I. Еврейское судопроизводство 17 страница



Рабы из чужеземцев приобретались разными способами. Преж­де всего, особенно при первоначальном завоевании Палестины, та­ким средством служила война, в которой пленные, оставленные в живых, обращались в рабов[355] [356] [357]. Другим и, судя по закону Лев. XXV, 44, главным способом приобретения рабов служила купля, которая при существовании в древнем мире невольнических рынков была самым обыкновенным явлением. Эти рабы в законе носят особен­ное название — miknath keseph — “купленный за серебро”5. Но са­мыми многочисленными, особенно впоследствии, рабами были так называемые “рожденные в доме”, “домочадцы”[358], приобретаемые ес­тественным размножением уже имеющихся рабов и рабынь. Вот в общих чертах и все способы приобретения рабов, дозволенные или предполагаемые законом.

Трудно определить по этим способам приобретения рабов чис­ленность их в Моисеевом государстве, хотя такое определение мог­ло бы бросить значительный свет на степень того или иного право­вого положения их в государстве, гак как чем многочисленнее рабы, тем услуга их ценится дешевле и тем положение их ниже, и наобо­рот. Есть только одно цифровое данное, и то из времени после вави­лонского плена, по которому можно приблизительно составить по- нятис о численности рабов у евреев. По свидетельству Ездры. II, 6)4— 6)5 ст., у 42 36)0 человек израильтян, возвратившихся из плена в Иеру­салим, было 7337 рабов и рабынь1. Следовательно, если еврейское семейство (понимаемое в смысле отдельного дома или хозяйства) считать круглым числом в шесть человек, то на семейство приходи­лось по одному рабу или рабыне. Отношение очень хорошее для по­ложения рабов. Правда, эта цифра — из времени после вавилонско­го плена и, следовательно, по необходимости меньше цифры, кото­рою выражалось число рабов до вавилонского плена, необходимо повлекшего за собою разорение и объединение богатых рабовладель­цев, могших иметь значительное число рабов, особенно ввиду неис­полнения законов об отпущении рабов из евреев в определенные для того законом сроки[359] [360], — но в то же время эту цифру можно считать и приблизительно нормальной, особенно для первого времени суще­ствования государства, когда равная умеренная степень экономичес­кого благосостояния и отсутствие крупных богачей-землевладель­цев нс представляли условии, благоприятных для развития много­численного рабского состояния, как, напр., это было в Греции и Риме. Если это соображение более или менее верно действительности, то уже по самому такому положению раба в семействе его правовое положение не могло быть таким униженным и жалким, по которо­му он не имел бы никакого иного значения, кроме рабочей единицы и притом ничтожной единицы, какою он считался, напр.. у богатых римских граждан, имевших 10 000 20 000 рабов. Напротив, здесь в еврейском семействе он часто мог быть необходимым работни­ком, вместе с господином поддерживавшим благосостояние семей­ства. а в случае болезни господина мог быть единственным работ­ником и содержателем семейства. Отсюда жизнь и здоровье такого раба должны были иметь значительную ценность для господина; а потому и обращение с ним, и содержание его должны были быть несравненно лучше и гуманнее, чем. напр., у богатого римлянина, для которого ничего не значила жизнь десятков и даже сотен рабов. Правда, экономическое равенство не сохранялось у евреев с мате­матическою точностью: мало-помалу обозначалось разделение их на бедных и богатых, т. с. таких, из которых первые вовсе не могли иметь рабов, а последние могли иметь значительное количество их; но. во всяком случае, развитие бедности и богатства, благодаря муд­рым аграрным законам Моисея, нс доходило до таких крайностей, как в Риме, и потому указанное выше отношение не могло особенно резко изменяться, так как значение раба у евреев как ценного, необ­ходимого “работника” в семейства никогда не теряло своей силы и он никогда нс рассматривался как бездушное орудие удовлетворе­ния прихотей господ. На это указывает, между прочим, и филологи­ческое значение слова — ebed (от глагола abad — работать, служить), никогда не носившего на себе такого презренного характера, как, напр.. римское servus или греческое боиЛо<;. часто употребляющие­ся как синонимы презрения и ругательства, а, напротив, часто слу­жившего почетным названием, особенно при обозначении отноше­ния к Богу или царю. как. напр., в выражениях: “раб Божий”, “рабы царя”1 и пр.

