Рассматриваемый с юридической точки зрения 3 страница



Некоторые разности в повествованиях евангелистов в этом пун­кте (весьма несущественные, впрочем) дают нам возможность пред­ставить себе это зрелище с большею подробностью и верностью ис­тории. “Гы ли Христос, скажи нам”[639] [640] [641], — кричали судьи, и неудер­жимым крикам толпы судей, описанным в одном евангелии, поло­жило конец только торжественное заклинание председателя, запи­санное в другом’. На страстные и враждебные вопросы совета Иисус сначала отвечал неопределенным выражением: ‘"если Я скажу вам, вы не поверите"[642], давая знать им. что они забыли свой долг обсу­дить самые Его права. Затем Он присовокупляет: “если же Я спро­шу вас (как Он сделал это несколько дней тому назад в храме, когда они спрашивали Его: какою властью Ты это делаешь — Матфей. XXI, 23), вы нс будете отвечать Мне и не отпустите”[643] вашего Узни­ка. Замечание вполне истинное! Совет уже нс мог быть отклонен от своей цели через вторичное требование от него Иисусом судейской честности и порядка на суде. Они видали на Его лице сияние того неземного права, которое Его уста еще несколько мгновений мед­лили подтвердить за собою, и со смешанным чувством страха и не­нависти. встав на ноги, сказали в один голос: шпак. Ты сын Божий? Но вот над этой толпою старых искаженных злобою лиц поднялся первосвященник Израиля, и все голоса смолкли, судьи сели: глав­ный сановник и судья святого народа, во имя Бога, которому слу­жил, потребовал ответа на свое торжественное заклинание: ‘’Закли­наю Тебя Богом живым, скажи нам. Ты ли Христос Сын Благосло­венного?” Это был вопрос, решения которого люди так долго ожи­дали! Теперь последовал ответ: "Я есмь Христос, Сын Божий"; и, обратившись к собранию, сидевшему вокруг Него на своих должно­стных местах. Обвиняемый прибавил: ’’отселе вы узрите сына чело­веческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небес­ных”1. Когда иудейский царь объявлял о своем вступлении на пре­стол. то обыкновенно он становился в храме у колонны, и радостный народ израильской страны приветствовал его кликами — осанна, пением, пальмовыми ветвями и звуками труб. И если так они встре­чали обыкновенного царя, то как должны были встретить царя Мессию? Когда же кто-нибудь хулил имя Божие, то. по иудейскому закону, всякий, слышавший хулу, должен был разодрать свою одежду сверху донизу. Которым же из двух этих способов встретил народ иудейский исповедание Иисусово? Лишь только Иисус засвидетель­ствовал свое исповедание пред столь многими свидетелями, как пер­восвященник. разодрав одежды свои, сказал: “На что еще нам сви­детелей? Вы слышали богохульство? как вам кажется?” Они же ска­зали в ответ: Он I s h М a v е t h, т. е. повинен смерти"[644] [645]. “Они же все признали Его повинным смерти”[646].

Так произошло это великое осуждение. Нам остается сделать еще несколько замечаний об очень немногих пунктах. Один из этих пун­ктов касается законности заклинания первосвященника и юридичес­кого употребления, которое было сделано из признания обвиняемо­го[647]. Талмудисты на этот раз выражаются с полнейшей определенно­стью. “Наш закон, — говорит Маймонид, — никого нс осуждает па смерть на основании его собственного признания”. “Наше основное правило, — говорит Бартснора, — что никто нс может повредить себе тем. что он говорит на суде*’1. Значит, предложение вопроса Обвиняемому было крайним нарушением форм правосудия. Однако вопрос был предложен: quid juris, т. с. по какому праву? Если бы заявления, сделанные Иисусом о своем мессианском достоинстве, дошли до синедриона в той же самой форме, но законным путем, т. е. от свидетелей, а не от Него самого, то могли ли бы они повести за собою это осуждение? В ответ на это мы сперва напомним уже сделанное различие между хулой в ее простом значении нечестия или оскорбления Бога и хулой как преступлением, равносильным измене против теократии. В первом смысле здесь не было хулы: слова великого Обвиняемого были полны сыновней преданности Отцу[648] [649]. Поэтому нам надо обратиться к последнему смыслу слова “хула” и поднять трудный вопрос: заключалась ли измена в том. что иудей объявлял себя Мессией — Сыном Божиим? Без малейшего сомне­ния, заключалось, если это заявление было заявление несправедли­вое.

