МЕХАНИЗМЫ ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ



В блокаде осознавания, приводящей к прерыванию контак­та, как правило, участвует вся семья. Обычный способ существо­вания семьи может быть дискомфортным, но привычно безо­пасным, не втягивающим ее членов в болезненные пережива­ния. Любое развитие или необходимость в развитии семьи по­рождает сопротивление. Чаще всего оно направлено на поддер­жание целостности собственного «Я» и служит защитой от ду­шевной боли, дискомфорта при осознавании различий и отвер­жения. С одной стороны, человеческий организм склонен к ус­военному повторяющемуся поведению (стабильность), с другой стороны, в процессе своего роста требует изменений (нового опыта). Энергия сопротивления концентрируется в напряжении между этими двумя противоборствующими тенденциями.

Кроме того, по мнению А. В. Зенгера[70], «сопротивление семьи на психотерапевтическом приеме можно рассматривать как спо­соб сохранения семьей своей автономии, установления прием­лемых для себя границ, как попытку сохранения привычных сте­реотипов поведения, как способ уменьшения тревоги. Сопро­тивление уравновешивает готовность семьи включиться в тера­пию, сдерживает процесс изменения семейной структуры, де­лая его сбалансированным и приемлемым по скорости. Терапев­ту необходимо уважать сопротивление семьи, ее инерцию, как и свое собственное сопротивление, которое также играет в те­рапии немалую роль, придавая позиции терапевта устойчивость, постоянство, обеспечивая целостность терапевта».

В начале фазы осознавания, когда два или несколько человек взаимодействуют по какому-либо поводу, стимулы, идущие от каж­дого из них, могут быть осознаны другим. Голос, мимика, взаимные прикосновения (при внимании к ним) дают возможность понять, чего хочет другой человек и как он себя чувствует. Если же такого внимания нет, члены семьи смотрят друг на друга, не видя, слуша­ют, не вслушиваясь, не прикасаются друг к другу, подавляют ощу­щения в своем теле и, соответственно, перестают чувствовать, бло­кируя свое осознавание. Такое застревание чаще всего происхо­дит в самом начале интерактивного цикла, при этом возникает чув­ство скуки, эмоциональная и интеллектуальная отстраненность друг от друга.

Проекция является главным механизмом прерывания контак­та в фазе осознавания. В семейной системе она выглядит как высказывание о другом человеке, не подвергаемое сомнению и не корректируемое тем человеком, на которого оно направле­но. Например, «Он хочет спать!» по отношению к ребенку, ко­торый спокойно играет со своими машинками. Если проекция неосознанна (проецирующий не воспринимает ее как предпо­ложение и не подвергает сомнению), член семьи взаимодейству­ет не с другим, а со своими представлениями о нем.

При этом человек, на которого направлена проекция, по раз­ным причинам не дает знать о своем истинном состоянии, само­чувствии, мыслях или чувствах. Этот человек, на которого про­ецируется некоторое утверждение, должен иметь навык осоз­навания своих желаний, для того чтобы понимать, чего он дей­ствительно хочет, и научиться выражать свои желания. В про­тивном случае принятие решений за него самого другим чело­веком принимает хронический характер. Периодически у «мол­чаливых соглашателей» происходят вспышки накопленного за долгое время гнева. Отношения теряют свою жизненность, ста­новятся стереотипными, скучными и сонными.

Проецирующего в семье дополняет интроецирующий, который не задумывается над той информацией, которая ему «скармлива­ется». При интроекции избегают дискуссий и конфликтов, для которых нужна энергия, и поэтому интроецирующие члены семьи выглядят апатичными и малоинициативными. Так может происхо­дить со всей семейной системой, с отдельными субсистемами или членами семьи. Такие семьи отличает подчинение авторитетам, повторение лозунгов и расхожих суждений, жизнь по стандарту общественных норм и озабоченность правилами поведения.

