Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов
Оценка «отлично» ставится, если студент:
Умеет раскрыть анализируемое явление в философском контексте.
Умеет аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы и давать исчерпывающий ответ по существу проблемы.
Владеет философской терминологией и безошибочно раскрывает содержание используемых терминов.
Грамотно, литературно, логично формулирует философские умозаключения.
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
Даёт полный ответ на поставленные вопросы, демонстрирует знание историко-философского контекста проблемы.
Умеет оценить значение анализируемого явления или факта с философской точки зрения.
Умеет аргументировать ключевые положения ответа, делать самостоятельные выводы.
В целом, владеет философской терминологией, но в отдельных случаях не может раскрыть содержание используемых терминов.
Грамотно, логично формулирует ключевые положения ответа.
Допускается 1-2 незначительные ошибки, фактические и/или смысловые.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
Даёт не достаточно полный ответ, демонстрирует знание отдельных, не всегда логически взаимосвязанных философских понятий и феноменов.
Не владеет основными философскими терминами по анализируемой проблеме.
Испытывает серьёзные затруднения при попытках аргументировать ключевые положения ответа, сделать самостоятельные выводы.
|
|
Недостаточно владеет философской терминологией и часто испытывает затруднения при определении содержания используемых терминов.
В целом способен логично изложить материал, однако допускает существенные ошибки с точки зрения логической последовательности.
Допускается не более 3-4 ошибок, фактических и/или смысловых.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
Даёт ответ, который носит фрагментарный характер.
Не владеет философскими материалами по анализируемой проблеме.
Не в состоянии аргументировать ключевые положения ответа, сделать самостоятельные выводы.
Не владеет философской терминологией, не способен определить содержание используемых терминов;
Не может логично изложить материал.
Ставится при наличии свыше 5 ошибок, фактических и/или смысловых.
Введение: Что такое философия?
Цель:
Научить описывать, выделять особенности и характерные черты феномена философии.
Развить умения работать с текстом учебника и вспомогательной литературы.
Формировать умения использовать философскую литературу справочного характера.
|
|
Показать, что каждый человек в той или иной форме – философ.
Вопросы:
1. Попытайтесь выразить содержание следующих стихов Басё:
а) Стократ благородней тот,
Кто не скажет при блеске молнии:
«Вот она наша жизнь!»
б) Старый пруд заглох.
Прыгнула лягушка,
Слышен тихий всплеск.
Отчего поэт так краток? Почему он не пытается развить мысль более пространно? Рождает ли картина при-роды определенный взгляд на мир?
2. Древнегреческий философ Гераклит (ок. 535 — ок. 475 гг. до н. э.) сказал:
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Что имел в виду философ? Справедливо ли это выражение для характеристики всей нашей жизни? Действительно ли в ней все постоянно меняется?
3. Почему философия вечна?
4. Фридрих Ницше говорил: «Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть безумцем на свой собственный страх, чем мудрым на основании чужих мнений!» Как вы понимаете эту мысль? Может ли философ некритически воспринять чужие взгляды? Что означает «быть безумцем на свой собственный страх»?
5. Попробуйте самостоятельно сформулировать некоторые вековечные вопросы — например, вечна ли любовь? Что еще? Кто вправе назвать себя философом?
|
|
6. Можно ли доверять знанию, если оно ненаучно?
7. Попробуйте сформулировать такие философские положения, которые отбирают у человека последнее утешение. Например, человек — смертен, человек никогда не познает мир до конца. Что еще? Как вы можете возразить?
8. Как вы думаете: пользуется ли философия признанием в современном мире? Приведите доводы «за» и «против».
9. Почему некоторые научные исследования опасны? Можно ли остановить человеческую мысль? Отчего нельзя выжечь ген — хранитель информации о смерти?
10. Попробуйте сформулировать философские вопросы, которые не получают окончательного решения. Например, было ли начало и будет ли конец мира?
11. Философия призвана рождать горькие мысли. Приведем стихи персидского мыслителя XV в. Аррани Атаалаха:
Не изойти нам из смерти сетей,
Ни мудрецу, ни глупцу, никому.
