Все люди живут по-настоящему и только джняни – играет, как актер в театре. 4 страница



Джняни всегда живет в игре, пространстве игры. Вся жизнь его только божественная игра. В ней не найти ничего от обыденной реальности ничего, даже песчинки.

Джняни как бы не существует, как личность, человек для себя.

Его существование – условность для других.

Для того, кто пребывает в неведении (аджняни), погруженного в сансару – мир отделен, независим от «я» и следовательно, не управляем. Для джняни мир един с «я» и он знает, что миром можно управлять также как своими мыслями.

Житель обыденной реальности живет в измерении, где причина обязательно порождает следствие, а иначе и быть не может.

Джняни живет в мире, где причины и следствия не зависят друг от друга.

Они могут меняться местами, появляться спонтанно сами по себе, вне всякой связи друг с другом. Когда обычный человек идет по дороге он знает – что его ходьба-причина породит следствие, и он попадет домой.

Он понимает, что он – создатель причины, дающей следствие в виде результата. Но джняни, породив одну причину, вовсе не считает, что будет порождено конкретное следствие из нее вытекающее.

У него всегда есть выбор – целый веер возможных следствий, бесконечное множество вероятных вариантов и только ему решать какое следствие проявится из его действия.

Даже если другим кажется со стороны, что тело джняни идет домой вовсе не факт, что он придет домой ибо: он изначально не существует вне Абсолюта, поэтому он никуда не идет, пребывая в недеянии, его дух находится вне всяких понятий, в том мире, где пространство не приобрело свои размеры, границы и очертания.

В этом мире вселенная может поместиться внутри маленького зернышка, а песчинка содержать в себе системы из миллиардов вселенных.

Мир человека сансары основан на мыслях, логике и упорядоченных доктринах. Мир джняни алогичен, парадоксален, иррационален, никакая логика в нем не работает, только мешает.

Все великие теории мира, все самые гениальные формы исчезают как дым, когда джняни пребывает в состоянии вне ума, там где «парят слоны», «думает масляная лампа», «стул танцует», а «обезьяна ест камни», где «бродят рогатые зайцы», «поют немые», «танцуют безногие», где можно повстречать «ребенка бесплодной женщины».

В этой реальности рогатый кролик несется по радуге на спине волосатой черепахи, навстречу с лягушкой глотающей слонов, чтобы одолеть царя из будущего, живущего в мираже.

Это мир парадоксов, мир Первобога-Творца, Брахмы, древних предтеч, хранителей мироздания – риши и кумаров, прародителей человечества – Ману и сиддхов.

Обитатель сансары полагает себя делателем и приписывает себе плоды своих действий. Джняни не ощущает себя деятелем, через него Сат-Чит-Ананда играет, откликаясь, но в этом нет личной заслуги джняни. Ибо само существование джняни, как личности – условность. Мир обитателя сансары линеен, упорядочен и однозначен.

Мир джняни вероятностен, стохастичен, неоднозначен, в нем есть «квантовая неопределенность». В этом измерении единица может быть нулем или принимать какое угодно количество значений. В мире джняни о чем-либо ничего нельзя сказать однозначно и категорично. В этом мире о чем-либо говорить можно только в «некотором смысле», «некоторым образом», в определенном соотношении.

Обыденный мир сансара видится его обитателям географически и топографически правильно, упорядоченным, имеющим независимые линейные объемы, координаты, величины, поэтому вселенная представляется имеющей четкую пространственную структуру.

Для джняни пространства вне сознания нет вообще. Нет независимо существующей географии, топоса мира. Все, что есть, исходит из сознания, а поскольку сознание неравновесно, то иногда короткое может быть длинным, внутри малого пространства может помещаться огромное. Любая линейная связанность и упорядоченность внешнего мира для джняни объективно не существует, ибо мир зависит от сознания, а сознание обладает сложной неупорядоченной структурой.

Джняни понимает, что расстояния, интервалы времени, величины, расположение миров, законы и константы могут быть произвольными и определяются только силой сознания и творящей волей того, кто создает топосы миров.

Для сансарного обитателя мира Абсолюта как бы не существует, есть лишь его человеческий мир. Для джняни все есть Абсолют, его дыхание пронизывает все и всех.

Когда я говорю слово «сансарный обыватель», я подразумеваю под этим не столько человека погруженного в мирскую суету и привязанность, сколько ограниченное неведением и привязанностью к эго видение, основанное на уме.

Иногда сансарный обыватель может носить знаки духовной принадлежности какой-либо религии, быть начитанным и цитировать священные тексты, вести теологические дебаты или утверждать преимущество своей веры.

Однако, без понимания сущности я, находящейся за пределами тела, концепций, времени, пространства, без отсечения и усмирения эго, надежд и цепляний и постижения недвойственного осознавания такой духовный искатель, увы! – продолжает оставаться сансарным обывателем.

