Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 9 страница



Ведущим живописным жанром здесь становится бытовая живопись, создаваемая т.н. школой «малых голландцев». Эта школа представлена такими художниками как Ян Стен, Герард Доу, Адриан ван Остаде, Габриэль Метсю, Герард Терборх. Помимо изображения бытовой обстановки в их работах представлены жанры натюрморта, портрета, пейзажа, анимализма. Мистические сюжеты не получили у этих художников широкого распространения.

В жанре портрета можно выделить выдающегося художника Франса Халса . Новаторские поиски в колористике отличали еще одного видного художника – Яна Вермера Делфтского.

Самым же выдающимся голландским художником этого периода стал Рембрандт Харменс ван Рейн. В его живописи барокко сочетается с классицизмом. Это сочетание осуществляется на реалистичной основе, что позволяет ему избежать излишней вычурности барокко и искусственной эстетической стерильности классицизма. Среди наиболее известных его работ – «Автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына».

Музыкальное барокко. Здесь следует отметить, прежде всего, рождение оперы и деятельность композитора, внесшего наибольший вклад в ее создание – Клаудио Монтеверди. Он создал основы музыкального монолога-речитатива, хорового исполнения и оркестра, звучащих в оперных постановках как единое целое.

Классицизм. Этот художественный стиль возник во Франции и затем получил распространение в других странах. Он был призван воспевать абсолютизм как наиболее разумное государственное устройство, в соответствии с которым жизнь общества является строго упорядоченной, управляемой и рационально оправданной. Человек классицизма, выдвигаемый в качестве образца, представлял собой разумного гражданина, для которого главным смыслом жизни является выполнение общественного долга, стремление соответствовать требованиям окружающей социальной среды.

Основной темой классицистских произведений искусства стал показ противоречий между общественными требованиями и его страстями, влечениями, между разумом и чувствами. Соответственно эстетический идеал классицизма формировался в подражании классическому искусству, но с наполнением рациональным, граждански значимым содержанием. Это выражалось в стремлении к гармоничности, нормативах завершенности художественной формы (единство времени, места и действия), позволяющих донести важные социальные идеи и нормы.

Классицизм отразил общее умонастроение эпохи, выражающееся в стремлении к абстрактному мышлению, математизации представлений о мире, к рациональному объяснению окружающей действительности как основе оптимистической веры в возможность совершенствования социума и природы на разумных основаниях.

Классицизм в архитектуре и скульптуре. Этот художественный стиль проявился в новой градостроительной практике с ее регулярной планировкой и вписанностью создаваемых архитектурных ансамблей в облик города. Особое внимание уделялось созданию гармонии между архитектурными ансамблями и парковым ландшафтом. В этом отношении выдающимся достижением классицизма стал дворцовый комплекс Версаль. Здесь соблюдалась симметрия и геометричность парковой территории, начиная с аллей и кончая приданием различных геометрических фигур зеленым насаждениям. Среди выдающихся архитекторов, создававших этот ансамбль, были: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр. Версаль оценивается как воплощение менталитета французской нации, в котором сочетаются изящество, изысканность формы и рассудочность, волевая рациональность.

Еще одним выдающимся достижением классицизма стали Вандомская площадь и Собор Дома инвалидов, в которых осуществляются различные комбинации различных геометрических фигур в реализуемых проектных решениях.

В скульптуре классицизма прослеживается тенденция ее органичного соединения с архитектурой в виде украшения залов дворцов и аллей парков, принадлежащим королям. Произведения этого вида искусства отличали эффектность, выразительность, монументальность.

Среди наиболее выдающихся скульпторов можно выделить Франсуа Жирардона, ученика Бернини. Его скульптуры отличает завершенность композиции, продуманность ансамблевых решений. Также выдающимся скульптором стал Пьер Пюже, сумевший соединить стиль барокко с классицизмом.

Классицизм в живописи представлен, прежде всего, такими выдающимися художниками как Н.Пуссен и К.Лоррен. Первый из них создал иерархию жанров в изобразительном творчестве. Самым «высоким» жанром утверждалась картина на исторические, мифологические и библейские темы. Несколько ниже оценивались портретная и пейзажная живопись. При этом не признается значимость бытового жанра и натюрморта. Н.Пуссен за образец брал культуру античности, включая ее мифологические сюжеты в свое творчество. По его мнению, именно античность, создала образцы воплощения тем и проблем, волнующих человечество во все времена.