Но одного я никак не пойму:
Зачем на смерть мы рождаем детей?
О, эта жизнь, остывающий жар!
О, этой жизни отравленный дар!
В чем горечь этих строк? В чем их философский смысл?
12. Напишите названия гуманитарных дисциплин, которые упоминаются в тексте. Попытайтесь расположить их в соответствии с вашими предпочтениями.
|
|
Рекомендации студентам:
К вопросу №1
Оценивая содержание стихов Басё, можно указать, что японский поэт фиксирует наше внимание на кратких мигах жизни. Там сверкнула молния, молчание пруда нарушено всплеском лягушки... Что выражают эти зарисовки? Прежде всего, они воссоздают миги реальности, определенные картинки...
В стихах Басё нет обстоятельных описаний, сюжетных поворотов. Но эти строчки завораживают. Русский поэт Андрей Белый старался предельно долго смотреть на горящую свечу. Это занятие рождало поэтические образы. Нечто подобное можно сказать о японском поэте. Он завораживает нас одной картинкой. Мы входим в этот образ, живем в нем, как бы увековечивая его... Но дело не только в описании. Студент мог бы объяснить, что таким образом данное изображение пруда или молнии рождает определенный взгляд на мир.
Каким выглядит мир в изображении японского поэта? Он, прежде всего, побуждает к созерцанию. Здесь нет призыва к активному действию, к пересотворению реальности. Мир этот прекрасен, он зачаровывает... Можно ли, скажем, понять Басе в том смысле, что они призывает покорять природу? Такая мысль показалась бы кощунственной. Вслушиваясь и вглядываясь в мир, поэт раскрывает его прелесть, уникальность. Что может быть величественней просверка молнии? Что может быть загадочней тишины пруда, которая нарушается лишь прыжком лягушки? Природу надо любить и беречь — таков угадываемый смысл поэтических строк.
К вопросу №2
Рекомендуем также всесторонне обдумать высказывание Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Здравый смысл недоумевает: «Почему же нельзя? Летом я купался в реке, заходя в нее множество раз». Что имел в виду философ? Все меняется? Река несет свои воды, она все время оказывается другой. Ничто не остается неизменным в нашей жизни. Человек только родился, а уже продвигается к смерти... Дерево за ночь покрылось зелеными листьями. Вчера шел дождь, сегодня подморозило... Вывод в том, что все в мире находится в постоянном процессе преображения, — одно из замечательных откровений древней философии. Философия навсегда внесла эту мысль в сокровищницу бессмертных идей.
К вопросу №3
Почему философия вечна? Можно ответить так. Прежде всего, человек не может не философствовать. Он не может не мыслить. Это один из истоков существования философии. Даже если философия будет запрещена, люди тайком, наедине с собой, все равно станут размышлять о своей жизни, о бессмертии, о тайнах мира. Рекомендуется также добавить, что философия дает универсальную картину мира. Люди все время нуждаются в этом. Это еще одна причина неуничтожимости философии.
Наконец, целесообразно отметить, что философия доказала за многие века плодотворность именно философского взгляда на реальность. Она постоянно отрезвляет человека от излишнего оптимизма и спасает от отчаяния, накапливает опыт мудрости, прививает вкус к постановке и осмыслению важнейших вопросов человеческого существования.
К вопросу №4
При разъяснении мысли Фридриха Ницше важно подчеркнуть, что философ никогда не принимает чужие суждения на веру. Он подвергает их суду разума. Философ никогда не рассматривает полученные сведения как, безусловно авторитетные, кому бы они ни принадлежали. Он пытается их критически оценить. Кроме того, философия — это относительно целостный, универсальный взгляд на мир. Можно ли выработать такой взгляд с помощью разрозненных воззрений? Фридрих Ницше говорит: «Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину!» Он имеет в виду, что философ должен стремиться к разностороннему, целостному осмыслению реальности.
