Тема 1.2 Средневековая философия



 

Цель:

 Дать представление о средневековой философии, как философии религии.

 Раскрыть тематику средневековой философии.

 Охарактеризовать соотношение атеизма и религиозного сознания.

 Объяснить проблему доказательства существования Бога.

 Характеризовать религиозную, философскую и научную веру.

 

Вопросы:

 

1. Что такое религия? Как ее определяли в древности? Какие три определения религии выделил Л. Н. Толстой? Почему он отметил ограниченность этих определений?

 

2. Соломон Мудрый говорил: «Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся».

Что хотел сказать мудрец этим суждением? Можно ли считать его религиозным человеком?

 

3. «Что, прекраснее всего? — Мир, ибо он творение Бога». Это суждение Фалеса.

Можно ли по этому высказыванию судить о характере религиозности философа?

 

4. А вот суждение Пифагора: «Боги (говорят жрецы) скоро раскаялись, что сотворили человека. Мы равномерно им ответствуем: человек раскаялся, что сотворил богов». Можно ли считать это высказывание безбожным? В чем дерзость философа?

 

5. «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения». Можно ли сказать, кому принадлежат эти слова? Найдите в тексте учебного пособия отрывки, которые позволяют ответить на поставленный вопрос. Какая мировая религия основана на данном постулате?

 

6. Что такое атеизм? Попробуйте дать определение и обоснование такого мировоззрения. Почему атеизм иногда называют светским гуманизмом?

 

7. Почему понятие Бога отождествляется с совершенством? Как в этом случае истолковать слова Гераклита: «Образ мыслей человека — его божество»?

 

8. «О богах не должно учить, ибо познание их невозможно». Это слова Мелисса, древнегреческого философа (жил в V в. до н. э.).

Если Мелисс прав, то чем лее тогда занимается теология? Почему познание богов невозможно? Найдите соответствующие рассуждения в тексте темы.

 

9. Что такое Бог? Можно ли сказать, что люди располагают знанием о Боге? Прокомментируйте слова Эпикура: «Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа».

Если знание о Боге — очевидность, почему толпа не знает о богах?

 

10. «Если боги существуют, то они живые существа. Значит, они должны обладать чувствами. Раз они обладают чувствами, то должны ощущать не только сладкое,

но и горькое. Будучи недоволен некоторыми ощущения-ми, Бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению к худшему. Значит, он тленен. Значит, он не Бог».

Прочитайте этот отрывок древнегреческого философа Карнеада (214—129 гг. до н. э.). Что хочет сказать философ? Каков способ его аргументации? В чем недостаток этой логики?

 

11. «Не хлебом единым живет человек, но всяким словом Божьим». Это слова Иисуса Христа. Поясните, как вы их понимаете. Почему человеку недостаточно хлеба для его существования? Где в тексте пособия проводится эта мысль?

 

12. Отчего трудны определения Бога? Почему мистический, религиозный опыт трудноизъясним? Как можно понять слова византийского философа Григория из Нисы (ок. 335 — ок. 394): «Хочу о Боге сказать, но какими словами выскажу неизрекаемое?»

 

13. Августин Блаженный, алжирско-итальянский философ (354—430), писал: «Хочу познать Бога и душу. — И ничего кроме этого? — Совершенно ничего». В чем смысл этого диалога? Что хочет сказать философ? Согласны ли вы с ним? Можно ли ограничить познание Богом и душой?

 

14. Можно ли отнести к философии религии вопрос, который задал Боэций, римский философ (ок. 480 — 524): «И разве не справедливо вновь задать известный вопрос: «Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет?»?

 

15. В теологии известен так называемый «парадокс Фомы». Речь идет об итальянском философе Фоме Аквинском (1225—1274): «Теология — это интеллектуальная процедура, предназначенная для укрепления веры. Но ежели человек верит, если им инстинктивно овладевает дух Божий, зачем ему схоластические размышления? Ведь последнее слово предоставлено вовсе не систематическому рассуждению. Кто лее не знает, что божественное откровение превосходит совершенное использование разума».

