Тема 1.4 Философия наших дней



 

Цель:

 Отметить своеобразие восточной философии.

 Охарактеризовать философские сюжеты Древней Индии и Древнего Китая.

 Показать опасность европоцентризма.

 

Вопросы:

 

1. Индию называют «страной грез». Как вы это понимаете? Что вы знаете об этой стране?

 

2. Попробуйте, вспоминая текст темы, описать индийскую культуру. Чем она необычна? Чем отличается от европейской?

 

3. Русский поэт и актер Владимир Высоцкий написал такую строчку — «Удобную религию придумали индусы...». Как вы считаете, есть ли у индуизма основоположник? Действительно ли она придумана?

 

4. Хорошо ли, когда люди разделены на касты людей, которые отчуждены друг от друга? Что примиряет людей с мыслью о том, что он рожден только как представитель отдельной касты?

 

5. Есть такой аргумент против реинкарнации: «Допустим, реинкарнация есть, но чем она отличается от ситуации, когда в момент смерти одного где-то рождается другой? Разница между реинкарнированным человеком и прежним субъектом так же велика, как и между умершим и родившимся другим человеком». Что вы думаете по поводу этого аргумента?

 

6. Почему в индийской философии многие откровения анонимны, то есть не имеют автора? Возможна ли мудрость без мудреца?

 

7. Будда, первооснователь буддизма, говорил: «Будьте сами своими светильниками». Что это означает? Можете ли вы сказать о себе, что вы уже стали своим светильником?

 

8. В чем парадоксальность мысли Будды: «Освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти»? Попробуйте построить противоположную мысль: «Освободиться от желаний можно, лишь удовлетворив желания...» Покажите, что эти две фразы выражают различие европейской и индийской философии.

 

9. Вспомните из истории, какой народ считается старейшим из существующих? Что вы знаете о Китае? Каковы древнекитайские представления о смерти?

 

Рекомендации студентам:

 

К вопросу №1

В индийской культуре масса экзотического. Когда европейцы стали ее изучать, она буквально их околдовала. Можно отметить богатство индийской мифологии.

Она чрезвычайно поэтична. В ней много сказочности. То же самое можно сказать и об искусстве Индии. Даже философия, казалось бы, более строгое учение, во многом пропитана сказочными сюжета-ми. Уже отмечалось, что в индийской философии лани слушают мудреца. Это ли не «страна грез»?

 

К вопросу №2

Можно сравнить европейскую и индийскую культуры. Чем они отличаются? Европейская культура рассудочна, индийская куль-тура обращается к чувству, к интуиции, к воображению... В одежде, поведении, танцах и в мышлении индийца мы замечаем много необычного для нас. Индийская культура поэтична, окутана дымкой мечтаний. В ней нет ничего отвлеченного, сухого, рассудочного... В Индии существует культ всего живого, трепетное отношение к жизни...

 

К вопросу №3

Чрезвычайно интересно обратиться к строке Владимира Высоцкого: «Удобную религию придумали индусы...» Действительно ли у индуизма есть основоположник? В самом деле она придумана? Отвечая на эти вопросы, надо отметить, что у индуизма нет основоположника. В этом своеобразие индийской философии. Ее основные памятники не имеют автора. Это эпос. Его ранние формы складываются в глубокой древности. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с покорением им природы. Эпос индийского народа выражает национальное своеобразие. Это результат самобытности истории, культуры, быта, языка.

 

К вопросу №4

В четвертом пункте «Заданий и вопросов» предлагается ответить на вопрос, хорошо ли, когда люди разделены на касты, которые отчуждены друг от друга? Разумеется, для европейского сознания это совершенно неприемлемо. Правда, в истории Запада тоже было время, когда существовали рабы и рабовладельцы. Они были отделены друг от друга, а в античной Греции рабы даже не считались людьми. Но такое деление внутри общества просуществовало все-таки относительно недолго.

Выходит, в европейских культурах нет каст? Так ответить было бы неверно. Во-первых, западное общество всегда включало в себя разные социальные группы, а в последние столетия автономное положение отвоевали для себя элитарные группы. Однако в европейской практике люди никогда не были абсолютно отгорожены в своей группе. В результате брака, образования, социальной и политической деятельности всегда можно было поменять свое место в общественной структуре общества.

Кастовое деление носит принципиально иной характер. Оно, во-первых, вечное, пожизненное. Перейти из одной касты в другую невозможно. Но особенность индийской культуры состоит в том, что никто и не тяготился тем, в какой он находился касте. Такое восприятие кастового строя тесно связано с религией. Если ты оказался в презренной касте, то это означает только временное пребывание в ней. В следующей жизни тебе повезет гораздо больше. С мыслью о том, что он рожден только как представитель отдельной касты, индуса примиряет сознание кармической зависимости всего сущего.

