МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ 6 страница
Подобно Гермесу или Меркурию, Геката ассоциируется с перекрестками — местами, где сходятся несколько дорог; в более общем смысле, эти божества олицетворяют так называемые «промежуточное пространство», что в свою очередь означает пограничные территории между сном и бодрствованием, надземным и подземным миром, между сознанием и подсознанием А «промежуточное пространство» всегда волшебно и заряжено духовной энергией — не зря шаманы почитают восход и закат как самые волшебные периоды дня, ведь они представляют собой пространства между ночью и днем. В этом контексте Геката предстает Мудрой старухой, которая повидала жизнь и понимает глубокое, скрытое значение событий, даже если это значение не очень-то приятно осознавать.
И так теперь мы знаем, что Луна символизирует три стадии жизни женщины, и в действительности, иногда царице ночи поклонялись как трехликой богине, сочетающей ипостаси девушки, матери и старухи. В женской жизни также выделяются три периода: предменструальный (девушка), менструальный (мать) и менопаузальный (старость). Циклы Луны также обозначают три жизненных периода в астрологических прогрессиях. Луна возвращается в исходное положение каждые 27 лет, так же как она возвращается на место каждые 27 дней по транзиту (поэтому 27 Лунных домов до сих пор используются в индийской практике астрологии). С момента рождения до 27-летнего возраста длится первый цикл, соответствующий периоду девичества. В этом возрасте, когда происходит первое Возвращение Луны, большинство женщин (да и мужчин) биологически и морально готовы стать родителями, а некоторые просто безумно хотят этого, и, если у них еще нет ребенка, с этого момента они начинают задумываться об этом.
|
|
Здесь позвольте сделать небольшое отступление: первый и наиболее распространенный вопрос, который задают западным женщинам люди неиндустриальной (лунной) культуры, звучит так: «Сколько у вас детей?». Заметьте, не: «Есть ли у вас дети?», а: «Сколько у вас детей?». Если в ответ они слышат: «У меня нет детей», на их лицах появляется выражение горестного сострадания к несчастной, которую боги наказали бесплодием. В более индустриально развитом (солнечном) обществе первым делом, как правило, звучит вопрос: «Чем вы занимаетесь?».
Вторая фаза — с 27 до 54 лет — представляет собой период материнства. Если в этот период кто-то растит ребенка или делает карьеру, либо заботится о спутнике жизни, этому обычно уделяется огромное внимание. В 54 года, во время второго лунного Возвращения, большинство родителей отпускают детей в самостоятельную жизнь, и у них появляется возможность уделить внимание своей внутренней жизни, духовному развитию, посвятив себя любимому делу или уединенной жизни. В это время «на сцене» могут появиться внуки, а отношения с внуками зачастую развиваются совершенно иначе, нежели с детьми. Став дедушками или бабушками, люди на самом деле становятся пресловутыми Мудрыми стариками, которые внимательно и нежно опекают молодежь, защищая их, как Артемида/Диана, от жизненных напастей.
|
|
Луна управляет Раком и усиливается в Тельце, поэтому они считаются ее любимыми знаками. Но при более широком взгляде на лунные архетипы можно увидеть лунные соответствия между шестью женскими знаками Зодиака и противоположными им знаками. Условные соединительные линии между этими земными и водными знаками образуют три совершенно равных треугольника, создавая изображение Звезды Давида, или звездный тетраэдр. Запомните следующее:
Противоположность Телец/Скорпион = Луна-Возлюбленная — Марс
Венера Противоположность Рак/Козерог = Луна-Мать Деметра/Персе фона Противоположность Дева/Рыбы = Луна-Спаситель/Рождение сына
Божьего — Мария/Иисус; Исида/Гор
Сопоставляя лунные знаки, которыми испещрены древние монументы и земные ландшафты, можно заметить особое внимание, которое уделялось числу 19. Именно такое количество лет требуется для завершения большого лунного цикла и повторения затмения. Затмения Солнца Луной и Луны тенью Земли всегда были предметом почитания и благоговейного страха. На протяжении всей земной истории Луна всегда была мерилом времени, соотносясь с особыми законами кармы, возмездия (поощрения или наказания), служения — чего бы то ни было. И здесь напоминают о себе греческие фигуры трех мойр, трех женских (а как же иначе?) образов властительниц времени. Как много вы знаете людей, способных рассказать, как и к чему их привели 19 лет их жизни? Что мойры готовили им все это время? И ведь как бы они ни пытались закончить свой труд заблаговременно, финал всегда обречен на неожиданность.
