Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 10 страница



 Что такое «левиафановские» устремления государства? Само это понятие введено философом XVII в. Томасом Гоббсом, который под Левиафаном понимает огромного « искусственного человека» -  антропоморфную метафору государства в виде  огромной искусственной конструкции, символизирующей неограниченную власть. Хотя, исходно государство неизбежно и необходимо, сам принцип государства вырастает из идеи равенства. Если два человека хотят обладать одной вещью и не могут ее поделить, то становятся врагами, так как каждый считает себя «более равным». Поэтому, чтобы предотвратить «войну всех против всех», государство необходимо, но оно не должно стать тоталитарным, то есть неограниченно разрастаться и ставить под контроль все сферы жизни общества. Значит, единственное средство избежать этого – создание гражданского общества.

 В современном понимании гражданское общество – это общество, в котором власть государства ограничена теми самыми «соглашениями граждан», которые исторически и восходят к Общественному договору. В наше время это могут быть объединения различного рода – от профсоюзов и партий до кооперативов, профессиональных обществ, любительских коллективов и т. д. Власть государства при наличии гражданского общества – не централизована и не всеобща, а как бы опосредована «властью самих граждан через разные формы общностей», «горизонтальные структуры».

 Интересно, что идеи Руссо об Общественном договоре вошли в «Декларацию прав человека» (1789 г.), потому что согласие всех граждан соблюдать некие «общие правила» означает ограничение собственной свободы для проявления свободы других членов общества. Отсюда вытекает понятие «суверенной личности». Безусловно, проблемы прав и свобод личности – очень сложная тема, по поводу которой написаны уже многие тома правовых и политических исследований. И на бытовом, профанном уровне она нередко понимается как абсолютная свобода «индивида». По этому поводу известен классический афоризм К. Поппера: когда в суде рассматривалось дело хулигана, поколотившего соседа, в свое оправдание он сказал, что является свободным гражданином. На это судья ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».

 Сегодня права суверенной личности – это гражданские права: свобода слова, собраний, митингов, демонстраций, объединения в организации и т. д. когда эти права отсутствуют, то отсутствует гражданское общество как сетевые структуры власти самих граждан через ассоциации, то есть государство перестает делиться властью со своим народом и становится тоталитарным, то есть функционирует только по властной вертикали, а не по горизонтали гражданских отношений.

 Таким образом, идеи французских просветителей об устроении государства на основе Общественного договора, оказались весьма долговременными. Но, как очевидно, они претерпели существенные трансформации к сегодняшнему дню, а проблема изучения истории всегда связана с главным условием – не модернизировать исторические феномены. Поэтому необходимо оставаться в рамках социального сознания изучаемой исторической эпохи. В данном случае необходимо видеть историческую ограниченность просветителей, идеализацию ими принципов просвещения как средство устроения совершенного общества, что проявилось в идеализации монархической власти.

 Идеи Руссо о народном суверенитете в сущности лишь декларировались, так как реальных механизмов его реализации в то время не было. Если в Риме народ реально мог собраться на форум и там мог выразить свое волеизъявление, то для государства с большим числом граждан, конечно, это невозможно, поскольку в эпоху Руссо еще не было системы референдумов.

 Тогда как же может быть реализован народный суверенитет как власть народа, заключающаяся, прежде всего, в акте принятия законов?

 Ответ на этот вопрос давался в духе просветительского идеализма: Законы народу должен предлагать «законодатель»… «просвещенный монарх»(?). Вот оказывается выход из угнетения – превращение деспота в просвещенного монарха. Просветители критиковали деспотические режимы, но считали, что просвещенный монарх способен дать народу «хорошие законы и хорошие нравы», и в этом смысле, он «служит» своим подданным. Известно изречение Гольбаха: «народы будут счастливы, когда философы станут королями, а короли философами».

То есть в плане государственного устройства просветители возлагали надежды на «просвещенный абсолютизм» - политику «правильных законов, учреждаемых сверху. Например, упразднение старых сословно-деспотических институтов и распространение новых законов гражданского общества. А поскольку человек понимался как продукт обстоятельств, то, изменяя эти обстоятельства путем учреждения прогрессивных законов, можно воспитать и нового человека – «просвещенного и добродетельного» члена общества.