Многие философские положения кажутся необычными, безумными. Например, Гераклит возвестил, что все находится в движении. Но ведь практическому обыденному сознанию кажется, что многое выглядит неизменным. Та же земля, то же солнце, лес, времена года... Или, допустим, М. Метерлинк писал о том, что растения обладают разумом. Вот почему Ф. Ницше говорит: «Лучше быть безумцем на свой собственный страх, чем мудрым на основании чужих мнений!»
К вопросу №5
Студент может попробовать сам сформулировать вековечные вопросы. Назовем некоторые возможные вопросы. «Можно ли избежать смерти? Зачем человеку дана жизнь? Не погибнет ли вселенная? Не станет ли машина умнее человека?» Постановка вопроса — это уже элемент философского мышления.
К вопросу №6
Можно ли доверять знанию, если оно ненаучно? На первый взгляд напрашивается отрицательный ответ. Видимо, речь идет о заблуждении, о том, что опровергает наука. Однако вопрос гораздо глубже. Есть знания, которые возникают не в рамках науки, а в русле философии. Философ Демокрит утверждал, что мир состоит из первочастичек — атомов. Сегодня это знание кажется ненаучным. Современная наука никак не может обнаружить некую первочастичку. Однако это философское знание заслуживает доверия, ибо, возможно, науке когда-нибудь удастся отыскать атом, то есть неделимое тело. Доверия может заслужить не только философское знание, но и практическое, житейское. То есть то, что мы называем здравым смыслом.
К вопросу №7
В седьмом вопросе по данной теме предлагается сформулировать такие философские положения, которые отбирают у человека последнее утешение. Например, человек — смертен, человек никогда не познает мир до конца. Что еще? Студент может сослаться на материал курса биологии человека. Там говорится о том, что человек как биологическое создание имеет некоторые дефекты. Это положение философской антропологии важно, но оно малоутешительно. Возьмем также философское положение: «Мир не имеет не начала, не конца». Практический, житейский разум плохо воспринимает такие взгляды. Они могут показаться и безрадостными, ибо трудно себе представить вечное коловращение жизни... То же и бессмертие. Оно представляется желанным. Но каждый ли согласится жить вечно? Знаменитый писатель Дж. Свифт в бессмертном романе «Путешествие Гулливера», рассмотрев этот вопрос, приходит, как известно, к неутешительному выводу: бессмертие ужасно и ненужно. Или это, напротив, утешительный вывод?
К вопросу №8
Пользуется ли философия признанием в современном мире? Доводы «за»: философия существует как самостоятельная гуманитарная дисциплина, ее изучают в школе, люди уважают мудрость, многие философские положения пользуются всеобщим признанием. Доводы «против»: многие ученые, работающие в области физики, химии, биологии, полагают, что они сами по себе «философы». Иначе говоря, они пытаются обойтись без философии. Иногда говорят, что в эпоху информатики надо развивать не философию, а информационные связи. Толкуют о том, что философия не дает окончательных ответов, а это плохо...
К вопросу №9
Почему некоторые научные исследования опасны? Обсуждая этот вопрос, следует обратить внимание на тот факт, что познание мира не гарантирует от тяжелых, катастрофических последствий. Можно, скажем, построить Чернобыльскую электростанцию, но при этом неожиданно взорвется реактор. Наука, конечно, фундамент современной цивилизации. Однако в XX веке окончательно пришли к убеждению, что наука не только благо. Можно открыть атомную энергию и сделать бомбу. Можно повернуть реки вспять и нарушить экологический баланс. Можно «скрещивать» гены и неожиданно потерять контроль над наследственностью.
Философия в отличие от науки вырабатывает более универсальный взгляд на мир. Она накопила огромный интеллектуальный опыт. Остановить человеческую мысль, разумеется, нельзя. Но можно предостеречь науку от вторжения в те сферы природного и человеческого бытия, которые еще плохо изучены и поэтому требуют сугубой осторожности при изучении. С точки зрения философа, было бы неразумным разрушить ген — носитель информации о смерти. Философы, которые много столетий обсуждали проблемы жизни и небытия, подсказывают нам, что тайна бессмертия вряд ли обретается столь просто. Все сказанное, однако, не означает, будто именно философия наделена контрольными функциями над наукой. Она не запрещает, а подсказывает, вразумляет, предостерегает...
