Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 2 страница



Следующий знаменитый драматург Еврипид (ок.480 – 40 6 до н.э.) считается создателем психологической драмы. В отличие от своих великих предшественников он ввел в драматургические сюжеты негероическую тематику. Наиболее известными его произведениями являются «Медея», «Электра», «Ипполит увенчанный».

Лидером в античной комедиографии этого периода по праву считается Аристофан (445 – 385 до н.э.). Многие его комедии отличаются политической остротой, злободневностью – «Мир», «Всадники», «Лисистрата».

Нельзя не отметить и достижения греческой историографии этого периода. Это, прежде всего труды Геродота – «отца истории» (484 – 430 до н.э.). Важно, что этот исследователь не является просто хронистом. Для него описываемые исторические события, так или иначе, воплощают важные социальные и политические смыслы и идеи. При этом Геродот критически анализирует исторический материал и старается излагать различные точки зрения на историю в основном на материале греко-персидских войн.

Еще одним крупным греческим историком является Фукидид (460 – 400 до н.э.), написавший «Историю Пелопонесской войны». Он является создателем научно-критического метода и выявления причинно-следственных связей в исследовании истории.

 Больших достижений в классический период достигли греческие изобразительное искусство и архитектура. Начинает преобладать оптимистический взгляд на мир и воспевание созидательных и героических возможностей человека.

К числу наиболее выдающихся скульпторов V в. до н. э. относят Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя. Фидий руководил постройкой афинского Акрополя и создал для него три статуи богини Афины. Наиболее известна статуя Афина-Парфенос в стиле хрисоэлефантинной техники – из слоновой кости и золота – для храма Парфенон. Поликлет в истории искусства известен своей статуей «Дорифор» («Копьеносец»), в которой он пытался выразить идеальные пропорции человеческого тела, написав предварительно трактат «Канон» (правило, образец, норма), где эти идеальные пропорции были вычислены. Но цели Поликлет не достиг, так как формальная симметрия оказалась мертвой и безжизненной. Поэтому «Канон» вошел в историю искусства как образец формальной красоты, которая не воплощает в себе всей духовной тайны прекрасного. Стихи современного поэта Ю. Линника очень точно характеризуют различия формального и духовного начал в античной эстетике:

 «Суть прекрасного, полная света,

Весь его озаряющий смысл,

Не вместится в Канон Поликлета,

Или ритм пифагоровых числ…».

Греческие живописцы 5 в. – Поликлет и Аполлодор открыли светотень и перспективу. Дошла до нашего времени вазовая роспись, продолжавшая традиции архаической эпохи.

В архитектуре начинает доминировать нарядный коринфский ордер. В градостроительстве утверждается регулярная планировка, предполагающая наличие прямоугольного расположения улиц, наличие кварталов с домами одинаковых размеров. Одним из мировых достижений архитектуры этого периода считается Афинский Акрополь.

В 1У в. наступает кризис греческого полиса, что приводит к раздробленности Греции и распространению индивидуализма. Но именно в этот период появляется философия Платона и Аристотеля и других выдающихся философов – Демокрита, Антисфена, Диогена Синопского и других.

Наблюдается также расцвет ораторского искусства. Наиболее известными ораторами являются Исократ и Демосфен, создатель знаменитых «филиппик» - речей против Филиппа Македонского. Получают широкую известность труды историка Ксенофонта, создателя таких трудов как «Анабасис» и «Греческая история». Причем этого историка в большей мере интересуют великие личности, а не причинно-следственные связи в описании исторических событий.

В этот период наблюдается интенсивное строительство театров. В скульптуре преобладает интерес к конкретной человеческой личности (Пракситель, Скопас, Лисипп).

Культура эпохи эллинизма является следующим этапом в существовании античной культуры, который явился результатом похода Александра Македонского (356-323 до н.э.) – сына Филиппа 11, завоевавшего Грецию.

В этот период наблюдается рост интереса к научным и техническим знаниям. Среди наиболее выдающихся ученых следует выделить Архимеда (287-212 до н.э.), создавшего понятие бесконечно большого числа, букву «пи» для вычисления длины окружности, открывшего гидравлический закон, названный его именем, ставшего основоположником теоретической механики. Кроме того Архимед создал винтовой насос, болт; сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

В период эллинизма происходит строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники; расцветают математика, механика, астрономия, география. Евклид (3 в. до н.э.) создает элементарную геометрию. Эратосфен определяет длину меридиана и соответственно устанавливает таким образом истинные размеры Земли. Аристарх Самосский доказывает вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца. Гиппарх Александрийский, устанавливает точную длину солнечного года и вычисляет расстояние от Земли до Луны и Солнца. Герон Александрийский создает прообраз паровой турбины.

