ЦЕННОСТИ ГЕШТАЛЬТ - ПОДХОДА И ФИЛОСОФИЯ ТРЕНЕРА
Для того чтобы понять, зачем тренеру заниматься этой специфической работой — учить гештальт-терапии, необходимо честно ответить на несколько вопросов. Ответы не должны акцентироваться только на том, что делается для других, необходимо осознать, что, зачем и как тренер делает для себя. Такое осознавание позволяет и тренеру, и гештальт-терапевту понимать возникающие сложности в отношениях с тренируемыми. Почему он сам (или она сама) предпочел гештальт-подход другим подходам? Какой идеологией он руководствуется в тренерской и преподавательской работе? Зачем он вообще это делает? Чего он ожидает от своих учеников?
Что для него самого означает быть гешталът-терапевтом ? Ответы на эти вопросы ведут непосредственно к личным ценностям тренера и гештальт-терапевта. Система личных ценностей складывается под влиянием культуры, личной и семейной истории, а также ценностей самого терапевтического подхода. Дж. Зинкер (2000) выделяет четыре класса ценностей, отличающих гештальт-подход от других подходов. Это родовые, содержательные, процессуальные и системные ценности. К родовым ценностям относятся знаменитое «здесь и сейчас», опора на саморегуляцию организма в терапии, акцент на встрече (Я и Ты), учет контекста и поля человеческого общения. «Поле терапии у Перлза, Хефферлайна и Гуд-мена выстраивается в границах, очерченных вокруг феноменологии пациента, а также его отношений с терапевтом».
|
|
Содержательные ценности акцентированы на осмыслении терапевтом и тренером того, что человек делает в своей жизни и как он это делает, то есть на смысловом содержании. Процессуальные ценности — это желание фокусироваться и постоянное фокусирование на том, что происходит. Природа человека с точки зрения гештальт-подхода — это процесс. Процесс в терапии — это живое, естественное развитие отношений терапевта и клиента, это постоянное становление личности клиента в данном процессе. Системные ценности гештальт-подхода базируются на его внимании к теории систем и теории поля, создающих рамку для терапии, а также для «целостного и динамичного понимания событий человеческой жизни». Ценности системного подхода соответствуют применению принципов соотношения целого и его частей в гештальт-теории, и ряд принципов системной теории хорошо интегрируется с гештальт-подходом.
Рассмотрим кардинальные ценности гештальт-подхода[79] в приложении к деятельности гештальт-терапевта и гештальт-тренера.
а) Сбалансированность отношений. Автономность и зависимость человеческой личности является реальностью ее жизни. Сбалансированный ритм существования индивида позволяет ему удерживаться в отношениях с другими, hq изолируясь и не теряя себя при этом. Для эффективной работы гештальт-терапевта это означает свободу быть с клиентом и понимать его, а также свободу оставаться отдельным, осознающим свою личную реакцию (чувства, мысли и состояние) в терапевтической ситуации. Для тренера и преподавателя гештальт-терапии такая сбалансированность означает внимание к тренируемому, способность быть и поддерживающим, и в то же время предоставляющим свободу в выборе своего пути обучения гештальт-терапии. Кроме того, важна сбалансированность индивидуальных и коллективных аспектов обучения терапевта, а также ответственности тренера и тренируемого в этом процессе.
|
|
б) Ценность изменения и развития. Основой изменений личности и ее поведения в гештальт-подходе является восстановление естественной self-регуляции. Функционирование индивидуума рассматривается как стремящееся к целостности, интегрированности и спонтанности. Главным методом гештальт-терапии является бсознавание, во многом базирующееся на эксперименте, и акцент на процессе. Эксперимент является взаимным творчеством терапевта и клиента, позволяющим увидеть и осознать, что происходит и что может произойти. В этом смысле обучение гештальт-терапевта должно быть построено на эксперименте, предоставляющем возможность свободной саморегуляции и получения нового опыта. Терапевт, который интегрировал осознавание в свою жизнь, в состоянии поддерживать данный процесс и у клиента. В соответствии с теорией парадоксального изменения, любое изменение возникает тогда, когда осознано и принято настоящее состояние.
