I. Еврейское судопроизводство 23 страница



Собрание созывалось нарочно приготовленными для того двумя серебряными трубами[544]. “Когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысячсначальники1 Израилевы”[545] [546] [547], т. с. члены первой палаты, первых двух главных отделений собрания главы колен и поколений; а когда затрубят обеими, то должны были собираться все члены собрания, “все общество”[548]. Такой способ созывания на­родных представителей в собрание возможен был, конечно, только в то время, когда народ составлял из себя еще один стан, скученный в одном месте; когда же он расселился по городам Палестины, так что двумя трубами невозможно стало давать знать по различным го­родам. то народное собрание созывалось посредством особых вест­ников[549]. Собрания обыкновенно происходили на каком-нибудь осо­бенно священном для всего народа месте. Таким местом сначала обыкновенно служила скиния, место перед входом в нес5, отчего и сама скиния часто называется “скинией собрания”[550] [551] [552], а впоследствии в различных городах, и преимущественно в городе Массифе'. Все­народное собрание созывалось по разным важным событиям: для торжественного всенародного богослужения1*, для всеобщей молит­вы об отвращении грозящих бедствий[553] [554] [555], для принятия новых зако­нов"’, для производства суда и исполнения приговора в важных слу­чаях преступления11, для установления политических отношений к соседним народам, объявления войны, заключения мира и догово­ров[556], и вообще в его ведение входили все важнейшие дела внутрен­ней и внешней жизни народа.

VII

Рассмотренная организация собрания представляла все условия для свободного политического развития народа: во всенародном со- браним, имевшем высшую государственную и юридическую власть, народ выступал сам и. не стесняемый никакою внешнею формою, сам заботился о своих интересах и о своем управлении. Здесь в пол­ном смысле было самоуправление народное. “Народ израильский, - говорит по этому поводу Эвальд1, издавна представлял собою стройно организованную общину, самостоятельно ведавшую и ре­шавшую свои внутренние и внешние дела; и это общинное устрой­ство было проведено с такою последовательностью, что даже самые меньшие части в народе, каждое колено, каждый род в священной стране, а по расселении — каждый округ и каждый город организо­вался соответствующим образом и самостоятельно управлял свои­ми делами. Для народа ничто не могло стать обязательным законом, что бы прежде нс было обсуждено и принято в собрании. Ни одно более или менее важное постановление или законодательное учреж­дение нс могло быть предписано для всего народа без согласия пред­ставителей народа — “старейшин”; даже признанный и любимый пророк не мог ввести в народную жизнь никакого значительного из­менения без обсуждения и согласия собрания. Эта истина подтвер­ждается ближайшим изучением того, что мы знаем об израильском народе от его древнейшей истории и до времен царей; без нее даже нельзя вполне понять истории этого народа. Если даже Моисеево законодательство, а вместе с ним и основа всей лучшей народной жизни того давнего времени, по древнейшему воззрению, есть дело свободного принятия со стороны общества и вышло из договора меж­ду ним и Иеговою, то уже из этого важнейшего примера можно ви­деть. как глубоко пустило корни в народе представление о свобод­ном обсуждении и принятии всех законов в обществе”[557] [558].

