Словарь профессиональных понятий
В процессе организации коллективной работы со своими воспитанниками педагогу-организатору необходимо понимать, что каждое педагогическое действие должно быть оправдано, а, следовательно, руководствоваться предстоит не только своей интуицией и уж тем более не эмоциями и профессиональными амбициями, а прежде всего классическими педагогическими методами. Данная таблица поможет молодому специалисту найти и подобрать подходящий ключ к решению многих задач в организации работы детского коллектива.
ГРУППА | МЕТОД | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ | МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ | Доказательство какого-то понятия, принципа через оценку события или явления. | ||
МЕТОД САМОВОСПИТАНИЯ | Осознанный и самостоятельный поиск решения какой-либо проблемы, формирование собственного комплекса взглядов. | |||
МЕТОД ЛИЧНОГО ПРИМЕРА | Формирование норм поведения, воспитание качеств личности через личное создание положительного образа самим педагогом. | |||
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ | МЕТОД СОРЕВНОВАНИЯ | Это способ реализации естественной человеческой потребности в соперничестве. | ||
МЕТОД ПООЩРЕНИЯ | Выражение положительной оценки действий, одобрения: похвала, благодарность, награждение, предоставление почётных прав. | |||
МЕТОД НАКАЗАНИЯ | Выражение отрицательной оценки действий: моральное порицание и осуждение, наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение некоторых прав. | |||
МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ | Это раскрытие воспитанникам тех приобретений, которыми они могут овладеть по итогам того или иного процесса и какое практическое значение в будущей жизни. | |||
МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА | Это создание в глазах воспитанника его положительного образа для стимулирования и активизации позитивной деятельности личности, стремления соответствовать образу | |||
МЕТОДЫ
ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ГРУППОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ | Это способ группового анализа той или иной проблемы. | ||
МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ | Это способ проявления демократичности в коллективе, при котором общее решение принимается через проявление индивидуальности каждого члена. | |||
МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА | Способ организации творческого процесса с привлечением всех членов коллектива. | |||
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ | МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ | Активные, повторяющиеся действия, приёмы, способы отрепетированного в типичных ситуациях поведения, которое формирует нравственное сознание. | ||
МЕТОД ТРЕБОВАНИЯ | Способ категоричного либо косвенного выражения пожеланий, которые стимулируют (тормозят) деятельность воспитанника: требование-правило, требование-убеж-дение, требование-просьба, совет. | |||
МЕТОД ПРИУЧЕНИЯ | Вид требования; применяют, когда необходимо быстро и своевременно сформировать требуемое качество, например, мыть посуду. | |||
МЕТОД ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ | Это создание условий необходимости детям самим решать какую-либо проблему: проблему нравственного выбора, выбора способа поведения, выбора социальной роли, выбора деятельности. |
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ:
|
|
Введение в тему
* Внимание! Термин: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Информация к размышлению: Профессиональная этика – система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учётом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общих и частных принципов. Общие принципы профессиональной этики базируются на общечеловеческих нормах морали и предполагают:
|
|
· профессиональную солидарность;
· особое понимание долга и чести;
· ответственность, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, где последствия и процессы действия специалистов оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей и человечества. В связи с этим педагогическая этика выделяется как один из традиционных видов профессиональной этики. И молодому специалисту необходимо овладеть её основами.
Культура труда педагога – это не формальное исполнение своих профессиональных обязанностей, а идущая из глубины души потребность быть путеводителем детей в мир знаний и красоты. Он должен быть примером не только внешней, но и внутренней культуры. «Чтобы дать искорку знаний, учителю надо впитать в себя целое море света» (В. А. Сухомлинский). Настоящий педагог тот, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он когда-то был ребенком.
|
|
Когда мы говорим «культурный», то имеем в виду «воспитанный». Если понятие «культура» (словарь Ожегова) – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.
«Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры, так, чтобы он жил в контексте общественной культуры, а не вне ее» (Н. Щуркова)«Питать» (воспитывать) других мы способны только тогда, когда «напитаны» (воспитаны) сами.
