Все люди живут по-настоящему и только джняни – играет, как актер в театре. 5 страница



Вы – Абсолют, сверхбытие, сверхсознание, сверхблаженство. Вы одни, нет других кроме вас, но вы это не та маленькая личность, которыми вы себя по привычке считаете.

Понимая иллюзорность мира, вы, конечно, не освободитесь от голода, холода, жажды и т.д. Все эти вещи по-прежнему будут влиять на ваше тело. Но ваш ум станет свободным от незрелой веры в реальность этого мира. Вы убедитесь, что мир исходит из вас, он каждый миг творится, создается вами, вашими мыслями, ежесекундными выборами, микрорешениями, волевыми позывами.

Это первый шаг к управлению реальностью.

Только познав иллюзорность этого мира, вы получите власть над реальностью, возьмете в руки пульт управления своей судьбой и жизнью. Те же, кто не понимают этого, не смогут управлять своей жизнью. Жизнь, судьба сами управляют ими, или проще сказать, они их несут, несут, словно щепки по бурной и быстрой реке времени.

 

Глава 8

Тайна

«О, что за загадочная диковина, когда это Высшее Я, которое есть чистое сознание, будто бы забывает свою собственную природу, и становится индивидуальным сознание по отношению к самому себе».

Йога Васиштха, гл. 6.4 «Методы поклонения Богу»

С тех пор, как вы хотя бы немного, хотя бы на миг, прикоснулись к природе реальности, в вашем сердце поселяется Тайна.

Ее Величество Божественная Тайна.

А если она не поселилась, значит, вы еще не касались реальности даже кончиком мизинца и у вас все еще впереди. Тот, кого коснулась тайна реальности – меняется навсегда, ибо тайна обесценивает все маленькое, глупое, привычное, обыденное, человеческое в человеке и делает его человеком Пути – садху.

И если человек Пути не отшатнется, не испугается, не сбежит, не предаст свою тайну, не потеряет голову, опьянившись ею, тайна навечно поселится в его сердце и больше не покинет его.

Она начнет учить его изнутри. Она будет путеводной звездой и маяком его жизни. Она будет вдохновлять и вести вперед, давать силы и безжалостно отсекать иллюзии. Тайна станет смыслом жизни, она станет целью, Путем, Плодом.

Она станет вашим призраком, наваждением, словно радуга, уходящая вдаль.

Она медленно, но верно выжжет из вас все обыденное, мещанское, пошлое и тривиальное, она, войдя в вас, однажды, уже никогда вас не оставит, навсегда изменив вас.

Человек Пути – это живая непостижимая тайна. Его образ жизни, его мысли, его поступки – все в нем тайна, даже если на первый взгляд кажется, что это не так.

Тайна не вовне, она внутри.

Тайна навсегда изменит ваше отношение к миру, другим людям, к себе. Чем бы вы ни занимались, чтобы вы не делали, кого бы вы не любили – теперь она всегда будет молчаливо стоять между вами. И вы будете понимать, что она главнее всего остального.

Ибо Тайна – это Бог.

У человека Пути нет самих по себе интересов, целей, увлечений, привязанностей, у него есть его Тайна.

У человека Пути нет самих по себе друзей, врагов, родственников, возлюбленных, у него есть его Тайна. У человека пути нет самих по себе эмоций, оценок, мыслей, мнений, у него есть его Тайна.

 

песня «Ты стал на путь адвайты»

Ты стал на путь адвайты,

а значит, теперь для тебя все станет иначе:

все правдивые слова и утверждения могут оказаться ложью,

а то, что ты считал ложью – может оказаться Великой Истиной,

вводящей в трепет даже богов,

 

Вся Вселенная, весь мир

может оказаться большим долгим сном,

а то, что тебе ранее казалось сном

– станет больше, чем явью,

ведь ты идешь по пути сиддхов адвайты!

 

Жалкий нищий на улице может оказаться

великим святым – Даттатрейей,

скромная хижина или шалаш в лесу,

могут оказаться волшебным дворцом богов,

ведь ты стал на путь сиддхов адвайты!

 

Враг или негодяй

может оказаться гневным просветленным божеством

– яростным Гуру,

Падшая женщина на улице

может оказаться святой тантрийской дакиней,

испытывающей людей.

 

Твоя мать или супруга

может оказаться

самой богиней Сарасвати,

Твой близкий друг,

которого ты знал всю жизнь,

может стать играющим с тобой Кришной

или риши, владыкой тысяч миров.

 

Все может стать другим,

если ты встал на путь сиддхов адвайты!

