I. Еврейское судопроизводство 1 страница



Общие черты еврейского суда. Талмуд и Мишна. Постановле­ния о судебных процессах касательно имущества и жизни. Цена че­ловеческой жизни. Взятие Иисуса Христа под стражу и первый доп­рос. Незаконность этого допроса. Незаконность ночного судопроиз­водства. Допрос свидетелей и пункты обвинения. Предвзятость су­дей. Осуждение и его мотивы. Нарушение форм и сущности древне­еврейского судопроизводства и законодательства .................  215

II. Римское судопроизводство

Юридическая слава Рима. Зависимость от него Иудеи. Понтии Пилат и его государственное положение. Иисус Христос пред суди­лищем Пилата. Отношение еврейских судебных властей к римской власти. Право Пилата на пересмотр судебного дела. Пункты обвине­ния пред римским судилищем. Обвинение пред ним Иисуса Христа в “оскорблении величества” и защита обвиняемого. Колебания Пи­лата. Его трусость и двуличность. Мнение о правоте Пилата и его несостоятельность. Закон о дозволенных и недозволенных религиях. Вероятная причина осуждения Иисуса Христа. Заключение               237

ВАВИЛОНСКИМ ЦАРЬ ПРАВДЫ АММУРАБИ
и его новооткрытое законодательство в сопоставлении
с законодательством Моисеевым

Важное открытие. Личность вавилонского “царя правды" Аммураби и общая характеристика его законодательства. Поспешные вы­воды критики. Текст самого законодательства. Заключение......................   267


АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЛОПУХИН

(1852-1904)

Биографический очерк

Александр Павлович Лопухин родился 1 октября 1852 года в семье священника села Мигякино Саратовской губернии. Первона­чальное образование он получил в духовном училище, затем окон­чил духовную семинарию. В 1874 году Александр Лопухин посту­пил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В первые три года обучения в академии он изучал полный курс общеобязательных и специальных наук по церковно-историческому отделению, а в чет­вертый. последний год учебы слушал особые “практическо-специ­альные лекции*' по основному богословию и латинскому языку.

Из среды воспитанников духовной академии Александр Лопу­хин выделялся своей работоспособностью и талантом. Все свобод­ное время он проводил в изучении древних и современных иност­ранных языков, в чтении научных книг и писании статей. За годы обучения в Санкт-Петербургской духовной академии им было на­писано и опубликовано в академическом журнале “Церковный вест­ник'* более ста научно-публицистических и литературно-критиче­ских статей[1]. Наибольший интерес вызывали у воспитанника ака­демии Лопухина темы, связанные с Пятикнижием Моисея и Проро­ческими книгами Ветхого Завета. Первая его научная статья, опубли­кованная в “Церковном вестнике*', называлась “О Ветхозаветных пророках’’. Свое кандидатское сочинение, написанное в 1876 году, он назвал “О гражданском законодательстве Моисея". Руководство


церковно-исторического отделения Санкт-Петербургской академии высоко оценило эту работу молодого историка, представив её к де­нежной награде. Позднее Лопухин напишет на основе своей канди­датской диссертации книгу “Законодательство Моисея”, которая бу­дет напечатана в 1882 году1.

По окончании в 1878 году чстырёхлетнего курса обучения в Санкт-Петербургской духовной академии Л. П. Лопухин был ос­тавлен при церковно-историческом отделении для подготовки к ма­гистерской степени.

7 июня 1879 года его как человека, превосходно владевшего английским языком, назначили на место псаломщика при православ­ной русской посольской церкви в Нью-Йорке на трёхлетний срок[2] [3] [4] [5] [6]. Свое пребывание в США А. П. Лопухин посвятил изучению светс­кой и религиозной жизни североамериканского общества. Он регу­лярно публиковал материалы на эту тему в российских журналах “Церковный вестник", “Православное обозрение”, “Странник”, “Бе­рег” и др. Целый ряд статей был им опубликован и в периодичес­ком издании Русской православной церкви в Нью-Йорке “The Oriental Church Magazine (Журнал восточной церкви)”.

Свою магистерскую диссертацию А. П. Лопухин посвятил со­стоянию римско-католической церковной организации в США. В 1881 году эта работа была успешно защищена им в Санкт-Петер­бургской духовной академии. 5 октября того же года Санкт-Петер­бургский митрополит Исидор утвердил А. П. Лопухина в степени магистра богословия. В 1881 году текст магистерской диссертации Лопухина вышел в свет в виде отдельной книги'. Тогда же были опубликованы и две другие его книги, написанные во время пребы­вания в США и посвященные религиозной жизни американского общества: “Религии в Америке” и “Жизнь за океаном. Очерки ре­лигиозной, общественно-экономической и политической жизни в Соединенных штатах Америки”1. Кроме того, в 1882 году А. П. Ло­пухин напечатал книгу “Библия и научные открытия на памятни­ках древнего Египта”.

