Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 6 страница



В то же время в мировоззрении творцов эпохи Возрождения выделяются в качестве независимых субстанций «Космос» и «Мировая душа», которые присутствовали еще в неоплатонизме. Отсюда следовала и установка на человека как деятеля, который должен совершенствовать себя и окружающую действительность, двигаясь к этим идеальным сущностям. Это движение фиксировалось преимущественно в художественном творчестве. В этом же контексте воспринимался и Творец всего сущего – как создатель мироздания на основе эстетических законов. Проявляемый таким образом панэстетизм являлся основным наследием античности, осваиваемым художниками Возрождения.

От античностив эпоху Возрождения также перешли многие черты языческого мировоззрения. Последнее сочеталось с индивидуалистическими установками этой эпохи, которой было свойственно обожествление природы и интерес к ее возможностям для удовлетворения материальных потребностей.

Существовала, как это ни кажется, на первый взгляд парадоксальным, и определенная связь Возрождения со схоластикой Средневековья (Фома Аквинский, Бонавентура, Ульрих Страсбургский и др.). Это выразилось в учении о формах существования явлений окружающего мира и их художественном воплощении. В творчестве и философии Возрождения присутствует также стремление к отвлеченному мышлению, но преимущественно с использованием художественно-выразительных возможностей искусства в архитектуре, живописи, скульптуре и т.д.

Распространенным в эпоху Возрождения становится и логико-математическое мышление, унаследованное от Средневековья. В этом мышлении присутствуют «измерения» и дедуктивные построения даже при создании произведений искусства. Но есть и отличия. Средневековые мыслители все свои усилия направляли на доказательство существования Бога, его промысла, борьбу с силами антихриста. В эпоху же Возрождения мыслители и художники ориентировались в своих интеллектуальных и творческих поисках на обнаружение все новых возможностей человеческого разума и творчества, соответствующих мировой природной гармонии.

По отношению к рыцарской культуре Средневековья в эпоху Возрождения преобладало ироническое отношение. Апофеозом такого отношения можно считать пародийное отражение культуры рыцарства в великом романе М.Сервантеса «Дон Кихот». На смену «высокой» рыцарской поэзии пришла поэзия вагантов, менестрелей, в которой происходит разрыв с рыцарской моралью и рыцарским кодексом чести. Унаследованный от рыцарской культуры авантюризм с его культом «Прекрасной Дамы» в эпоху Возрождения переродился в авантюрный индивидуализм, преследующий собственные выгоды и личный успех.

Наиболее жестким было противостояние культуры Возрождения средневековой религиозности, что проявилось как отказ от церковного догматизма и рафинированной средневековой схоластики. Представители Церкви обличались и высмеивались в литературных произведениях, в искусстве, в научных трактатах. Ожесточенность этой критики объяснялась необходимостью утверждения новых гуманистических идеалов, воспевающих человека как «венца творения», пусть даже со всеми его внутренними противоречиями и слабостями. В то же время сохраняется в качестве основной темы идея христианства и религиозности, но уже интерпретируемая с позиций «земной» человечности. Эта тема вдохновляла великих художников этой эпохи: Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Буонарроти Микеланджело и т.д.) и привела к расцвету фресок, соборного зодчества, станковой живописи.

Своеобразно развивается наука в эпоху Возрождения, в которой причудливо сочетаются стремление изучать материальный мир, но при этом увязывать научные открытия с церковной догматикой. В этой связи по-новому исследуются канонические религиозные тексты, в которых ищутся возможности соединения религиозного и светского мировоззрений. Тем самым мыслители этой эпохи искали некоторый компромисс, связанный с деградацией многих священнослужителей, проявляющих корыстность, лицемерие, агрессивное невежество. В результате институт Церкви начал отталкивать от себя многих искренне верующих прихожан. Формируются альтернативные религиозные движения как предпосылка зарождения протестантизма. Последним толчком к появлению последнего стала массовая продажа индульгенций и таинств, профанирующих саму идею спасения души для верующих христиан.

Характерно, что оборотной стороной нарастающего аморализма католической Церкви стало гонение на представителей «нечистой силы»: ведьм, колдунов, знахарей и т.д. Отмечается, что разгул инквизиции приходится в основном на эпоху Возрождения. В результате возник уникальный симбиоз чувства страха, преклонения перед божьим наказанием и вера в созидательные возможности человека. Так не могло продолжаться бесконечно. Поэтому поворот к социальному оптимизму, оторванному от религиозного мировоззрения, в эпоху Просвещения становился неизбежным.

