Завершение становления коммуналистических социально-экономических отношений



Начало становления общества связано с переходом от хабилисов к архантропам. Архантропы — первые формирующиеся люди (пралюди), а их объединения — первые формирующиеся социоисторические организмы — праобщины. Эпоха архантропов была первым этапом развития праобщества. Она длилась с 1,6 млн. лет до 200 — 300 тысяч лет тому назад. По археологической периодизации это — ранний ашель (в широком смысле, включая то, что раньше именовалось шеллем) и современный ему поздний олдовай (ранние олдовайские орудия были делом рук не пралюдей, а хабилисов).

Археология дает возможность составить представление о материальной культуре архантропов, прежде всего об их каменных орудиях. Значительно хуже обстоит дело с данными об их духовной культуре. К эпохе архантропов относится ряд находок, которые невозможно объяснить, если исходить из того, что вся деятельность архантропов была направлена исключительно лишь на удовлетворение чисто материальных потребностей. В одной из стоянок знаменитого Олдовайского ущелья (Танзания) были найдены два куска красной охры. Куски красящего вещества—гематита были обнаружены в стоянке Хунсги (Индостан), куда они были принесены с расстояния в 25 км. В стоянке Амброна (Испания) была обнаружена плитка охры, которой путем преднамеренного стесывания была придана определенная форма, в стоянке Терра-Амата (Франция) — более 60 кусков красной охры со следами использования. Куски красной охры со следами стирания были найдены в стоянке Бечов (Чехия). Там же был обнаружен плоский камень, на котором растирали охру с тем, чтобы получить порошок. Вместе с останками синантропов (Чжоукоудянь, Северный Китай) находились кварцевые призмы, которые если и могли представлять какой-либо интерес для людей, то только эстетический. Можно полагать, что в ряде описанных случаев мы имеем дело с памятниками духовной культуры. Однако более точная их интерпретация пока невозможна.

Вряд ли могут быть сомнения в том, что в праобществе архантропов продолжался процесс становления общественных отношений. Он, конечно, был сложным и противоречивым. Не сразу были преодолены отношения доминирования. Неверно считать, что с началом становления сознания и воли всякие попытки со стороны сильных индивидов отстранить слабых от мяса полностью прекратились. Пищевой инстинкт был слишком могуч, чтобы быть так легко обузданным.

Возникновение рассматриваемой нормы поведения было длительным процессом, в ходе которого неизбежно происходило ее нарушение отдельными членами праобщества. В определенных условиях нарушение данной нормы одним членом коллектива могло привести к своеобразной цепной реакции — к нарушению ее всеми, кто имел для этого достаточно сил и решимости.

При этом на время мог произойти возврат не просто к прежнему состоянию, но в некотором отношении и к еще более худшему. В стаде поздних предлюдей определенный порядок в распределении мяса обеспечивался существующей иерархией доминирования. В данном случае новый способ согласовывания сталкивающихся стремлений членов объединения — через волю праобщины — выходил из строя, а старый не мог восстановиться, ибо для возникновения системы рангов нужно время.

С появлением праобщества бытие социально-экономических отношений стало абсолютно необходимым условием существования производящих существ. Их исчезновение означало бы не просто деградацию, а гибель объединения. Поэтому рецидивы зоологического индивидуализма в сфере распределения мяса представляли для праобщества огромную опасность. Объединения, в которых данная норма не восстанавливалась, с неизбежностью исчезали. Сохранялись и получали возможность дальнейшего развития только такие объединения, в которых указанная норма возрождалась и утверждалась.

Праобщинный отбор, уничтожая одни праобщины и сохраняя другие, формировал и в итоге полностью сформировал эту норму. Она окончательно утвердилась, когда это требование коллектива к индивиду стало внутренней потребностью каждого из членов праобщества, причем более могущественной, чем его биологические инстинкты.

Мнения о том, что в праобщине архантропов имели место конфликты, приводившие к столкновениям, в том числе кровавым, придерживаются многие исследователи. Оно основывается на данных палеоантропологии, которые приведены во втором разделе девятой главы книги.

Хотя прорывы зоологического индивидуализма, несомненно, случались и в сфере распределения мяса, в целом отношения общей собственности на него все в большей степени укреплялись. Если в начале такой собственностью было лишь мясо, то в дальнейшем ею стала вся пища, включая растительную, а затем и все вещи. Весьма возможно, что это произошло именно на рассмотренной стадии.

