Возникновение праорудийной деятельности. Стадо ранних предлюдей



Нельзя понять, как начался процесс становления человеческого общества и какими были самые первые объединения формирующихся людей (пралюдей), не выявив характера тех зоологи ческих объединений, которые им непосредственно предшествовали Самые первые праобщины возникли из объединений поздних предлюдей — хабилисов, которым в свою очередь предшествовали объединения ранних предлюдей. Как ранние, так и поздние пред- люди были животными, но крайне своеобразными. Существ, подобных им, в настоящее время на земле нет. Поэтому прямая аналогия между объединениями предлюдей и каких-либо из ныне существующих животных невозможна.

Но более или менее отдаленными предками ранних предлюдей были крупные антропоиды миоцена (25—10 млн. лет назад), которые были обычными животными, в принципе не отличавшимися от современных обезьян. Соответственно и их объединения ничем существенным не могли отличаться от сообществ современных приматов.

Объединения обезьян

В результате исследований, которые велись непрерывно, начиная с 1960-х годов, к настоящему времени накоплен гигантский материал об объединениях обезьян, Живущих в естественных условиях. Как выяснилось, единственной ассоциацией, которая существует у всех видов обезьян без исключения, является группа, состоящая из самки и ее детеныша (или детенышей). Ее бытие вытекает из особенностей биологии обезьян, делающей абсолютно необходимой заботу матери о детеныше в течение определенного периода, длительность которого различна у разных видов. У некоторых видов обезьян, в частно- ти у орангутапов, материнско-детская группа является единственной стабильной ассоциацией. Взрослые самцы у них ведут обычно одиночный образ жизни.

У большинства видов обезьян материнско-детские группы существуют не самостоятельно, а входят в качестве элементов в состав объединений. Все эти объединения можно свести к пяти основным типам. Первый тип — объединение, состоящее из взрослого самца, взрослой самки и детенышей. Кроме животных, входящих в такие объединения, существуют одиночные самцы и самки, однако такое состояние, как правило, является временным. Именно такая организация встречается у гиббонов.

Второй тип — объединение, состоящее из одного взрослого самца, нескольких взрослых самок и их детенышей. Мы в дальнейшем будем именовать его «гаремной группой». Самостоятельные гаремные группы встречаются у многих видов обезьян. Бытие гаремной группы как формы объединений обезьян необходимо предполагает существование находящихся за ее пределами сам- цов-холостяков. Последние либо ведут одиночный образ жизни, либо объединены в особые однополые ассоциации — группы самцов. Если у одних видов обезьян гаремные группы — совершенно самостоятельные объединения, то у других, например у гамадрилов, они входят в состав более широкого объединения, которое включает в себя также и самцов-холостяков. Этот третий тип объединения у обезьян можно было бы назвать «гаремно-холостяцким стадом».

Четвертый тип — объединения, в состав которых входят несколько взрослых самцов, несколько взрослых самок и детеныши и которые в то же время не подразделены на гаремные группы. Их можно было бы назвать «общими стадами». Есть виды, у которых общее стадо является единственной формой объединения, причем такой, которая включает всех животных без исключения. Примером могут послужить павианы. У других видов наряду с общими стадами могут существовать одиночные самцы, а у некоторых видов — объединения самцов. Это ревуны, зеленые мартышки, часть лангуров Индии. Общие стада могут быть прочными замкнутыми объединениями, члены которых всегда держатся вместе. Но они могут быть и более рыхлыми. Члены их то разбредаются, то собираются вместе. Среди человекообразных обезьян общее стадо существует у гориллы.

Очень своеобразен пятый тип объединений, который в наиболее чистом виде описан у шимпанзе. Когда исследователи начали наблюдать за шимпапзе в естественных условиях, они первоначально пришли к выводу, что у этих животных нет никаких других постоянных прочных объединений, кроме материнско-детских групп. Характерной особенностью всех прочих группировок у этих животных является их крайняя неустойчивость, преходящий характер и крайне разнообразный состав. Одни из них состоят из нескольких самок с потомством, другие из взрослых самцов и самок, третьи — из взрослых самцов, самок, а также нескольких подростков, четвертые — из животных всех возрастов и полов. Эти группировки непрерывно возникают, исчезают, раскалываются и сливаются. Животные непрерывно переходят из одной группы в другую, а иногда не входят в состав ни одной из них, причем были замечены бродившие в одиночку не только самцы, но и самки.