В таком виде представляется положение рабов у евреев, как оно обусловливается экономическим и социальным порядком вещей в Моисеевом государстве. Уже отсюда видно, насколько положение еврейского раба было лучше, чем. напр., положение римских рабов, которые non pro personis, sed pro rebus, immo pro nullis habebantur. Но это преимущество рабского состояния у евреев перед рабским состоянием у римлян (в смысле гуманности) обнаружится еще бо­лее, если обратим внимание на юридическое, правовое положение еврейского раба.

Приобретенный указанными выше способами раб из чужезем­цев, по закону Моисея, становился полною, неотъемлемою, вечною “собственностью” господина. “Чтобы раб и рабыня были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас. Так­же и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их. которое у вас. которое у них родилось в земле ва­шей. и они могут быть вашею собственностью. Можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами”[361] [362] [363]. По-видимому законодатель смотрит здесь на ра­бов как на экономическую ценность, имеющую такое значение, ка­кое имеет для хозяина и всякое другое имение. Этот взгляд выра­жен еще точнее в другом определении закона, по которому раб пря­мо называется “серебром” господина[364]. Так, рассматриваемый раб сс- тсствснно подлежал и всем отношениям, свойственным имению, т. е. господин мог продать его или отдать в наследство, подарить или заложить, по своему усмотрению1, как это отчасти и прямо ука­зано в законе[365] [366], а отчасти предполагается им. Таким образом, судя по этим определениям закона, рабы как будто не ценились как личнос­ти, а только как движимая, животная собственность, non pro personis, sod pro rebus habebantur, как у римлян. Но это только по-видимому. Закон действительно смотрит на рабов как на собственность, как на имение, как на серебро господина, но такой взгляд он ограничивает только тою стороною раба, какою он на самом деле есть “имение” или “серебро” господина, именно стороною его покупной ценности или приносимой им пользы или выгоды для господина. В этом отно­шении и всякий свободный работник может быть назван серебром того, для которого он зарабатывает прибыток своим трудом. Сущ­ность юридического положения раба у евреев точно определится только тогда, если будет указано отношение закона к личности раба. Л в этом отношении закон принимает совершенно иной характер.

В древнем мире, при всеобщем господстве начала “поглощения личности государством”, личность обыкновенно ценилась нс сама по себе, а по принадлежности к тому или другому обществу или клас­су в обществе. Такой же взгляд, между прочим, проглядывает и в законодательстве Моисея, когда он, отделив израильский народ от всего окружающего мира как избранный, священный народ, ему од­ному предоставил и пользование теми преимуществами, которые соединялись с этим положением. Всякий, нс принадлежавший к это­му обществу, не имел права на присвоенные ему преимущества. По­нятно отсюда, какое великое преимущество для рабов узаконил Мо­исей, введя их в число членов “избранного народа”. А это он ставил первым условием поступления иноземца в рабство к еврею, узако­нив для него обрезание — этот знак “вечного завета” Иеговы с Ав­раамом2. Допуская раба к этому высокому преимуществу, присво­енному исключительно членам “избранного, священного” народа, законодатель тем ясно давал знать, насколько он ценит личность раба. Он, значит, смотрел на него нс просто как на бездушную вещь, “движимое имение”, а признавал в нем полную человеческую лич­ность: а посредством обрезания вводя его в общество “избранного народа”, делая его, так сказать, членом священного организма, дс-