Примерно 200 — 300 тысяч лет тому назад произошли существенные изменения и в каменной технике, и в физической организации формирующихся людей (пралюдей). На смену ранним формирующимся людям — архантропам — пришли люди иного физического типа. Часть антропологов называет их палеоантропами. Эпоха палеоантропов длилась до 35 — 40 тысяч лет.

В эволюции каменной индустрии этого периода можно выделить два этапа, которые особенно отчетливо прослеживаются на материалах Европы. К первому из них относятся культуры, которые характеризуются как среднеашельские, позднеашельские, премустьерские и раннемустьерские. Их возраст от 300 — 200 тысяч лет до 75 — 70 тысяч лет. Ко второму этапу относятся культуры позднего мустье. Они существовали во времена от 75 — 70 тысяч лет до 40 — 35 тысяч лет до н.э.

Среди палеоантропов довольно четко выделяются две основные группы. Первую из них составляют палеоантропы, жившие в миндель-риссе, риссе и рисс-вюрме, то есть во время от 300 — 200 тысяч лет до 70 — 75 тысяч лет до н.э. Это—ранние палеоантропы. К ним относятся все останки в находках Европы, которые именовались атипичными, прогрессивными неандертальцами, пресапиенсами и т.п.

Вторую группа составляют палеоантропы, жившие в Вюрме I и первой половине Вюрме I-II, т. е. во время от 75 — 70 тысяч лет до 35 — 40 тысяч лет. К ним прежде всего относятся классические, типичные неандертальцы Западной Европы. Это поздние пилеоантропы.

Поздние палеоантропы пришли на смену ранним. Каждая из этих групп связана с одной из двух стадий эволюции каменной индустрии второй половины раннего палеолита: ранние палеоантропы — со стадией, представленной средне-ашельскими, позднеашельскими, премустьерскими и ранне-мустьерскими культурами, поздние — со стадией, представленной культурами позднего мустье. Все это дает достаточное основание полагать, что ранние и поздние палеоантропы — это две последовательно сменявшиеся стадии эволюции палеоантропов.

Третью группу составляли люди, которые были, по существу. не столько палеоантропами, сколько существами, промежуточными между палеоантропами и людьми современного физического типа. Их можно назвать позднейшими палеоаптропами.

Превращение ранних палеоантропов в поздних было связано с переходом от одного этапа эволюции каменной индустрии к другому — в целом, несомненно, более высокому. Но эта смена означала прогресс не только в развитии производственной и вообще хозяйственной деятельности. Она — и это для нас самое важное — была ознаменована резким переломом в формировании общественных отношений. Признаков этого перелома много.

Данные палеоантропологии и археологии, приведенные во втором разделе девятой главы книги, свидетельствуют, что в праобщине ранних палеоантропов, как и в праобщине архантропов, довольно широко бытовало убийство и, может быть, каннибализм. Всего, по подсчетам некоторых исследователей, следы смертельных ранений обнаружены на черепах и скелетах 16 из 25 ранних палеоантропов, остатки которых были найдены на территории Европы (Roper M.K. A Survey of the Evidence in Intrahuman Killing in the Pleistocene //CA. 1969. Vol. 10. № 4. Pt.2, p.436).

Остатков поздних палеоантропов найдено гораздо больше, чем ранних. Однако более или менее убедительные признаки насильственной смерти и следы каннибализма обнаруживаются значительно реже. Среди многочисленных находок классических неандертальцев Западной Европы таковых две. Одна из них — Монте-Чирчео I (Италия). Другая сделана в гроте Ортю во Франции. Один несомненный случай убийства отмечен среди позднейших палеоантропов. Череп и скелет Схул IX носят следы ранений, вызвавших смерть,

Не может быть, конечно, исключено и то, что повреждения на черепах некоторых из названных выше ранних палеоантропов, истолковываемые как следы смертельных ран, причиненных оружием, на самом деле имеют посмертное происхождение и связаны с действием естественных сил. Однако, в любом случае контраст между ранними и поздними палеоантропами в этом отношении поразителен. Кроме этих имеются и другие данные о более высоком, чем у ранних палеоантропов, уровне сплоченности коллектива поздних неандертальцев.

К эпохе палеоантропов относится появление первых бесспорных памятников духовной культуры. Наиболее известные из них — погребения. Они появились только с переходом от ранних палеоантропов к поздним.

