I. Еврейское судопроизводство 4 страница



Важным пособием при изучении законов Моисея могут быть тал­мудические определения по разным юридическим вопросам. Прав­да. их определениям нс всегда можно доверять безусловно и нс все­гда можно считать их твердо стоящими на почве древнего Моисее­ва закона, так как. несомненно, на них отражается влияние тех раз­личных условий различных времен, мест и народов, при которых они составились в кодекс; тем нс менее нельзя назвать основатель­ным пренебрежительное, вполне недоверчивое отношение к ним,


например, Михаэлиса1. Еврейская нация так привязана к древнему преданию, так упорно сохраняет до сих пор свою национальную особенность, что нет оснований думать, чтобы она когда-либо зна­чительно уклонялась от древнего законодательства. Евреи до сих пор считают Талмуд верхом законодательной мудрости и предпочи­тают его всем новейшим, более усовершенствованным и развитым законодательствам, поэтому нет оснований предполагать, чтобы со­ставители Талмуда в сравнительно древнее время иначе отнеслись к Моисееву законодательству. Они могли иначе толковать закон, мог­ли нс понимать его возвышенной цели и низводить на степень без­душного формализма (как это было с фарисеями), зато тем крепче могли сохранять отдельные частные постановления, носящие на себе печать древнего предания. А в этом-то отношении талмудическое право и может служить пособием к уяснению Моисеева права на почве предания. Нс имея у себя под руками раввинских юридичес­ких сборников (Галахот, Мишна, Гсмара и Талмуд), мы будем пользоваться их постановлениями из вторых рук. преимущественно из сочинений Пасторста (Moysc considers commc lcgislateur ct moralistc, 1788) и Зальшюца (Mosaischcs Rccht, 1846).

Научная обработка Моисеева права началась главным образом с прошлого столетия. В 1788 году Моисей Мендельсон издал перевод Талмуда на немецком языке и тем пробудил интерес к изучению вообще еврейского права. В это же время появились один за другим два опыта ученой обработки еврейского права, принадлежащие Ми­хаэлису и Пасторсту. Труд Михаэлиса, явившийся в 1777 году под заглавием “Mosaisches Reclit”, представляет собой первый по вре­мени опыт ученой, систематической обработки Моисеева права. Ав­тор в своем труде свел в одно целое все свои прежние частные рабо­ты по различным отделам Моисеева права (написанные преимуще­ственно на латинском языке) и дополнил их многими новыми ис­следованиями, составившими вместе два больших тома, разделен­ных на 6 частей и 307 параграфов. Труд отличается живым, бойким изложением, всесторонностью содержания и вообще, можно сказать, философским характером, носящим на себе следы влияния фило­софско-юридической школы Монтескье. Что касается собственно ученой стороны труда, то, конечно, для настоящего времени он уже нс имеет большого значения, тем более что автор редко или почти вовсе не указывает тех источников и пособий, которыми он руково­дился при своих работах, и повсюду па свои исследования кладет