Сансарный обитатель видит мир обычным замутненным зрением нечистого видения, для него все обыденно, примитивно, конкретно и материально.

 Джняни видит мир глазами чистого видения, для него все священно, божественно, каждое существо – божество, каждый звук – мантра, каждое действие – игра божественного, непостижимая, невероятная, чарующая лила Абсолюта.

 

песня «”Таковость” – свобода от понятий»

Если ты хоть раз вкусил переживание

«того, что есть»,

и увидел блеск его славы,

Испил хотя бы глоток его нектара,

так, что твой разум стал свободен

от всех понятий,

Ты поймешь, что

ты можешь теперь называть его

Брахманом,

но оно от этого не станет

термином индийской философии,

 

Ты можешь называть его

Пустотой-Шуньей,

но оно от этого не станет

буддийским воззрением,

 

Ты назовешь его

Ригпа,

но оно от этого не станет

тибетским учением,

 

Ты назовешь его

Богом-отцом,

но оно от этого не станет

христианским догматом,

 

Ты назовешь его

Кришной,

но оно от этого не станет

вайшнавским божеством,

 

Ты назовешь его

Дао,

но оно от этого не станет

древней мудростью китайцев,

 

Оно просто есть то,

что оно есть...

 

Все существует в нем

и все исходит из него,

все проявляется через него,

творится, поддерживается и разрушается в нем,

Возвращаясь опять же к нему,

к тому, которое никогда не покидало самого себя,

Не менялось,

но и не оставалось неизменным,

Тем не менее,

оставаясь самим собой,

без малейших изменений,

А потому имя ему

«ТАТХАТА»

- «истинная таковость», суть бытия.

 

Глава 6

Различия между духовными новичками и псевдоджняни

 

«О, Рама, человек должен стараться быть человеком мудрости или непосредственного восприятия (джняни), а не псевдоджняни.

Кто такой псевдоджняни?

Он изучает писания для удовольствия или дохода, как скульптор изучает искусства, но он не живет согласно учению.

Его знания писаний не отражается на повседневной жизни».

Йога Васиштха, гл.6.16.1 «История об Индре»

Псевдоджняни

Псевдоджняни это тот, кто, идя по пути джняны, останавливается на умственном понимании недвойственности и, считая его истинным, пытается действовать эгоистично.

На пути джняна йоги существуют различные уровни знания, постижения Абсолюта.

Это:

изначальное знание т.н. «джняна Основы» (ади-джняна),

знание, которое мы применяем как метод для созерцательной практики, «джняна Пути» или (крийя-джняна),

и знание, которое привело к полной реализации «джняна Плода» или чистая (шуддха-джняна).

Когда джняна Основы, т.е. знание, содержащееся в священных текстах или словах реализованных мудрецов, понимается умственно на уровне слов и концепций и принимается за джняну Пути, т.е. истинный метод пробуждения или даже за высшую реализацию (Плод), и человек при этом действует эгоистично в интересах маленького «я», это и есть псевдоджняна.

Псевдоджняна в отличие от истинной реализации джняны Плода (шуддха-джняна) или хотя бы джняны Пути, конечно, реально никого освободить не может, как не может согреть зимой нарисованный костер или утолить жажду воображаемая вода. Почему?

Потому, что она не устраняет привязанность к эго, заблуждение в том, что вселенная реальна и не выжигает васан, самскар тонкого тела, а значит не освобождает от кармы следующих рождений.

Для глаз истинного джняни большой разницы между истинным джняни, псевдоджняни и обычным человеком, как бы не существует, ибо он всех видит одними глазами, как проявление Брахмана.

В теле джняни он играет во всем великолепии, проявляя свои бесконечные силы и, зная себя, в теле псевдоджняни – он, играя, читает тексты, философствует на уровне ума, не созерцая, и только думает, что он знает себя, в теле человека – он играет в неведение, привязанности и страдания.

Псевдоджняни это тот, кто изучает тексты и, размышляя, обладает интеллектуальным пониманием учения Адвайты, но его судьба такова, что его понимание сыграло с ним злую шутку, он стал считать поверхностное, интеллектуальное знание, чем-то истинным и уверовал в это умственное знание, без реального понимания.

Псевдоджняни не ощущает себя Абсолютом и даже серьезно не верит в это, он только логически правильно думает, что он Абсолют на уровне понятийного ума, потому что хорошо изучал священные писания и имеет некоторый опыт ясности.

Проблема псевдоджняни в том, что он расслабился, но не в той точке, где это необходимо и увлекся этим состоянием.

 Он остановился на своем поверхностном, умственном понимании, ибо не знает, куда ему идти дальше. Его эго, цепляния за него и его представления не позволяет ему признать факт своего заблуждения, вернее свое поверхностного понимания. Вместо истинной реализации эго такого псевдоджняни может построить мощную неприступную крепость из логики, цитат из писаний, ментального напора и эгоистичной воли.