Появление погребений бесспорно свидетельствует о том, что живые стали заботиться о мертвых. Совершенно ясно, что забота живых членов коллектива о мертвых не могла бы появиться без возникновения заботы живых членов коллектива друг о друге. По данным этнографии, у народов, стоящих на стадии первобытного общества, забота о мертвых объясняется тем, что они и после смерти продолжали считаться членами коллектива. Заботу о покойниках, которую проявляли поздние и позднейшие палеоантропы, невозможно объяснить, не допустив, что мертвецы рассматривались как полноправные члены коллектива — праобщины. Но осознание связи между мертвыми членами коллектива и коллективом невозможно без осознания связи между всеми живыми его членами, то есть без осознания единства праобщины.

Так как человек и после смерти продолжал считаться членом коллектива, то на него и тогда продолжало распространяться действие норм, регулирующих отношения внутри коллектива.

Целый ряд особенностей неандертальских погребений свидетельствует о том, что в праобщине поздних палеоантропов уже в значительной степени утвердились коммуналистические отношения. Каждый член праобщины имел право жить в пещере — месте обитания коллектива. Поэтому покойника оставляли в жилище. Каждый член праобщины имел право на часть добычи коллектива. Поэтому рядом с покойником клали причитавшуюся ему долю. Покойник продолжал сохранять право на орудия, бывшие собственностью праобщины, Этим, скорее всего, объясняется нахождение орудий возле скелетов.

Сенсацию в свое время вызвало исследование почвы вокруг одного из погребений в пещере Шанидар (Ирак), возраст которого определен примерно в 60 тыс. лет. Как выяснилось, в могилу человека, получившего обозначение Шанидар IV, были положены цветы, связанные в букеты, что позволило, в частности, установить, что захоронение произошло в период между концом мая и началом июля.

Эта находка в какой-то степени приподнимает завесу, скрывающую от нас духовную жизнь поздних палеоантропов. Она прежде всего говорит о развитии у них чисто человеческих эмоций. Но это еще не все. Из 8 видов растений, цветы которых были положены в могилу, 5 обладали целебными свойствами, 1 был съедобным и 1 — одновременно и целебным, и съедобным. Такой подбор вряд ли можно считать чисто случайным. Вероятно, поздние палеоантропы уже знали полезные свойства этих растений. Несколько видов из этих 7 до сих пор используются в народной медицине этого региона для лечения ран и воспалений.

Кроме погребений, имеются и другие данные, свидетельствующие о существовании у поздних палеоантропов заботы друг о друге. Об этом, в частности, говорит еще одна находка в уже упоминавшейся пещере Шанидар. Речь идет о взрослом мужчине, который получил наименование Шанидар I. Жил он примерно 45 тысяч лет тому назад. У него задолго до смерти была серьезно повреждена левая глазная впадина, в результате чего он был, вероятно, слеп на левый глаз. Два повреждения обнаруживает правое плечо. Правая рука была, по-видимому, ампутирована выше локтя. И произошло это задолго до его смерти. Об этом говорят следы заживления раны и атрофия оставшейся части руки. Правая ключица была поражена остеомиелитом, лодыжка и колено правой ноги — сильнейшим артритом. К этому можно добавить заживший перелом одной из костей правой стопы и, наконец, полностью стертые зубы.

Таким образом, Шанидар I был по существу полным калекой, неспособным не только внести какой‑либо существенный вклад в обеспечение существования коллектива, но даже прокормить и защитить самого себя. И тем не менее он дожил, по крайней мере, до 40 лет, что для неандертальца означало глубокую старость. 40 лет для неандертальца эквивалентны примерно 80 годам для современного человека. А некоторые исследователи определяют его возраст в 50 — 60 лет. И он вполне мог бы прожить больше, если бы не обвал кровли пещеры (Solecki R. Shanidar. The First Flower People. New York 1971, p. 184, 195—196; StewartT.D. The Neader-thal Skeletal Remains from Shanidar Cave, Iraq: A Summary of Evidence to Date //Proceedings of the American Philosophical Society. 1977. Vol.121, №2, Trinkaus E. Hard Times among Neanderthals //Natural History. 1978. Vol.87. № 10, p.62; Trinkaus E. and Zimmerman M.R. Palaeopathology of Shanidar Neanderthals //AJPA. 1979. Vol.50. №3; Trinkaus E. and Zimmerman M.R. Trauma among Shanidar Neanderthals //AJPA. 1982. Vol.57.№ l, p.62—70).

