Диалогическая основа супервизии в гештальт - терапии



Многие виды супервизии, ориентированные на приобретение знаний и навыков, изначально не диалогичны — это технические контакты между супервизором и терапевтом (базирующиеся, по Буберу, на состоянии «Я — Оно», предполагающем наличие цели). Принципиальным отличием супервизии в гештальт-терапии яв­ляются диалогичность отношений между участниками этого про­цесса. Как и в гештальт-терапии, в супервизии гештальт-терапев-тов диалог является базовым состоянием, внутри которого становится возможным профессиональное развитие терапевта. Диа­логическая позиция терапевта вовсе не равноценна той форме речи, которую называют диалогом (обмен репликами).

Диалог — это открытая встреча двух феноменологии (Resnick, Estrup, 2000) — феноменологии терапевта и феноменологии кли­ента. Диалогичность в терапии и в супервизии требует:

а) присутствия — то есть доступности опыта и феноменоло­гии терапевта (супервизора);

б) включенности — попытки терапевта (супервизора) при­нять опыт клиента (терапевта);

в) способности терапевта (супервизора) предаться диалогу, то есть подчиниться межличностному процессу, позволяюще­му произойти чему-то живому между двумя личностями, уча­ствующими в этом процессе.

Рик Хикнер (2002) говорит, что диалогическая позиция тера­певта, предполагающая личностную открытость клиента, цели­тельна, а следствием хорошей терапии является диалогическая отзывчивость клиента. В начале терапии в диалогической ситу­ации нет равновесия, скорее имеется не диалогическая ситуа­ция сама по себе, а ее возможность, открытая со стороны те­рапевта. И если гештальт-терапевт способен к «Я-Ты»-позиции, он становится также способным открыть ее в клиенте, пробле­мы взаимоотношений которого с другими людьми во многом являются следствием отношения к себе как к объекту (так же, как и к другим людям). Равное участие в диалоге предполагает, что обе его стороны — и терапевт, и клиент — определят для себя, насколько далеко они готовы в нем продвинуться, макси­мально возможно присутствуя друг для друга.

Диалогически ориентированный терапевт старается поддер­живать как можно более полный контекст для понимания кли­ента, он внимателен к целостной личности, включающей в себя различные аспекты ее бытия. Способность к диалогичности формируется в процессе обучения гештальт-терапевта и всякий раз должна восстанавливаться в процессе супервидения, если утрачивается в контакте с клиентом.

Гештальт-терапия рассматривается как контекстуальная те­рапия (Parlett, 1991), и по большому счету вопрос супервизора к гештальт-терапевту, который он может реально не задавать, но через призму которого он видит и слышит терапевта на суперви­зии, звучит так: «Какой именно контекст бытия этой личности оп­ределяет или ограничивает «здесь и сейчас» проявления терапевта в терапевтическом процессе? Что мешает этой личности существовать во всей ее полноте?» Так же, как и у клиента, пол­нота существования всегда является более целостным контекстом по сравнению с профессиональным поведением терапевта, ог­раниченным рамками теории, нормами и правилами, особеннос­тями данной личности и ее устоявшимися способами жизни сре­ди других людей и вместе с ними.

Основой для супервизорского процесса становится диалог о том, как терапевт в терапевтическом процессе утрачивает спо­собность к соприкосновению с самим собой и тем самым с дру­гим человеком — своим клиентом. Именно клиент определяет способ бытия в ходе терапевтической сессии, что терапевт осоз­нанно позволяет и к чему является профессионально и личност-но чувствительным. Только соприкоснувшись с другим спосо­бом жить, он может понять его особенности и рассмотреть вме­сте с клиентом его возможности, имплицитно содержащиеся в фоне его жизни. Но именно в этот момент и появляется опас­ность не стать присутствующим в отношениях и утратить спо­собность к диалогу. Эта опасность заключается в принятии те­рапевтом ограничивающих способов обращаться с собой, свой­ственных клиенту, и — параллельно — своих собственных огра­ничивающих способов обращаться с собой в контакте с этим человеком. И тогда диалог между ними становится невозможным.

Задачей супервизора становится восстановление способнос­ти терапевта быть диалогичным, что, по сути, равняется способ­ности как можно полнее личностно присутствовать в отношени­ях, чего не заменить никакими техниками, приемами и навыка­ми. Впрочем, это совсем не исключает их применения внутри кон­текста супервизорских (или терапевтических) отношений. И по­скольку супервизорская сессия — это тоже встреча двоих, имен­но на ней может быть восстановлен более полный контекст от­ношений «терапевт — клиент». Это возможно только в том слу­чае, когда супервизор в ходе сессии поддерживает свое целост­ное личностное присутствие в контексте отношений «суперви­зор — терапевт» и побуждает к тому же терапевта.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!