Все люди живут по-настоящему и только джняни – играет, как актер в театре. 7 страница



 

песня «Хвала божественной гордости»

Ом

Почтение изначальному Гуру!

Тысячекратно простираюсь перед тобой, о величественная Дивья-бхава,

царственная, полная запредельного могущества,

подобная тысяче золотых слонов,

по величию подобная горе Меру, царскому трону Индры и лотосу Брахмы,

приводящая в благоговейный трепет даже богов,

воплощенная Айшварья-шакти самого Брахмана,

та санкальпа, что выражена великим изречением «Я – Брахман» (Ахам Брахмасми)

Что может быть выше привлекательнее тебя,

что может быть превосходнее и глубже тебя?

Ты сама – изначальная Сахаджа-дэви, Брахма-спанда,

творящая вселенные одним своим намерением,

ты – само сердце Ануграхи,

ты – сущность творения, поддержания и разрушения,

все существа, силы, риши, кумары, сиддхи, боги, гандхарвы,

якши, апсары, асуры, дайтьи, наги,

все таттвы исходят из тебя, питаясь твоим светом,

но ты, будучи Брахманом, исходишь лишь из себя самой.

Тысячу раз благословлен тот йогин,

кто, получив передачу, усердно, без отвлечений медитирует на тебя,

вновь и вновь погружая свой ум в божественную гордость

и представляя: «Несомненно, Я есть Брахман,

Я – Всеобщая Основа всего,

Я – один без другого, бесконечный, вечный,

непостижимый, неописуемый, безопорный и всепроникающий».

Тот, кому известны тайны гордости божества,

превосходящей все Нираламабхи, медитации на величие Брахмана –

высший йог, уважаемый даже богами.

Ведь медитируя так,

он сам становится священной сущностью в сердце всех богов,

всеведающей, совершенной и чистой.

Как чудесны три способа медитации на Махавакью –

с опорой на «Ахам»,

с опорой на связь «Ахам» и «Брахмасми»,

с опорой на «Брахмасми»,

медитация с опорой на «спанду» – тонкую игровую активность ума!

Тот истинный мастер Джняна-йоги и Лайя-йоги,

кто овладел тайным мастерством объединения бхавы с телом,

объединения бхавы с праной,

объединения бхавы с пятью чакрами и внешними таттвами,

тот, кто знает три великих действия: «испускание»,

«поглощение милости» и «пребывание в единстве»,

тот, кто день и ночь выполняет насыщение Дивья-бхавой иллюзорного тела,

наслаждается днем и ночью спонтанным блаженством,

не прилагая усилий и овладевает иччха-сиддхи.

Разве может быть что-то недостижимое для такого йога,

который знает эти тайные методы,

которые можно получить лишь от сведущего учителя?

Тот, кто всегда почитает Брахмана, поклоняясь Дивья-бхаве,

почитает Дивья-бхаву созерцанием,

обладая различными силами,

счастливо живет он в этом мире

и в конце концов достигает Высшего Освобождения.

Самайя.

 

Глава 15

Чистое видение

«Нечистый разум видит приведение там, где есть только столб...

Нечистый разум, нагруженный скрытыми тенденциями, является причиной заблуждений. Человек должен стараться выкорчевывать и выбрасывать подобное».

Йога Васиштха, гл. 3.7«История о Лаване»

 

Человеку в состоянии неведения, в той или иной степени присуще «нечистое видение», по причине прошлых тенденций. Оно разделяет на плохое и хорошее, и именно это разделение, делает «плохое» плохим. В абсолютном смысле даже видеть, что кто-то пребывает в неведении, имеет нечистое видение и т.д., это тоже форма неведения.

Поэтому когда джняни говорит о каком-либо видении как о «чистом» или «нечистом», такое разделение следует считать условным, которое используется для объяснения другим.

Чистое видение естественно присуще джняни, также как шум волн естественно присущ океану, свет присущ солнцу, а прохлада – ветерку.

Оно есть продолжение, божественной гордости джняни. Джняни всегда видит мир чистым и священным. Во всей вселенной нет даже мельчайшей частицы, пылинки, атома, которые бы джняни видел не чистыми, не божественными.

Джняни видит так, потому что живет, играя в измерении чистого видения, в мандале Всевышнего, Абсолюта. Из этого измерения все явления видятся ему священными, чистыми и совершенными, полностью божественными в своей основе.

В видение мира глазами джняни нигде нет уродства, изъянов, грязи, несовершенства. Все изначально священно, чисто, спонтанно, естественно свято по своей природе и совершенно. Конечно, физические глаза джняни могут видеть окружающие его изъяны, грязь, несовершенство, но все это джняни видит целиком совершенным.