По крайней мере последние годы жизни полным калекой был и человек из Ла Шапелль-о-Сен (Франция), умерший в возрасте 55 — 60 лет. Весь его позвоночник был поражен жесточайшим деформирующим артритом. Он был буквально скрючен и, разумеется, не мог принимать участия в охоте. Даже ел он, по-видимому с трудом, ибо артритом был поражен также сустав нижней челюсти и у него отсутствовали почти все зубы. В дополнение ко всему, у него когда-то было сломано ребро (Straus W.L., Cave A.J. Pathology and Posture of Neanderthal Man //Quarterly Review of Biology. 1957. Vol.32. №4; Trinkaus E. Hard Times among Neanderthals; Idem. Pathology and posture of the la Shapelle-aux-Saints Neanderthal//AJPA. 1985. Vol.67. № 1).

На какую участь были бы обречены подобные существа, если бы они жили в зоологическом объединении, — об этом красноречиво повествуют данные о наших ближайших животных родственниках — шимпанзе. В течение многих лет велись наблюдения за жизнью этих обезьян в национальном парке Гомбе (Танзания). Однажды там разразилась эпидемия полиомиелита, в результате которой некоторые животные стали калеками.

У одного взрослого самца, которого исследователи именовали Мак-Грегором, были парализованы обе ноги, что с неизбежностью обрекало его на гибель. Страшную картину представляли последние дни его жизни. „Но самым ужасным в этой кошмарной истории,— писала известная исследовательница поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл, — было то, как отнеслись остальные шимпанзе к ставшему калекой сородичу... Когда Мак-Грегор впервые появился в лагере и уселся в высокой траве неподалеку от места подкормки, все взрослые самцы приблизились к калеке и уставились на него, распушив шерсть, а потом начали демонстрировать угрозы. Они не только угрожали старому больному самцу, но кое-кто пытался и в самом деле атаковать его. Он же, неспособный ни убежать, ни обороняться, с искаженным от ужаса лицом и оскаленными зубами лишь втягивал голову в плечи и, съежившись, ждал нападения" (Лавик-Гудолл Дж. В тени человека. М., 1974, с. 157, 159.) И нападение последовало. Один самец ударил Мак-Грегора несколько раз по спине, другой налетел на него, размахивая большой веткой. Только вмешательство исследователей заставило самцов удалиться.

Судьба Шанидара I из Ла Шапелль была совершенно иной. И это означает, что в праобщине поздних палеоантропов уже утвердились коммуналистические отношения собственности. Только в условиях бесперебойного действия коммуналистического распределения люди, подобные Шанидару I и Ла Шапелль, могли изо дня в день получать потребную для их существования долю продукта. В любых других условиях они с неизбежностью были обречены на смерть от голода. На гибель они были бы обречены не только в случае полного господства доминирования, но и в случае частых рецидивов зоологического индивидуализма в этой области.

Эти находки свидетельствуют, однако, не только о существовании коммуналистических отношений, но и о том, что эти отношения стали если не полностью, то в значительной степени определять остальные отношения в праобщине. Шанидар I не только получал пищу в достаточном количестве — он вообще находился под защитой коллектива: о нем заботились, его выхаживали, когда он был серьезно болен. И он не был в этом отношении исключением: число таких примеров можно было бы без труда умножить.

Следы зарубцевавшихся повреждений обнаруживаются и у других поздних палеоантропов. У человека из Неандерталя (Германия) была изуродована левая рука, что, по-видимому, сделало его калекой на всю жизнь, у мужчины из Ла Феррасси (Франция) — серьезно повреждено правое бедро. У молодой женщины Ля Кина V была рана на правой руке, у человека из Шале (Словакия) — на правой стороне лба выше брови (Hrdlizka A. The Skeletal Remains of Early Man. Washington, 1930, p.156, 272, 295—296; Trinkaus E, Hard Times among Neanderthals... p.63; Trinkaus E. and Zimmerman M.R. Trauma among Shanidar Neanderthals... p.75).

Таким образом, существуют серьезные основания полагать, что обуздание пищевого инстинкта и становление коммуналистических социально-экономических отношений завершилось на стадии поздних палеоантропов, т.е. еще до завершения процесса формирования человека и общества. Пищевой инстинкт был введен в социальные рамки.

Но другой эгоистический животный инстинкт — половой — на этой стадии полностью еще обуздан не был. Необходимостью было введение его в социальные рамки, возникновение социальной организации отношений между полами, т.е. брака. Первой формой социальной организации отношений между полами была дуально-родовая. Возникновение рода было одновременно и появлением человека современного физического типа. И когда после подавления пищевого инстинкта был обуздан и половой, завершился процесс антропогенеза. На смену формирующемуся обществу пришло готовое, сформировавшееся общество. Кончился период становления человека и общества, период праистории и начался новый — период подлинной истории, период развития готового человеческого общества.