Ретрофлексия — это механизм прерывания контакта, удержи­вающий энергию членов семьи от движения к намеченной цели. Члены семьи или субсистемы поворачивают энергию, предназ­наченную другим людям, на себя, не просят поддержки, заботы или внимания. Эта энергия консервируется в мышцах, голосовых связках, взгляде и вместо того, чтобы свободно выражаться вов­не, выражается в скованности, эмоциональной напряженности, соматических и поведенческих симптомах (алкоголизм, нарко­тики или уход в работу).

Изоляция субсистем или индивидуальных членов семейной сис­темы ощущается в их самодостаточности, отделенности от других и чувстве одиночества. Общение сводится к бытовому минимуму, просмотру телепередач, а кроме того, члены семьи изолированы от остального сообщества. В таких семьях не принято делиться своими чувствами, планами или личными событиями. Не приняты вопросы, приветствуется сильная позиция по отношению к трудностям, не выражается вслух та или иная точка зрения. Члены се­мьи живут на одной территории, но не в одном пространстве. Их границы жестки и ригидны как по отношению друг к другу, так и по отношению к миру вообще. У них нередко возникает ощуще­ние, что они проживают свою жизнь в борьбе окружающим миром.

С помощью дефлексии члены семейной системы избегают развития контакта в фазе контакта интерактивного цикла. Реп­лики членов семьи, адресованные друг другу, находятся в раз­ных содержательных плоскостях, и на эмоциональную реплику близкие реагируют вопросом или утверждением совершенно в другой плоскости. Границы между ними размыты, и никогда не известно, как другой на самом деле реагирует на происходящее. Они могут говорить одновременно, не слушая друг друга, не до­говаривают, перескакивают с темы на тему. Отсутствуют пол­ноценные и удовлетворяющие друг друга отношения.

Конфлуэнция характерна для фаз осознавания, завершения и выхода интерактивного цикла. Она выражается в непринятии раз­личий, и в фазе осознавания люди, не пытаясь понять свои собствен­ные желания, договариваются о чем-то с другими без обсуждения мнений. Конфлуэнцию характеризует стереотипное выражение любви. В фазе завершения и выхода также требуется различение каждого мнения и индивидуальная ответственность. Конфлуэнция препятствует совместной выработке решений, удовлетворяющих каждого члена семейной системы. В случае прерывания контакта с помощью конфлуэнции таких совместных усилий нет, а энергия подобных семьях нейтрализуется. Здесь отсутствует настоящая близость, которая нередко возникает в результате противостояния, ува­жения к различиям и способности членов семьи расслышать другого. В фазе завершения и выхода члены конфлуэнтной семейной системы нe отпускают друг друга из-за страха разделения, одиночества и отсутствия опоры.

Цель терапевтических интервенций в случае обнаружения емейных механизмов прерывания контакта состоит увеличении осознавания, так чтобы семья оказалась в состоянии уси-ить контакт и найти приемлемые способы разрешения трудностей. Практически все типичные способы прерывания контак-а в семейной системе будут проявляться и в контакте с терапевтом, поскольку сопротивление является феноменом систе-мы. Когда члены семьи начинают осознавать, каким способом они прерывают контакт друг с другом, они находят более удовлетворяющие способы взаимодействия.

ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ С СЕМЬЕЙ : ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ , ИНТЕРВЕНЦИИ И ИХ ВЫБОР[71]

У семейного терапевта обычно есть правила, которых он придерживается в работе. Они касаются работы со всей семейной истемой в целом (Сатир, 1999).

1. Обычно на первый прием приходят самые мотивированные к изменениям члены семьи. Встретившись с ними, терапевт настаивает на сессии со всей семьей (даже с маленькими детьми), для того чтобы понять, как функционирует семейная система в целом.

2. Он не рассматривает идентифицированного пациента и то семью по отдельности (то есть не работает с ними так).

3. Он не встречается с членами семьи отдельно между сессиями, ни с кем не вступает в особые отношения и отказывается быть хранителем тайн отдельных ее членов.