|
|
МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ
Вероятнее всего, тех, кто познакомился с Меркурием в процессе изучения астрологии, не удивит тот факт, что Гермес бог, от которого и происходит данный планетарный архетип- фигура противоречивая. В древнейшие времена символом Гермеса был
вертикально стоящий камень, укрепленный в земле, который назывался герма. Эти гермы обозначали границы чьей-либо собственности, а также часто стояли при входе в дом. Даже в этот, самый ранний период истории, Гермес уже обозначает границу межу разными состояниями сознания, определяет порог между домом и внешним миром, между внутренним и внешним вообще. Он — бог порогового, промежуточного пространства, бог перекрестков и неопределённостей. Нет ничего удивительного в том, что позже он стал ассоциироваться с искусством магии. Вертикальная форма и размер герм часто провоцировали сравнения с фаллосом, что для астрологов может прозвучать странно, ибо они привыкли рассматривать Меркурий как «асексуальную» или нейтральную планету, не знающую, что такое страсть. Однако такое мнение немного ограниченно — в конце концов, Гермеса называли царём Нимф, и он был любовником самой Афродиты. Но опять-таки мужчины, ищущие постоянного успеха у «нимф», напоминают пресловутого «странствующего торговца», который, как мы увидим, является одним из воплощений Меркурия- вся его чувственность умозрительна (ибо разум его царство), а не рождается в сердце. Хотя Афродиту (архетип Венеры) это не смущало — она сама была того же склада, и они прекрасно подходили друг другу. В более поздних мифах Меркурий изображался с крыльями на ступнях — вечно в движении, именно он доставлял на землю послания Зевса и других олимпийских богов. В качестве посланника он воспарял высоко в небеса к вершине Олимпа и общался там с бессмертными, затем опускался в подземелье Гадеса, где водил компанию с душами мертвых. На гермах он изображался как взрослый, бородатый мужчина, тогда как в обличье бога-посланника он был молод, горяч и весел и имел наиболее андрогинную внешность среди всех богов.
|
|
Основное же значение планеты Меркурий в астрологии заключается в том что она является планетой разума и интеллекта. Связь между Меркурием и разумом существует издавна, ибо до греческих названий планет существовали еще вавилонские. Так вот, в Вавилоне планета Меркурий была небесным соответствием бога Набу — бога письма, и если вспомнить, что именно искусство письма вывело Шумер и Вавилон на путь стремительного развития цивилизации, легко осознать важность влияния Меркурия.
Также становится понятно, почему именно Меркурий символизирует деятельность разума: мысль человеческая свободна двигаться как ввысь так и вниз; в конечном итоге, границ для ее движения не существует. Давайте сначала исследуем «низость» нашего бога-посланника: он был умен, этот Гермес, не по годам смышленый младший брат Аполлона, ловкач, который тем или иным образом пытался потрясти основы упорядоченного и безукоризненного мира брата. Плутовство Меркурия было таким изощренным, что можно только дивиться невозмутимости, с которой он проделывал свои штучки: вы, например, могли бы с удивлением обнаружить, что только что купили Бруклинский мост, или попасть в западню искусного мошенника, ловко дурачащего вас на ваших же глазах, — и все такое прочее, сильно напоминающее проделки Роберта Рэдфорда и Пола Ньюмана в фильме «Афера». Игроки-авантюристы и мошенники не уступают Меркурию в искусстве хладнокровного обмана, они — его порождение, так же как и странствующие торговцы всего мира Меркурий — бог, дарующий случайности и учащий нас, что и как нужно выбирать из многообразия окружающего мира. Его собственные случайные встречи обычно оказывались удачными: он нашел панцирь черепахи и обнаружил в нем источник постоянной пользы. Много ли людей могут найти источник постоянной пользы в черепашьем панцире? А юный Гермес перевернул его, продолбил, натянул несколько струн и создал музыкальный инструмент, названный лирой, — вот каковы были его изобретательность и предприимчивость. Такие случайности, когда они осознаны и оценены по достоинству, всегда воздаются сторицей.