яркую печать личных соображений, которые, при тогдашнем сла­бом развитии восточной филологии и вообще недостаточной разра­ботке археологических и исторических данных для предмета иссле­дования, естественно, могли часто нс совпадать с действительными данными исследуемого права. Пользуясь, часто с излишним довери­ем, для уяснения многих сторон Моисеева права данными сравни­тельного законоведения, автор с неосновательным пренебрежением относится к одному из важнейших пособий при изучении этого пра­ва, именно к раввинским юридическим сборникам, между тем как они часто могли бы удерживать порывы резонерствующей мысли автора в должных пределах. Иным характером отличается академи­ческий труд Пасторста, под заглавием: “Moyse, considcrc comme legislatcur ct comme moralistc”. Paris, 1788. P. 599. Этот труд состав­лен на основании исключительно древних источников и пособий, между которыми первое место занимают раввинские юридические сборники и исследования. В этом отношении он составляет проти­воположность труду Михаэлиса. Как тот, часто с неосновательным пренебрежением, относился к последним пособиям, так, напротив, Пасторст относится к ним часто с неосновательным доверием. От­сюда и самый труд его получает своеобразный характер. Моисеево право у него часто подавляется и затеняется раввинским правом, первое он, по-видимому, нс отличает от последнего, постоянно сме­шивает одно с другим и тем не дает ясного представления собствен­но о Моисеевом праве. Зато он имеет большое значение для иссле­дователя своей богатой цитологией, учеными примечаниями и час­то приводимыми документами раввинского права. В нынешнем сто­летии появилось несколько трудов по предмету Моисеева права. Из них наиболее замечателен труд Зальшюца “Mosaischcs Rccht mit Beriicksichtigung des spatem Judischen”. Berlin. 1846. Отличаясь глу- бокоучепым характером, труд Зальшюца чужд недостатков и край­ностей обоих указанных выше трудов. Постоянно держась на почве данных собственно Моисеева права, автор разъясняет их данными истории, сравнительного законоведения и главным образом данны­ми талмудического права, которое у него, однако же, нс смешивает­ся с Моисеевым правом, как у Пасторета. а занимает подчиненное положение, служа средством к его уяснению, почему и место для этих данных отведено в богатых содержанием ученых примечани­ях. Труд отличается полнотою, строгою систематичностью и глуби­ною мысли и взгляда. Правда, автор иногда, не удовлетворяясь при­нятыми объяснениями известных законов или выражений Моисеева права, в интересах истины и науки вдается в утонченные, часто ост- роумныс, а часто и натянутые свои собственные объяснения, но этот недостаток не имеет важного значения и. во всяком случае, искупа­ется многими важными достоинствами труда. Из других трудов по предмету Моисеева и вообще еврейского права мы назовем труды: Fassel ' n . Das Mosaisch-rabbinische Civilrecht. Wien. 1852; Mayer’a. Die Rechtc dcr Israelites Athcncr und Romer. 2 Biindc. Leipzig, 1862— 1864, где автор представил параллельно юридические институты гражданские и государственные у евреев, греков и римлян. Из ис­следований по частным отделам Моисеева права укажем на иссле­дования Hiillmann 'а — Staatsvcrfassung dcr Israelites Мильцинера — Die Verhaltnisse der Sclaven bei den alten Hebraem. [Copenhagen. 1859 и др. Важным пособием при исследовании Моисеева права могут служить также различные библейско-археологические исследования, как-то: археологии Иосифа Флавия. de - Wette , Ewald . Keil . Horne и др. многие статьи в словарях Winer ’ a (Biblischcs Rcalworbcrbuch, 1833), Herzog ’ a (Rcalcncyclopadic), Smith ' a (A Dictionary of the Bible, 1863) и др., и различные комментарии на библейские книги, как, например: Knobel — Kurzgefasstes excgetischcs Handbuch zum Alten Testament. Leipzig, 1857, и Keil и Delitzsch — Biblischcr Commcntar uber die Bucher Mose's. Leipzig, 1866. Для уяснения общего библей­ского воззрения на тот или другой предмет права важное значение имеет сочинение Oehler ’а — Thcologic des Alten Testaments. Tiibingcn, 1873, а для сравнения текста — Waltonus — Biblia Polyglotta. - MDCLVII an. Частные цитаты будут сделаны в подстрочных приме­чаниях в соответственных местах. Теперь нам следовало бы указать еще отечественные труды по исследуемому предмету, но они весь­ма немногочисленны, и то частью переводим, частью компилятив­ны и, за весьма немногими исключениями, вовсе нс имеют ученого достоинства. Собственно по предмету Моисеева права отечествен­ная литература вовсе не имеет трудов, за исключением незначитель­ных брошюр, вроде сочинения Лебедева “О нравственном достоин­стве гражданских законов Моисея ". Москва. 1858. Поэтому мы и не будем останавливаться на ней, а перейдем к рассмотрению отдель­ных законов, которые по своему предметному содержанию распада­ются на несколько групп. Группы эти представляются в следующем порядке:

1) Законы о семейных отношениях.

2) Законы о социально-экономических отношениях и

3) Законы государственные.

Весьма важное значение в Моисеевом законодательстве имеют законы судебные, но изложение их, к сожалению, не могло войти в это исследование. В качестве же некоторой замены этого изложе­ния и восполнения пробела мы предлагаем особый трактат, под за­главием: Суд над Иисусом Христом.