После того, как в июне 1882 года истек трехлетний срок служ­бы А. П. Лопухина при Русской православной церкви в Нью-Йор­ке, руководство Санкт-Петербургской духовной академии постара­лось закрепить его в штате данного учебного заведения. Свободной кафедры здесь в то время не оказалось, и Александру Павловичу было предложено занять должность секретаря Совета и Правления академии. 30 октября 1882 года он был утвержден митрополитом Исидором в указанной должности. Спустя год в связи с уходом в отставку профессора И. Т. Осииииа в С’аикт-Петербургской духов­ной академии освободилась кафедра сравнительного богословия. 31 октября 1883 года А. П. Лопухин был избран Советом академии на должность доцента по названной кафедре, 2 ноября митрополит Исидор утвердил его в этой должности.

20 апреля 1884 года император Александр III ввел в действие новый академический устав, по которому в духовных академиях не предусматривалось кафедры сравнительного богословия. В связи с этим 15 августа того же года А. П. Лопухин был выведен за штат. При этом Совет Санкт-Петербургской духовной академии постано­вил, что будет иметь его в виду “на занятие кафедры гражданской истории”.

В статусе внештатного преподавателя Александр Павлович пре­бывал ровно год. Решением Совета академии, принятым 20 авгус­та 1885 года и утвержденным митрополитом Санкт-Петербургским 22 августа, он был избран на должность доцента академии по ка­федре древней гражданской истории с 15 августа 1885 года1. [7] [8]

Одновременно с курсом древней гражданской истории А. П. Ло­пухин читал студентам академии лекции по философии истории1.

Преподавательскую деятельность в духовной академии А. П. Ло­пухин совмещал с работой в качестве редактора православных пе­риодических изданий. С 1892 года он редактировал журнал “Хрис­тианское чтение”, с 1893 года стал редактировать еще и “Церков­ный вестник”. В конце 1902 года Лопухину было предложено взять на себя редактирование журнала “Странник”. Приняв его, Александр Павлович отказался от редактирования “Христианского чтения” и “Церковного вестника”.

А. П. Лопухин внимательно следил за развитием богословской науки на Западе и старался познакомить русское образованное об­щество с наиболее интересными новыми произведениями западных теологов. Целый ряд таких произведений, отвечавших потребнос­тям русской церковной жизни, Александр Павлович сам перевел на русский язык для издания в России. При этом он изъял из их содер­жания то, что казалось ему сомнительным как с точки зрения исто­рической науки, так и с позиций православной идеологии.

В 1885 году в Санкт-Петербурге была издана книга английско­го богослова, капеллана королевы Виктории Ф. У. Фаррара (1831— 1903) “Жизнь Иисуса Христа”, в 1887 году вышло в свет его произ­ведение “Жизнь и труды апостола Павла”, в 1897 году — книга "Власть тьмы в царстве света”. Все названные книги Ф. У. Фаррара были переведены на русский язык А. П. Лопухиным.

В 1890 году Александр Павлович опубликовал свой перевод кни­ги “Христианская этика” датского теолога Ганса Ласссна Мартен- сена ( Hans Lassen Martensen , 1808—1884)[9] [10]. В 1892 году вышел в свет его перевод книги ординарного профессора Лейпцигского уни­верситета X. Э. Лютардта “Апология христианства”.

20 ноября 1889 года А. П. Лопухин был избран Советом Санкт- Петербургской академии на должность экстраординарного профес­сора кафедры древней гражданской истории*. В 1903/1904 учебном году ему было вменено в обязанность чтение лекций и по повой гражданской истории вместо вышедшего в отставку профессора Н. А. Скабалановича.

К сожалению, этот год был последним в жизни А. П. Лопухина. 22 августа 1904 года Александр Павлович скончался. Похоронен он был на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

* * *

Двадцать лет преподавательской деятельности А. П. Лопухина в духовной академии были для него одновременно временем ин­тенсивного научного и литературного творчества. По словам П. По­техина, он проявил на этом поприще “редкую нс только в русской, а даже и в иное трапной литературе производительность. О нем, как об Оригене1, по справедливости можно повторить слова блаженно­го Иеронима, что за свою жизнь он мог столько написать, сколько иной за свою жизнь нс может прочитать"-.