Эрасистрат в медицине открывает нервную систему, выясняет значение пульса, делает открытия в изучении мозга и сердца. Ученик Аристотеля Феофраст создает ботанику. Научными центрами становятся библиотеки в Александрии и в Пергаме.. Создается новый тип научно-исследовательского учреждения – мусейон, который включал в себя храм муз с кабинетами, собраниями коллекций, учебными аудиториями.

Получают дальнейшее развитие литература и философия. Появляется новая наука – филология. Вместе с тем, литературные произведения становятся более поверхностными и рассудочными. Появляется и новый литературный жанр – идиллия с бесконечными пастухами и пастушками. На этой основе впоследствии разовьется буколическая поэзия.

Политическая комедиография уступает место бытовой комедии в виде творчества выдающегося драматурга Менандра. Появляется и такой драматургический жанр как мимы - короткие драматические сценки из жизни горожан (Герод).

Историография же постепенно превращается в беллетристику, в которой ценятся не столько факты, сколько занимательность изложения, слог, стиль. Исключение из этого правила представляют исторические изыскания Полибия, создавшего 40-томную «Историю подъема Римского государства» с его критическим анализом.

В греческой философии этого периода наблюдается эклектизм и ярко выраженная этическая направленность. Наибольшее распространение при этом получают философские течения эпикурейство и стоицизм. Позднеэллинистическая философия уже отличается религиозным уклоном, который предполагает культ монархов (обожествление царей); культ судьбы (случай, удача) и синкретизм – смешение различных греческих и восточных религий.

Основу системы образования этого периода составляют такие дисциплины как чтение, письмо, счет, гимнастика, музыка, языки, астрономия. Высшей ступенью образования считаются философия и риторика.

В гражданском строительстве наблюдается создание новых общественных сооружений: булевтерий (здания городских советов), палестр (спортивные школы), гимнасий (школьные здания), стадионов, новых библиотек, баней. Среди наиболее знаменитых сооружений выделяют Фаросский маяк в Александрии (одно из семи чудес света); Башня ветров в Афинах.

В скульптуре возрастает интерес к личности, эмоциям. Выдающимися явлениями изобразительного творчества стали рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелом («Венера Милосская»), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», портрет Демосфена.

В честь победы над македонским царем у входа в Родосский порт в 304 г. до н.э. была сооружена бронзовая статуя высотой 35 м. бога солнца Гелиоса (Колосс Родосский), отнесенная также к одному из семи чудес света.

Античная философия как явление мировой культуры.

Среди достижений античной культуры особо следует выделить греческую философию, благодаря которой оказалось возможным дальнейшее развитие философских и научных знаний общемирового значения. Философы античной Греции, как правило, объединялись в различные философские школы или были творческими продолжателями предшествующих философских традиций.

Выделяют четыре периода античной философии: досократический (7-6 вв. до н.э.); классический ( 5 – 4 вв. до н.э.); эллинистический (4-2 вв. до н.э.); римский (1 в. до н.э.).

В самом общем виде вся картина философских исканий античных греков может быть представлена следующим образом.

Милетская школа. Она представлена такими именами как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Левкипп.

Фалес Милетский (640/625/624 – 562/547/546) в своих попытках открыть первоначальный элемент, составляющий основу мироздания, пришел к выводу о том, что все произошло из влаги, или воды, на которой покоится земля. При этом, оставаясь представителем гилозоизма, считал всю материю одушевленной. В то же время в праоснове (бесконечной воде) содержится зародыш всего последующего развития на земле. В греческой философии для обозначения первоосновы всего существующего употреблялись два термина: «стойхейон», что означало элемент, ядро, основу в логическом смысле и «архэ» как реальную первоматерию в реально-историческом смысле. «Вода» в понимании Фалеса определялась в обоих смыслах.

Интересны воззрения Фалеса о душе, которую он рассматривал в качестве самостоятельного феномена в отличие от тела, как и вообще душевную жизнь в отличие от природных процессов. Он считал души людей бессмертными и представлял их в виде тонкого (эфирного) вещества. Душа, по его мнению, является активной чувствующей силой, утверждающей разумность и справедливость в соответствии с божественным замыслом.

Анаксимандр Милетский (611/610 – 546/540 до н.э.) придерживался мнения о вечном вращении Земли как источнике тепла и холода. В качестве первоначально сущего выделял беспредельное (апейрон) как некоторую первоматерию, бесконечную, вечную и неизменную. Из первоматерии все происходит и в нее же возвращется. Апейрон включает в себя основные противоположности: холодное и теплое, а затем влажное и сухое. Взаимодействие между этими противоположностями образует все вещи и все миры.