Трактат этот, рассматривая судебный процесс Иисуса Христа с юридической точки зрения, не только дает ясное представление о характере судопроизводства еврейского и римского и восполняет, таким образом, пробел нашего исследования, но и имеет свой соб­ственный высокий интерес как по существу предмета, так и по ме­тоду исследования[29].


ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ

Законы о семейных отношениях

Семья представляет собою ту естественно сплоченную единицу, которая лежит в основе государства, составляет первичный зародыш общественно-государственной жизни и поэтому имеет определяю­щее значение для всего ее строя: от того или другого склада семьи зависит тот или другой характер самой государственной жизни, от нормального или ненормального состояния семейных отношений, от крепости или слабости семейных уз зависит нормальное или не­нормальное состояние самого государства, крепость или слабость его организма. Ввиду такого важного значения семьи в государстве все законодатели заботились о том. чтобы насколько возможно луч­ше организовать семью и тем сделать ее источником процветания и крепости государства. Но семья образовывалась и отношения ее ус­танавливались еще прежде, чем мысль, освободившись от господ­ства несознательно сложившихся отношений, могла критически от­нестись к данным установлениям и дать им теоретически вырабо­танное направление. Все законодатели со своими теоретически вы­работанными законами являлись нс к сырому, несформированному материалу, а имели пред собой уже организованное целое, с окреп­шими отношениями, управляемыми обычным правом. Задача зако­нодателей сводится в таком случае на простое упорядочение суще­ствующих отношений, для сообщения им направления, соответству­ющего основной идее законодательства. То же самое имело место и по отношению к законодательству Моисея. Синайское законодатель­ство, новое по своим началам и целям, своею, так сказать, предмет­ною стороною, однако же, опиралось на древнее, имевшее за собою


многовековую историю, обычное право, освященное жизнью вели­ких родоначальников — патриархов еврейского народа. С этим обыч­ным правом законодатель имел дело и в области семейных отноше­ний, принимая их как готовые данные, нуждавшиеся лишь в более строгом, юридически определенном упорядочении и приведении в соответствие с основными началами нового законодательства. От­сюда при исследовании законов Моисея о семейных отношениях необходимо иметь в виду и господствовавшее до него обычное пра­во. выразившееся в предшествовавшей истории. Но так как и само обычное право имеет в своей основе общее воззрение на сущность семейных отношений, то для уяснения сущности как обычного пра­ва, так и собственно Моисеева законодательства в области семей­ных отношений необходимо иметь в виду основное библейское воз­зрение на сущность этих отношений.

Семейные отношения предполагают, прежде всего, брак, и по­тому лучше всего начать бы исследование о них с этого акта. Но для исследователя здесь представляется круг, так как сам брак предпо­лагает личности, жившие до заключения брака, имевшие свои права и обязанности, влиявшие на самое заключение брака. Поэтому одни исследователи, как, напр., Зальшюц. Элер' и др., начинают рассмот­рение Моисеевых законов о семейных отношениях с брака, другие, напротив — с рассмотрения юридического положения детей, как, напр., Михаэлис, Пасторет, Эвальд[30] [31] и др. Мы, со своей стороны, предпочитаем принять метод последних, так как это даст возмож­ность к более цельному изложению юридических прав личностей по семейному праву, в их добрачном, брачном и послебрачном состоянии.

1

Юридическое положение человека в детском его состоянии оп­ределяется большею или меньшею зависимостью его от родителей. Эта зависимость, обусловливаемая как самым происхождением де­тей. так и разностью их физического и умственного развития в срав­нении с родителями, во всех отношениях заставляющей их прибе­гать к защите и покровительству последних, у различных народов была различна, то больше, то меньше, смотря по тому или другому воззрению на человека как личность. Где личность человека цени­лась лишь как государственная единица, как, напр., у греков и рим­лян, там зависимость детей от родителей была полная, родители име­ли право на жизнь и смерть детей. Напротив, где личность человека ценилась сама по себе, по своему нравственному достоинству, там зависимость эта была слабее, ограничивалась лишь необходимыми отношениями воспитания. Зависимость такого рода имела место в семейных отношениях по Моисееву праву.