В нем нет чистого видения, единого вкуса, смирения ума перед Высшим Я, самоотдачи, преданности, любви, сострадания и служения Абсолюту – в этом его главное отличие.

Рано или поздно ум псевдоджняни подойдет к невыразимому пониманию осознаванию за пределами ума. И его эго до этого горделиво, считавшее себя Абсолютом, капитулирует, отпустит само себя, и сдаться на милость Абсолюта, уступив свои позиции.

Оно поймет, что его задача служить Абсолюту, а не сидеть вместо него на его троне.

Иногда это прозрение происходит благодаря встрече с учителем – истинным джняни, иногда – по милости Абсолюта, а иногда благодаря самостоятельному очищению ума.

 

Духовно неопытные, новички на пути джняны

«В этом мире есть совершенно просветленные, непросветленные и полу просветленные, которые оставляют и верные действия, поэтому они находятся ни там, ни тут».

Йога Васиштха, гл. 6.21 «История Кундаданты»

Когда джняна Пути, метод медитации «Ахам Брахмасми», переоценивается, абсолютизируется и путается с Плодом, признается за Плод, за истинное просветление, когда оно еще не достигнуто – это ошибка, присущая начинающему, из-за неглубокого понимания учения адвайты, но это не псевдоджняна.

Некоторые начинающие искренне верят в то, что они едины с Абсолютом, но реально этого не чувствуют, поскольку их вера слаба и они не имели опыта самадхи. Рано или поздно их вера укрепиться и они станут истинными джняни.

Некоторые из них имели некоторый опыт недвойственности, однако, не довели его до конца, и, остановившись на полпути, привязались к нему, приняв за глубокую реализацию.

Ошибка такого неофита на пути джняны не в том, что он не достиг реализации (все еще впереди), а в том, что он принял за реализацию что-то другое. Эту стадию проходит почти каждый будущий джняни, она подобна пробивающемуся зеленому побегу будущего большого могучего дерева в саду недвойственности.

Дерево реализации Абсолюта еще не выросло, даже не появилось ни одного листочка, виден лишь слабый зеленый росток, но ребенок-эго радостно бежит к родителям, чтобы гордо им сообщить: «у меня в саду растет большое могучее дерево». Ведь он никогда не видел настоящего дерева.

Мудрые родители сделают вид, будто поверили ребенку-эго, и похвалят его. Однако, они обратят его внимание, что росток надо усердно поливать дальше.

Как не стать псевдоджняни?

Как не совершать ошибки новичку?

Не переоценивать джняну Пути, не останавливаться на умственном понимании и не почивать на лаврах там, где нужно идти вперед, не потакать чувству эго, учиться смирению и самоотдаче.

Просто смело и бесстрашно идти дальше по пути самоисследования (вичары) и созерцания вперед, не останавливаясь и не отвлекаясь ни на миг.

Идя по пути, следует держаться наставлений своего Гуру, заветов древних святых, как путеводной звезды, как держится капитан корабля света маяка, мерцающего среди густого тумана штормовых океанских волн темной безлунной ночью – с решимостью, верой и надеждой.

 

песня «Основа и Плод – не одно и то же»

(ученику, не различающему
Основу и Плод вотносительном)

Кто-то, обретя постижение Дхармы,

творит мандалы – чистые страны и целые Вселенные,

подобно самому Брахме-Творцу,

а кто-то, виляя хвостом и лая, выпрашивает у людей еду,

из-за ошибки, сделанной в прошлой жизни.

Оба, хоть и пребывают в Единой Основе – Всевышнем Уме,

что подобен сокровенному пространству,

имеют разные плоды...

 

Пойми:

Пока ты не стал Пробужденным в относительном,

Основа и Плод не одно тоже!

 

Кто-то, играя пятью недвойственными мудростями,

испускает, сострадая, бесчисленные эманации

просветленных тел в различных мирах,

а кто-то, хоть и имеет воззрение Адвайты,

не может контролировать энергию клеш

даже в своем одном теле.

 

Пойми:

Пока не стал Пробужденным, в поведении,

Основа Учения и Плод – не одно и то же!

 

Кто-то, опираясь на силу Великой Основы, силой разума

создал чистую страну – мандалу и правит ею,

подобно могущественному божеству – мандалешвару,

величаво восседая на лотосном троне,

в окружении богинь процветания и мудрости,

а кто-то, не имея никакой силы в воззрении Основы,

бессильно наблюдает

как вокруг играют нечистые ветры

и кармы омраченных людей сансары.

 

Пойми:

Пока не пробужден в поведении,

Основа и Плод Учения – не одно и то же,

хотя и очень похожи!