Однако в процессе дальнейших исследований обнаружилось, что все это движение происходит в рамках сравнительно постоянной совокупности животных. Выяснилось, что все животные, составлявшие эту совокупность, постоянно вступают в контакты друг с другом, знают друг друга и отличают тех, кто входит в нее, от тех, которые к ней не принадлежат. Между животными, составляющими эту совокупность, устанавливаются различного рода связи, в том числе и отношения доминирования. Иными словами, перед нами не просто совокупность животных, а определенное их объединение. Это объединение нельзя назвать стадом, хотя по своему составу оно не отличается от общего стада. Стадо — такая форма объединения, которая предполагает, что животные, входящие в его состав, хотя бы часть времени держатся рядом. Объединение, которое мы находим у шимпанзе, можно назвать ассоциацией.

Даже при таком кратком обзоре бросается в глаза отсутствие сколько-нибудь тесной связи между принадлежностью обезьян к тому или иному таксону и формой существующих у них объединений. Одну и ту же форму объединений можно наблюдать у животных, относящихся к разным семействам, не говоря уже о подсемействах. Нет, следовательно, никакой зависимости между положением вида животных на эволюционной лестнице и формой существующего у него объединения.

Семейные группы наблюдаются, например, не только у гиббо нов, принадлежащих к семейству человекообразных обезьян, но У стоящих значительно ниже их по эволюционному уровню долгопятов и даже у некоторых видов лемуров (полуобезьян). С другой стороны, у остальных человекообразных обезьян такие объединения не обнаружены. Общие стада существуют у горилл, У значительного чцсла низших обезьян и у части полуобезьян. У некоторых обезьян Нового Света встречается форма организации, очень сходная с той, что встречена у шимпанзе.

_Bce это свидетельствует, о том, что разные формы объединений, существующие у обезьян, не выступают по отношению друг к ДРУгу как высшие и низшие, что их нельзя рассматривать как последовательно сменяющиеся звенья эволюционного прогресса. Объединения обезьян не имеют собственной истории, отличной от истории развития видов. В противоположность конкретным человеческим обществам они не представляют особых организмов, имеющих собственные законы развития, отличные от законов эволюции биологических видов.

Как свидетельствуют все данные, формы объединений обезьян зависят прежде всего от условий, внешней среды, в которых эти животные обитают. У животных, принадлежащих к одному и тому же виду, но живущих в разных условиях, объединения могут иметь разную форму. Примером служат лангуры Индии, у одной части которых существуют гаремные группы, а у другой — общие стада.

Попытаемся теперь, исходя из всего сказанного выше, представить, какими именно могли быть объединения миоценовых антропоидов — предков предлюдей, а тем самым и людей.

Эти обезьяны жили в лесу, обитали на деревьях. Однако, будучи в основе своей древесными животными, они часть своего времени, и может быть, даже значительную, проводили на земле. Из современных человекообразных обезьян ближе всего к миоценовым предкам человека стоят по образу жизни шимпанзе, ведущие полудревесный-полуназемный образ жизни. Как свидетельствуют наблюдения, 50—75% длительности дня шимпанзе проводят на деревьях, а остальное время — на земле.

Все это почти полностью исключает, чтобы у миоценовых антропоидов существовали одни лишь материнско-детские группы, как у орангутанов, или семейные группы, как у гиббонов. Последние представляют собой специализированную древесную форму. Живут они в чаще леса, высоко на деревьях, в обстановке почти полной безопасности от хищников, что делает излишним более крупные объединения. Весьма специализированной чисто древесной формой являются и орангутаны. Маловероятным представляется существование у миоценовых предков человека гаремных групп. Последние не обнаружены пи у одной из современных человекообразных обезьян.

Учитывая, что и по размерам тела, и по среде обитания, и по образу жизни миоценовые антропоиды ближе всего походили на шимпанзе, наиболее вероятным представляется существование у них ассоциаций. Однако не исключено существование у них и общих стад.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!