К вопросу №10
В этой связи студент может обратиться к родителям с просьбой сформулировать, как они понимают некоторые философские вопросы... Речь идет о таких проблемах, которые всегда обсуждаются философами. Например: является жизнь благом или злом? А смерть? Существует ли граница между живым и неживым? Познаваем или непознаваем мир? Разумеется, это примеры. Они только помогут вызвать у ребят желание философствовать, размышлять...
К вопросу №11
Персидский мыслитель XV века Аррани Атаалах называет жизнь отравленным даром. Горечь его строк вызвана тем, что человек смертен. «Зачем на смерть рождаем мы детей?» Однако, обсуждая это стихотворение, можно предложить в споре и другой ход мысли. Жизнь — это вечное обновление... Жар жизни с годами, разумеется, остывает, и разве бессмертие в этом случае безусловное благо? Здесь рекомендуется воспользоваться материалом «Философского словаря» П.С. Гуревича. В статье «Бессмертие» отмечается, что у истоков человечества бесконечность жизни вовсе не оценивалась как безусловная ценность. Фридрих Энгельс подчеркивал, что представление о бессмертии на определенной стадии развития человечества оборачивалось неотвратимостью судьбы. Довольно часто оно не утешало, а, напротив, воспринималось как настоящее несчастье...
В древнеиндийской культуре, где господствовала идея многократного перерождения человека, люди часто бросались под колесницы или в воды священного Ганга, чтобы завершить кармическое существование и вернуться в бытие абсолютное, не проявленное в мире, равное небытию. В европейской культуре представление о бессмертии как о наказании выражено в мифе об Агасфере.
Можно рассказать о том, что идея бессмертия как наказания воплощена в образе персонажа христианской легенды позднего западноевропейского христианства — Агасфера. Во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста Агасфер отказал ему в просьбе о кратком отдыхе. Он безжалостно повелел ему идти дальше. За это Агасфер получил Божье наказание. Ему было отказано в покое могилы. Он был обречен из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа. Только Тот мог снять с него проклятие. Этот сюжет и различные его интерпретации вошли в мировое искусство.
К вопросу №12
Важно также обратить внимание на тот факт, что в изложении данной темы упоминаются различные гуманитарные дисциплины. Это история, этнография, философия, социология, психология, культуроведение и т. д., а это расширяет возможность широкопроблемного осмысления поставленных философией вопросов. Такой под-ход позволит ученикам при решении философских вопросов опираться на знания, полученные на уроках физики, химии, биологи и т. д.
Сроки выполнения задания:
Задание рассчитано на полчаса внеаудиторной работы студента.
Основные требования к результатам работы:
Работу представить в рукописном виде в установленные сроки в объёме 2-4 страницы ученической тетради, либо в письменном виде в объёме не более 1.5 печатных листов формата А4, шрифт 14, междустрочный интервал 1.5 с обязательным указанием списка использованной литературы. Задание носит продуктивный характер, поэтому главное внимание в оценке работ уделяется личным взглядам и аргументированности собственной позиции.
Рекомендованная литература:
· Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 10-73.
· Вольф Р.П. О философии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 15-52.
· Гуревич П.С. Филосовский словарь. М.: Олимп; ООО «издательство АСТ», 1997 – 320с.
· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 1986.
· Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.
· Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 10-129.
· Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М.: Мол. гвардия, 1972.
· Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. – М.: Просвещение, 1995 – 399с.
- 1. Губин В.Д., Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009-288 с.
- 2. Горелов А.А., Основы философии: Учеб.пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007.-256с.
- 3. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М., 2009. - 288с.
- 4. Стрельник О.Н., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ИД Юрайт Юрайт, 2010.-312с.
- 5. Сысоев А.А., Основы философии: Учебное пособие.- М.: Альфа- М.: Инфра-М, 2009-368.
Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий:
http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/index.html
Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев А.С.):
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml
Философия как наука:
http://community.livejournal.com/philosophiya/
Философский глоссарий:
http://metaphilosophy.ru/a.html
Философский словарь:
http://filosof.historic.ru/
Философия. Электронный учебник:
http://www.ido.edu.ru/philosophy/index.html
Тема 1.1 Античная философия
Цель:
Раскрыть смысл духовного переворота, который произошёл в античной культуре.
Показать рождение философии в классическом смысле слова.
Отметить особенности античной философии: функциональность, синкретизм проблем.
Вопросы:
1. Президент одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он предпочитает читать, ответил: «Люблю в конце рабочего дня почитать труды Сократа».
Вспомните содержание темы и скажите, почему политик сказал неправду... Почему он не мог читать труды Сократа?
2. Мы знаем мысли Сократа только потому, что их записали его ученики. Вот одна из записей: «В молодые годы у меня была настоящая страсть, к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Мне представлялась удивительным и необыкновенным знать причину каждого явления — почему что рождается, и почему погибает, и почему существует. И я часто метался из крайности в крайность и вот какого рода вопросы задавал себе в первую очередь: когда теплое и холодное, взаимодействуя, вызывают гниение, не тогда ли, как судили некоторые, образуются живые существа? Чем мы мыслим — кровью, воздухом или огнем? Размышлял я и о разрушении всего существующего, и о переменах, которые происходят в небе и на земле, — и все для того, чтобы в конце концов счесть себя совершенно непригодным к такому исследованию».
Внимательно прочитайте этот текст. Какой мировоззренческой установке отдал дань Сократ в молодые годы? Действительно ли гниение происходит от смешения теплого и холодного? Образуются ли живые существа из процесса гниения? Что бы мы могли сказать сегодня Сократу, который пытался понять, чем мы мыслим — кровью, воздухом или огнем?
3. Что означает надпись на храме бога Аполлона: «Познай самого себя»? Почему Сократ, увидев изречение, обратился от натурфилософии к философии человека?
4. Как вы оцениваете смерть Сократа? (Подчеркните нужное):
— Восхищен его мужеством.
— Не стоило отдавать свою жизнь толпе.
— Поражен его легкомыслием.
— Считаю глупостью самоубийство.
— Не имею точного мнения.
5. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре». Это приводимые слова Сократа. В чем смысл? Как в них раскрылась судьба философа?
6. Услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, на смерть», он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».
Как вам кажется, мудро ли ответил Сократ? Почему? В чем выразилось превосходство Сократа как философа над простым смертным в этой реплике?
7. Что такое «майя»? Почему древние считали, что мир — иллюзия? Разве может все окружающее нас быть обманчивым? Кому принадлежит выражение «покрывало Майи»?
Попробуйте изобразить мир, каким он возникает в вашем сознании. Придумайте его облик, сочините краски, мобилизуйте собственное воображение. Можете ли вы поверить, что сотворенный вами мир есть реальность?
8. Объясните известную мысль Платона: «Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие, же вещи сходны с ними и суть их подобия, сама причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».
Растолкуйте, что имеет в виду античный мыслитель? Представьте себе какую-нибудь идею в платоновском смысле, а потом назовите вещь, которая воплощает эту идею. Например, идея государства и само государство во множестве своих обликов.
9. Попробуйте порассуждать о том, что в жизни кажется иллюзией. Может быть, сама жизнь? Древнегреческий философ Теофраст (ок. 372 — 289 гг. до н. э.), умирая, отвечал ученикам: «Заповедовать мне вам нечего — разве лишь сказать, что многие жизненные услады только по видимости славятся таковыми. Едва начав жить, мы умираем, поэтому нет ничего бесполезнее, чем погоня за славою. Будьте же благополучны, а науку мою или оставьте — ибо требует она немалого труда, — или отстаивайте с честью, и тогда будет вам великая слава. В жизни больше пустого, чем полезного. Мне уже более вам не советовать, как вести себя, смотрите же сами, что делать и чего не делать». И с такими словами он, говорят, испустил дух.
