Но эти четыре системообразующих вопроса даже не осознаются ни педагогическим



Сообществом и руководством системы образования, депутатским корпусом, ни

Подавляющим большинством родителей на протяжении многих десятилетий.

2

Первый и второй вопросы оставались в СССР полностью безответными . По четвёртому

3

вопросу не было ничего, кроме демагогии на тему «творческий потенциал надо развивать и

4

реализовывать его во благо СССР и всего прогрессивного человечества» . В педагогической

же практике ответ на четвёртый вопрос был полностью во власти учителей, непосредственно

5

работающих с детьми в классах и в группах продлённого дня :

 

1

Как уже отмечалось, ныне социально значимая фактология во многих отраслях деятельности обновляется

быстрее, чем 1 раз в 10 лет.

2

Первым, вторым и четвёртым вопросами именно на уровне принципов построения системы образования и по

существу, ориентируясь на ликвидацию толпо-«элитаризма» (5-й вопрос), хотя и не вдаваясь в возрастные

особенности мальчиков и девочек, занимался П.Ф. Лесгафт (1837 — 1909), но его наработки не были

востребованы ни в Российской империи, ни в СССР, ни в постсоветской России. В его понимании физическое и

психическое развитие детей должны взаимно способствовать друг другу и должны быть направленными на

развитие и праведную реализацию творческого потенциала, заложенного в каждом более или менее здоровом

ребёнке.

3

Пока А.А. Фурсенко не заявил, что это было ошибкой, и система образования под его руководством не стала

перестраиваться под общезападные стандарты массового производства из одарённых Богом детей  дебилов и

аттестации производимых дебилов в качестве полноценно образованных людей.

4

«Прогрессивное человечество» — словесный штамп советской пропаганды.

5

В школах СССР в 1960-е гг. было довольно много детей, чьи родители работали, а старшие родственники

жили вдалеке (это было следствием трудовой миграции). В таких случаях, если родители не доверяли детям, то

по окончании уроков их дети могли остаться в группах продлённого дня в той же школе. Режим работы групп

продлённого дня предусматривал: обед, прогулки, выполнение домашних заданий по предметам, свободное

время (игры). Вечером дети шли домой либо сами, либо вместе с родителями, когда их рабочий день

ààà

 29

 


Внутренний Предиктор СССР

· одни учителя глушили или игнорировали творческий потенциал и насиловали психику

учеников только фактологией соответствующих учебных дисциплин и методами решения

1

стандартных задач — и такие учителя составляли большинство ;

· другие успешно развивали творческий потенциал, в результате чего дети осваивали и

фактологию образовательного стандарта, и вырабатывали творческие навыки разного рода,

— но такие наставники составляли меньшинство и не «делали погоду» в школе.

А со стороны руководства системы образования претензии были большей частью к

учителям второй группы — тем, кто развивал творческие способности детей, в силу чего

выходил за пределы общепринятого шаблона преподавания соответствующих дисциплин, а в

ряде случаев конфликтовал с правящими бюрократами, что в пределе могло

квалифицироваться как несоответствие генеральному курсу правящей партии и антисоветская

деятельность.

Система же высшего профессионального педагогического образования массово

производила таких педагогов, которые попадали в первую группу, и редко кто из них в ходе

своей работы в школе переходил во вторую группу.

Ответ на пятый вопрос на уровне идеологического официоза и официоза педагогической

науки СССР был в том смысле, что творческий потенциал всех детей должен быть

востребован и развит, но в педагогической практике ответ на него тоже был в полной власти

учителей, работавших с детьми в классах и в группах продлённого дня: были учителя, которые

нянькались с «любимчиками» и помыкали прочими учениками (и это разделение класса на

«любимчиков» и прочих достаточно часто было обусловлено статусом родителей), а были

учителя, которые самозабвенно работали с каждым ребёнком, кто проявлял интерес к их

предмету, развивая их познавательно-творческие навыки; а были и те, кто самозабвенно

работал с каждым, в результате чего, когда такой учитель сменял предшествующего бывшие

двоечники в течение одной — двух четвертей начинали превосходить прежних отличников.

 

оканчивался. В зависимости от численности учащихся в группе продлённого дня с нею работали один или

несколько учителей школы. Группы продлённого дня были платными (родители оплачивали главным образом

питание детей в школе в большинстве случаев по расценкам, более низким, чем в городских столовых и кафе), но

для подавляющего большинства семей эти траты не вызывали напряжённости в семейном бюджете.

