Их можно разделить на 3 группы:



1. Лишенные социальной мысли и сатирического содержания, их цель – грубоватый смех, доставляющий отдых и развлечения.

2. Фаблио с более развитыми сюжетами, в которых смех имеет уже определенную социальную направленность («Крестьянин-лекарь», «Кречет»).

3. Разоблачающая определенные пороки, свойственные разным сословиям («Завещание осла»).

В центре внимания фаблио – горожане, те их типические черты, которые были порождены зарождающимися товарно-денежными отношениями. Сюжеты фаблио близки сказкам, новеллам, назидательным рассказам других народов различных стран и эпох. Народное происхождение фаблио отчетливо проявляется в той правдивости и свободе, с какими разоблачаются притеснители и хищники всякого рода. В ряде других фаблио короли и епископы вынуждены бывают склониться перед народной силой и народной мудростью.

Городская новеллистика — литература здравого смысла, ей решительно чужды эфемерные куртуазные идеалы, культ служения даме. Напротив, женщины здесь обычно выступают в качестве отрицательных персонажей: они болтливы, любопытны, сварливы, лживы; они нарушители семейного мира. Широко был известен рассказ о том, как придумывали казнь отъявленному злодею. Предлагалось многое: живьем сжечь, содрать кожу — но приговор суда оказался страшнее: преступнику было назначено жить с дурной женой.

"Роман о Лисе": Книга состоит из множества отдельных новелл, через которые проходит одна коллизия — вражда и соперничество лиса Ренара и волка Изенгрина.

Король зверей лев Нобль устраивает приём по случаю праздника Вознесения. Приглашены все звери, лишь пройдоха Лис дерзнул не явиться на королевский пир. Волк Изенгрин подаёт льву жалобу на Лиса, своего давнего врага: мошенник изнасиловал жену волка Грызенту. Нобль устраивает судебное разбирательство. Он решает дать Лису шанс исправиться и вместо жестокого наказания приказывает Изенгрину заключить с Лисом мирный договор.

В этот момент звери видят похоронную процессию: петух и куры несут на носилках растерзанную Лисом курицу. Они падают в ноги Ноблю, умоляя его покарать злодея. Разгневанный лев приказывает медведю Бирюку найти Лиса и доставить во дворец, однако Лису удаётся его перехитрить и медведь возвращается ни с чем. Аналогичная ситуация происходит и с котом Тибером, также посланным за Лисом.

Разъярённый лев решает пойти войной на преступника. Звери отправляются в поход. Подойдя к крепости, где скрылся Лис, они натыкаются на каменные стены. Звери разбивают лагерь вокруг замка, штурмуют крепость, но все их усилия тщетны.

Ночью, после того, как все уснули, Лис вылезает и решает отомстить. Он привязывает хвосты и лапы спящих к стволам деревьев и ложится под бок к королеве. Проснувшись, испуганная львица поднимает крик. Звери, увидев Лиса, пытаются подняться, но не могут сдвинуться с места. Слизняк Медлив, решив всех освободить, сгоряча рубит им хвосты и лапы. Лис уже готов удрать, но в последний момент Медливу удаётся схватить прохвоста.

Нобль выносит приговор — казнить лгуна. Жена и сыновья Лиса, узнав об этом, взмолились помиловать его. Лев соглашается простить Лиса, но при условии, что тот оставит свои дерзкие проделки. Обрадованный Лис скрывается, как только с его шеи снимают верёвку, вскоре совершая ещё одно преступление – раздавив мышь. Нобль приказывает любому, кто встретит Лиса, убить его на месте.

Лис скитается, добывая себе пропитание хитростью. Тем временем Изенгрин, рыщущий в поисках съестного, подходит к дому Лиса. Учуяв запах жареной рыбы, он, забыв о смертной вражде с Лисом и все его преступления, просит накормить его. Но хитрец, обманув Волка, издевается над ним, заставляет просунуть голову в дверную щель и поливает кипятком; Отводит на озеро “наловить рыбы” и замуровывает беднягу в лёд.