Попытайтесь оспорить этот парадокс. Выявите его логику. Найдите соответствующие рассуждения в тексте темы.

 

16. Почему в истории религии постоянно возникают нетрадиционные верования, попытки упростить религию? Что такое нетрадиционная религиозность? Прокомментируйте слова индийского мудреца Кабира (1440—1518): «Обряды, обеты, священные книги — все это ложь; истинный Бог не в храме, а в сердце человека».

 

Рекомендации студентам:

 

К вопросу №1

Какие три определения религии выделил Л. Н. Толстой?

1. Религия — это данное Богом истинное откровение и вытекающее из этого богопочитание. Так определяют религию люди, которые веруют в какую-нибудь одну из существующих религий и считают именно ее истинной, а другие — ложными.

2. Религия — это свод суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное богопочитание. Суеверие — это пустая превратная вера. Оно исходит из веры в действие сил, не объяснимых законами природы. Суеверие принимает за реальность существование магических таинственных сил, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяет конкретные явления природы (погоду, рождение, рост). В наши дни в суеверии сохранились пережитки старых народных верований. Это обнаруживается в ношении амулетов, в боязни примет и проч. Суеверия проявляются по-разному в зависимости от традиций, особенностей поведения, условий жизни и воспитания того или иного народа. Однако суеверия необычайно живучи. Впрочем, мысль Толстого относится не к суеверию, а к мнениям о религии.

Л. Н. Толстой считает, что как пустое суеверие оценивают религию люди, не верующие вообще или не верующие в ту религию, которую они определяют. Например, буддизм может выглядеть суеверием, с точки зрения православного верующего.

3. Религия — это свод философских положений и нравственных законов, созданных умными и властными людьми для управления грубыми, невежественными народными массами, чтобы их утешать и обуздывать. Так определяют религию люди, безразличные к вере и божественным предметам, но считающие религию полезным орудием государственности.

В чем усмотрел Л. Н. Толстой ограниченность всех этих определений? Первое определение подобно тому, замечает Толстой, определению музыки, которое мог бы дать человек, сказав, что музыка — это та самая известная ему любимая песня, которой желательно научить как можно больше людей. Что касается второго определения, то его можно сравнить с тем, как оценил бы музыку тот, кто не понимает и не любит ее. Такой человек сказал бы, что музыка — это воспроизведение звуков гортанью или извлечение их с помощью инструментов и что это занятие бесполезное и праздное и людей от него надо отучать.

И в третьем определении Толстой усмотрел неполноту и пристрастность. Такое понимание религии подобно тому, которое дал бы музыке человек, если бы заметил, что это дело полезное для обучения танцам или марширования и что в связи с этим музыку надо всячески поддерживать.

Л. Н. Толстой не просто сформулировал неточности в осмыслении религии. По сути дела, он выразил ту проблему, которой должна заниматься философия религии. Неплохо бы дать целостное, единое понимание этого феномена, которое поднималось бы выше конфессиональных различий и различных разногласий по вопросам веры.

 

К вопросу №2

Второе задание. Соломон Мудрый говорил: «Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся». Что хотел сказать мудрец этим суждением? Вероятно, он имел в виду, что все земные дела вершатся на небесах. Можно считать Соломона Мудрого религиозным человеком...

 

К вопросу №3

Третье задание. Фалес считал, что прекраснее всего мир, потому что он — творение Бога. Можно ли по этому высказыванию судить о характере религиозности философа? Безусловно, Фалес — религиозный мыслитель, по крайней мере в данном суждении.

 

 

К вопросу №4

А вот суждение Пифагора: «Боги (говорят жрецы) скоро раскаялись, что сотворили человека. Мы равноверно им ответствуем: человек раскаялся, что сотворил богов». Это задание четвертое. Можно ли считать это высказывание безбожным? Безусловно, можно. А в чем дерзость философа? Он утверждает, что богов нет, их сотворил человек и даже потом в этом раскаялся.