Своим трудолюбием и работоспособностью Александр Павло­вич удивлял всех, кто его знал. В последний год своей жизни он тяжело болел, но не прекращал своих трудов. Общавшийся с Лопу­хиным в это время профессор-богослов А. А. Бронзов (1858—1919) вспоминал о нем в своей статье-некрологе, написанной 24 августа 1904 года: “Человек явно умирал, но думал не о смерти, не о покое, а о новых и новых трудах! Трудился почти в гробу, грудился “тяж­ко болящий и немощной” (так он подписался под последним своим ко мне письмом). Много ли таких людей?! Да, он был пример, дос­тойный подражания для всех и каждого"[11] [12] [13].

Собранные вместе сочинения А. П. Лопухина составили бы де­сятки объемистых томов. Большая часть их посвящена двум темам: религиозной жизни западного общества и библейской истории.

Л. П. Лопухин с огромным любопытством наблюдал и изучал религиозные верования населения США. Он полагал, что по отно­шению к религии американский народ весьма резко отличается от народов Западной Европы. По его словам, “это совершенно моло­дой народ, который кипит полнотой своей юной духовной жизни. У него еще нет того разлада между разными силами духа, которым страдает одряхлевшая Европа нет противоречия между разумом и верой... Америка по своему культурному характеру есть страна положительного знания. Несмотря на это, наука там живет в гармо­ническом единении с религиозной верой... Вся жизнь американско­го народа проникнута религиозным духом, и на всех проявлениях государственной и общественной жизни лежит сильный отпечаток религиозного влияния”1.

Положительной стороной религиозной жизни североамерикан­ского общества А. П. Лопухин считал отделение церкви от государ­ства. Это отделение, отмечал он, “означает только то, что государ­ство, встретившись с разнообразием вероисповедных форм, не отож­дествилось ни с одной из них в отдельности, чем нарушено было бы естественное чувство справедливости и равенства в отношении всех остальных, но этим самым отнюдь не отделилось от религии как общего религиозно-нравственного начала”[14] [15] [16].

Главные проблемы церковной и религиозной жизни США Ло­пухин усматривал в слишком большой распространенности проте­стантизма, который, как он был убежден, “не даст достаточного обес­печения религиозной совести”'.

Библейской историей А. П. Лопухин начал заниматься еще во время обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. Во мно­жестве его произведений, написанных на данную тему, особенно выделяется книга “Библейская история при свете новейших иссле­дований и открытий. Ветхий Завет”, которая вышла в свет в трех объемных томах в 1889—1895 годах[17]. В 1913—1915 годах названная книга была переиздана в пяти томах в качестве бесплатного при­ложения к журналу “Странник”.

“Библейская история...” А. П. Лопухина была основана на ог­ромной массе фактов древней истории человечества, на научном ана­лизе и осмыслении библейских текстов. При этом Александр Пав­лович создавал эту книгу, как он сам признавал, не для “узкого кру­га специально богословски образованных лиц", но ориентируясь на “более обширный круг вообще образованного светского общества, для которого в нашей литературе не существует ровно ничего в этом отношении, вследствие чего библейско-исторические познания в нем не идут дальше круга школьных начатков священной истории"1. В предисловии к своей “Библейской истории...” А. П. Лопухин писал: “Вследствие тех поистине чудесных открытий, которые в нашем веке делаются на забытом пепелище былой исторической жизни древних народов Востока, библейская история чрезвычайно обога­тилась в своих научных ресурсах... Но вообще наша литература в этом отношении далеко отстала от западноевропейской, и в то вре­мя как у нас продолжают пользоваться лишь, так сказать, крохами от богатого стола библейско-исторической науки, на Западе давно уже существуют целые курсы, представляющие собой сводку всех главнейших открытий, и множество монографий по различным биб­лейским вопросам, разработанным при ярком свете всех новейших исследований и открытий. Отсутствие подобных цельных трудов у нас составляет важный пробел в богословской литературе, и посиль­ное восполнение этого пробела и имелось в виду при составлении настоящей книги"[18] [19]. В качестве дополнительной цели своего труда Александр Павлович провозглашал стремление “воспользоваться но­вейшими исследованиями и открытиями для опровержения край­них выводов отрицательной критики"'.

До Лопухина библейская история излагалась в русских богослов­ских сочинениях как история религии по Библии. Лопухин пред­принял в рассматриваемой книге попытку взглянуть на библейскую историю как на историю библейского народа во всех ее проявлени­ях: в религиозном, нравственном, социально-экономическом и по­литическом.

В последние годы своей жизни А. П. Лопухин работал над дру­гим грандиозным проектом: он задумал создать ‘‘Толковую Библию, или Комментарий па все книги Священного Писания Ветхого и Но­вого Завета”. Ему удалось подготовить к печати только первый том данного труда, который вышел в свет в 1904 году. В течение после­дующих десяти лет преемниками было подготовлено и напечатано одиннадцать последующих томов “Толковой Библии”1.