4. Даже если семья приходит на сессию в неполном составе, «открытия предыдущей сессии» доводятся до сведения остальных ее членов.

Итак, первая терапевтическая сессия. Терапевт вовлекает се­мью в разговор о проблемах, устанавливая контакт с каждым чле­ном семьи и создавая атмосферу, в которой они смогут говорить о себе и своих переживаниях. Он сообщает членам семьи о том, что для работы ему понадобится некоторое время для понимания того, что происходит с семьей, а для этого ему необходимо видеть спо­соб их взаимодействия. Обсуждаются основные правила — кон­фиденциальность, регламент и дни посещения терапевта, право терапевта при необходимости вмешиваться в разговор, возмож­ность обратиться к терапевту за помощью в случае необходимос­ти и т. п. Терапевт предупреждает, что терапия имеет конкретную цель и на определенном этапе (после общего обсуждения этого вопроса) она завершится.

После этого терапевт уходит от границ семейной системы (восстанавливая свою границу) и наблюдает за феноменологи­ей семейной системы до появления фигуры из фона. Этой фигу­рой является замечаемое им поведение членов семейной систе­мы, которое они не осознают. Опорой в интервенции становят­ся феноменологические данные. Например, терапевт замечает, что жена постоянно перебивает мужа, не давая ему высказать до конца свою мысль, вносит свою тему, в результате чего яс­ность и интерес к обсуждению падает у обоих супругов.

Появление фигуры — важный момент, когда терапевт может провести терапевтическое вмешательство (интервенцию). При этом терапевт

  • описывает то, что реально происходит в семейном процессе;
  • определяет то, что делает каждый участник семейной си­стемы;
  • предполагает или спрашивает о действии, которое может со­вершить каждый из членов семьи, чтобы поддержать систему.

Таким терапевтическим вмешательством является предложе­ние эксперимента, позволяющее семье понять или научиться чему-то новому. В последнем случае он может предложить экс­перимент, сутью которого является амплификация, когда жене предлагается специально перебивать высказывания мужа. До­ведение до абсурда своего поведения помогает ей сделать его осознаваемым, а мужу — осознать свои чувства и желания. Те­рапевтическая сессия заканчивается обсуждением происходя­щего, при котором структурированное терапевтическое обще­ние меняется на более естественное человеческое.

Каким образом выбираются интервенции? Дж. Зинкер (2000) советует терапевтам наблюдать происходящий семейный про­цесс через четыре главные «линзы»:

· отслеживание сильных и слабых сторон процесса, проис­ходящего в паре;

· наблюдение характеристик актуального процесса;

· обнаружение полярностей;

· функцию взаимного дополнения, наличие или отсутствие

· здорового ритма контакта-ухода.

Сильные и слабые стороны семейного процесса. Здесь терапевт наблюдает за тем, как супружеская пара или семейная система проходит интерактивный цикл. Нередко семья не имеет представ­ления о том, что именно она делает хорошо, и замечание терапев­та об этом становится мощной терапевтической интервенцией. Даже если семейная система не достигает разрешения пробле­мы, позитивной стороной взаимодействия может быть, например, способность обсудить массу возможностей, спокойствие в об­суждении или забота о других — то, что действительно произвело впечатление на терапевта. После этого терапевт может сказать о результатах своего наблюдения о том, что процессуально меша­ет данной семье прийти к решению. Это может быть, например, отсутствие информации от одного из участников дискуссии, по­теря интереса у другого и умолчание об этом, недостаточное ко­личество энергии для влияния на другого и т. п. Любая ситуация позволяет терапевту выражать супружеской паре или семье то, что он замечает, и то, что ему любопытно.

