I. Еврейское судопроизводство 2 страница



Исследование о семейных, социально-экономических
и государственных законах Моисея


 


ВВЕДЕНИЕ

АКОНОДЛТЕЛЬСТВО Моисея1, рассматриваемое с истори­ческой точки зрения, сеть одна из систем, в которых история при посредстве особенно одаренных людей время от времени выражала всю сумму исторически выработанных и признанных пло­дов религиозного, нравственного и умственного развития. — весь круг идеального мировоззрения известной эпохи. С этой точки зре­ния оно тесно связано с обыкновенным ходом исторического разви­тия, выражает один момент его и потому составляет один член в целом организме всемирной истории, занимая в ней одно опреде­ленное место.

Исследователи различно определяют место Моисеева законода­тельства в истории культурного развития человечества. Одни, как, например. Блунчли, Аренс[22] [23] и др., отводят ему место в восточной


культуре, указывая при этом на общую черту восточного культур­ного типа — преобладание религиозного элемента над всеми други­ми деятелями человеческого развития и вообще слабое развитие лич­ного самосознания, находящегося под полным господством религи­озного принципа, а отсюда и слабое разграничение между правом и нравственностью.

Другие, как, напр., наш отечественный юрист Капустин1, отво­дят ему место на рубеже между Востоком и Западом, указывая при этом па сравнительно высшее развитие в этом праве самосознания человеческой личности, чем как оно является в других законода­тельствах Востока. Последнее мнение более основательно: оно на­ходит для себя больше подтверждений как в самом духе Моисеева законодательства, так и в его отдельных постановлениях. Моисеево законодательство по самой идее своей есть выражение свободного союза между Богом и народом2, заключенного как бы между само­стоятельными равноправными сторонами на условиях, свободно при­нимаемых народом, — и этим самым уже показывает разницу этого законодательства от других восточных законодательств, представ­ляющих собою нс выражение свободного союза, а прямое повеле­ние божества. Правда, оно носит на себе общетеократический ха­рактер, отличающий восточные законодательства, и слабо разгра­ничивает области права и нравственности, — но это объясняется тем моментом развития, на котором законодательство застало на­род. Оно застало его на той ступени развития, когда народ обыкно­венно еще не вырабатывает себе самостоятельного мировоззрения, проверенного критически мыслящим умом, даже не вполне сознает свою личную самостоятельность, полагает се полную зависимость от общих высших начал и в них находит объяснение всей своей жизни и бытия. Таким общим началом обыкновенно является как наиболее доступный пониманию принцип религиозный. Этот прин­цип полагается народом в основу всей своей жизни, даже в тех от­ношениях, где впоследствии пред развившимся самосознанием ос­новою является обыкновенный, выработанный самим человеком принцип. Так, область права в его частных отношениях есть, без сомнения, результат естественных социальных условий, вырабаты-

1 История права. Евреи (литогр. изд.). В печатном издании своего труда Капус­тин почему-то изменил свой взгляд и дал место Моисееву законодательству в отде­ле так называемого у него “национальнотеократического права". С'м.: История права. Ч. I. Отд. II. Гл. 3.

Исх. XIX. 8 и др.


васмый самим обществом в интересах как его самого, так и каждой отдельной личности, а между тем на низших ступенях развития он исключительно приписывается божеству. Отсюда объясняется и сла­бое разграничение права от нравственности. Несомненно, что об­ласть права, в сущности, есть вместе и область нравственности: в основе своей они тождественны. Отличие их состоит лишь в объеме подлежащего их ведению круга духовной жизни1. В то время как нравственность обнимает собою всю жизнь человеческого духа до его тончайших, нс подлежащих проверке, движений, право об­нимает лишь ту его сторону, которая проявляется вовне и может подлежать внешней проверке, оценке и ограничению. Но такое раз­граничение возможно лишь на той ступени развития, когда ясно со­знается различие между тем, что составляет безусловную основу нравственной жизни, не подлежащую временному изменению, и что есть произведение самого человека, подлежащее изменению и огра­ничению. На той же ступени развития, где вся область нравствен­ной жизни до ее мельчайших проявлений приписывается божеству, естественно, такого разграничения не может быть, да и пет надоб­ности в нем, так как для божества, являющегося главным заправи- телем всей жизни, открыты все тайные движения ее и оно может простирать свою карающую руку и на тс злые явления, которые со­крыты в тайниках души и никак нс доступны обыкновенному внеш­нему праву. Отсюда там. благодаря особенной жизненности религи­озного начала, чисто нравственные правила могут иметь значение вполне юридических постановлений. Поэтому-то в дссятословии, напр., наряду с чисто юридическими постановлениями: “не убей”, “нс укради”, стоят чисто нравственные правила: “нс пожелай жены искреннего твоего” и пр. и для народа они имели одинаковую обя­зательную силу. Этой своей выгодной стороной Моисеево законо­дательство принадлежит к общему типу восточной культуры. Но по основной своей идее и во многих частных се выражениях оно при­надлежит европейской культуре, или лучше типу истинно куль­турного развития человечества. Таким оно является в своем проис­хождении, сущности и цели, к уяснению которых мы теперь при­ступим.

