Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 5 страница



К деньгам сохранялось, как правило, подозрительное отношение. Несмотря на то, что постепенно набирало силу купеческое сословие, на протяжении всей эпохи Средневековья настороженность вызывали не только ростовщики, но и все люди, занятые торговлей. Во многом это было связано и с отсутствием индивидуализма как некоторой социальной нормы. Большинство членов общества ощущали себя членами того или иного коллектива, профессиональной группы, сословия, церкви, нации и т.д. Поэтому выделение себя из общей массы как наиболее богатого и «успешного» не поощрялось.

Важное место в сознании средневекового человека занимала идея справедливости, которая трактовалась в самых различных социальных и культурных контекстах. Это – справедливость божьего промысла; справедливость правосудия, политического устройства, борьба с с эгоизмом и унижением личности, справедливое распределение общественных богатств. Но, в значительной мере, эти провозглашаемые установки, в первую очередь служителями церкви, на практике оставались недостижимыми из-за сложившейся устойчивой социальной иерархии феодального общества, которое признавалось как угодное Богу. Более того, даже среди духовных подвижников было распространено убеждение, что бедные и неимущие заслужили свою участь, будучи несовершенными в духовном и нравственном отношении. Соответственно те, кто оказывался на верху «социальной лестницы» обладали и более высокими нравственными качествами.

Провозглашаемым идеалам христианства соответствовало и отсутствие какой-либо осознанной экономической политики в средневековом обществе. Состоятельность и значимость той или иной экономической активности оценивалась в аспекте соответствия ( или несоответствия ) тем или иным богоугодным целям. Не случайно в этой связи вмешательство церкви и правящих классов в экономическую жизнь общества, начиная от осуждения стремлений к неумеренной наживе, кончая распределением продуктов первой необходимости среди голодающих и обездоленных, которых было достаточно в эту эпоху. В этой ситуации для частного предпринимательства не оставалось места.

Зато получила распространение т.н. «справедливая цена» продаваемого товара, которая устанавливалась наиболее уважаемыми гражданами и не была связана непосредственно с качеством товара, но с его доступностью и отсутствием возможности обогащения тем или иным продавцом, производителем, за исключением прибыли, необходимой для подержания производства и покрытия издержек. Не случаен в этой связи официальный запрет на занятия ростовщичеством, существовавший долгое время в средневековом обществе. В полной мере этот вид деятельности запретить не удалось. Зато оно стало надолго объектом беспощадной критики и осуждения со стороны церкви.

Таким образом, сознание средневекового человека, как правило, было достаточно целостным, поскольку весь окружающий мир воспринимался им как «творение божье», в котором предусмотрена взаимосвязь и гармоничность всех его частей. Бог в представлении людей Средневековья является главным регулятором человеческих взаимоотношений, устанавливает общий миропорядок, нерушимую социальную иерархию. Все оценивается в конечных категориях добра и зла, установленных божьим волеизъявлением. Правовые отношения неразрывно связаны с их моральным содержанием.

Сложилась и особая энциклопедичность средневекового знания, основанная на познании самых различных сторон окружающего мира как проявления воли Творца. В этом отношении вполне логичными выглядят претензии богословия и теологии на роль интегратора многочисленных добываемых сведений, фактов, философских воззрений как свидетельства мудрости божьего промысла.

 В свете этого промысла одинаково ценными считались как достижения материальной, так и духовной культуры. Характерно, что даже при обмене дарами одинаково ценились как материальные блага, преподносимые в дар, так и нематериальные выражения признательности в ответ на получаемый материальный подарок (например, восхваление, молитвенные песнопения, ритуальные и обрядовые действа и т.д.).

Магическую силу имели многие слова и цифры как свидетельства высшей духовной гармонии окружающего мира. Выделяют в этой связи такой известный пример мистического творчества Средневековья как «Божественная комедия» Данте, где обыгрывается в разных сочетаниях троичность религиозной символики. Не менее значимым в эпоху Средневековья становится цифра «четыре», символизировавшая четыре Евангелия и основные элементы мироздания. Произведение умножения три на четыре в виде девнадцати также являлось символом соединения духа (например, святой троицы) и материи (например, четыре времени года). Сумма четырех и трех равнялась семи. Семерка же в средневековом сознании означала сочетание телесной и духовной природы человека. Также осуществлялась символизация и других сочетаний чисел в качестве доказательства бытия Божьего.