В то же время работы этого художника пронизаны печалью и осознанием бренности человеческого бытия. Это такие произведения как «Царство Флоры» и «Танец времени человеческой жизни». Далее Н.Пуссен уделяет особое внимание теме морального вырождения тиранизма и нравоучительным библейским сюжетам: «Поклонение золотому тельцу», «Похищение сабинянок», «Взятие Иерусалима». Идея вечного природного круговорота и неразрушимости природной среды отразилась в его цикле пейзажей «Четыре времени года». При этом Н.Пуссен находил глубокую связь природных и исторических циклов.

Одновременно с Н.Пуссеном творил еще один выдающийся художник-классицист – Клод Лоррен. Он проявил себя как незаурядный пейзажист, превзошедший Н.Пуссена в области колористики и построения перспективы. Таковы его картины – «Морской порт», «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием».

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в дальнейшем художественный уровень живописи классицизма стал падать ввиду того, что начинают вводиться строгие правила в творчество художников, в соответствии с которыми сюжет каждой картины обязательно должен был содержать однозначно читаемую нравственную идею, способную воспитывать зрителя. В связи с этим требованием предпочитались картины на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Не допускались резкие контрасты в цветовых решениях. Приветствовалось некритичное подражание классическим образцам, что привело к потере импульса для дальнейших творческих поисков в изобразительном искусстве.

Классицизм обеспечил расцвет литературного и театрального искусства. Был провозглашен известный принцип трех единств: единство времени, места и действия. Единство времени означало необходимость общей продолжительности сюжета пьесы в пределах суток. Единство места предполагало, что все театральное действие разворачивалось в одном месте, а единство действия исключало наличие эпизодов и сцен, не связанных непосредственно с основной линией сюжета.

В обосновании и развитии классицизма значительное место принадлежит теории этого стиля, созданной Н.Буало [1].Его теория была направлена на разработку системы требований к искусству, призванному показывать образцы гражданственности, необходимость служения государству. Особой обязанностью считалось восхваление королевской власти на основе библейских и античных сюжетов.

В соответствии с эстетикой классицизма необходимо было показывать природу, которая выглядела облагороженной. Главный герой должен был подчинять свои страсти разуму.

Н.Буало создал специальный поэтический трактат «Поэтическое искусство», в котором воспел торжество разума для обретения человеком настоящих истин. В соответствии с этой установкой он сближает искусство и науку. Художественное творчество в этой связи должно руководствоваться объективными критериями в оценке и интерпретации окружающей действительности, формируемыми благодаря разуму человека. Н.Буало обосновал необходимость разделения в искусстве «высоких» и «низких» жанров. В соответствии с этим разделением и осуществлялась в дальнейшем практика классицизма.

 Выдающимся творцом драмы в стиле классицизма стал Пьер Корнель. Среди его произведений наиболее популярной стала трагикомедия «Сид». Ее главный герой, как и положено в классицистской трагедии, выбирает долг в борьбе с собственными страстями.

Другой известный драматург Жан Расин внес в эстетику театрального классицизма глубину проникновения в психологию героев, отказавшись от сложных исторических тем. Драматурга в большей степени интересовала личная жизнь героев. Наиболее известной его пьесой является «Андромаха».

Театральная эстетика классицизма позволила создать особое искусство театральной декламации, предполагающей благозвучность в сочетании с выверенной пластикой и движениями. Актеров стали специально обучать искусству оратора, навыкам распознавания мелодики произносимого текста. Разрабатывался своеобразный алфавит выразительных средств, за которыми закреплялись определенные состояния и мысли героев. Это касалось как воспроизведения текста, так и набора строго фиксируемых пластических движений, изначально нагруженных конкретными смыслами и значениями.

Величайшим комедиографом этой эпохи стал Жан Батист Мольер (1622 – 1673), чьи произведения и в настоящее время остаются востребованными всеми театрами мира. Его сатирические обличения и обобщения создали драматургу огромное количество врагов. Так, комедия «Смешные жеманницы» привела к появлению врагов в лице светского общества; «Школа жен» вызвала гнев многих писателей и представителей театрального искусства; «Тартюф» вызвал ненависть духовенства»; «Мнимый больной» - представителей медицинского сообщества.

К вершинам творчества Ж.Б.Мольера по праву принадлежат комедии «Мизантроп», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»,«Дон Жуан или Каменный гость». В «Мизантропе» драматург показал социальный тип критика-максималиста, осуждающего окружающую действительность и не способного к каким-либо компромиссам. Этот персонаж стал подлинным не только художественным, но и социально-философским открытием, значение которого было в должной мере оценено многими художниками и мыслителями в последующие эпохи. Достаточно привести в русской литературе примеры персонажей, склонных к безоглядному критицизму – Чацкий, Базаров и др.

