Тема 2.2 Философия как аксиология



Цель:

 Развить философское представление о добре и зле.

 Раскрыть смысл понятия «ценность».

 Охарактеризовать вечно одухотворяющие абсолюты, которые скрепляют человечество: красота, добродетель, свобода, идеал, воля.

 

Вопросы:

 

1. Сопоставьте понятия «этика» и «мораль». Нарисуйте каждое понятие в виде круга, а теперь соедините их. Каким образом произойдет это соединение?

 

2. Подумайте, можно ли обойтись без этики, ориентируясь только на мораль.

 

3. Если машина наделена чем-то вроде сознания, доступны ли ей нравственные нормы?

 

4. Можно ли принудить человека быть нравственным?

 

5. «Жизнь людей вообще невозможна без убийства». Приведите примеры, которые подтверждают данную мысль. Попробуйте представить человеческую жизнь без убийства. Что нужно устранить? Как будет выглядеть такая жизнь?

 

6. «Если бы люди стали неукоснительно соблюдать библейские и другие нравственные нормы — человеческое общество не могло бы существовать». Попробуйте оспорить эту мысль. Возможно ли общество, где отсутствуют нравственные предписания?

 

7. Древнекитайский мыслитель Мо-цзы утверждает: «Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступил плохо, трудился неусердно. Почитать судьбу не имеет смысла...» Что имеет в виду мудрец? Разве плохое поведение всегда наказуемо? Отчего не следует почитать судьбу?

 

8. Сократ учил: «Кто мудр, тот и добр». Какая тут связь? Разве доброта продиктована умом? Что имеет в виду философ?

 

9. Демокрит говорил: «Богат тот, кто беден желаниями». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему бедность может стать предпосылкой богатства?

 

10. В чем изъяны машинной логики? Может ли машина решать человеческие проблемы? Выпишите слева доводы «за», а справа «против».

 

11. «Человек — добр...» Приведите доводы. «Чело-век — зол...» Приведите доводы.

 

12. Почему нельзя полностью избавиться от зла? Опишите придуманную вами страну, где нет зла. Чем она отличается от современного мира?

 

13. Что позволяет называть этику «практической философией»?

 

14. Постройте пирамиду ваших собственных ценностей сверху донизу.

 

15. Правда ли, что зло наказуемо? Приведите примеры «за» и «против».

 

16. Вот несколько максим, созданных Франсуа Ларошфуко:

 

«Миром правят судьба и прихоть».

«Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор».

«Мудрость для души — то же, что здоровье для тела».

«Страсти — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны».

 

Какая из максим показалась вам удачной и почему?

 

17. Обоснуйте «золотое правило» нравственности. Назовите поступки, которые не хотели бы совершать из соображений «золотого правила».

 

18. Приведите пример из художественной литературы, когда герой вынужден принимать нравственное решение без подсказки, через мучительный выбор.

 

19. Могла ли Медея поступить по-христиански?

 

20. Можно ли жить, сообразуясь с «этикой ненасилия»? Приведите примеры.

 

Рекомендации студентам:

 

К вопросу №1

Первое задание предлагает, сопоставит понятие «этика» и «мораль». Здесь важно подчеркнуть, что многообразие этических ценностей принимается каждым человеком не в полном объеме. Мораль — это признанные нормы. Они различны у разных народов и, кроме того, преображаются с течением времени. Моральные представления раскрывают правила поведения, которые считаются достойными, благородными, приличными. Это касается жизненного уклада, пищевых традиций, отношений между мужчиной и женщиной, стремления к обладанию или власти. Мораль определяет картину мира для каждого человека.

 

К вопросу №2

Подумайте, можно ли обойтись без этики, ориентируясь только на мораль. Мораль без этики будет выглядеть предельно обедненной. Иначе говоря, останутся только те нормы, которые призваны, реализуются в самой жизни. Но обоснование этих норм осуществляется в этике, более широкой гуманитарной философской дисциплине. Без такого обоснования моральные нормы утратят свою глубину и обоснованность.

 

К вопросу №3

«Если машина наделена чем-то вроде сознания, доступны ли ей нравственные нормы?» Ответ таков: нравственные нормы у машины отсутствуют. Аргументы? Во-первых, только просветители считали, что нормы морали обосновываются лишь разумом. На самом деле мораль рождается из всей человеческой субъективности — сознания, воли, чувств. Машина, далее, не наделена свободой воли. Поэтому она не может поступать морально. Наконец, у нее есть собственная программа, которая ограничивает машину в правилах ее мышления и поведения.

 

К вопросу №4

«Можно ли принудить человека быть нравственным?» Ответ таков: нет, невозможно. Человека можно заставить соблюдать нравственные нормы. Но нравственное поведение — это итог собственных размышлений о морали, собственного нравственного выбора. В анкете принуждения выбор отсутствует. Я могу уклониться от убийства из чувства страха за свою жизнь, а вовсе не по нравственному убеждению, что убийство — это предельное зло.

