Тема 2.7 Второй пол и философия



Цель:

 Дать представление о том, что в философии феминизма категория пола используется в качестве инструмента анализа культуры.

 Научить анализировать и выделять главное в феминистской ревизии западной философии.

 Развить умения работать с текстами неклассической философии в ходе получения новых знаний.

 

Вопросы:

 

1. Что имела в виду Симона де Бовуар, когда сказала: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

 

2. Существует ли гендерная дифференциация от античности до марксистской философской традиции в восприятии и оценке феминного и маскулинного?

 

3. Охарактеризуйте одно из течений в русской философии пола.

 

 

Рекомендации студентам:

 

К вопросу №1

Отвечая на данный вопрос студенту необходимо пояснить, что традиция социокультурного подхода к причинам дискриминации и подавления женщин в обществе и переход от рассмотрения проблем женщин к анализу традиционной патриархальной культуры сложилась в 70-ые года XX века.

Начало этой теоретической работе положила, как принято считать на Западе, французский философ-экзистенциалист Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» (1949). Именно здесь была впервые поставлена проблема подавления феминного в культуре. В этой работе показывается, что общество конституирует мужское (маскулинное) как позитивную культурную норму, а женское (феминное) как негативное, как отклонение от нормы, как Другое.

Далее студент демонстрирует понимание вопроса в углубленном контексте феминистской проблематики, понятий и его аппарата и объясняет, что в это же время появляются такие понятия, как сексизм, то есть дискриминация женщин на основании их биологического пола, оправдываемая с помощью идеологии маскулинизма — мировоззрения, утверждающего и приписывающего характер естественности мужскому доминированию в обществе.

Помимо понятий «патриархат», «сексизм» и «маскулинизм» феминистки ввели в оборот еще один термин — андроцеитризм, обозначающий имманентную для западной цивилизации норму считать мужчину тождественным человеку вообще, человеку как виду Homo sapiens, а женщину — некоей специфической особенностью, подвидом «человека вообще». Например, в западной научной литературе широко обсуждались результаты одного из социальных исследований, где врачам-психиатрам предлагалось определить ментальные признаки «здорового мужчины», «здоровой женщины» и «здорового человека». Признаки здорового мужчины и здорового взрослого совпали, ими оказались: рациональность, активность, независимость, индивидуализм, ориентация на достижение социально значимых целей и т.д. Признаками здоровой женщины были названы эмоциональность, пассивность, зависимость, желание нравиться мужчинам, ориентация на семью и детей, самоотверженность и самопожертвование и так далее. Иными словами, в традиционной культуре принято считать, что ментальность мужчины и человека — тождественны, а ментальность женщины отлична от них. Известная феминистка Суламифь Файерстоун прекрасно сказала об этом: «Если природа сделала женщину отличной от мужчины, то общество сделало ее отличной от человека».

Ответ на вопрос таким образом приобретает вид детально обоснованного вывода.

Теоретики феминизма пришли к идее о необходимости различать биологический пол (в английском языке обозначаемый словом sex) как совокупность анатомо-биологических особенностей и социальный пол (по-английски — gender) как социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе — означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями; это означает выполнять те или иные социополовые (тендерные) роли. Именно это имела в виду Симона де Бовуар, когда сказала: «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

 

 

К вопросу №2

Отвечая на данный вопрос студент сначала фиксирует гносеологические установки феминистской ревизии западной философии.

Феминистский вызов традиционной западной философии стал возможен _ контексте современного философского релятивизма, допускающего, в противовес традиционной рационалистической вере в универсальность истины, что истина может быть относительной, имеющей хождение только в определенной культуре и в определенный период времени.

Маскулинный характер Человека Разумного глубоко коренится в западной философской традиции. С начала развития философской мысли женственное / феминное символически ассоциировалось с тем, что противоположно разуму — с темными силами богинь земли. Греки оценивали женскую способность к деторождению как связь женщины с плодородием природы. Но именно в античности начинается и завершается переход от сознания плодородия, характерного для многих архаических культур, к утверждению рациональных богов. Греческая мифология представляет собой наглядную картину замены женских богинь, символизирующих связь с землей и природой, мужскими богами, утверждающими власть законов, установленных человеком; преобладание рационального мышления, стремление к овладению природой, а не подчинению ей.

Далее студенту необходимо в соответствии с вопросом проанализировать:

а) Античность:

Символическая ассоциация мужского с рациональным и женского с эмоциональным прочно утвердилась в греческой философии. Так, в пифагорейской таблице основных противоположностей мира, сформулированной в VI в. до н.э., женское эксплицитно связывалось с бесформенным, неупорядоченным, неограниченным. Пифагорейцы оценивали мир как смесь принципов, ассоциируемых либо с определенной оформленностью и упорядоченностью, либо с беспорядочностью и хаосом. Десять пар контрастов — оформленное и бесформенное, четное и нечетное, правое и левое, мужское и женское, свет и тьма, добро и зло и так далее — составлены пифагорейцами таким образом, что первый контраст (или принцип) является лучшим, превосходнейшим по отношению к своей пар-Ной оппозиции.

Мужское выстраивалось в ряд с активной, детерминирующей формой, женское — с пассивной, хаотичной материей. Материя, ассоциирующаяся с женским и природным, представляется у греков часто как что-то, что должно быть трансцендировано в поисках рационального знания.

 

б) Средние века:

В средневековой христианской философии Фома Аквинский, Святой Августин Филон Александрийский продолжают традицию дистинкции формы и материи, души и тела, рациональности и эмоциональности, маскулинного и феминного. Так, Филон, александрийский философ I в. н.э., соединяет в своих работах как библейские идеи, так и идеи греческой философии таким образом, что дуализм маскулинного и феминного усиливается. Мужское, по его мнению, презентирует сознательное, рациональное, божественное; женское и сама женщина - это образ грязного телесного мира. Женское у него символизирует мир как таковой и является противоположностью трансцендентной сфере Разума.