лад его в некотором роде участником и тех преимуществ, какие были присвоены этим членам. Благодаря такому положению в теократи­ческом государстве раб получал права как личность. Его личность становилась неприкосновенною. Господин не имел права на его жизнь и смерть и даже терял всякое право на него за повреждение у него какого-либо члена. “Если кто. — говорит закон, — ударит раба своего или служанку свою палкою, и они умрут иод рукою его. то он должен быть наказан”. “Если кто раба своего ударит в глаз или служанку свою в глаз и повредит его: пусть отпустит их на волю за глаз. И если выбьет зуб рабу своему или рабе своей; пусть отпустит их на волю за зуб”1. Правда, в отношении к первому случаю закон делает некоторое ограничение, налагая наказание на господина толь­ко за удар, причиняющий скорую, мгновенную смерть, и освобож­дая от наказания, если смерть последует через день или два дня пос­ле удара[367] [368] [369]; но в этом видна только мудрость законодателя, по кото­рой он принимает во внимание все обстоятельства, могущие слу­жить к смягчению или отмене наказания за преступление, каковы­ми в данном случае могут быть ненамеренность и посторонние неблагоприятные условия, сделавшие несмертельную рану смертель­ною. Да притом и самая потеря раба, неожиданная для господина, намеревавшегося только наказать его, была уже достаточным для него наказанием, так как. лишаясь раба, он лишался “своего сереб­ра”. С другой стороны, закон, требовавший от господина в случае повреждения у раба какого-нибудь члена (“глаз” и “зуб” по свой­ству образного восточного языка нужно понимать в смысле конк­ретного выражения для всех членов вообще) отпущения его на сво­боду. тем самым значительно ограничивал употребление жестоких наказаний для рабов, так что предполагаемый выше случай нанесе­ния смертельных ударов мог быть исключительным, редким явле­нием.

Таким образом. Моисеево законодательство брало под свою за­щиту жизнь и здоровье раба. Как личности же, законодательство пре­доставляет рабу пользование одним из существеннейших преиму­ществ членов теократического государства именно праздновани­ем субботы. “День седьмым суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ли раб твой, ни рабыня твоя”5, “чтобы отдохнул раб твой и раба твоя. Как и ты”[370]. Этот священный день покоя, следовательно, был установлен нс для господина только, но и для его раба, в поте лица трудящегося для него. Значение покоя и отдыха имели также для раба и годы — суб­ботний и юбилейный, когда прекращалась полевая работа, бывшая главным тяжелым трудом для рабов1. Наконец, для поднятия нрав­ственного сознания рабов Моисей допускает их к участию как в об­щих праздничных торжествах народа, так и в частных семейных ра­достях, выражавшихся в жертвенных обедах. “И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав пасхи: никакой иноплеменник нс дол­жен есть сс. А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его. может есть ее"[371] [372]. Такое же участие раба допускается и в других праздничных торжествах, в праздновании седмиц и кущей. ‘’Совер­шай праздник седмиц Господу, Богу твоему. И веселись ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя"[373]. “Праздник кущей совершай у себя семь дней, и веселись в праздник твой ты. и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя” и т. д.[374] Такое участие рабов в народных и семейных торжествах еще более могло сближать господ с рабами и приучать их смотреть на послед­них не как на низшую по существу породу, а как на равных себе людей, только случайно обделенных судьбой. — следовательно, людей, достойных нс презрения, а сожаления, людей, нуждающих­ся в помощи и защите. Такое сознание законодатель старается под­держивать в народе частым напоминанием ему бедствий его соб­ственного рабского состояния в Египте. Перечислив лиц, имевших право участвовать в праздничных торжествах народа, лиц беспомощ­ных, несчастных, обездоленных, каковы раб и раба, вдова, сирота, пришелец и левит, нс получивший земельного надела, законодатель обыкновенно так заключает свое постановление: “помни, что ты был рабом в Египте"[375], указывая этим на близкий фактический пример тяжести рабского, бесправного, беспомощного состояния. Мотиви­рованный таким образом закон имел сильное влияние на практику. В библейской литературе есть несколько указаний, обрисовываю­щих отношения господ к рабам. Так. Иов в своем бедственном со­стоянии, вызвавшем у него искреннюю исповедь во всех его пре­жних житейских отношениях, говорит, что он никогда нс прсисбрс- гал правами своих рабов, когда даже они спорили с ним, что он все­гда иосил в себе сознание того, что раб и господин равны по челове­ческому достоинству. “Нс Он ли, — восклицает Иов, — Который создал меня во чреве, создал и его (раба); и равно образовал нас в утробе?”1 Какую противоположность с этим изречением Иова име­ют, например, изречения представителей двух классических наро­дов— Аристотеля и Ювенала. “ 'О уар боиЛос; Ецфи/ov opyavov, то б ’ opyavov афи/ot; боиАос ссГ, бессердечно говорит фи­лософ Аристотель, бравшийся за решение вопросов о счастье чело­вечества. “О demons’ ita servus homo est?” — вторит ему Ювенал, своей сатирой, неумолимо бичевавшей все низкое и позорное в рим­ском обществе, хотевший возвысить человеческое достоинство[376] [377]. Ка­ким холодным бессердечием и варварством отдают слова этих “ве­ликих” людей, и какою нежностью, любовью и гуманностью веет от слов библейского страдальца. А вот другой библейский “госпо­дин” — богатый Вооз. Он нс считает для себя низким обращение с рабами; напротив, он сам идет в поле к жнецам, с истинно братским радушием вступает в их круг и искренно приветствует их ласковы­ми словами: “Господь с вами”, на что рабы также радушно отвеча­ют ему: “да благословит тебя Господь”[378]. Такие дружеские отноше­ния к рабам имели место и в домашней обыденной жизни. “Если есть у тебя раб, — говорит мудрец, — то поступай с ним, как с бра­том. ибо ты будешь нуждаться в нем. как в душе твоей”[379]. При отсут­ствии наследников, по древнейшему обычаю, раб мог становиться полным наследником имущества господина[380] или даже жениться на дочери господина, как это было, например, в семействе израильтя­нина Шсшана, на дочери которого женился раб его — египтянин[381]. Благодаря такому гуманному отношению к рабам объяснимо и то обстоятельство, что в еврейской истории нельзя указать и единствен­ного примера восстания рабов, как это много раз случалось у рим­лян и греков’. Даже случаи бегства рабов от своих господ, столь обычного явления у всех рабовладельческих народов, представля­ются очень редкими; по крайней мерс в библейских книгах упоми­нается один только случай такого рода, именно бегство двух рабов от жестокого и непостоянного Семея1. Другой случай, где жесто­кий и злой Навал в запальчивости говорит, что “ныне много стало рабов, бегающих от господ своих'*[382] [383] не имеет действительно истори­ческого значения. Но если даже раб, нс вынося жестокого обраще­ния с ним господина, бежал от него, то в таком случае закон не на стороне господина, как это было у всех древних языческих народов, а на стороне раба. По этому поводу закон делает следующее поста­новление. дышащее полным сочувствием к страдающим и угнетен­ным. ‘’Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Пусть он у тебя живет, среди вас на месте, кото­рое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравит­ся; нс притесняй его*'[384]. Одно это постановление могло служить па­дежной защитой раба от жестокостей господина, так как в против­ном случае жестокий господин мог лишиться всех своих рабов.