 

К вопросу №5

«Жизнь вообще невозможна без убийства». Это замечание взято из рассказа Роберта Шекли и составляет пятое задание к теме. Нужно привести примеры, которые подтверждают данную мысль. Да, современная цивилизация невозможна без убийства. Европейский человек (в отличие от индийской культуры, где господствует благоговение перед жизнью) убивает, чтобы получить мясо для пропитания. Он казнит преступников, чтобы оградить от них общество. Можно, разумеется, представить себе жизнь, культуру без убийства. Как уже отмечалось, люди могут быть вегетарианцами, исповедуя гуманное отношение к животным. Можно отменить смертную казнь, что и было сделано во многих странах. Попробуйте дать волю фантазии и рассказать подробнее о жизни в такой культуре.

 

К вопросу №6

 «Если бы люди стали неукоснительно соблюдать библейские и другие нравственные нормы, человеческое общество не могло бы существовать». Предлагается оспорить эту мысль. В современном обществе есть многие зоны, где царит безнравственность. Например, считается, что политика — это сфера беспринципных сделок, сфера заведомо безнравственная («грязное дело»). Нельзя отменить смертную казнь, это приведет к массовым убийствам. Во всех обществах современной цивилизации есть террористы, которые навязывают людям свою власть.

Можно, однако, представить себе общество, которое руководствовалось бы нравственными мерками. Можно, скажем, не убивать, потому что смертная казнь не содействует оздоровлению общества. Можно, допустим, подчинить политику нравственным императивам. Можно сделать христианские заповеди нормой жизненного поведения. В то же время общество, где отсутствуют нравственные предписания, возможно. Достаточно вспомнить древний, уже вырождающийся Рим, нацистскую Германию,

сталинскую тиранию. Однако безнравственное общество недолговечно. Оно само себя разлагает и приводит к гибели...

 

К вопросу №7

Древнекитайский мыслитель Мо-цзы утверждает: «Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступил плохо, трудился неусердно. Почитать судьбу не имеет смысла...» Что имеет в виду мудрец? Он полагает, что человеческие поступки наказуемы. Но разве плохое поведение всегда получает воздаяние? Мудрец считает: да, именно так. Отчего не следует почитать судьбу? Мо-цзы полагает, что дело не в судьбе, а в индивидуальных поступках человека. Как бы ни сложилась судьба, если человек совершает безнравственные поступки, он получит наказание...

 

К вопросу №8

Сократ учил: «Кто мудр, тот и добр». Какая тут связь? По мнению мудреца, доброта — неотъемлемый признак мудрости. Кто смотрит на жизнь умудрено, не может быть злым... Разве доброта продиктована умом? Конечно, можно полагать, что Сократ впал здесь в преувеличение. Доброта вырастает не только из человеческой мудрости, но и из морали, воли, чувств человека, нравственного опыта.

 

К вопросу №9

Демокрит говорил: «Богат тот, кто беден желаниями». Предлагается подумать, прав ли философ? Дело в том, что удовлетворить все желания люди не могут. Всякое желание порождает другое, еще одно желание. Человек постоянно чувствует себя ущемленным, бедным. Но есть другой путь — ощутить себя богатым. Избавиться от искусственных желаний. Тогда и возникает ощущение невиданного богатства. Именно в этом смысле бедность может стать предпосылкой богатства.

 

К вопросу №10

В чем изъяны машинной логики? Может ли машина решать человеческие проблемы? Машинная логика не универсальна. Конечно, машина может лучше человека осуществляет мыслительные операции. Но у нее нет качеств, которые присущи человеку, — нерассудочности, эмоциональности, волевых порывов.

Доводы «за»

Машина лучше решает человеческие проблемы, потому что она быстрее и эффективнее мыслит.

Машина надежнее человека, в ней не бывает человеческих слабостей.

Машина лишена человеческих пороков.

Доводы «против»

Машина не может решать человеческие проблемы, потому что она не человек.

Машина прямолинейна, она лишена человеческих слабостей.

Машина ничего не смыслит в человеческой природе.

 

К вопросу №11

 «Человек добр...» — «Человек — зол».

Попробуем привести доводы.

Человек совершает добрые поступки. Человек сострадателен. Человек тяготеет к добру. Человек ценит добро.

Человек совершает злые поступки. Человек эгоистичен. Человек тяготеет к злу. Человек ценит зло.

 

К вопросу №12

Почему нельзя полностью избавиться от зла? Дело в том, что оно, как и добро, укоренено в мире. Можно, разумеется, представить себе страну, где не будет зла. Люди не станут убивать друг друга, обманывать, предавать, мучить, казнить... Что еще? Только как этого достичь, как избавиться от зла? Воспитанием? Наказанием? Наградами? Генной инженерией?

