Раздел 2.Типология культурно-исторического развития. 1 страница



 

1.Научные классификации культурно-исторических типов.

 

Существенную роль в разработке динамики имеет типология культурно-исторического знания, позволяющая выделять как общие цивилизационнные характеристики, так и особенности каждого этапа культурно-исторического процесса. В истории и теории культуры существует несколько таких классификаций: по эпохам, цивилизациям, художественно-эстетическим критериям (стилям), культурно-историческим типам и другие. Поэтому необходимо представить те из существующих классификаций, которые наиболее представительны в современной культурологии.

 Первый, наиболее распространенный тип классификации макроисторической динамики, основан на представлениях об «эпохах».

 Эпоха (от греч. epohe – остановка) имеет несколько значений. Первое – продолжительный промежуток времени, выделенный по тому или иному характерному явлению: выдающимся событиям, отличающим определенный период истории, науки, искусства, от других периодов развития культуры. Во-вторых, понятие эпоха может быть применено к какому-то подразделению геологического периода. В-третьих, эпохой можно называть единицу астрономического времени, с которого начинается отсчет истории.

 Понятие «культурно-историческая эпоха» имеет значение макро-единицы типологии культурно-исторического процесса. В зависимости от основания классификации, это понятие включает: исторические периоды и типы цивилизаций в хронологическом порядке; отдельные цивилизационные признаки, составляющие содержание данного исторического периода; определенные модели культурно-исторического развития.

 Классификация истории возможна по археологической периодизации - неолит, бронзовый век, железный век.

 Типология культурно-исторического развития «по цивилизациям» в качестве основания использует характеристики древних типов культур, установленных преимущественно, путем реконструкции древних храмов, святилищ, монументальной архитектуры и скульптуры, археологизированных останков и т. д. В этом значении различаются: Древняя цивилизация Египта, Древняя цивилизация Месопотамии, Древнеинская цивилизация, Цивилизация Древнего Ирана, Древние цивилизации Юго-восточной Азии, Древнегреческая цивилизация, Цивилизация Древнего Китая, Древней Японии, Древней Америки, Древнерусская цивилизация и т. д.

 Классификация культурно-исторического развития возможна также по:

- формациям: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная);

-  отдельным цивилизационным и культурным чертам – Эпоха Великих географических открытий, Прометеевская эпоха, Эпоха Машины, Эпоха электричества, эпоха Наполеоновских войн и т. д.;

-  великим историческим личностям: эпоха Петра, эпоха Екатерины, эпоха Карла Великого и т. д.;

-  художественно-эстетическим стилям – эпоха классицизма, эпоха романтизма, эпоха барокко и др.

 Исходя из приведенных примеров классификаций, можно сделать вывод, что в современной культурологии не существует однозначного определения культурно-исторической эпохи. Соответственно, для дифференциации исторического времени в гуманитарном познании используются различные основания типологии в зависимости от критериев социальной значимости цивилизационных событий или черт для достаточно длительного исторического периода. Программным основанием типологии культурно-исторического развития, содержащегося преимущественно во многих учебниках по культурологии, является классификация макро-исторического развития по культурно-историческому типу. В данном контексте и будут рассмотрены основные культурно-исторические эпохи.

 

Античная культура.

 

Античность (от лат. antiquitas – древний) – обобщенная категория, обозначающая тип культуры, сложившейся на основе древнегреческой цивилизации тех стран и народов древнего мира, которые развивались под влиянием древнегреческой традиции – культура эллинистических государств, Рима, этрусков. Этот тип культуры включал в себя всю совокупность функционально взаимосвязанных форм древнегреческой   цивилизации: социальных отношений (полисная структура) символических объектов (мифологии, философии, искусства), нормативных и ценностных образований (право, политика, этика).

Культура Древней Греции подразделяется на следующие периоды: крито-микенский, гомеровский, архаический, классический и эллинистический.

Центром крито-микенской культуры стал остров Крит и город Микены на материковой Греции. Название этот период получил по имени царя Крита Миноса. Продолжительность периода составила 2300 – 1100 до н.э. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг так называемых дворцов. Особенно знаменитым стал дворец Миноса благодаря своему лабиринтному строению, что стало основой создания мифа о Минотавре. Лабиринтное строение было достаточно распространено в дворцах Крита, но все лабиринты, в конечном счете, вели к центральному двору.

Сохранившиеся фрески во дворцах впечатляют своей жизнерадостностью. Как правило, фрески изображали сцены из повседневной жизни, животных, растения, летающих рыб, дельфинов. Популярен был и сюжет «игры с быками», который изображал религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов – культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. 