В эпоху Возрождения возрастает значение проповеди, в которой осуществляется синтез рациональных и эмоциональных компонентов в обращении представителей Церкви к верующим. Исповедальность становится постепенно важной чертой литературных произведений

Таким образом, в эпоху Возрождения зарождается противоречивая тенденция. Человек этой эпохи освобождается от пут феодальных ограничений, авторитарного, сословного социума и развивает в себе такие качества как самостоятельность, творчество, уважение к себе. В то же время освобожденный индивид все меньше считается в своей активности с какими-либо моральными нормами, становится жестоким, разнузданным в своих прихотях и пороках, не связывая себя христианскими заповедями. В результате возникает феномен «двойной жизни» и «двойной морали», ставшие на долгие годы приметой буржуазного образа жизни. В публичном пространстве такой человек демонстрирует соблюдение приличий, моральных норм, благовоспитанность и эстетизм, а в частной жизни он потакает своим страстям и порокам без каких-либо ограничений.

Эта двойная жизнь преподносится теперь как «гуманное» отношение к верующим, не требующее от них аскетизма, жертвенности, духовного подвижничества, сводя церковную жизнь к упрощенной и поверхностной церковной обрядности. В результате и сама католическая Церковь  движется в сторону сервилизма, снисходительного отношения к человеческим слабостям, зависимостям, тяге к чувственным удовольствиям.

Художественные достижения эпохи Возрождения.

В искусстве этого периода при сохранении религиозных сюжетов и тем основное содержание (даже внутри этих тем) составляет красота человека и окружающей его природы. Но и здесь это содержание остается достаточно противоречивым. Основное внимание уделяется художественно-изобразительному отображению человека и соответствующим все новым выразительным возможностям в этом отображении. В то же время меньшее внимание уделяется внутреннему миру человека, его потаенным мыслям и чувствам. Соответственно литературное творчество, призванное раскрывать этот внутренний мир, представлено гораздо скромнее в сравнении с изобразительным искусством.

Последнее уделяет повышенное внимание к изображению деталей, цвету, подробностям обстановки изображаемого и т.д. В этой связи не случайным становится развитие в эпоху Возрождения анатомии, геометрии, математики и других наук о природе и человеке. Но при этом живопись остается ведущим видом художественного отображения и познания окружающего мира, сочетая в себе элементы реалистичности и подчеркнутого эстетизма. Начинают изображаться вполне земные персонажи, множество бытовых деталей, реалистический пейзаж. Изображаемая природа при этом эстетизируется, а само изображение человека становится более реалистичным.

Особое значение для искусства эпохи Возрождения приобретает изображение телесной красоты человека в качестве альтернативы средневековому искусству, воспевающему аскетическую жизнь и умервщление плоти во имя духовной жизни. Формируется культ красоты женского тела, отражая изменившееся отношение к женщине и изменение положения женщины в обществе. Растет число женщин, которые не обременены семейными обязанностями и при этом проявляют интерес к искусству, светскому времяпрепровождению. Культ женской телесности проявляется через ее демонстрацию самым различным образом: через обнажение рук, плеч, шеи, груди благодаря более открытой одежде. Модными становятся косметика, различные украшения. Происходят изменения и в идеале женского совершенства. Вместо идеала хрупкой женщины, болезненной, склонной к периодическим обморочным состояниям, кроткой, благовоспитанной, религиозной получает распространение идеал полнотелых, здоровых женщин, склонных к эротическому поведению. Формируется также идеал физически полноценного мужчины, проявляющего мужественность, волю, ловкость и силу.     

Тело для художников Возрождения являлось самоценным эстетическим объектом. Телесность в изобразительном искусстве проявилась в качестве появления трехмерного измерения в живописи и архитектуре. Распространено скульптурное восприятие мира, оказавшее влияние на все искусство и эстетику Возрождения.

Природа отражалась художниками Возрождения как художественный образ, который складывался в их воображении и творческой фантазии. Тем самым изобразительное творчество оценивалось выше природной среды. В качестве одного из требований к деятельности художника выдвигалось умение творить новую эстетическую реальность даже более совершенную, чем божьи творения. Мимесис античного искусства, в котором преобладало соответствие произведения искусства реальной природе замещается творческим замыслом создателя этого произведения. В эстетике и художественной практике Возрождения практикуется одухотворение мира природы, к которому Бог не имеет никакого отношения, что получило название пантеизма. Но такое отношение не остается неизменным. Постепенно основное место в искусстве Возрождения занимает изображение человека, а природа становится фоном для этого изображения.