Такой же многозначной интерпретации подвергались многие слова и понятия, которые имели смысл не в качестве средства научного и рационального познания, но как возможность религиозных толкований внутреннего духовного смысла многих явлений, фактов, событий и отражения невидимых сущностей. Сакральной символизации подвергались не только многие слова, но и вещи (например, символ креста). В этом случае на первый план выдвигалось не установление причинно-следственных связей в окружающем мире, а сокровенный внутренний смысл событий и явлений, предопределенных божьим присутствием. Эта символизация никогда не бывает независимой от этических оценок. Все, что существует и все, что происходит, имеет свое место в общей иерархии ценностей, установленной Богом.

Помимо «объясняющей» мир символизации распространена была и символизация социального пространства в виде ритуализированных взаимоотношений между разными слоями общества и внутри них; обмена дарами, куртуазных любовных взаимоотношений, знакового обозначения смысла богатства; формализации правовых взаимоотношений, в которых значительная роль принадлежала устоявшимся обрядово-ритуальным формам. В этой связи можно утверждать, что в Средневековье высока была роль личности в качестве носителя тех или иных символических проявлений социального поведения. И именно благодаря этому средневековый человек далек был от его обезличенности в заданной системе духовно-культурных координат. Более того, исследователи отмечают, что именно Средневековье впервые позволяет сформировать само понятие «личность», которого не было в предшествующие эпохи.

Так, например, в эпоху античности наблюдалось, сплошь и рядом, несоответствие между внутренним содержанием и внешней демонстрацией социального поведения гражданами. Соответственно понятие личности в полном его объеме отсутствовало. Христианство же впервые ввело универсальное моральное содержание в создаваемое понятие личности, позволяющее отличать ее от «личины» как системы социальных масок, призванной скрывать истинные намерения того или иного субъекта.

Сама же личность рассматривалась в средневековую эпоху как реализация главного предназначения человека соответствовать «образу и подобию божьему». В то же время – человек это «раб божий» и в этом качестве он должен соответствовать требованиям христианского смирения и соблюдения божьих заповедей. Это порождало двойственную ситуацию. Сама система феодальных отношений не всегда способствовала подлинной религиозности и духовному развитию личности. С другой стороны именно религиозность средневековой эпохи позволила сохранить и развить христианское мировоззрение и миропонимание.

Благодаря христианству был создан механизм социализации личности, который до настоящего времени является одним из самых устойчивых в современном обществе. Начиная с обряда крещения, других жизненно важных обрядов (венчания, похорон, соборования и т.д.),кончая покаянием и исповедью человечество приобрело возможность проживания духовных практик, необходимых для сохранения и развития нравственных качеств, необходимых для существования всего человеческого рода. В европейской версии в этом механизме социализации постепенно начинает преобладать конформизм как следование общепринятым социальным нормам, имеющим в качестве дополнительного обоснования нормы христианской морали.

Качество исполняемых социальных ролей в соответствии с этими императивами заменяло собой центрирование личности на собственном внутреннем мире как таковом вне заданных извне социальных стандартов. Это центрирование появляется позже, в эпоху Возрождения и носит, как показала дальнейшая история Европы, кратковременный характер. В этом, в сущности, и состояла католическая и протестантская интерпретация христианства, принятая большинством европейских народов, при которой в оценке той или иной личности продолжает присутствовать правовой привкус – оценка в основном социального поведения человека в соответствии с принятыми правовыми нормами и расхожей моралью, но не его внутренней жизни, скрытых намерений, мотивов, желаний и т.д.

Не случайно, в этой связи преобладание в средневековой литературе устоявшихся оценочных стереотипов и образцов желательного облика человека, под которые подгонялись те или иные сюжеты, персонажи, художественные решения. Засилье прямолинейного дидактизма существенно сдерживало развитие художественного творчества в эту эпоху.

Несмотря на отсутствие в Средние века, как в античности, раздвоения личности в виде внешней роли и внутреннего содержания человека, эта эпоха отличалась специфической театральностью. Эти роли задавались евангельскими сюжетами и заповедями в процессе реализации тех или иных социально значимых функций. Принятая система ролевого поведения предполагала своего «зрителя» в виде общественного мнения, церковнослужителей, людей своего сословия и т.д. Причем «актеры» и «зрители» могли меняться местами непосредственно в процессе этой демонстрации, в котором все роли и их исполнение были заранее заданы и носили в значительной мере ритуальный характер. Соответственно ролевое поведение не осознавалось как таковое, воспринималось как естественное. Мир средневековья в этом отношении был преимущественно искусственным и конструируемым тотальной театрализованной религиозностью. В этом «театре» индивидуальность как таковая не имела ценности. Важней было наличие у той или иной личности социально одобряемых типических черт. Именно та или иная социальная черта и определяла характер принятой роли.