Почему Теофраст говорит о тщете жизни? Согласны ли вы с ним? Можете ли вы спрогнозировать всю свою жизнь до самой смерти? Какова она? Что в ней необычного, достойного?
10. Теперь почитаем Артура Шопенгауэра:
«Как брызги и струи бушующего водопада сменяются с молниеносной быстротою, между тем как радуга, которая повисла на них, непоколебимая в своем покое, остается чужда этой беспрерывной смене, — так и всякая идея, то есть род живущих существ, остается совершенно недоступна для беспрепятственной смены его индивидуумов. А именно в идее, или роде, и лежат настоящие корни воли к жизни; именно в ней она находит свое выражение, и поэтому воля действительно заинтересована только в сохранении идеи. Например, львы, которые рождаются и умирают, — это все равно, что брызги в струе водопада; львиность же, идея или форма льва, подобна непоколебимой радуге над ним. Вот почему Платон только идеям, то есть родам, приписывал настоящее бытие, индивидуумам же — лишь беспрепятственное возникновение и уничтожение».
Не правда ли, сложный текст? Однако вполне понятный для того, кто внимательно изучил тему. Попытаемся вникнуть в написанное.
Какого философа и почему называет Шопенгауэр? Согласен ли он с позицией этого философа? Да или нет? Почему Шопенгауэр называет львиность идеей, а льва воплощением этой идеи? Отчего он уподобляет идею радуге, а конкретных индивидов брызгам? Человек — смертен. Как вы думаете — смертно ли человечество? Как можно применить здесь мысль Платона об идеях?
11. «Всякая философия есть постижение абсолютного». Это мысль немецкого философа Гегеля (1770— 1831). Вернитесь к тексту. Подумайте, что имел в виду Гегель? Какое понятие для него является самым главным?
Рекомендации студентам:
К вопросу №1
Первое задание предлагает разъяснить, почему президент одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он предпочитает читать, ответил: «Люблю в конце рабочего дня почитать труды Сократа». Это неправда. Дело в том, что у Сократа нет написанных трудов, его мысли дошли до нас в передаче современников. Сократ — философ устной традиции. Следовательно, президент по незнанию сказал неправду.
Мы знаем мысли Сократа только потому, что их записали его ученики.
К вопросу №2
Второе задание воспроизводит одну из таких записей. Предлагается пояснить, какой мировоззренческой позиции отдал дань Сократ в молодые годы. Впрочем, это поясняет сам философ. Он отмечает: «В молодые годы у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы». Можно сказать, Сократ проявил интерес к философии природы, к при родоцентрической позиции.
Действительно ли гниение происходит от смещения теплого и холодного? Нет, пожалуй, эта мысль Сократа не совсем точна. Жаркая температура усиливает гниение. Но холодное тут ни при чем. Образуются ли живые существа из процесса гниения? Вовсе нет. Это заблуждение. Наука доказала, что такие существа могут появиться из мельчайших клеток, которые начинают произрастать в том случае, если температура воздуха высока. Что бы мы могли сказать сегодня Сократу, который пытался понять, чем мы мыслим — кровью, воздухом или огнем? Современные представления происходят из того, что человек мыслит мозгом. Правда, и эти взгляды начинают подвергаться критической оценке.
К вопросу №3
Третье задание спрашивает: «Что означает надпись на храме бога Аполлона: «Познай самого себя»? Надпись означает, что путь познания можно начать с изучения собственного внутреннего опыта. Познай себя. Но ведь каждый человек, прежде всего обобщает свой личный несовершенный опыт. Индивидуальные представления переменчивы. Им надо противопоставить нормативное понятие. Конечно, все эти зачатки сознательного искания непоколебимой истины, которая возвышалась бы над случайными взглядами, были только позднее развиты и сформулированы абстрактно. У Сократа они выступают в их непосредственном виде, в качестве цели дружеской, любознательной беседы.
К вопросу №4
Почему Сократ, увидев это изречение, обратился от натурфилософии к философии человека? Дело в том, что девиз «Познай себя» подчеркивал, что внутреннее состояние человека, сам процесс мысли могут быть объектом самостоятельного изучения. На этом пути, как показалось Сократу, можно быстрее, чем в натурфилософии, открыть истину. Вот почему историки философии считают Сократа родоначальником философии человека.