Сложилась и определенная периодизация культуры и искусства Возрождения. Несмотря на то, что эпоха Возрождения в сравнении со Средневековьем оказалась значительно менее продолжительной, каждый из этих периодов оказался достаточно насыщенным. Общая продолжительность итальянского возрождения составила вторую половину XIII века – первую половину XVI века. Основные этапы эпохи Возрождения: ранее Возрождение – Х1У в.; высокое Возрождение – ХУ в.; позднее Возрождение – ХУ1 век.

Первые признаки Возрождения существуют в XIII веке. В XIV веке распространяются элементы готического стиля, а сам период называется Проторенессансом, который сохранял внутренние связи со Средневековьем, в котором, как известно наряду с готическим присутствуют романский и византийский художественные стили.

Несмотря на то, что проторенессансная литература еще занимает лидирующие позиции, начинает занимать основное место изобразительное искусство. Впрочем, можно здесь отметить факт появления великого произведения этого периода -  «Божественную комедию» Данте Алигьери (1265 – 1321), которое с одной стороны завершало эпоху Средневековья, а с другой открывало эпоху Возрождения.

Мировосприятие Данте во многом носило еще средневековый характер, что выразилось в отображении его «видений» потустороннего мира с соответствующими мистическими персонажами. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Каждая часть включает в себя 33 песни, а сам текст написан трехстрочными рифмами (терцинами). По сути дела поэма представляет собой аллегорию, моральное назидание и является воплощением высшей духовности.

Данте показывает существование людей, которые оказались в потустороннем мире. Каждый из персонажей получает возмездие за свои поступки на Земле. Поэму пронизывает идея добра, в соответствии с которой оцениваются земные дела героев. Образ Беатриче здесь воплощает идеал красоты, который вдохновлял поэта. Прием показа потустороннего мира позволяет создателю поэмы обратиться к собственным грехам. Спасителем же поэта остается Беатриче.

Среди создателей великих литературных произведений можно выделить Франческо Петрарку (1304 – 1374), которого считают одним из первых художников-гуманистов. Мировую славу ему обеспечили сонеты, которые были посвящены его вдохновительнице Лауре. В сонетах поэт показал возможности лирической поэзии в раскрытии внутренних любовных переживаний.

Анализ художественной практики проторенессанса показывает, что она основывалась на неоплатонических идеях и в известной мере идеях Аристотеля. Это выразилось в самоценности художественного творчества, не ставящего в качестве обязательной задачи отражение реальности. Главными в художественных произведениях этого периода становятся сугубо эстетические критерии, интерес к художественной форме, что вполне соответствует мировоззрению неоплатоников, в котором идеальное уже никак связано с реальностью только в качестве первоосновы всего сущего. Сама  художественная форма становится высшей реальностью, неся в себе черты телесной субстанции.

Ориентированность проторенессанса на изображение идеальной реальности основывается и на связи его с католическим христианством, согласно которому мир духовного существования человека является объективным. При этом в творчестве художников проявляется и стремление к «очеловечиванию» духовности, в которой присутствуют и вполне земные эмоции и чувства. Все больше начинает уделяться внимание миру интимно-личных переживаний. Творчество художников Возрождения становится все более реалистичным, приближая изображаемые религиозные персонажи к реальным людям. Изображаемые человеческие фигуры становятся более объемными, облачения персонажей изображаются в соответствии с реальным их существованием в повседневной жизнедеятельности. Становятся более объемными и архитектурные сооружения, заменяя собой плоскостные архитектурные решения благодаря большей рельефности.Та или иная художественная форма в искусстве становится теснее связанной с соответствующим познавательным содержанием. Большое внимание начинает уделяться пластичности создаваемых художественных образов.

В эпоху проторенессанса выделятся несколько соседствующих друг с другом художественных стилей. Существующий романский стиль, возникший еще в Х1 – Х11 веках опирался на сочетание античной и христианской эстетики с ее строгой символикой. Архитектура этого периода носит в основном монументальный характер. Становятся привычными массивные сооружения. Эти же особенности присущи живописи, скульптуре, которые широко используются в храмовых сооружениях. Те или иные персонажи чаще всего изображаются с большими головами. Присутствует массивность, основательность в их изображении. Некоторая тяжеловесность изображаемых фигур являлась своеобразным воплощением незыблемости христианских догматов.

Следующий стиль получил название классического античного художественного стиля. Его характеристики – воспевание телесности, симметричность, гармония, соблюдение пропорций при сохранении связи с земным миром. При создании произведений искусства изучаются природные законы и сохраняется антропоцентризм, предполагающий отношение к человеку как к вершине мироздания. Человек же при этом воспринимается прежде всего в его телесных и «земных» проявлениях.