 

Холм, знакомый тебе с детства,

может стать горой меру

– обителью четырнадцати миров

и бесконечных вселенных,

ты сам можешь оказаться вовсе не тем,

что ты о себе думал,

а, например, частичным воплощением божества,

святого сиддха или риши,

или даже самим Абсолютом!

 

Даже твои клеши, омрачения, иллюзии,

эгоизм и страдания

могут стать чудесной игрой

– твоим украшением тебя – Божества –

Великого Абсолюта,

 

А потому,

лучше не привязывайся сильно

к своим представлениям,

чтобы потом над собой не смеяться...

 

 

Глава 9

Самоисследование и структура сознания джняни

«Я – не удовольствия и они не мои, интеллект и органы чувств тоже не я и они не мои. Они инертны и неодушевленны, а я одушевлен и сознателен.

Я не разум, который есть причина непонимания, цикла рождений и смертей.

Я не способность к различению и не чувство эго, потому что эти понятия производные от разума. Что же остается?

Остается индивидуальное сознание. Но, оно вовлечено в субъектно-объектное отношения. То, что есть предмет познания или понимания – ни есть «я», поэтому я отказываюсь и от того, что можно познать, от объекта познания. То, что остается, есть чистое сознание, свободное даже от тени сомнения.

Я есть бесконечное Я, которому нет пределов».

Йога Васиштха, гл.5.7 «История о Сурагхе»

Умы людей, несклонных к самоисследованию и целиком погруженных в сансару (аджняни), обращены наружу на внешние объекты.

Из-за такой погруженности они не имеют возможности исследовать самих себя. Вследствие этого они не знают себя, их сознание очень запутано и постоянно испытывает затруднения, замешательство и страдания.

Для людей обыденного мира, привыкших заниматься исследованием исключительно внешнего мира, исследования сознания (вичары), как бы ни существует. Отсутствие вичары –главная причина неведения, перерождения и страданий всех существ.

Джняни начинает с самоисследования своего внутреннего инструмента (антахкарана), своего тонкого тела.

 

Исследуя, будущий джняни обнаруживает, что его тонкое тело состоит из:

~ понятийного ума (манас),

~ интуитивного сознания (буддхи),

~ памяти, хранилища воспоминаний (читта),

~ ахамкары (чувство эго)

~ и потока сознания (чайтанья).

 

Манас – понятийный ум, который оперирует логикой. Манас постоянно оценивает, выносит суждения, выбирает, принимает или отвергает. Сам понятийный ум не обладает внутренним светом, он подобен инструменту, которым руководит буддхи.

Его главные функции:

санкальпа – воля и намерение, направленная на поиск того, что желательно и отвержение того, что не желательно,

викальпа – фантазии, воображение и колебания,

манана – саморефлексия, размышление, которое постоянно обдумывает что-либо.

 

В уме джняни в процессе созерцания и самоисследования происходит постоянная борьба между санкальпой и викальпой, между тем, что необходимо и желательно и тем, что отвлекает, уводит в фантазии. Если победит санкальпа, он следует тому, что задумал, если победит викальпа – погружается в фантазии и отвлечения.

Буддхи - это высший ум, интуитивное различающее сознание, которое регулирует понятийный ум. Буддхи вырабатывает стратегию жизни, ее ценности и цели, давая команды слуге - манасу.

Различение, различающая мудрость, которая присуща буддхи, подобна мечу в руке джняни. Когда неведение пытается запутать его ум, джняни взмахивает мечом, отсекая неведение и отделяя его от чистого сознания. Различение позволяет отделить чистое пространство сознания подобное зеркалу, от того, что им не является – ума, внешних объектов и т.д. подобных отражениям.

Его главные качества это:

~ различение (вивека), то есть умение отличать истинное от ложного,

~ вайрагья (бесстрастие) – отрешенность и сдерживание чувств,

~ сантоша (удовлетворенность) – усмирение ума, исходящая изнутри гармония, самодостаточность, целостность,

~ шанти (покой), внутренний мир, спокойствие, безмятежность,

~ кшама (терпение), смирение и приятие происходящего.

Эго (ахамкара) подобно клею, соединяющему все части сознания в единую уникальную и неповторимую индивидуальность, наделенную чувством собственной значимости.

Его главные функции таковы:

гордыня, эгоизм, надменность, основанная на чувстве своей значительности (абхимана),

чувство обладание, присвоение, ощущение «мое» в отношении тела, эмоций, мыслей, переживание их как своих собственных (мадия),

ощущение, что счастье и горе принадлежат мне, являются моими (мама-сукха, мама-дукха),

ощущение «оно мое», желание монопольно обладать тем, что нравится (мама-идам).