Законодатель нигде с точностью нс определяет юридического по­ложения детей, оставляя в силе древнее обычное право. А это обыч­ное право, образовавшееся под влиянием общего библейского воз­зрения на жизнь человека и выразившееся в истории патриархов, свидетельствует о том, что юридическое положение детей в доме родителей было положением свободных личностей, зависимость ко­торых от родителей ограничивалась только необходимыми услови­ями руководства и покровительства. В этих отношениях нет ничего похожего на дрсвнсязычсскос право родителей па жизнь и смерть детей. Факт в Быт. XXXVIII, 24, где отец семейства, по-видимому, самовластно и неограниченно распоряжается казнить свою невесту, объясняется особенностями патриархальной жизни, в которой еще нс выделились отдельные части общественной жизни, не было еще особенной судебной власти, а она сосредоточивалась в лице главы семейства. Впоследствии Моисеевым законодательством такая власть была отнята от главы семейства и передана специальной судебной власти, так что родители по закону Втор. XXI, 18 непослушного сына нс могли сами наказывать смертью, а должны были привести его к старейшинам города. Произвол родительской власти был ограничен даже и в менее важных случаях семейной жизни, как. напр.. в слу­чаях определения наследства, так что отец, “при разделе сыновьям своим имения своего, нс может по своему произволу сыну жены лю­бимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой’’, а пер­венцем должен вопреки своему желанию признать сына нелюбимой (ст. 15—17). По отношению к дочерям родительская власть шире, так что отец мог даже продавать их в рабство, как это видно из зако­на Исх. XXI, 7—11 ст.: “Если кто продаст дочь свою в рабыни” и т. д., хотя участь проданной таким образом девицы закон облегчал тем, что она в доме своего господина становилась не в положение рабы, а в положение невесты и жены господина или его сына. Этот закон, выдающийся в ряду других законов, нуждается в более под­робном рассмотрении, так как он представляет собою последнюю степень, до которой простирается родительская власть. Сущность его заключается в следующем. Отец мог продать свою дочь в рабы­ни (ст. 7), ио единственно ввиду того, что господин или его сын же­нятся на ней (ст. 8), так как неисполнение этого условия по закону дает право девице на выпуск или освобождение (за пренебрежение после женитьбы). Законодатель, очевидно, уступая укоренившему­ся обычному праву, нс отнимает у отца права на продажу дочери, но в то же время всеми мерами старается ослабить тяжелые следствия этого закона и ограничить самое право. Так, из положения, что эта продажа-купля имеет в виду замужество купленной и что продан­ная девица получает свободу в случае пренебрежения или обмана се1, вытекают два естественных следствия: первое, что дочь нельзя было продать два раза; второе, что се нельзя было продать таким людям, брак с которыми воспрещен законом. Кроме того, толкова­тели закона — талмудисты, основываясь на идее закона, налагают на эту куплю-продажу все ограничения, какие только могло приду­мать человеколюбие. Мишна, обе Гемары, Маймонид. Микотци и другие исследователи единогласно утверждают, что только крайняя бедность извиняла такое забвение природного чувства родительс­кой любви. Отец, вынужденный к такому поступку безвыходною бед­ностью. обязывался своею любовью, справедливостью и чсстыо се­мейства отдать на выкуп проданной первое достояние, какое ему только удастся приобрести при помощи полученной за продажу до­чери суммы[32] [33] [34] [35]. Но самая продажа, право па которую не отнято было у отца, ограничивалась в собственном смысле детством дочери, когда она имела менее двенадцати лет, т. е. в таком возрасте, когда она при неполном развитии самосознания нс могла особенно тяжело чув­ствовать акт продажи и легко могла привыкнуть и сродниться с но­вым домом5. После двенадцати лет дочь считалась юридически со­вершеннолетнею, освобождалась от родительской власти и посту­пала под общее ведение закона. Для мальчика юридическое совер­шеннолетие узаконено было тоже в двенадцать тринадцать лет. Этот срок совершеннолетия в законе Моисеевом нс определен, он назначается талмудистами; однако есть некоторые косвенные ука­зания. могущие служить подтверждением этого определения: так Са­муил, по свидетельству Иосифа Флавия', двенадцати лет был при­зван к пророчеству, Иисус Христос двенадцати лет в храме заявил умственную зрелость. На Востоке совершеннолетие и до сих пор оп­ределяется в эти лета.

