I. Еврейское судопроизводство 8 страница



Изложенным исчерпываются запрещения в брачных делах по Мо­исееву закону. Вместе с тем по общему свойству Моисеева законо­дательства, в котором отрицательный характер преобладает над по­ложительным, рассмотренными запрещениями почти ограничивают­ся вообще постановления о браке, так как вне области запрещенно­го закон нс даст почти никаких определений. Так, закон нс даст юри­дических определений ни о летах для брачующихся, ни о характере брачного акта, ни о правах молодых людей на свободный выбор и пр. Ответы на эти вопросы нужно искать уже в обычном праве и его фактическом выражении в истории.

V

При рассмотрении брачных отношений прежде всего останавли­вает на себе внимание тот возраст, который считается совершенно­летием для брака. У библейских евреев брак заключался обыкно­венно в очень раннем возрасте. Ранний брак вообще в обычае на Востоке, где половая зрелость наступает скорее, чем в Европе. В ны­нешнем Египте брак обыкновенно заключается раньше 16 лет, чаще всего, когда невесте 12—13 лет, а иногда даже и К) лет1. Талмуди­сты запрещали брак раньше 13 лет для мужчины и 12 лег и 1 дня для женщины[134] [135] [136] [137] [138].

Заключение брака состояло в сговоре родителей молодых лю­дей. причем от жениха получался так называемый утренний дар mohar'. Мнения исследователей разделяются относительно значения утреннего дара. Одни видят в нем просто сумму, за которую жених покупает невесту, другие, напротив, видят в нем в собственном смыс­ле подарок от жениха невесте. Вопрос этот, в сущности, имеет бо­лее археологический, чем юридический интерес, но ввиду того, что то или другое решение его может бросить совершенно особый свет на общин характер брачных отношений в еврейском народе, мы не­сколько остановимся на рассмотрении спорного пункта. Михаэлис на основании своего мнения об утреннем даре как о покупной сум­ме, которую жених даст отцу за дочь-невесту, делает общее заклю­чение, что “жены у евреев обыкновенно покупались"1. В подтверж­дение своего мнения он указывает на примеры других народов и на некоторые библейские факты, дающие повод к предположению обы­чая покупки жен. Так, он ссылается на историю 14-лстнсй работы Иакова за двух своих жен2, на историю сватовства Сихема3, на брак пророка Осип и др. В них он видит прочную основу для своего кате­горически высказанного мнения. Но, как замечает сторонник проти­воположного мнения Зальшюц4. “все эти основы не трудно опро­вергнуть". Прежде всего, что касается примера других народов, имев­ших обычай покупать жен, то из этого никак нельзя заключать, что и у евреев непременно было так же. Более веса имеет ссылка на Ла­вана. Лаван действительно как бы продаст своих дочерей, заставляя Иакова работать за них. Но и этот факт, в сущности, нс может слу­жить подтверждением мнения Михаэлиса, так как ничто не показы­вает. что Лаван действовал по обычному праву; напротив — вес сви­детельствует, что он руководился при этом чувством своекорыстия, на что, между прочим, указывает жалоба его дочерей: “Не за чужих ли он нас почитает, — говорили Рахиль и Лия, — ибо он продал нас и съел даже серебро наше"5. Из этих слов видно, что Лаван, прода­вая своих дочерей, поступил с ними как бы с чужими, след., совер­шил необычное дело. История сватовства Сихема также нс подтвер­ждает мнения Михаэлиса, так как Сихсм говорит нс о покупной цене, а об обычных дарах невесте и родственникам ее. Притом дело Си- хсма исключительное, так как он богатыми подарками хотел, меж­ду прочим, загладить бесчестие, нанесенное им Динс6.

' Michaelis. Mos. Rccht. § 85. S. 79.

2 Быт. XXIX, 15—29.

’ XXXIV, 12.

4 Saalschiitz . Mos. Rccht. Кар. 102. § 3. S. 733.

5 Быт. XXXI. 15.

rt Быт. XXXIV. 2.7, II и 12.

Наконец, ис выдерживает критики и указание на пророка Осию, который купил себе жену “за пятнадцать серебренников и за хомер ячменя и полхомсра ячменя”1. Этот факт, по-видимому, должен бы служить наияснсйшим подтверждением мнения о покупке жен, тем более что даже обозначена цена. Но, замечает Зальшюц[139] [140] [141], во-первых, здесь речь идет о блуднице, прелюбодействовавшей от мужа; во- вторых, сумма отдастся ей самой и тем самым перестает быть по­купной суммой в собственном смысле. В противоположность рас­смотренным фактам сеть примеры, которые исключают всякую мысль о покупке жен, и, следовательно, как замечает тот же иссле­дователь. показывают, что для действительности брака передача де­нег или иной ценности была нс необходима, что особенно и важно в юридическом отношении. Таковы браки Ревекки, Аксы — дочери Халева[142], Мелхолы — дочери Саула4. Поэтому “утренний дар” (mohar), по мнению Зальшюца, был нс что иное, как жениховский подарок невесте, назначался для того, чтобы дать возможность не­весте явиться в дом мужа в хорошей брачной одежде. Такое назна­чение имели подарки Елеазара, раба Авраама, состоявшие преиму­щественно в платьях и украшениях[143]. Па такой характер mohar’a ука­зывает. между прочим, то обстоятельство, что он главным образом предназначался и отдавался самой невесте, подарки же для родствен­ников имели второстепенное значение.