В этот период формируется тип царской власти, который получил название теократии, предполагающей воплощение в одном лице высшей светской и духовной власти.

В результате извержения вулкана на остроеве Фера (Сантория), а также последующего вторжения из материковой Греции греков-ахейцев критская,или минойская культура исчезла.

Крито-микенская культура завершилась микенской, или ахейской культурой.Сменившая предыдущий этап эта культура существовала ок. 1580 – 1100 до н.э. Из минойской цивилизации были заимствованы имена некоторых божеств, а также водопровод, канализация, фасоны одежды, фресковая живопись.

Расцвет этой цивилизации приходится на 15-13 вв. до н.э. Основными центрами культуры стали дворцы в Микенах, Тирифе, Пилосе, Афинах, Иолке. Главным достижением микенской культуры является ее вклад в искусство обработки металла, в основном золота и бронзы.

В свою очередь крито-микенская цивилизация была разрушена нашествием дорийцев, обладавших уже не бронзовым, а железным оружием. В 12-11 вв. до н.э. начинается железный век и утверждается культура гомеровского и архаического периодов.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» относятся к концу 8 века до н.э. «Илион» означает «Троя». Этот период отмечен упадком во всех сферах античной цивилизации. Гомеровский период был сменен периодом архаики (от греч. Archaios – древний) и охватывал 8 – 6 вв. до н.э. Этот период называют Великой колонизацией, которая заключалась в освоении греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. Греческая культура перестала находиться в изоляции, которая наступила после исчезновения крито-микенской культуры.

У греков появилась возможность учиться многому у других народов, например, у лидийцев – чеканке монет, у финикийцев – алфавитному письму, у Египта – развитию наук и т.д. Эти достижения были творчески переработаны и освоены греческой культурой.

В период архаики окончательно разлагается родовая община и формируются античные полисы (города-государства). Среди наиболее крупных полисов выделялись Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

Несмотря на то, что Греция была разделена на множество самостоятельных полисов, в архаический период начинает складываться самосознание греков, относящих себя к эллинам. Соответственно появившееся понятие «Эллада» не имело строгой территориальной привязки, обозначало новый тип античной цивилизации. Возникшее общецивилизационное единство греков во многом было обусловлено созданием общегреческих святилищ в качестве центров экономических, политических, культурных связей, что способствовало также складыванию общего пантеона богов, интегрировавшего в себя местные культы.

Религиозные и мифологические представления древних греков.

В период архаики сформировались основные мифологические и религиозные представления греков. Первым персонажем в этой мифологии был Хаос, из него возникла Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар). Гея родила сына-супруга Урана. Это самый первый бог, олицетворяющий небо («Уранус» - «небеса»). Второе поколение богов – дети Геи и Урана – титаны (шесть братьев и сестер). Уран, боясь, что дети отнимут у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Титаны освободились и свергли отца. Один из них Кронос, пожирающий своих детей, стал править миром. Он был смещен с трона его младшим сыном Зевсом богом неба, повелителем грома, молний и дождей. По преданию, Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами. Женой Зевса являлась Гера, покровительница женщин и брака, владычица неба. В мифологии описывается и связь Зевса с другими богинями и смертными женщинами. Сам Зевс проявлял многие черты, свойственные смертным - соблазнил Леду, обернувшись лебедем, Европу – быком, Данаю – золотым дождем. Отпрысками Зевса стали многочисленные боги, богини, полубоги – Аполлон, Геба, Геракл, Гермес и др.

Пантеон греческих богов был представлен такими персонажами как брат Зевса Посейдон – повелитель морей, другой брат Аид – бог подземного царства. Сестра Зевса Гестия –богиня огня и домашнего очага. Бог света и поэзии сын Зевса Аполлон воспринимался традиционно в сопровождении десяти муз. Среди потомства Зевса выделяется Афродита как богиня красоты. Гефест являлся богом огня и кузнечного мастерства, Арес – богом войны, Афина – богиней охоты, живой природы, Артемида – богиней Луны. Кроме того, каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина – ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес – торговле.

Кроме общегреческих богов сохранялись и местные божества в каждой области Греции в виде нимф, сатиров и пр. Но при этом сильнее всех богов и людей оставалась судьба, что в, известное мере, уравнивало как небожителей, так и жителей Земли.

Кроме мифов о богах сложились мифы о происхождении людей, о героях. Особо следует выделить такие циклы мифов как «Троянская война», «Подвиги Геракла», вдохновлявшие множество поэтов и художников.