Анаксимен Милетский (588/585 – 525/524 до н.э.) также решал вопрос о первооснове мира. Как и его предшественники считал, что этой первоосновой является определенный вид материи. По его мнению, это был воздух, из которого происходит огонь. Сгущение же воздуха вызывает ветры, тучи, воду, землю и т.д. В качестве базовых противоположностей Анаксимен выделял сгущение и раздражение воздуха, приводящих к образованию различных состояний материи. Проводил аналогию между человеком и миром через отождествление души человека и воздуха, без которых не может существовать мироздание. Предложил первое научное объяснение солнечных и лунных затмений.

Левкипп из Милета (500-440 до н.э.) считал, что мир состоит из пустоты и атомов, которые вечно движутся, являются бесконечно малыми частицами, плотными, однородными по качеству и бесконечно разнообразными по величине и форме. Возникновение и уничтожение всего сущего Левкипп объяснял соединением и разъединением атомов, а многообразие мира – различными формами атомов, их положением в пространстве, особенностями их соединения. Философ утверждал наличие высшей необходимости, проявляющейся в законе общей причинности. При этом наш мир он рассматривал как один из бесчисленных во Вселенной, который, как и остальные миры, когда-то возник и когда-нибудь исчезнет. В качестве причины возникновения миров, по его мнению, можно выделить вихревое движение скоплений атомов, которые движутся самостоятельно. Разнообразие атомов по величине и форме является причиной различных движений, а их столкновение приводит к различным видам движения, включая общее круговращение.

Элейская школа включала в себя таких философов как Ксенофон из Колофона, Парменид из Элеи, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Ксенофон из Колофона (573/570/565 – 480/478/470 до н.э.) признает материальность и неизменность мира. Весь целостный мир отождествлял с Богом, тем самым отвергая антропоморфные свойства богов в греческой мифологии. Понимал Бога как сущее, отличное от людей в виде шарообразной субстанции. Бог для Ксенофона есть символ неограниченности и материальности мира. Критически относился к познавательным возможностям чувств и ощущений, которые фиксируют только «кажущееся».

Парменид из Элеи (540/535/515-480/470/462 до н.э.) отождествлял мышление и бытие и считал их подлинной истиной (алетейа). Чувственное познание рассматривал как дающее только образ того, что кажется приводящее к мнению (докса). Занимался преимущественно наукой о бытии (онтологией). Причем исключал в этом бытии движение и развитие. Поскольку, по его мнению, сущее присутствует везде, то не-сущего нет. Соответственно бытие (сущее) не может быть куда-либо перемещено на то место, где ранее было не-сущее, которого нет. Поэтому и нет движения. Единое, нераздельное бытие в то же время является вечным, самобытным, неразрушимым и полностью тождественным, т.е. равным самому себе, безусловно однородным, неизменным. Само же бытие, как считал Парменид, есть закругленный, вполне однородный внутри шар.

Зенон Элейский (490-430 до н.э.) как ученик Парменида разделял взгляды своего учителя. Признавал истинным только рациональное познание, чувственное же познание считал неизбежно противоречивым и потому неистинным. Собственные взгляды излагал в виде диалогов (апорий), построенных в виде споров. Выявлял противоречия чувственного познания и приходил к выводам о диалектических противоречиях объективной реальности. Признавая материальность окружающего мира, отрицал существование пустоты. Все сущее, по его мнению, есть результат влияния тепла, холода, сухого и влажного. Отрицал существование движения, поскольку в противном случае возникает неразрешимое противоречие (что-либо движется и одновременно не движется), что подтверждал собственными апориями.

Мелисс Самосский (У в. до н.э.) был учеником Парменида и посещал беседы Гераклита. В отличие от Парменида считал бытие бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Был стихийным материалистом, не верил в сотворение мира. По мнению Мелисса Самосского вообще ничего не может возникать потому, что оно возникало бы из ничего, а это является абсурдом. Не отрицал при этом разнообразия чувственного мира. Настаивал на том, что в нет ничего постоянного в природе и все с известной вероятностью обречено на гибель. Допускал подлинность сведений, получаемых с помощью чувственных восприятий, но с помощью разума. Единое считал божеством, способным к состоянию блаженства. Это единое им было названо «природой», в которой главным качеством является непрерывная целостность.

Пифагорейская школа. Была основана Пифагором, но сведений о нем, как и его учениках осталось мало. Поэтому довольно трудно провести границу между учением Пифагора и его учениками.

