Рассматриваемый с юридической точки зрения 2 страница



“Если человек оказывается невинным, суд оправдывает его. В противном случае приговор над ним откладывается на следующий день. Между тем судьи собираются вместе и, вкушая немного мяса, но весь этот день не употребляя вина, совещаются о деле[607]. На следу­ющее утро они возвращаются в присутствие и опять подают голоса, с такими же предосторожностями, как и прежде... Если наконец при­говор произнесен, они выводят приговоренного для побиения кам­нями. Место казни должно быть отдельно от суда (ибо в Левит. XXIV, 14 сказано: “выведи злословившего (имя Господне) вон из ста­на"). В это время один служитель правосудия должен стоять у две­ри суда с платком в руке; другой верхом следует за шествием на казнь, но останавливается на самом дальнем пункте, с которого он еще может видеть человека с платком. Судьи продолжают сидеть, и если кто-нибудь берется доказать, что осужденный невинен, то сто­ящий у дверей машет платком, а верховой в тот же миг скачет за осужденным и призывает его защищаться опять".

Эти предписания, взятые не из комментария на устный закон, но из самой Мишны, вероятно, существовали во всей подробности в первосвященничество Каиафы. Нет основания сомневаться, что. по крайней мерс, общее правило, предписывающее отсрочивать окоп- чапис судопроизводства до другого дня, было обязательно для су­дей Иисуса Назарянина. Ни в каком случае это правило не было так безусловно обязательно для правосудия, как в настоящем, когда Об­виняемый, взятый под стражу по наступлении ночи, был на рассве­те дня поставлен на суд, не имея ни малейшей возможности пред­ставить свидетелей для своей защиты. Гсмара называет жестокос­тью ускорение дня смерти обвиняемого1; здесь эта жестокость пе­решла в явное неправосудие, так как действительный суд, начатый вопреки закону слишком рано, вероятно, был кончен по существу дела во мраке ночи. Это было бы нетерпимым нарушением права при обыкновенном гражданском иске, который мог быть заявлен, и дело по нему могло быть начато только днем, хотя при случае оно могло продолжаться и при наступлении ночной темноты до поста­новления приговора[608] [609]. Но важное уголовное дело — дело о преступ­лении, несомненно влекшем за собою смертную казнь, должно было и начаться и возобновляться или продолжаться и оканчиваться только при дневном свете. Л что суд. по которому потомок Израиля, при­родный еврей, которого знал весь народ как “мужа сильного словом и делом”, мог быть лишен жизни, — что такой суд был начат и кон­чен формальным приговором, в промежуток времени между полу­ночью и утром, — это было попранием как форм и правил еврейс­кого закона, так и основных начал правосудия. И так как Сальва­дор' совершенно не обращает внимания на это необычайное нару­шение права, то нам нет необходимости подробно разбирать защи­ту' им других частей этого мнимо законного судопроизводства.

Впрочем, не может быть сомнения, что в эти неурочные часы между ночью четверга и утром пятницы некоторые обряды судо­производства по еврейскому закону были соблюдены. Как ни не­праведны были судьи Христа, они все-таки были люди, воспитан­ные в еврейском законе и знавшие досконально все подробности его; они должны были чувствовать невозможным для себя, нарушив су­дебную правду, нарушить вместе с тем и все формы суда. Иисус Хри­стос, как мы видели, потребовал настоящего формального обвинс- ния и следствия: “что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им'’1. И до самого конца мы нс услышим от Него более ни слова. Когда на требование гласного правосудия ответили ноч­ным следствием, Обвиняемый отказался от участия в нем. В это вре­мя произошло многое. Члены совета искали свидетелей против Иису­са. Матфей говорит, что они искали лжесвидетельства'. 11о даже простое “искание" было соблазнительною непристойностью со сто­роны суда. Еврейские судьи, как мы видели, являлись и должны были являться на суд по преимуществу защитниками обвиняемого. И од­ним из самых страшных зрелищ, какие когда-либо видел мир, долж­но было быть заклинание, или торжественное обращение к свидете­лям, пришедшим говорить против жизни Иисуса. Эта форма закли­нания, или торжественного обращения к свидетелям, сохранилась целиком в еврейском законе1. Обязанностью первосвященника было произнести заклинание перед каждым свидетелем по уголовному делу и потом привести их к присяге. Кто может измерить действие, какое производило заклинание, когда было произносимо священным судьей Израиля на людей, обязанных во все время произнесения слов смотреть в лицо обвиняемому?