Как на острове, который сделан целиком из золота не найти даже крупинки грязи, так и в измерении джняни нет ничего нечистого, все всегда чисто. Уже на этой Земле в обыденном теле из плоти и крови джняни как бы живет на небесах небожителей.

Мир для джняни выглядит иначе, чем для обычных людей. Он для него – мандала, сакральное пространство богов. В этой мандале не совершается ничего обыденного, мирского, в ней происходят только мистерии, литургии, игры Абсолюта.

Каждое действие здесь – игра божеств, даршан, инициация-посвящение, ритуальное призывание и подношение. Каждый звук, слово, вздох, стук, скрип – это священные слоги, мантры, ритуальные песни, посвященные божественному, восхваляющие его славу и величие. В мандале нет обычных существ, людей или зверей – есть только божества различных семейств со своими уникальными признаками и играми.

В измерении чистого видения все волшебно даже камни, каждое действие имеет сакральный смысл, каждый взгляд, улыбка, слово – даршан – посвящение, каждая капля дождя, дуновение ветра, шелест листвы, луч солнца, прикосновение – благословение, передача учения, тайная инициация.

Видя учителя, джняни видит самого Вишну или Брихаспати, действующего через него. Видя отрешенного аскета, джняни видит самого Шиву в позе медитации. В теле рабочего – строителя храма он прозревает самого Вишвакармана, а видя царя или правителя местности, он прозревает самого Индру – царя богов.

Видя влюбленных юношу и девушку, держащихся за руки, он видит в них Радху и Кришну, Раму и Ситу.

Видя воина, он прозревает в нем самого Сканду, Картикею – бога войны. Видя куртизанку, соблазняющую телом, он прозревает в ней небесную апсару, танцовщицу из дворца Индры или саму Великую Мать – Ади Шакти, прекрасную Лолиту, хотя и предпочитает соблюдать дистанцию с подобными энергиями.

Видя мать, заботящуюся о своих детях, он видит сострадательную Тару, дающую таким образом даршан своим преданным.

Видя поле битвы, он прозревает в нем алтарь для подношений потрясающей силой Кали и игру гневных божеств – ее спутников, видя воинов на нем героически сражающихся, преодолевающих страдания и храбро жертвующих собой, он видит просветленных героев Махабхараты, играющих в их телах и каналах – Арджуну, Дрону, Бхиму, Карну.

Видя музыканта, играющего в переходе, он прозревает в нем гандхарва, созерцает ритуал подношения Сарасвати.

Видя старуху-нищенку, он прозревает в ней богиню Дхумавати, дающую учение об отсечении эго, привязанностей и надежд, хотя и понимает, что не каждый готов получить ее даршан подобный бездне.

Видя успешного бизнесмена, устраивающего прием, одаренного руководителя, популярного артиста, звезду, он прозревает в нем блистательную Лакшми.

Видя школьного учителя, он прозревает саму прекрасную Сарасвати, просвещающую людей через его тело. Видя богача, банковского служащего, он почитает в нем хранителя Куверу – владыку всех богатств. Видя охранника, стража, он видит в них локапалов – охранителей сторон света и местности.

Видя врача-целителя, он наблюдает как божества близнецы – целители Ашвины и риши Дханвантари действуют через его тело, посылая свои исцеляющие силы больному.

Видя галку или чайку, джняни прозревает в ней могущественного Гаруду, царя всех птиц. Видя змею, ужа, он прозревает в них царя нагов. Видя дерево, одиноко стоящее в поле, он видит в нем Калпаврикшу – мистическое древо богов, исполняющее желания.

Видя продавца, торгующего хлебом, он почитает в нем богиню Аннапурну – подательницу пищи.

Для него каждая корова – исполняющая желания мистическая Сурабхи и Камадхену, а каждый бык – священный Нанди, каждый слон – мудрый Ганеша, каждая обезьяна – преданный Хануман. Каждый человек, мужчина, женщина, старуха, ребенок – божество, играющее в свои непостижимые игры. Глядя на травинку, листок, он видит в нем тело божества – феи, покровительницы всех лесов и растений. Каждый камень для него – мистический Чинтамани, каждый океан полон нектара, каждая гора – благословенная золотая Меру.

Каждый дом, гора, хижина, лес – это дворец божества.

Чистое видение естественно для джняни, также как зрячему естественно видеть мир цветным. В таком видении нет ничего придуманного, сфабрикованного. Это видение мира как оно есть в самом деле.

Мир в своей основе божественен и с этим ничего не поделать. Неважно знаем мы об этом или нет, нравится нам это или нет. Это можно только принять как данность. Это так потому что это так. Этому нет объяснений, это нельзя обосновать, но это можно пережить. И это нужно пережить.

Человек сансары страдает только потому, что он этого не переживает, не думает и не знает об этом.

