I. Еврейское судопроизводство 19 страница



IX

Как видно из вышеизложенного, еврей и в рабском состоянии пользовался широкими правами. Условия, делающие это состояние у других народов тяжелым и унизительным для человеческого дос­тоинства, здесь ограничены до наивозможно меньшей степени, по­чти до отрицания их. Но. ограничивая условия тяжести рабского со­стояния по самому существу этого состояния, законодатель вместе с тем ограничил его и по времени. У других народов рабское состо­яние было вечным, как это было с некоторыми ограничениями и у евреев в отношении к рабам из иноплеменников. По отношению же к рабам из евреев такое условие было несовместно с теократичес­ким принципом, по которому “силы израилевы рабы Иеговы” и по­тому нс должны быть рабами людей в собственном смысле слова, а должны быть как наемники. Ввиду этого принципа законодатель ог­раничил рабское состояние еврея по времени, назначив срок, по ис­течении которого раб-еврей должен был получать свободу без вся­кого выкупа. “Если купишь раба еврея, говорит законодатель: пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром”[419]. На этом постановлении лежит яркая печать тсократизма. Уступив естественно-социальному развитию общества, приведше­му к нарушению личного правового равенства членов теократичес­кого государства, выразившемуся в происхождении рабского состо­яния, теократический принцип получает полное господство в седь­мой, священный, год, уничтожая допущенное неравенство личнос­ти. Ограничение рабского состояния шестью годами и провозгла­шение седьмого года годом освобождения имеет тесную связь с понятием субботы и субботнего года. Как после шестидневной ра­боты недельная суббота и после шестилетней обработки земли го­дичная суббота или субботний год должны были служить воспоми­нанием Творца и Владыки мира, предписавшего человеку и груд, и пользование плодами его с поля, так и после шсстилстнсго рабского состояния освобождение раба должно было служить как для госпо­дина, так и для раба воспоминанием того, что они оба рабы Иеговы и, следовательно, равны между собой1. Но имея тесную связь с суб­ботним годом по мысли, год освобождения, однако же. не был тож­дествен с ним по времени. Между тем как первый был заключитель­ным годом определенной, одинаковой для всех членов теократичес­кого государства седмицы лет, второй был седьмым годом для от­дельного лица, седьмым со времени поступления его в рабское со­стояние. На это указывает уже сам закон, определяющий тесть лет работы до освобождения; такого определения нельзя было бы сде­лать, если бы годом освобождения был субботний год, так как тогда работа сокращалась бы смотря по промежутку времени от момента продажи до субботнего года. Притом эти годы видимо отделяются один от другого и в самом изложении закона, так как при описании субботнего года[420] [421] и соединенных с ним преимуществ для членов те­ократического государства нс упоминается о таком важном преиму­ществе. как освобождение от рабского состояния, и при установле­нии гола отпущения нс упоминается о субботнем годе.

С изложенным законом об отпущении раба-еврея в седьмой год, по-видимому, стоит в противоречии другое постановление законо­дателя. назначающего другой срок для отпущения. “Когда обеднеет у тебя бра г твой и продан будет тебе, то - до юбилейного года пусть работает у тебя; а тогда пусть отойдет он от тебя”[422]. Для объяснения такой значительной разности сроков отпущения учеными-исследо­вателями предлагалось несколько различных толкований. Эвальд[423] и многие другие хотят объяснить эту разность разновременностью того и другого законоположения: после того как. говорит Эвальд, пред­писанное в Исходе постановление об отпущении рабов в седьмой год вышло из употребления, то, чтобы все-таки сохранить в прин­ципе закон, срок отпущения ограничили юбилейным годом, что, ко­нечно, ввиду того, что только редкие рабы доживали до юбилейно­го года, было жалкой заменой прежнего закона. Другие, как, напр., Зальшюц, объясняют эту разность различием лиц. которых имеют в виду тот и другой законы: между тем как закон Лев., XXV гл., име­ет в виду обедневшего и продавшего до юбилея свой земельный на­дел израильтянина, который поэтому, не имея чем содержаться сво­бодно, по необходимости должен был оставаться в рабстве до юби­лея, когда он мог получить свой участок, — закон Исхода и Второ­закония имеет в виду средний класс рабов, рожденных в доме от рабского брака, которые по закону, будучи проданы другому госпо­дину, имели право на освобождение в седьмой год1.

