Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 11 страница



Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744, «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса си минор (1747–1749 гг.), произведения органной музыки и др.

Йозеф Гайдн, считающийся основателем Венской классической музыкальной школы, является создателем огромного числа музыкальных произведений самых различных жанров: симфоний, квартетов, сонат. Особое следует отметить его достижения в области симфонической музыки.

Заслугой Й.Гайдна является формирование устойчивого состава симфонических оркестров. Ранее этот состав был преимущественно произвольным и случайным. Появление постоянного набора инструментов в симфоническом оркестре явилось одним из завоеваний классицизма. Возникла строгая система инструментовки и набор требований к звучанию симфонической музыки.

Й.Гайдн обращался также и к вокальным произведениям – опере, оратории, кантате. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты и т.д.

Вольфганг Амадей Моцарт – еще один великий «венский классик», получивший всемирное признание. Уже в 6-летнем возрасте гастролировал как музыкант в различных европейских странах благодаря феноменальному музыкальному слуху и памяти. Внес свой вклад в дальнейшую разработку таких инструментальных музыкальных жанров как симфония, соната, квартет. Музыку Моцарта отличает стройность, гармоничность, мелодизм, прозрачность музыкальной формы в сочетании с жизненностью и насыщенностью человеческих чувств и эмоций.

Композитором создано свыше 600 музыкальных произведений различных жанров. Огромной заслугой Моцарта является развитие жанра оперы, в котором присутствовал синтез драматических и музыкальных элементов, обеспечивающий целостность оперной постановки. Опера-буфф «Свадьба Фигаро» представляет собой «комедию характеров». Проникнута просветительскими идеями созданная композитором музыкальная философская сказка «Волшебная флейта». Напряженным драматизмом отличается опера «Дон Жуан».

Основные сочинения композитора: оперы — «Митридат, царь понтийский (1770)», «Луций Сулла» (1772, обе — Милан), «Мнимая садовница» (1775), «Идоменей» (1781, обе — Мюнхен), «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786, обе — Вена), «Дон Жуан» (1787, Прага), «Так поступают все» (1790, Вена), «Милосердие Тита» (1791, Прага), «Волшебная флейта» (1791, Вена) и др.; балетная музыка; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра — симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инструментов с оркестром — около 30 для фортепиано (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скрипки (5), для кларнета (A-dur, 1791), для валторны (4); камерно-инструментальные ансамбли — 6 струнных квинтетов (в т. ч. g-moll, 1787), свыше 20 струнных квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й. Гайдну, 1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты; для фортепиано и скрипки — сонаты (свыше 30), вариации; для фортепиано — сонаты (19 — в 2 руки, 5 — в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли; вокальные каноны и др.

Л.В.Бетховен своим творчеством завершал школу «венских классиков». Его творчество явилось переходным между классицизмом и романтизмом. Среди его сочинений фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. При этом Бетховен создал свой музыкальный стиль, резко отличающихся от изысканной музыки «классицистов», отличающийся глубоким драматизмом, экспрессией, часто встречаемым героизмом и патетикой. До настоящего времени, как и другие «венские классики» считается одним из величайших композиторов, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой музыки.

Основные сочинения композитора: 9 симфоний: № 1 (1799-1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803-1804), № 4 (1806), № 5 (1804-1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8(1812), № 9 (1824); 11 симфонических увертюр, среди которых «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора» № 3; 5 концертов для фортепиано с оркестром; 6 юношеских сонат для фортепиано; 32 сонаты для фортепиано, 32 вариации и около 60 пьес для фортепиано; 10 сонат для скрипки и фортепиано; концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром («тройной концерт»); 5 сонат для виолончели и фортепиано; 16 струнных квартетов; 6 трио; балет «Творения Прометея»; опера «Фиделио»; торжественная месса; вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»; песни на стихи разных поэтов, обработки народных песен.

 Таким образом, эпоха Просвещения подарила миру огромные достижения культуры. ставшие достоянием всего человечества.

 

Литература:

1. Бэкон Ф. Сочинения в 2 томах. – М.: Мысль, 1972 с. – 582 с.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М., Избр. Пр. – М., 1990.

3. Гоббс Т. Левиафан. – М.: Мысль, 2001. – 478 с.

4. Гроций Г. О праве войны и мира. – М.: Ладомир, 1994. – 869 с.

5. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

6. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1955.– 799 с.

7. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. – М.: Гос. Социально-экономическое издательство, 1938. – 123 с.

8. Харнхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – М., 1997.

 

КО Н Т Р О Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы.

1. Понятие «историческая культурология» в «переходном обществе», где она выступает как стратифицированная модель культурного наследия.

2. Какова роль сравнительно-исторических методов (или методов исторической компаративистики) в изучении культурного наследия?

3. Каковы основания классификации известных науке культурно-исторических эпох как макро-единиц истории?

4. Характеристика и роль «античного типа» культуры в европейской цивилизации.

5. Охарактеризовать ренессансный тип культуры в сравнении с античным и средневековым.

6. Какова роль эпохи Реформации в формировании Новоевропейской культуры?

7. Каково значение эпохи Просвещения в формировании гражданского демократического общества?

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!