Эпическое творчество раннего средневековья (кельтский эпос)



 

Кельты – одна из ветвей племени галлов, потом они основали Ирландию. Из всех народов после крушения Римской империи островные кельты (ирландцы, шотландцы, уэльсцы) в 1-м тыс. н.э. находились на наиболее архаической ступени культуры. Наиболее законченная форма культуры родового строя была у Ирландии. В период с 3 – 8 в. н.э., когда формировался Ирландский героич.эпос, в Ирландии господствовали обычаи, характерные для родового строя: общинное земледелие, натур.хоз-во, власть старейшин, кровная месть, культ племенных богов, природных сил и духов, обряды и заклинания. Хотя в V в. кельты подверглись христианизации, но она не пустила глубоких корней. Кельты оставались верны языческим традициям, верили в племенных богов, в природные силы и духов, во всякого рода магические заклинания и табу.

Это не менее воинственные, чем германцы, племена. Но при этом у них развитая литературная традиция. Кельтский эпос представлен так называемыми сагами.

Сага – всякое прозаическое повествовательное произведение, устное или письменное, реалистическое или фантастическое, историческое или неисторическое.

Своеобразие: архаический эпос древних ирландцев складывается в прозе(различие между вымыслом и рассказом о себе)

Государство и государственность развиваются медленно, задержались черты родового строя древнейших времен: матриархат, народное собрание, кровная месть, культ племенных богов и кровное родство. Семьи-кланы-племена. Все время воевали, кочевали. Скотоводство накладывает свой отпечаток на эпос. Почти все саги повествуют об угоне скотины (Похищение коров, быка…). Главный эпос: «Угон быка из Куалнге».

 

Три группы лиц – исполнителей литературы:

 

   • Друиды (жрецы) – создатели мифических и героических преданий.

   • Барды – разрабатывали лирическую поэзию, связанную с музыкой

   • Филиды – прорицатели, законоведы, знатоки генеалогий главнейших родов, певцы и рассказчики. Рассказывали эпические предания и повести. С самого начала эти повести (скелы) имели прозаическую форму, вследствие чего их часто называют сагами. Но очень рано филиды стали вставлять в них стихотворные отрывки, передавая стихами исключительно речи действующих лиц в тех местах, где рассказ достигает значительного драматического напряжения.

4 основных цикла Ирландских саг:

1. мифологический (история заселения Ирландии).

2. уладский – самый древний и обширный цикл (Цикл Кухулина).

3. цикл Финна (Оссиана)

4. смешанный – путешествия героев на тот свет.

 

Присутствуют архаические элементы (вера в духов, чудесные превращения)

 

Уладский цикл (цикл Кухулина).

 

Связующая фигура – король Конхобар. Он превращается в эпического короля. Это эталон, который не развивается и не изменяется. Это этический, нравственный, героический образец. Его племянник – Кухулин, один из любимейших героев, так как он боролся за независимость родины. Если и не было создано сплошной, связной повести о жизни Кухулина, то эпизодические саги о нем настолько согласованы между собою, что можно составить по ним его легендарную биографию. За повестью о чудесном рождении Кухулина (он сын бога Луга, его мать – сестра Конхобара Дехтире) следуют сказания о его детстве. Еще ребенком он превосходил всех своих сверстников силой и ловкостью. Когда ему исполнилось шесть лет, с ним случилось происшествие, объясняющее его прозвище. Конхобар и все его воины отправились на пир, устроенный кузнецом Куланом. Мальчик, оставленный дома, выбрался на свободу и захотел присоединиться к пирующим. Во дворе Кулана на него напал сторожевой пес хозяина, отличавшийся такой силой и свирепостью, что целый отряд воинов не мог бы справиться с ним. Но мальчик метнул в его пасть камень из пращи, пронзивший пса насквозь, и тот пал на месте. Все подивились этому подвигу. Однако Кулан, понесший ущерб, потребовал, чтобы мальчик отслужил ему некоторый срок сторожем за пса, что и было исполнено: отсюда имя - Ку-Кулан, "пес Кулана". Семи лет он впервые получил оружие и сразу стал побеждать сильнейших бойцов Ирландии. Когда Кухулин сделался юношей, женщины и девушки Ирландии стали влюбляться в него за его красоту и подвиги. По настоянию уладов он решил жениться ("Сватовство к Эмер"). В перипетиях опасного сватовства ему пришлось побывать в Шотландии, где он обучился всем тонкостям военного искусства. Мимолетно он слюбился там с богатыршей Айфе, которая родила ему сына, Конлайха. Когда Конлайх вырос, он отправился в Ирландию разыскивать своего отца. Они встретились, сразились, не признав друг друга, и сын Кухулина пал от руки своего отца. В возрасте семнадцати лет Кухулин совершил свой величайший подвиг, обороняя один свою родину против целого вражьего войска (“Похищение быка из Куалнге”).

Двумя важнейшими эпизодами жизни Кухулина являются далее любовь его к сиде (фее) Фанд, связанная с его победоносной экспедицией в "страну блаженных" ("Болезнь Кухулина"), и борьба Кухулина за первенство, послужившая предметом обширной саги "Пир у Брикрена".

 

 

Образ Кухулина:

 

-С одной стороны, в его образе есть черты первобытного демонизма – 7 зрачков, по 7 пальцев на руках и ногах, с другой стороны, черты народного заступника: благородство, смелость, готовность отдать жизнь за своих близких

- есть свои гейсы – правила (быть верным данному слову, не отказываться от просьбы женщины, запрет есть мясо собак и простую пищу, приготовленную на обочине дороги, запрет нарушать законы гостеприимства и отказываться от пищи с любого очага и т.д.).

-образ имеет историческую основу, это идеал доблести и совершенства. Защитник слабых и угнетённых. Он гибнет как герой, став жертвой своего великодушия. Вместе с ним его верная подруга Эмер, воплощение кельтского женского идеала.

 

Для кельтского эпоса, тесно связанного с фольклорной традицией, характерны элементы фантастики, богатство и красочность сюжетов и какая-то особая непосредственность, наивность восприятия мира.

 

Цикл Финна (Оссиана), сложившийся на юге Ирландии, имеет своим главным героем Финна, вождя фенниев. Это истории о Финне Мак Кумале и его соратниках, входивших в «Фиану Эйринн» (фении) — небольшую полунезависимую дружину воинов, которая жила в лесах и занималась торговлей, разбоем и охотой, но могла быть призвана королем в случае войны.

Эти истории были рассказаны сыном Финна, бардом Оссианом, хотя сказания окончательно оформились только к XII в.

 

Эти саги так же рассказывают о героях, но если в сагах уладского цикла герои преимущественно одиночки, то этот цикл саг посвящён товариществу воинов и их удовольствию от пребывания в «избранном обществе прекрасных молодых воинов». Центральная сага в этой группе историй — «Преследование Диармайда и Грайне», посвящённая любви и трагической гибели влюблённых.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!