких странах, как Иран отказываются признать то пра­вительство, которое не узаконено исламом. Именно на этой основе возникла

революция 1979 г. Религиозные лиде­ры, муллы, контролируют, чтобы дея­тельность государства соответствовала священному Корану.

Правительства в коммунистических странах, в современном Китае и быв­шем СССР, настроены к религии анта­гонистичны, и при всяком случае ста­раются подавить ее. Государство толь­ко формально отделила от себя церковь и не вмешивается в ее дела. В действи­тельности, доктрина воинствующего атеизма, впервые взятая на вооружение СССР в 1920-е годы, предполагала, что государство является атеистическим, а не светским. Оно не может равнодуш­но смотреть на религиозную агитацию среди населения. Оно обязано про­тивопоставить ей свою агитацию, сопровождаемую не только словесными, но и физическими действиями, в частности разрушением монастырей и под­ворий.

Папа Римский Павел II отверг либеральную теологию как способ прове­сти социальные изменения или даже революцию в обществе. Священник должен служить людям, а не призывать их к борьбе с государством. В 1984 г. в Ватикане — центре мирового католичества, был даже принят специальный документ, осуждающий либеральную теологию, насквозь пропитанную ду­хом марксизма.

В большинстве государств мира церковь и государство всегда были тес­но связаны между собой. Например, на протяжении веков Великобритания считала Англиканскую Церковь — официальной церковью. Какие-либо изменения в политике церкви всегда должны быть одобрены Палатой Лор­дов. А правительство Германии собирает религиозный налог и переводит эти

" При подготовке материала использовались источники: Модели церковно-государственных отно­шений стран Западной Европы и США. Киев, 1996; Христианство: словарь: под общ. ред.Л.Н. Мит­рохина и др. М., 1994; Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Жу­кова, Б.И. Краснова. М., 1997. С. 132-148; Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах // Исторический вестн. 2000. № 9-10; Национальная информационная служба «Страна.Яи», 2000 (www.strana.ru); Washington ProFile. 28 окт. 2002; Washington ProFile 24 дек. 2001 г. №15(123); Алешина Т. Какой быть церкви сегодня // Независимая Газета. 20.08.2003; Bernard J., Thompson L.F. Sociology. Nurses and their patients in a modern society. Saint Louis, 1970; Религия в США (www.infohouse.us).

785

деньги основным церквам — протестантской и католической. Более того, правительство субсидирует эти церкви из государственного бюджета.

В международных делах призывы Папы Римского оказывали огромное влияние на международную общественность. В военных конфликтах уча­ствуют главы разных церквей, которые на совместных заседаниях обраща­ются к воюющим армиям с призывом о мире. Высшее духовенство в като­лицизме и православии, буддизме и исламе обсуждает и делает заявления о таких важных социальных проблемах, как детский труд, роль женщины дома и на работе, нищета и бедность, преступность и наркомания, правовые ре­формы, классовые и национальные конфликты, медицинское страхование,

пособия и льготы малоимущим, подро­стковая и юношеская преступность, расовые проблемы.

В Западной Европе наряду со сво­бодой вероисповедания для всех рели­гий во многих странах государство поддерживает наиболее авторитетные церкви: англиканскую — в Великоб­ритании, католическую — в Италии и Испании, православную — в Греции, лютеранскую — в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии.

Ныне церковь является влиятельной государственной силой во многих странах. В Англии, Дании, Швеции глава королевского дома является и официальным главой государственной церкви. В Швеции высшим административным органом церкви является правитель­ство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь по­лучает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, круп­ным лесо- и землевладельцем. В Норвегии граждане, исповедующие еванге­лическую лютеранскую религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей. Здесь также взимается церковный налог, а главой церкви является король. В Финляндии расходы церкви покрываются за счет государ­ственного бюджета и церковного налога.

В Дании евангелическая лютеранская церковь является государственной церковью и в качестве таковой поддерживается государством; главой церк­ви является король и взимаются специальные налоги, а священники явля­ются государственными служащими. В Исландии главой церкви является президент, а государство отвечает за экономическое состояние церкви. Пре­свитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоход­ного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совес­ти, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Ирлан­дии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволя­ющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.

В европейских странах сложились четыре основные системы финансовой поддержки религиозных организаций со стороны населения и государства.

Б

1. Во Франции, Нидерландах и некоторых других странах религиозные организации существуют за счет «системы сборов», т.е. добровольных пожер­твований верующих.

2. В Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции действует система церков­ных налогов, поступающих в распоряжение руководства религиозных орга­низаций, которые тратят их на церковные нужды по своему усмотрению при минимальном контроле со стороны государства.

3. В Италии, Испании члены церкви платят на церковные нужды опреде­ленный процент подоходного налога (в Италии — 0,8%). При этом сам нало­гоплательщик решает, какой именно церковной общине пойдут эти деньги.

4. В Бельгии, Люксембурге, Норвегии существуют прямое финансирова­ние государством религиозных организаций и государственный контроль расходования средств религиозными организациями.

Митрополит Кирилл является наиболее вероятным преемником Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Международная практика направлена на строгое ограничение возмож­ности государственного вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных объединений. Например, Швеция приняла решение отделить церковь от государства после многих веков слияния. Причем инициатором отделения явилась церковь.

Конституция Армении гарантирует гражданам свободу вероисповедания, однако законодательством предусмотрены некоторые ограничения на сво­боду вероисповедания религиозных меньшинств. Армянская Апостольская церковь, за которой юридически закреплен статус общенациональной цер­кви, имеет ряд привилегий, которых нет у сторонников других религий.