К вопросу №5
Как вы оцениваете поступок Сократа? Важно показать, что любое мнение имеет право на существование, обладает собственными резонами. Разве так уж бессмысленны суждения — «считаю глупостью, самоубийством» или «не стоило отдавать свою жизнь толпе». Однако надо разъяснить смысл поведения Сократа, решение которого уже много столетий привлекает внимание философов и историков.
«Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре». Эти слова Сократа отражают суть его жизненной позиции. Античный философ не просто возвестил эту истину. Он поступил в соответствии с этой идеей. Сократ предпочел умереть, но не отречься от собственных философских убеждений.
К вопросу №6
Задание предлагает оценить фразу Сократа, который на реплику: «Афиняне осудили тебя, Сократ, на смерть» спокойно ответил: «А их на смерть осудила природа».
Мудро ли ответил Сократ? В чем выразилось превосходство Сократа как философа над его собеседником в этой реплике? Афиняне думают, что именно они обладают правом распоряжаться судьбами людей. Как-никак, а они приговорили к смерти самого Сократа. Сам же философ поднимается над суетностью мира. Он обращает внимание афинян на факт смертности каждого человека. Судей к смерти приговорила природа. Стоит ли так абсолютизировать решение суда?
К вопросу №7
В задании ставится вопрос: что такое «майя»? Напомним, что означает это слово. В древнеиндийской мысли это магическая сила творного мира, иллюзия, видимость. Слово и понятие майи имеют длительную историю развития. В «Ригведе» «майя» обычно означает обман, хитрость, колдовство, чары, враждебную магическую силу (если речь идет о демонах), божественную магическую силу (если речь идет о богах). «Майя» иногда передает идею изменения, превращения, чуда, связанного с подобными превращениями.
С помощью «майи» Бог вызывает к жизни, правда, мнимой, иллюзорной, весь мир объектов, которому человек, не обладающий подлинным знанием, склонен придавать статус реальности. Человек, не преодолевший незнания, поддается иллюзии майи, принимая мир за подлинную реальность и не подозревая, что она оказывается скрытой или же искаженной.
Почему древние считали, что мир — иллюзия? Это можно разъяснить таким образом: древние чувствовали, что реальный, окружающий нас мир не является единственным. Они подсознательно чувствовали, что за вещественным окружением есть нечто, более значимое, разнообразное и труднопостижимое. Отсюда убеждение, что за видимым, но иллюзорным миром скрывается иной, более значимый и глубинный.
Разве может все окружающее нас быть обманчивым? Житейское, обыденное сознание отвечает на этот вопрос отрицательно. Мы живем в мире реальных предметов, феноменов природы. Что может заставить нас думать, что это фантомы? Однако философское сознание вполне может предположить, что есть иной, более существенный мир, который скрыт от нас предметным окружением. Это древнее представление подчас поддерживается современной наукой.
Ныне специалисты почти в каждой области знания и практики настаивают на своем видении реальности. Разве это доказательство многообразия миров? Особенность нынешней ситуации как раз и заключается в том, что сознание исследователя как бы находится в потоке разных реалий. Это и подтверждает догадку: может быть, сознание способно раскрыть перед нами не один, а множество миров?
Выражение «покрывало Майи» принадлежит Ар-туру Шопенгауэру. Задание предполагает также создание некоего фантазийного мира. Вы сами придумываете его облик, сочиняете краски, мобилизуя собственное воображение.
К вопросу №8
Можете ли вы поверить, что сотворенный вами мир есть реальность? С одной стороны, он — плод вашего воображения. Нет оснований принимать его за подлинный. Но, с другой стороны, он живет по законам какого-то странного бытия. Можно легко представить себе какую-нибудь идею в платоновском смысле. Государство — специфическая форма союза людей, которая в идеале направлена на свободу и благополучие граждан. Это, так сказать, идея государства. Однако она может реализоваться во множестве вариантов. Это может быть демократическое или тоталитарное, светское или духовное, сильное или слабое государство.