«Воспитание – это любовь плюс личный пример» (Л. Н. Толстой)
Мы – педагоги, и строить свои взаимоотношения нам приходится с разными категориями людей, окружающих нас: с коллегами, родителями и другими людьми, но в первую очередь – с детьми. Отсюда и все духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности. Передача эта не совершается прямым путем. Ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой Личности. Но, эти усилия должны быть организованы и методически разработаны. Все это и следует сделать школе и педагогам. Поэтому воспитание предстает перед нами как организованное педагогом целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Роль педагога при таком восхождении не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше. Педагог - это «лицо в тени», которого не видно, когда ребенок делает свой выбор, но влияние, его значительно в совершении определенного выбора.
Многофункциональная роль воспитателя выявляется разом, стоит нам обратиться к педагогической повседневности. Всмотримся в картинку групповой работы педагога с детьми:
- Мы с вами сегодня поставим вопрос и поищем ответ… - обращается учитель к детям как соучастник совместной деятельности («Что делаем?»).
- Нам нужно понять, почему человечество приняло… - говорит педагог, взяв на себя роль стратега деятельности («Зачем делаем!»).
- Это не трудно, если мы с вами используем метод… - успокаивает детей продуманной инструкцией («Как делаем?»).
- Взгляните, что я принёс для нашего разговора… - помогает, предоставляя зрительную опору («Как легче это сделать?»).
- Вот к такому решению вы пришли. Это ваш вывод и ваше право на него… - уходит в тень («Кто это делает?»)
Разумеется, нельзя отрицать того, что педагог корректирует действия и поведение ребенка. Основанием такой коррекции служит его культурологическая подготовка и собственная культура, на уровне которой он ведет общение. Таким образом, восхождение в культуру – это процесс взаимодействия двух сторон, где педагог и ребенок вместе проживают жизнь в контексте культуры в каждый момент своей жизни.
Вот учитель вошел в класс. Дети встали, чтобы началось культурное общение (субъекты общения на одном уровне). Педагог приветствует всех взглядом, жестом, словами (установление личного контакта), при этом приучая детей к визуальной, пластической и вербальной формам общения на современном уровне культуры. Далее он попросит их сесть (так удобнее для совместной работы) и проследит, чтобы мальчики чуть задержались с исполнением просьбы, ожидая, когда сядут юные «дамы». Одно мгновение – это эпизод работы с детьми. И так проходят часы и мелькают минуты: усилие – и человек на гребне человеческой культуры. В любой ситуации: решает задачи, поет песни, обедает, беседует, идет на прогулку, занимается физкультурой.
Современному педагогу постоянно приходится сталкиваться с самыми разными проблемами межличностного общения. Низкий уровень культуры педагогического общения приводит к появлению напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. И причина тому – отсутствие педагогического такта.
* Внимание! Термин: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ
Информация к размышлению:
1. «Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайности в общении с воспитанниками» (Комогорцева И. Ф.)
2. «Педагогический такт - это всегда творческое нешаблонное применение норм педагогической этики» (Страхов И. В.)
3. «Педагогический такт будем считать категорией этической, профессионально значимым качеством личности учителя. Педагогический такт обуславливает культуру педагогического общения учителя и ученика, учителя и родителей, учителя с его коллегами в организации при осуществлении учебно-воспитательного процесса и способствует наибольшому эффекту в воспитании и общении. (Якобсон Я.Г)
Аналитическое задание:
· Выберите одно из приведённых определений педагогического такта, которое вам кажется наиболее удачным с точки зрения педагога?
· Дайте свою формулировку педагогического такта.
Вывод: Чувство такта – это чувство меры в словах, поступках, поведении человека, это осторожность в человеческих отношениях, умение бережно относиться к другому человеку. Педагогический такт – это то же самое чувство меры по отношению к своим воспитанникам и коллегам, но это чувство меры вызвано не только внутренней воспитанностью человека, но в первую очередь его профессиональным достоинством и самоуважением. Педагогический такт свойственен только тому, кто умеет уважать свою профессию, способен уважать себя в этой профессии и тех, с кем он соприкасается в своей профессиональной деятельности.