787

Конституция Беларуси гарантирует свободу вероисповедания, однако гла­ва государства проводит политику благоволения к Русской православной церкви, приверженцами которой являются большинство граждан страны. Конституция Грузии гарантирует свободу вероисповедания, и правительство обеспечивает это право граждан на практике, правда, местные власти в ряде случаев ограничивали права членов нетрадиционных религиозных мень­шинств. В Конституции Узбекистана провозглашаются свобода вероиспо­ведания и принцип отделения церкви от государства. В стране разрешена деятельность основных религий, в том числе утвержденных властями му­сульманских и еврейских объединений, Русской православной церкви и

других конфессий, таких как католи­цизм, лютеранство, баптизм.

Конституция России гарантирует гражданам свободу вероисповедания, и правительство обеспечивает это право на практике. Конституция также про­возглашает равенство религий перед законом и отделение церкви от государ­ства. Для большинства граждан вопро­сы религии не являются источником социальной вражды или неприязни. Сегодня в России, несмотря на множе­ство открывающихся церквей, почти нет приходов, в которых пожертвова­ния прихожан могли бы стать матери­альной опорой. Можно по пальцам пересчитать храмы, в которых силами при­хожан поддерживается и сам храм, и осуществляется помощь детским домам, больницам, бедным. Ведь в подавляющее большинство храмов люди просто заходят и выходят. Так и становятся не прихожанами, а «захожанами».

Во многих странах, где нет официальной государственной религии, различ­ные церкви конкурируют за прихожан, а граждане имеют полную свободу вы­бора той религии, которая больше всего соответствует их духовным запросам. Особое положение с религией в США. Основатели государства, боясь повторения религиозных войн, в результате которых погибли миллионы людей, с самого начала решили основать новое американское государство, используя принцип разделения религии и власти. Американцы отказались от господствовавшей во многих странах Европы и являющейся причиной их отчуждения друг от друга концепции государственной религии или религии, получающей приоритетную поддержку государства. Отделение церкви от государства было законодательно закреплено Первой поправкой к Консти­туции США, которой предусматривалось, что «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...»

В 2001 г. исследовательская группа Pew Forum on Religion and Public Life про­вела опрос среди американцев, целью которого было выяснить представле­ния американцев о разделении церкви и государства. 70% американцев счи­тали, что церковь не должна заниматься политической деятельностью, уча­стие религиозных групп в политические кампании одобрили 22% жителей США. 68% американцев волновал тот факт, что религиозные программы

788

могут привести к тому, что государство станет более клерикальным, 60% волнует то, что религиозные группы, финансируемые из федеральных фон­дов, смогут обратить в свою веру получателей социальной помощи, как это позволяют, например, основанные на религиозных началах программы. Однако большинство американцев положительно относятся к финансиро­ванию государством социальных программ, организованных религиозными группами.

Молитва универсальная религиозная практика

В силу традиционного невмешательства государства в религиозную практи­ку, США стали весьма удобным приютом для небольших иностранных сект. В 1969 г. в США насчитывалось 250 деноминаций с 360 тыс. священниками и 126 млн прихожан. Ведущими среди них являются католицизм, баптизм и мето­дизм. Сегодня в стране более 300 тыс. местных приходов, а численность духовен­ства превышает 530 тыс. человек. При этом численность протестантов — 94 млн человек, католиков — около 60 млн. В Америке живет по разным оценкам, от 3,8 до 5,8 млн мусульман; ислам является самой быстрорастущей религией12. В США даже самая малочисленная религиозная община имеет такие же права, как и круп­ные конфессии. Религиозная предубежденность нехарактерна для Америки, а межконфессиональные собрания и межконфессиональное сотрудничество — обычное явление. Иностранные и американские религиозные организации рав­ны перед законом. До тех пор пока некоторые группы открыто демонстрируют свои религиозные убеждения, для большинства американцев религия остается де­лом совести, которое не принято обсуждать в ежедневных разговорах. Подавля­ющее большинство отправляют веру в той форме, которую они избрали по соб­ственной воле, — это относится как к поклонникам традиционных религий, так и к членам трудно поддающихся определению общин, а также к индивидуалам, не принадлежащим ни к какой группе.

Молитва считается проявлением свободы слова и позволена в более чем 350 тыс. образовательных учреждений США. Студенты могут молиться в школьных автобусах, во время поднятия флага, в кафетериях и т.д. Если в школе отсутствует какая-либо религиозная организация, то студенты име-

Характерно, что 60% из более чем 1 200 американских мечетей были построены за последние пол­года (2002 г.). Среди мусульман США подавляющее большинство (90%) — выходцы из Азии, аф-роамериканцы и арабы.

789

ют право ее создать. Однако Конституция США запрещает заставлять кого-то произносить молитвы в классе, запрещает носить религиозные символы и одежду. Учителям не позволяется хранить Библию на видном месте или на своем письменном столе в классе, так как это может подразумевать, что го­сударство поддерживает какую-либо одну религию в ущерб другим. В стра­не нет специального государственного органа, курирующего деятельность религиозных организаций. Решение об освобождении организаций от на­логов принимает Федеральная налоговая служба, которая тщательно прове­ряет, не преследуютли эти организации коммерческих целей. Спорные воп­росы решаются судами. Слишком тесное «переплетение» церкви и государ­ства, по мнению Верховного суда, является нарушением Первой поправки, запрещающей установление религии.

Религиозность в США считается одним из необходимых компонентов для совершения политической карьеры. Согласно опросам, проведенным в 2000 г. перед президентскими выборами, 70% опрошенных заявили, что кандидат в президенты обязан быть строго религиозным человеком. Но при этом, половина опрошенных считает неправильным, если политик публично за­являет о своей принадлежности к той или иной конфессии. Многие церкви помогают политикам в проведении выборной кампании: они рекрутируют агитаторов и пропагандистов, а духовные пастыри подспудно формируют нужное общественное мнение.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!