С этого времени дети становились в положение полноправных членов теократического государства, и как такие, по древнему рав­винскому преданию принимали на себя обязанности по самостоя­тельному исполнению закона1, хотя, по-видимому, и прежде допус­кались к участию во всех установлениях закона. Исполнение нала­гаемых законом обязанностей в эти лета еврейские дети могли при­нимать на себя уже с полным сознанием нс только отдельных по­становлений, но и самого духа закона. Закон в своих немногих постановлениях о воспитании стремится к такому проникновению сознания человека с самого его детства, и мы для полноты изложе­ния юридического положения детей как сознательных личностей считаем нужным предварительно указать тс постановления закона о воспитании, в которых выражается это стремление.

Точно и подробно в законе не указывается правил для воспита­ния — подробную разработку их он предоставляет правовому обы­чаю и такту воспитателей, но зато он с настойчивостью внушает ро­дителям как необходимость самого воспитания, так и тот дух. кото­рым оно должно быть пронизано. “Да будут слова сии (постановле­ния закона), которые заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей. И внушай их детям твоим"[36] [37]. Подобные постановления о воспитании детей посредством внушения им “слов закона’' повто­ряются во многих местах законодательства*, и все они направлены к тому чтобы внушать детям не частности законов, а самый дух этих законов и оживляющий их теократический принцип. Понимание для детей внутренней сущности законов облегчалось тем историческим методом воспитания, который внушается законом. Законодатель в этом случае пользуется обычною детскою любознательностью, ко­торая при виде новых или непонятных для детей установлений не­вольно вызывает у них вопросы: что это значит? что это за установ­ление? В ответах па такие вопросы родители и обязаны внушать де­тям сущность как самых установлений, так и оживляющее их тео­кратическое начало. Так. при совершении пасхального торжества, “когда скажут вам дети ваши, что это за служение? Скажите им, по­велевает закон: — это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египет, когда поражал Египтян, и домы наши избавил"1. Так же предписывается поступать и при со­вершении других теократических установлений в память славных исторических событий. Так предписывается объяснять детям значе­ние праздника опресноков: “И объяви в день тот сыну своему, гово­ря: это ради того, что Господь Бог сделал со мною, когда я вышел из Египта’’[38] [39]. То же при посвящении первенца: “Когда спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства’’[40] и пр. Во всех этих постанов­лениях заметна забота законодателя запечатлеть в душе человека еще в детском состоянии память тех великих дел, которые совершены Иеговою для избранного народа, и тем укрепить в сознании парода начало теократизма и связанного с ним святого долга исполнения предписанных законов. “Берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе нс забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они нс выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и пове­дай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, — о том дне. когда ты стоял пред Господом, Богом твоим; при горе Хоривс (в день собра­ния), и когда сказал Господь мне: собери ко мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых Они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научать сыновей своих’’[41]. Основанное на та­ких началах и веденное таким образом воспитание скоро могло ос­воить детей со всем строем теократического государства и дать нрав­ственную силу исполнять постановления исторически объясненно­го и потому понятного им закона. Отсюда мы видим участие детей во всех религиозных торжествах народа. Так. кроме указанных мест закона (о праздновании пасхи, опресноков), предполагающих учас­тие в праздновании детей, участие их предписывается также зако­ном о праздновании “седмиц и кущей"[42], где прямо говорится: “весе­лись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя". На­конец, участие допускалось в самом торжественном празднике из­раильского народа, представлявшем собой величественное зрелище публичного обучения народа закону. “В год отпущения в праздник кущей, когда весь Израиль прийдст, явиться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Господь, читай сей закон пред всем Израилем вслух его. Собери народ, мужей, жен и детей..., чтобы они слушали и учились и чтобы боялись Господа. Бога вашего, и стара­лись исполнять все слова закона сего”1.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!