Святые говорят, что если эго не усмирено и руководит человеком, подавляя буддхи, и скукоживая сознание, то оно подобно самому большому духу, который приносит одни лишь страдания. А потому следует усмирять эго практикой наблюдения, самоисследования, преданности, служения, смирения и самоотдачи до тех пор, пока оно не очистится и не станет чистым, покорным и послушным инструментом джняни.

 Такое эго – есть большое достижение на пути джняны, оно представляет собой чистую форму саттвы, оно способно безупречно проводить волю буддхи и свет, сияние Атмана.

 

Читта (хранилище подсознательных воспоминаний) подобно огромному личному фото-архиву, где хранятся записи всех переживаний, ментальные отпечатки (самскары). Именно эти отпечатки определяют место будущего рождения, характер, судьбу, мотивацию, смыслы, ценности, цели человека, побуждают его действовать и наделяют различными качествами. Человек есть то, что он о себе помнит.

Его память формируется на основе воспоминаний прошлого и присутствует в виде тенденций будущего. Проникая в читту, отбирая и анализируя отпечатки и записи, джняни может сам формировать внутреннюю реальность. Очищая воспоминания и отпечатки – самскары джняни меняет свою судьбу.

Он понимает, что можно быть дизайнером своего прошлого и будущего, если ты способен менять свои воспоминания, ибо все есть проявление сознания, ничто реально не существует. Воспоминания подобны фотографиям в альбоме, фотографии определяют судьбу изображенного персонажа.

Сами эти фотографии есть накопленные впечатления, которые можно произвольно трансформировать менять или стирать. Если погрузившись в глубины читты, персональное хранилище астральных хроник изменить накопленные впечатления – фотографии в альбоме, то изменится вся судьба персонажа, как прошлое так и будущее.

Главные качества читты:

~ смрити (память), накопление воспоминаний, их хранение, просмотр, отбор и применение в качестве жизненного опыта,

~ дхрити (устойчивость, стабильность) непоколебимость сознания, переживающего впечатления.

 

Чайтанья есть поток самоосознающего, самоотражающего в себе ничем неограниченного сознания. Оно обладает собственной внутренней саморефлексией и самоорганизацией. Поток сознания джняни не имеет границ, у него нет центра, он пронизывает все во вселенной, для него нет ничего недосягаемого. Все желания (санкальпы), все силы вселенной присутствуют внутри него как тонкие семена готовые проявиться в момент их освящения.

Его функции проявляются как:

Вимарша – саморефлексия, размышление, анализ, синтез, обобщение чувственных данных, регуляция мысле-потоков,

чинтана – осознавание, как отражение света Атмана, способность быть в созерцательном присутствии подобном небу вне колебаний понятийного ума и мыслительных процессов,

шилана – внутреннее глубинное добро, самоорганизация, присущая Высшему Я,

нихсприхатва – безвыборность, беспристрастие, отсутствие выбора, в следствии, не вынесения оценок и суждений

дхайрья – непоколебимость, неустрашимость, следствие знания того, что естественное осознавание, сознание подобное пространству вечно, бесконечно, вездесуще и всепроникающее.

Когда будущий джняни с помощью различения выясняет структуру собственного тонкого тела и понимает его функции, его внутренняя запутанность исчезает.

 

песня «Это не поможет»

Ты можешь гордо похваляться перед другими

принадлежностью к длинной цепи

ученической преемственности,

но я тебе скажу так:

«Пока сущность Природы Ума

не раскроется тебе ясно,

как солнце в небе

Это тебе не поможет!»

 

Ты можешь, выставляя напоказ,

носить с важным видом атрибуты своей школы

– четки, малу, тилаку, трипундру или серьги,

сари или дхоти,

но я тебе скажу:

«Пока не обретешь безупречную различающую мудость,

отделяющую все формы, имена, атрибуты, качества

от чистого пространства осознанности, 

не утвердишься в ней подобно горе

– это тебе не поможет!»

 

Ты можешь исследовать корни своей

и чужой линии приемственности,

историю возникновения школ,

убеждая себя и других в их глубине и аутентичности,

однако,

пока не открыто воззрение

за пределами двойственного ума,

показывающее ясно, что мир подобен сну во сне.

Это тебе не поможет!

 

Ты можешь с великим достоинством знатока

обсуждать священные тесты,

их историю и тонкости грамматики,

но пока ты сам себе

не ответишь на вопрос «Кто Я?»

и не исчезнешь

в живом огне пространства созерцания,

полного бхавы,

Это подобно лепету накурившегося опиумом

или попытке собаки петь веды. 

Это не поможет!

 

 

О, друг!

Не трать время на сны и грезы,

пока твой ум ясен,

немедля займись исследованием природы «Я»

и сущность всех тестов, всех сампрадай и парампар

откроется тебе

как жаркое солнце в полдень,

как луна в полнолуние в безоблачном небе,

как земля под ногами и вода в реке.

