Фольклор и мифология варваров



Билет 1. Общая характеристика средневековой культуры

Периодизация:

   •  Раннее Средневековье IV-VII(VII) вв.

   •  Высокое Средневековье IX-XII вв.

   •  Позднее Средневековье XIII-XIV вв.

Где провести границу между Римской империей и Средневековьем?

Несколько возможных дат:

   •  325 г. н. э. – Никейский собор

   •  395 г. – смерть императора Феодосия (разделение на Западную и Восточную Римскую империю)

   •  410 г. – захват Рима варварами

   •  476 г. – вождь варваров Одоакр становится владыкой Рима, смерть имп. Ромула Августула

К моменту распада Римской империи население тех ее западных провинций, которые теснее всего были связаны с метрополией — Италии, Галлии, Испании, — в основном было романизовано, т. е. усвоило латинский язык, римские учреждения и цивилизацию. Латинский язык постепенно вытеснил здесь, за немногими исключениями, местные языки и получил всеобщее распространение, но не в классической, литературной, а в народной форме, так называемой «вульгарной латыни». Из этой народной латыни, имевшей различную местную окраску, впоследствии развились романские языки Западной Европы (французский, итальянский, испанский, португальский и др.).

В эпоху «великого переселения народов» (IV—VI вв.) всеобщее разложение рабовладельческого общества открывает границы Римской империи для экспансии варварских народов, в том числе и германцев, которые захватывают одну за другой большинство ее западных провинций и саму метрополию.

В захваченных ими римских провинциях германцы основывали варварские государства; однако довольно скоро под влиянием более высокой культуры завоеванных народов они утратили свой язык, подверглись в свою очередь романизации и растворились в численно преобладавшем романском населении.

Сам термин «Средние века» появился в XV в. в Италии и означал некоторый «провал» в истории после Рима. В XVIII в. Вольтер в своем «Опыте о нравах и духе народа» высказывал свое отрицательное отношение к Средневековью.

Радикальный поворот случился в XIX в. у писателей-романтиков. Романтизм противопоставлял себя классицизму и ориентировался на местный колорит.

   •  создание нового образа Средних веков

   •  жанр – исторический роман (В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»)

3 основных фактора, повлиявших на зарождение и развитие литературы Средневековья:

   •  христианство

   •  фольклор и мифология варваров

   •  античное наследие

Христианство

   •  сменило религию Древнего мира

   •  являлось политической и экономической силой
В течение V—Х вв., являющихся временем особенной разрухи и анархии, а также и в продолжение следующего пятисотлетия феодального партикуляризма католическая церковь была огромной международной политической и общественной силой. Обладая строгой иерархией и твердо установленным учением, она располагала могущественными средствами пропаганды и все время расширяла свое влияние.

   •  различия между письменным и устным словом
Важным средством укрепления католической церковью своего авторитета было то, что в эту эпоху чрезвычайной языковой и диалектной пестроты, сильно мешавшей культурным связям не только между разными странами, но и между областями одного и того же государства, духовенство обладало единым международным языком, официальным и обиходным, — латынью, которую оно объявило «священным» языком, т. е. языком религиозных текстов, церковной письменности и богослужения.

   •  особое христианское отношение к жизни

   •  теория двух реальностей (восходит к платоновской теории)
Земная реальность – только отражение небесной, земные ценности призрачны, настоящие – в мире потустороннем, поэтому человек должен обратить свои помыслы к другому миру. Конец III в. – монастыри (бегство в пустыни, аскетизм).

   •  христианские жития
Жития предполагали однозначный ответ на вопрос о смысле жизни (вакантные места в раю вместо падшего ангела и его приспешников)

   •  основа материальной культуры - Библия

   •  очень широкое понятие о том, что такое литература
(историография, жития – тоже литература)

   •  образование – монастырские школы
7 свободных искусств: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадривий (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). Однако назначение этих наук было очень специальное. Геометрия включала в себя элементарные знания о фигурах и чертежах, в частности необходимые для «возведения храмов»; арифметика и астрономия в первую очередь обучали способам исчисления дней церковных праздников; музыка сводилась к умению петь или сочинять церковные гимны. Но еще существеннее этого практического ограничения преподаваемых сведений была та общая тенденция, которая вкладывалась в преподавание. Выше всего этого ставились «богооткровенные истины», авторитет «священного писания» и «отцов церкви». Свободное исследование, разум, опыт отрицались как опасный соблазн, путь к заблуждению. Философия объявлялась «служанкой богословия», и если церковное учение оказывалось в противоречии с фактами, то факты без колебания отвергались как иллюзия, как выражение «низшей реальности», которой противопоставлялся мир «высшей реальности», иррациональный мир чудес и благодати. Считалось, что следует именно верить в то, что разум «не вмещает».

Университеты в Европе появляются в XII в.

Фольклор и мифология варваров

Европейская литература начиналась как бы «с нуля». О фольклоре и мифологии варваров мы имеем весьма приблизительное представление по рассказам античных и затем средневековых латинских историков, на основании анализа древнейших литературных памятников Западной Европы, содержащих следы этой первичной поэзии, а также путем изучения поэтического творчества других народов, переживающих соответствующую ступень развития.

Для появления литературы необходим некоторый уровень синкретизма (Веселовский) – необособленных впечатлений о мире.

