Итоги «развития» системы образования
О СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая аналитическая записка представляет собой один из разделов рабочих материалов 5-го тома
постановочных материалов учебного курса ВП СССР «Основы социологии», переработанный для
самостоятельной публикации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Итоги «развития» системы образования под властью библейского проекта .........................2
2. Какой должна быть школа ................................................................................................................................ 44
Приложение. Фрагмент статьи Е.Ш. Буха «Лесгафт и его теория формирования
нравственных основ личности» .............................................................................................................................. 78
Из всего множества субкультур любого культурно своеобразного общества
РЕШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БУДУЩЕЕ ОКАЗЫВАЕТ СУБКУЛЬТУРА
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, СУБКУЛЬТУРА ПОДГОТОВКИ ИХ К
1
ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ, т.е. педагогическая субкультура . Её носителями являются
Институт семьи и система образования.
Это утверждение по-своему справедливо как в отношении будущего самого культурно́
своеобразного общества, так и в отношении будущего всего человечества.
Как уже было отмечено, в относительно недавнем историческом прошлом (в конце XIX —
начале ХХ века и ранее) задача воспитания детей почти что в полном объёме решалась
институтом семьи.
Образование для подавляющего большинства населения также было делом
|
|
внутрисемейным, поскольку в большинстве стран, в том числе и в так называемых
«развитых», в тот период системы всеобщего обязательного образования не было. В лучшем
случае более или менее обязательным было начальное образование: навыки чтения и письма, 4
действия арифметики и основы доминирующего в обществе вероучения и традиции
истолкования его применительно к исторически сложившейся социальной организации.
Профессии люди в их большинстве осваивали непосредственно ещё в детском и подростковом
возрасте в ходе трудовой деятельности либо в семейном хозяйстве, либо на том или ином
предприятии, куда дети приходили работать сначала «учениками», которых профессии учили
«мастера», т.е. — уже опытные работники, а потом, освоив минимальный уровень
профессионализма, в зависимости от способностей делали более или менее успешную карьеру,
а наиболее выдающиеся выходили из мальчиков на побегушках и подмастерьев в
руководители весьма крупных предприятий (трестов, холдингов, концернов — если
пользоваться терминологией наших дней). Образование более серьёзное (в особенности
высшее профессиональное), даваемое профессиональными учителями, было платным и
|
|
доступным малочисленным так или иначе привилегированным социальным группам.
При этом всё общество пребывало в пределах двух первых уровней несвободы (см. раздел
11.4, том 3 работы ВП СССР «Основы социологии») за исключением выходивших на третий
уровень несвободы редкостных самоучек и представителей малого числа кланов, нёсших ту
или иную эзотерическую традицию. Те, кто смог обрести свободу, были редкостными, едва ли
не единичными исключениями в каждом поколении из общей нормы заложников и
невольников разного рода несвободы.
1
Хотя при рассмотрении вопроса с учётом предъистории, к педагогической субкультуре следует относить
субкультуру, в которой происходит зачатие и рождение детей, поскольку, если эта субкультура порочна, то
педагогическая субкультура принимает в себя ограниченно воспитуемых и обучаемых детей — вплоть до
практически полной неспособности освоить достижения предков, не говоря уж о дальнейшем развитии ими
культуры.
Внутренний Предиктор СССР
С того времени в жизни России и так называемых «развитых стран» многое изменилось в
том числе и в области воспитания и образования. В частности система образования стала
общественным институтом, в основе которого лежит воспроизводство профессионального
|
|
преподавательского сообщества школ, профессиональных училищ, техникумов (колледжей) и
вузов, и при этом она подчинена институту государственности: как структурным способом
управления, так и бесструктурным (юридически и через систему образовательных стандартов,
задаваемых государством). Институт государственности, в свою очередь, подчинён той или
иной концептуальной власти, вследствие чего и система образования как общественный
институт неизбежно является средством проведения в жизнь определённой концепции.
О том, какие социально-организационные задачи и как решает система образования в целях
поддержания устойчивости толпо-«элитаризма» в преемственности поколений, было
сказано в разделе 10.7 (том 3 работы ВП СССР «Основы социологии»). Кроме того в разделе
14 (том 4 работы ВП СССР «Основы социологии») было рассмотрено несоответствие
исторически сложившейся системы всеобщего и профессионального образования,
порождённой в Западной региональной цивилизации, потребностям безопасного
общественного развития в настоящее время и в обозримой перспективе.
В этом выводе нет ничего принципиально нового. Ещё Антон Семёнович Макаренко (1888
|
|
— 1939), — выдающийся педагог, неоправданно отвергнутый «педагогическим сообществом»
и обюрократившимся чиновничеством сначала СССР, потом постсоветской России, которого
ЮНЕСКО охарактеризовала как «одного из четырёх педагогов, определивших способ
1
педагогического мышления в ХХ веке» , — избрал темой своей дипломной работы при
выпуске из Полтавского педагогического института в 1917 г. следующую: «Кризис
2
современной педагогики» , за которую получил золотую медаль. Поэтому встаёт вопрос о том,
каковы итоги развития педагогической субкультуры в нашей стране за прошедшие с того
времени почти сто лет.
Итоги «развития» системы образования
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!