Как полное выражение самобытно-выработанных начал народ­ной жизни, рассмотренная форма народного самоуправления легла в основу всей государственной жизни народа и сохраняла свое зна­чение в продолжение всей истории существования народа в качест­ве государства. По своему внутреннему характеру эта система само­управления совершенно безразлична к внешней форме правления - будет ли оно республиканским или монархическим. И в том и в дру­гом случае самоуправление, так глубоко пустившее корни во внут­реннюю народную жизнь, вполне сохраняло свое определяющее зна­чение, так что внешняя форма была вполне сс произведением, вы­зывавшимся тою или другою степенью развития народа. Отсюда, несмотря на изменявшиеся формы правления в еврейском народе — правление судей и монархию, самоуправление оставалось юриди­чески во всей силе и терпело ограничение не от сущности той или другой формы правления, а от злоупотребления представителей сс. Во времена Иисуса Навина народное самоуправление мы находим в состоянии его полного расцвета. Когда являются послы от гаваони- тян, чтобы посредством хитрости заключить союз с израильтянами, в Нис. Пав. IX, 6 говорится: “они пришли к Иисусу и сказали мужам израильским”, на что “израильтяне сказали им”. Уже из этого вид­но. что под израильтянами нужно разуметь только какое-либо от­дельное собрание. Ио потом в ст. 15 ясно повествуется: “И заклю­чил Иисус с ними мир” и (ст. 18) “начальники общества клялись им”. Когда же оказался обман, то “все общество возроптало на на­чальников”, на что “все начальники сказали всему обществу: мы кля­лись им” и пр. (ст. 19). Здесь очевидно выступает “всенародное со­брание” в том его виде, как оно описано нами — с его подразделе­нием на две палаты. О таком же всенародном собрании мы находим известия в первых книгах Царств. “И собрались все старейшины Из­раиля, и пришли к Самуилу в Раму” с просьбою о поставлении царя1. Это собрание старейшин далее в ст. 7 и К) называется “народом”: “и пересказал С'амунл все слова Господа народу, просящему царя”. Ясно, что здесь выражение “парод” относится к собранию старей­шин, представляющих собой народ. А что это собрание действитель­но имело политическое значение, видно из того, что Самуил, вопре­ки своему желанию, уступает энергично выраженной народной воле[559] [560] [561]. Известия о народном собрании встречаются и в дальнейшей исто­рии. Так. оно созывалось по случаю избрания царей Давида. Иеро- воама, Иоаса, Иосин. Иоахаза и Озии5 и по многим другим важным случаям государственной жизни. Ввиду всего этого основною фор­мою государственного управления нужно именно считать, несмот­ря па изменившуюся внешность, форму народного самоуправления посредством избираемых представителей народа. Зальшюц, подби­рая название для такого образа правления, предполагает, что его все­го удобнее назвать патриархально-демократическим1. В управлении государством, как мы видели выше, участвовал весь народ, но не лично, а при посредстве своих выборных представителей. В таком случае удобство или неудобство формы правления зависит от того, в какой мере то, что постановляют представители, вытекает из смыс­ла и воли народа. В этом отношении форма патриархальной демок­ратии, по мнению Зальшюца[562] [563], представляет наибольшие удобства. "Старший член дома, семьи стоит по отношению к тем, кого он пред­ставляет в народных собраниях, в самой тесной связи. Их интересы, в сущности, суть его собственные интересы, и то, что он определил, что посоветовал, имеет для них обязательную силу. Таково было управление евреев, которое Моисей нашел уже готовым и только дал ему более широкое развитие. Благодаря такому управлению ча­сто одно слово пророка, для распространения которого в то время еще нс представлялось таких средств, как ныне, проникало в отда­леннейшие уголки государства. Что решили и приняли старейши­ны. представители народа, то становилось священным долгом для всего народа. Закон, благодаря разумным установлениям законода­теля. имел широкое распространение в народе, и при посредстве це­лесообразной организации управления всякое новое постановление быстро могло применяться к делу”. Целесообразность такого порядка вещей еще яснее выступает от того, что самый закон не навязывал­ся народу, как нечто чуждое ему. но вполне приспособлен к духу и истории народа, был “нс недоступен и не далек” для народа, но "весь­ма близок к нему, в устах и в сердце народа”[564].