Джняни знает, видит, понимает, чувствует и принимает это всем сердцем. Он видит, как много людей вокруг страдает от собственного нечистого видения, только потому, что в глубине души они отказываются принять божественную, сакральную природу мира.

Даже заурядные, грязные, пугающие или отталкивающие друг их людей вещи джняни видит священными и чистыми, хотя и понимает, что сила энергии этих вещей подойдет далеко не каждому.

Эта сила определяется способностью к самйоге (поддержанию равновесия) между осознаванием и энергией, космическим порядком и вселенским хаосом.

 

песня «Даршан чистого видения»

Все – священно!

Нет дурных и хороших событий и действий –

есть лилы-игры божеств и Всевышнего Духа.

Мужчин нет и женщин, детей, стариков,

высоких и низких, богатых и бедных.

Есть божества из различных семейств,

что играют, искусно, в телах людей, проявляясь.

 

Нет мира людского, нет асуров и ада,

нет областей претов и сансарного рая

- есть мандалы, чистые святые обители,

где боги играют, проявляя Мистерию-

 таинство Брахмана Единого Духа –

озорную, священную, чистую, блаженную лилу.

 

Нет войн, нет греха, нет уродства,

нет зависти, алчной корысти и блуда,

насилия нет и предательства, гордыни убогой,

тщеславия нет – все это игра, 

энергия чистых божеств,

что обитают в теле, его украшая,

словно змеи-гирлянды на шее у Шивы.

 

Нет звуков мирских, уродливых, гневных,

фальшивых и резких,

 а есть только песни священные

– бхаджаны, молитвы, благословения и мантры,

что в экстаз погружая, прославляют Всевышнего Духа,

 из уст изливаясь потоком нектара.

 

Нет хижин, домов,

магазинов, вокзалов, ресторанов и тюрем

– а есть лишь сияющие светом дворцы,

где божества обитают,

играя в непостижимые, странные, даже жесткие игры,

предавшись служению Всевышнему Брахману –

Всевышнему Духу.

Но зная свой путь, пусть действует мудро,

тот смертный,

что в мире имеет свои личные цели.

 

Нет воров, убийц, прелюбодеев и проходимцев,

нет нищих, убогих, больных, ненормальных и глупых,

а есть божества,

что играют в непостижимые, гневные,

полные силы и ярости лилы,

так Дух прославляя и мир продвигая к собственной цели,

 но зная свой путь лучше их пусть не касается смертный,

дабы не впасть в искушение-обман…

 

Стыда нет и боли, нет страха,

нет клеш-омрачений,

нет алчных надежд и фальшивых цепляний,

нет вожделения, гнева, болезни и смерти

– все Шакти Вселенской лила!

И все твои действия –

 чистая мистерия таинств ума праны, речи и тела,

что Дух прославляют Единый

– и поют всему миру Великую песню Адвайты:

«Тат твам аси!»

 

Глава 16

Единый вкус

«Он не восхищен, когда его усилия приносят плоды и не беспокоится, если не приносят. Он не удивится, если свет луны станет горячим или от солнечного света будет веять прохладой».

Йога Васиштха, гл. 5.8 «История о Бхасе и Виласе»

Для джняни все едино, равностно, ибо он не разделяет в глубине души

на субъект и объект,

прошлое и будущее,

я и они,

мысли и безмыслие,

добро и зло,

приятное и неприятное,

правда и ложь,

освобождение и связанность,

радость и горе,

внутреннее и внешнее,

сансара и нирвана,

Пробуждение и неведение,

рождение и смерть.

Для него все это – одно. Джняни отрешен от человеческого видения мира видении мира основанного на двойственности. Он также отрешен и от божественного, хотя это нелегко. Он даже отрешен от самого отрешения.

Он пребывает в той недвойственной реальности (самарасье), где нет никакого разделения, где все одинаково на вкус.

Это чистое сознание без «я», «ты», верха, низа, внутреннего, внешнего, прошлого, будущего, субъекта, объекта и любых двойственных категорий. В нем нет рождения, нет жизни, нет смерти, нет плохого, нет хорошего, ибо все эти понятия являются человеческими, оценочными суждениями, иллюзией.

Джняни погружен в пространство осознанности, в котором все слито, едино, все равностно, все неважно или все одинаково важно.

В этом пространстве все божественно, чисто и совершенно. Поэтому джняни живет во всеприятии и не отвергает ничего, но и не привязывается ни к чему. Он принимает самые светлые, чистые божественные и радостные стороны, как мирные игры Абсолюта. Он также одинаково принимает грубые отвратительные мрачные нечистые стороны этого мира, как гневные игры чистого сознания, видя их полностью чистыми и совершенными.