 


Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ............................................................................ 3

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................... 24

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ....................................................................................................................... 29

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА............................................................................................. 29

1. Классики марксизма о становлении человеческого общества. Л.Морган и проблема социогенеза....................................................................................................................................................... 29

2. Дискуссия по проблеме становления.................................................................................... 35

человеческою общества в советской науке.............................................................................. 35

3. Постановка проблемы становления...................................................................................... 41

человеческого общества............................................................................................................. 41

ГЛАВА ВТОРАЯ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О ДОРОДОВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКЗОГАМИИ И РОДА............................................................................................................................................................ 49

1. Современное состояние вопроса о дородовом человеческом коллективе. Проблема кровнородственной семьи.......................................................................................................... 49

2. Проблема возникновения экзогамии и рода........................................................................ 60

3. Проблема первоначальной организации.............................................................................. 70

родового общества...................................................................................................................... 70

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О ДВИЖУЩИХ СИЛАХ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ HOMO SAPIENS............................................................................................................................. 74

1. Проблема движущих сил и закономерностей...................................................................... 74

антропогенеза в трудах Ч.Дарвина и некоторых..................................................................... 74

современных зарубежных ученых............................................................................................ 74

2. Проблема движущих сил и закономерностей...................................................................... 77

антропогенеза в трудах советских ученых............................................................................... 77

3. Проблема происхождении Homo sapiens.............................................................................. 82

в трудах советских ученых........................................................................................................ 82


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.................................................................................................................... 87

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ И ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ............................................................................................................................ 87

1. Поведение высшего животного и факторы, его определяющие....................................... 87

2. Взаимоотношения особей в зоологических......................................................................... 94

объединениях. Система доминирования.................................................................................. 94

3. Основа зоологических объединений и их типы.................................................................. 99

4. Безусловные зоологические объединения. Гаремная семья обезьян............................... 104

5. Условные зоологические объединения. Стадо обезьян.................................................... 111

6. Антагонизм гаремной семьи и стада у обезьян................................................................. 113

ГЛАВА ПЯТАЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТРУДА, ПРЕДЛЮДЕЙ И ПРЕДЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТАДА.......................................................................................... 117

1. Проблема возникновения труда.......................................................................................... 117

2. Возникновение предчеловеческого стада.......................................................................... 121

3. Антагонизм предчеловеческого стада и гаремной семьи предлюдей........................... 129

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТАДА..................................................................................................... 138

1. Возникновение рефлекторной производственной деятельности.................................... 138

2. Особенности развития рефлекторной производственной деятельности........................ 146

3. Конфликт между производственной деятельностью и зоологическим индивидуализмом в стаде поздних предлюдей................................................................................................................... 155

4. Начало освобождения производства от рефлекторной формы и возникновение первобытного человеческого стада.................................................................................................................. 162

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. РАЗВИТИЕ КАМЕННОЙ ИНДУСТРИИ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 170

1. Развитие производства орудий труда — ведущий, определяющий момент процесса формирования производительных сил, процесса становления производства................... 170

2. Ранний палеолит (археолит) — эпоха формирования человека и общества.................. 172

3. Эволюция каменной индустрии первой половины археолита (раннего палеолита).... 178

4. Эволюция каменной индустрии второй половины археолита (раннего палеолита).... 182

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТИПА ЧЕЛОВЕКА..................................................................................... 191

1. Основные стадии формирования человека—стадия протантропов и стадия палеоантропов. Этапы развития протантропов................................................................................................ 191

2. О датировке ступеней формирования человека и развития его каменной индустрии. 194

3. Неандертальцы и неандертальская проблема.................................................................... 196

4. Проблема места классических неандертальцев в развитии палеоантропов и закон необратимости эволюции................................................................................................................................... 209

5. Проблема места классических неандертальцев в человеческой эволюции и некоторые данные антропологии и археологии..................................................................................................... 213

6. Развитие архангропов и эволюция каменной индустрии археолита (раннего палеолита) — две неразрывно связанные стороны процесса формирования производительных сил........... 218


ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА........................................................................................... 222

1. Процесс становления общественного бытия и общественного сознания — процесс обуздания зоологического индивидуализма............................................................................................ 222

2. Изменение физического типа человека — необходимый момент процесса развития первобытного человеческого стада, процесса становления производства и общества.... 229

