I. Еврейское судопроизводство 21 страница
Но экономическое благосостояние зависит не только от количества земли, но и от прилагаемого к земле количества труда, бережливости и множества частных, случайных условий. А так как трудолюбие. бережливость и др. качества, зависящие от личных особенностей разных лиц, естественно, нс одинаковы, то, конечно, и зависящее от них благосостояние нс может постоянно держаться на степени данного при разделе земли равенства: благосостояние одних, благодаря их трудолюбию и бережливости, постепенно повышается, а благосостояние других, благодаря их противоположным качествам. понижается. Постепенно развиваясь по этим противоположным направлениям, благосостояние одних может возвыситься до того, что они получат возможность приобретать новые участки, чтобы на них начать земледелие в более широких размерах, другие же. напротив, обеднеют до того, что не будут уже иметь возможности обрабатывать и своих участков, и потому, чтобы получить что-нибудь за них, вынуждены будут продавать их. Отсюда, в то время как одни становятся крупными землевладельцами, другие делаются совершенно безземельными, и после потребления взятых за проданные участки денег по необходимости должны поступать на работу к первым и тем становиться в экономическую и личную зависимость от них. Таков обычный процесс развития экономического неравенства. В Моисеевом государстве между тем такое неравенство не должно было иметь места, так как им нарушено было бы равенство членов государства пред Иеговою, нарушен был бы договор с Ним, в котором одинаково участвовали все. Поэтому законодатель обставил землевладение такими постановлениями, благодаря которым представленный процесс развития неравенства терпел значительные ограничения. Указанный процесс получал всю свою силу только в том случае, если земля, главный источник благосостояния, была полною собственностью ее владетеля, так что он вполне мог распоряжаться ею по своему усмотрению, а следовательно, мог и продать. Но такое полное владение землею было несообразно с верховным главенством Иеговы, который один только есть полный собственник земли, а израильтяне только поселенцы Его. “Моя земля, говорит Иегова, — вы пришельцы и поселенцы у Меня, поэтому землю нс должно продавать навсегда”1. В силу этого закона израильтянин мог продавать свой участок только до определенного срока, до юбилейного года, в который проданный участок опять возвращался первому владельцу[475] [476] и тем восстановлялось равенство по землевладению. При таком порядке вещей экономическое равенство вообще нс могло значительно нарушаться и, во всяком случае, нс могло образоваться крайностей богатства и нищеты, землевладельческой аристократии и пролетариата. К поддержанию возможного экономического равенства, как было показано выше, направлены и многие другие постановления и учреждения в Моисеевом государстве’.
|
|
|
|
Если, таким образом, государство состояло из равных землевладельцев, имевших равный источник благосостояния, то. конечно, нс могло выработаться и различных классов народа, отличающихся между собою различием экономического благосостояния и общественного положения. И в этом отношении Моисеево государство представляет разительную противоположность другим древним государствам. В этих последних раз образовавшееся неравенство закреплялось законом, признававшим нормальным тот строй общественной жизни, по которому одни классы, захватившие в свои руки всю власть и всю землю, признавались как бы рожденными для власти и для богатства, а другие рожденными для рабства и нищеты. Отсюда образование каст, составляющих вопиющее нарушение прав личности. В Моисеевом государстве, находящемся под действием теократического принципа, такое попрание прав личности не имело места. Здесь как все участвовали в договоре с Иеговою при основании государства, так и все должны были пользоваться равными правами в основанном ими государстве. Здесь все члены государства были равно свободными гражданами и в своем развитии нс стеснялись никакими ограничениями. Гражданское равенство обусловливалось равенством пред законом. Так как законодателем является Иегова, пред которым все равны, то, конечно, и законы Его для всех одинаковы, и это равенство пред законом проведено с такою последовательностью. что оно признавалось и для поселенцев, живших среди израильского народа. “Закон один и одни права. — говорит законодатель, — да будут для вас и для пришельца, живущего у вас”1. Вследствие этого в Моисеевом государстве вовсе не было бесправных лиц, таких, какие, напр., предполагаются по римским законам о рабах, у которых эти законы совершенно отрицают личность и делают вещью, и какие были бы вполне отданы в зависимость от произвола других, как, напр., у римлян жены и дети, находившиеся в полной зависимости от мужей и отцов. Здесь, напротив, закон признавал полную личность за всеми членами государства и соответственно с этим одинаково обеспечивал и защищал права всех. Господин, который дурно обращался со своим рабом, терял всякое право на него и должен был отпустить его на свободу. Здесь и родители нс имели права на жизнь своих детей, и власть отца, в противоположность римским законам, была ограничена до того, что он даже не мог по своему произволу распорядиться наследством, а должен был подчиняться определенным законам о наследстве. В общем и права полов были равны[477] [478]. Опираясь на экономическое равенство, это юридическое или гражданское равенство получало полное значение и крепость. Отсюда отсутствие в Моисеевом государстве деления на касты в восточном смысле этого слова. По принцип равноправности здесь проведен еще дальше: здесь не только нет каст в восточном смысле, но нет даже и вообще деления на сословия в смысле привилегированных и непривилегированных классов. Ни наследственной аристократии и демократии, существовавшей в Древней Греции, ни деления народа на полноправных патрициев и политически неравноправных плебеев, допущенного римским законодательством. ни феодализма в средневековом смысле. — ничего подобного нс знает Моисеево законодательство: им предоставляется социальное равенство всем гражданам1.