“Не забудь, о свидетель, что иное дело давать показание в суде об имуществе и иное — в суде, на котором дело идет о жизни. В денежной тяжбе, если твое свидетельство будет неправильно, все дело кончается деньгами. Но если ты согрешишь в суде, решающем вопрос о жизни, то кровь обвиняемого и кровь его семени до скон­чания века вменится тебе... Почему и Адам был создан один, чтобы научить тебя, что если какой-нибудь свидетель погубит одну душу из среды Израиля, то Писание признает его погубившим весь мир; а того, кто спасает одну такую душу, — как бы спасшим мир... Ибо человек одною печатью своего перстня может сделать много оттис­ков, и все они будут точно схожи. Но Он, Царь царей. Он, Святой и Благословенный, с Своего образа первого человека взял образы всех людей, которые будут жить; так, впрочем, что ни одно человеческое существо нс похоже вполне на другое. Посему, будем думать и ве­ровать. что весь мир сотворен для человека такого, каков гот. жизнь которого зависит от твоих слов”.

Сын Человеческий, жизнь которого закон ограждал таким страш­ным священнодействием, стоял молча пред свидетелями; и, по ка- [610] [611] кой бы там ни было причине, их свидетельства найдены недоста­точными. Что говорит еврейский закон о показаниях? Талмуд делит все устные показания на:

1) пустые свидетельства,

2) недостаточные или одиночные свидетельства.

3) надлежащие свидетельства, или (быть может) показания, ко­торые свидетельствуют согласно между собою*.

Показания свидетелей, которых первыми допрашивали в эту ночь, кажется, были устранены как принадлежавшие к первому разряду; так как “пустое свидетельство” нс принималось даже временно или не записывалось до тех пор. пока не подтвердится впоследствии. С другой стороны, “недостаточное свидетельство” допускалось пред­варительно, но нс имело силы, пока нс подтверждалось другими. К этому среднему разряду принадлежало показание того свидетеля, который заявил об изречении Иисуса относительно разрушения и восстановления храма. Когда же к нему присоединился другой сви­детель. тогда возник вопрос: не возвышается ли свидетельство обо­их на третью высшую степень свидетельства, известного под име­нем “свидетельства людей, согласных между собою”. “Но, — гово­рит Марк, употребляя точное техническое выражение, свидетель­ства сии не были достаточны" или согласны между собою*'. Без сомнения, здесь было словесное разногласие в показаниях о фактах. Это разногласие, по нашим современным понятиям, не могло бы иметь важности. Марк передаст свидетельства того и другого в од­ном и том же предложении, нс различая их. И Матфей делает то же, мало отличаясь от Марка. Ни тот. ни другой не делают явного раз­личения между показаниями этих двух свидетелей. Предположим, что (указываемое Марком) разногласие состояло лишь в том, что один сказал словами Матфея: "могу разрушить храм Божий"[612] [613] [614], а дру­гой — "Я разрушу этот храм". Но даже подобное этому разногла­сие было достаточно для уничтожения силы их свидетельства. В ев­рейском уголовном судопроизводстве “малейшее разногласие в сви­детельских показаниях признавалось уничтожающим их силу”[615]. Про­стая разность в словах могла иногда иметь значение неопровержи­мого возражения в уме даже такого судьи, как Каиафа. Показания прежних свидетелей, которых евангелисты, оставляя обычную свою сдержанность, прямо называют “лжесвидетелями”1, были, вероятно, необстоятельны и сбивчивы. Что же касается последних двух сви­детелей, то вполне возможно, что разность между изложениями их показаний у этих двух евангелистов нс слов только касалась, а пред­ставляла существенное и важное затруднение, имевшее большое зна­чение в ходе дела.

