Законы социально-экономические



A. П. ЛОПУХИН

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОИСЕЯ

Исследование о семейных, социально-экономических

И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ МОИСЕЯ

С ПРИЛОЖЕНИЕМ трактата:

СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ,

РАССМАТРИВАЕМЫЙ С ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ПРАВДЫ АММУРАБИ

И ЕГО НОВООТКРЫТОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОПОСТАВЛЕНИИ
С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ МОИСЕЕВЫМ

Под редакцией и с предисловием
доктора юридических наук, профессора

B. А. ТОМСИНОВА

Зерцало-М

 

Москва

2014

ББК 67.3

Л77

Лопухин А. II.

Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социаль­но-экономических и государственных законах Моисея. Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законо­дательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым / Под редакцией и с предисловием профессора В. А. Томсинова. — М.: Зерцало. 2014. — 328 с. — (Серия "Русское юридическое наследие")

ISBN 978-5-94373-257-7

Очередной том серии "Русское юридическое наследие" включает в себя историко-правовые работы профессора А. П. Лопухина (1852—1904). Эти интересные по своему содержанию и до сих нор сохраняющие свое научное значение работы были опубликованы в 1882 и в 1904 годах и с тех пор ни­когда не переиздавались.

Будучи богословом, специалистом по библейской истории. Л. II. Лопу­хин смотрел на Моисеево законодательство и законы вавилонского царя Хам­мурапи прежде всего с точки зрения истории Библии. Что же касается трак­тата "Суд нал Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зре­ния". то. как показывает само его название. А. П. Лопухин стремился решить в нем. главным образом, именно юридические проблемы. Объясняя свое об­ращение к данной теме, он писал: “С судебной точки зрения судопроизвод­ство над Иисусом Христом является необыкновенным, может быть, даже един­ственным в своем роде фактом. История сохранила много судебных траге­дий. Уголовные процессы, вроде процессов Сократа, Карла, короля английс­кого и Марии Стюарт, всегда с чарующею силой привлекали к себе внима­ние людей. Но суд над Христом произвел большее впечатление на мир. чем вес они вместе. Помимо своего всемирно-исторического значения он имеет еще чисто юридический интерес, которым нс обладает ни один из упомяну­тых процессов... Исследование такого дела с юридической точки зрения не­обходимо представит великий интерес... Оно становится самою интерес­ною задачей, какую только может представить истории юриспруденции".

К теме суда над Иисусом Христом постоянно обращались и продолжают досих пор обращаться богословы, историки, писатели, юристы и просто лю­бознательные люди. При этом высказываются самые различные точки зре­ния, лаются самые различные объяснения данному историческому событию. A. II. Лопухин предпринял попытку взглянуть на суд над Иисусом Христом с точки зрения норм действовавшего в ту эпоху римского и еврейского права.

© В. А. Томсинов. предисловие, редакция. 2004

© Издательство “Зерцало”, 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Томсинов В. А. Александр Павлович Лопухин (1852—1904).

Биографический очерк..................................................................................................... IX

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОИСЕЯ

Исследование о семейных, социально-экономических
и государственных законах Моисея

Введение

Место Моисеева законодательства в истории всеобщего права. Его происхождение и историческое предназначение. Значение биб­лейского теократизма. Отношение Моисеева законодательства к вы­водам новейшей социологии. Универсальность его основных начал. Условные — местные и временные черты этого законодательства. Отношение его к истории, обычному праву и этнографическим осо­бенностям еврейского народа. Историческая постепенность проис­хождения законодательства. Порядок исследования. Источники и пособия. Очерк опытов ученой обработки Моисеева права. Общее указание литературы по предмету Моисеева права ..................................................................................................................  3

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ

Законы о семейных отношениях

Значение семьи в государстве. — 1. Правовое положение детей и законы о воспитании. Правовое отношение братьев и сестер и их от­носительные права в наследстве. — II. Сущность брака по библей­скому воззрению Моисеева законодательства. Законы о брачных от-


