Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 8 страница



 Свобода веры прозвучала как правозащитный манифест. Появляются конфессиональные общности (в Страсбурге, Вюттенберге), которые основывались на понимании «свободы веры» как «свободы совести». Это создало предпосылки трансформации средневекового социума, формированию новых социокультурных иерархий, новых социальных символов и культурных кодов, основанных на религиозных и ценностных переидентификациях.

Коммуникативная и протестантская этика становится превращенным выражением этих трансформаций, инициировавших предпринимательскую этику: право на обогащение признавалось и поощрялось тогда, когда оно основывалось на принципах «справедливости» - добросовестном общественно-полезном труде, соблюдении договоров, потребительского воздержания, инвестиций нажитого богатства в дальнейшее делопроизводство, помощь неимущим и т. д. Известный социолог Вебер видел в протестантской этике главный фактор развития «духа капитализма» и создания на его основе рентабельной экономики, что предопределило новый этап культурно-цивилизационных преобразований  в новоевропейской истории.

Культура Нового времени.

Эпоха Возрождения создала условия для появления культуры Нового времени, ставшей основой для дальнейшего развития европейской цивилизации и ее основных сущностных характеристик до начала ХХ века.

К этим характеристикам можно отнести: резкое ускорение темпов научно-технического прогресса, бурный рост предпринимательской деятельности, формирование менталитета человека, преобразующего окружающий мир в соответствии с собственными практически значимыми целями.

 Европейскую культуру Нового времени первого этапа хронологически относят к середине ХУ11 в. (Английская революция 1630 – 1640 гг.) до 1789 г (Великая французская революция). Второй этап Нового времени относят после 1789 г. и в течение Х1Х века. В этом разделе будет рассмотрен процесс становления культуры Нового времени, преимущественно в ХУ11 веке.

Важной особенностью этого этапа является формирование национальных государств, занимающих небольшую площадь, но развивающих свой политический и культурный суверенитет. Эта тенденция усиливается благодаря укреплению государственного аппарата, укрепляющего соответствующие авторитарные режимы при одновременном ограничении влияния привилегированных слоев общества, препятствующих более полному проявлению возможностей монархической власти. Неизбежно в этой ситуации и разрастание бюрократии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Происходит также ущемление прав церкви в ее воздействии на общество благодаря появлению протестантизма и союзу властей с высшими католическими иерархами при подавлении прав местного духовенства.

В условиях роста недовольства народных масс власти создают более надежную армию с постоянным составом военнослужащих. Для содержания многочисленного государственного аппарата средства добываются из поощряемой государством торговли (меркантилизм), из расширяющегося экспорта производимых товаров и соответственно из появляющихся новых рынков сбыта. Распространяется также протекционизм в виде стимулирования и поддержки государством отечественного производства, которое особенно интенсивно развивается благодаря началу научно-технической революции.

Уходит в прошлое сословность как главный признак оправдания существования человека в обществе. На смену ей приходят способности людей к производительному труду и умение самостоятельно обеспечивать свое жизненное благополучие. При этом создается апологетика сильной государственности. Здесь следует выделить, прежде всего, трактат Томаса Гоббса «Левиафан», значение которого остается актуальным для современного осмысления многих общественных проблем.

По мнению Гоббса, «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» [2, с.119].

Мыслитель в компетенцию государства включал, прежде всего, обеспечение мира и безопасности своих граждан. Государство, по его мнению, должно быть главным гарантом и в сохранении гражданского согласия и сохранения национального суверенитета. Особенно востребованной эта компетенция государства становится в военное время. Поэтому, по мнению Т.Гоббса, даже несправедливое государство лучше, чем анархия, делающая беззащитными своих граждан перед нашествиями врага.

С другой стороны, как считает Т.Гоббс, недооценка важности обязанности перед государством его гражданами есть свидетельство их эгоизма и близорукости «ибо все люди от природы снабжены теми замечательными увеличительными стеклами (каковыми являются их страсти и себялюбие), сквозь которые каждый маленький платеж представляется им великой обидой, и лишены тех подзорных труб (именно морали и гражданской науки), чтобы видеть издали те бедствия, которые грозят им и которых нельзя избежать без таких платежей» [ 2, с.128]. Тем самым Т. Гоббс предвосхитил многие исследования социальной структуры общества, выделяющие микро- и макроуровни социальной жизни, существующие по собственным, во многом не совпадающим друг с другом законам.