Сам же он всегда чист и отрешен, поскольку он вне того и другого. Его чистота так велика, что его ничто не может смутить, поразить, омрачить или запятнать. Он чист даже находясь в грязи, ибо дух джняни подобен лотосу, растущему из грязи. В самых обычных, грубых и даже низменных вещах этого мира джняни видит игру божественного, святое, чистое, возвышенное. Для джняни нет греха в том виде, как его представляют люди, он также трансцендентен по отношению к заслугам, хотя в относительной жизни он живет так чтобы подавать другим благоприятный пример.

Для него нет гнева, алчности, гордыни, зависти и похоти. Так же для него нет и обыденной добродетели в виде благочестия, человеческой дружбы привязанности и т.д.

Джняни может играть в эти игры, однако, в глубине своего сердца он свободен от них. Для него все едино. Все имеет единый вкус. Гнев, алчность, привязанность, гордыня, вожделение, также сакральны и божественны, как любовь, сострадание, жертвенность, благочестие, дружба, долг, честь и т.д.

Все, что не проявляется есть игра энергии Абсолюта с которым джняни – одно. Нельзя сказать, что для джняни это просто слова или хуже того попытка оправдания омрачений-клеш. Джняни истинный Мастер жизни и он видит реальность прямо, как она есть. Его взор не затуманен фальшивыми понятиями и оценками обыденного мира. Он понимает, что если и есть в этом мире истинное, чистое, правильное и хорошее, то это только трансцендентное осознавание вне понятий об истинном, чистом, правильном и т.д.

А если и есть плохое, нечистое – это бессознательность, отсутствие осознанности, приводящая к разделению, к двойственности и отождествлению с понятиями. Все остальное – иллюзия, возникающая в двойственных, спящих умах в результате неверного понимания реальности. Осознавание является самоорганизующей внутренней силой вселенной. Это энергия порядка, красоты и ясности. Бессознательность есть сила энтропии, хаоса, запутанности. Эти две силы есть игра сознания и энергии, пустоты и блаженства, пуруши и пракрити, Шивы и Шакти, непроявленного и манифестации.

Джняни живет балансируя между этими силами вселенной, соединяя их в воззрении единого вкуса, в чистейшем пространстве самарасьи. Пребывая в измерении единого вкуса, он искусно поддерживает равновесие, баланс (самйогу) в своем воззрении, медитации, теле, уме и насколько возможно в окружающем мире.

 

песня «Что такое ”единый вкус”» (самарасья)

Когда внутреннее

смешалось с внешним,

и не осталось ничего

 «внутри» или «снаружи» –

это именуют самарасья, «единый вкус»;

 

Когда самадхи достигнуто

в спокойной позе

и длится после медитации –

это и есть самарасья,

а не что-то иное;

 

Когда прошлое,

как и будущее время,

слились в единое настоящее мгновение,

а затем исчезло даже оно,

растворившись в непостижимости –

это и есть самарасья,

а не что-то иное;

 

Когда сон без сновидений

и бодрствование

стали будто бы одним и тем же

непрерывным сознанием –

это признак того,

что обретена самарасья;

 

Когда чистое и нечистое,

доброе и злое,

грешное и святое,

правильное и неправильное,

правда и ложь стали одним,

соединившись в неописуемой

сверкающей сфере Единого Ума –

это и есть самарасья;

 

Когда жизнь и смерть,

сансара и Нирвана,

субъект и объект

соединились в Чистом Уме,

подобном бесконечному пространству –

это и есть самарасья;

 

Когда мужское и женское,

верхнее и нижнее,

левое и правое,

зенит и надир

стали видеться как одно –

бесконечное Бытие-Сознание,

исполненное Блаженства –

это самарасья,

«единый вкус»;

 

Когда радость и печаль,

желание и его отсутствие,

победа и поражение

стали для тебя танцем,

игрой энергии,

исходящей из одного и того же

Всевышнего Источника –

это самарасья,

а не что-то иное;

 

Когда потоки ветра

из иды и пингалы

вошли в сушумну,

поднявшись к центру головы

и зародив превосходный нектар,

капающий с нёба и орошающий нади –

это самарасья;

 

Когда асаны, крийи, мудры,

бандхи и пранаямы

вызывают движение праны

в сушумна-нади,

а затем нектар

и величайшее блаженство,

распространяются по телу,

и то же самое достигается

от простого созерцания мысли,

желания, любой эмоции или ходьбы –

это самарасья,

а не что-то иное.

 

Когда каждого человека

видишь как божество

или как Всевышнего,

все его действия – как игру (лилу),

а слова – как благословляющие мантры,

звучащие в чудесном дворце

гневной мандалы сансары –

это и есть самарасья,

а не что-то иное.

 

Когда тебе ведомо знание Кулы

и когда ты понял принцип а-Кулы,

когда зная и то и другое -

ты живешь за их пределами –

это и есть самарасья.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!