 

Кто-то, опираясь на воззрение,

излучает силу, мудрость, величие и ясность,

не уступая в сострадании и могуществе богам,

а кто-то, потерявшись в недвойственном воззрении – взгляде,

беспомощен, подобно ребенку, и сам вызывает сострадание.

 

Ведь пока не пробужден, Основа и Плод – не одно и то же!

 

Раздел Внутренний мир джняни

Глава 7

Иллюзия

«Бог может быть осознан только тогда, когда твердо понято, что вселенная нереальна, как нереальна синева неба...

Только когда создание осознается совершенно несуществующим, может быть осознан Бог».

Йога Васиштха», гл. 3 «О создании»

Созерцанием мира как сна, как иллюзии, наряду с практикой самоисследования «кто Я», я занимался непрерывно и однонаправленно в течение десяти лет. Сейчас это созерцание естественно продолжается, хотя оно не является доминирующим в моем восприятии.

Я вижу мир как сон, как иллюзию, и это не просто слова. Я знаю это своей сутью. Я переживаю это, я чувствую это. Я понимаю это. Я помню это каждый миг своей жизни, каждый вздох, каждое мигание век. Я готов забыть о чем угодно, но только не об этом.

Я отдал исследованию этого три десятка лучших лет своей жизни и не пожалел об этом ни на секунду, напротив, этот поиск продолжается ежемгновенно наделяя меня величайшим вдохновением.

Я оставил ради этого поиска старые ценности и понятия, мир, семью, дом, работу, привычный образ жизни и все что мне было дорого и мило, как человеку обыденного мира, став бродячим садху.

Я отдал себя без остатка, чтобы узнать это. И я узнал это.

Мир – иллюзия, ничто в нем (увы! для эго и к счастью для Я) – нереально!

Что чувствуете вы, читая эти слова?

Думаете ли вы, что это очередной урок по философии идеализма, критического солипсизма?

Нет.

Это великая, ужасающая ум божественная тайна, от которой веет холодом, одиночеством, бездной, тайна, которая переворачивает все ваши представления о жизни, мире, в котором вы живете и о вас самих.

Если вы ее коснетесь, эта тайна обожжет, опалит вас, выжжет в вас все дотла, дохнет вселенским холодом и сделает вас человеком Духа или напугает до смерти, забрав волю, радость бытия, заставит отступить, задрожать, вернуться в свой уютный мирок привычных грез и человеческих иллюзий, где все привычно, удобно, а главное, реально.

Наши планы, наше детство, наша любовь, наши страхи, наша жизнь, наша культура, наши успехи, политические новости, наша семья, наше прошлое, наша история, наша дружба, наша наука, наше летоисчисление, наша картина мира, наши грехи, наши законы физики, времени и пространства, наши ады и небеса – все это иллюзия подобная сну, миражу, кинофильму, театру, игре воображения.

Каково вам сейчас читать об этом?

Все это творится нашим Я ежесекундно, произвольно, в силу привычных тенденций.

Есть бесчисленное число тоннелей реальности с бесчисленными вариантами вселенных. Некоторые далеки от нас. Некоторые ближе. Мы скользим, ползем по этим вариантам словно червь, прокладывающий ходы внутри яблока. Каждый поворот сознания приближает одни варианты и удаляет другие. Но все они – нереальны.

Люди, кошки и собаки – все это Брахман в костюмах-телах людей, кошек и собак.

Птицы, олени, рыбы – все это Брахман, переодевшийся в костюмы этих существ.

Наши мысли, наши друзья, близкие, наше имущество, небожители, духи, существа нижних миров демоны – пусть они не вводят вас в заблуждение – это не то, что мы думаем, это Абсолют маскирующейся под друзей и близких, небожителей, духов, демонов и т.д.

Нет ничего кроме Абсолюта. Все формы – его игра, а по сути иллюзия.

Кто-то может сказать, ну хорошо, допустим, я знаю, что это иллюзия, но как это мне поможет в жизни?

Я отвечу!

Признать иллюзорность мира – означает бросить вызов своему неведению, самому себе.

Это ваш первый шаг к свободе. Но не последний.

Зная, что мир иллюзорен, вы освобождаетесь от власти внешних иллюзорных смыслов, ценностей, целей и действий на них основанных.

А это, поверьте, дорогого стоит.

Понимая иллюзорности мира, вы больше ни на кого и ни на что не опираетесь, не надеетесь кроме своего «Я», вы впервые принимаете ответственность за свою жизнь, даже если это поначалу вас пугает.

Теперь ничто и никто не будет вас утешать, поддерживать, давать ложные надежды, вселять ложные страхи, очаровывать вас ложными смыслами, ценностями, вся Вселенная – большая иллюзия, а реальны только вы сами. Но вы сами это не вы, тот, как вы о себе думаете.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!