В таком случае сущность преступления состояла бы в ложности заявлений, и эту-то ложность и надо было доказать и утвердить преж­де судебного решения. Одно заявление прав на достоинство Мессии еще не было преступлением. “Христос ли Ты?” — постоянно спра­шивали евреи и Иоанна, и Иисуса, и вообще всякого преобразовате­ля и всякого пророка, хотя утвердительный ответ на этот вопрос счи­тался. без сомнения, самым смелым притязанием, какое только мог­ли заявить человеческие уста. В какое отношение на самом деле ста­вили тогдашние иудеи Мессию к их Невидимому Царю и в каком смысле не неизвестное и тому веку достоинство “Сына Божия” при­писывалось ожидаемому Мессии, — решение этих вопросов нс тре­буется нашей задачей.

Заявление этого двоякого права Подсудимым, сделанное в ответ на вопрос великого первосвященника, ставившего эти два понятия во взаимную связь (Ты ли Христос Сын Божий? Матфей. XXVI, 63). никак нс могло освобождать еврейское судилище от обязанное- ти обсудить Его притязания. Неверующий судья вроде Каиафы, ког­да на его заклинание ответили ему признанием, должен был бы по- настоящему возразить: “Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы уви­дели и поверили Тебе?”1 А он вместо того, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?[650] [651] Такой оборот дела или был условлен наперед, чтобы этим маневром покончить это мнимо-за­конное судопроизводство, или же он был внезапным вдохновением зла. когда неправедный судья не вполне уже владел собою: холод­ные расчеты и кровожадные мысли, так долго таившиеся в нем, вдруг от соприкосновения со стоявшей перед ним лицом к лицу Правед­ностью неудержимо ринулись наружу.

О еврейском суде над Иисусом Христом мы кончили. Вот к ка­ким выводам приводит исследование: I. Суд начался, продолжался и, как кажется, был кончен в течение одной почти ночи; свидетели против Обвиняемого были подысканы судьями, но свидетельские показания нс могли быть приняты даже и такими судьями. И. Суд начался перекрестными допросами, которых еврейский закон не доз­волял. и окончился требованием собственного сознания, прямо зап­рещенным еврейскими толкователями закона. III. За судом последо­вал двадцатью четырьмя часами раньше законного срока приговор, признавший богохульством заявления права на достоинство Испол­нителя надежд Израиля. Такой суд не имел ни форм, ни добросовес­тности законного судопроизводства.

Теперь переходим к рассмотрению римского судопроизводства.


Римское судопроизводство

п

Закон Моисея, увековеченный, хотя и в измененном виде, хрис­тианством. был едва ли нс самым влиятельным законодательством в мире. Но этот закон имел соперника в законе могущественного Рима. Писаный разум римского закона перелился “во всю нашу но­вейшую жизнь”, и законоведы всех новых народов смотрят с сынов­ним уважением на своих предшественников великих юрискон­сультов императорской республики. Но между этими двумя влияни­ями есть важное различие.