В одном из своих программных сочинений «О духе законов» Ш.Монтескье изложил основные политические взгляды на государство и общество, ставшие своего рода политическим манифестом просветителей. Среди основных положений, формулируемых Ш.Монтескье, можно выделить следующие:

- если для монархических и деспотических режимов достаточно следование законам, то для демократического государства важны также нравственные качества не только рядовых членов общества, но и правящих классов;

- при демократических режимах необходимо избегать крайностей неравенства и крайностей авторитаризма, приводящего к деспотии;

- необходимо сочетание правовой и фактической свободы; если по отношению к государству свобода устанавливается законами, то по отношению к отдельным гражданам еще и нравственными нормами;

- политическая свобода должна сочетаться с гарантиями безопасности для граждан;

- право собственности должно быть неприкосновенным и обеспечиваться соответствующими гражданскими законами, которые должны иметь однозначное толкование.

Следует также отметить значение такого выдающего мыслителя эпохи Просвещения как Дени Дидро, одного из основателей провозглашенного буржуазными просветителями «энциклопедизма», необходимого для разумного преобразования окружающей среды человеком на основе разнообразных знаний о природе и обществе. В качестве возможной программы такого преобразования философ предложил реальное усовершенствование человечества, которое осуществляется не только через соответствующую просветительную деятельность, но и общественный прогресс, направленный на достижение социальной солидарности и жизненное благополучие большинства граждан.

 Принципы воспитания просветители, как уже говорилось, понимали «натуралистически», то есть не столько как социализацию – освоение человеком всех норм и стереотипов, которые выработало общество на данном этапе своего развития, сколько как «следование природе». Воспитание понималось как раскрытие тех способностей, которые заложены в человеке природой, подобно тому, как «распускается бутон цветка». Хотя были здесь и определенные достижения. Например, Руссо впервые в истории педагогики выделил различные «возрастные периоды» воспитания: вначале развивать физические задатки, потом чувства, и умственные способности. Принципы возрастной педагогики понимались именно в качестве социальных средств (социальной среды), так как способности и дарования людей просветители считали одинаковыми от природы. Различия здесь проявлялись только в воспитании, условиях социальной среды.

 Подводя итог рассмотрению социально-философских идей эпохи просвещения, можно сделать вывод, что, несмотря на определенные идеалистические представления о развитии социума институтов государственного устройства и гражданского общества, в целом сочинения просветителей оказали существенное влияние на развитие социальных философских представлений об обществе, и, прежде всего, на разработку принципов гражданского демократического общества.

Литература и искусство эпохи Просвещения

Литература и искусство этой эпохи  принято разделять на три периода: первый период получил название просветительского классицизма; второй – просветительского реализма и завершающий этап – сентиментализма.

Литература

Доминирующей тенденцией в умонастроениях писателей эпохи Просвещения являлся социальный оптимизм, связанны с верой в возможность утверждения в обществе разума, гуманизма и социальной справедливости. Наряду с верой в возможность разумного переустройства общества в литературе этой эпохи получили распространение сатирические произведения, бичующие недостатки и пороки современной социальной действительности. Среди наиболее выдающихся писателей эпохи Просвещения можно выделить Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше — во Франции; Свифта, Дефо — в Англии; Лессинга — в Германии; Гольдони — в Италии.

Многие произведения писателей-просветителей носили философский и педагогический характер. Поэтому соответствующие просветительские идеи, как правило, определяли не только характер художественного содержания в их творчестве, но и обусловили появление новых литературных жанров: философско-политического романа, морально-политической драмы, гротескно-комедийного памфлета и т.д.

Героями литературных произведений просветителей становятся все чаще люди «низших» сословий, которых отличает природный ум, трудолюбие, человечность. Изображаемые в литературе простолюдины показываются как способные совершать и героические поступки, проявлять высокие нравственные качества в трудных жизненных ситуациях.

Поскольку в эпоху Просвещения ее культуру определяли преимущественно философы, художественная литература отражала, прежде всего, соответствующие философские взгляды философов-просветителей, что приводило творчество многих писателей к некоторой прямолинейности и дидактизму в ущерб художественным достоинствам их сочинений. Тем не менее, в эту эпоху создавались и многие выдающиеся литературные произведения.

Достаточно назвать такие произведения французской литературы этого периода как «Персидские письма» Монтескье; «Орлеанская девственница», «Блудный сын», «Фанатизм или пророк Магомет» Вольтера; «Племянник Рамо», «Жак Фаталист» Дидро; «Новая Элоиза», «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо. В английской литературе «Робинзон Крузо»Даниеля Дефо; «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта; поэтическое творчество Роберта Бернса. В литературе Германии это, прежде всего, «Фауст», «Страдания юного Вертера» Гете.