ношениях. Брачные отношения с иноплеменниками. III. Запреще­ния брачных отношений в близких степенях родства. Философско- психологическая причина таких запрещений. — IV. Закон деверства. его причины и цели. Специальные запрещения. — V. Порядок зак­лючения брака. Свобода выбора со стороны жениха и невесты. Пат­риархальная картина. — VI. Правовые отношения супругов. Право­вое положение женщины. Ее положение в семействе и обществе. От­ношения мужа и жены. — VII. Наложничество, его происхождение и значение. Положение наложниц в семействе. Отношение Моисее­ва законодательства к наложничеству. — VIII Законы о разводе. Текст и значение Моисеева закона о разводе. Взгляд Моисеева законода­тельства на развод и его ограничения. Относительные права мужа и жены на развод. — IX. Вдовство и правовое положение вдовы ....        25

ОТДЕЛ ВТОРОЙ

Законы социально-экономические

Земля и собственность

I. Общее воззрение Моисеева законодательства на землю. Гос­подство теократического начала, как противоположного началу ес­тественного захвата. Равное разделение земельного владения. Есте­ственный процесс развития экономического неравенства и законы, ограничивающие его. Неотчуждаемость земельной собственности. II. Система субботних годов и ее теократическо-экономическое зна­чение. Субботний год и его агрономическое и социальное значение. Покой земли и несостоятельность предполагаемых экономических затруднений. Юбилейный год. Социально-экономическое значение его учреждения. — III. Изложение частных законов о юбилейном годе. Продажа и возвращение земельных владений. — IV. Законы относительно лсвитского владения и собственности, посвященной Иегове. — Общие выводы 84

Законы о наследстве

V. Связь законов о наследстве с законами о собственности. Пра­во наследства сыновей. Право наследства дочерей. Дело дочерей Сал- паада. Закон о порядке наследования по боковым линиям     116

Законы о долгах

VI. Связь законов о долгах с законами о собственности. Теокра­тический характер этих законов. Причины долговых обязательств в Моисеевом государстве. Закон о росте и его различие в отношении к израильтянину и иноземцу. Объяснение этого закона. Законы о за-


логах. Год прощения. Его различные понимания и истинный смысл. Вопрос о прощении долга в юбилейный год             

Законы о рабстве

VII. Рабство в древнем мире вообще. Отношение к нему Моисе­ева законодательства. Установление различной степени рабского со­стояния для израильтян и иноплеменников. Приобретение и количе­ство рабов-чужеземцев. Их правовое положение. Сравнение положе­ния еврейских рабов с положением римских. — VIII. Рабы-израиль­тяне. Причина образования рабства в среде израильтян. Условия по­ступления в рабство для израильтян и их правовое положение. Права и преимущества, служащие к облегчению их рабскою состояния. —

IX. Ограничение рабства по времени. Годы освобождения. Ограни­чения освобождения. Подарок рабу при отпущении его. Законы на случай отказа со стороны раба от узаконенного освобождения. —

X. Правовое положение рабынь-израильтянок ............................................

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ
Законы государственные
Государство и общество

I. Основа Моисеева государства. Теократия и се значение. Нача­ла государственно-общественной жизни, вытекающие из теократи­ческого принципа. Равенство как общее начало Моисеева государ­ства. — II. Равенство экономическое и его значение для равенства социального. Отсутствие каст и сословности. Положение Левиина ко­лена. — III. Равенство в обязанностях по отношению к государству. Всеобщность воинской повинности. Изъятия из нее. Податная по­винность и се распределение. Участие в государственном управле­нии. — IV. Внутренняя организация еврейского народа      

Государственное управление

V. Народопредставительная форма правления. Группы предста­вителей. Господство избирательного начала в отношении народных представителей. — VI. Политическая организация Моисеева госу­дарства. Самостоятельность частей и единство целого. Общенарод­ное собрание, его организация и политическое значение. VII. Ха­рактер представительства в Моисеевом государстве. — VIII. Обра­зование царской влас ти и ее отношение к общему государственному принципу законодательства. Избрание царя и ограничение царской власти. Книга "прав царства" и се значение. Господство теократи­ческих и демократических начал в государстве ..............................................................................................................

СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ,

рассматриваемый с юридической точки зрения

Вступление


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!