Процесс и содержание. Основная задача семейного терапев­та — отслеживание процесса. Как и в индивидуальной гештальт-терапии, в семейной терапии важно не что говорят клиенты, а как они это говорят. В системе «супружеская пара» только ра­бота с процессом может изменить отношения. Супружеская пара или семья всегда будет бессознательно пытаться втянуть терапевта в содержание своих диалогов, чтобы получить совет или утешение. Однако если терапевт присоединяется к кому-нибудь из них, он теряет свои границы и не может адекватно отслеживать происходящий процесс. Прерывания в семейном процессе не зависят от того, о чем говорят члены семьи, — сбой происходит в самом процессе.

Иногда члены семьи просят совета или информации по конк­ретным вопросам, касающимся содержания их жизни. Личный опыт терапевта и его профессиональные знания имеют к этому лишь косвенное отношение. Имея свои собственные жизненные ценности, терапевт уважает ценности других людей и, соответ­ственно, не пытается их переубедить и настаивать на «более пра­вильных» решениях. Что хорошо для другого человека, должен ре­шить именно этот другой, в противном случае терапевт становитсягуру. Убеждения терапевта в некоторых случаях могут быть выс­казаны, но его задача — проследить, чтобы они не были «проглоче­ны без пережевывания».

Полярности. Если семейная система функционирует эффектив­но, каждая ее часть имеет множество возможностей. Система здо­рова тогда, когда каждый ее член развивает свои собственные ка­чества, а не только навсегда передает какие-то функции своему партнеру. По мнению К. Витакера (1998), диалектика здоровой се­мьи — это противостояние и синтез таких полюсов, как сопринад­лежность и индивидуация[72]. В крайнем виде эти тенденции выгля­дят как слияние (для избегания тревоги) и изоляция. Целостность личности достигается путем индивидуации; чем более свободен член семьи, тем с большей радостью он объединяется с другими членами семьи и родственниками. В дисфункциональных семей­ных системах всегда поддерживаются неравноправные условия, при которых существуют выраженные полярности. Например, кто-то из членов семьи заботится только о других и совсем не заботит­ся о себе, кто-то порабощен, а кто-то чрезмерно властен.

С одной стороны, такое взаимодополнение может быть полез­но на отдельных этапах семейной жизни, так как сообщает се­мейной системе некоторую целостность. С другой стороны, не­развитая полярность — это отсутствующая возможность авто­номного существования по данному качеству. Член семьи, кото­рый принимает заботу других, но не способен позаботиться о себе, будет создавать подобную ситуацию и с другими людьми. Диаг­ностические признаки недостаточного развития могут быть предъявлены семейной системе и как еще одна возможность раз­вития для отдельного члена семьи, и как возможность взаимодо­полнения (обретение целостности субсистемой). Поэтому одна из задач семейного терапевта — рассмотрение семейной ситуа­ции и семейного процесса с точки зрения полярностей.

Конечно, перед человеком нет задачи развивать все аспекты своей личности без исключения. Однако некоторые из них раз­вивать все же полезно, ибо это помогает семейной системе при­обрести такие качества, как стабильность и подвижность. Ра­ботая с полярностями в семейной системе, семейный гештальт-терапевт может попросить членов семьи поменяться ролями. Эта интервенция помогает членам семьи осознать свои полярные позиции и принять решение, касающееся развития каких-то ка­честв в себе самом или принятия качеств другого человека.

Взаимодополнение и средняя позиция. Процесс слияния и раз­деления существует в супружеской (да и в семейной) системе всю ее жизнь. Стремление к слиянию — это некоторое подтвер­ждение того, что целостность может быть обретена и в отноше­ниях с другим человеком. Стремление к разделению и развитию качеств собственного «Я», обретение собственных границ ха­рактеризуют тенденцию к росту собственной личности. Стрем­ление к слиянию обычно характеризует первый период совмес­тной жизни супругов, но затем в процессе их совместной жизни начинает преобладать тенденция к разделению и возникают (или не возникают) проблемы, связанные с принятием различий. Тен­денция к слиянию усиливается с появлением детей, а в период их ухода из семьи вновь нарастает стремление к разделению. Наконец, болезнь и смерть супруга вновь ставит для второго супруга проблему, связанную с разделением.