В указанном году была напечатана и работа А. П. Лопухина “Ва­вилонский царь правды Аммураби2 и его новооткрытое законода­тельство в сопоставлении с законодательством Моисеевым”. Её текст должен был составить докторскую диссертацию, которую Александр Павлович нс успел завершить.

В своей последней научной работе А. П. Лопухин возвращался к тематике первой из наиболее значительных своих работ. Книга “Вавилонский царь правды Аммураби...” была в определенном смыс­ле продолжением вышедшей в 1882 году книги “Законодательство Моисея”. Законы Аммураби были важны для А. П. Лопухина не сами по себе, но как явление, позволяющее доказать историческую под­линность законов Моисея. “Предание, что Моисей был не только судией и законодателем, но и автором свода законов — кодифика­тором, — с открытием кодекса царя Аммураби нашло себе новое и неопровержимое доказательство”', — такой вывод делал Лопухин в заключении своей книги о законах Аммураби.

Обращаясь к истории права. А. П. Лопухин не выходил за рам­ки богословия. Он смотрел на Моисеево законодательство прежде всего с точки зрения истории Библии. Вместе с тем он видел в этом законодательстве ценный материал для разрешения острых этичес­ких проблем. “В Моисеевом праве, — отмечал Лопухин в предис­ловии к своей книге “Законодательство Моисея”, — кроме его об­щего интереса, заключается, по нашему мнению, один из драгоцен-

----------

1 В преддверии празднования тысячелетия принятия христианства Русью, Ин­ститут перевода Библии подготовил репринтное издание всех двенадцати томов "Толковой Библии" Л. 11. Лопухина. Оли вышли в свет в 1987 1990 гг., объеди­

ненные в три толстых книги общим тиражом в 150 000 экземпляров.

2 В современной русской исторической литературе этот вавилонский царь име­нуется чаше как Хаммурапи.

•' Лопухин А. П. Вавилонский царь правды Аммураби и сто новооткрытое зако­нодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. Пг., 1904. С. 53.

 

нейших материалов для общей апологетической науки и притом ма­териал еще совершенно нетронутый. В нем же представляется муд­рое разрешение на почве высших начал тех великих социальных проблем, которые бесплодно волновали умы величайших мыслите­лей древности и с грозною настойчивостью требуют практического разрешения в настоящее время"[20].

Что же касается трактата “Суд над Иисусом Христом, рассмат­риваемый с юридической точки зрения", то, как показывает само его название, А. П. Лопухин стремился решить в нем. главным об­разом, именно юридические проблемы. Объясняя свое обращение к данной теме, он писал: “С судебной точки зрения судопроизводство над Иисусом Христом является необыкновенным, может быть, даже единственным в своем роде фактом. История сохранила много су­дебных трагедий. Уголовные процессы, вроде процессов Сократа, Карла, короля английского и Марии Стюарт, всегда с чарующею силой привлекали к себе внимание людей. Но суд над Христом про­извел большее впечатление на мир, чем все они вместе. Помимо своего всемирно-исторического значения он имеет еще чисто юри­дический интерес, которым не обладает ни одни из упомянутых про­цессов. По общему убеждению законоведов, самое важное место между всеми юриспруденциями занимает юриспруденция древне­го Рима, а самая своеобразная из них, и притом высокоцснимая хри­стианским миром, была юриспруденция Иудейского государства. Понятно, что если эти две славные и решительно различные систе­мы встречаются между собою, го исследование такого дела с юри­дической точки зрения необходимо представит великий интерес. А если эти две системы встречаются одна с другой в событии, наибо­лее поразительном и обильном последствиями, то исследование их совместного приложения становится весьма важным. Оно становит­ся самою интересною задачей, какую только может представить ис­тория юриспруденции"'.

А. П. Лопухин стремился ответить в своем трактате “Суд над Иисусом Христом..." прежде всего на вопрос, было ли туг два судо­производства или одно. При этом он решал также проблему: соблю­дались ли в указанном судебном процессе формы, предписанные, в одном случае, еврейским правом, а в другом — римским. Вместе с тем он хотел найти ответ на вопрос, за какую вину был распят исто­рический Иисус Христос?

К теме суда над Иисусом Христом постоянно обращались и про­должают до сих пор обращаться богословы, историки, писатели, юристы и просто любознательные люди[21]. При этом высказываются самые различные точки зрения, даются самые различные объясне­ния данному историческому событию. А. И. Лопухин предпринял попытку взглянуть на суд над Иисусом Христом с точки зрения дей­ствовавших в ту историческую эпоху норм и принципов римского и еврейского права.

В. А. ТОМСИНОВ,

доктор юридических наук.

профессор юридического факультета Московс кого государственного у и и вере и т ет а имени М. В. Ломоносова


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
МОИСЕЯ


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!