Можно отметить, что кастовое деление, разумеется, источник унижения и бедствий для многих людей. Однако индийская религия оказывала в известной мере и благотворное воздействие на массовое сознание. Люди не стремились к социальным переменам, к тому, чтобы, во что бы то ни стало избавиться от ненавистного бремени. Готовность покорно нести свой жребий избавила Индию от бурных общественных потрясений. Ныне кастовые пережитки еще не преодолены в Шри-Ланке, в Японии. Многообразие жизненных установок делает ответы неоднозначными.

К вопросу №5

Дело в том, что, когда индусы говорят о разных кармических обрядах человека, они объясняют: вот ты в таком веке был собакой, а в таком-то австралийской женщиной, а сейчас ты — служащий банка... Я готов согласиться с тем, что все эти существа — воплощение моей души. Но какое отношение я, нынешний, имею к той собаке... Или к австралийской женщине? Вот у соседа родилась девочка. Это совсем другое существо...

Иначе говоря, оппоненты индуизма утверждают, что при перевоплощении очередное воплощение (а оно может быть неожиданным) мало чем отличается от рождения новой личности, которая не имеет к умершему на другом конце света никакого отношения. Убедительно? Несомненно! Все же стоит подчеркнуть своеобразие этого индуистского воззрения. Будда подчеркивал, что он был и человеком, и рыбой... Но все-таки это не разные создания, а лики одной судьбы. Надо видеть себя, единственного, в разных воплощениях... Они связаны между собой одной нитью... И эта нить иногда становится видна: при особых обстоятельствах в человеке проявляется так называемая сверхпамять, или память о прежних воплощениях. Ею обладают все, но не все способны реализовать ее. Однако опытные подвижники умеют это делать. Как видите, может заключить учитель, и здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Более внимательное изучение древних верований приоткрывает ранее неизвестные глубины того или иного учения.

Теперь сравним христианское и индуистское представление о смерти. Христианское сознание говорит о бессмертии. Наступит час, когда Бог воскресит всех. В том числе и меня, единственного, во всем своеобразии моих индивидуальных качеств. Тема бессмертия есть и в индийской философии. Но она трактуется принципиально иначе. Здесь нет речи о воскрешении конкретного человек, ведь он все время появляется на земле в разных телесных облачениях. В индийской философии вообще нет речи о личном бессмертии. Оно обретается в результате слияния человека с космическим духом.

 

К вопросу №6

Предлагается парадоксальный вопрос: «Возможна ли мудрость без мудреца?» Иначе говоря, может ли философское откровение быть анонимным? В принципе в такой постановке вопроса нет ничего невероятного. И в европейской культуре есть сказания с глубоким смыслом. Однако конкретного автора у них все-таки нет. Многие произведения культуры являются продуктом коллективного творчества. Следовательно, возможна мудрость и без обозначенного мудреца...

 

К вопросу №7

Будда говорил: «Будьте сами себе светильниками». Как это можно понимать? В принципе здесь речь идет о важной философской проблеме — о том, чтобы ставить перед собой высокие цели, добиваясь их осуществления личными усилиями. В европейской философии эта тема поднималась довольно часто. Так, Шопенгауэр спрашивал: на что должен опираться конкретный человек, на себя самого или на окружение? Ответ немецкого философа однозначен: человеку надлежит в себе самом видеть опору и источник познания. Разумеется, это только одна из возможных философских позиций. Эрих Фромм, немецкий философ XX столетия, отмечал, что если рассуждать последовательно, то и эгоизм имеет положительные стороны: индивид рассматривается здесь как самоценная и самодостаточная величина. Но, разумеется, эгоизм, как и абсолютированная позиция, — это совсем не благо... Важно подчеркнуть, что мысль Будды особенно важна, поскольку в индийской философии, как уже отмечалось, выделялся конкретный человек. Поэтому так значима эта мысль Будды: она закладывает основы нового отношения к человеку, когда не ищут авторитета в чужой мудрости, апеллируют не к касте или общине, а ориентируются на собственные силы...

К вопросу №8

Восьмое задание позволяет показать принципиальное различие между европейским и восточным сознанием. Будда учит: освободиться от страдания можно, лишь отказавшись от желаний, подчинив себе все страсти. Истоком наших страданий являются желания. Мы постоянно пытаемся реализовать их — хотим богатства, любви, власти. Но в итоге рождаются разочарование и боль. Именно эта мысль понравилась в индийской философии Шопенгауэру. Он стал развивать буддистскую идею и учить европейцев истинному счастью — оно в последовательном отказе от желаний.