В литературе Просвещения появляется также новая тенденция, получившая название сентиментализма, в котором основное внимание уделяется чувствам и интимным переживаниям простых людей. Так проявляется некоторый противовес рационализму этой эпохи. Это воспевание красоты природы, мира естественных чувств и привязанностей обычных людей, простых житейских радостей и человеческих привязанностей.

В сентиментализме начинает проявляться разочарование в политических идеях просветителей, верящих в неизбежность наступления всеобщей свободы, равенства и братства. Присутствует скептицизм по отношению к созидательным возможностям разума, которому противопоставляется мир человеческих чувств.

Среди писателей-сентименталистов можно выделить Стерна, Томсона, Грея, Руссо. При этом представители сентиментализма творили все же в русле просветительской идеологии, отвергая бессердечие и высокомерие дворянства, расчетливость и прагматизм в человеческих взаимоотношениях.

Театр эпохи Просвещения.

Просветители рассматривали театр как одно из основных средств в своей политической и идеологической борьбе. Вместе с тем, многие сценические произведения пережили свою эпоху и вошли в золотой фонд мировой драматургии. Среди них - «Ночь ошибок» Гольдсмита;«Школа злословия» Шеридана, «Женитьба Фигаро» Бомарше; «Трактирщица» Гольдони, «Принцесса Турандот» Гоцци; трагедии Шиллера.

Английский театр

Английский театр XVIII века явился заметным явлением не только в театральной жизни Европы, но и стал значительным достижением для всего мирового театрального искусства. Был создан новый драматический жанр – т.н. мещанская драма, которая позднее перекочевала в театры Германии, Франции и Италии. Видное место в театральной жизни Англии заняла также комедия. Родоначальником просветительской комедии считается Уильям Конгрив ( «Старый холостяк»). Расцветают также малые жанры: пантомима, балладная опера, репетиция. Вершиной английской комедии нравов стала «Школа злословия» Р.Б.Шеридана.

Французский театр

Ведущую роль в театральной жизни Франции эпохи Просвещения сыграл Театр французской комедии. На подмостках этого театра были продемонстрированы достижения актерского искусства, получившие мировое признание. Среди наиболее значительных драматургов этого периода следует выделить Вольтера, которого считают в известной мере продолжателем классицистской традиции Корнеля и Расина в искусстве французской драматургии. Но этот классицизм носит просветительский характер, в котором основными темами становятся религиозно-политические конфликты, обличение пороков абсолютизма. В своей драматургии Вольтер использовал античные, средневековые и экзотические сюжеты. Несмотря на изучение опыта великих драматургов прошлого, в первую очередь Шекспира, Вольтер следовал знаменитому правилу классицизма «трех единств: единству времени, места и действия. Среди его пьес, получивших широкое признание, следует выделить такие драматические произведения как «Заира», «Меропа», «Китайский сирота», «Ирина» и т.д.

Важный вклад в развитие театрального искусства внес главный «энциклопедист» Д.Дидро. Он выступил как противник жесткой сословной дифференциации театральных жанров, схематизма и прямолинейности драматургии классицизма, статичности и абстрактности изображаемых персонажей. Им был предложен образ «честного буржуа» в качестве нового положительного героя. Также Д.Дидро настаивал на социальной типизации сценических характеров, их разнообразии. В своем знаменитом «Парадоксе об актере» он заложил основы театрального искусства.

В стремлении следовать жизненной правде Д.Дидро в своих пьесах стал заменять поэтические тексты прозой, которая приближалась к разговорной речи. Большое внимание он уделял описанию обстановки, декорациям, правдивости актерской жестикуляции.

Еще одной значительной фигурой во французском театральном искусстве эпохи Просвещения стал Бомарше. Его наиболее знаменитые пьесы«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» открыли новый жанр политической комедии просветительской направленности, в которых главной темой стало обличение нравов аристократии, ее цинизма и высокомерия. Эта критика осуществлялась в атмосфере радости, веселья и жизнелюбия, свойственные представителям «низших слоев» общества.

Итальянский театр.

Среди театральных достижений Италии следует выделить в первую очередь творчество Гольдони, заложившего основы реалистического театра, преодолевшего узкие рамки «комедии масок». В одной из своих первых комедий «Слуга двух господ» им был создан образ Труффальдино , воплотившего в себе черты находчивого и предприимчивого человека из народа. Этот образ был развит в лучшей комедии Гольдони «Хозяйка гостиницы», в которой главная героиня демонстрирует свое моральное превосходство перед представителями аристократических кругов. Во многом благодаря Гольдони получила распространение «комедия нравов», соответствовавшая духу эпохи Просвещения.

