Общая характеристика эпохи Возрождения. Раннее итальянское возрождение, поэзия “поэзия сладостного нового стиля”.



Возрождение – эпоха перехода от средних веков до нового времени. Появление эпохи возрождения связано с переходом от феодализма к капитализму, т.е. с социально-экономическими изменениями. Зародилось в Италии в 14 веке, длилось 3 столетия: 14 в. – треченто, 15 в. – кватроченто, 16 в. – чинквеченто.

Компоненты (источники возрождения):

   •  Опора на античность

   •  Обмирщение духовной сферы

   •  Развитие индивидуального начала

Для культуры возрождения главное разнообразие, именно поэтому античные авторы пользовались авторитетом.

Культурные деятели этой эпохи стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития человеческой личности, стремились к открытиям и изобретениям во всех областях жизни.

Человек в эпоху возрождения хочет сохраниться навеки, раньше человек хотел попасть лишь в рай, теперь он приближен к создателю, он становится мерилом всего сущего.

Новая концепция: человек сам выбирает своё место, Бог дает только свободу, неограниченные возможности, ставит в центр Вселенной, человек сам творит свой образ. Возникает медицина, наука отделяется от сфер художественной деятельности.

В воспитании стали уделять большое внимание физическим упражнениям в форме игры.

Все представления о культуре и гуманизме касались только ограниченного круга лиц, образованных, избранных, мыслящих в других категориях. Слово возрождение обозначает перерождение мироздания. Литература меняется на уровне жанра. Ренессансная драматургия сложилась в эпоху Возрождения: мемуарная проза, новелла.

Возрождение в Италии:

В Италии римская культура пала раньше всего. Милан и Неаполь были главными городами.

Из Флоренции происходят знаменитые деятели: Данте, Петрарка, Боккаччо. Данте (1265-1321) был также политическим деятелем, в его сочинениях много политических аллюзий.

«Новый сладостный стиль» - это поэтическая школа, возникшая в Италии в 13 веке. Наименование дал Данте. Он начинал как приверженник этой школы. Развивая традиции трубадуров, стильновисты создавали канцоны и сонеты, воспевавшие возвышенную любовь к Даме, образ которой приобретал в их лирике черты, сближавшие ее с Девой Марией. Очень философская лирика. Представители: Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери, Чино да Пистойя и др.

«Новый сладостный стиль» характеризуется своеобразным разрешением центральной проблемы средневековой лирики — взаимоотношения «земной» и «небесной» любви. В то время как религиозная поэзия прославляет в терминах земной страсти мадонну, призывая к отречению от плотского греха, в то время как куртуазная поэзия, восхваляя рыцарское служение даме, воспевает радость физического обладания, поэзия «нового сладостного стиля» находит разрешение конфликта обоих мировоззрений в сложной символике образов. Образ земной владычицы не устраняется, но превращается в символ — в доступное чувственному восприятию воплощение и откровение божества.

Гвидо Гвиницелли – 1ый поэт, который отходит от средневековых канонов. В образе Дамы он вносит человеческие чувства, делая её земной.

Гвидо Кавальканти: Дама становится ещё более земной, у трубадуров любовь толкает человека на выражение себя, у Кавальканти же любовь – сильная страсть ввергает человека в пучину хаоса, приносит отчаянье.

Чино да Пистойя – очень музыкальный поэт.

Важнейшими формами являются:
канцона — строфическое произведение с одинаковыми по своей структуре строфами;

сонет — твердая в своей структуре форма, состоит из 14 строк, обычно образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трёхстишия-терцета (на две или три рифмы).

 

 

14) Творчество Данте до «Божественной комедии»

Краткий экскурс в политическую ситуацию Италии того времени:
Италия была самой передовой страной европейского средневековья. Ее благоприятное географическое положение в центре Средиземноморского бассейна обеспечило ей раннее развитие посреднической торговли между Западной Европой и восточными странами. Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-денежного хозяйства. В Италии XIII—XIV вв развитие происходило в тесном феодальном окружении и совершалось крайне неравномерно в различных частях страны. Все итальянские города-коммуны жили самостоятельной жизнью и враждовали друг с другом. Экономическая и политическая раздробленность страны являлась препятствием плодотворному развитию капитализма. Необходимость объединения страны, превращения ее в централизованное государство остро ощущалась всеми враждовавшими между собой в итальянских городах политическими партиями. Этого объединения добивалась в равной мере и дворянская партия гибеллинов, боровшаяся за объединение страны под иноземной властью германского императора, и торгово-ремесленная партия гвельфов — сторонница национальной власти, видевшая при существовавшем положении вещей желанного объединителя в лице папы. Особенно остро и напряженно протекала политическая борьба в торгово-промышленной Флоренции — главном культурном центре Италии XIII —XIV вв., явившемся родиной ее величайшего поэта Данте. В основном флорентийская коммуна была гвельфской, но и гибеллины имели здесь в XIII в. много сторонников, и они несколько раз захватывали власть, изгоняя гвельфских вождей из города . Победа гвельфов над гибеллинами была окончательной, и гибеллины во Флоренции больше к власти не возвращались.

Несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма продолжала оказывать значительное влияние на происходившую во Флоренции в конце XIII и в начале XIV в. политическую борьбу. Эта борьба развертывалась теперь уже внутри гвельфской партии, разбившейся после разгрома гибеллинов на две фракции — Белых и Черных. Между Белыми и Черными гвельфами происходила не менее жестокая борьба, чем раньше между гвельфами и гибеллинами. Черные были за союз с папской курией, способствовавшей росту флорентийской торговли и банкового дела. Белые же, опасаясь как слишком быстрого роста банкирских домов и торговых компаний, так и развития народных движений, ориентировались не на папскую, а на императорскую власть.

Все изложенные обстоятельства общественной жизни Флоренции теснейшим образом связаны с жизнью и деятельностью Данте, который был не только поэтом, но и активным политическим деятелем Флоренции. Поэтическое творчество Данте развивалось в тесном взаимодействии с его политической деятельностью.

БИОГРАФИЯ:
       Данте родился во Флоренции в 1265 г
. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Данте получил образование в объеме средневековой школы, которое сам признавал скудным, и стремился восполнить его изучением французского и провансальского языков. Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал также античных поэтов и в первую очередь Вергилия, которого он избрал, по его собственному выражению, своим вождем, господином и учителем». Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический кризис — любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько Портинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне де Барди и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в маленькой книжке «Новая жизнь», которая принесла ему литературную славу. После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и астрономии.

Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов. После раскола гвельфской партии он примыкает к Белым и энергично борется против ориентации на папскую курию. После того как Черные были побеждены Белыми, в их борьбу вмешался папа Бонифаций VIII, призвавший на помощь французского принца Карла Валуа, который вступил в город в ноябре 1301 г. и учинил расправу над сторонниками партии Белых, обвинив их во всевозможных преступлениях. В январе 1302 г. удар пал и на великого поэта.

Данте был приговорен к большому штрафу по вымышленному обвинению во взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего все его имущество было конфисковано. Все остальные годы своей жизни Данте провел в изгнании, скитаясь из города в город.

Жизнь в изгнании значительно изменила политические убеждения Данте. Первое время Данте надеялся на то, что Белым удастся силой отбить Флоренцию у Черных, для чего он вступил в союз с изгнанными гибеллинами. Все более и более поэт склоняется к убеждению, что только императорская власть может умиротворить и объединить Италию, дав решительный отпор папской власти. Надежду на осуществление этой программы он возлагал на императора Генриха VII. Однако Генрих VII умер в 1313 г., не успев занять Флоренцию.

Теперь последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция дважды вычеркнула его имя из списка амнистированных, ибо видела в нем непримиримого врага. Сделанное же ему в 1316 г. предложение вернуться во Флоренцию под условием унизительного публичного покаяния Данте решительно отверг. Последние годы жизни поэт провел в Равенне у князя Гвидо да Полента. Здесь он работал над завершением своей великой поэмы, написанной за годы изгнания. Он надеялся, что поэтическая слава доставит ему почетное возвращение на родину, но не дожил до этого. Данте скончался 14 сентября 1321 г. в Равенне. Впоследствии Флоренция неоднократно делала попытки вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей отказом.

Творчество:

   Данте начал свою литературную деятельность как лирический поэт, выступивший продолжателем провансальских трубадуров и их итальянских подражателей.

В то время в Болонье, обладавшей знаменитым университетом, который был центром развития философских и юридических знаний, создается ученая, философская лирика. Любовь получает возвышенный, спиритуальный характер. Новая школа лирики получает наименование школы «сладостного нового стиля» (dolce stil nuovo). Ее основателем является болонский поэт Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli, 1240—1276), которого Данте считал своим учителем. листве».

Вслед за Гвиницелли выступает флорентиец Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti, 1259—1300), близкий друг Данте, у которого философский характер лирики «сладостного нового стиля» еще более усиливается. В любовной лирике Кавальканти совершенно исчезают реальные отношения. Воспевание любимой женщины становится символом преклонения перед возвышенными морально-философскими идеями.

Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких представителей «сладостного нового стиля».