Гермес выглядит таким сообразительным и ловким, что так и хочется спросить: какую же темную сторону имеют его качества? Ответ прост: такой склад ума имеют воры и мошенники; Меркурий это ум без совести, и он нуждается в том, чтобы другие планеты наделили его чувством ответственности — сам по себе, один, он производит впечатление незрелости.
Давайте вспомним о необычайной смышлености Меркурия; как правило, он всегда изображается юным, как и все олимпийцы «второго поколения». Он сын Зевса. Существует иерархическая, если не генеалогическая структура олимпийского мышления: Зевс и его родственники изображаются возмужалыми, величественными и неприступными, тогда как дети Зевса, половина из которых также получила высокий статус 12 олимпийцев, представлены гораздо более молодыми людьми. Хотя боги и богини бессмертны и вследствие этого не стареют, как люди, они, однако, имеют определенный архетипический облик, который может подразумевать и определенный возраст. Было бы трудно представить Меркурия/ Гермеса Мудрым старцем — хотя мы увидим, что в своей непредсказуемой и противоречивой манере он иногда носит и такую маску. Но вообще Меркурий — квинтэссенция молодости, и в астрологической традиции средневековья и Ренессанса Меркурий часто символизирует молодых людей или даже детей.
В некотором смысле мудрость Меркурия — это «мудрость молодости» — ослепительная мудрость молодого студента-интеллектуала, который живет на стипендию и пожертвования, или юного клерка, занимающего самую маленькую должность в огромной корпорации но, благодаря мастерству, ловкости и деловитости, стремительно взлетающего вверх по карьерной лестнице в "ряды высшего руководства. Или это мудрость мальчика-подмастерья, который быстро осваивает ремесло и вскоре становится первоклассным мастером.
Но есть еще и «старый» Меркурий, и этот образ бородатого мудреца глубоко взаимосвязан с архетипом Мудрого старца (Мудрая старуха — архетип, связанный более с Луной, нежели с Меркурием). Когда интеллект достигает таких высот, что вот-вот устремится в бесконечность, это уже не просто знание, это магия, и Меркурий - это бог магии. В эллинистическом Египте «богом» магии был Гермес Трисмегист, и «герметические» науки — алхимия (и даже астрология) — названы в его честь.
Магическую сторону Меркурия символизирует кадуцей, подаренный ему Аполлоном. Этот волшебный жезл с двумя сплетенными змеями сегодня используется в качестве символа медицины и украшает практически каждое учреждение здравоохранения. Сплетенные змеи также вызывают ассоциации со спиралью ДНК, играющей основополагающую роль в человеческой жизни. Некоторые из вас, возможно, видели этих змей в качестве символического обозначения «силы змеи», называемой в Индии кундалини . » Кундалини - это источник волшебной энергии, заключенный вчеловеческом теле; при занятиях йогой (либо магией) эта энергия перемещается вдоль позвоночника (жезл) по двум переплетенным каналам (две змеи), пока не достигает «третьего глаза» и не пробуждает внутреннее зрение (крылья на верхушке жезла).
В эпоху Возрождения мудрец-волшебник Гермес обычно изображался в виде старика с длинной седой бородой, волшебника Мерлина. Но есть еще и другие мифологические соответствия, например, среда — день планеты Меркурий (тегегеё по-французски, гтегсо!е8 по-испански), а английское слово шеёпездау буквально означает «День Вудена», от имени древнескандинавского бога Одина. Этот бог тоже был мудрым старцем с длинной седой бородой и могущественным волшебником. Он был странником, как и Меркурий, - - в скандинавских сагах часто повествуется о том, как он вдруг появляется из ниоткуда в своей длинной серой мантии, творит свое волшебство и затем исчезает так же таинственно, как и появился. В славянской культуре существуют подобные легенды о св. Николае, который вовсе не напоминает добродушного Сайта-Клауса, а скорее похож на древнего языческого бога Одина.