В еврейском обществе закон был продуктом религии. Ему усво- ялось божественное происхождение, признанное за ним и христи­анством. Нет никаких указаний на то. чтобы иудейское племя отли­чалось врожденным чувством справедливости или непреодолимым стремлением к правде, которые сами по себе без религии повели бы народ к созданию и развитию национального права и которые бы даже предупредили религию. Вся история и литература евреев по­казывают, напротив, что именно религия отлила народ еврейский в данную форму и повела впоследствии к широкой, хотя и несовер­шенной, разработке искусства добра и правды (ars boni et aequi), или юриспруденции. Раввинская разработка богодарованного пра­ва, как мы видели, отличается постоянными преувеличениями и хит­росплетениями, обнаруживающими природную неспособность пле­мени к высшим степеням судебного совершенства. Потому-то и в то время, которым занимаемся мы теперь, оно оставалось слабым, обо­собившимся от посторонних влияний, азиатским племенем, пропи­танным насквозь национальными и религиозными предрассудками. 11с у таких племен надо искать образцов равномерных законов и спра­ведливого и умного приложения их к жизни. Но в мире были, равно как существуют и теперь, племена, одаренные в превосходной сте­пени тем глубоким чувством правды, которое лежит в основании всякого закона. И между всеми этими племенами, древними и новы­ми. следует признать самым великим то, которое владычествовало в разбираемую эпоху над Палестиной и миром. Когда скипетр, отня­тый у Иуды, перешел в мощные и грозные руки Рима, тогда все на­роды начали уже сменять свой страх перед воинственной державой на удивление к сс правительственной мудрости — удивление, нс умаляющееся до сих пор. Удивление это соединялось вдобавок с доверием и покорной преданностью этой мудрости. Восточные пле­мена инстинктивно чувствовали тогда то, что теперь, спустя два ты­сячелетия. мы можем проследить исторически. именно, что рим­ский закон был обязан своим несравненным авторитетом суровым доблестям латинского племени и доимпсраторской республики. Вли­ятельную силу этого закона признавали тогда безотчетно, а теперь возможно проследить с ясностью, как закон произошел из того ин­стинкта правды, который руководил претора и проконсула в каж­дой покоренной стране задолго прежде, чем Ульпиан или Гай дали этому инстинкту вид бессмертного писаного закона.

Понтий Пилат был в это время представителем Рима в Иудее, правителем, как он называется в евангелиях1. Он был Procurator Caesaris , т. с. уполномоченным представителем, или наместником, Тиверия в этой провинции. Он нс был только procurator fiscalis с полномочиями, не превышавшими полномочий квестора. Сан Пила­та нс был подчиненною или финансовою должностью. Пилат был прокуратором cum potestate , правителем с гражданской, судебной и военной властью, подчиненным, без сомнения, по своему месту' со­седнему правителю Сирии, но прямо ответственным только перед великим владыкой в Римс. В каком же отношении находился сам император к обитателям Иудеи и к миру? Ответ на это имеет вели­кую важность. Император был нс более не менее как представите­лем Рима. В новые времена с императорским титулом привыкли со­единять понятие о власти неограниченной, превышающей царскую власть. Для римлян, даже в дни Тиверия, имя царя было невыноси­мо, и абсолютизм, если он нс скрывался под республиканскими фор­мами, возбуждал в них негодование. Поэтому Август, сделавшись неоспоримым главой республики и решившись упрочить такой по­рядок вещей, оставался по имени просто частным патрицием, или гражданином. “Спаситель общества" не осмелился нарушить уста­новленное государственное устройство. Он забрал в свои собствен­ные руки все власти и должности, все почести и преимущества, ко­торые распределяло государство в течение прошлых веков между своими главными сановниками и представителями. Он сделался не­сменяемым Princeps Senatus , или президентом законодательного со­брания. Он сделался несменяемым Pontifex Maximus , или главой на­циональной религии. Он сделался несменяемым трибуном, или ох-

Матф. XXVII, 2.

ранитслсм народа, вследствие чего его лицо делалось священным и неприкосновенным. Он сделался несменяемым консулом, или вер­ховным сановником, над всем римским миром с правом поверять доходы, распоряжаться войсками и силою приводить в исполнение законы. Наконец, он сделался несменяемым императором, или во­енным главой, которому присягал каждый воин в легионе и которо­го меч от Инда и Гибралтара достигал до полюса. И при всем этом он был простым гражданином, только сановником республики. В этом одном человеке было теперь собрано и сосредоточено види­мым образом все то, что в течение веков Рим приобретал и распрос­транял и что Риму именно приписывали покоренные народы. Таким образом. Тиверий, первый наследник государственного строя, создан­ного Цезарем Августом, был в самом строгом смысле представите­лем того великого города, который владычествовал над царями зем­ли. В свою очередь, римский всадник, управлявший теперь Иудеей, был представителем Тиверия и его общественного значения. Август, как известно, разделил провинции на два класса. Он предоставил сенату право посылать проконсулов в более мирные и центральные провинции, но сохранил и над ними свою консульскую и восначаль- ническую власть. Некоторые же провинции, подобно Иудее, он удер­жал в своих собственных руках в качестве их проконсула, или пра­вителя. В строгом и законном смысле правителем иудейского наро­да в то время, о котором мы пишем, был нс Пилат в Кесарии или Вителлий в Антиохии, но Тиверий в Риме. Он был проконсулом, или правителем, Иудеи от лица существовавшей еще республики — республики, теперь почти отождествленной с ним самим. И Пилат, которого иудеи называли обыкновенно своим правителем, был в строгом смысле прокуратором, или наместником, этого великого проконсула, пользовался гражданской и военной властью как упол­номоченный того, в ком была сосредоточена тогда безграничная власть Рима. Пред этот-то трибунал совет синедриона привел в пят­ницу своего Узника.