 «Новая жизнь» была написана в конце 1291 или в начале 1292 г. Эта книжка состоит из 30 стихотворений, связанных между собой прозаическим рассказом. Самое раннее из них относится к 1283 г., за ним следуют расположенные в хронологическом порядке стихотворения 1283 — 1291 гг., повествующие о любви поэта к Беатриче, о его снах и мечтаниях, а также о скорби, вызванной ее ранней смертью. Данте включил в «Новую жизнь» далеко не все свои стихотворения этих лет, а только те из них, которые он считал наиболее тесно связанными с Беатриче и наиболее достойными ее памяти. В прозаическом рассказе, сопровождающем стихотворения, включенные в сборник, Данте избегает точных дат, никого не называет по имени и ограничивается намеками на события, вызвавшие к жизни то или другое из его стихотворений.

«Новая жизнь» начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче. Уже при этой первой встрече душа поэта «содрогнулась». Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча, которая произошла ровно через девять лет. На этот раз Беатриче приветливо поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым блаженством. Потрясенный поэт уединяется и видит сон, который он описал в своем первом сонете. Он показывает здесь бога любви, несущего в руках его возлюбленную и дающего ей отведать его сердце. Этот образ девушки, вкушающей сердце влюбленного в нее юноши, показался странным друзьям поэта, которые его высмеяли и объявили больным.

Нескромные, лукавые расспросы друзей побуждают Данте скрывать свою любовь к Беатриче и притворяться влюбленным в другую женщину, которую он называет, следуя провансальской традиции, «дамой-ширмой». Притворство поэта удается так хорошо, что Беатриче, убежденная в его неверности, перестает кланяться ему. Опечаленный поэт отправляется в уединение и проливает горькие слезы. Однажды, очутившись в большом женском обществе, он вынужден был объяснить дамам, почему он избегает общества любимой женщины. Поэт говорит им, что видит высшее блаженство «в тех словах, что славят мою госпожу». На эту тему он пишет знаменитую канцону, начинающуюся словами «О донны, вам, что смысл любви познали...». Преодолевая условности поэзии трубадуров и их итальянских подражателей, Данте создает здесь новую поэтическую манеру, необычайно искренне и задушевно выражая свои чувства. Он много раз на протяжении «Новой жизни» рассказывает об облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу добродетели, и любовь, которую она вызывает в людях, сама оказывается путем к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после ее смерти, которая является главным переломным событием в «Новдй жизни».

Рассказ о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о вызванном ею горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет и его возлюбленная. Он видит женщин с распущенными волосами, которые говорят ему о смерти Беатриче. Тускнеет солнце, дрожит земля, птицы стремглав падают на землю. Поэту представляется, что он видит Беатриче, покрытую белым саваном. Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается. Вдруг вбегает один из его друзей, восклицающий: «Что ты делаешь? Ты не знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так прекрасна!» В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину.

После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи, написанные после ее смерти, дышат исключительной глубиной и искренностью чувств.

После нескольких лет тоски поэт встречает какую-то «сострадательную даму», жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние, он решается отныне всецело отдаться воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое учение. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине. Так, конец «Новой жизни» содержит намек на «Божественную комедию», которая представляется ему начинанием, предпринятым для прославления Беатриче. Образ возлюбленной продолжает вдохновлять почта в течение всей его жизни, поддерживая в нем великую идею. Эта мысль Данте имеет большое культурное значение. Ее озвуки мы находим у многих выдающихся писателей нового времени.

«Новая жизнь» — первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывающая читателю самые сокровенные чувства автора. Данте дает здесь необычайно тонкий и проникновенный анализ переживаний любящего человека. Вместе с тем в повести немало элементов, унаследованных и от литературы средневековья. Таковы многочисленные видения и аллегории, мистическая символика числа 9, таинственно сопутствующего всем важным событиям в жизни поэта, и т. д. К концу книги спиритуалистические настроения Данте усиливаются, и его любовь к Беатриче принимает все более мистический характер. Так, в конце «Новой жизни» намечается переход к очень напоминающей ее по форме и содержанию второй книге Данте — к «Пиру».

После смерти Беатриче Данте ищет утешения в научных и философских занятиях, которые были для него, по его собственным словам, одновременно лекарством от скорби о Беатриче и подвигом в ее честь. Особенно большое значение для него имело чтение знаменитого трактата Боэция «Об утешении философией». В то же время он занялся расширением своих познаний в области античной литературы. Итогом всех этих занятий явился морально-философский трактат «Пир», написанный Данте в первые годы изгнания (1307—1308).По своему построению «Пир» напоминает «Новую жизнь», так как тоже написан смесью стихов и прозы. «Пир» состоит из 14 аллегорических канцон. К этим канцонам Данте решил написать прозаический комментарий, который остался, однако, незавершенным.По замыслу Данте «Пир» должен был явиться своего рода энциклопедией, в которой Данте коснулся всех вопросов, занимавших средневекового мыслителя. Он подвергает тщательному исследованию вопросы философии, богословия и морали. Основная точка зрения Данте — средневековая: он утверждает ограниченность человеческого разума и полагает, что только с помощью веры можно понять высшие принципы.