 

К вопросу №5

 «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения». Можно ли сказать, кому принадлежат эти слова? Они принадлежат Будде. Какая мировая религия основана на данном постулате? Буддизм...

 

К вопросу №6

Что такое атеизм? Можно ответить кратко: атеизм — это безбожие. Более подробно — всякого рода учения, не признающие Бога. Почему атеизм иногда называют светским гуманизмом. Атеизм — это человеколюбие, не признающее Бога, но тем не менее прославляющее человека, его деяние, его намерения и поступки.

 

К вопросу №7

Почему понятие Бога отождествляется с совершенством? Совершенство понимается как избавление от зла. Слова Гераклита о том, что «образ мыслей человека — его божество» следует истолковать в таком значении: человек может мыслить идеально, без погрешностей. Это и есть его совершенство...

 

К вопросу №8

«О богах не должно учить, ибо познание их невозможно». Это слова Мелисса, древнегреческого философа. Задание восьмое предлагает ответить на вопрос: если Мелисс прав, то чем же тогда занимается теология? Теологи полагают, что Мелисс не прав. Полное познание богов, разумеется, невозможно. Боги открывают только часть того, что можно передать земным людям. Но и этой части достаточно для того, чтобы размышлять о Боге, открывать одухотворяющие истины.

 

К вопросу №9

Что такое Бог? Можно ли сказать, что люди располагают знанием о Боге? Вспомните слова Эпикура: «Да, боги существуют, ибо знание о них очевидность; но они таковы, какими их полагает толпа». Если знание о Боге — очевидность, почему толпа не знает о богах? Эпикур имеет в виду, что расхожие предрассудки толпы не имеют ничего общего с действительной мудростью.

 

К вопросу №10

 «Если боги существует, то они живые существа. Значит, они должны обладать чувствами. Раз они обладают чувствами, то должны ощущать не только сладкое, но и горькое. Будучи недоволен некоторыми ощущениями, Бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению к худшему. Значит, он тленен. Значит, он не Бог». В задании предлагается прочитать этот отрывок. Что хочет сказать философ? Он пытается доказать, что Бога нет. Ход его доказательств таков: если Бог тленен, значит, это не Бог. А тленен он потому, что, как всякое живое существо, наделен чувствами. Каков способ аргументации философа? Можно сказать, что такой взгляд антропоморфичен. Философ наделяет Бога человеческими чертами. Он приписывает ему живую телесную природу. Между тем теологи считают, что у Бога не человеческая, а божественная природа. В этом недостаток логики древнегреческого философа Карнеада.

 

К вопросу №11

*Не хлебом единым живет человек, но всяким словом Божьим». Это слова Иисуса Христа. Задание предлагает пояснить, как вы понимаете эти слова. Смысл их в том, что человек живет и духовной жизнью. Человек — духовное создание. Ему недостаточно пищи для существования.

 

К вопросу №12

В задании предлагается ответить на вопрос: отчего трудны определения Бога? Можно сказать, что эти трудности связаны с тем, что у человека нет возможности представить идеал совершенства, нечто, лежащее за земными мерками. А почему мистический, религиозный опыт трудно изъясним? Дело в том, что в мистическом опыте отражается такая реальность, которая не имеет аналогов, сравнений в земном существовании.

Как можно понять слова византийского философа Григория из Нисы: «Хочу о Боге сказать, но какими словами выскажу неизрекаемое». Мистический опыт, по определению Джеймса, неизречен, трудно передается земными словами. Вот почему философ называет его неизрекаемым.

Августин Блаженный создал такой диалог:

 - Хочу познать Бога и душу.

 - И ничего, кроме этого?

 - Совершенно ничего.