Здесь мы становимся лицом к лицу с самыми важными во всем исследовании вопросами: за какое преступление все это время су­дили Иисуса? По какому обвинению и в силу какого обвинительно­го акта стоял Он пред синедрионом? Доселе мы нс имели в описа­нии суда никакого указания на этот предмет. В современном судо­производстве такое положение дела было бы необычайно. Судить человека, в особенности судом уголовным, нс указав наперед пре­ступления. за которое его судят. — справедливо считается наруше­нием права. Но об иудейском законе или о древнем законе какого бы то ни было народа мы нс должны судить по нашим новейшим узаконениям. Еврейский закон, как мы видели, давал свидетелям осо­бенно важное значение. И в древнее время обвинение состояло имен­но из показаний главных свидетелей. Другого обвинения, другого формального обвинительного акта не было. Пока свидетели говори­ли — а говорили они всегда в открытом собрании, — узник едва ли признавался даже подсудимым. Когда они оканчивали свою речь и показания двух из них оказывались согласными между собою, тог­да эти показания получали силу законного обвинения, доноса или обвинительного акта и вместе с тем служили доказательствами. Это, для нас парадоксальное, но на деле простое и естественное возник­новение каждого еврейского уголовного процесса нигде лучше не объясняется, как в древнейшем знаменитом деле 11авуфся, израиль­тянина: “объявили пост и посадили Навуфея во главе народа. И вы­ступили два негодных человека, и сели против пего. И свидетель­ствовали на него эти недобрые люди перед народом и говорили: Па- вуфей хулил Бога и царя, и вывели его за город и побили его камня­ми, и он умер”[616] [617] [618] [619]. С удивительной точностью здесь представлены су­щественные пункты еврейского уголовного судопроизводства5. По в деле Навуфся лжесвидетели, подученные дочерью царя сидонско- го1, представляются употребляющими техническое название (nomen juris) хулы. В суде над Иисусом о свидетелях говорится ясно только то, что они доносили об отдельном выражении Обвиняемого. Какое же преступление хотели найти в этом выражении обвинители или судьи? Два разных значения они могли придать приведенной фразе. По одному — слова: “Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный"’ могли быть истолко­ваны в смысле нападения на существующие учреждения или в зна­чении намерения "разрушить закон и пророков”. Весьма важное по­яснение на это мы имеем в параллельном обвинении, взведенном несколькими месяцами позже па Стефана: “Мы слышали, как он го­ворил, что Иисус Пазорсй разрушит место это и переменит обычаи, которые передал нам Моисей”[620] [621] [622] [623] [624]. При другом воззрении, в приведен­ном изречении — именно в той измененной форме, какую изрече­ние имеет у Матфея: могу разрушить храм Божий*, — быть может, хотели найти повод к обвинению в надменном присвоении себе вы- шсчсловсчсской силы. Так поняли это изречение евреи, в первый раз услышавшие оное: “Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты воздвигнешь его в три дня?”5 Надо заметить, что эти два обвинения, хотя и различные, нс несовместимы между собою. Разве не могли обвинять Его и в покушении на перемену национальных учрежде­ний, и в притязаниях на чудотворную силу? Или, обобщая обе эти вины, мы можем сказать: Иисус был осужден окончательно за “хулу”, потому что Он объявил себя Мсссисю и Сыном Божиим, усвояя, та­ким образом, себе права, превышающие даже те притязания, кото­рые приписывали Ему подысканные судом свидетели. Хулу именно подразумевало одно из обвинений — обвинение в том, что он при­писывал себе сверхчеловеческую силу... Под ту же категорию зако­на. или nomen juris, т. с. под категорию хулы, подведено было и дру­гое обвинение. Па такую мысль наводят нас свидетели против Сте­фана. назвавшие "хульными словами"[625] рассуждение этого диакона о преходящем значении святого места и закона[626]. И. по нашему мне­нию, нельзя найти никакой еврейской категории преступлений, под которую бы покушение — отменить древние учреждения — могло подойти так естественно, как под категорию, обозначавшуюся тер­мином хулы. Свидетели имели это в виду с самого начала, а судьи, несомненно, имели; и для нас нс излишне заняться вопросом: что значил этот юридический термин?