VIII

После поселения в Палестине израильтяне сначала (во времена судей) составляли из себя союзную республику, в которой самосто­ятельность отдельных колен доведена была до степени независимых государств. Такая форма на первых порах была полезна народу, так как предоставляла каждому колену полную свободу развить все бо­гатство его нравственных и физических сил. Но полезная для внут­реннего развития, такая форма не представляла особенных выгод по­литических, так как полною обособленностью колен подрывалось единство и крепость целого организма. Поэтому нужно было создать такую форму, которая, давая полную свободу развития отдельным частям, в то же время служила бы залогом крепкого единства. Вы­ражением такой формы служила царская власть. Выгода этой фор­мы сознана была самим народом, когда он в лице своих представи­телей обратился с просьбою о поставлении царя к Самуилу’. Это желание народа не было каким-либо противозаконным явлением, а имело за себя определенный закон. Мудрый законодатель, предви­дя своим пророческим взглядом исторические условия развития на­рода, заранее дал закон, определяющий круг царской власти.

“Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и овладеешь сю и поселишься на ней и скажешь: поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня; то. говорит законодатель. — поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой’’2. Определив общую возможность учреждения царского достоинства, законодатель далее определяет условия по­ставления царя. Сообразно с укоренившимся в народе началом са­моуправления, по которому все органы власти избирались народом, законодатель и в данном случае предоставляет полную свободу вы­бора царя народу, что хотя не определяется прямо, но с ясностью вытекает из ограничений выбора. Ограничения эти состоят, прежде всего, в том. что народ не должен был поставлять царем иноземца, а непременно природного израильтянина. “Из среды братьев твоих по­ставь над собою царя: нс можешь поставить над собою царем ино­земца. который не брат тебе”’. Такой закон естественно вызывался особенным положением и характером еврейского народа, отличав­шими его от остальных народов. Для занятия такого высокого поло­жения в народе, как царское, необходимо было поставить такого че­ловека. который бы вполне понимал как дух теократического нача­ла, так и основы народной организации. Таким человеком мог быть только природный израильтянин, воспитавшийся в духе народно-те­ократических начал. Его привычки, привязанности и интересы креп­ко соединяют его с народом, между тем как чувства, стремления и интересы иноземца часто естественно привязывают его к чужой стра­не и отчуждают от той. в которую он призван. Но и из природных израильтян царем можно было поставить только того, кого изберет Господь. “Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой”1. Этот закон может иметь, как говорит Михаэлис[565] [566] [567], двоякий смысл: или тот. что парод лишался им права выбора, которое ис­ключительно присвоялось Иегове, избиравшему царя через проро­ков или посредством жребия, или тот. что Иегове предоставлено было право окончательного утверждения выбора, которое также про­изводилось через пророка или жребий. Судя по истории, закон, по- видимому. нужно понимать в первом смысле, так как первые цари Саул и Давид были помазаны на царство народного выбора. Но такое понимание поставило бы этот закон в противоречие с преды­дущим, предоставлявшим народу право выбора. Всего удобнее по­нимать этот закон так, что избрание принадлежало действительно Иегове в лице пророков, но это избрание всегда сообразовалось с волею народною: избирался тот, кто по своим достоинствам вероят­нее всего мог найти признание со стороны парода. Так, первый царь Саул помазан был до народного избрания’, хотя на этот раз народ сам не желал выбора, а предоставил его пророку. Тем не менее не все израильтяне повиновались такому избранному посредством жре­бия царю[568]. Всеобщее признание Саул нашел только после того, как он привлек на себя внимание победой над аммонитянами и когда был помазан во второй раз[569].

После законов о порядке избрания на царство излагаются зако­ны. ограничивающее власть царя. Ограничение царской власти осо­бенно было необходимо на Востоке, где монархическая власть у всех народов, где только существовала, в силу сложившегося порядка ве­щей всегда имела тенденцию перейти и переходила в форму деспо­тического самодержавия с устранением прав народа па самоуправ­ление. Такой порядок вещей стал бы в противоречие с укоренив­шимся в еврейском народе складом общественно-государственной жизни, где самоуправление было одною из лучших и наиболее раз­витых сторон сс. Поэтому ограничение было необходимо особенно здесь. И замечательно, что это ограничение главным образом направ­лено против того, что особенно отличало восточных монархов, имен­но против накопления личных богатств и развития роскоши, всегда влекущих за собою нравственную порчу и забвение закона и народа. Самая форма ограничения, по-видимому, предполагает внешний

