Структура деятельности педагога - исследователя ,
шей концепции, для нас важнее объема конкретных знаний выпускника школы»1 [конец фрагмента статьи].
Приведем один из возможных вариантов обсуждаемого сущностного анализа этого текста, «попадающего» под содержательную рефлексию: «Нельзя безоговорочно признать или отвергнуть позицию автора, за именем которого стоят сотни его последователей. Однако (!) это может означать, что и для всех этих директоров школ объем конкретных знаний выпускника имеет (как результат образования) второстепенное значение.
При чуть более глубоком осмыслении возникает много вопросов. Например: как может ученик, не зная всего объема содержания образования по тому или иному предмету, выбрать те разделы, которые с его точки зрения окажутся ему необходимыми в жизни? Постановка детей в положение, когда они должны делать выбор, самоопределяться — процедура, возможно, и полезная в ряде случаев в определенном возрасте. Но не окажется ли ребенок в положении буриданова осла, который, как известно, страдал от голода, стоя между двумя охапками сена, только потому, что не знал, с какой из них нужно начать это сено есть?
Более того, наблюдения за детьми, обучающимися в школе самоопределения, показали, что полностью свободное самоопределение выдержать трудно, что весьма настойчивые рекомендации (на грани с требованием) и в этой школе иногда имеют место.
Вместе с тем общеизвестно, что школа А.Н. Тубельского имеет высокий общественный авторитет в столице, популярна среди родителей, не теряет на протяжении многих лет контингента учащихся — и это дает основания считать мнение А.Н. Тубельского имеющим право на существование.
|
|
Окончательный результат анализа приведенного выше научного текста мог бы быть, например, следующим: идея самоопределения, заложенная в ценностные основания, в философию школы, вполне имеет право на существование и может дать хорошие результаты, если она будет звучать хотя бы так:
а) какой-то минимум ребенку предлагается как обязательный, какой-то объем (на основе всестороннего изучения ребенка) аргументированно рекомендуется;
1 См.: Тубельскш А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе: Вып. 3. М., 1995. С. 75, 81.
Анализирующего научно - педагогический текст
85
б) какой-то объем, меру глубины изучения, меру участия, меру ответственности ребенок выбирает сам, но его обязательно предварительно знакомят со всем предлагаемым объемом, обучают методике выбора, дают хоть какие-то основания для этого выбора, учат сопоставлять интересное и необходимое, учат находить оптимум общенеобходимого и индивидуально понятного и интересного, обязательного и факультативного, нормативного и творческого и т.п. [конец фрагмента анализа текста]1.
|
|
Представленный вариант анализа научного текста, с нашей точки зрения, являет собой пример сущностного анализа, о котором шла речь выше. Педагогом-исследователем проводится углубленное осмысление главной мысли фрагмента текста, на основе анализа фактически выводится неправомерность полного отрицания традиционной «знаниевой» парадигмы процесса обучения в пользу повсеместно декларируемой лично-стно-деятельностной. Тем самым рефлексирующий педагог-исследователь выявляет два фактора, обеспечивающие эффективную реализацию выпускника средней школы: 1) создание условий для проявления им своей самостоятельности, творческой инициативы, разнообразных способностей, склонностей, интересов; 2) усвоение необходимого объема знаний, — и при этом в процессе рефлексивного осмысления его автор как бы уравнивает значимость обоих факторов, констатирует недопустимость преувеличения одного из них в ущерб другому и фактически классифицирует провозглашенный в анализируемом тексте тезис «...и это для нас важнее объема конкретных знаний выпускника школы» в качестве клише «обманчивая простота».
|
|
Продолжая иллюстрацию на примерах выдвинутых общих положений, отметим, что рефлексивная деятельность осмысливающего научно-педагогический текст исследователя отнюдь не всегда выявляет несогласие педагога-исследователя с автором научного текста — иногда результатом рефлексивного осмысления является поиск педагогом-исследователем глубоких оснований для авторских выводов, при этом иногда гораздо более глубоких, чем это выявил и представил сам автор текста. Приведем конкретный пример.
1 Займете, из книги: Поташник М.М. и др. Указ. соч. С. 310.
86 ______________________ 4. Структура деятельности педагога-исследователя,
Пример 2. Фрагмент анализируемого текста: «В рамках вышеназванных парадигм образования образовательные учреждения строят свою работу на основе различных образовательных практик. К их числу относится когнитивная практика (ее еще называют познавательной, технократической, знаниевой, ЗУНовской), которая предполагает определять результаты образовательной деятельности учащихся и студентов по их знаниям, умениям и навыкам. В опыте работы отдельных учебных заведений эта практика подразделяется на две: академическую (результаты определяются только по приобретенным теоретическим знаниям) и реальную, практико-ориентированную (результаты образования определяются только по практическим умениям учащихся). Обучение в рамках ЗУНовской парадигмы показывает только уровень освоения учебного материала и очень мало говорит о степени развитости (особенно духовной) ребенка, хотя очевидно, что духовность несомненно значимее, важнее, ценнее для растущего ребенка.
|
|
В современном инновационном общественном и управленческом сознании принято считать, что когнитивная практика изначально непрогрессивна и эмоционально многими воспринимается отрицательно, поскольку ее без специального анализа противопоставляют личностно-отчужденной парадигме образования, что, с нашей точки зрения, нередко верно, хотя и не всегда.
Существует также эмоционально-ценностная (аффективная, эмоционально-волевая) образовательная практика, предполагающая определение результатов образовательной деятельности по показателям комфортности жизнедеятельности ученика или студента в школьном и вузовском коллективах.
Своими истоками эта практика восходит к середине XVIII в., и в наиболее полном виде ее идеи были сформулированы И.Г. Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо. Так, Песталоцци полагал, что главное в образовании не метод, а личность: цель школы он видел в воспитании "истинной человечности", полагая, что школа должна стать родным домом для детей. В рамках такой практики очень часто осуществляется известная в истории педагогики теория свободного воспитания, и потому здесь почти всегда находят себе место такие понятия, как любовь, творчество, индивидуальность, развитие, спонтанность, игра, юмор, привязанность, тепло.
Мы не отрицаем ценности когнитивно-информационной практики, если она носит личностно-ориентированный харак-
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!