Закон не определяет, насколько девица самостоятельна в выбо­ре жениха. По общему древнему праву, дочь обыкновенно была не­самостоятельна в выборе мужа, вполне зависела в этом от родите­лей. По еврейскому обычному праву было не так. Власть родителей и здесь была сильна, но нс безгранична. История сватовства Ревек­ки представляет интересную картину святой патриархальности. Ро­дители невесты, несмотря на богатые подарки им от свата и вообще на очевидную выгоду выдать дочь за богатого человека, не реши­лись самовластно распорядиться судьбою дочери, но считали нуж­ным спросить согласия самой невесты. “Они сказали: призовем де­вицу и спросим, что она скажет. И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду”[144]. Такое уваже­ние к свободе личности дочери тем более замечательно, что по древ­нему обычному праву власть родительская имела громадное значе­ние и при выборе женихом невесты. Так Агарь выбирает жену для Измаила, Исаак руководит Иаковом в его выборе. Иуда выбирает жену для сына своего Ира1, хотя, очевидно, и здесь предполагается согласие самих женихов.

Самый акт заключения брака также нс имеет для себя определе­ний в законе. Насколько можно судить по фактам обычного права, он не имеет для себя точного определения и в этом последнем пра­ве. И замечательно, что во всей ветхозаветной литературе ист даже слова для обозначения акта заключения брака вроде нашего “венча­ния”, и это последнее слово ни разу не встречается в русском пере­воде Ветхого Завета. Встречается однажды слово “бракосочетание” (так переведено в кн. Пссн. Ill, II слово chatunnah), но оно более относится к самому брачному акту, чем к форме его заключения. Заключение брачного союза носит на себе печать истинно патриар­хальной простоты, чуждой всяких формальностей. Вот прелестная, дышащая свежестью патриархальной простоты[145] [146], картина заключе­ния брака Исаака с Ревеккой. По поручению Авраама раб его отпра­вился в далекую сторону искать жену для Исаака. Случайно встре­чает он “девицу прекрасную видом, деву, которой не познал муж”. Он невольно обратил на нес внимание, попросил у нес воды напить­ся, и когда та оказалась настолько услужливой, что нс только напо­ила его самого, но постаралась начерпать воды и его верблюдам, то после этого он уже нс мог упустить се из вида: физическая красота и нравственная доброта приковали его к ней. Он тут же подарил ей золотую серьгуг весом полсикля и два запястья на руки ей, в десять сиклей золота. Расспросив, чья она дочь и есть ли у них место для ночлега и получив в ответ от удивленной и обрадованной подарка­ми доброй девушки, что “у них много соломы и корму, и есть место для ночлега”, он отправился в дом отца сс и тут же сейчас высказал свое желание. Родители девицы, видя серьезность поручения раба, а равно и богатство его господина, ничего не жалеющего для своего любимца-сына, согласились па брак: спросили Ревекку, согласна ли она, и, когда та выразила свое полное согласие, брачный акт был заключен. Родители и родственники девицы получили подарки, хо­тели было еще подержать у себя в доме Ревекку “дней хотя десять”, но так как рабу нельзя было медлить, то они распростились с доче­рью и “благословили ее и сказали: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов тво­их". После этого Ревекка отправилась с рабом и с несколькими слу­жанками в путь. Когда паши путники приближались к цели своего путешествия, Исаак случайно вышел в поле “поразмыслить”. Ревек­ка. увидев его и узнав, кто это. смутилась, “взяла покрывало и по­крылась”. Узнав от раба все обстоятельства, при которых он выбрал для него привезенную девицу, Исаак “ввел се в шатер Сарры, мате­ри своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил се; и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей”1. Представ­ленная картина служит типическим выражением порядка заключе­ния брачных актов в патриархальное время. Судя по этой картине, весь порядок бракосочетания состоял в том, что мужчина выбирал себе женщину, оба они получали благословение от родителей и пос­ле этого становились супругами. Впоследствии акт бракосочетания несколько осложнился. При заключении брака стал употребляться писаный договор, или контракт, как это было при женитьбе Товии на Сарре’. Но как прежде, так и после еврейский брак сохранял свой особый характер, именно характер гражданского акта. Во всей вет­хозаветной литературе нет указания на то, чтобы брак для своей дей­ствительности нуждался в религиозном освящении, производимом членами священной иерархии. Еврейское обычное право считало древнее благословение прародителям: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”[147] [148] [149] [150] как бы достаточным освящением для всех последующих браков и потому само заботилось только уже о граж­данской стороне этого акта. Талмудисты сохранили самую формулу брачных контрактов (сохраняющуюся у евреев и доселе), и она пред­ставляет собой гражданско-юридический акт в собственном смысле слова: здесь излагаются гражданские обязательства между собою, носящие чисто деловой, практический характер. — что муж обязы­вается почитать свою жену, заботиться о се содержании, доставлять ей пищу, одежду, “по обычаю мужей еврейских, которые почитают, содержат, кормят и одевают своих жен как следует”, и пр. “В под­тверждение чего, — прибавляется в контракте, — мы и заключили настоящий акт такого-то дня, месяца и года”5. Брак обыкновенно завершается пиршествами, но так как они, конечно, не представля­ют юридического интереса, то мы и нс будем останавливаться на их рассмотрении, а перейдем к рассмотрению правовых отношений суп­ругов в семейной жизни.