В комедии «Тартюф» Мольер гениально вывел еще один социальный тип священнослужителя, прикрывающего своим ханжеством собственные пороки и низменные стремления. Тем самым впервые на сцене была поставлена проблема истинной религиозности и ответственности церкви за свое духовное служение.

Еще один персонаж, ставший символом мещанства, пытающегося совершенствовать себя через мнимую образованность, был изображен в комедии «Мещанин во дворянстве». В главном герое многие представители нарождающейся буржуазии узнали себя в качестве мелких честолюбцев, пытающихся за деньги приобрести репутацию образованного человека, вхожего в высшие слои общества.

«Дон Жуан или Каменный гость» также нес в себе высокий назидательный смысл, заключающийся в гибельности образа жизни обольстителя с холодным сердцем и циническим отношением к женщинам.

В своих комедиях Мольер достиг такой высоты социальных и художественных обобщений, которые остаются значимыми во все времена для любого народа и любой цивилизации. Важно отметить, что эстетика классицизма не ограничивала творчество драматурга. Реализуя формальные требования классицизма, Мольер сумел преодолеть его традиционный верноподданический пафос и дать высочайшие образцы драматургии, наполненные гуманизмом и высоким духовно-нравственным содержанием.

Музыка классицизма. Этот музыкальный стиль преимущественно получил распространение во Франции и был представлен оперой-сериа и камерной музыкой. Особой популярностью пользовалась придворная лирическая трагедия. Создателем этого музыкального жанра стал Жан Батист Люлли (1632 – 1687). В операх композитора присутствовали и элементы барокко в виде музыкальных изысков, подчеркнутой красивости музыкального материала. Сами же оперы ставились с пышными декорациями и костюмами в пяти актах.

В Англии большую известность получило творчество композитора Генри Пёрселла, создавшего множество произведений. Его опера «Дидона и Эней» стала первым национальным оперным произведением.

В Германии музыка классицизма приняла преимущественно духовное направление. Здесь наиболее значительная роль принадлежит композитору Генриху Шютцу, создавшему первое национальное оперное произведение «Дафна» и оперу-балет «Орфей и Эвридика».

Особо следует выделить также творчество композитора, сочинившего множество произведений для органа – Дитриха Букстехуде, способствовавшего появлению великого композитора И.С.Баха.

Новое время стало началом складывания национально-культурных суверенитетов стран Западной Европы. Лидером в этом процессе стала Франция. В то же время формируется и общеевропейское культурное пространство, в котором меняется отношение к религиозной жизни в европейских государствах. С одной стороны церковь укрепляет свои позиции в качестве одной из опор государственной власти. С другой стороны набирает силу процесс секуляризации благодаря росту влияния протестантизма, культа рациональности и предпринимательской активности, ставшими предпосылками для последующего прихода просветителей и торжества капитализма.

В этой ситуации культура европейских стран постепенно лишается своего сакрального «ядра», приобретая все в большей степени светские очертания. В культурном развитии европейских народов значительную роль начинают играть сугубо политические и экономические интересы. Это имело и свои гуманистические последствия, выразившиеся в том, что уходит в прошлое инквизиция и вопросы веры в значительной мере решаются самими гражданами. В то же время и сама государственная власть уже не воспринимается как «божественная», оценивается как результат «общественного договора» на основе прагматизма и экономических интересов тех или слоев общества.

Развитие производства становится стимулом для появления науки как одной из ведущих сил цивилизационного развития. Несмотря на сохраняющееся сословное устройство европейских обществ, на первый план выходит достижение социального статуса людьми труда независимо от их социального происхождения. Повышается престиж любой созидательной трудовой деятельности.

В сфере художественной культуры наблюдается поворот к творческим поискам все новых художественно-выразительных средств и акцентированию гражданской позиции художника, ощущающего свою сопричастность к проблемам своей страны, своего народа.

Литература:

1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М.: Государственное ид-во худ.лит-ры, 1957. – 232 с.

 

2. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. – 478 с.

3. Культурология. Под ред. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 400 с.

4. XVII век в диалоге эпох и культур. Серия “Symposium”, XVII век в диалоге эпох и культур. , Выпуск 8  / Материалы научной конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 136 с.

 

Культура эпохи Просвещения.