При всем том в «Пире» имеется ряд новых тенденций. Прежде всего Данте написал свою книгу на итальянском языке, тогда как в его время все ученые произведения писались только по-латыни. Мотивировал он это своим желанием обратиться к широким кругам читателей, не причастных к науке, но алчущих знания. Именно поэтому книга и названа «Пиром». Данте сравнивает ее с «ячменным хлебом, которым насытятся тысячи»; в стремлении популяризировать все отрасли средневекового знания, изложив их на родном языке, сказалась глубокая прогрессивность Данте.

Заложив основу итальянского литературного языка своими первыми двумя книгами, Данте предпринимает специальное исследование вопроса о языке, имеющее целью защитить права народного языка против латыни. Эта книга носит название «О народной речи» («De vulgari eloquentia», около 1305 г.). Она написана по-латыни и является первым трудом по романскому языкознанию, в котором затронуты также вопросы поэтики и стихосложения. Данте обсуждает здесь вопрос о различии романских языков, дает их классификацию и устанавливает их отношение к латыни. Защищая идею общеитальянского литературного языка, Данте защищал идею национального единства Италии, впервые пробудившуюся в передовой Флоренции.

Сходные идеологические установки можно обнаружить в трактате на латинском языке «О монархии» (1313), в котором Данте дает связное изложение своих политических взглядов, окрашенных в цвета гибеллинизма. Этот трактат написан в момент решительного столкновения императора Генриха VII с папой, который грозил Генриху отлучением от церкви, если он вторгнется в Неаполитанское королевство. Данте решительно выступает в защиту императорской власти.

Его трактат «О монархии» является наименее ценным из всего литературного наследства Данте.

 

 

Божественная комедия».

          Слово "комедия" употреблено самим Данте в средневековом смысле (В то время трагедией называлось любое произведение с хорошим началом и печальным концом, а комедией - с печальным началом и счастливым концом). Здесь все начинается плохо, а заканчивается песнями рая. Об этом (смысле названия) сам автор пишет своим друзьям. Что касается эпитета «божественная», он появился только в 16 веке с целью засвидетельствовать поэтическое совершенство произведения.

Делится "Божественная комедия" на три части: "Ад", "Чистилище" и "Рай". Стоит обратить внимание на уравновешенность комедии с точки зрения отсылок к числам 3,9 и 10. Каждая из трёх частей состоит из 33 песен + есть вступительная песня ( =100). Важные сцены комедии выделены на уровне этих чисел (видение Беатриче в 30 песне "Чистилища", ее слова приурочены к самой середине песни - очень почетное место).

Написана терцинами - трехстрочными стопами (единственное произведение в нашей программе, написанное таким размером). Классическим является перевод Лазинского.

Имеет средневековые и античные источники. Многое - не плод вымысла Данте, а традиция:

1. Загробный мир - любимая тема Средних веков. Был даже специальный жанр - видение, когда человеку кажется, что он засыпает, попадает в чудесный мир, а когда просыпается, то все записывает. Данте описывает ад согласно традиции, это не плод его личного вымысла.

2. Второй источник - "Энеида" Вергилия. Здесь есть описание путешествия Энея в Тартар, чтобы повидать своего отца. Кроме того, Вергилий в поэме Данте - это его проводник по аду и чистилищу. Такую роль традиционно играл ангел, а здесь – Вергилий (язычник).

У Данте ад спускается к центру земли большой воронкой, воронка разделяется на 9 кругов, которые суживаются по мере приближения к центру. Они распадаются на меньшие подразделения. Чем страшнее грех - тем душа ниже, а в самом центре - сам Люцифер. У чудовища три пасти, которыми раздробляет трёх главных грешников – Иуду, Брута и Кассия.

 Грешников в аду столько, что если сто мужей, каждый из которых будет иметь сто железных языков, станут перечислять их, то не смогут перечислить их до сегодняшнего дня, если будут говорить с самого сотворения мира.

Рай же при этом пустует. Ученые задумывались над тем, почему ад не перевешивает рай (ведь каждая душа имеет вес), почему система не рухнула. В частности учёный Лейбниц выделяет особую категорию - лимб, куда попадают души нерожденных детей, уравновешивающие эту систему.

Ад у Данте посредством узкой дороги соединяется с другим полушарием земли, которое представлялось необитаемым и покрытым водой. Из вод полушария поднимается гора, на которой находится чистилище. Представления о чистилище довольно поздние, появились не раньше 12 века.

В начале пути по кругам чистилища ангел начертал на челе Данте 7 латинских букв. Каждая символизирует один из смертных грехов. По мере того, как они поднимаются по горе, душа очищается от грехов.