|
|
|
|
Особым сословием в Моисеевом государстве является только сословие священников и левитов, происходивших исключительно из одного колена Левиина. Но ближайшее рассмотрение не позволяет придавать этому священническому сословию того значения, какое имели в параллельном случае жреческие касты у других народов. В то время как эти последние составляли из себя особые, выделенные самым происхождением (от божества) классы людей, наделенные всевозможными общественно-государственными правами и привилегиями, ставившими их выше других сословий и. следовательно, дававшими им громадное политическое значение и высокое социальное положение, в Моисеевом государстве все права и привилегии священников относятся исключительно к религиозной области, и отнюдь не к социальной или политической. Самое отделение колена Левиина исключительно на религиозное служение, по смыслу Моисеева закона, обусловливалось желанием иметь постоянно готовых, с детства воспитывающихся в уважении и благоговении к своему делу, служителей Иеговы, — хотя и при таком отделении класс священников не имел исключительного значения, потому что народ израильский во всем своем составе “святой народ”, “царство священников”[479] [480] [481]. Что касается социальной и политической области, то в них права священнического сословия даже терпят ограничения в сравнении с остальным народом. Так, в экономическом отношении они поставлены были в низшее положение, чем народ, потому что при разделе земли им не дано земельных наделов5. В отношении к средствам материального обеспечения они, таким образом, были поставлены в зависимость от народа, питались от жертвенника, десятин и даров[482]. Социально-экономическое положение колена Левиина достаточно определяется уже тем. что закон, говоря о пропита* нии вдов, сирот, пришельцев и вообще обездоленных членов государства. всегда упоминает между ними и “левита”1. В гражданском отношении права левитов были также ограничены. Правда, они иногда занимали должности судей[483] [484] [485], но эти должности не были их исключительным достоянием, а предоставлялись им только ввиду их близкого знакомства с законом: главным же образом судьи избирались из самого народа’. От собственно же государственных дел они были совершенно устранены, так что мы не видим их участия даже в “общенародных" государственных собраниях, и от них нс было представителя в собраниях “избранных мужей общества, начальников колен, отцов своих, глав тысяч израилевых”[486], хотя в то же время первосвященник, как высший по религиозному сану человек в теократическом государстве, в важных случаях стоял во главе суда, имевшего теократический характер[487]. Вообще, как видно из изложенного, если колено священников и существовало как отдельное сословие, то, во всяком случае, этим не нарушалось общее социальное и политическое равенство: все члены государства имели одинаковые права в государстве.