Этот фундамент социальности стал основой в дальнейшем формируемой социальной структуры буржуазного общества с его распределением социальных ролей и устоявшейся социальной стратификацией, диктующей собственную режиссуру социально одобряемого поведения представителю того или иного социального слоя.

Доминирование ролевого подхода в оценке личности выразилось в эпоху Средневековья также в отсутствии должного внимания к динамике духовного и психологического развития личности. Характерной иллюстрацией этого положения может служить отсутствие в Средневековье самой категории детства. Считалось, что личность должна была с самого рождения уже соответствовать заданным социально-ролевым требованиям без какого-либо снисхождения. Ребенок как-то сразу становился маленьким взрослым даже при его изображении в живописи.  

Сам процесс становления личности воспринимался как дискретный: от детства сразу переходили к отрочеству и т.д. Этот переход не основывался на предыдущих возрастных стадиях. Также воспринималась и вся история человечества – в виде внезапно меняющихся состояний и качеств, начиная от «детства человечества», кончая его современным «зрелым состоянием». Окончательный же приговор личности с нравственно-этических позиций, по мнению человека Средневековья, может вынести только Страшный суд, что позволяло не обращать особого внимания на биографические данные человека и на его отдельные поступки, если они не являлись вызовом системе существующих моральных оценок. Соответственно внешним приличиям, этикету почти не уделялось внимания за исключением устоявшихся ритуализированных поведенческих форм. Это касалось поведения за столом, устройства личного быта, требований гигиены и т.д., которые не выделялись в качестве особых социальных нормативов.

В качестве особо значимой антропологической характеристики средневекового человека следует выделить его нерасторжимую внутреннюю связь с природой и с мирозданием в качестве соучастника в воплощении божьего промысла. Соответственно в средневековом обществе при всех его недостатках и противоречиях существовала непосредственность восприятия мира как целого, а не как мира «вещей» довлеющих над личностью. Такое отношение к миру  было утрачено в последующие эпохи.

Созданный же культурой Средневековья семиозис духовной жизни определил на многие века существование культуры как самоценного явления в истории человечества.

Литература:

1.Гвоздев А.А., Пиотровский Адр. История европейского театра: Античный театр. Театр эпохи феодализма. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 440 с.

2.Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. – 560 с.

3.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.

4.Культурология: учеб. Пособие для студентов вузов/под ред. А.Н.Марковой. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 400 с.

 

 

Культура эпохи Возрождения.

 

Эпоха Возрождения предложила новый взгляд на человека на основе антропоцентризма, предполагающего поиск смысла человеческого существования в преобразовательной деятельности по отношению к природе и общественной жизни. Возрождение принято сравнивать с периодом Средневековья  и в качестве главного их различия выделяют воспевание созидательной и творческой мощи личности, не скованной в своей реальной активности теми или иными церковно-феодальными ограничениями.

В этой связи оценивается и основное содержание гуманизма эпохи Возрождения, в котором акцентируется не столько христианское милосердие и сострадание, сколько мир земной человечности, любви и вера в торжество творческих сил человека. Произведения искусства этой эпохи, сохраняя в значительной мере связь с религиозными сюжетами, «очеловечиваются» как бы «изнутри», наполняя новым гуманистическим содержанием привычные христианские темы и образы.

Появление эпохи Возрождения имело свои социальные, политические и экономические причины. Это: развитие материального производства; появление большого количества людей, которые имели достаточно высокий уровень жизни, чтобы посвятить себя творчеству, науке, искусству, не будучи обремененными поиском возможностей удовлетворения своих материальных потребностей. Складываются творческие профессии (художника, музыканта, поэта и т.д.), которые позволяют создавать значительное число произведений искусства, ставших мировыми шедеврами. Среди политических причин появления эпохи Возрождения исследователями выделяются развитие городов, получающих самостоятельный политический статус и соответственно свободу от диктата феодалов. Крестьяне, прибывавшие в города, получали возможность жить как самостоятельные наемные работники и соответственно приобретали образ мысли свободного гражданина.