7 грехов: 1. Тщеславие

2. Жадность

3. Похоть

4. Зависть

5. Чревоугодие

6. Гнев

7. Леность, уныние

 Эти грехи символизируют материальный, земной мир. Если вы совершаете эти грехи - то попадаете в ад. Но если вы их не совершили, то могли БЫ совершить - поэтому человек прежде чем попасть в рай должен очистить себя от сего земного в чистилище. Уже совершив свой земной путь (а чистилище это ещё земля), душа начинает подниматься по небесным сферам.

 Пушкин и Петрарка в своё время не осилили эту поэму!!! Это сложное чтение, особенно "Рай". Потому что "Ад" и "Чистилище" изображают ещё земные страдания, которые мы можем понять - кто-то мёрзнет, кого-то в котлах жарят, а эфемерные понятия в "Раю" трудны для понимания.

На вратах ада находится надпись «Оставь надежду всяк сюда входящий...»- заключительная фраза (всего 9 строк на латинском языке, хотя вся поэма на итальянском). Строки «Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН. ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ...» говорят о первой любви Данте к философии Платона и сравнении его с древними созданиями (небо, земля, светила и ангелы) - они будут существовать вечно, как и ад (даже конец света не влечёт их исчезновения).

В 1 круге ада (так называемый лимб) Данте видит писателей древности, античности, которые находятся в достаточно хорошем, привилегированном положении, мучений они не испытывают (Гомер, Гораций, Овидий).

Во 2 круге - те, кто были рабами своей страсти (Елена, Парис, Клеопатра). Самая запоминающаяся сцена - Франческа да Римини и ее возлюбленный Паоло. Они выделяются своим скорбным видом, Данте спрашивает их, что случилось и они рассказывают, что однажды читали рыцарский роман о Ланселоте. За книгой они забыли окружающий мир, стали себя ассоциировать с героями романа и когда Ланселот поцеловал возлюбленную, они тоже слились в поцелуе. Заканчивается история словами: «В тот день мы больше не читали». И девушка, и юноша были в итоге убиты мужем Франчески.

В 3 круге Данте является свидетелем казни, которой подвергаются чревоугодники.

 В 4 круге находятся скряги и расточители (носят тяжёлые ноши в разных направлениях).

В 5 кр - те, кто подвержен чрезмерному гневу.

После этого они оказываются перед вратами адского города Дита, охраняемого фуриями. Это ещё и граница между верхним адом и нижним. В верхнем аду в основе греха лежит неумеренность (чревоугодие, расточительность...), в нижнем году - более серьезные грешники (источник грехов - злая воля и испорченное сердце).

Начиная с 6 круга, у Данте уже нет сожалений о тех людях, которых он там встречает. Здесь находятся еретики, его политические соперники (вождь гибелинов). В аду изображает людей, ещё живущих в это время, то есть Данте показывает их будущую судьбу.

Спуск в 7 кр усеян обломками скал, которые образовались во время землетрясения при сошествии Христа в ад. Здесь находятся насильники над богом, ближним и самим собой.

8 кр состоит из нескольких рвов и там наказываются обманщики. Сюда помещён Папа Римский Николай III - он стоит в дыре головой вниз и сообщает, что под ним уже много пап, которые прокаливаются в бездну; туда же провалится и он, когда придёт новый папа (тот, который в настоящий момент на престоле). И он даже подумал, что Данте и есть тот самый действующий Папа римский - Бонифаций VIII.

В 9 кр наказывается самое тяжелое преступление, по мнению Данте, - измена. На страже стоят высокие великаны, один из них (Антей) переносит Вергилия и Данте на дно круга, где царит вечный холод и оцепенение (есть версия, что для итальянцев холод - уже ад). 4 части этого круга образуют ледяное море, куда погружены души изменников (архиепископ Лжиери). Замыкается картина изображением Люцифера, стоящего на ледяном море так, что одна его половина стоит на одной половине центра Земли, другая - на второй. И Люцифер все время машет крыльями и от этого идёт ещё больший холод. У него три лица. Он одновременно раздробляет трёх изменников( Иуду, Брута, Кассия).

Проведя 3 дня в аду, Данте и Вергилий выходят через пещеру, сначала поднявшись, а потом спустившись по телу Люцифера. У горы очищения видят звезды, планету Венеру - то, что дано им созерцать, никогда не видел ни один человек.

Проходят круги чистилища, с Данте сходят все буквы-грехи. Теперь он не нуждается в руководителе и может вознестись в небесный рай.

Но сначала попадает в земной рай, купается в водах Леты и это купание освобождает его от всего земного. Здесь он видит Беатриче, которая рассказывает ему о его заблуждениях. Во время беседы не замечает, как поднимается до самого эмпирея. (Образ любви как добродетели (а не чувства), она возвеличивает Данте. ) Эмпирей - место пребывания блаженных и Бога. Попадает к небесной розе и любуется божеством. Беатриче показывает Данте трон, приготовленный для Генриха VII и сама занимает место в кругу блаженных.