Хула, или, точнее, богохульство, не есть оскорбление вообще, а оскорбление, которое, как показывает самое название1, направляет­ся прямо против Бога. Таков был в древности смысл слова “хула”, и он начал снова придаваться этому слову в новейшее время. Но в стра­нах Европы, управляющихся вместе и гражданским и каноническим законами, хула получила вторичное и производное значение. В их кодексах она занимает первое место при перечислении преступле­ний, составляющих измену против Божества, предшествуя даже из­мене против государства. И это crimen leasae majestatis divinae (пре­ступление оскорбления Божественного величия), подобно преступ­лению измены против земных правителей, часто на практике полу­чало слишком уж широкое приложение. Мы нс будем исследовать, необходимо ли вообще для обыкновенных народов и законодательств иметь в своих уложениях такое преступление, как измена Богу. Не­сомненно, что в еврейском государстве и законодательстве это было необходимо. Еврейское государство было чистой теократией, и все его пророки, священники, судьи и цари были в собственном смысле сановниками и служителями Невидимого Царя, откровением кото­рого определялись государственное устройство и закон Израиля. При таком государственном устройстве хула, или словесное отречение от Бога, была в прямом и собственном смысле слова государствен­ной изменой; а всякое покушение ниспровергнуть великие учреж­дения богоправления составляло измену в производном, не собствен­ном смысле. Несомненно, что это слово употреблялось в век Каиа- фы для обозначения указанных покушений против божественной системы еврейской религии.

Оставаясь на строго исторической почве в нашем юридическом разборе, мы должны признать, что общий ход ночного судопроиз­водства над Иисусом Христом был предначертан заранее (т. е. сря­ду по воскресении Лазаря, а может быть, и раньше) руководящими членами синедриона и что они. а не свидетели, на самом деле вели обвинение. В Евангелии мы имеем на это решительные' доказатсль- [627] [628] ства. На неоднократных заседаниях собрания, которые в четвертом евангелии называются собраниями синедриона1, пресечение деятель­ности, а если понадобится, то и смерть Иисуса, были уже решены. И в этих предшествовавших взятию И. Христа заседаниях синедри­она обсуждались не одни только Его действия как пророка или про­тивника существующих учреждений. Его заявления, что Он есть Христос, и даже Сын Божий (что давно уже признали Его ближай­шие последователи), какое бы значение ни соединяли с этими таинственными заявлениями — сильно беспокоили совесть евреев, особенно в Иерусалиме. Решение, указываемое в четвертом еванге­лии: “чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синаго­ги"[629] [630] [631], собственно, не отвергало справедливости этих заявлений. Оно, как полагает 11сандер, быть может, только предоставляло обсужде­ние этих заявлений единственной власти, имевшей право обсуждать подобные вопросы, — великому совету народа; и в то же время за­прещало всем частным лицам, каковы бы ни были их личные убеж­дения, выражать эти убеждения публично впредь до торжественно­го приговора синедриона. Время произнесения такого приговора на­ступило, и легко понять, какие беспокойные вопросы занимали умы судей в то время, когда они в это раннее утро выслушивали свидете­ля за свидетелем.

Показания, как все евангелисты свидетельствуют, найдены на суде недостаточными, может быть, “не относящимися к делу"', во всяком случае, негодными для того, чтобы па них одних судьи мог­ли основать свое убеждение. Правило закона на такой случай гово­рило ясно, что обвиняемого тотчас же должны были освободить. Даже если бы обвинительные показания были найдены достаточны­ми, следующий шаг суда, по правилам еврейского судопроизводства, должен был состоять в приглашении свидетелей защиты[632]. Но такое распоряжение в ночное время было бы неудобно делать и пришлось бы приостановить суд. Пи того, ни другого нс сделали, а сделана была попытка подвергнуть Обвиняемого перекрестному допросу. “Что же ничего нс отвечаешь, что они против Тебя свидетельству­ют", — вот подлинные слова первосвященника, повторенные в двух евангелиях1. Но Он молчал и нс отвечал ничего[633] [634]. Допрос был неза­конный. Нельзя представлять это молчание следствием негодования па ошибки или на ложь обвинителей или на недобросовестность су­дей. Что обычные права всякого обвиняемого еврея представлялись уму Иисуса, это мы уже видели. Но чтобы Он надеялся как-либо избежать осуждения, или даже Он желал избежать этого при насто­ящем положении дела, на это нет никакого указания. Вее повество­вания согласно показывают, что Он уже за несколько времени пред­ставлял приближение потрясающего конца своего земного попри­ща. Изречения, сказанные Им в предвкушении этого конца в тече­ние предшествующих недель, и в особенности в предшествующий день, известны всем и обнаруживают высочайшее самообладание. Эта высота самообладания отличает Его и в этот решительный час. Неточные или злонамеренные пересказы о том. что Он говорил три года тому назад, теперь нс обращали на себя его внимания. Он при­шел в Иерусалим на смерть нс по ошибке; и если мы непременно желаем составить себе некоторое представление о том, какие мысли занимали Его, когда Он безмолвствовал, то можем предположить, что Его занимало то зрелище, которое теперь было пред Его глаза­ми. Вот. наконец, собрались пред Ним сыны дома Израилева в лице своего верховного совета и великого множества народа. Он всегда исповедовал Себя предназначенным и посланным на служение это­му народу; теперь они встретились в последний раз; и все века про­шедшей истории Израиля представились уму Того. Кто стоял здесь в ожидании Своего приговора.