Традиционно считается, что европейское Возрождение формировалось в первую очередь в Италии. В этот период растет интерес к наследию античности; изучаются древние античные письменные источники, труды античных философов, античная литература и т.д. Именно благодаря Возрождению было преодолено забвение и искажение многих античных авторов, свойственных эпохе Средневековья.

Мыслители и художники Возрождения стремились при этом дать новую трактовку античного наследия в соответствии с новыми социальными, политическими и культурными реалиями. Результатом этих трактовок стало обогащение европейской культуры выдающимися художественными достижениями. Новая интерпретация античного наследия в эпоху Возрождения осуществлялась на основе нового мировоззрения, в котором религиозно-церковная картина мира стала замещаться рациональностью, разумом, верой в созидательную мощь человека как «венца творения».

В соответствии с этим мировоззрением начинает глубоко изучаться природа; появляются естественно-научные исследования, различные технические изобретения; делаются все новые географические открытия и т.д. Формируется мировоззрение, близкое психологии предприимчивой личности, рассчитывающего в основном на свои знания, профессиональные способности, социальную и деловую активность. Тем самым устанавливается приоритет практицизма и прагматизма по отношению к окружающему миру. Начинают цениться по преимуществу профессиональные умения и навыки, общественная полезность того или иного индивидуума.

Квинтэссенцией этого мировоззрения стал труд знаменитого мыслителя Никколо Макиавелли (1469 – 1527) «Государь». В этом труде мыслитель выдвигает принцип целесообразности в качестве главного в политической деятельности, при котором отсутствуют какие-либо моральные ограничения в получении нужного результата. На примере этого труда, получившего большую популярность, можно утверждать, что гуманизм Возрождения имел и свои теневые стороны, главными из которых являлись преобладание практицизма, прагматизма, сопровождаемых цинизмом в выборе средств для достижения собственных целей.

Эпоха Возрождения сформировала, таким образом, новый тип личности, который на долгие годы стал определяющим в складывании психологии жителей Европы. Главной характеристикой этого типа становится стремление к свободе в сочетании с индивидуализмом и практическим отношением к окружающей действительности. Соответственно трактуется и гуманизм в эту эпоху, который понимается как отношение к человеку в качестве «центра» мироздания, кульминацией в развитии всей эволюции природы. Возрожденческое мировоззрение из Италии распространилось в таких странах как Германия, Франция, Англия, Голландия, Бельгия, Испания и в других европейских странах. Среди деятелей Возрождения, внесших основной вклад в формирование нового гуманистического мировоззрения следует выделить в первую очередь Франческо Петрарку, Пико делла Мирандоллу, Леонардо Бруни, Марсело Фичино, Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня.

Менялось и отношение мыслителей и художников эпохи Возрождения к Богу. Сначала была предложена концепция «человека-бога», который в своих созидательных возможностях равновелик Творцу. После этого Бог стал восприниматься как создатель мироздания, который потом доверил самому человеку устраивать свою земную жизнь. Так рождается идея «свободной воли», позволяющей людям чувствовать себя хозяевами своей судьбы и берущих на себя ответственность за собственные деяния.

Еще одной особенностью эпохи Возрождения становится так называемый «панэстетизм» т.е. стремление внести в окружающую реальность элементы красоты, эстетизма, начиная от культовых сооружений, кончая одеждой, убранством жилищ и т.д.

При этом сохранялись и некоторые глубинные связи со средневековым христианством, но сама вера в Бога продолжала традиции неоплатонизма и допускала познание божьего промысла на путях рационализма. Изменилось и отношение к создателям произведений искусства, которые уже рассматривались в качестве самостоятельных творцов, преображающих мир «по законам красоты».

Отметим, что в культуре и искусстве Возрождения начинает возникать и другое мироощущение, в котором уже появляются настроения пессимизма, страха перед неуправляемостью низменных инстинктов человека, «темной» природой его бессознательного как издержек индивидуализма, проявляемого без каких-либо ограничений. Достаточно характерными для проявления такого мирочувствования являются шекспировские персонажи Гамлет и Макбет.

 Соответственно, как отмечает выдающийся исследователь эпохи Возрождения А.Ф.Лосев, установившийся взгляд на культуру Возрождения только как на торжество творческих сил человека является односторонним. Не менее существенным для характеристики этой эпохи является распространенная критичность по отношению к человеческим возможностям, ограниченным порочностью и низменными страстями, заложенными в природе человека.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!