Оба представленные объяснения рассматриваемой трудности страдают одним недостатком — искусственным преувеличением представляющейся разности между первым и вторым законами и вследствие этого прибегают к таким крайним средствам, как допу­щение разности во времени издания закона или искусственное со­здание особого класса людей. Зальшюц, напр., всю свою теорию строит, главным образом, на выражении закона Исх. XXI. 2 “если купишь раба еврея", каковое выражение, по его мнению, можно от­носить только к такому лицу, которое уже прежде было в рабском состоянии, а никак не к такому, которое только еще поступает в рабское состояние. Но такое основание при своей искусственности вместе с тем и непрочно. На таком основании, по справедливому замечанию Мильцинера[424] [425], можно бы при понимании подобных рас­сматриваемому выражений, как, напр., “помазать царя”[426] или латин­ского duccrc uxorcm, прийти к несообразному заключению, что по­мазываемый уже прежде был царем, или выходящая замуж уже прежде была замужем. Притом, при повторении этого закона во Втор. XV, 12 покупаемый даже и нс называется уже рабом. Таким образом, рассматриваемая теория в этом отношении совершенно те­ряет почву. Наконец, нельзя нс обратить внимание и на ту несооб­разность, по которой, при допущении этой теории, специальное за- конодатсльство, нс определив прежде прав израильтян, поступив­ших в рабское состояние, занялось бы судьбою совершенно особо­го, во всяком случае, низшего, класса людей1. Эта несообразность устраняется при прямом понимании дела.

Разность двух рассмотренных законов несравненно легче объяс­няется другим способом. Уже Михаэлис пытался разрешить види­мое противоречие между этими двумя законами, допустив, что эти законы совершенно самостоятельно устанавливают свои различные сроки отпущения. “Раб обыкновенно отпускался, — говорит он, — в седьмой год своей службы (по закону Исхода и Второзакония). Но положим, что он поступил в рабское состояние в 46-й год еврейско­го летосчисления, следовательно, за четыре года до юбилейного года; тогда уже он нс дожидался седьмого года, а получал свободу в юби­лейный год (по закону книги Левит), а вместе с свободой получал и свое проданное поле”[427] [428]. Мнение Михаэлиса вполне принимает Миль­цинср1, и оно имеет гораздо больше оснований, чем рассмотренные выше два других мнения. Прежде всего, оно имеет за себя ту про­стоту', с которою объясняется преувеличиваемая другими объясне­ниями трудность примирения двух, по-видимому, различных зако­нов. При таком объяснении эти два закона являются уже не проти­воречащими. а дополняющими друг друга: первый закон устанавли­вает, так сказать, обыкновенный срок отпущения на седьмой год от поступления в рабское состояние, а второй чрезвычайный, вызы­ваемый исключительно общим теократическим и социально-эконо­мическим значением юбилейного года, имевшего своею целью вос- становлять первоначальное равенство по праву и состоянию и пото­му влекшего за собой освобождение потерявших свободу членов те­ократического государства и возвращение отчужденных полей их первоначальным владельцам. Что касается того недоумения, кото­рое возникает при таком объяснении, почему закон Лев., XXV гл., выражается так категорически и самостоятельно, как будто нс име­ет в виду другого закона, определяющего шестилетний срок рабо­ты, так что может заключать в себе “опасную двусмысленность” (по выражению Зальшюца), то оно устраняется самым положением это­го закона в законодательстве. Между тем как в первом законе зако­нодатель устанавливает обыкновенный семилетний срок отпущения во все продолжение пятидссятнлстнсго периода, здесь во втором за­коне, где главным образом речь идет вообще о преимуществах, со­единенных с юбилейным годом, законодатель счел нужным указать только тот срок отпущения, который определяется юбилейным го­дом, нс упоминая об обыкновенном сроке, который предполагается известным. Опасную двусмысленность этот закон заключал бы в себе в таком случае, если бы хотя одной чертой он противоречил перво­му закону, заключал бы в себе такие постановления, которые хотя косвенно отменяли бы постановления первого закона. Л этого он не заключает в себе; он только независимо от того закона устанавлива­ет свой срок, который вызывается внутренним смыслом юбилейно­го года.