Права рабов из иноземцев терпят, однако же, в сравнении с пра­вами израильтян и значительные ограничения. Так, свидетельство раба перед судом было недействительно[385]. Такое ограничение, ко­нечно. было отчасти следствием вообще неблагоприятного, господ­ствовавшего в древности мнения о нравственных качествах рабов, а частью вызывалось и подневольным, зависимым положением раба, благодаря которому раб, особенно в случае свидетельства против господина, поставлялся в трудное положение — между требования­ми совести и угрозами господина, в каковом положении трудно ус­тоять на точке истины и нравственно закаленному, безукоризненно честному человеку. Талмудические постановления ограничивают права рабов и в некоторых других отношениях. Так. раб как полная собственность господина нс имел права иметь никакого собствен­ного владения: “все, что раб приобретает, приобретает он для гос­подина своего”[386]. Господину, по толкованию талмудистов, принад­лежало нс только все то, что раб приобретал работой, или находкой, или в качества подарка, но он имел право и на вознаграждение, сде­ланное рабу за нанесенные ему оскорбления или повреждения. Но. как замечает Зальшюц. талмудические постановления в этом отно­шении находились под влиянием римского права, на что ясно ука­зывает почти буквальное сходство приведенного выше талмудичес­кого определения о праве господина на сделанное рабом приобрстс- нис с подобным же определением римского права, по которому: quodcunque per servum acquiritur id domino acquiritur’. По талмуди­ческому праву, раб нс считался также правоспособным для брачных отношений. Если господин позволял рабу сожительство с рабыней, то это сожительство ни в юридическом, ни в религиозном отноше­нии не имело характера действительного брака. Господин мог ту же рабыню во всякое время передать другому рабу для сожительства. Дети от такого сожительства принадлежали господину. Господину же принадлежали и дети, происшедшие от незаконной связи сво­бодного с рабой; напротив, дети от связи раба со свободной счита­лись хотя и незаконными, но свободными, так что в том и другом случае дети от незаконной связи причислялись к состоянию матери. На этих постановлениях Талмуда также сильно отразилось влияние римского права, по которому qui nascitur sine legitimo matrmonio, matrem sequitur.