 

К вопросу №13

 «Что позволяет называть этику практической философией?» Напомним, что этика — это система учений о морали и нравственности, вытекающая из потребности человека ответить на вопрос: что я должен делать? Этика определяет нравственное самосознание людей, а через него — и их поведение.

 

К вопросу №14

Постройте пирамиду ваших собственных ценностей сверху донизу. Вот пример.

Свобода

Любовь

Добро

Мудрость

Вера

Познание

Власть

и т.д.

Возможны иные распределения...

 

К вопросу №15

Правда ли, что зло наказуемо? Приведите примеры «за» и «против».

 

Зло наказуемо           

Я взял чужую ручку, потом у меня ее украли...

Я переписал чужую контрольную и, двойку за четверть.

Зло ненаказуемо

Я подобрал чужой бумажник, но никто так и не спохватился.

Я пользовался чужими конспектами, но все равно получил отлично.

 

Разберите эти ответы.

Было бы желательно, чтобы студенты пришли к выводу, что зло наказывается внутренним регулятором поведения — совестью, муки которой имеют решающее значение для нравственного человека. Все остальные «наказания» вненравственны.

 

К вопросу №16

Задание призвано выявить индивидуальные предпочтения студентов. Какая из максим Ларошфуко показалась удачной.

 

К вопросу №17

Обоснуйте «золотое правило» нравственности. Оно гласит: «Как хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними». Иначе говоря, не делай того, что не хотел бы, чтобы другие сделали тебе. Назовите поступки, которые вы не хотели бы совершать из соображений «золотого правила». Попросите ребят подумать, всегда ли действует это правило, то есть всегда ли следует в отношении другого ориентироваться на свои представления о добре? И вообще, моральна ли мотивация «золотого правила»?

 

К вопросу №18

Приведите пример из художественной литературы, когда герой вынужден принимать нравственное решение без подсказки, через мучительный выбор. Разумеется, примеров множество. Но сошлемся хотя бы на пушкинскую Татьяну. Она долгие годы любит Онегина, но, когда она снова встречает его, ей приходится искать решение. На что она опиралась в своем решении, чем мотивировала свой поступок?

 

К вопросу №19

«Могла ли Медея поступить по-христиански». Прежде всего, что означает «поступить по-христиански» в ситуации, которая описана в трагедии. Конечно, рассуждая абстрактно, Медея могла простить Ясону его измену, отступничество, вероломство. Но Медея — представительница языческой культуры. Христианские истины еще не открылись человечеству. Трудно жить в культуре и быть независимой от времени, от своей культуры. Можно было бы сказать, что поступок Медеи — это поступок представителя языческой культуры, но почему тогда Еврипид расценил поступок Медеи как трагедию?

Студент на этом примере может показать смену нравственных ценностей в классической Греции, когда материнское право (и нравственность) сменялось отцовским правом и соответствующими нравственными нормами.

К вопросу №20

Последнее задание: «Можно ли жить, сообразуясь с этикой ненасилия?» Разумеется, можно. Примеры тоже разнообразны. Уже говорилось о решении Ганди добиться независимости Индии через борьбу на основе ненасилия (гражданское неповиновение). Можно сослаться также на ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50 — 60-е годы), ненасильственные методы в экологическом движении (на примере деятельности Гринпис)

 

Сроки выполнения задания:

Задание рассчитано на полчаса внеаудиторной работы студента.

 

Основные требования к результатам работы:

Работу представить в установленные сроки.

Рекомендации по правилам оформления и объёме работы такие же как в теме «Введение».

Особое внимание следует уделить тому, что студент отвечает только на 10 вопросов (либо под четными, либо под нечетными номерами списка вопросов к теме).

Задание носит продуктивный характер.

Главное внимание в оценке работ будет обращено на овладение философскими представлениями о смысле красоты, о многообразии этик.

 

Рекомендованная литература:

  • Банфи Н.А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
  • Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.
  • Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.
  • Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994.
  • Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
  • Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
  • Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
  • Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994.
  • Этика: словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект Пресс, 1994
  • 1. Губин В.Д., Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009-288 с.
  •  2. Горелов А.А., Основы философии: Учеб.пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007.-256с.
  • 3. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М., 2009. - 288с.
  • 4. Стрельник О.Н., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ИД Юрайт Юрайт, 2010.-312с.
  • 5. Сысоев А.А., Основы философии: Учебное пособие.- М.: Альфа- М.: Инфра-М, 2009-368.

 

          

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий:

http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/index.html

Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев А.С.):

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml

Философия как наука:

http://community.livejournal.com/philosophiya/

Философский глоссарий:

http://metaphilosophy.ru/a.html

Философский словарь:

http://filosof.historic.ru/

Философия. Электронный учебник:

http://www.ido.edu.ru/philosophy/index.html

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!