Однако установка Шопенгауэра в европейском сознании не получила полного признания. В соответствии со сложившимися представлениями европейцы полагают, что более логична другая мысль: можно стать счастливым, лишь реализовав желания. Добившись богатства, власти, любви, обретешь счастье... Однако и в европейском сознании на опыте потребительского общества появляется критическое отношение к этой установке. Было время, когда Швеция добилась чрезвычайно высокого уровня благосостояния, там был построен настоящий потребительский рай. К тому же и добродетель не очень была в моде... Казалось, все желания можно удовлетворить. Но именно в Швеции неожиданно обнаружилась высокая статистика самоубийств. Вот тебе и исполнение желаний...

Конечно, в европейском обществе вряд ли получит признание мысль Будды: желания человека — враг счастья. Однако опыт потребительского общества постепенно отрезвляет европейцев. Все чаще говорят о том, что истинное счастье человека вовсе не в том, чтобы исполнились все желания. На фоне разочарования потребительским раем звучат голоса, зовущие к старым пуританским ценностям, а они, оказывается, не так уж и отличаются от строгих нравственных поучений Будды.

 

К вопросу №9

Девятое задание обращает нас к древнекитайской философии. Разумеется, студент легко вспомнит из истории, что старейшим из существующих народов считается китайский. Здесь можно подчеркнуть, что китайцы пережили все другие народы, память о которых сохранила нам история и которые или исчезли без следа, оставив по себе только памятники, свидетельствующие об их былом величии, или настолько изменились, что утратили свой первоначальный вид.

Также можно подчеркнуть, что в Китае родились самобытные интересные философские взгляды. Здесь господствовал культ неба, который связывал движение звезд с судьбами государства и отдельных людей, а также с заповедями морали. Весьма интересно показать, чем отличаются древнекитайские взгляды на смерть от представлений других народов.

Можно отметить, что категории бытия и небытия (жизни и смерти) выступают как фундаментальные характеристики мира в самых различных культурах. Но если сравнить, например, понимание этих категорий в античной культуре и культуре Древнего Китая, то можно обнаружить ряд существенных различий. Если мышление античного мира трактовало небытие как отсутствие бытия, то в древнекитайской культурной традиции доминирует иное понимание — небытие есть источник и полнота бытия.

В этой системе мышления мир предстает как постоянный круговорот превращения небытия в бытие, и наоборот. Видимое, реальное, вечное, движущееся бытие как бы выплывает из невидимого, покоящегося небытия, исчерпав себя, опять погружается в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное, неставшее, неоформленное...

 

Сроки выполнения задания:

Задание рассчитано на три часа внеаудиторной работы студента.

 

Основные требования к результатам работы:

Требования по оформлению идентичны указаниям, обозначенным при изучении темы «Средневековая философия».

Задание носит продуктивный характер, поэтому главное внимание в оценке работ уделяется умению выявить характерные черты восточной философии и сделать самостоятельные выводы.

Рекомендованная литература:

  • Аналитическая философия: избранные тексты. М.: Изд. МГУ, 1993.
  • Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
  • Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Наука, 1980.
  • Взгляд на русскую философию (подборка статей) // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54-72.
  • Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. Ч. 2. М.: Гнозис, 1994.
  • Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
  • Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
  • Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-176.
  • Гуссерль Э. Феноменология. М.: Логос, 1991. № 1.
  • Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Логос, 1995.
  • Западная философия XX века. М.: Интерпракс, 1994.
  • Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
  • Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд. МГУ, 1990.
  • Лосский И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
  • Людвиг Витгеншнейн: человек и мыслитель. М.: Изд. группа «Прогресс»; Культура, 1993.
  • Малявин В.В. Конфуций. М.: Мол. гвардия, 1992.
  • Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века. М.: Художественная литература, 1987. С. 455-522.
  • Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.
  • Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996.
  • Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
  • Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Изд. 3-е. М.: Наука, 1987.
  • Современная философия науки: знание, реальность, ценность в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М.: Логос, 1996.
  • Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996.
  • Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1, 2.
  • Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Книга и бизнес, 1995.
  • Чаггерджи С, Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.
  • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
  • 1. Губин В.Д., Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009-288 с.
  •  2. Горелов А.А., Основы философии: Учеб.пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007.-256с.
  • 3. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М., 2009. - 288с.
  • 4. Стрельник О.Н., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ИД Юрайт Юрайт, 2010.-312с.
  • 5. Сысоев А.А., Основы философии: Учебное пособие.- М.: Альфа- М.: Инфра-М, 2009-368.

 

            

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий:

http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/index.html

Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев А.С.):

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml

Философия как наука:

http://community.livejournal.com/philosophiya/

Философский глоссарий:

http://metaphilosophy.ru/a.html

Философский словарь:

http://filosof.historic.ru/

Философия. Электронный учебник:

http://www.ido.edu.ru/philosophy/index.html

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1097; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!