Пифагор (584/580/576/570 – 525/524/504/500 до н.э.) и его ученики считали, что числа возникли раньше явлений и стоят выше последних. По их мнению, все существующее находится в соответствии с весом и мерой и может подсчитано и подведено под числовую меру. При том число есть сущность мышления, которое и есть в свою очередь сущность Вселенной. Пифагорейцы открыли несоизмеримость и были знакомы с иррациональными числами. Нечетные числа Пифагором и его учениками  рассматривались как символ лучшего, а четные – выражение худшего. Составили таблицу десяти основных противоположностей. Пифагорейцы знали о шарообразности Земли и остальных небесных тел. Особое восхищение вызывало звездное небо. Подлунный же мир, по их мнению, полон недостатков и несовершенств.

Архит Тарентский (440/400 – 365/360 до н.э.) представлял собой пифагорейскую школу. Утверждал, что математика позволяет познавать как все мироздание, так и отдельные предметы, явления. Число и величина есть «две единые первичные формы существующего». Много внимания уделял проблемами гармонии в музыке и сделал вывод, что высота звукового тона зависит от скорости движения звучащих тел. Решил множество геометрических задач, открыл ряд принципов механики, изобрел блок и винт.

Не создал своей школы, но оказал огромное влияние на развитие не только античной, но и мировой философии Гераклит Эфесский (544 – 470). В качестве первоосновы всего мироздания считал непрерывное движение, изменения, которые наиболее наглядно воплощаются в огне. Последовательность событий Гераклит определял двояко: как гармонию противоположностей и как круговорот мирового обмена веществ. Вселенная изначально является разрозненной при вновь восстановлении ее единства. Сущность же мира заключается в восстановленной через борьбу противоположностей гармонии. Тем самым Гераклит стал первым стихийным диалектиком в истории философии.

Школа софистов представлена такими философами как Горгий, Протагор, Продик, Критий.

Горгий из Леонтины (485/483 – 380/375/373 до н.э.) основывает свою философию на трех тезисах: (1) ничто не существует; (2) если что-то признается существующим, то его невозможно познать; (3) если же что-то все же познается, то его нельзя передать и объяснить другим. Выдвигая эти парадоксальные тезисы, Горгий, как и другие софисты, основное внимание уделял риторике как искусству доказательства любого мнения в зависимости от решаемых задач и обстоятельств.

Протагор из Абдеры (481/480 – 411/410 до н.э.) стал автором известного изречения «Человек – мера всех вещей: существующих – что они существуют; не существующих – что они не существуют». Соответственно человеческое восприятие является в этом случае заведомо адекватным по отношению к реальности. Более того, к восприятиям, по сути дела, сводится вся духовная жизнь человека, по мнению Протагора. При этом восприятие связано как с движением воспринимаемых предметов, так и с изменчивостью самих восприятий. Благодаря такому двойному движению каждый познает вещи не такими, какими они есть в реальности, а благодаря тому, какую ценность они представляют для воспринимающего.

Продик с Кеоса (род.470/460 до н.э.) будучи учеником Протагора, в основу своих философских взглядов положил идеи противопоставления природных и социальных явлений, а также определяющей роли воспитания в формировании этических норм и человеческой судьбы. Отличительной чертой этого философа был исключительный интерес к языку, к номинативной функции слов. Продик изучал проблему синонимии – идентификации слов, совпадающих по смыслу, и учил правильному употреблению слов в речевых высказываниях. Изучал также родственные понятия, составляя целые группы взаимозаменяемых слов в соответствующих контекстах. Занимался также и проблемой ононимов – различением смыслов графически совпадающих слов и словесных сочетаний. Свой вклад философ внес и в разработку правил спора, в развитие логики.

Следующая группа философов, являющаяся самой представительной в сравнении с другими философскими школами, объединяет мыслителей, обязанных во многом своим появлением Сократу и может быть оценена в своей совокупности как наиболее развернутая система философских знаний, ставшая выдающимся достижением мировой культуры. Здесь можно выделить в порядке хронологии таких философов как Сократ, Евклид, Аристипп, Платон, Спевсипп, Ксенократ, Гераклит Понтийский, Аристотель, Теофраст, Аристоксен, Стратон.

Сократ(470/469 – 399 до н.э.), не оставивший письменного изложения своего учения, тем не менее, оставил после себя выдающееся философское наследие благодаря записям своих учеников ( в первую очередь Платона). Утверждал непознаваемость мира и и физической природы вещей и наличие объективного знания только в результате познания самого себя. Рационально обосновывал религиозно-нравственное мировоззрение. Основное внимание уделял изучению сущности добродетели, которая, по его мнению, включала в себя такие качества человека как сдержанность, мужество и справедливость. Причем, эти качества считал вечными и неизменными, которые человек приобретает в результате самопознания и размышлений. Знаменитый сократический метод познания заключался в обнаружении противоречий в суждениях для достижения истины путем диалога.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!