Вместе с началом разложения патриархально-родового строя и появлением социальной дифференциации в первобытном обществе, приводящей к выделению личности из родового коллектива, происходит и разложение синкретизма. Песня постепенно отделяется от обряда, и начинается дифференциация поэтических жанров. Вместе с тем запевала хора, игравший роль лишь вожака коллективного действа, превращается в профессионального певца и поэта, зарождается понятие личного творчества, хотя и подчиненного коллективно-поэтическим нормам, возникает взгляд на поэзию как на искусство.

 

Из синкретического действа последовательно выделяются: сначала — лирико-эпическая песня, с содержанием, заимствованным из мифа или легендарного исторического предания, затем — собственно лирическая песня, хоровая или сольная, и позже всего — драма народно-обрядового или культового характера. Однако пережитки первобытного синкретизма еще долго наблюдаются в народной поэзии. До наших дней сохраняется в ней связь с музыкой. Лирико-эпические песни некоторое время еще сопровождаются пантомимой или пляской. Еще устойчивее черты синкретизма в лирике, столь тесно связанной с пляской, музыкой, хоровым началом. Наконец, в драме синкретизм, можно сказать, до сих пор живет полной жизнью, хотя и в существенно изменившихся формах.

 

Влияние античности

   •  материальный план – постройки

   •  тексты античных авторов – Вергилий (особо!), Аристотель (избирательно)
Древнеримские авторы соответствующим образом цензуровались и обрабатывались с целью парализовать их возможное «вредное» влияние. Предпочитали пользоваться выборками, пересказами, комментариями, а не цельными оригинальными текстами.

Несмотря на такое ограниченное понимание античности в средние века, к ней все же беспрерывно обращались за всякого рода знаниями. Богословская мысль использовала схемы философии Аристотеля и Платона, долгое время известной лишь фрагментарно, иногда в искажающих пересказах.

Прямое влияние античности на средневековую литературу было также довольно значительно. Можно найти отклики знакомства с Овидием в ранней рыцарской лирике. В преддверии рыцарского романа и повести стоят обработки сказаний об Александре Македонском и «Энеиды» Вергилия. Отголоски античности можно найти и в большинстве других литературных жанров.

Основные приемы средневековой литературы

   •  аллегоризм (ценность предмета/события – в отсылке к другому предмету в другом мире, все символы относятся к потустороннему миру)

Ходовые книги – лапидарии (о камнях), бестиарии(о зверях), гербарии(о растениях)

 

 

Билет 2. Каролингское возрождение.

 

Предпосылкой культурного воссоединения Европы было политическое воссоединение Европы франкскими королями. Укрепление и расширение франкской державы в VIII в. было ответом западноевропейской романо-германской цивилизации на двойной натиск — арабов с юга, из-за Пиренеев, славян и аваров с востока, из-за Эльбы и Дуная. Карл Великий (768-814 гг.) предпринял наступление по всем границам, присоединил к франкскому королевству Италию и Баварию, покорил Саксонию, разбил аваров, отодвинул испанскую границу до Эбро, увеличив территорию франкской державы почти вдвое и объединив в ней, по существу, всю христианскую Европу, кроме лишь Англии и Астурии. Это воссоединение западного христианства было торжественно санкционировано папским престолом, когда на рождество 800 г., накануне нового века, папа Лев III в Риме возложил на Карла Великого императорскую корону. Карл воевал всю жизнь, но мирные дела всегда были ему по сердцу, и его указы-капитулярии обнаруживают в нем деятельного и рачительного хозяина своего государства.

Карл Великий предпринял попытку возродить латинскую поэзию в конце VIII в..

Цели:

   •  укрепить идею императорской власти, возрожденной им на новых началах,

   •  обосновать ее законность, связав с традициями Римской империи и римской культуры.

Карл собрал при своем дворе большое число ученых и писателей из различных областей империи, а также специально приглашенных им из чужих стран – т.н. «Академию Карла Великого».

Виднейшие участники: англосакс Алкуин, лангобард Павел Диакон, франк Ангильберт и др.

Чем занимались?

   •  обучение самого Карла, его детей и придворных

   •  составление руководств по наукам «тривия» и «квадривия»

   •  написание научных трудов

   •  поэтическое творчество на латинском языке на основе подражания древним поэтам и с соблюдением античной метрики (сам Карл тоже принимал участие)

Целью этой палатинской (как ее называют исследователи), т. е. придворной, школы было выражение современных чувств и тем в античной форме.

Каждый член академии принимал античный или библейский псевдоним (это было полузабытой традицией галльских и британских ученых обществ — вспомним «Вергилия Марона», грамматика из Тулузы). Карл звался «Давид», его двоюродный брат Адельхард, аббат Корбийстий — «Августин», его дочери и придворные дамы — «Луция», «Евлалия», «Математика», Алкуин был «Флакк», Муадвин — «Назон», Ангильберт — «Гомер», Эйнхард — «Веселиил», среди придворных имелись «Неемия», «Сульпиций», «Тирсис» и «Тимофей».

Алкуин свою поэму о князьях и епископах йоркских пишет по образцу Вергилия. Поэма Ангильберта, изображающая жизнь и деяния Карла, полна античных отзвуков и мифологических мотивов. Столица Карла Ахен именуется здесь «вторым Римом». Подробно описываются семья Карла, императорская охота, роскошный пир, вещий сон императора, которому предстает римский папа, взывающий к нему о помощи, и т. п. Другие стихотворения палатинских поэтов представляют собой приветствия по поводу побед императора, описания красоты придворных дам и их нарядов, поэтические послания на разные темы и т. п.

В целом эта поэзия, при всех ее культурно-просветительных устремлениях, имеет узко аристократический характер, и на общий литературный процесс эпохи она не оказала значительного влияния.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!