3. Естественный отбор — главный фактор биологической эволюции.............................. 234

4. Становящееся производство, первобытное человеческое стадо, формирующиеся люди и отбор..................................................................................................................................................... 239

5. Табу — первые моральные нормы, средства обуздания зоологического индивидуализма 250

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТАДА........................................................................................................................................... 256

1. Подавление полового инстинкта—ведущий момент процесса обуздания зоологического индивидуализма........................................................................................................................ 256

2. Возникновение и сущность половых производственных табу....................................... 260

3. Возникновение и сущность промискуитетных  оргиастических праздников............... 267

4. Возрастные инициации, их происхождение и сущность................................................. 273

5. Основные этапы развития первобытного человеческого стада...................................... 279

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ.  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТОТЕМИЗМА — ПЕРВОЙ ФОРМЫ ОСОЗНАНИЯ ЕДИНСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА................................... 288

1. Вызревание предпосылок осознания единства первобытного человеческого коллектива 288

2. Возникновение и сущность тотемизма............................................................................... 298

3. Этнографические данные о времени возникновения тотемизма.................................... 303

4. Этнографические данные о генетической связи тотемизма с охотой и охотничьей маскировкой..................................................................................................................................................... 305

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАГИИ — ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЕЛИГИИ.......................................................................................................................................................... 311

1. Две сферы человеческой практической деятельности...................................................... 311

2. Раздвоение человеческой практики. Возникновение символического, иллюзорного образа действий..................................................................................................................................... 315

3. Раздвоение человеческого познания. Возникновение иллюзорного, магического образа мышления................................................................................................................................... 320

4. Первобытная магия — формирующаяся религия.............................................................. 327

5. Л.Леви-Брюль и проблема эволюции человеческого мышления.................................... 330

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. НЕАНДЕРТАЛЬСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ................................................................................................................................. 339

1. Проблема существования неандертальских погребений.................................................. 339

2. Неандертальские погребения и осознание единства человеческого коллектива.......... 340

3. Неандертальские погребения и страх перед мертвыми.................................................... 344

4. Этнографические данные о страхе перед мертвыми и формах его проявления............ 349

5. Возникновение неандертальских погребений................................................................... 357

6. Некоторые проблемы эволюции первобытной религии.................................................. 362

2. Памятники типа Драхенлох и зоофагическис праздники................................................ 371

3. Зоофасические праздники и тотемизм................................................................................ 379

4. Возникновение тотемистической обрядности................................................................... 383

5. Некоторые проблемы эволюции тотемизма...................................................................... 391


ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТАДА 396

1. Тотемистическое стадо поздних палеоантропов — замкнутый, изолированный человеческий коллектив................................................................................................................................... 396

2. Современное состояние проблемы инбридинга................................................................ 397

3. Проблема эволюции небольшой изолированной популяции.......................................... 404

4. Влияние изоляции и инбридинга на эволюцию палеоантропов и развитие производства 408

5. Кризис первобытного человеческого стада и пути выхода из него................................ 417

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКЗОГАМИИ, РОДА И HOMO SAPIENS.......................................................................................................................................................... 422

1. Возникновение и сущность оргиастических нападений.................................................. 422

2. Возникновение дуально-стадной организации................................................................. 432

3. Дуально-стадная организации — очаг трансформации неандертальцев в людей современного физического типа...................................................................................................................... 437

4. Возникновение Homo sapiens.............................................................................................. 443

5. Возникновение экзогамии и рода. Превращение дуально-стадной организации в дуально-родовую...................................................................................................................................... 447

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 454

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................. 461

1. Указатель литературы на русском языке............................................................................ 461

Сокращения............................................................................................................................... 461

2. Указатель литературы на иностранных языках................................................................. 496

ПРИЛОЖЕНИЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ......................................................................... 511

I. Примечания и дополнения к основному тексту................................................................. 511

II. Начало становления человеческого общества.................................................................. 527

1. Объединения обезьян............................................................................................................ 527

2. Стадо предлюдей................................................................................................................... 528

3. Естественный отбор как фактор биологической эволюции. Индивидуальный и групповой отбор..................................................................................................................................................... 531

4. Производственная деятельность и отбор............................................................................ 533

5. Начало обуздания пищевого инстинкта и становления коммуналистических социально-экономических отношений...................................................................................................... 535

6. Завершение становления коммуналистических социально-экономических отношений 545

 


*** История первобытного общества. 1983. 1986


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!