Король зверей Нобль внезапно заболевает тяжёлой болезнью, никто не может ему помочь. Барсук Гринбер, который приходится кузеном Лису, убеждает его, что тот должен исцелить короля и тем самым добиться прощения. Собрав в чудесном саду целебные травы и обобрав спящего пилигрима, он предстаёт перед Ноблем. Лис говорит, что для исцеления больного потребуется шкура волка, рога оленя и шерсть кота. Король приказывает слугам исполнить его просьбу. Лис ликует: Изенгрин, олень и кот Тибер — его давние враги и обидчики — теперь опозорены навсегда. С помощью снадобий, приготовленных Лисом, король выздоравливает. Хитрец наконец завоёвывает любовь короля.

Лев отправляется на войну с язычниками, сделав Лиса своим наместником и поручив королевство и замок. Лис пользуется этим и решает завладеть королевством, объявив, что прежний король скончался.

Вскоре лев с победой возвращается домой. Он штурмует замок и берет предателя в плен, Лис притворяется мёртвым, его сбрасывают в канаву, где вороны пытаются полакомиться им, но видят, что тот ещё живой. Они доносят королю, Лев отправляет Барсука посмотреть на Лиса, тот, желая спасти товарища, возвращается с вестью о том, что Лис мёртв. Все звери ликуют, лишь один Лев опечален скоропостижной кончиной врага.

 

 12. Пути развития средневековой драмы

Значительный раздел городской литературы образует драма, получившая интенсивное развитие лишь начиная с XIII в. в условиях роста городов.

Ведя с древнейших времен борьбу с народно-обрядовыми играми светского и полуязыческого характера, церковь постепенно создала свой собственный культовый театр, использовав для этого те театральные игровые и декоративные моменты, которые имелись в католическом богослужении: сюда относятся музыка, пение, зачатки диалога, пышные одеяния. Первым зародышем культовой драмы явился обмен репликами между хором, изображавшим совокупность молящихся, и священником или между двумя полухориями. Начинают сочинять так называемые тропы, т. е. диалогизированные парафразы библейского текста, написанные на готовые мелодии католических гимнов. Вскоре затем к тексту тропов стали добавлять пантомимические действия. Такие сложные, развернутые тропы или богослужебные инсценировки носят название литургической драмы. Литургическая драма – церковный театр. Литургия - драма о земной жизни Христа. Однако уже к концу XI в., а особенно в XII в., литургическая драма заметно обмирщается, постепенно теряя связь с богослужебным обрядом. Латинский язык заменяется живым, национальным языком. В литургическое действо стали внедряться жизненные, бытовые элементы (торговцы, язычники, палачи). Низкие персоны говорят не возвышенно – это разрушает атмосферу, делает его более мирским. Появление чертей рассеивало религиозное настроение. Пьесы такого рода стало уже неудобно исполнять в церкви, около алтаря, непосредственно в связи с богослужением. Они отрываются от обряда и вытесняются на городскую площадь, где они исполняются на помосте с особыми приспособлениями.

С XII или XIII в. такие спектакли правильнее называть уже не «литургическими драмами», а мистериями. Мистерия – дальнейшее фантастическое развитие полулитургического жанра. Были пышными постановками, требовали много сил и материальных затрат, города конкурировали между собой в их пышности. Все население присутствовало кроме беременных, детей до 12 и больных стариков. В крупных городах проходили не чаще 1 раза в год, в мелких городах ещё реже. Растянуты, не оставалось ничего недосказанного. Время действия от начала до конца света, можно было проследить жизнь героя. В каждой мистерии был дьявол. Он изображался в смешном виде. Актерами были мужчины в основном, но после и женщины. Ангелов и чертей играли дети, актеры отождествлялись с изображенным им персонажем, т.е. не было грани между театральным миром и реальной жизнью. Не было занавеса. Эротический элемент присутствовал (шутки). Детально изображены сцены пыток и казней (по-настоящему происходили). В общем, религиозная тематика мистерий была лишь поводом для создания пышного и занимательного зрелища, которые больше развлекали зрителей, чем поучали их в морально-религиозном отношении.