Первым комментатором «Божественной комедии» стал Джованни Боккаччо. Он даже создаёт книгу, посвящённую биографии Данте - «Жизнь Данте», читает лекции о нем.

 

Краткое содержание «Ада»


 «Земную жизнь пройдя до половины», Данте «очутился в сумрачном лесу» грехов и заблуждений. Над лесом возвышается спасительный холм добродетели, озаряемый солнцем истины. Восхождению поэта на холм спасения препятствуют три зверя: пантера, олицетворяющая сладострастие, лев, символизирующий гордость, и волчица — воплощенное корыстолюбие, алчность. Перед Данте является Вергилий (символ земного разума). Он объявляет, что будет сопровождать Данте по всем девяти кругам Ада и объясняет, что именно Беатриче (символ небесного разума) просила Вергилия провести поэта по преисподней и уберечь от опасности.
На вратах Ада Данте читает надпись «… оставь надежду всяк сюда входящий». Данте вступает в «таинственные сени». Вергилий объясняет, что здесь находятся «ничтожные», те жалкие души, «что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел. И с ними ангелов дурная стая», которые, когда восстал Люцифер, не примкнули ни к нему, ни к Богу. Вергилий ведет Данте к Ахерону — реке античной преисподней. Навстречу поэтам плывет в ладье «старик, поросший древней сединою». Это Харон, перевозчик душ античной преисподней. Данте входит в челн, у него случается обморок.

Очнувшись ото сна-обморока, Данте оказывается в 1 круге Ада. Здесь он видит некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан.. Вернувшегося в Лимб Вергилия приветствуют четыре величайших поэта древности: Гомер, Гораций, Овидий, Лукан. Затем перед ними возникает высокий замок, окруженный семью стенами. Взорам Данте предстают знаменитые греки-троянцы — Электра, Гектор, Эней. Отдельным кругом сидят мудрецы и поэты: Аристотель; Сократ; Платон; Демокрит.

Данте сходит вниз, во 2 круг Ада. У границы Данте встречает справедливый греческий царь Минос, «законодатель Крита», ставший после смерти одним из трех судей загробного мира. Среди сладострастников— царицы Клеопатра, Елена, Ахилл, Парис, Тристан. Данте обращается к паре неразлучных даже в Аду влюбленных — Франческе да Римини и Паоло. Франческа была выдана замуж за некрасивого и хромого человека, но вскоре полюбила его младшего брата - Паоло. Муж Франчески убил обоих. Франческа рассказывает, что поводом вступить в любовную связь для них оказалось совместное прочтение романа о Ланцелоте, рыцаре Круглого стола.
Данте в сопровождении Вергилия вступает в 3 круг, вход в который стережет трехглавый пес Цербер. Здесь томятся чревоугодники, «дождь струится, проклятый, вечный, грузный, ледяной». Вергилий наклоняется, загребает две горсти земли и бросает их в «прожорливые пасти» Цербера. Пока тот давится землей, поэты получают возможность пройти мимо него. Данте встречает Чакко, известного всей Флоренции обжору. Чакко предсказывает ближайшие судьбы Флоренции, раздираемой враждой между двумя знатными родами (Черными и Белыми гвельфами).
В 4 круге Данте поджидает греческий бог богатства Плутос, звероподобный демон, охраняющий доступ туда, где казнятся скупцы и расточители.
Пересекают 4 круг и добираются до Стигийского болота,5 круга, где Данте видит свирепую толпу нагих людей, Вергилий объясняет, что здесь несут вечную кару гневные.
Вергилий приводит Данте к подножью башни подземного города Дита. За оградой города – нижний ад. Перед Данте и Вергилием взвиваются «три Фурии, кровавы и бледны и гидрами зелеными обвиты». Они призывают Медузу, от взгляда которой Данте должен окаменеть. Однако Вергилий вовремя предупреждает, чтобы Данте закрыл глаза и отвернулся, и даже закрывает его лицо своими ладонями. Фурии жалеют, что в свое время не погубили Тесея, который проник в Аид, чтобы похитить Персефону: тогда у смертных окончательно пропало бы желание проникать в подземный мир. В 6 круге в скорбных гробницах томятся еретики. Неожиданно из одной могилы раздается голос главы флорентийских гибеллинов. Он спрашивает, чей потомок Данте. Поэт честно рассказывает свою историю. Он принимается оскорблять Данте. Затем перед Данте встает новый призрак, гвельф Кавальканти, отец ближайшего друга Данте.
Вход в 7 круг, где караются насильники, охраняет Минотавр, «позор критян». В круге носятся кентавры. Данте и Вергилий встречают справедливейшего из кентавров, Хирона, воспитателя многих героев (например, Ахилла). В кипящей кровавой реке томятся тираны, жаждавшие золота и крови, — Александр Македонский (полководец), Дионисий Сиракузский (тиран)…Бродя по второму поясу круга седьмого, где караются насильники над собой, Данте видит гнезда гарпий (мифических птиц с девичьими лицами). Они с Виргилием проходят через «пустыню огневую». Виргилий рассказывает, что когда Эней стал ломать миртовый куст, чтобы украсить ветвями свои алтари, из коры выступила кровь, и послышался жалобный голос погребенного там троянского царевича Полидора. Данте, по примеру Энея, протягивает руку к терновнику и ломает сучок. Ствол восклицает, что ему больно. Так Данте вступает в лес самоубийц. Te, кто добровольно лишили себя жизни, после смерти обратились в растения, которыми как раз и кормятся гарпии. Данте идет по третьему поясу седьмого круга, где в вечных муках томятся насильники над божеством. Перед ним «открылась степь, где нет ростка живого». Богохульники повержены навзничь, лежат вверх лицом, лихоимцы сидят, съежившись, содомиты снуют без устали.