Существование групп продлённого дня было обусловлено не страхом перед педофилами и хулиганами

(в СССР уровень уличной преступности, особенно в дневное время, а тем более против детей, был весьма

низким), а главным образом тем, что в младших классах мало кто из детей обладает навыками самоорганизации

жизни, достаточными для того, чтобы самостоятельно вовремя вернуться из школы домой, пообедать, погулять,́

сделать уроки и выполнить какие-то обязанности по домашнему хозяйству или просьбы родителей (вспомните

фильм «Офицеры» (1971 г.): Ваня Трофимов, суворовец-младшеклассник, вместо возвращения вовремя́ в

училище из увольнения — по своей инициативе посетил зоопарк и опоздал, в результате чего получил наряды вне

очереди на хозяйственные работы).

В СССР в группах продлённого дня оставались главным образом учащиеся младших классов, ещё не

доказавшие родителям свою способность к самоорганизации. Начиная с 5-го класса, в группах продлённого дня

редко кто оставался, поскольку некоторые навыки самоорганизации жизни к этому возрасту дети в их

большинстве уже осваивали, и родители доверяли им самостоятельно вернуться из школы домой и заниматься

разными делами, пока старшие на работе. Но юридически до 8-го  класса включительно можно было оставить

школьника в группе продлённого дня.

1

 Поскольку система вступительных экзаменов в вузы тоже была настроена на выявление владения

фактологией, то и среди учителей этой группы были выдающиеся гаранты поступления в вузы тех детей,

которые старательно учились под их руководством.

Исключением из этого общего правила были МГУ, МФТИ, МИФИ, ЛГУ и ещё некоторые вузы, преодолеть

вступительные экзамены в которые можно было, только реализовав свой творческий потенциал в решении

нестандартных задач и проявив при этом самообладание.

Например, в середине 1970-х гг. из 5 задач в одном из вариантов контрольной работы по математике

вступительного экзамена в МФТИ три задачи не имели решения, о чём следовало в прямой форме написать в

самой́ контрольной работе. Но к такому варианту развития событий были психологически готовы только

немногие абитуриенты. Решение же двух других задач без письменного уведомления экзаменаторов в прямой

форме о том, что остальные три задачи не имеют решений, — гарантировало двойку. Т.е. можно было получить

правильные ответы на все 5 заданий контрольной и получить двойку в силу психологической неготовности

принять полученный правильный результат, не соответствующий школьной традиции, в которой все задачи

имеют решения.

30

 


О системе образования

А для того, чтобы и при несовершенстве учебника психологии и образовательных

стандартов по истории, обществоведению и прочим предметам поставленная И.В. Сталиным

1

задача могла быть выполненной, необходимо было, чтобы учителя, пробуждающие и

развивающие творческий потенциал, во-первых, всех детей без исключения, и во-вторых, на

2

благо общественного развития , были доминирующей — если не по численности, то хотя бы

по своему авторитету — группой в профессиональном учительском сообществе; и чтобы их

профессионализм и авторитет признавался руководством системы образования и

представителями партийно-государственной власти. Однако такие учителя составляли

меньшинство, и по сути подавлялись системой образования, находившейся под властью

диктатуры бюрократов — партаппаратчиков, госчиновников и школьных администраторов.

С другой стороны, в среде учащихся система образования поощряла состязательность за

оценки в учёбе. Казалось бы это — хороший стимул для повышения успеваемости и освоения

учебных программ. Но соревнование за оценки в учёбе попутно культивировало:

· в отличниках гипертрофированные самооценки, честолюбие, которые также подавляли

3

творческий потенциал и калечили отличников как в нравственно-этическом отношении, так

и в аспекте будущей профессиональной состоятельности;

· в двоечниках и середнячках — наплевательское отношение к результатам своего труда как

нравственно-психический навык, который они, став взрослыми, впоследствии

реализовывали в работе, в своей профессиональной деятельности;

· и разобщение людей (в отношении общества в целом) на основе большей частью жизненно

несостоятельных взаимных оценок личностно-психических качеств и, прежде всего,

4

интеллектуальной мощи .

Учителя, которые полагали, что если кому-то из детей много дано, то с него должно и́

многое спрашивать для того, чтобы он мог реализовать свой потенциал в труде во взрослой

жизни, и потому в любом классе все должны получать двойки вне зависимости от

 

1

 Чтобы все могли стать активными деятелями общественного развития и не быть придатком к своему

рабочему месту.