 

Просвещение – социально-философская рационализация секуляризированной культуры XVIII в., охватившая почти все страны Западной Европы и Россию. Проект Просвещения основывался на принципах свободы мысли и вероисповедания, идеях суверенности народов и прав человека, которые стали в последующей истории важнейшими характеристиками гражданского общества.

 Эти социокультурные характеристики становления гражданского общества существенно отличали просвещенческий культурный тип от монархического абсолютизма и авторитарного типа устройства социума.

 Предпосылки Просвещения заложила новоевропейская культура XУ11 в., содержавшая зачатки почти всех социально значимых характеристик секуляризованной культуры, которые были развиты просветителями: критику сословных иерархий и утверждение социальных свобод, эволюционистские концепции и идеи «Общественного договора».

 Философские взгляды французских просветителей основывались на концепции механического материализма, в рамках которого и формировались все социокультурные проекты: эволюционистские модели, представленные в естественно-научной парадигме, экстраполировались на социальные преобразования, разрабатывались как стратегии просветительских реформ государственного управления, изменения правовых, социально-политических, образовательных и воспитательных институтов.

 Одной из таких социально значимых стратегий преобразования социума стал проект «Общественного договора», теоретические предпосылки которого были разработаны еще в философии Гоббса и заключались в обосновании социальной конвенции. Идеи Гоббса были навеяны образом «одинокого Робинзона», который сменил свое естественное состояние неограниченной свободы на статус социализированного индивида, имеющего определенный набор прав и обязанностей. Актуальность таких социальных реформаций диктовалась тем, что в условиях зарождающейся частной собственности и изменения форм социального устройства, перехода от сословных общинно-корпоративных отношений к ранне-капиталистическим отношениям  потребовались иные модели устроения социума. Они должны были способствовать новой социальной стратификации и формированию свободного рынка, защищая соответствующие отношения рыночных товаропроизводителей, права и свободы собственников.

 Но просветительский проект имел не только экономический аспект, но и гуманитарно-моральный, и обосновывал ограничение «естественных свобод» не экономическими, а моральными причинами, что нашло свое отражение в разработке теории «разумного эгоизма». Смысл последнего заключался в целесообразной расчетливости. Учитывая интересы других, индивид исходит отнюдь не из принципов альтруизма - но выверенного рассудком личностного интереса. Такая целесообразная расчетливость становится основанием коллективистской морали. Принцип рациональной организации социума, обоснованный просветителями, вошел в историю как «Теория Общественного договора», с принятием которого исторически связано развитие гражданского общества. Это принцип достижения согласия в обществе по поводу основных условий власти и управления, а также прав граждан на социальные свободы.

 Принципы Общественного договора, как известно, были разработаны Ж. Руссо. Как и все просветители, он исходил из натуралистической концепции, в контексте которой человек понимался как «атомизированный индивид», а социум в целом – как совокупность таких индивидов, когда состояние неограниченной свободы «естественного человека» переходит в конвенциональную стадию, что становится предпосылкой и условием такой образовательно-просветительской модели воспитания, которая позволяет убедить индивида ограничить свои права в пользу других.

Конвенциональное устройство социума позволяет избежать «войны всех против всех» и является условием совместного общежития гражданского общества. Общественный договор легитимирует права граждан на объединение и конвенцию в определении устройства социума. Это право народа является «верховной властью», независимой ни от каких учрежденческих форм государственно-политического устройства. Так понимаемая верховная власть народа была названа «народным суверенитетом». Об этом пишет Ж. Руссо в сочинении «Об общественном договоре» (1762 г.). Эти идеи Руссо оказывали влияние в дальнейшем на всех революционеров в истории, но, прежде всего, конечно, на якобинцев, которые абсолютизировали принципы «неотчуждаемого суверенитета» как право на расторжение договоров, в качестве которого могло пониматься монархическое устройство.

 Под «народным суверенитетом» Руссо понимал акт принятия законов народом. Причем закон – не соглашение «между членами» социума как «низшая» часть «общего» согласия, но именно, соглашение «целого» с «каждым» членом общества, так как основа его – Общественный договор как «общее благо» и в этом смысле – закон для всех.

 Руссо видел «несовпадение» государства и гражданского общества. В основе государства – властные структуры управления, а власть всегда принадлежит какой-либо правящей социальной группе или партии, то есть выражает интересы ограниченного слоя общества, а не всего народа. Гипертрофированная государственная власть стремится подчинить отдельного индивида. Если левиафановские устремления государства не ограничить, то оно станет «тоталитарным» (от лат. totalitas – цельность, полнота, абсолютный контроль над всеми областями жизни).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!