|
|
Гештальт-терапия — это процессуальная терапия. В любой терапевтической сессии гештальт-терапевт в большей степени сконцентрирован на происходящем процессе, нежели на содержании клиента. При этом терапевт не является особым видом человека, изменившимся к лучшему раз и навсегда. Как все люди, он нуждается в подпитке — постоянном обучении и помощи в личных и профессиональных проблемах. Процесс обучения гештальт-терапевта предполагает два вида изменений — личностный и профессиональный рост, что является фокусом внимания тренера. Все обучающие программы по гештальт-терапии носят не только дидактический, но в основном практический характер. Для обеспечения личностного роста эти программы включают достаточный объем личной терапии и группового тренинга. Профессиональный рост обеспечивается побуждением тренируемого к активному участию в обучающем процессе (дискуссии, описание практической работы для ее осмысления, отработка навыков, участие в упражнениях, учебные сессии, прохождение супервизии). в) Ценность целостности. Принцип гештальт-теории «целое всегда больше суммы своих частей» имеет отношение к жизни и работе гештальт-терапевта. Ни один из клиентов не приходит в терапию в полном одиночестве. Он «приносит» с собой все существовавшие и существующие отношения. Его телесная структура, поведение, способ строить отношения с другими, его чувства и мысли являются интегрированным выражением всех отношений. В кабинете терапевта незримо присутствуют многие люди, имеющие отношение к клиенту. Точно так же за начинающим гештальт-терапевтом стоят его близкие и отношения с ними, предыдущий опыт обучения, негативный или позитивный, хорошие и плохие преподаватели и то содержание, которое он считает для себя важным, ценным или правильным. Критическое отношение преподавателя или тренера, «заимствованное» им из традиционного подхода к обучению (предполагающего правильные или неправильные ответы), разрушает эту целостность, ничего не давая взамен или предоставляя для «заглатывания» новые «правильные интроекты». Поддержка целостности клиента или обучаемого терапевта состоит в побуждении его к активному восприятию, осознаванию и переработке получаемого опыта. г) Ценность формы. В гештальт-теории существует понятие хорошей формы, относящееся к качеству процесса формирования и разрушения гештальтов и рассматриваемое Зинке-ром как эстетический процесс. Когда клиент или гештальт-терапевт, находящийся в стадии становления, научается справляться со сложностями жизни и проблемами в обучении, он становится способным испытать чувство целостности, завершенности и гармонии. Незавершенные гештальты (неразрешенные проблемы) имеют под собой основу в виде незавершенных дел (ситуаций) и не могут приносить эстетического удовольствия. Гештальт-терапия рассматривает «проблемы» как прерывание естественного процесса саморегуляции, который и обеспечивает наличие «хорошей фор2 мы» по отношению к качеству жизни и процессу обучения.
|
|
Обучающий процесс достаточно хорошей формы опирается на интерес и энергию тренируемых и в не меньшей степени на интерес к этому процессу гештальт-тренера и его собственную энергию. Хорошая форма относится также к пробуждению интереса обучаемого к себе самому, получению разнообразных видов опыта (жизни контактной границы), желанию создавать что-то свое и ценить усилия других людей в этом процессе, а в конечном счете — интеграции геш-тальт-подхода в собственную жизнь. Для того чтобы это стало возможным, гештальт-тренер фокусируется и помогает тренируемым осознавать свои актуальные потребности, связанные с их жизнью и обучением. При этом он сам осознает важность собственных потребностей и прилагает усилия к их удовлетворению. Гештальт-терапевт и гештальт-тренер фокусируются на том, что актуально сейчас и в ходе сессии, и в процессе работы начинающих терапевтов в тренинговой группе.
Таким образом, ценности гештальт-подхода представляют собой методологическую базу для интервенций терапевта или преподавательской деятельности гештальт-тренера. Комбинация личных, свойственных только этому терапевту или тренеру ценностей (как-жить-в-этом-мире) с ценностями гештальт-подхода создает уникальную философию, окрашивающую индивидуальный стиль каждого терапевта или тренера.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!