2

 Второе предполагает не только освоение знаний, но и формирование определённой нравственности и

характера.

3

В прошлом П.Ф. Лесгафт порицал поощрение честолюбия в детях, прямо указывая на творческое бесплодие

честолюбцев, когда они повзрослеют. Честолюбцы «соперников не терпят и всеми мерами устраняют их, а если

возможно, то и уничтожают; для большего контраста они окружают себя лицами забитого типа и даже явными

лицемерами («забитый» и «лицемер» — элементы типологии личностных характеров по П.Ф. Лесгафту: наше

пояснение при цитировании). Обыкновенных людей они вообще мало ценят и по возможности пользуются ими

для выполнения своих замыслов и потребностей; по достижении же своей цели они оставляют их без всякого

внимания. Разговоры их всегда типичны, они всегда спорят чужими словами, всё решают изречениями

авторитетов. Несмотря на то, что  у них обыкновенно нет собственных мнений и что они совершенно не в

состоянии творчески проявиться, они очень любят блеснуть мудрым словом или изречением, которые удержаны

только памятью, но высказываются ими с большим апломбом и якобы самостоятельно.

Становясь взрослым и являясь общественным деятелем, честолюбец в лучшем случае может быть внешне

деловым, исполнительным, знающим человеком, всегда отличающимся самоуверенностью, отсутствием

оригинальности и творческих идей. Это — хороший буржуа, действующий по расчёту и высоко ценящий свою

деятельность: он живёт для себя и в своё удовольствие и отвлечёнными идеалами не занимается. (…)

Честолюбивый тип развивается по-видимому, при двух различных условиях: во-первых, вследствие

соревнования, это собственно и есть более чистый тип, во-вторых, вследствие постоянных похвал и восхищения

достоинствами ребёнка» (Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. — Раздел «Честолюбивый

тип»).

4

Например, если в школу попадал интуитивно развитый ребёнок, то он ощущал, что многое в предлагаемых

ему учебных курсах — ложь и вздор. Если он был верен самому себе, то учить этот вздор для него не было

никакого смысла, а возводить ложь в ранг Правды-Истины было нравственно неприемлемо. Но объяснить

преподавателю, что именно вздорно и ложно, как дело обстоит в действительности, — он не мог в силу

возрастной неразвитости психики, недостаточной осведомлённости и неосвоенности творческого потенциала.

Хотя именно такие дети по существу были наиболее готовы к истинной учёбе, но именно они имели наиболее

высокие шансы стать двоечниками в школе зубрил-словесников, чьё образное мышление и чувства (включая

интуицию) были неразвиты либо своевременно отключались под воздействием бессовестности и сопутствующего

бессовестности цинизма и нравственной беспринципности как принципа. Зато именно такие зубрилы-словесники

имели наивысшие шансы стать отличниками и медалистами.

 31

 


Внутренний Предиктор СССР

одарённости и развитости, если они бездельничают, — были редки. Но именно они опускали

отличников из мира их пьянящих иллюзий в реальность жизни и (большей частью по

умолчанию) были глубоко правы в оценке предназначения интеллекта человека и его оценок

1

извне . По сути такие редкостные учителя в своей педагогической практике подавляли

состязательность за оценки, на недопустимость которой в учёбе вследствие сопутствующих ей

вредоносных по отношению к формированию нравственности и этики эффектов указывал ещё

П.Ф. Лесгафт (1837 — 1909). Но советская система образования и её руководители не вняли и

этому высказанному им положению.

Тем не менее в СССР всё же была провозглашена так называемая «триединая задача»

2

построения коммунизма . Она включала в себя три составляющих: 1) построение материально-

технической базы коммунизма (т.е. развитие экономики), 2) формирование коммунистических

общественных отношений (т.е. формирование жизненного уклада, реализующего принцип

экономический принцип коммунизма «от каждого по способности — каждому по

потребности»), 3) воспитание «нового человека» — непреклонного носителя

коммунистической нравственности и этики, без которых коммунистические общественные

отношения не могут стать реальностью.

Но решение этой триединой задачи так и не было осуществлено, поскольку ключевой к её

3

решению частной задачей было именно воспитание человека , а не построение материально-

технической базы и не навязывание нравственно-этически не готовым к коммунизму людям

коммунистических общественных отношений  силой или угрозой применения силы. Однако

решение ключевой задачи — задачи воспитания человеческого детёныша Человеком — не

было обеспечено ни психологической наукой, ни педагогической практикой института семьи,

детских яслей и садов, общеобразовательной и высшей школы.