Прежде чем супруги и их дети смогут испытывать настоящее чувство единения (не являющееся по сути патологической конф-луэнцией), каждый из них должен научиться осознавать свои раз­личия. Именно различия делают семью живой и способной справ­ляться со сложностями жизни. Поддержание индивидуальных гра­ниц терапевтом происходит с помощью побуждения членов семьи высказываться от собственного имени (я чувствую, я осознаю, я думаю, я хочу), но не в качестве реакции на высказывание другого.

После того как члены семьи смогут ощутить свою раздельность, терапевт начинает привлекать их внимание к переживаниям друго­го. Разочарование в семейной жизни и другом человеке часто связа­но с мифом о том, что все проблемы разрешимы и что человек мо­жет измениться кардинально. Между тем многие семейные пробле­мы, связанные с различиями, не могут быть решены в принципе, они могут быть только приняты и интегрированы семьей. Терапевт под­держивает всю семейную систему, переживания всех членов се­мьи и побуждает их уважать переживания и мнения близких.

Взаимное дополнение основано на различиях. Дополняющее по­ведение и качества члена семьи могут быть источником раздра­жения и разочарования, но могут стать и способом счастливо жить вместе с другим человеком. Последнее чаще возникает тогда, ког­да партнеры развивают свою индивидуальность, им становится легче принимать отличающееся поведение другого. Однако суще­ствует и некоторая средняя позиция, в которой они похожи друг на друга. Эта позиция дает возможность членам семьи отдыхать, восстанавливать силы и сохранять энергию. Поэтому стабильность семейной жизни зависит от баланса между дополняемостью и по­хожестью (единением). Дж. Зинкер (2000) пишет, что «коэффици­ент выживания супружеской пары — это середина между слияни­ем и различием или между средней позицией и взаимным дополне­нием». Для того чтобы сориентироваться в отношении такого ба­ланса, терапевт задает вопросы о том, что в семье нравится, чем похожи супруги, каковы их совместные радости, привязанности и т. п. Стремясь понять различия, он обращает внимание на поляр­ности, семейные роли, отвергаемые качества и т. п.

Что является терапевтической интервенцией по отношению к супружеской системе?

1. Сообщение о результатах собственных наблюдений. Опо­рой здесь являются феноменологические данные. Терапевт сообщает паре о том, чего они не замечают в собственном поведении, при этом не происходит оценка поведения, а опи­сывается само поведение и результат, который заметил те­рапевт. И наблюдение касается поведения обоих партнеров. Необходимо внутреннее решение терапевта о том, насколь­ко уместна и терапевтична данная интервенция. Супружес­кая пара будет больше готова воспринять интервенцию (ус­лышать терапевта), если она будет направлена на осознава-ние происходящего. Супругов можно спросить, как они себя чувствуют в связи с данной интервенцией (отношения супру­жеской системы с терапевтом) или что они чувствуют по от­ношению друг к другу (отношения внутри системы).

2. Сообщение о своих чувствах. Если терапевт способен по­делиться своими чувствами с супругами, это может стать хо­рошей интервенцией. Например, он говорит им о том, как их отношения затронули его, или сообщает, что, наблюдая их взаимодействие, он не испытывает теплых чувств. Такая ин­тервенция позволяет супругам посмотреть на себя и свое вза­имодействие со стороны.

3. Обучение. Моделируются и тренируются конкретные навы­ки, направленные на преодоление проблемы. Например, про­яснение непонятных реплик.

4. Эксперимент. Он всегда основан на реальной ситуации в семье и направлен на осознавание и изменение поведения системы. Эта работа ориентирована на трудности, которые сложились в супружеской системе. Например, терапевт про­сит семейную пару продолжать обсуждение до тех пор)1, ¥тока оно не будет завершено. Этот эксперимент основывается на наблюдении за взаимодействием супругов, при котором то один, то другой уклоняется от обсуждения и тема не завер­шается, вызывая соматические симптомы.