Утром в эту пятницу Пилат заседал в своей претории, решал дела и отправлял правосудие, как обыкновенно. Нельзя определить на­верно, в каком месте Иерусалима находилось на этот раз его судей­ское седалище. Может быть, в крепости под башней Антония, под этим видимым символом римского владычества, грозно возвышав­шимся около храма, а быть может (что гораздо более вероятно)[652], римский суд происходил в “претории Ирода”, великолепном дворце к северу от храма, описанном Иосифом Флавием и выстроенном не­задолго до этого времени идумейскими царями. Перед дворцом ле­жало белое мраморное полукружие, представлявшее собою откры­тое пространство, обращенное к священному городу и бывшее по­чти таким же общественным местом, как пространство между кре­постью Антония и храмом. На этом помосте мог быть воздвигнут в самое короткое время подвижный трибунал (Вета или 0т)ца). В это утро Пилат еще заседал в палате суда — внутри дворца; извне слы­шался шум восточного города, пробуждающегося накануне пасхи: внутри раздавался лязг римского оружия, возвышались алтари рим­ских богов и, может быть, стояло скульптурное изображение дале­кого полубога Тиверия. Священники и учители народа, строго со­блюдавшего свои народные обычаи, не могли входить в эту язычес­кую палату в продолжение всей священной недели пасхи; и римля­нин. со своей римской усмешкой, охотно устранил эго затруднение, сам вышедши за ворота со своими воинами-ликторами. Когда взор Пилата упал на Узника, стоявшего пред ним со связанными руками, то первыми словами правителя были следующие: в чем вы обвиняе­те человека сего'? Мы узнаем здесь сразу подлинный голос римско­го правосудия. Нет сомнения, эти слова прямо указывали на соб­ственное право и власть Пилата переисследовать дело. Иначе их нельзя и понимать. Они, кроме того, напоминают благородное изре­чение Пилатова преемника на этом седалище: “У римлян нет обык­новения выдавать какого-нибудь человека па смерть прежде, неже­ли обвиняемый будет иметь обвинителей на лицо и получит свобо­ду защищаться против обвинения”[653] [654] [655]. Гак всегда говорил худший из римских правителей (а ни Пилат, ни Фест нс принадлежали к луч­шим) по одному инстинкту и преданию правосудия, не оставляв­шим их и среди вероломных племен. Главные священники и книж­ники не желали представить требуемое обвинение в определенных чертах. "Если бы Он, — говорили они, — не был злодеи, мы не пре­дали бы Его тебе'*. Это наглое уклонение от прямого ответа на воп­рос Пилата не могло расположить его в пользу обвинителей, и он тотчас же становит дело на его законную почву спокойным, но не­сколько презрительным возражением: "Возьмите Его вы. и по зако­ну вашему судите Его"[656]. Па это обвинители отвечали с упорством: "Нам не позволено (оик e^eoziv) предавать смерти никого". Ответ объяснял то. что. может быть, заключалось уже в слове “злодей”, и на что указывало ясно представление Узника на суд Пилата. — имен­но, что они явились для принесения уголовного обвинения. Этим закончилось предварительное объяснение1.