Ill
С равенством прав в государстве необходимо связывается равенство обязанностей по отношению к нему. Моисеево государство и здесь является резкою противоположностью ненормально развившимся древним государствам. В них обыкновенно не было соответствия между правами и обязанностями, как оно требуется государственною справедливостью, а, напротив, полноправные классы или касты пользовались полною свободою от обязанностей и тяжелых государственных повинностей, а бесправные классы несли на себе все государственные тяжести. Такой порядок вещей несообразен и с простою государственною справедливостью, а тем более несообразен с одушевлявшим Моисеево государство высшим теократическим принципом. В этом государстве именно находило свое осуществление справедливое соответствие прав и обязанностей, — а так как права у всех членов государства были равны, то и обязанности по отношению к государству также равны. Первая и главнейшая обязанность по отношению к государству и теперь, а тем более в древнем мире, есть обязанность охранения государства. — отсюда воинская повинность есть важнейшая и в то же время тяжелейшая из государственных повинностей, и справедливое распределение ее есть одна из важнейших задач законодателя. В Моисеевом государстве справедливое распределение сс, благодаря простоте социальных отношений. было просто: так как все члены государства одинаково пользовались правами, даваемыми государством, то, конечно, все и должны были защищать и охранять его. Отсюда — принцип всеобщей воинской повинности: ей подлежал каждый израильтянин от 20 лет и выше1. Всеобщность воинской повинности, кроме государственной справедливости, вызывалась и политическими условиями состояния народа; так как страну, которая назначена была ему для обитания, он должен был приобрести оружием; ио и после завоевания и поселения в стране народ, окруженный со всех сторон врагами. постоянно должен был быть наготове к защите от нападений, часто неожиданных*. Что касается самого порядка отправления повинности, то, по мнению Зальшюца[488] [489] [490], он отличался стройною организацией. В воинскую службу записывались равномерно в каждом колене, поколении и семействе[491] и соответственно этим частям народа образовывались различные части войска. Все войско разделялось, по-видимому, на два призыва, из которых первый состоял из молодых людей 20 и более лет, а второй — из остального мужского населения. Обоим отделам войска велись отдельные списки[492] [493], по которым и созывались в военное время. Всеобщность воинской повинности. однако же, нужно понимать нс в безусловном смысле, а только в отношении обязанности всех к ней. Закон допускает некоторые ограничения всеобщности. Так. от воинской повинности были вполне освобождены левиты, что обусловливалось как их особенным назначением, так и отсутствием у них земельного владения в государстве; поэтому они не входили в счет при исчислении народа для отправления воинской повинности*. Освобождались от воинской повинности также тс, для которых по особенным обстоятельствам их семейной жизни было особенно тяжело расставаться с семейством или хозяйством. Перед началом войны надзиратели должны были объявить льготы всем, подходящим под известные, определенные законом категории. “Надзиратели пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и нс обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер в сражении и другой не обновил его. И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы нс умер в сражении и другой нс воспользовался им”. В этом случае израильтянин, значит, освобождался от воинской повинности на четыре года, так как по закону плодами можно было пользоваться только в пятый год по насаждении1. “И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы нс умер на сражении, и другой нс взял ее”[494] [495]. Равным образом освобождался от воинской повинности (как и от всех других) только что женившийся человек. “Если кто. — говорит закон. - взял жену недавно, то пусть нс идет на войну, — пусть он остается в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял”[496] [497]. Кроме того, к военной службе, собственно говоря, никто нс принуждался насильно, и потому освобождались от нес все чувствовавшие себя неспособными к войне, нс имевшие необходимого для военного дела мужества. “И еще объявят надзиратели народу и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он нс сделал робкими сердца братьев его, как его сердце”'. Таким образом, в Моисеевом государстве при всеобщей воинской повинности соблюдена, однако ж. справедливость по отношению к некоторым лицам, для которых по особенным обстоятельствам их общественного, семейного или личного состояния эта повинность могла быть особенно тяжела.
Принцип равенства в Моисеевом государстве сохранял свое значение и по отношению к другим обязанностям к государству. Наряду с воинскою повинностью, налагаемою па граждан обязанностью внешнего охранения государства, стоит другая повинность, налагаемая обязанностью поддержания и сохранения внутренних учреждений в государстве. — податная повинность. В Моисеевом государстве и эта повинность нс налагалась исключительно на один какой-либо класс людей, а имела также всеобщий характер, одинаково простиралась на всех членов государства. Податная повинность. впрочем, благодаря простоте государственной организации, нс выработавшей из себя таких учреждений, которые нуждались бы в посторонней поддержке, нс имела при Моисее и даже при судиях определенно-государственного характера. Единственное учреждение, которое в это время нуждалось в поддержке и для которого, собственно, установлена была законом податная повинность. — было религиозное учреждение с его скиниею и классом священников; поэтому и податная повинность имеет исключительно религиозный характер. К такого рода повинности принадлежала, прежде всего, так называемая выкупная подать, которую платил каждый “поступающей в исчисление”, т. е. в список годных к войне1. Она состояла в полсикле серебра[498] [499] и употреблялась “на служение скинии собрания”[500]. Затем следует десятина от всех плодов, поступавшая в пользу левитов “за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания”[501], другая десятина “от всего произведения семян”, вина и елся, крупного и мелкого скота для общенародного торжества[502] [503]; первые плоды от всех произведений, приносившиеся также для устройства общественного торжества, в котором принимали, между прочим, участие бедные члены государства". Все эти религиозные повинности были одинаково обязательны для всех: закон не делает разделения народа на податных и неподатных. В законах о податной повинности замечательно еще то, что подать, определяемая десятиной. была подоходною, т. е. не была раз навсегда определенною, а постоянно сообразовалась с количеством дохода[504] и только незначительная выкупная подать в полсикля платилась одинаково как богатым. так и бедным4. Закон допускал, впрочем, частные льготы от всех повинностей по особенным случаям семейной жизни. “Если кто взял жену недавно, то пусть нс идет на войну, и ничего нс должно возлагать на него"; пусть он останется свободен в доме своем в про- должснис одного года и увеселяет жену свою, которую взял”[505]. Этим законом недавно женившийся человек освобождался не только от воинской повинности, но и от всех других повинностей, а следовательно, и податной, в продолжение одного года. Законодатель предоставляет этим человеку свободу обратить все свое внимание и труд на благоустроенно своего только что основанного домашнего хозяйства и на закрепление только что заключенного брачного союза. Таким исключением из закона о всеобщей податной повинности в пользу отдельных лиц равенство нс нарушалось, так как предоставляемой им льготой одинаково мог пользоваться каждый израильтянин после женитьбы.