В этой связи важное значение имеет наличие девяти муз в греческой мифологии, ставших символами различных видов искусства. Это -Евтерпа как муза лирической поэзии, Клио – истории, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной поэзии, Полигимния – гимнов, Урания – астрономии, Каллиопа – эпической поэзии.

Искусство и литература архаического периода.

В период архаики наиболее развитой областью становится Иония (западное побережье Малой Азии). Складывается древнегреческий эпос, трудовые песни, басенное творчество. Становятся общенациональным достоянием поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В У111 – У11 вв. до н.э. Гесиод создает поэму «Теогония», в которой повествуется о происхождении мира и богов, а также нравоучительную поэму «Труды и дни». Именно в этой поэме появляется символический образ «ящика Пандоры» - наказания богами людей за получение прометеева огня в виде неуправляемых бедствий, выпущенных на волю.

В 6 в.до н.э. возникает греческий театр, выросший из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Происходит выделение из хора действующего лица – актера. Первые театры создавались в виде открытых площадок. Наиболее знаменитым стал театр Диониса в Афинах – 15 тысяч зрителей. Было положено начало олимпийским играм в честь Зевса, Пифийским играм в честь Аполлона, Истмийским играм в честь Посейдона.

Архаический период отмечен известными достижениями в области скульптуры и архитектуры. Преобладают два основных типа скульптуры – обнаженного юноши (куроса), задрапированной женщины (коры) с характерной, архаической улыбкой. Эти скульптуры, как правило, устанавливались в честь конкретных известных людей. Сложившийся общий образ человека в древнегреческой скульптуре был во многом близок скульптурам Древнего Египта благодаря некоторой условности изображения, статичности и торжественности.

 В градостроительной структуре этого периода главным элементом становится акрополь (греч. – верхний город) - достаточно защищенная часть города, в которой располагались основные святыни, а также агора (торговый центр), к которому примыкали жилища греков. Центром городской застройки являлись храмы. Для их постройки использовались сначала сырцовый кирпич и дерево, потом известняк, а в конце У1 века уже мрамор.

К этому же времени складываются два основных архитектурных ордера -  дорический и ионический. Если дорический ордер отличает стройность, геометрическая правильность капители колонн, то для ионического характерны пышность, декоративность, наличие завитков в капителях (волют). Среди построек дорического ордера выделяют храм Геры и Олимпии, а также  Парфенон в Афинах. Среди достижений ионического ордера – храм Артемиды в Эфесе.

Важно отметить, что в период архаики намечается синтез архитектуры и скульптуры – снаружи храмы украшаются рельефами, а внутри храмов устанавливаются фигуры божеств и мифических героев.

Получает также распространение чернофигурная и краснофигурная керамика.

Античная культура в классический период.

 Своего наивысшего расцвета древнегреческая культура достигает в V в. до н. э. Этот период вошел в историю мировой культуры под названием «культура высокой классики». Влияние античности на все последующее развитие европейской культуры столь обширно, что проявилось практически во всех сферах социокультурной жизни – политике, философии, общественном устройстве, эстетике, педагогике и других областях культуры. Поэтому достаточно трудно сформулировать критерии античного типа культуры в качестве краткого резюме. В изложении данного материала избран дифференцированный подход, а именно, практически в каждом разделе о типах макроисторической динамики, и изложения особенностей развития каждой культурной эпохи европейской истории, присутствуют все исходные античные архетипы. Исходя из такой представленности античности, она репрезентируется во всех этапах развития европейской истории в символических и образных компонентах картины мира.

 Интерпретация античной картины мира, безусловно, невозможна без обращения к фундаментальным трудам по античной культуре, и прежде всего, научным трудам выдающегося русского философа А. Ф. Лосева. Многотомные издания по античной эстетике, а также многочисленные статьи и публикации А. Ф. Лосева, достаточно емко синтезируют тип античной культуры. Метафизическим основанием античной картины мира являются представления о Космосе (Едином) как пространственно-временных детерминантах социокультурных ориентаций и механизмах культурной динамики. Античность исходила из идеалистических представлений о «Едином», мифологическая интерпретация которого содержится в эйдологии Платона и неоплатоников. Разумеется, эти представления можно трактовать как угодно широко, начиная от идей единства мира и кончая креационистскими суждениями о Субъекте-Творце мира. Поэтому А. Ф. Лосев в своих работах раскрывает различия античной и европейской картины мира, не позволяющие отождествлять монотеистический тип европейской религии с античным политеизмом.