В XIII в. возникает другой жанр религиозной драмы, получивший особенно богатое развитие во Франции — так называемые миракли (франц. miracle — «чудо»). Своими источниками миракли имели предания о чудесах богоматери или святых. Выросшие из них пьесы, которые почти с самого начала ставились на городской площади очень рано стали проникаться светскими и реалистическими элементами. Самый ранний из дошедших до нас мираклей — «Игра о св. Николае». Другой миракль ранней поры — «Миракль о Теофиле», восходящий к восточной легенде, — является 1 известной нам литературной обработкой сказания о продаже человеком своей души дьяволу. Теофиль из смирения отказался от избрания его епископом, но потом пожалел об этом, когда новый епископ, избранный вместо него, стал его притеснять. Пылая жаждой мести и стремлением к власти, Теофиль вступил в сделку с дьяволом, давшим ему за это могущество и богатство. Но когда наступил срок платежа, он испугался, раскаялся и обратился к заступничеству богоматери, которая спасла его от дьявола, вымолив ему у Христа прощение. С течением времени религиозный элемент из мираклей совершенно выветривается, и появление на сцене богоматери или святых имеет целью лишь вызвать счастливую развязку чувствительной драмы.

В XIV—XV вв., когда светская культура решительно заявляет о своем праве на существование в ряде стран, особенно во Франции и Германии, происходит быстрое развитие комического театра. Особенно культивировались два драматических жанра — фарсы и соти (sotie — «дурачество»). Фарсы очень близки к фаблио и «Роману о Лисе». Здесь мы также находим изображение будничных сторон жизни, также наблюдаем смешение буржуазных и народных элементов, выражающееся в том, что ловкость и хитрость в делах отчасти прославляются, отчасти становятся объектом сатиры в зависимости от того, в каких случаях они проявляются и против кого направлены. Точно так же, наконец, фарсы оперируют не индивидуальными характерами, а готовыми типами — масками. Таковы: плут-монах, шарлатан-врач, сварливая и неверная жена, хвастун-солдат и т.п. Фарсы полны забавными положениями и гротескными образами. В них разоблачаются разврат монахов, высмеиваются индульгенции, клеймятся феодальные войны, превращающиеся в грубый грабеж, обличается корыстолюбие богатых горожан, продажность судей и т.п. Проникнутые антифеодальными и антиаристократическими тенденциями, они, с одной стороны, поддерживают королевскую власть, с другой — выступают в защиту простого народа.

Соти — небольшие, частично импровизированные, остро комические пьески, в которых за невинным с виду шутовством нередко скрывалась едкая политическая сатира. В соти постоянно выводились представители высшего духовенства и аристократии. Особый тип комических бытовых сценок представляют немецкие масляничные фарсы, так называемые фастнахтшпили (от слова Fastnacht — «масленица»). Их происхождение связано с народной обрядовой игрой, с масленичными процессиями ряженых, ходившими из дома в дом с короткими рифмованными приветствиями или комическими инсценировками. В дом входила группа ряженых во главе со своим предводителем. Предводитель требовал тишины и в кратком стихотворном вступлении излагал содержание дальнейшего представления. Затем выступали отдельные маски со своими стихами, после чего предводитель произносил заключительные стихи и требовал для своих спутников стакан вина. Ряженых обычно сопровождали дудошники и шпильман, исполнявшие пляску.

Последним жанром средневекового театра, развившимся в XV в. во Франции и в Англии, являются моралитэ — пьесы морализующего характера. Они распадаются на «аллегорические моралитэ» и на «истории». В первых, как в «Романе о Розе», все действующие лица, кроме одного или двух главных персонажей, аллегорические фигуры нравственных свойств человека, его добродетелей и пороков. Большой известностью пользовалось моралитэ «О разумном и неразумном», где изображалась параллельно жизнь грешника и праведника, из которых первый попадал в ад, а второй в рай. Более богаты и актуальны по своему сюжетному и идейному содержанию «истории», которые культивировались только во Франции. В них затрагиваются разнообразные темы семейной и общественной жизни, например бессердечие и распущенность детей и т. д., нередко обличаются насилия, чинимые богачами и людьми знатными. В пьесе об «Императоре, который убил своего племянника» справедливый государь судит своего собственного племянника, обесчестившего одну девушку, и казнит его после того, как неправедные судьи побоялись его обвинить. Образ императора дан при этом в нарочито идеализированных тонах, чтобы ярче подчеркнуть контраст этого утопического монарха с действительными правителями.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!