VI

Правовые отношения супругов обыкновенно определяются пра­вовым положением женщины, и потому для более обстоятельного уяснения предмета необходимо обратить внимание вообще на пра­вовое положение женщины в еврейском народе, на се социальное положение.

Закон нс даст юридических определений правового положения женщины, предоставляя, как и во многих других случаях, такие оп­ределения обычному праву. Зато это последнее, как оно выразилось в истории, даст достаточно данных для более или менее полного оп­ределения положения женщины в еврейском народе. Положение се здесь значительно отличалось от положения женщины вообще у древних восточных народов, где она была совершенно бесправною рабою господина и мужа, служа для него слепым орудием удовлет­ворения страсти. Выражением такого се положения там был гарем, в котором в безвыходном заключении жены деспота-мужа, обыкно­венно служа безответными исполнительницами животных капризов, теряли последнее сознание своего человеческого достоинства. У ев­рейского народа, напротив, женщины занимали высокое обществен­ное положение и в своем праве были, по крайней мерс по идее, рав­ны мужчинам. Это равенство полов прежде всего выразилось в са­мом творении первых людей, по идее которого женщина создана как необходимая помощница мужу, восполнительпица совершенства человеческого существа, без которой человек всегда оставался бы половинным существом — и нравственно, и физически. Отсюда и самое название женщины по-еврейски почти тождественно с назва­нием мужчины и отличается только окончанием, свойственным жен­скому роду (isch u ischah). В патриархальный период истории в прак­тику вошли некоторые обычаи, которые могли неблагоприятно вли­ять на развитие идеи равенства полов, как. напр., полигамия, по са­мому существу своему унижающая идею брака и, прежде всего, жен­щину. Но, как известно, полигамия никогда не получала у евреев значительного значения и находила для себя могучую сдержку в Мо­исеевом законе и. насколько можно судить по воззрениям библейс­ких писателей, в общественном мнении, и потому не могла особен­но вредно влиять на отношение полов. Поэтому мы не находим у еврейского народа гаремов, по крайней мерс в том смысле, как это было у других народов. Если и встречается нечто подобное, как. напр., у Соломона, то на это нужно смотреть как на исключитель­ное явление, вызванное личным капризом нс знавшего меры в счас­тье царя. Притом это явление стоит в прямом противоречии с зако­нами страны, по которым, во-первых, царь нс должен умножать себе жен, дабы нс развратилось сердце его1, во-вторых, нс должен брать себе жен из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израиле­вым: нс входите к ним, и они пусть нс входят к вам, чтобы они нс склонили сердца вашего к своим богам; а к ним то и прилепился Соломон[151] [152] [153]. Такие противозаконные действия царя находили для себя полное осуждение и в общественном мнении, что ясно видно по топу речи его историка в 3-й книге Царств. При всем том жены Соломо­на не были гаремницами в собственном смысле, т. е. бесправными одалисками, назначенными служить лишь орудием удовлетворения страсти царя; напротив, они пользовались настолько значительным влиянием на царя, что даже заставили его построить для себя капи­ща своим богам, т. с. сделать в угоду им величайшее и опаснейшее беззаконие, какое только возможно было для царя в Моисеевом го­сударстве. В этом влиянии жен нельзя не видеть также выражения общего положения женщины у евреев. Если обратимся к положи­тельным данным истории и обычного права, то положение женщи­ны у евреев представится в следующем виде. Вопреки унизитель­ным обычаям древних народов, по которым женщины жили в без­выходном заключении в гаремах, а если и выходили из своего зак­лючения. то непременно с покрывалом на лице, еврейские женщи­ны и девицы свободно и открыто обращались с мужским полом, вместе с ним принимали участие в хлопотах и удовольствиях обык­новенной жизни. Так, мы видим, что Ревекка заботливо хлопочет по домашним делам, одна беспрепятственно ходит за город за водой к источнику и без всякого смущения по первой просьбе делает услуг}' совершенно чужому человеку. Потом с непокрытым лицом была всю дорогу к Исааку и покрылась только в присутствии его, выражая тем естественную застенчивость молодой девушки пред своим же­нихом'. Иаков приветствует