В отношении к рабыням из чужеземцев закон нс представляет особенных постановлений. Они, как видно было из приводившихся выше узаконений, пользовались тем же преимуществами и терпели тс же ограничения в своих правах, как и рабы. Особенности пред­ставляются только в таких отношениях, которые свойственны ис­ключительно женскому полу, как. например, в случае соблазна и не­дозволенной связи мужчины с несвободною женщиною. Закон в этом случае налагает на преступников наказание, но не смертью, как это положено на случай подобного преступления со свободной, а жерт­вою повинности3. Ввиду такого сходства в положении рабов и ра­бынь нет надобности останавливаться на подробном изложении прав последних — оно было бы повторением уже изложенного; вместо этого представим общую характеристику рабского состояния чуже­земцев у евреев.

Рассмотренная нами форма рабского состояния есть высшее вы­ражение “рабства" по закону Моисея. Люди этого состояния на всю жизнь рабы. И. однако же, это рабство по сравнению с рабством у других пародов теряет характер “рабства" в собственном смысле, как оно понималось в древнем языческом мире и понимается в но­вейшее время. “Все, что привыкли соединять с словом “рабство” в древнем и новом мире, — говорит Зальшюц4, — именно, что люди этого состояния всецело отданы на произвол господина, что он мо­жет без меры наказывать их, обременять непрестанной тяжелой ра­ботой, даже безнаказанно лишать жизни, — все это теряет свое значе­ние по отношению к Моисееву праву, гак как этот класс людей здесь находился под защитой закона и никоим образом нс бесправен”. Моисеев закон признавал в рабе человеческую личность и защищал его права как личности, брал под свою охрану его жизнь и здоровье, вводил его в пользование всеми преимуществами, назначенными для народа, и давал возможность при случае вступить в родственные от­ношения с семейством господина, т. е. получить независимость и слиться с народом1. Благодаря таким гуманным постановлениям, тс, которые в других государствах в качестве низшей, бесправной по­роды людей, отделенных от остального населения, составляли из себя крайне опасную массу, которую можно было держать в покорности и порядке только строжайшими, даже бесчеловечно жестокими ме­рами (как эго было, напр., в Спарте с илотами), здесь вступали в патриархально-семейный союз с народом. Под влиянием свободных учреждений Моисеева государства, сглаживавших резкие противо­положности состояний господства и подчинения, вновь поступаю­щие рабы скоро переходили из отчужденного и враждебного отно­шения к господам в близкое и братское отношение к ним, и такой порядок вещей не мог не иметь самых лучших последствий как для государственной, так и для семейной жизни израильского народа. Отсюда внутреннее спокойствие жизни этого народа, не знавшее ужасающих бедствий вражды подчиненных классов к господству­ющим. Для рабов и всех угнетенных палестинская почва была бла­гословенной почвой, потому что, благодаря закону о невыдаче бе­жавшего раба господину, они здесь находили себе убежище и защи­ту' — от притязаний жестоких господ. Наконец, и самая безотрадная “вечность” рабства чужеземцев у евреев, единственная черта, при­дающая ему характер действительного рабства, в Моисеевом зако­нодательстве терпит некоторые косвенные ограничения. Так. кроме указанного случая возможности получения свободы через поступ­ление в родственную связь с домом господина, закон Лев. XIX, 20 предполагает возможность добровольного освобождения, а закона­ми о жестоком обращении с рабами, о повреждении членов у них освобождение предписывается. Особенно замечательны, как гово­рит Зальшюц[387] [388], последние постановления; во всех случаях, имеющих­ся в виду этими постановлениями, закон вместо того, чтобы нала­гать наказание на господина за жестокое обращение с рабом, пред­почитает дать свободу рабу, как бы давая этим знать, что законода­телю противно рабство по существу, что он пользуется всяким сред­ством и всяким поводом, чтобы только смягчить, ограничить или даже вовсе уничтожить рабское состояние.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!