Творческое задание:
Составьте руководство (свод правил) по соблюдению педагогического такта, которое мог бы использовать в своей профессиональной деятельности каждый молодой педагог. Таких правил должно быть не менее десяти, и составляются они по принципу: «это можно» (5 правил) и «это нельзя» (5 правил). Например:
· «В рамках соблюдения педагогического такта учителю нельзя… (повышать голос на своих воспитанников и коллег, ответить «нет» воспитаннику, который обратился за помощью; использовать унизительные обращения; делать замечание своему коллеге в присутствии учащихся; обсуждать с воспитанниками проблемы взрослого педагогического коллектива и т. д.)
· «Педагогический такт позволяет учителю… (сделать в сдержанной форме заслуженное замечание ученику; говорить с родителями без свидетелей об их ребёнке; поставить учащемуся заслуженную оценку, не советуясь с ним и со своими коллегами; ответить «нет» на просьбу, которая компрометирует профессиональное достоинство и т. д.)
* Внимание! Термин: Бестактность
Аналитическое задание: дайте определение этому понятию.
Информация к размышлению: «Бестактность – это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься» (Теофраст)
Вопросы и задания для обсуждения:
· Применимо ли суждение философа к педагогическому общению?
· В чём может выражаться бестактность учителя?
· С какими случаями проявления бестактности вы сталкивались?
В своей педагогической деятельности постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами в общении. Отсутствие культуры общения нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.
ИСТОКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Мораль – одна из самых древних форм общественного сознания – возникла на заре человеческого общества, когда люди перешли от инстинктивных форм поведения к сознательной, целесообразной коллективной деятельности. Так, коллективный труд и борьба за существование положили основу и закрепили ещё у древних людей такой принцип морали, как солидарность. На этом принципе держалось и воспитание подрастающего поколения.
На первой ступени развития первобытного общества никому в отдельности не доверялось воспитание детей. Они охранялись взрослыми и воспитывались, участвуя в коллективных работах. С развитием производительных сил и накоплением трудового опыта расширялись знания людей, усложнялись трудовые умения и навыки. Детям всё труднее было усваивать их самостоятельно. Возникла необходимость организованного обучения и воспитания. Это поручалось наиболее опытным членам родовой общины. Им предъявлялись определённые требования: владеть умениями и навыками, которым нужно обучить детей, знать обряды религиозного культа, сказания, игры и песни, служащие воспитанию нравов.
Со временем потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила профессиональную педагогическую деятельность. С её появлением началось формирование педагогической морали. Элементы педагогической этики мы находим в учениях древних философов. Известный римский учёный Марк Фабий Квинтилиан в сочинении «О воспитании оратора» писал, что учителем может быть высокообразованный человек и только тот, кто любит детей, понимает и изучает их. Он считал, что учитель должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть собой пример нравственного поведения для воспитуемых.
Аристотель в «Афинской политике» описывал торжественный ритуал избрания афинянами учителей. К людям, взявшим на себя труд воспитателей молодёжи, предъявлялись требования, регламентирующие их отношение к государству и воспитуемым. Человек, избранный на пост учителя и воспитателя (а эти понятия не разделялись) юношества, проникался чувством гордости и благодарности к соотечественникам, доверившим ему «судьбу государства», а, по мнению древних мыслителей, судьба государства зависит от политической и нравственной закалки молодого поколения.
В период раннего феодализма, в пору разгула инквизиции, вопросы нравственных отношений не подлежали обсуждению, они были определены вхристианском учении. Позже в средневековых университетах создаются специальные школы для подготовки учителей. Будущим педагогам внушали мысль, что успех обучения детей в школе зависит от строгости и умения наказывать ленивых и непослушных. По окончании университета учителю вручали розгу и так называемый « palm » - палку с диском на конце для ударов по ладоням. При выпуске из университета учитель должен был показать экзаменационной комиссии своё умение «воспитывать» при помощи этих орудий. Например, в Кембриджском университете была установлена плата мальчикам, которые подвергались во время экзаменов избиению будущими воспитателями. В то время церковь теоретически обосновывала необходимость физических наказаний детей в процессе воспитания с целью «очищение от дьявольской скверны».