 

К вопросу №13

Задание предлагает ответить, что хотел сказать философ, в чем смысл этого диалога. Можно пояснить, что философ в диалогической форме подчеркивает, что нет других проблем для человека, кроме познания Бога и своей души. Неверующий человек вряд ли согласится с этим. Он будет утверждать, что есть и другие проблемы для философа. Нельзя ограничить познание Богом и душой. Есть и другие проблемы, например природа, космос, общество...

 

К вопросу №14

Можно ли отнести к философии религии вопрос, который задал римский философ Боэций: «И разве не справедливо вновь задать известный вопрос: «Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет?» Безусловно, эти вопросы относятся к философии религии. Она и пытается объяснить их. Высказываются, например, суждения, что зло существует с согласия Бога. Есть и другие суждения. В частности, обсуждается вопрос: возможно ли добро в безбожном мире?

 

К вопросу №15

В теологии известен так называемый «парадокс Фомы». Вот что говорил Фома Аквинский: «Теология — это интеллектуальная процедура, предназначенная для укрепления веры. Но ежели человек верит, если им инстинктивно овладевает дух Божий, зачем ему схоластические размышления? Ведь последнее слово предоставлено вовсе не систематическому рассуждению. Кто же не знает, что божественное откровение превосходит совершенное использование разума». В чем смысл этого парадокса? Фома считает, что Божье откровение входит в человека непосредственно. Зачем же упражнения разума? Сам Фома в последние годы своей жизни осознал этот парадокс и называл свои теологические труды «сплошной соломой». Логика этого рассуждения состоит в том, что откровение делает ненужными теоретические рассуждения. Однако можно оспорить этот вывод. Человек пытается раскрыть тайну божественного не только через интуицию, но и через разум.

 

К вопросу №16

Почему в истории религии постоянно возникают нетрадиционные верования. Это задание двадцать первое. Отчего появляются попытки упростить религию? Желание упростить религию возникает из-за стремления приблизить ее к потребности жизни, обмирщить.. Внецерковная и внеконфессиональная религиозность — одно из характерных проявлений религиозной жизни. Осознание феномена вне внеконфессиональной религиозности позволило в свое-время Канту противопоставить конфессиональную традицию и веру. Что такое нетрадиционная религиозность? Это религиозность, которая возникает вне господствующей церкви.

Вдумаемся в слова индийского мудреца Кабира: «Обряды, обеты, священные книги — все это ложь: истинный Бог не в храме, а в сердце человека». Это живое стремление приблизить Бога к земным заботам, освободить его от опеки церкви; «не в храме, а в сердце человека».

 

Сроки выполнения задания:

Задание рассчитано на полчаса внеаудиторной работы студента.

 

Основные требования к результатам работы:

Требования по оформлению идентичны указаниям, обозначенным при изучении темы «Античная философия».

Главное внимание в оценке работ уделяется уровню усвоения студентом учебного материала и оформлению материалов, в соответствии с требованиями.

 

 

Рекомендованная литература:

  • Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.
  • Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1997.
  • Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 115-134.
  • Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127-135.
  • История философии: Запад — Россия — Восток. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. Кн. 1.
  • Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. С. 302-337.
  • Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 14-15, 193-196, 483-485, 612-615.
  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. Т.2.
  • 1. Губин В.Д., Основы философии: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009-288 с.
  •  2. Горелов А.А., Основы философии: Учеб.пособие. –М.:Издательский центр «Академия»,2007.-256с.
  • 3. Канке В.А., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М., 2009. - 288с.
  • 4. Стрельник О.Н., Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: ИД Юрайт Юрайт, 2010.-312с.
  • 5. Сысоев А.А., Основы философии: Учебное пособие.- М.: Альфа- М.: Инфра-М, 2009-368.

 

 

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий:

http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/index.html

Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев А.С.):

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml

Философия как наука:

http://community.livejournal.com/philosophiya/

Философский глоссарий:

http://metaphilosophy.ru/a.html

Философский словарь:

http://filosof.historic.ru/

Философия. Электронный учебник:

http://www.ido.edu.ru/philosophy/index.html

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 752; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!