свою двоюродную сестру, впервые им виденную, поцелуем в присутствии пастухов[154], а она наравне с муж­чинами пасла стада своего отца и. конечно, ходила с непокрытым лицом. Сара во время пребывания в Египте, как видно из истории, тоже нс покрывала своего лица, что и послужило поводом к тому, что ее сочли (конечно, сообразно египетским обычаям) незамужнею и взяли ко двору для фараона1. Вообще девицы, над которыми наи­более тяготела опека у древних народов, у евреев пользовались пол­ною свободою, беспрепятственно могли ходить повсюду, — за го­род. в поле, и закон строгим наказанием обеспечивал их неприкос­новенность. Оскорбитель девицы в поле, где опа оставалась безза­щитною, подвергался смерти[155] [156] [157]. Еврейские женщины принимали жи­вейшее участие в общественной жизни народа, в общественных торжествах и удовольствиях. Так, Мариам, сестра великого избави­теля и законодателя израильского народа, вместе с другими женщи­нами торжественно с тимпанами и ликованием в песнях прослав­ляли величайший момент в истории своего народа — переход чрез Чермное морс и погибель фараона’. Злополучная дочь Иеффая с тим­панами и хорами встречает своего отца-победителя[158]. Девицы Силом- екне собирались в виноградники плясать в хороводах[159]. При возвра­щении Саула и Давида с победы над филистимлянами их повсюду встречали женщины с пением и плясками, с торжественными тим­панами и с кимвалами, с похвальными восклицаниями: “Саул побе­дил тысячи, а Давид — десятки тысяч!” Насколько значения имело подобное одобрение для царя, показывает то, что Саул “сильно огор­чился” превозношением Давида над ним и стал подозрительно смот­реть на него[160]. Участвуя наравне с мужчинами в общественной жиз­ни. женщины еврейские, по-видимому, пользовались и одинаковым с ними образованием. Религиозное воспитание было, без сомнения, одинаково как для мужчин, так и для женщин. Па это с достаточ­ною ясностью указывает рассмотренная выше система религиозно­исторического воспитания посредством объяснения смысла еврейс­ких празднеств, установленных в память замечательнейших собы­тий из жизни народа, празднеств, в которых одинаково участво­вали как мужчины, так и женщины, сыновья и дочери[161]. Но кроме религиозного образования, женщины одинаково с мужчинами по­лучали и историчсско-политическос образование, на что указывает тот факт, что они вместе с мужчинами участвовали в слушании пуб­лично читавшегося народу в праздник кущей (в год отпущения) Мо­исеева закона1, и знаменитая песнь Девворы, этой замечательней­шей женщины израильского народа, носит на себе печать глубокого понимания исторической судьбы и политического положения наро­да[162] [163]. При таком положении еврейские женщины могли занимать и общественные должности, но преимуществу должности пророчиц, каковы Мариам, Олдама, Поадия, Анна[164] и в особенности Дсввора, которая была “судьей”, рассматривала и решала не только домаш­ние обыкновенные дела израильтян, но и политические[165]. Нс раз ев­рейские женщины принимали деятельное участие и в военно-поли­тической жизни своего народа. Кроме известной героической исто­рии Иудифи, освободившей город Ветилую и всю израильскую зем­лю от нашествия войска Навуходоносора, можно указать еще на два примера героизма еврейских женщин. Так, известны еще женщина из города Тсвсца и “умная женщина” из города Авеля; из них пер­вая убила возмутителя государства Авимелеха, а вторая вела пере­говоры с городской стены с полководцем Иоавом, пришедшим на­казать город Авель из-за одного человека, и уговорила его снять оса­ду, — и этим обе положили конец междоусобию в стране[166]. После этого неудивительно, что еврейские женщины обладали необыкно­венно развитым сознанием своих прав, благодаря которому они не­редко лично являлись к царю, прося от него решения своего дела, как это видно из истории мудрого суда Соломона[167]. Еще замечатель­нее в этом отношении пример умной женщины фекоитянки, кото­рая смело явилась к царю и мудрою притчею достигла того, что царь примирился со своим сыном, разгневавшим его убийством его сына- первенца[168]. То же высокоразвитое сознание женщины выразилось и в том злоупотреблении, по которому Гофолия захватила в свои руки престол царства Иудейского, а нечестивая Иезавель полновластно правила царством при муже-царе[169].


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!