Государство Т.Гоббс рассматривал как реальную возможность противопоставить «войне всех против всех» Общественный договор, в соответствии с которым граждане жертвуют частично своей независимостью во имя всеобщей безопасности и мира. Эта идея получила свое распространение в последующие века и во многом определила сущность наступающей буржуазной демократии.

Новое время также было отмечено возникновением науки как особой профессиональной деятельности с соответствующей системой требований, позволяющих отличать научное знание от других видов познания реальности. Среди этих требований - необходимость строго выверенного целенаправленного наблюдения над фактами и явлениями окружающей действительности, необходимость измерительных процедур и эксперимент, подтверждающий или опровергающий полученные результаты. Рациональное познание мира стало признаваться главным условием полноценного развития личности и формирования его мировоззрения, включая его религиозность. В ХУ11 веке появляется целая плеяда блестящих ученых, положивших начало развитию классической науки: Галилей, Декарт, Ньютон, Кеплер, Лейбниц и др.

Основной чертой культуры Нового времени становится рационализм, который пронизывал все виды и формы познавательной деятельности. Всеобщим убеждением является в этот период вера в безграничные возможности познающего Разума, с помощью которого открываются новые перспективы в открытии все новых тайн мироздания и высших смыслов человеческого существования.

Общественная мораль при этом отождествлялась с природными естественными законами. Соответственно справедливое общество, соответствующее моральным нормам и принципам социальной справедливости, может быть построено, если будут соблюдаться основные требования, диктуемыми разумом и рациональным познанием действительности.

Торжество рационализма проявлялось в отношении к различным сферам общественной жизни. Экономическая деятельность выстраивалась как результат расчетливости и прагматизма; в политике утверждался принцип утилитаризма и рациональности в выборе средств для достижения политических целей; в повседневной жизнедеятельности мистицизм вытеснялся суждениями здравого смысла и осознаваемым обыденным опытом выживания и приобретения материального благосостояния.

В то же время благодаря контрреформации возрастает роль рационально осмысляемой религиозности, предполагающей соединение веры и разума, где не последнюю роль играл протестантизм и его идеи, проникшие даже в католическую церковь. В известной работе «Протестантская этика и «дух капитализма» М.Вебер изложил основное духовно-нравственное содержание протестантских идей как воплощения рационализма Нового времени.

 По мнению М.Вебера протестантизм в большей мере ориентировал верующих на карьеру, рост образования, экономический рационализм, чем католицизм. Причем, основной принцип протестантской этики заключается в умении зарабатывать и тратить деньги на благо собственной семьи. В этой связи был выдвинут идеал «философии скупости», в соответствии с которым порицается кому-либо одалживать деньги без каких-либо гарантий т.к. это порождает безответственное отношение к деньгам как мерилу трудолюбия и дееспособности гражданина. Среди основных добродетелей протестантизм выделяет: честность (она полезна как приносящая кредит), пунктуальность, прилежание, умеренность. Причем, можно ограничиться и видимостью этих добродетелей, если они приносят экономическую выгоду.

Приветствовался и аскетизм, отсутствие каких-либо излишеств как условие деловитости и добропорядочности. Именно добросовестное выполнение общественных обязанностей свидетельствовало о том, что человек становится угодным Богу. Добродетельный образ жизни обеспечивался соответствующим усилением контроля церкви над жизнью верующих. Осуждались добрачные связи, разгульный образ жизни как не соответствующие образу жизни христианина.

Меняется и отношение к труду. Если в Средние века многими труд расценивался как наказание человечества за первородный грех, как тяжкая обязанность, то в Новое время труд становится целью жизни, причем особо ценится трудовая деятельность, приносящая прибыль. Человек, который преуспевал на этом поприще, становился уважаемым членом общества независимо от своей сословной принадлежности и социального статуса. Точнее, высокий социальный статус все чаще приобретается благодаря умению зарабатывать деньги.

Свобода от каких-либо ограничений для достижения этой цели формировала новый тип личности, способной спокойно порвать с теми или иными социальными и культурными традициями, если этого требовали «интересы дела». Тем самым открывалась дорога к дальнейшему развитию промышленности и финансового капитала.

Эти тенденции не могли не отразиться на развитии художественной культуры Нового времени. Поскольку исчезает тотальное воздействие религии на внутреннюю жизнь всех членов общества, наблюдается все большая индивидуализация личности, ее облика и выбранного жизненного пути. В этой связи не случайно распространенность в изобразительном искусстве таких жанров как портрет и пейзаж. Портретная живопись изображала разнообразие человеческих типов и характеров, а пейзаж – разнообразие той реальной среды, в которой жил человек. Возрастает интерес художников к истории, ее различным трактовкам и мифологическим толкованиям. Появляются настоящие шедевры в жанре натюрморта и анималистической живописи.