Виргилий объясняет, что теперь им пришла пора спускаться в самое страшное место Ада. Из адской бездны появляется Герион, страж 8 круга, где караются обманщики. На границе с этим кругом, над самым обрывом сидят ростовщики. Данте вступает в круг восьмой (Злые Щели), который изборожден 10 концентрическими рвами. Здесь находятся обольстители, соблазнявшие женщин, например Ясон, льстецы, святокупцы (папа Николай III), закопанный ногами вверх, прорицатели (Тиресий), мздоимцы, лицемеры в свинцовых мантиях, воры, караемые змеями и сами превращающиеся в змей, лукавые советчики (Одиссей и Диомед), зачинщики раздора, поддельщики металлов.

Из сумрачного света вдалеке возникают башни. Подойдя ближе, Данте видит, что это — Колодец гигантов.
Среди гигантов томится и царь Немврод, который замыслил построить башню до небес, что привело к смещению прежде единого языка, и люди перестали понимать речь друг друга. Вергилий задабривает одного из великанов, Антея, хвалит его сверхъестественную силу, и тот переносит их с Данте в центр Ада.

Дном колодца, охраняемым гигантами, оказывается ледяное озеро Коцит, в котором караются предатели ( 9 круг). 4 пояса: предатели родных (Они по шею погружены в лед), предатели родины (Бокка), предатели друзей и сотрапезников , предатели своих благодетелей. Люцифер по грудь возвышается изо льда. Некогда прекраснейший из ангелов, он возглавил их мятеж против Бога и был свергнут с небес в недра земли, стал властелином преисподней. В трех пастях Люцифера казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужасней всех: богопредатель Иуда, а также Брут и Кассий, убившие Юлия Цезаря.
Вергилий объявляет, что их странствование по кругам Ада подошло к концу. Они делают поворот и устремляются к южному полушарию. Им открывается «краса небес».

 

16. Франческо Петрарка (1304-1374) был сыном флорентийского нотариуса (друга отца Данте), который был, как и Данте, изгнан из Флоренции после победы чёрных гвельфов над белыми. Поэтому Петрарка родился не во Флоренции, а уже в изгнании, в городе Ареццо, где поселились многие политические изгнанники.

По настоянию отца, Петрарка изучает право (сначала в Монпелье, Франция, затем - в Болонье, Италия, вместе со своим братом). При этом Петрарка никогда не любил юридическую науку, считал юристов людьми, не заслуживающим доверия.

Оставил воспоминания о самом себе («приятной наружности, у меня был смуглый цвет лица, живые глаза, быстрый взгляд»). Жизнь была очень пышной, полной увеселений, пиров, расцвет приходится на время нахождения в Авинь о не(Франция), куда Петрарка уехал после Болоньи. Вскоре умирает его мать, а затем отец. Став господином над самим собой, Петрарка бросает свои юридические занятия и принимается за изучение античных книг. Но в тоже время, после смерти родителей Петрарка был разорен, и чтобы упрочить материальное положение, он вступает в духовное звание.

Считается, что Петрарка никогда не расставался с пергаментным кодексом сочинений Вергилия (взял из дома отца). На полях, а также вклеенных им самим листах писал свои личные впечатления. Она становится его личным дневником. Важнейший из фактов его жизни запечатлен на обороте первой странице: « Лаура, именитая своими доблестями и долгое время прославленная в моих стихах, впервые предстала перед моим взором ... в 1327 году утром 6 апреля в церкви Святой Клары в Авиньоне. И в том же городе того же месяца того же дня 1348 года этот светоч был отнят у нашего света, когда я был в Вероне». Посвятил встрече с Лаурой много стихотворений (якобы в Страстную пятницу - на самом деле по календарю 6 апр-понедельник; церкви св Клары в настоящее время также нет в Авиньоне, может, это вымысел). Запись о встрече порождает много неясностей о дате и месте.