Общественные деятели эпохи Возрождения – гуманисты, борясь за раскрепощение личности от церковно-религиозного мировоззрения, ратовали за светское образование и воспитание. Нередко народные массы выступали против феодализма и его идеологического оплота – католической церкви, организуя христианско-братские общины. Такие общины были созданы и в Беларуси. Так, в XYI-XYII вв. на территории Беларуси появляются первые так называемые братские школы. Они имели свой устав, определяющий цели и задачи обучения, обязанности учителей, учащихся и родителей. Учителя работали в школах на договорных началах. Родители, отдавая детей учиться в братскую школу, заключали с ректором договор, где указывали, чему школа должна научить ребёнка, какие обязанности берёт на себя отец. В договоре определялись и требования к учителям.
Устав братских школ можно считать первым моральным кодексом народного учителя, где были определены требования к его нравственному облику и нормы поведения в процессе педагогической деятельности. В нём указывалось, что учитель должен и учить, и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитание. Учителю полагалось учить детей столько, «сколько кто по силам научиться может». Уставы братских школ интересны как документы, в которых отражены представления народа о нравственном облике учителя. В них подмечены важнейшие качества, без которых человек не сможет выполнять свой долг по воспитанию детей. Учитель должен быть рассудителен, т. е. не кичиться знаниями и «не подавлять своими мудрствованиями слабо подготовленных». Он должен быть также «смиренномудр, кроток, воздержлив, не гневлив».
Стремление всесторонне обрисовать нравственный облик учителя заставляло сочинителей договора и устава оговаривать не только положительные качества учителя, но и указывать на отрицательные, которых у него не должно быть: «не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не способник ересей» и т. д.
Братские школы Беларуси сыграли важную роль в распространении прогрессивных идей в развитии педагогической морали. В них дети воспитывались в духе национальной гордости и свободолюбия. Естественно, что среди учителей этих демократических по своему духу школ были люди, пытавшиеся осмыслить не только цели и задачи образования и воспитания молодёжи, но и свою роль в решении этих задач.
Значительное внимание вопросу педагогической этики уделял великий чешский педагог и мыслитель Ян Амос Каменский (1592-1670). Он разработал своеобразный кодекс учителя, указав, каким должно быть поведение учителя и как ему необходимо относиться к своим профессиональным обязанностям. Он считал, что должность учителя «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем». Но эта должность накладывает и большие обязанности. Учитель, призванный воспитывать молодое поколение, сам должен быть честным, деятельным, настойчивым в достижении поставленных целей, поддерживать дисциплину «строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости». Каменский считал, что основой нравственного воспитания детей является положительный пример поведения учителя. «Ближайшая забота учителя,- писал он, - будет состоять в том, чтобы увлекать учеников благим примером». Учение Каменского сыграло большую роль в развитии этико-педагогической мысли.
Английский мыслитель Джон Локк (1632-1704), написавший книгу «Мысли о воспитании», главными средствами воспитания детей считал пример самого педагога и среду, в которой живёт ребёнок. Он писал, что, какие бы наставления ни давали ребёнку, какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее воздействие на его поведение оказывает образ и действия тех, кто его растит.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что педагог, чтобы соответствовать высокому положению в обществе, должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Поклонником и последователем Ж.-Ж. Руссо был Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Обращаясь к учителю, Песталоцци писал: «Помни, что всякое подавление порождает недоверие и что труд твой потерян, если оно пустит ростки». Его идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогики и педагогической этики.
Большое внимание вопросам педагогической морали и профессио-нальной этики педагога уделял Н.А. Добролюбов. В статье «О значении авторитета в воспитании» он доказывает, что воспитание, основанное на авторитете подавления, является противоестественным. По глубокому убеждению Добролюбова, настоящим авторитетом у детей пользуется тот педагог, который имеет высокое образование, всестороннее развитие, твёрдые и непогрешимые убеждения, представляет собой образец моральной чистоты.
По мнению В. А. Сухомлинского не каждый может стать учителем, т. к. эта профессия требует от человека самоотверженности, терпения и глубокой внутренней культуры. Сухомлинский неоднократно подчёркивал, что учение и воспитание – это, прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность – азбука педагогической культуры педагога.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!