По своему происхождению Моисеево законодательство принад­лежит к чрезвычайным явлениям в истории: оно в своих главных началах дано народу Самим Иеговой в один из величественнейших моментов в истории, когда Бог входил в ближайшее общение с чс-


ловсчсством. “В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, пришли они в пустыню Синайскую”, и здесь на одной из возвышенностей Синая' расположились лагерем. Тогда Моисей стал приготовлять народ к необыкновенному явлению, которое дол­жно было открыться его зрению и слуху. Освящением и строгим воздержанием израильтяне должны были сделать себя достойными и способными воспринять возвышенные слова Иеговы и принять от него великое назначение. С напряженным вниманием и трепетным сердцем народ ждал третьего дня. Черта, проведенная вокруг бли­жайшей скалы, должна была отделять народ от святого места. Ут­ром на третий день густое облако покрыло горную вершину, забли­стала молния, пронизывая гору и превращая се в объятую пламенем ночь, загрохотали удары грома, раскатываясь от утеса к утесу и по­вторяясь в многократном эхе. Казалось, вся природа вышла из свое­го обыкновенного теченья и ждала чего-то великого. “И вострепе­тал весь народ” и с замиранием сердца смотрел на величественно­страшное зрелище. Но как ни возвышенно было это внешнее явле­ние, несравненно возвышеннее его были тс слова, которые услышал Монсей и передал народу2. Эти слова (дссятословис) и легли в осно­ву всего законодательства.

Но законодательство Моисея нс столько чудесно и чрезвычайно по внешнему способу его сообщения, сколько чудесно по самому историческому его предназначению и сущности. Предназначение его вполне соответствует особенному положению народа израильского в истории. Этот народ между всеми народами избран был Богом в качестве носителя великих исторических начал, имевших впослед­ствии распространиться на все человечество. После падения челове­ка греховность и испорченность получили преобладание над всем человечеством, сделались основным движущим началом всей его жизни, проникли во все его учреждения и отношения, так что почти

' До сих пор нс определено, какая именно из группы гор была горою законода­тельства. До 1845 г. преобладало мнение, что этой горой была одна из двух наибо­лее высоких вершин группы гор. называемой арабами Джебеть-Л^са. или несколь­ко южнее от нее лежащая Джебель-Катерин. Лепсий, посетивший ЭТИ горы, на­против. предполагает, что горою законодательства нужно считать лежащую неда­леко от берега Красного моря гору Серба.1. Надписи, часто находимые здесь, имен­но в так называемых Вади-Муккатеб и Джсбель-Муккатеб, позднейшего происхож­дения. Более подробное исследование этого вопроса см. в исел. Бэсра. Туха. Леви. Блау, а также в "Истории иудеев”Т. I. Note 4. — Graetz . Gcschichtc dcr Judcn. В. I. C. 37.

2 Graetz. Gcschichtc dcr Judcn. Bd. I. 37. Ср.: Исх. Гл. XIX.


совершенно заглохли здоровые зародыши истинного развития, по­ложенные при творении в основу его жизни и деятельности. Начав­шееся по ложному направлению развитие человечества, естествен­но, нс могло привести его к цели истинного развития, а постепенно все более и более удаляло от нее. постоянно уменьшая сумму добра и справедливости и, наоборот, постоянно увеличивая сумму зла и неправды. При таком порядке вещей цель всемирной истории ни­когда не получила бы своего осуществления. Люди этого направле­ния, в которых в силу испорченности естественных сил и способно­стей получили преобладание физические способности над духовны­ми. все более отдавались течению естественно-греховного порядка, в нем находили паилучшсс удовлетворение своих испорченных стремлений. Результатом такого развития было бы полное подавле­ние благороднейших и возвышеннейших сил человеческого духа, безграничное господство грубой силы, беспощадного эгоизма, пол­ное извращение человеческих отношений, в которых на место спра­ведливости выступил бы произвол, угнетение слабого сильным, в конце концов, человечество пришло бы к крайней степени развра­щения и попрания всякого человеческого достоинства, как это и было отчасти у древних народов, где при полном извращении религиоз­ных. нравственных и общественных понятий даже законы способ­ствовали дальнейшему развращению, увеличению несправедливос­ти. служа средством угнетения слабых и бедных. Между тем конеч­ная цель всемирно-исторического развития — примирение с Богом и постепенное восстановление первобытного состояния — должно было получить свое осуществление, если только человечество не должно было нравственно погибнуть вконец. Для осуществления этой великой цели и избран был израильский народ, который еще в своих родоначальниках отличался наибольшей способностью к со­хранению истинных понятий, здоровых зародышей истинного раз­вития и наибольшей нравственной энергией, дававшей им возмож­ность бороться против всеобще господствовавшего зла, как это вид­но из истории Авраама, Исаака, Иакова и других родоначальников еврейского народа. Уже с Авраамом был заключен союз1 с целью сохранения истинной религии и вообще основ истинного развития, по там такая цель его еще не находила полного выражения. Полное освящение и закрепление этот союз получил в момент законодатель­ства. Здесь произошло торжественное избрание израильского наро­да носителем великих истин всемирно-исторического развития. “Вы