Соперником Гольдони стал Карло Гоцци, не принявший основные идеи Просвещения, но существенно обогативший театральное искусство, создав жанр «театральной сказки». Своей знаменитой комедией «Любовь к трем апельсинам» он бросил вызов рационализму и дидактизму просветительской драматургии, отстаивая принципы зрелищности и игровой стихии театрального действа.

Немецкий театр

Здесь следует выделить, прежде всего, деятельность Лессинга, сочетавшего сочинение пьес с теоретическими работами в области литературы и искусства. В своем трактате «Лаокоон» он осуществляет анализ соотношения живописи и поэзии. Позже издает монументальный труд «Гамбургская драматургия», ставший программным для театрального искусства, противостоящего канонам классицизма.

Огромный вклад в мировую культуру и искусство не только Германии, но и всего мира внес гениальный писатель и драматург И.Гете. Его знаменитая трагедия «Фауст» стала вершиной просветительского реализма, оказавшая огромное влияние на духовную жизнь Европы и всего цивилизованного человечества.

Одним из значительных достижений культуры Германии стало творчество Ф.Шиллера, драматургическое творчество которого сочетало в себя черты романтизма и реалистической эстетики. Его театральные шедевры «Коварство и любовь», «Разбойники» прочно вошли в мировой репертуар театров не только в эпоху Просвещения, но и в последующие исторические эпохи.

Изобразительное искусство в эпоху Просвещения

Классицизм в изобразительном творчестве 18 – начала 19 века формировался на основе идей Просвещения. Так, уже в архитектуре формируется тип зданий, в одних из которых встречается изысканность (например, во многих особняках), парадность (в общественных зданиях, открытой городской площади), а в других – простота, безыскусность. В гражданской архитектуре наблюдается сочетание пафосности и лиризма. В подражании античности классицизм изобразительного творчества обращался к приемам симметричности, рациональности, следования законченной форме.

В эпоху Просвещения получила развитие и тенденция романтического искусства, эмоционально насыщенного, стимулирующего творческое воображение, фантазию художника. Наблюдались и интересные сочетания классицистских форм изобразительного искусства с романтическим содержанием.

Особое отношение к природе в изобразительном искусстве эпохи Просвещения выразилось в расцвете садово-паркового искусства, призванного воплощать «рай на земле». В природные композиции могли включаться картинные галереи, библиотечные и музейные здания, культовые сооружения, театры. Поэтизация природы и ее украшение реализовывали мечту просветителей о «совершенном» человеке, близким к естественному миру человеческих чувств и восприятий окружающего мира в сочетании с его способностью преображать природный мир по законам красоты.

Светская живопись в эпоху Просвещения вытесняет религиозное изобразительное творчество. Пейзажная живопись начинает замещаться пейзажем настроения; парадный портрет – портретным изображением интимных чувств человека.

Основоположником идей Просвещения в изобразительном искусстве считается английский живописец Уильям Хогарт. Его работы отличались сатирической направленностью, обличая пороки аристократического общества («Карьера проститутки», «Карьера мота», «Брачный контракт», «Выборы» и др.). Мастером реалистического портрета проявил себя его соотечественник Томас Гейнсборо.

 В качестве некоторой альтернативы рассудочности эпохе Просвещения возникает живопись сентиментализма, наиболее полно представленного в творчестве Ж.Б.Грёза. Отображенный в его картинах мир чувств, характеризуется некоторой слащавостью и приторностью с претензией на человеколюбие и сострадание к бедным и простым людям.

Основателем нового художественного стиля - революционного классицизма стал Ж.Л.Давид как результат соединения классицизма и идей Великой французской революции.

Музыкальное искусство.

В эпоху Просвещения творили такие гениальные композиторы как И.С.Бах, Йозеф Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, чьи произведения получили мировое признание.  

И.С.Бах,оставаясь представителем стиля барокко, прославился как виртуозный органист, музыкальный педагог и импровизатор, создатель величайших произведений музыкального искусства. Среди достижений композитора следует особо отметить создание полифонии, ставшей достоянием всех музыкантов мира, а также органные произведения, в которых отразилась его религиозно-философское восприятие окружающей действительности. И.С. Баха считают по праву основателем всей европейской музыки не только эпохи Просвещения, но и Нового времени. Масштаб музыкального мышления и творчества композитора оказался столь велик, что его музыкальные достижения включили в себя все основные линии будущего развития мировой музыки.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!