Характерной тенденцией художественного творчества Нового времени является его двойственное отношение к искусству Возрождения. С одной стороны использовались многие высокие образцы ренессансного искусства как эталоны эстетического вкуса и художественного уровня. С другой стороны – изображаемый мир представал в произведениях искусства как более динамичный, неустойчивый, дисгармоничный, подверженный метаморфозам.

Наблюдается стремление различных видов искусства к их синтезу и взаимодействию, за счет чего расширяются выразительные и изобразительные возможности художественного творчества. Полифоническая музыка сменяется гомофонией, где выделяется главная партия (голос) при сопровождающих ее других голосах, партиях. Это в известной мере «очеловечивало» музыку, приближало ее к миру «земных» переживаний и чувств. В ХУ11 веке появляются новые направления в музыкальном искусстве. Это – духовная музыка, не обязательная для исполнения в церкви, представленная в основном ораториями, предшествующими возникновению оперы и кантаты, которые могли сочиняться не только на духовные сюжеты.

Появляется инструментальный концерт, который стимулировал создание отдельных солирующих инструментов, таких как скрипка, клавесин, орган. Складываются в этот же период школы знаменитых скрипичных мастеров (Гварнери, Амати, Страдивари). И, наконец, появляется опера как синтез различных видов искусств.

Появляются также художественные стили, позволяющие учесть национально-культурное разнообразие самых различных стран и народов – классицизм и барокко. Появление новых стилей свидетельствовало об усилении авторского видения художником окружающей действительности и наличии у него собственной социальной позиции и мировоззренческих установок. Самые различные сочетания тех или иных видов искусства явились результатом того, что на первый план стали выходит не сиюминутные социальные и политические запросы на художественное творчество, а внутренняя художественная логика самого искусства и требования эстетического вкуса. Имеет смысл остановиться на основных художественных стилях искусства Нового времени.

Стиль барокко. Он возник как своеобразная художественная рефлексия на уход в прошлое представлений об изначальной гармоничности мира, которая проявлялась как единство человека с природой при главенствующей роли первого; как духовная гармония самого человека под влиянием веры в торжество божьего промысла.

Основными предпосылками возникновения это стиля явились:

- открывшиеся новые горизонты для рационального познания мира, который начинал проявлять свою ограниченность в объяснении и интерпретации явлений и событий, лишенных гармоничности и целесообразности;

- отрыв человека Нового времени от природы и доминирование мира «искусственного», представленного прихотливой фантазией, силой интеллекта, индивидуального творчества, стремящегося создавать собственные «картины мира», непосредственно не связанные с миром видимых явлений и фактов;

- стремление абсолютистских режимов укрепить и увековечить свое господство через соответствующую художественную практику в виде великолепия, масштабности форм, вычурности и т.д.;

- конкуренция католической и протестантской церкви за владение умами и сердцами верующих. Католическая церковь в борьбе с протестантизмом поощряла и развивала демонстрацию пышного великолепия католических служб, эффектное украшение храмов, масштабность церковного музыкального искусства.

Наглядно это выразилось в церковной архитектуре, где утверждение барочного стиля означало наличие пышной декоративности, парадности, причудливости в художественном оформлении храмов и их архитектурном облике.

В архитектуре барокко вместо гармоничности, статичности и сдержанности в художественной выразительности приходит контрастность, ассиметрия, изменчивость и перегруженность украшательством. В живописи особое внимание начинает уделяться линии, живописному пятну, светотени.Также происходит отказ от линейной перспективы. Можно выделить страны, где барокко достигло своих высочайших вершин.

Италия. В этой стране характерным признаком барочного стиля стало создание ансамблей, преобразивших облик Рима, Флоренции, Венеции. Вершиной барочного стиля в итальянской скульптуре и архитектуре является творчество Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Среди его наиболее известных произведений статуя Давида. В отличие от известных статуй этого персонажа в творчестве Донателло и Микеланджело изображен поединок героя с Голиафом, что выражает динамику этого противостояния и его внутренний драматизм. В других работах художника также присутствует психологическая динамика и энергетика внутреннего состояния изображаемых персонажей ( скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы», фонтаны «Четыре реки», «Тритон» и пр.). К величайшим творениям Бернини относят монументы святых, папские надгробия, надстройка и площадь перед собором святого Петра.

Значительным явлением итальянской архитектуры барокко стали дворцы и виллы. Среди городов, где этот архитектурный стиль был представлен наиболее масштабно, следует выделить Венецию.