Невозможно определить, в какой именно час произошла вели­кая заключительная сцена, так живо описанная тремя евангелиста­ми-. Несомненно, что частный и публичный допросы свидетелей дол­жны были занять значительное время; присутствовал ли или нет при допросах “весь совет” или один отдел его членов, но то вполне не­сомненно, что, пока допросы продолжались, в заседание собралось огромное число членов великого синедриона. Членов этого учреж­дения считалось семьдесят один; “в малом синедрионе”, который, вероятно, был комитетом или отделением, образованном из членов первого, только двадцать три члена1. Очень возможно, что в такой ранний час Каиафой было созвано “малое собрание” и что никакое другое вовсе не собиралось, «хотя повествования евангелистов ско­рее дают повод думать, что был созван “великий совет”, который один мог в то время судить человека уголовным судом и который один только во все времена мог судить пророка[635] [636] [637] [638]. Допустим, соглас­но с образом выражения евангелистов, что в этом пункте закон был соблюден. В таком случае мы можем представить следующую кар­тину суда. Совет заседал в палате Газит (Gazith). Места судей были расположены полукругом, и одна половина членов сидела по пра­вую. а другая по левую сторону от председателя, или нази, которым в настоящем случае был первосвященник Каиафа. Около него по одну сторону сидел “отец суда”, по другую “мудрец”. Два писца си­дели за столом для записывания приговоров: два служителя стерег­ли Узника, стоявшего прямо перед председателем. В этой массе су­дей Каиафа и его друзья представляли сильную саддукейскую партию. Саддукеи, как рационалисты, не питали большой вражды к Иисусу; их отталкивало от Христа только общее всем им нераспо­ложение признавать какое бы то ни было участие Божественного промысла в человеческих делах. Но. как аристократическая и офи­циальная партия, они весьма живо принимали к сердцу то расстрой­ство, которое религиозный энтузиазм обыкновенно производит в обыденной жизни общества, и всегда были расположены подавлять энтузиазм прежде, чем он успеет распространиться до опасных гра­ниц. Припомним здесь то заседание, которое первосвященники и фа­рисеи собрали сряду по воскрешении Лазаря. На этом заседании глава саддукеев Каиафа сделал свою замечательную ссылку на salus populi (на безопасность народа), как цель, стоящую выше всех прав лично­сти: “вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам. чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь парод погиб”5. Ссыл­ка, была, по-видимому, весьма основательна и свидетельствовала о его здравом взгляде на характер и своего народа, и римских влас­тей, взгляде широком, нс упускавшем из внимания пи одного элс- мента, который должно было принять в расчет, ни одного, за исклю­чением бытия Бога и промыслительной близости Его к человеку. Пер­восвященник высказывал тогда чуждую ненависти, холодную и спо­койную решимость освободиться от святого Согражданина, и тогда же было решено убить Иисуса1. Но при самом выполнении этого плана, т. с. во время самого производства суда, уже слышалось в его голосе некоторое раздражение. С другой стороны, фарисеи, состав­лявшие тоже значительную часть совета, со своими патриотически­ми и религиозными убеждениями поначалу должны были задумать­ся над проповедью Иисуса и даже питать к ней некоторое сочув­ствие. Но внутренняя борьба, которую они. несомненно, испытали, прежде чем решительно отвергли Его притязания, была причиной того, что за этим отвержением, по обыкновенным законам челове­ческой природы, последовала постепенно возраставшая враждеб­ность, перешедшая к этому времени в самую сильную ненависть. Эти-то ревнители совета и начали ту необычную и шумную сцену, которой закончилось заседание. В продолжение последнего допро­са свидетелей Иисус молчал; но мысль о Его притязании на права Мессии и Бога, ни на минуту нс оставлявшая судей, давила их своею тяжестью, и наконец они не выдержали.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!