Таким образом, как видно из изложенного, под влиянием теократического принципа в Моисеевом государстве осуществлена высшая социальная справедливость, выразившаяся в последовательно проведенном по всем сферам общественно-государственной жизни равенстве. Члены этого государства все одинаково равны — в состоянии и положении, в правах и обязанностях. Если же все члены одинаково равны и полноправны в государстве, то, очевидно, все они имеют право и на участие в управлении своим государством. Резкое различие между правителями и подчиненными существует обыкновенно там, где по особым историческим обстоятельствам выработались особенные привилегированные классы, которые, благодаря их богатству и образованию, естественно, получают значение наследственных правителей государства. Где же таких привилегированных классов нет и где все одинаково равны во всех отношениях, там. естественно, в важных государственных делах или в управлении государства принимают участие все члены государства, хотя, конечно, через избранных представителей. Отсюда — представительство как главное выражение формы правления в Моисеевом государстве. Эта форма имела здесь особенное значение ввиду того обстоятельства, что в Моисеевом государстве частью на основании древнего права, частью на основании прямых узаконений Моисея, в широких размерах существовало избирательное начало, прилагавшееся во всех сферах государственной и общественной жизни. Особенность и характер избирательного начала и представительной формы правления выяснится, когда будет раскрыт внутренний строй общественного организма еврейского народа. Основные черты внутреннего строя народного организма евреев сложились еще прежде заключения договора с Иеговою и, следовательно, вне влияния тс- ократичсского начала, так что при основании государства на теократическом начале внутренняя организация народа являлась уже готовым материалом, из которого законодатель учредил повое государство. Поэтому, чтобы понять особенность организации нового государства. необходимо рассмотреть основные черты исторически сложившегося и окрепшего органического строя самого народа.
IV
Народ израильский произошел в Египте от двенадцати братьев — сыновей Иакова. Эти родоначальники народа, несмотря на свое кровное родство, носили на себе такие резкие отпечатки особности, характеристически отличавшие их одного от другого (что. между прочим, выразилось в пророческом благословении их со стороны отца, по особенностям их характера предвозвещавшего им и различную судьбу)1, что они и в потомстве своем не составили из себя одной бесформенной массы, а произвели двенадцать различных племен[506] [507], сохранявших свою самостоятельную способность и легших в основу организации народа. Эти племена, или, как они обыкновенно называются, колена (schebet), составили из себя первое подразделение народа, самые крупные члены народного организма, имевшие свою генеалогию, свою историю, свой внутренний строй и самоуправление. Каждое из колен, в свою очередь, подразделялось на несколько мелких частей, в постепенно-органической прогрессии нисходящих до самой первичной собирательной единицы — семьи или дома. Первое из этих подразделений есть племя (mischpachoth) или поколение, представлявшее собою целую группу семейств. связанных между собою происхождением от одного общего родоначальника, в свою очередь происшедшего от главного родоначальника, отца колена. Поколение делилось, таким образом, на семейства или дома отцов (battim или beth aboth), понимаемые в широком смысле, так как каждый из этих домов подразделялся на несколько отдельных хозяйств и домов'. Но вообще зга единица, ио-видимому, считалась последнею, имевшею политическое значение в общественной жизни, так как главное место, на котором основывается изложенное подразделение, ею заканчивает градацию подразделений, предполагая за нею уже отдельные личности. Вот в каком порядке выступали эти подразделения по одному уголовному делу, следовательно, со всею строгостью юридического процесса: “Подходите все по коленам вашим; колено же, которое укажет Господь, пусть подходит по племенам: племя, которое укажет Господь, пусть подходит по семействам: семейство, которое укажет Господь, пусть подходит по одному человеку''. Таким образом, в официально-общественной жизни принималась во внимание и имела общественное значение градация только трех степеней расчленения народного организма: колено, племя и семейство. Сообразно этим степеням выработался и политический строй народа.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!