будете, — говорил Иегова народу израильскому, — Моим уделом из всех народов; вы будете у Меня царством священников и наро­дом святым”1. Это юридическое определение положения израильс­кого народа в истории. Отсюда выясняется и его назначение. Он должен был вопреки всеобще господствовавшему принципу грехов­ного, ненормального развития представлять норму истинного раз­вития, хранить в себе семена этого развития, возвращать их и по возможности распространять их в окружающем мире, — быть све­точем для народов, по выражению пророка[24] [25]. Поэтому в нем должно было находить для себя признание и осуществление все святое, спра­ведливое. человечное, не имевшее места в языческом мире. Вопре­ки грубым принципам языческого мира, состоявшим в преоблада­нии физических сил над духовными, здесь должно было получить преобладание духовное начало, безграничный эгоизм должен был получить ограничение в признании равноправности другого лица, несправедливость должна была уступить место высшему закону правды. отсюда и весь строй общественной и частной жизни дол­жен был получить такое направление, в котором всего беспрепят­ственнее могли выражаться лежащие в его основе начала. Господ­ство таких начал и представляет история израильского народа. Но эти начала нс им самим созданы, они даны ему в законодательстве. Следовательно, свое указанное выше назначение он мог осуществить только принятием и исполнением закона, воплощением его начал во все формы своей жизни. В этом и состоит сущность завета или союза между Богом и израильским народом.

Соответственно такой цели союза и законодательство, как глав­ное посредство союза, представляет собою соответственную сущ­ность и содержание. По своему внутреннему характеру законода­тельство является вполне теократическим. Таким оно является не столько по своему происхождению, сколько по своему назначению и сущности. Библейский тсократизм представляет собой две сторо­ны. которые и должны быть различаемы при исследовании. Одна сторона, которую обыкновенно исследователи принимают за пол­ное выражение тсократизма, состоит в том, что Иегова находится в особенных отношениях к израильскому народу, есть его царь и со­образно с таким положением “соединяет в себе все государствен­ные отношения”, являясь непосредственно или посредственно чрез свои органы особых избранников законодателем, судией, пред-


водителем1 и пр. По это только одна сторона тсократизма, и при­том. можно сказать, внешняя. В этом смысле теократизм есть общее явление для известного периода в историческом развитии народов (отличаясь только степенью истинности или ложности) и потому нс представляет собой чего-либо особенного, свойственного исключи­тельно избранному народу. В отношении к этому народу имеет осо­бенное значение другая сторона тсократизма — внутренняя и, мож­но сказать, философская. Она определяется указанным уже выше особенным положением израильского народа во всемирной исто­рии. Иегова избрал его для того, чтобы сделать его хранителем на­чал истинного нормального развития, не находивших места в ос­тальном человечестве, всецело отдавшемся принципам естествен­но-греховного развития. Начала эти, проникнув в сознание и жизнь избранного народа, по идее тсократизма должны были выработать историческую почву, па которой бы всего лучше могли развиваться и сохраняться великие истины, долженствовавшие привести чело­вечество к осуществлению его назначения. Поэтому Иегова своим союзом с избранным народом изъял его из круговорота естествен­но- греховного развития; освободил от влияния темных историчес­ких сил и дал ему закон святости, исполняя который народ действи­тельно мог осуществить возложенную на него всемирно-историчес­кую миссию. Этот закон святости в своей основе представляет все данные, подтверждающие представленное понимание внутреннего смысла библейского тсократизма. Моисеево законодательство в сво­их общих началах действительно представляет собою норму истин­но человеческого развития, которая одна только могла привести че­ловечество к осуществлению его назначения и до которой не возвы­шалась законодательная мудрость ни одного из мудрецов древнего мира. Эту мысль всего яснее доказывает то замечательное явление, что и в новейшее время законодательная мудрость или государствен­но-юридическая наука в своем поступательном развитии, совершае­мом на независимой почве научного исследования, в своих лучших результатах представляет нс что иное, как только приближение к принципам Моисеева законодательства. Поражающая со внешнос­ти прогрессивность этих наук, как будто выработавших неизвест­ные дотоле истины, уясняющие сущность, а следовательно, и норму государственных и общественных отношений, есть в сущности толь­ко разъяснение и применение к данным новым условиям древних, ветхозаветных начал Моисеева законодательства. Здесь невольно