В этом пункте настоящей истории возникает вопрос о столкно­вении судебных властей и о юрисдикции. Зачем иудеи пошли к Пи­лату. когда их синедрион произнес над Иисусом приговор: повинен смерти[657] [658]? Были ли иудеи вправе произнести такой приговор? Или. имея это право, они нс имели только власти привести его в исполне­ние? Как далеко простиралась власть правителя: мог ли он отме­нить приговор синедриона или только приостановить исполнение его? Кто из них — правитель или синедрион — имел ius vitae aut necis (право жизни или смерти)? В каком отношении находились во времена Иисуса друг к другу две власти — иудейская и римская? Вопросы эти весьма трудны, и ученые в своих ответах высказывают различные, даже до противоположности, мнения. В споре между Сальвадором и Дюпеном первый (оставаясь в этом случае верным роковому воплю своего народа: кровь Его на нас и на чадах наших) пытался доказать, что синедрион имел полное право судить даже уголовные преступления и что его смертный приговор нуждался только в утверждении римского правителя. Противник Сальвадора утверждал, что иудейский суд не имел вовсе права судить тяжкие или, по крайней мерс, уголовные преступления, что все его действия в настоящем процессе были злоупотреблением власти и что един­ственно действительным, или законным, судом был тот. который про­исходил у Пилата. Мы нс имеем намерения разбирать громадную массу исторических исследований, которые были сделаны относи­тельно этого, бесспорно, трудного пункта. В исторических памят­никах нс сохранилось точных и решительных указаний для реше­ния постановленных вопросов. Так. было бы слишком поспешно при­писать достоинство хронологической точности свидетельству Тал­муда, что “за сорок лет до разрушения храма суд в уголовных делах был отнят у Израиля”. По оно очень замечательно в том отношении, что указывает время, около которого, по признанию учителей ев- рсйского закона, власть над жизнью и смертью (без сомнения, уже ограниченная или отмененная при деспотическом владычестве Иро­да) была отнята у них окончательно. Но вообще об отношении двух рассматриваемых властей можно представить, однако, несколько со­ображений, которые, кажется, не всегда имелись в виду у исследо­вателей. Вот эти соображения: 1) Относительно этого предмета меж­ду римлянами и иудеями нс было договора. Последние были народ покоренный; их судебные права, включительно с властью над жиз­нью и смертью, были отняты у них de facto (на деле), и они были обязаны покориться. Но de jure (по праву) они никогда нс признава­ли этого. Для них. по крайней мере для громадной массы народа, синедрион оставался все-таки народной властью, особенно по обви­нениям. касавшимся религиозных предметов. 2) С римской точки зрения это дело имело совершенно иной вид. Взгляд римлян на су­дебные права покоренных народов вообще и иудеев в частности был тот, что они должны иметь такие права, какие признают за лучшее дать им они повелители. В большей части случаев эти права были весьма обширны. Римский правитель утверждал или даже сам забо­тился о точном исполнении прежних законов страны; при этом по­литика правящей власти делала все возможные уступки местному самоуправлению. Эти уступки, естественно, имели самые широкие размеры там, где со стороны провинции нс замечалось расположе­ния к борьбе с покорителями. В римском законе, как и в римских войнах, в вопросах правосудия, как и в вопросах политики, прави­лом мудрых и надменных властителей мира было рагссгс subjcctis ct debellare superbos (щадить покорных и покорять гордых). 3) Очевид­но. что в отношении к этому предмету' давался широкий простор высшим римским сановникам — проконсулам или прокураторам при исполнении ими обязанностей высшего правосудия. Республика и император дозволяли и даже требовали, чтобы они усиливали или ослабляли свою власть сообразно с тем, как это требовалось част­ным случаем или обстоятельствами. Правило, которым они руковод­ствовались в обыкновенных делах, представляемых пред их трибу­налы, выражено в совершенстве спустя несколько лет после собы­тия, занимающего нас теперь, Аннеем Галлионом, гуманным про­консулом Ахайи и братом философа Сенеки: “Если бы дело каса­лось проступка или преступления, то я имел бы основание вести его с вами, иудеи; но если оно возникает из вопросов о словах, именах и вашем законе, то разбирайте его сами; я нс хочу быть судьей в та­ких делах”. Хотя римские сановники и устраняли от себя такие воп­росы. пока они не касались прав верховной власти, но малейший намек на то. что одно из этих слов или имен или один из этих вопро­сов другого закона может вредить верховной власти, давал правите­лю полнейшее право “погрузить свою секиру с быстрою и лютою жестокостью в подозрительную часть политического тела".


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!