Понимания того, что СССР — для своего устойчивого развития в направлении

воплощения в жизнь идеалов свободы — нуждается в системе образования, качественно

отличающейся от систем образования толпо-«элитаризма» как по целям фун-

кционирования, так и по субкультуре взаимоотношений учителей-наставников и

учащихся (по «образовательным технологиям»), включая и соответствующую этике

организацию учебного процесса, — в СССР не было.

Эти все особенности системы образования в СССР в совокупности и стали одним из

факторов, который привёл страну к краху; но только одним из факторов и при том — не

главным. Решающим было том, что институт семьи в его исторически сложившемся виде

массово воспроизводил психотипы, не способные к проявлению благотворной инициативы в

деле общественного развития; тем более не способные к проявлению инициативы,

направленной на устранение нравственно порочных руководителей, дискредитировавших

идеалы справедливости этически порочным стилем руководства, высокой статистикой

ошибочных решений, поведением в обществе и образом жизни, вредительствовавших сдуру

или под кураторством идейных противников социализма.

 

1

Что касается интеллектуальной мощи, то она не измеряется в каких-либо абсолютных единицах типа метров

и килограммов. Она всегда даётся Свыше для решения каких-то определённых задач в русле Промысла. Поэтому

если кто-то убеждён в колоссальной мощи своего интеллекта, то такое его убеждение — выражение дебилизма,

не способного понять,  что если человек занимается своим делом, то его интеллектуальная мощь находится на

уровне, минимально необходимом для этого дела.

2

 Интернет формулировку триединой задачи строительства коммунизма приписывает И.В. Сталину и

ссылается на издание 1930 г. сборника его работ «Вопросы ленинизма» (http://stalinpravda.narod.ru/fan694.html).

Но в том значении, как она изложена выше, её в имеющемся у нас файле «Вопросов ленинизма» нет.

В.Ю. Катасонов в статье “О «сталинском экономическом чуде» и «высших целях»” также возводит её постановку

к И.В. Сталину, но без ссылки на какие-либо его тексты и публичные выступления

(http://sozidatel.org/articles/ekonomika/4526-vyu-katasonov-o-stalinskom-ekonomicheskom-chude-i-vyisshih-

tselyah.html). Другие авторы  — возводят её к ХХII съезду КПСС, проходившему в 1962 г. и принявшему 3-ю

Программу партии, предполагавшую построение коммунизма в СССР к 1980 г.

3

 В этом «триединстве» она была поставлена на третий приоритет. Это иллюстрация на тему последствий

ошибок в задании приоритетов частных целей при формировании вектора целей управления (см. ДОТУ, том 1

работы ВП СССР «Основы социологии»).

32

 


О системе образования

Т.е. для обеспечения устойчивости СССР как социалистического общенародного

государства в преемственности поколений необходимо было целенаправленно выявлять и

преодолевать негативное воздействие на психодинамику советского общества

исторического прошлого глобальной цивилизации и Российской империи, но этим

система образования не занималась, главным образом вследствие непонимания сути

проблемы.

Опыт СССР, как и опыт Российской империи, показывает, что сведение миссии системы

1

образования к оказанию образовательных услуг — опасно для будущего, вследствие того,

что: 1) любые знания и навыки — только «приданое» к типу строя психики (характеру

2

индивида), 2) институт семьи в толпо-«элитарном» обществе ни в какой из социальных групп

не справляется с задачей формирования человечного типа строя психики и основанных на нём

характеров, которые должны быть свойственны каждому человеку к началу юности. Поэтому

задача формирования человечного типа строя психики и основанного на нём характера

личности должна обладать наивысшим приоритетом, а задача «оказания образовательных

3

услуг» — может быть только ей сопутствующей .

В условиях, когда институт семьи не справляется с задачей обеспечения преобладания в

статистике правильного характера, государство должно проводить определённую

воспитательно-образовательную политику прежде всего в отношении подрастающих

поколений, а система образования, включая СМИ, должна быть подчинена этой

государственной политике и в её русле оказывать семье помощь в деле формирования

характеров детей, в ряде случаев защищая детей от неправильного семейного воспитания.

Возникает вопрос, а с чего следует государству начинать свою политику в области

народного воспитания и образования? — Ответ на него простой: начинать следует с того, что

радио и телевидение ежедневно должны «талдычить»:

· добросовестность всех и каждого в труде и в жизни — источник благополучия всех в


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!