представляется другое параллельное явление — в области естествен­ных наук. Как ни далеко, по-видимому, они ушли в своем развитии от древнего, только что зарождавшегося и потому, естественно, сла­бого, младенческого естествознания, как ни гениальны открытия, сделанные ими в области природы, а между тем все эти открытия суть нс что иное, как только разъяснение и подтверждение Моисе­евой космогонии, в сжатой простой форме представляющей выс­шую истину естественно-научного знания. Этот факт признан и не нуждается в доказательствах. То же замечательное явление имеет место и в отношении государственно-общественного знания, кото­рое также свою высшую истину находит в принципах государст­венно-общественного устройства по законам Моисея. Все лучшее, к чему стремятся новейшие социологические науки и что считают сво­им лучшим плодом в определении нормы в социальных отношени­ях. — все это заключалось в принципах Моисеева законодательства и в большинстве случаев осуществлялось на практике государствен­но-общественной жизни Моисеева государства. Этот взгляд нахо­дит себе полное подтверждение в определении отношения Моисее­ва права к состоянию общественно-государственной жизни в насто­ящее время. “В Моисеевом праве, говорит глубокий исследова­тель его, Залышоц[XXVI]. — мы с изумлением встречаемся со многими из тех важнейших вопросов, которые волнуют наше время, грозят по­трясти весь установившийся веками строй нашей государственно­общественной жизни, пред которыми недоумевает новейшая наука, и которые, однако же, в Моисеевом праве находили свое удовлетво­рительное разрешение на мирном пути законодательной мудрости. В этом праве много поучительного и для нашего времени, и мы дав­но бы уже воспользовались его указаниями, если бы рядом с римс­ким правом, с его хотя удивительно величавыми задачами и строй­ностью расположения, по в то же время с его стеснительным фор­мализмом, с его жестокими семейными законами, носящими на себе неизгладимую печать рабства, не признающего и попирающего вся­кое достоинство человеческой личности, если бы рядом с ним так­же тщательно изучали и благородные, простые черты Моисеева за­конодательства. которое, как единогласно признают все глубже вни­кавшие в его содержание исследователи, отличается истинно воз­вышенным и свободным духом".

Этот дух проникает и оживляет все формы общественной жизни Моисеева государства, начиная от самой государственной формы


до формы семейных отношений. Вот как тот же исследователь груп­пирует и характеризует основные начала государственно-обществен­ной жизни по Моисееву праву, имея притом в виду отношение их к началам этой жизни в настоящее время1.

В древности у большей части народов личность поглощалась го­сударством. Даже представители наивысшего развития духа чело­веческого, философы, как, напр., Платон, нс возвышались до того, чтобы оценить личность в ее собственном достоинстве, независимо от се отношения к государству, и потому в своих идеальных обще­ствах отдавали се и семейство в жертву государству. В средние века, напротив, личность получила незаконное преобладание над государ­ством: каждый, полагаясь единственно на свое оружие, с рыцарски смелым, независимым духом шел своей собственной дорогой. Та­кое положение вещей с точки зрения истинной социологии ненор­мально: как то, так и другое, нс имеющие для себя оправдания край­ности. Истинная социология находит норму в таком соединении этих крайностей, в котором бы каждый отдельный индивид принадле­жал одинаково и себе самому, и обществу, сам, пользуясь свободой, согласовывал бы се в то же время с законом, со свободой всех, со­ставляя часть целого, не поглощался им. а оставался самостоятель­ным и притом находился в таких условиях жизни и деятельности, которые, давая все средства для достижения личных целей, в то же время приводили бы эти личные цели в согласие с целями всего общества, так что удовлетворение первых было бы в то же время удовлетворением и последних. Над решением такой общественной проблемы трудится настоящее время, но счастливое решение ее до сих пор еще остается только благочестивым желанием (pia dcsideria) политико-социальных наук. Между тем такое решение представля­ется уже готовым в государственно-общественном строе Моисеева государства, хотя, конечно, под свойственной ему по времени фор­ме древних, патриархальных отношений. Здесь основным зерном общественных форм является “община”, в которой весь народ при посредстве своих глав находил полное выражение всех своих нужд и потребностей; каждый член се находил в ней полную защиту и обеспечение своих прав и свободы. При своей крепкой, органичес­кой связи община нс поглощала и нс подавляла личную самостоя­тельность отдельных членов се, как это было во всех древних госу­дарствах. напротив, служила обеспечением этой самостоятельности против незаконных притязаний некоторых отдельных членов, осу-


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!