юридический кодеке, для которого законодатель даст только общие черты и подробная разработка которого предоставляется самому на­роду. “Поставь себе царя, но только чтоб он нс” делал того-то и того-то, говорит законодатель, т. с. ограничь его соответственно дан­ным законодателем указаниям. “Поставь себе царя, только чтоб он нс умножал себе коней и нс возвращал народа в Египет для умноже­ния себе коней”'. Смысл этого закона тот, что им запрещается вхо­дить в сношения и в союз с Египтом, отличавшимся в древности коннозаводством[570] [571]. Желание иметь лучших коней — один из глав­ных предметов тщеславия восточных монархов — заставило бы вой­ти в сношения с фараонами, а потом и в политический союз с Егип­том, между тем как такой союз по географическому положению Па­лестины мог быть гибельным для еврейского народа, что впослед­ствии и оправдалось историей. Кроме того, умножение коней, со­вершенно ненужных в гористой стране, служило бы не к охранению народных интересов (напр., во время войны), а только к удовлетво­рению тщеславной гордости царя. “Чтобы не умножал себе жен, дабы нс развратилось сердце его” (ст. 17), или по подстрочно-буквально­му переводу: neque dcclinabit cor cjus[572]. Гаремы до сих пор на Восто­ке составляют одно из гнуснейших придворных учреждений, в ко­торых монархи-деспоты теряют последние нравственные и физичес­кие силы, погружаясь в грубейший разврат. Поэтому постановле­ние, запрещающее иметь гаремы, понятно само собою. “И чтобы се­ребра и золота нс умножал себе чрезмерно”. Чрезмерное накопление богатств могло давать повод, как это видно из истории Соломона, к обширным торговым предприятиям, которые были бы несообразны с истинно-народными интересами, содействовало бы развитию не­равенства по состоянию и тем нарушило бы основной закон Мои­сея, установивший социально-экономическое равенство, ввело бы несообразную с демократическим строем государства роскошь при дворе и тем отдалило бы царя от народа. “Но когда он сядет на пре­стол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников и левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей; дабы научился бояться Господа. Бога своего, и старался исполнять все слова зако­на сего и постановления сии”[573]. Царь не был законодателем и дол­жен был управлять государством нс по своему личному произволу, а по данному закону, с которого он должен был иметь правильный список, чтобы, постоянно имея его пред собою, нс уклонялся ни на­право, ни налево (ст. 20), следовательно, вообще должен был пра­вить по признанному народом закону. Таким постановлением, гово­рит Зальшюц. положен был предел деспотизму, в который так легко впадают восточные правительства1. Наконец, законодатель даст об­щее определение отношения царской власти к народу. В восточных монархиях отношение между правителями и народом обыкновенно характеризуется высокомерным презрением со стороны правителя и рабским благоговением со стороны народа. В Моисеевом государ­стве такое отношение нс должно было иметь место, поэтому зако­нодатель требует от царя, “чтобы нс надмсвалось сердце его пред братьями его” (ст. 20), или. в применении этих слов к правлению, чтобы правил своими подчиненными с кротостью и любовью, нс как рабами, но как братьями. Лучшие цари были верны этому правилу. Давид, напр.. в обращении к народу называл своих подданных бра­тьями: “И стал Давид-царь на ноги свои, и сказал: послушайте меня, братья мои и народ мой!”[574] [575] [576]. Кроме рассмотренных постановлений, ограничивающих власть царя, по мнению Михаэлиса-. существова­ла еще особая книга, определяющая права царской власти. В 1 Цар. X, 25 говорится о книге, в которую Самуил вписал “права царства” и положил пред Господом; но по этому свидетельству трудно су­дить о характере и содержании этой книги. Можно, однако же. ду­мать, что содержание се нетождественно с рассмотренными поста­новлениями Моисея о царской власти, потому что иначе было бы излишне переписывать эти постановления в особую книг}'. По всей вероятности, она представляла собою подробную, с применением ко всем частным условиям тогдашнего положения народа, разработку тех основных законов, какие были даны Моисеем. Во всяком слу­чае, нельзя принять мнения Иосифа Флавия, по которому в этой книге излагались деспотические права царей, как они описаны Самуилом в 1 Цар. VIII. 11—17, потому что, как справедливо замечает Михаэ­лис[577], там Самуил описывал права царей нс так, как они должны быть, а только как они существовали у соседних народов, и описывал с целью отклонить народ от учреждения царской власти. Вероятно. израильтяне нс пожелали бы такого царя, который бы отнимал у них собственность, рабов и рабынь. Л если, как мы видим из истории, несмотря на угрожающую речь, народ настоял на своем, то, конеч­но, при учреждении царского достоинства он принял все меры к тому, чтобы оградить себя от злоупотреблений установленной власти, и. основываясь на законе Моисея, ограничил сс подробной регламен­тацией, которая и составила собою особую книгу '‘прав царства”, или по новейшему словоупотреблению — конституцию.