Иной характер принимает Моисеево законодательство по отно­шению к израильтянину, поступившему в рабское состояние к нсиз- раильтянину, но только живущему среди израильского народа. Та­кому израильтянину оно нс дает права на освобождение в 7-й год работы, а сроком освобождения его определяет 50-й юбилейный год. Здесь тоже прямо не отрицается право на освобождение в 7-й год, но об этом можно заключить по некоторым чертам закона, предпо­лагающим отсутствие этого права. Текст закона таков: “Если при­шлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, то после продажи можно вы­купить его; кто-нибудь из братьев его или из родства его должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. И он должен рассчитаться с купившим его, начиная от того года, когда он продал себя, до года юбилейного. И если еще много остается лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен. Если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать, и по мерс лет отдать за себя выкуп. Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним”1. Из текста видно, что закон нс имеет в виду 7-го года освобождения, так как, говоря об освобождении в юбилейный год, предполагает до него много лет. следовательно, такой период, кото­рым нс может быть четырехлетний или, самое большое, пятилстпий период, могущий быть до юбилейного года при шестилетием сроке освобождения[429] [430]. Трудно положительно указать основание, по кото­рому законодатель лишил израильтянина, поступившего в рабское состояние к иноплеменнику, права на освобождение в седьмой год. Но можно предполагать, что законодатель этим выразил свое неже­лание, чтобы израильтянин — раб Иеговы, сделался рабом у ино­племенника. не знающего Иеговы, предполагая, что долгий срок раб­ства удержит от поступления в пего к иноплеменнику. На это, по- видимому, указывает и право выкупа, которое в этом только случае допускается законом: если по каким-либо обстоятельствам израиль­тянин поступал в рабство к иноплеменнику, несмотря на тяжелое условие долговременности этого рабства, то в этом случае закон воз­лагал на родственников обязанность сделать выкуп, и круг их, име­ющийся в виду законом, так широк ("кто-нибудь из братьев его, или дядя его, или сын дяди его, или кто-нибудь из родства его, из племе­ни его. должен выкупить его”), что только в исключительных слу­чаях выкуп нс мог быть приведен в исполнение. Выкуп производил­ся по расчету, смотря по тому, сколько лет проработано уже рабом и сколько оставалось еще работать до юбилейного года; за остав­шиеся должно было взнести соответственную сумму. Если бы, напр.. кто-нибудь продал себя в рабство за К) лет до юбилейного года за 40 сиклей и через три года получил возможность выкупиться, то вы­купная сумма, за вычетом 12 сиклей за проработанные три года, дол­жна бы составлять 28 сиклей. Родственник, который, таким обра­зом, выкупил бы раба, никак не имел права на работу выкупленно­го. Выкуп был обязанностью, возлагавшеюся законом на родствен­ников. такою обязанностью, к исполнению которой при иных об­стоятельствах. по свидетельству и мнению Маймонида, можно было даже принуждать1. Если же выкуп не мог быть сделан и израильтя­нин оставался в рабстве у иноплеменника, то закон принимал все меры к облегчению его положения: “Он должен быть у него как на­емник во все годы; он (иноплеменник) нс должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих”[431] [432]. В последнем выражении раввины усматривают требование закона, чтобы общество наблю­дало над обращением с рабом и защищало его от жестокости госпо­дина’. “В юбилейный год он отойдет сам и дети его с ним”. Но и в самом освобождении закон полагает различие между рабом у ино­племенника и рабом у израильтянина. Первому закон полагает одно лишь освобождение, между тем второму вместе с освобождением предписывает подарок со стороны господина.

Этот подарок служил высшим выражением тех забот, какими за­кон окружает израильтянина, поступившего в рабское состояние. “Когда будешь отпускать раба (брата твоего еврея) от себя на сво­боду, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой". “Помни. прибавляет законодатель, — что и ты был рабом в “земле Египетской, и избавил тебя Господь Бог твой; посему Я сегодня и заповедаю тебе сие"1. Подарок этот, очевидно, имел двоякую цель. Он должен был служить отпущенному пособи­ем при обзаведении новым хозяйством, чтобы опять не доведен был нуждой до необходимости вновь продать только что полученную свободу, почему и кредиторы, по талмудическому толкованию, не имели права требовать этот подарок в уплату долга. С другой сторо­ны. этот дар для раба, которого нельзя было по закону принуждать к исполнению своих обязанностей жестокостью, должен был слу­жить побудительным средством стараться заслужить полное доволь­ство господина, так как от этого довольства зависела величина дара[433] [434]. Кроме того, в установлении этого дара нельзя не видеть и нравствен­ной цели, по которой законодатель этим вознаграждением за работу' как бы хотел снять с отпущенного последний знак его рабского со­стояния — безвозмездность труда, — делая его как бы в полном смысле свободным “наемником", получающим вознаграждение за труд.

В заключение постановлений об отпущении раба законодатель говорит: “нс считай этого для себя тяжким, что ты должен отпус­тить его от себя на свободу; ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника, и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать"[435]. Некоторые исследователи различно понимают выражение “вдвое против платы наемника”. Так, Заль­шюц[436] предпочитает такое чтение этого текста: “не считай для себя тяжким, что ты должен отпустить его на свободу, хотя он работал тебе за двойную плату наемника, т. е. хотя он, так как ты его купил и должен был кормить, вдвое больше стоил тебе, чем наемник, по­лучающий плату ио мере своего труда". Но такое чтение и понима­ние отзывается искусственностью, тем более что еврейский текст по подстрочному латинскому переводу читается так: quia duplex mcrccs mcrccnarii servivit tibi, или яснее по сирскому переводу: quoniam plusminus (duplo major) pro mercede mercenarii servivit libi[437].