5. Индивидуальное обращение к одному из членов супру­жеской системы внутри сессии с его согласия и согласия суп­руга. Оно проводится тогда, когда из-за того, что один из учас­тников не готов двигаться, замедляется движение всей супру­жеской системы. Работа с данным супругом направлена на то, чтобы преодолеть его торможение во взаимодействии с дру­гими. Терапевт очерчивает границы своей работы, при этом второй супруг, а иногда другие члены семьи временно стано­вятся молчаливыми свидетелями терапии. В такой работе тре­буется осторожность, так как установление отношений с одним участником может восприниматься другим как сговор против него самого. Это нарушает баланс в супружеской сис­теме, и «обиженный» партнер может утратить интерес к рабо­те. После окончания индивидуальной работы терапевт обяза­тельно восстанавливает границы между парой и собой.

6. Завершение работы. Предполагает некоторое обсужде­ние достигнутого (или не достигнутого), домашнее задание, если оно необходимо, и взаимные пожелания.

Динамика процесса семейной терапии, по Витакеру (1998,1999), включает в себя три основные стадии. Первая называется «битвой за структуру» и представляет собой выяснение того, кто будет опре­делять процесс терапии и его правила — семья или терапевт. Глав­ной темой становится вопрос о том, кто должен прийти к терапевту, а также тема контроля. Терапевт утверждает свое право контроли­ровать ход встречи. Вторая стадия — это битва за инициативу. Если она прошла успешно, семья берет на себя ответственность за исход терапии (определяет, сколько встреч ей нужно, какими должны быть темы и т. п.) К заключительной стадии семья должна научиться ра­ботать со своими проблемами самостоятельно. Когда терапевт перестает быть нужен семье в качестве катализатора изменений, про­цесс терапии завершается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор. // Иссле­дования по теории систем. — М.: Наука, 1969.

2. Бебчук М. А., Дианова О. В. (2001) Избранные техники семейной ре­конструкции. — http://familyland.narod.ru/articles/reconstrtech.htm.

3. Бебчук М. А., Кедрова Н. Б. Вторая ежегодная конференция «Ребе­нок в школе» (апрель 2002). — http://familyland.narod.ru/articles/.

4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. — С-Пб: Речь, 2001.

5. Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций. — С-Пб.: Гу­манитарная Академия — Речь, 2000.

6. Витакер Км Бамбери В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символи­ческий подход, основанный на личностном опыте. — М.: Независи­мая фирма «Класс», 1997.

7. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. — М.: Не­зависимая фирма «Класс», 1998.

8. Витакер К. За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Витакера. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

9. Зенгер В. А. Варианты работы с сопротивлением в семейной терапии. — http://familyland.narod.ru/articles/resistance.htm.

10.Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супру­жескими парами и семьями. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

11.Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: Незави­симая фирма «Класс», 1998.

12.Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.

13.Рихмаер Е. А., Левицкий А. Д., Бебчук М. А. (2001) Групповые техники работы в семейной терапии. — http://familyland.narod.ru/articles/ grouptech.htm.

14.Сатир В. Психотерапия семьи. — С-Пб.: Ювента, 1999.

15.Скиннер Р., Клинз Дж. (1995) Семья и как в ней уцелеть. — М.: Неза­висимая фирма «Класс», 1995.

16.Список литературы по семейной терапии. — http://familyland.narod. ru/references.htm.

17.Хеллингер Б. Порядки любви. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

18.Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

19.Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и суп­ружеской терапии. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

20.Bowen Family Systems Theory. — Electronic Publication of the Western Pensilvania Family Center. — http://www.wpfc.net/bowen/.

21.Family Systems Therapy and the Orders of Love. — The Work of Bert Hellinger. Interview by Choran. — http://www.gestaltinstitute.com.au/ articles/march2000/1203interview_bert_hellinger.shtml.

ГЛАВА 15


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!