Складывается в эту эпоху также византийский стиль, который появился после взятия Константинополя крестоносцами. Европейцы оценили одухотворенное иконописное творчество в Византии, которое оказалось во многом противоположным античному искусству. Византийский стиль, заимствованный в Проторенессансе, отличался психологизмом и отсутствием в нем церковной тематики. Акцент делается на показе эмоций и чувств человека.

Утверждается также готический стиль. Свое распространение он получил сначала в северной Франции, затем он возник в Германии и Италии. В этом стиле воплощается процесс возвеличивания Бога и преклонение перед Божьей волей. Этот стиль по замыслу художников Возрождения должен был вызывать у верующих возвышенные чувства и религиозные экстатические состояния в процессе молитв и обращений к Творцу. Соответственно в готике происходит дистанцирование от земной реальности, отягощенной страстями и телесной чувственностью.

«Воздушность» готического стиля выражалась подчеркнутым структурированием в архитектурных решениях, которое осуществлялось через арочную архитектуру. В этом стиле присутствуют вертикальные линии, карнизы, галереи, аркады. Распространена оконная роспись, в которой часто присутствует изображение розы. Многие статуи не только являются частью художественного оформления стен, но создаются как самостоятельные рельефные фигуры. В готике этого периода присутствуют и реалистичные мотивы украшения храмов (цветы,растения, виноград и т.д.).

Готический стиль сочетает в себе движение вверх и организацию пространства по горизонтали. Тем самым в традиционную готику вносятся новые гуманистические мотивы в возрожденческом духе. Так совмещаются в готической архитектуре религиозность и интерес к окружающей реальности, красоте реальной природы.

Готический стиль при этом имеет свои географические разновидности. Если во Франции, в Германии, в Англии готика однозначно устремлена вверх, то в Италии такая устремленность не так ярко выражена. По мнению исследователей, возможно, в этом отличии проявились жизнелюбие итальянцев, их южный темперамент, чувственность. В готике итальянского Возрождения присутствует оптимизм, преодоление тяжести и монументальности романской архитектуры. Архитектурное пространство приобретает глубину. Возникают разнообразные световые решения, цветные витражи в архитектуре.

Одним из ведущих художников Проторенессанса, во многом определившим его эстетику, стал Джотто ди Бондоне. В своем творчестве он стремится преодолеть средневековую статику. При этом стремится к организации пространства, которое характерно для античного искусства и раннехристианского творчества. Джотто ориентируется на трехмерность пространства и объемные изображения, используя разнообразные пластические решения. Джотто в большей мере отражает в своем творчестве обычные человеческие эмоции, чем религиозные переживания.

В конце XV века возникает Высокое Возрождение. Несмотря на небольшую продолжительность этого периода (40 лет) он дал миру великих художников, значение творчества которых невозможно переоценить. Наиболее великие из этих творцов – Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Буонарроти Микеланджело. В их произведениях присутствует стремление к воплощению идеалов человеческой гармонии, созидательной мощи человека-творца. Причем художественные образы в их произведениях отличались особой масштабностью и глубиной, что отличает Высокое Возрождения от других этапов возрожденческой культуры и искусства. Религиозное содержание в произведениях титанов Возрождения переосмысляется в контексте гуманистических ценностей. Это проявляется в человечности и сострадательности к людям в их земном существовании, а также по отношению к библейским персонажам.

Леонардо да Винчи. Всестороннее и гармоничное развитие личности наиболее полно воплотилось в этом художнике. Своими разносторонними способностями он поражал не только современников, но и далеких потомков. Теоретик искусства, художник, инженер, математик, скульптор, физик, архитектор, астроном – вот неполный перечень видов деятельности, которые осуществлял этот титан Возрождения. Себя Леонардо да Винчи воспринимал, прежде всего, как ученый. Этим объясняется тот факт, что он оставил после себя не так много произведений изобразительного искусства. Вся его жизнь была наполнена постоянными экспериментами, поиском все новых открытий, изобретений.

Причем, Леонардо да Винчи далеко не всегда доводил свои открытия до уровня материального воплощения. В каком – то смысле сам творческий поиск был для него самоцелью. В этом поиске живопись занимала далеко не первое место потому, что у этого творца преобладала познавательная установка – выявление скрытых законов мироздания и потенциальных возможностей человека как творца, созидателя и творческой личности. Не меньший интерес вызывала у Леонардо взаимосвязь природы и человека на единых основаниях разума, красоты, гармонии.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!