 В античности еще нет понимания Абсолюта как представления о трансцендентном, которое формируется уже в более позднем историческом времени. Античный Космос – это «живой» самотождественный Космос – звездное небо, движение небесных светил и их идеальная предназначенность и заданность – вращаться «целую вечность», всегда «симметрично и гармонично», включать в себя все жизненные циклы человека человечества, которые также втянуты во вселенский круговорот. И поскольку человеческая душа «подражает» движению небесных светил, в том числе и после смерти человека, она продолжает свой путь во вселенной в виде реинкарнаций.

 Иначе говоря, античная модель мира представляет собой циклическую схему бесконечного повторения «кругов времени», выраженный в – мифологически-эстетической форме «одушевленного» и чувственно-воспринимаемого Космоса, который древние греки видели как бы «физическими глазами», слышали его звучание – «музыку сфер». Поэтому выражение «небесная музыка» не столько метафора, сколько определенная реминисценция античного взгляда на мир. Анализируя главный аспект античной картины мира, А. Ф. Лосев делает акцент на идее предопределения: античный Космос «вечен и бесконечен, и в этом его предназначение: сам для себя абсолютен, сам для себя прекрасен». Иначе говоря, А. Ф. Лосев улавливает главную доминанту античного мировоззрения  - стремление понять первооснову, первопричину бытия Космоса во всех его конкретно-чувственных проявлениях – философско-эстетическом, художественном, мифологическом – как Предназначение. Вначале онтологическую первопричину бытия видели в могуществе богов олимпийского пантеона, которые как бы персонифицировали законы природы, а позже с VI в.до н. э. древнегреческие философы от Фалеса до Платона стремятся найти метафизическую основу бытия, которая была бы вечной и неизменной во всех взаимопревращениях и круговоротах вселенной. Такое первоначало всех вещей древнегреческий философ Фалес видел в водной субстанции: все возникает из воды и превращается в воду; Гераклит первооснову сущего видит в огненном Логосе, «мерами возгорающимся и мерами потухающем»; а пифагорейцы первоначалом всех вещей считали число. Вся вселенная мыслилась как «гармония чисел» - формообразующий структурный принцип вселенной, который охватывал весь космос, человека и его душу. Такая своеобразная мистика чисел не помешала пифагорейцам создать эстетическую систему, которая пережила века. Это, прежде всего, математически вычисленное правило «золотого сечения» - гармонического соотношения между частями и целым (большая часть так относится к целому, как меньшая к большей: 1:3:5:8:13…). Эта пропорция становится универсальной: она применялась в архитектуре, скульптуре, философии, музыке. Пифагорейцы вычислили также соотношение звуков по высоте, интонационному звучанию, создав музыкальную гармонию.

 Принципы античной эстетики нашли свое выражение в произведениях выдающихся древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, которые также в своих учениях исходили из представлений о картине мира как предустановленной гармонии, соответственно, стремились найти ее в соразмерности обычных вещей. Основа гармонии понималась как единство в многообразии, целостность, целесообразность, порядок, соразмерность частей, единство формы и содержания. Наивысшего расцвета в античности достигает искусство ваяния, хотя архитектура, театр, поэзия, драма, также являются непревзойденными образцами человеческого творчества.

Переход к классическому периоду античной культуры во многом был обусловлен победой греков в войнах с персами (550-449 до н.э.). Окончательно оформляется рабовладение и развитие полисной демократии. Наблюдается также подъем экономической и политической жизни. Центром культуры становятся Афины, особенно во время Перикла (461-429 до н.э.).

В классический период наблюдается высший подъем древнегреческого театра. Основным жанром литературы становятся трагедия и комедия. Первым крупным драматургом этого периода становится Эсхил (525 – 456 до н.э.), который ввел в хоровые театрализованные действа второе действующее лицо, диалог, декорации, маски. Драматург в своем творчестве прославлял гражданские добродетели, патриотизм. Тему гуманизма и любви к людям Эсхил раскрывает в знаменитой трагедии «Прикованный Прометей». Теме возмездия и судьбы посвящена его трилогия «Орестея».

Еще один знаменитый драматург Софокл (497-406 до н.э.) раскрывал тему борьбы свободной человеческой воли против несправедливой судьбы при необходимости следовать божьей правде, нравственным нормам. Наиболее известными его произведениями являются трагедии о царе Эдипе «Царь Эдип», «Царь Эдип в Колоне». Софокл уже увеличил число актеров с двух до трех, ввел дополнительные декорации.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!