Лаура в сонетах никогда не появляется в закрытом пространстве, всегда где-то на природе - на лугах, полях в солнечный день. Рифмуется с «лавром», «дуновением ветерка».

Возможно, это не реально существующая дама, аллегория, как и у Данте и трубадуров. Боккаччо (современник Петрарки) был убеждён что Лауру нужно понимать аллегорически, как лавровый венок, которым был увенчан Петрарка. Некоторые ученые считают все же ее реальной личностью (у Л была семья и 11 детей).

«Канцоньере, или Книга песен» (около 300 стихов) - окончательная редакция сборника только в 1373. Описание Лауры - красавица, сравнивается со звездами, цветами, жемчужинами, у неё светлые волосы и чёрные глаза. Ничего индивидуального! Любовь Петрарки возникла сразу, длилась долго, но так и не вышла за пределы зрительных образов. В их истории любви было несколько мимолётных встреч и несколько мимолетных взглядов. Единственное событие –Петрарка поднял её перчатку.

После смерти Лауры написал 90 сонетов. Наконец-то Л признаётся ему в вечной любви (кокетство и холодность при жизни объясняет желанием любимому блага).

Книга отражает его душевные переживания. Главное, что можно понять - любовь неразлучна со страданием. Утверждает, что любит душу, а не тело.

Противоречивая личность: любит светскую жизнь и одиночество, соблазны и чистоту сердца.

Первый сонетист в Западной Европе, хотя сам жанр зародился ещё в 13 веке.

В «Книге песен», написанной на итальянском, не только сонеты, но и канцоны. Благодаря этой книге для него были открыты двери во все знатные дома Авиньона, его стали приглашать на обеды, вечера.

Любил путешествовать без цели, из любознательности (нетипично для средних веков!). Письма о путешествиях адресует влиятельным друзьям и знакомым. В одном из них вспоминает, как взобрался на гору Вентоза, чтобы полюбоваться видом (Как Македонский царь Филипп). Обращает внимание не на природу, а на людей и культуру. Отказывался от всех должностей, даже от предложения Папы Римского. Уже при его жизни с 1350г его дом выставлялся как музей.

«Нугелли» (называл этим словом стихи на итальянском - «пустячок»). Писал не на средневековом латинском, а на классической латыни!

 Занимается научными штудиями в селении Оклюз, где находится его библиотека (ни из одного путешествия не возвращался без книги). В основном это рукописи на латинском языке, которые Петрарка изучает как филолог, сравнивая их между собой (создатель классической филологии).

Преклонялся перед античным миром. Сам писал письма Вергилию, Цицерону, Гомеру - задавал вопросы, спрашивал совета. Письма - это жанр, уже существующий в литературе. Он рассчитан на широкие читательские круги. На склоне жизни Петрарка их систематизировал: «Книга писем о делах повседневных», «Письма без адресата» и «Старческие письма». Петрарка - первый писатель, которого целиком можно причислить к Возрождению: много рассказывает о себе самом - как поранил Цицерону ногу, как не смог дочитать «Божественную комедию». Образ одинокого отшельника - один в селе Оклюз, его окружают - перо, чернильница, книги.

Поэма «Африка». Состоит из 9 песен на латинском языке. Подражание «Энеиде». Задумана как патриотический национальный эпос - подвиг Сципиона Африканского - победа Рима над Карфагеном. В конце появляется римский поэт Энний, который предсказывает, что через несколько веков появится поэт, прославивший Сципиона и удостоенный лавровым венком (Петрарка намекает на себя). Написана всего за 3 года. За неё автору присудили лавровый венок.

Трактат «Моя тайна, или о презрении к миру»(1343). Петрарка называл книгу своей «тайной», так как писал ее не для других, а для себя, стремясь разобраться в противоречиях своего сердца. Написана в форме диалога Петрарки с Августином Блаженным (приходит к Петрарке в сопровождении Истины). Это как бы диалог его раздвоившейся души. Августин является выразителем христианско-аскетической точки зрения: он призывает подавлять мирские помыслы, любовь к Лауре, стремление к славе и думать лишь о неизбежной смерти. Петрарка спорит с ним страстно, объясняет, что любовь к Лауре - не мирской помысел, потому что она поднимает его ввысь. В конце концов Августин убеждает Петрарку, что его любовь все же земное чувство. Петрарка не отрицает этого, но и не принимает. Истина ничего при этом не говорит. Противоречивый трактат, ведь опыт самосознания никаких ответов не даёт.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 601; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!