Таким образом, власть царей еврейского народа была ограниче­на строгой регламентацией — в духе древних демократических на­чал. Такою она и является в истории. Для сообщения ей большей обязательности для царя был даже установлен такой порядок, что при вступлении на престол царь заключал договор с народом, в ко­тором. по всей вероятности, обязывался исполнять законы, опреде­ляющие пределы его власти1. Кроме писаных ограничений, царская власть находила еще живое ограничение в древних “всенародных собраниях” старейшин народа, неослабно сохранявших свое значе­ние и при царях. Народное собрание собиралось по важнейшим слу­чаям и, между прочим, при вступлении на престол нового царя для заключения с ним договора. Какое значение имело народное собра­ние, видно из истории воцарения Ровоама. Когда “все собрание” на­родное в договоре с Ровоамом предъявило требование, чтоб он об­легчил лежащие на народе повинности, и когда на это царь ответил старейшинам резким отказом, народное собрание сочло себя вправе отложиться от потомка Давида. “И сказал народ царю: какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иесеевом; по шатрам своим, Израиль!” “И отложился Израиль от дома Давидова”, призвал Иеро- воама в собрание и поставил его царем над собой[578] [579]. В истории встре­чаются факты и противоположного свойства’, когда цари станови­лись деспотами, по эти факты, очевидно, имеют противозаконный характер и потому нс могут служить опровержением законных, юри­дических определений круга царской власти. Но замечательно, что израильские цари даже в худшие периоды нс осмеливались открыто действовать против законов государства, сознавали свою зависимость от них и старались как-нибудь законным же путем обойти их. Это можно видеть па примере одного из нсчсстивсйшнх царей — Ахава. Он при веем своем желании завладеть виноградником одного из сво­их подданных, Навуфся, нс осмелился, однако же, открыто посту­пить против законов страны, запрещавших отчуждение земель от одного колена или семейства в пользу другого, и поэтому нс мог овладеть виноградником до тех пор, пока посредством подкуплен­ных лжесвидетелей не достиг юридически правильного осуждения и казни Навуфся за богохульство и измену, дававшую право па кон­фискацию имущества1.

Наконец, могучим препятствием для развития абсолютизма цар­ской власти в Моисеевом государстве служил принцип тсократиз­ма. По смыслу этого принципа, царь израильского народа в собствен­ном смысле есть Иегова[580] [581], поэтому все власти народа, а следователь­но, и цари, суть только органы Иеговы, наместники Его. На основа­нии этого принципа цари нс могли произвольно ни вводить новых законов, ни изменять старых. Таким образом, правление народа, не­смотря на внешнюю монархическую форму, в сущности оставалось по отношению к народу — демократическим, а по отношению к Иегове теократическим.


СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ,


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!