Мысль закона, очевидно, та, что раб, бывший в полном распоряже­нии господина, во всяком случае мог заработать вдвое больше, чем наемник, требующий за свою работ)' соответственной платы, и по­тому для господина, достаточно уже попользовавшегося плодами рук своего раба, не могло быть достаточных оснований для того, чтобы постановление закона об отпущении раба считать тяжким для себя, кроме разве только чувства своекорыстия, заставлявшего сожалеть о лишении выгодного работника.

Таким образом, законодатель принял все меры к тому, чтобы сде­лать беспрепятственным установленное им отпущение для рабов, ус­транив рассмотренным постановлением возможную задержку со сто­роны господина. Но законодатель в то же время предполагает воз­можность того, что сам раб, благодаря своему хорошему положе­нию в доме господина и установившейся привязанности к нему, не захочет воспользоваться отпущением. В таком случае рабу позволя­лось оставаться в доме господина. “Если раб скажет тебе: нс пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой, потому что хорошо ему у тебя, то будет он рабом твоим на веки”1. В законе Hex. XXI. 4 и 5 этот отказ от свободы поставляется, между прочим, в связь с законом, по которому раб. во время своего рабского состояния имев­ший сожительство с рабынею и имевший детей от нес, при осво­бождении имел право выйти на волю только один, оставив жену и детей. Имея в виду привязанность раба к жене и детям, закон пред­полагает возможность того, что “раб скажет: люблю господина мое­го, жену мою и детей моих; нс пойду на волю”; в таком случае “он останется рабом вечно”. При этом в предупреждение всякого зло­употребления со стороны господина, имевшего возможность ввиду рассматриваемого закона об отказе от свободы задержать раба и про­тив его воли, а также и для обращения внимания раба на всю важ­ность совершаемого им шага, законодатель предписывает некоторые формальности для совершения акта отказа. “Если раб скажет: — нс пойду на волю. — то пусть господин его приведет его пред судей и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно”[438] [439]. Смысл этой формальнос­ти. как он представляется в толковании талмудистов и новейших ис­следователей. следующий. Раб должен был предстать пред судей, чтобы заявить о своем решении. Они при этом должны были обра­тить его внимание на те последствия, которые влечет за собой его решение, и сами убедиться, что это решение сделано нс по легко­мыслию и не вынуждено, каким бы то ни было образом, господи­ном. Если раб оставался при своем решении, то он должен был на открытом и менее всего чувствительном месте своего тела получить “знак” своего решения; таким знаком в древности по преимуществу служило прокалывание уха, считавшееся знаком рабства и у других народов. Прокалывание уха совершал сам господин, притом так, что ухо раба шилом прикалывалось к двери дома, что отчасти и самый акт делало публичным, а частью и для раба символически выража­ло ту мысль, что он, уже стоя на пороге к свободе, по своему соб­ственному решению отказывается от свободы и привязывает себя к дому своего рабского состояния. Тот позор и унижение, которые ес­тественно соединялись со веем этим актом и с неизгладимым зна­ком рабства, могли, пока еще не угасла в рабе последняя искра са­моуважения. устрашить его — давать согласие на вечное закабале­ние себя в рабство. Такая цель закона проглядывает во веем этом акте1. В рассмотренном законе обращает на себя внимание исследо­вателей еще выражение: “останется рабом вечно”. Большинство но­вейших исследователей толкует его в буквальном смысле, именно, что раб после совершения рассмотренного акта останется в рабском состоянии на всю жизнь. Другие же. и между ними Мильцинер[440] [441], на­против, основываясь на раввинском предании и на свидетельстве Иосифа Флавия, толкующего выражение “вечно" в смысле “ewe twpqiov”[442], допускают, что раб в рабском состоянии мог оставаться во всяком случае нс далее юбилейного года. Если принять во вни­мание то великое теократическое и социальное значение юбилейно­го года, по которому он долженствовал восстановлять нарушенное равенство по правам и состоянию; если принять во внимание то, что в этот год возвращалось рабу его наследственное, проданное им поле, так что у раба опять являлся самостоятельный источник пропита­ния, и притом такой значительный, что с ним он при помощи род­ственников мог сделать такой оборот, который бы дал ему возмож­ность выкупить жену и детей; если, наконец, принять во внимание то обстоятельство, что при изложении закона о юбилейном годе нет и малейшего указания на то. что не все рабы-израильтяне освобож­дались от рабства в этот год всеобщего освобождения, — то. ввиду всего этого, освобождение раба, даже получившего клеймо рабства. становится нс невероятным. В противном случае это явление было бы прямым противоречием основным началам социально-экономи­ческого строя в Моисеевом государстве: по закону Моисея земель­ные родовые участки навсегда должны были сохраняться в одном роде и не переходить в другой, а между тем. если бы израильтянин нс освобождался от рабства в юбилейный год, его земельный учас­ток, возвращенный ему в этот год по закону, перешел бы в род гос­подина и тем нарушился бы установленный порядок землевладения.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!