В итальянской живописи выделяют такие направления как болонский академизм и караваджизм. Представителей первого направления привлекали античные образцы, но на первом плане оказывалась форма, изощренность художественных приемов, но не содержание произведений.

Самым же знаменитым художником барочной живописи в Италии стал Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610). Он внес в стиль барокко реализм, который затем был подхвачен многими художниками западно-европейского искусства. В то же время в качестве основных тем его творчества явились религиозные мотивы. К его новаторским приемам относят искусство светотени, стремление показывать внутренний драматизм чувств изображаемых библейских персонажей.

Стиль барокко в Испании. Своеобразие в следовании этому стилю здесь проявилось в использовании не столько достижений классического искусства, сколько в обращении к средневековой готике, в которые вторгались мотивы мавританского художественного творчества. Отображаемые религиозные темы в испанской живописи органично сочетаются с реализмом и чувственностью в изображении персонажей и сюжетов. Велика также роль народного художественного мировосприятия. Характерно, что многие национальные герои в испанской живописи изображаются в образах святых.

Среди наиболее распространенных архитектурных сооружений в Испании стали храмы в виде креста. Значительные достижения были достигнуты в скульптуре, которая чаще всего представлена в виде масштабных многоярусных алтарей – ретабло, имеющие сходство с православными иконостасами, которые располагались сзади алтарной части.

Величайшим художником Испании в ХУ11 веке стал Эль Греко. Его персонажи чаще всего изображаются в ситуации эмоциональной напряженности, передаваемые соответствующим цветом. Художник избегал какой-либо красивости. Зато основное внимание он уделяет внутренним переживаниям героев и их размышлениям. Среди последователей Караваджо выделяют Хусепе Риберо с его излюбленной темой христианского мученичества.

Вершиной испанского барокко в живописи признано творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599 – 1660). Его живопись отличается жанровым и тематическим разнообразием. Это – жанр болегон (исп.трактир), натюрморты, кухонные, трактирные сценки. Центральное же место в его творчестве занимает портрет. Веласкес считается создателем парадного портрета. Самые известные свои работы он создал на завершающем этапе своего творчества. Это – «Венера с зеркалом» (первое в испанской живописи изображение обнаженного женского тела), «Менины» и «Пряхи».

Завершает Золотой век испанского барокко в живописи Бартоломео Эстебана Мурильо, который создал картины, обладающие подлинной художественной красотой, но по глубине уступающие работам Веласкеса. Важно отметить, что наряду с религиозными сюжетами он уделяет большое внимание изображению обычных испанцев.

Выдающимися достижениями отмечен театр Испании, где особо следует выделить Лопе де Вега, сумевшего сочетать изысканный поэтический язык с изображением мира глубоких человеческих чувств и переживаний. Многие произведения этого драматурга ставятся на сценах современного театра: «Собака на сене», «Учитель танцев», «Фуэнта Авехуна» и т.д. Значительный вклад в испанскую драматургию внес также Педро Кальдерон, стремящийся наполнить глубоким духовным содержанием свои сценические произведения: «Стойкий принц», «Жизнь есть сон» и др.

Барокко во Фландрии (Бельгии). Здесь следует выделить, прежде всего, знаменитого фламандского художника Питера Пауэла Рубенса (1577 – 1640). Значение рисунка в его картинах уступает мастерству цвета и живописи. Художник воспевал красоту реальной жизни, но с элементами театральности, вычурности, натурализма. В его работах своеобразно сочетаются одухотворенность и реалистичность, наполненная жизненной энергией. Рубенс считается мастером в изображении красоты и торжества плоти, которая независимо от соответствия ее канонам физической красоты может быть прекрасной. Рубенс создал собственную живописную школу. Среди его учеников выделяют Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса и Франса Снейдерса (мастера натюрморта).

Живопись Голландии. В Голландии победила буржуазная революция раньше, чем в других странах Западной Европы. Эта страна представляла собой типичный образец нарождающегося капитализма с ее колониями, торговым флотом и развитым (промышленным) сельским хозяйством, чья молочная продукция шла на экспорт во многие государства. Поскольку в Голландии победил протестантизм (кальвинизм), здесь было ослаблено влияние церкви на общество, что позволило интенсивно развиваться философии, естественным наукам, математике. Основными заказчиками произведений искусства в Голландии являются средние бюргеры, которые стремились украшать обычные жилые здания, общественные места. В живописи соответственно основное внимание уделялось изображению обычных людей в повседневных жизненных обстоятельствах и их быту, предметам обихода и т.д.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!