 

Глава 10

Ум джняни

«О, Рама, ум – это та ось, вокруг которой вращается это колесо (сансары), создавая путаницу ума в заблуждающихся. Только обуздав эту ось интенсивными усилиями и острым интеллектом, можно остановить само колесо. Когда остановлена ось, колесо больше не вращается, когда остановлен разум, иллюзия прекращается».

Йога Васиштха, гл. 5.5 «История о Гадхе»

 

 

Тот, кто не обладает знанием (аджняни) связан своим умом, поскольку ум – это все, что у него есть. Майя – иллюзия, это ум аджняни, того кто погружен в неведение относительно Атмана. Иной Майи не существует. Ум опутывает аджняни своими сетями, как паук опутывает муху паутиной и не оставляет шансов на прекращение этой иллюзии. Аджняни постоянно думает и затем подпадает под власть своих же собственных мыслей, а затем начинает в них верить.

Поверив в свои мысли, аджняни окончательно утверждается в кармическом видении, которое было вызвано этими мыслями и считает его незыблемым.

Так ум творит новую реальность из старых отпечатков – самскар. Для джняни, возникающие мысли, мгновенно самоосвобождаются в свежем потоке естественного присутствия. Поток созерцания джняни подобен струящемуся горному водопаду – он легко смывает все, что плывет по течению в реке сознания.

Джняни утвержден в пространстве, а мысли едва возникнув тут же растворяются, как пузыри на воде, снежинки, падающие в волны океана.

Ум сам по себе для джняни не существует. Он работает только как функция, отблеск его осознанности, как пустая игра энергий чистого пространства. Сознание джняни находится в точке вне понятий, за пределами мыслей и концепций ума.

Эта точка недосягаема для мысли, и он утвердился в ней как свидетель ума (сакши), его отрешенный и безмолвный наблюдатель (драшта). По мере пребывания в состоянии свидетельствующего наблюдателя, сознание джняни открывает собственный Исток, светоносную природу Я, не имеющее границ пространство и растворяется в нем, как соляная кукла растворяется в океане.

Однако, это не означает что джняни прекращает мышление, блокирует или подавляет мысли. Ни потакание мыслям, ни их подавление или борьба с ними не свойственно джняни. Утвердившись в своей пространственной природе, джняни уподобляется старику, греющемуся на солнце, а его мысли уподобляются детям, играющим в песочнице. Старик не прогоняет детей и не запрещает им играть, понимая, что такова их природа, дети не мешают старику, и не втягивают его в свои игры.

Джняни позволяет мыслям течь свободно, спонтанно и непринужденно, однако он никогда не увлекается ими, ибо, как только они возникают на поверхности сознания, они тут же растворяются, столкнувшись с Основой, сознанием – зеркалом ума джняни.

Столкнувшись с Основой ума, они растворяются, исчезают в пустоте, подобно тому, как исчезают круги на воде, не оставляя следов. Появление мыслей, их игра и самоосвобождение эти процессы происходят непрерывно. Появившиеся мысли порождают легкую рябь – вибрацию на поверхности Основы и тут же исчезают, тают, лопаются, словно пузырь на воде, чтобы раствориться в зеркале великой Основы.

 

песня «Философия авадхуты»

Меня спросили:

«В чем твоя философия?»

 

«Моя философия –

это смех ребенка

бесплодной женщины.

Моя философия –

это песня слонов,

парящих в небе

над городом из миражей.

Моя философия –

это учение царя из будущего

для учеников из сновидений,

живущих на берегу реки из грез.

Моя философия –

это песня немого певца

под мелодию игры

беспалого музыканта

На инструменте из дерева,

которое еще не посажено.

 

Посмотри!

Небо парит вдоль чайки!

Океан плавает в рыбе!

Земля лежит на камне!

Ель растет на иголке!

Яблоня висит на яблоке!

Лес бродит по зверю!

Моя философия –

это небо,

которое светит в звезде.

 

Посмотри!

Капля росы

погасила солнце!»

 

Глава 11

Вне ума

«Только если обрубить корень разума топором отказа от концепций, можно достичь Абсолютного Брахмана, который есть вездесущее, высшее спокойствие. Концептуализация или воображение приводит и ошибкам и страданиям, но от нее так просто избавиться через самопознание!»

Йога Васиштха, гл.3.7 «История о Лаване»

 

Ум, давая человеку ясность, защищенность, упорядочность, помогая выживать ему в процессе эволюционной борьбы, забирает у него самое дорогое – переживание магии и парадокса этого мира, чувство Вечности и Бесконечности.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!