в) Новое время:

Если в античной философ были заложены, а в средневековой философии подтверждены основы дифференциации рационального и природного, маскулинного и феминного как культурных символов, то Новое время является периодом утверждения полярной оппозиции, резкой противоположности духовного и телесного, рационального и природного, познающего и познаваемого. Именно тогда, считают многие исследователи, подавление природного, телесного и — по ассоциации — феминного становится системообразующим принципом западноевропейской мысли.

г) Просвещение:

История западной философии различается по содержанию основных идей той или иной персоны, того или иного периода. Но каждая страница этой истории имеет нечто общее с любой другой. Это, во-первых, постоянное отождествление земного, природного, телесного, чувственного с женским началом. И, во-вторых, эксплицитное обесценение этих понятий и ассоциирующихся с ними аспектов бытия и способов познания.

д) Классическая немецкая философия:

Иммануил Кант также поддерживал идею о более низких ментальных способностях женщин, при этом он считал такое положение дел необходимым условием существования общества. Недостаток абстрактного мышления, утверждал Кант в своей работе «Эссе о возвышенном и прекрасном», развивает в женщинах вкус, чувство прекрасного, чувствительность, практичность. В семейной жизни, которая играет значительную роль в функционировании общества, мужчина уравновешивает женские недостатки и таким образом создается гармоничная пара, в которой мужское и женское начала играют взаимодополняющую роль. Здесь, как и всегда в западной интеллектуальной традиции, женское / феминное конституируется через статус низшего, неполноценного, вторичного по отношению к маскулинному.

е) Марксистская философия:

Друг и последователь К. Маркса Ф. Энгельс в широко известной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждал, что становление института частной собственности и развитие классовой структуры общества привело к «всемирно-историческому поражению женского пола». Эта работа Энгельса оказала значительное влияние на развитие социалистического направления в феминизме, особенно в Англии.

Студенту следует обратить особое внимание на то, что персоналии философов в самостоятельной работе должны быть отличны от рассмотренных в рекомендациях!

 

К вопросу №3

Отвечая на данный вопрос студент должен учитывать, что в целом российские культурные традиции оценки и восприятия феминного и маскулинного в значительной степени схожи с западными — особенно это касается христианской системы норм и моральных ценностей. Так же, как и в католицизме, в православии женское начало онтологически вторично и подчинено мужскому началу. Это просматривается и в православных наставлениях, и в различного рода морализаторских работах церковников и светских учителей (от «Поучения» древнерусского князя Владимира Мономаха, жившего в XI веке до знаменитого «Домостроя», который играл роль морального кодекса Руси с XVI века до начала XX века). Более того, даже лидеры декабристского движения в своих проектах политического переустройства России и мысли не допускали о возможности участия женщин в политической жизни.

Затем студент может охарактеризовать одно из течений в русской философии пола, самостоятельно подобрав имена и работы философов, например:

Одно из течений в русской философии пола представляли Николай Бердяев и Василий Розанов. Центральная тема их произведений — это, скорее, тема любви (даже эроса), а вовсе не пола пли тендера, хотя в текстах все время и употребляется слово «под». Для Бердяева эротическая энергия — это не только источник творчества, по и источник настоящей мистической религии. «Настоящая религия, мистическая жизнь всегда оргиастична, а оргиазм, могучая сила жизни, связан с половой полярностью. Подовая полярность есть основной закон жизни и, может быть, основа мира. «Связь пола с Богом, — продолжает эту мысль Василии Розанов в своей книге «Уединенное», — большая, чем связь ума с Богом, чем даже совести с Богом...»

Как видим, для Бердяева и Розанова Бог и религиозность тесно связаны с любовью, страстью, Эросом, то есть тем, что в западной традиции маркируется как феминное. Ассоциация божественного и религиозного с феминным, которая при этом возникает, ставит совершенно иные культурно-символические акценты.

 

Сроки выполнения задания:

Задание рассчитано на полчаса внеаудиторной работы студентов.

 

Основные требования к результатам работы:

Рекомендации по правилам оформления и объёме работы такие же как в теме «Введение».

Оценка работы осуществляется адекватно критериям к выполнению письменного задания.

 

Рекомендованная литература:

  • Васильев К. Любовь. М.: Прогресс, 1982.
  • Бердяев Н. Письмо будущей жене Л.Ю. Рапп. Эрос и личность // Философия пола и любви. М., 1989. С. 15-16.
  • Бок Г. История, история женщин, история полов // «THESIS». 1994. №6. С.180.
  • Милетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. №9. С.147-172.
  • Розанов В. Уединенное. М., 1991г.
  • Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина и др. – М.: Русское слово, 1998. С.388-407.
  • 1. Губин В.Д., Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009-288 с.
  •  2. Горелов А.А., Основы философии: Учеб.пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007.-256с.
  • 3. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М., 2009. - 288с.
  • 4. Стрельник О.Н., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ИД Юрайт Юрайт, 2010.-312с.
  • 5. Сысоев А.А., Основы философии: Учебное пособие.- М.: Альфа- М.: Инфра-М, 2009-368.

            

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий:

http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/index.html

Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев А.С.):

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml

Философия как наука:

http://community.livejournal.com/philosophiya/

Философский глоссарий:

http://metaphilosophy.ru/a.html

Философский словарь:

http://filosof.historic.ru/

Философия. Электронный учебник:

http://www.ido.edu.ru/philosophy/index.html

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!