К вопросу №9
Девятое задание к теме предлагает определить, что в жизни кажется иллюзией. Может быть, сама жизнь? Когда люди обдумывают собственную жизнь, вспоминают ее отдельные эпизоды, она кажется им нереальной, выдуманной. Сергей Есенин даже написал: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» В задании приводятся слова греческого философа Теофраста. Он говорит о тщете жизни, подчеркивая ее иллюзорность: «Едва начав жить, мы умираем, поэтому нет ничего бесполезнее, чем погоня за славою», «В жизни больше пустого, чем полезного».
Можно ли согласиться с Теофрастом? С одной стороны, безусловно. Ведь человек действительно смертен. Слава развеивается. Жизнь уходит... Однако все-таки события жизни — не фантом, не призрак... Это чудесный дар. Разумеется, трудно спрогнозировать всю свою жизнь до самой смерти. Однако в каждой жизни можно отыскать необычное, достойное...
К вопросу №10
Десятое задание темы связано с истолкованием текста Артура Шопенгауэра. Какого философа называет он и почему? Внимательное чтение отрывка позволяет определить, что речь идет о Платоне. Почему же? Учение Платона об идеях сочувственно интерпретируется Шопенгауэром. Он согласен с тем, что сначала существует некая идея, а потом ее воплощение. В этом смысле Шопенгауэр согласен с Платоном. Отсюда понятно, почему немецкий философ называет львиность идеей, а льва воплощением этой идеи. В этом же смысле Шопенгауэр уподобляет идею радуге, а конкретных индивидов брызгам.
Человек смертен. Но смертно ли человечество? Ответить на этот вопрос помогает платоновская концепция идеи. Идея человечества бессмертна, всегда будет людской род. Но конкретные существа, воплощающие эту идею, не вечны. Они выражают собой бесконечные лики идеи человечества.
К вопросу №11
В задании к теме предлагается поразмыслить над словами Гегеля: «Всякая философия есть постижение абсолютного». Что имел в виду философ? Какое понятие является для него самым главным. Гегель принимал за первичное некое вне человека существующее мышление — «абсолютную идею», «мировой разум». По его мнению, все вещи внутри себя логичны. В философской системе Гегеля «абсолютный дух» — конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем развитии дух постигает абсолютную идею через созерцание в искусстве, затем через эмоциональное переживание — в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, таким образом, становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.
Сроки выполнения задания:
Задание рассчитано на два часа внеаудиторной работы студента.
Основные требования к результатам работы:
Требования по оформлению идентичны указаниям, обозначенным при изучении темы «Введение».
Задание носит по большей части продуктивный характер (обоснование философских положений, установление причинно-следственных связей и т.д.)
Главное внимание в оценке работ уделяется обоснованности и чёткости изложения ответов, уровень самостоятельности (оригинальность, логика ответов).
Рекомендованная литература:
· Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4.
· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 1986.
· Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
· Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: 1963-1992. Т. I—VIII.
· Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.
· Новый Завет.
· Платон. Государство // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3.
· Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 155-172.
· Плотин. Эннеады. Киев: Уцим-Пресс, 1995.
· Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб.: Петрополис, 1994. Т. 1.
- 1. Губин В.Д., Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009-288 с.
- 2. Горелов А.А., Основы философии: Учеб.пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007.-256с.
- 3. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М., 2009. - 288с.
- 4. Стрельник О.Н., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ИД Юрайт Юрайт, 2010.-312с.
- 5. Сысоев А.А., Основы философии: Учебное пособие.- М.: Альфа- М.: Инфра-М, 2009-368.
Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий:
http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/index.html
Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев А.С.):
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml
Философия как наука:
http://community.livejournal.com/philosophiya/
Философский глоссарий:
http://metaphilosophy.ru/a.html
Философский словарь:
http://filosof.historic.ru/
Философия. Электронный учебник:
http://www.ido.edu.ru/philosophy/index.html
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 968; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!