Что еще необходимо отметить, говоря о путешественнике Одине, это то, что он мог перемещаться вверх и вниз по огромному дереву, стоящему в центре мира: когда он шел наверх, он попадал в царство богов, а когда спускался вниз, оказывался в царстве мертвых; как и греческий Гермес, он служил связующим звеном между двумя мирами. Он есть энергия циркулирующая между двумя реальностями, и он же — бесконечная промежуточная реальность.
В некоторых культурах Меркурия назвали бы оборотнем, так как он имеет доступ к двум мирам одновременно, не принадлежа ни одному из них. Как пишет Джеймс Хиллман: «Для герметического сознания не существует проблемы противостояния верхнего и нижнего миров, Гермес обитает на пограничной территории, там воздвигнуты его гермы, и он делает возможным непринужденное общение своих и чужих»1.
Образ путешествия вверх и вниз по Древу Жизни универсален но, по законам племени, совершать это путешествие может только один человек — шаман. Путешественник по мирам и бог магии Гермес, таким образом, является в планетарной иерархии шаманом.
Давайте рассмотрим это шаманское путешествие с психологической точки зрения: как Гермес вводит души в царство мертвых, так он может ввести и наше сознание в состояние, которое шаманы называют гипнотическим или мистическим трансом, но для большинства из нас означающее погружение в глубокий сон. Гомер называет Гермеса сныприносящим, у него есть волшебная палочка, которой он усыпляет и пробуждает людей, — так описана стадия быстрого сна, стадия сновидений. В состоянии сна мы посещаем подземный мир, оставаясь в живых.
Когда сон заканчивается, Гермес препровождает нас обратно в царство Аполлона, в царство дневного света. Для некоторых это означает мгновенную смерть сновидения — легкого и текучего, как ртуть (алхимический символ Меркурия), сон навсегда растворяется в ночной тьме. Он очень узкий, этот тоннель, по которому приходят и уходят сны, и если мы будем недостаточно бдительны, покидая царство снов, все связи с ним будут полностью и немедленно порваны. Мы утратим свой сон навсегда, подобно Орфею (еще один шаман-путешественник), который потерял свою Эвридику в самую последнюю секунду путешествия из подземного мира.
В описанном путешествии Меркурий играет роль проводи! или посланника, доставляющего сообщения от нашей спящей личности для личности бодрствующей; это опять-таки вызывает в памяти двойственный знак Близнецов. Возможно, двойственное человеческой натуры коренится в разделении сознания на сон бодрствование, и чем крепче связь между двумя этими ипостасям личности, тем проще решать ежедневные проблемы, не говоря уж о более серьезных вещах. Поэтому, если вы пересекаетесь с Меркурием как с посланником ваших снов или на перекрестка жизни, будьте бдительны и примите к сведению то, что он сообщит вам.
Мифологический образ Меркурия — проворного, с крылатыми ступнями, способного по желанию стать невидимым; его взаимообмены со старшим братом Аполлоном, его двойственная натура, все это определяет роль Меркурия в астрономии. Меркурий — самая быстрая из всех планет, он оборачивается вокруг Солнца всего лишь за 88 дней, двигаясь в два или три раза быстрее, чем Венера и Земля. Держась так близко к Солнцу, он часто взаимодействует с ним. Как и Гермес из мифов, небесный Меркурий проскальзывает мимо, как вор в ночи, и большую часть года невидим невооруженным глазом. А когда его все-таки видно (перед самым закатом или рассветом), то настолько слабо, что нужно точно знать, где он находится.
Между Солнцем и Меркурием существует взаимозависимость. Известно, что три раза в год Меркурий ретрограден — это явление означает, что наблюдаемая с Земли планета движется в обратном направлении. На самом деле, обратный ход Меркурия как бы имитирует движение однажды украденного Гермесом стада Аполлона — чтобы запутать следы, он заставил скот двигаться задом наперед. В периоды, когда планета движется «задом наперед» очень сильны её плутовские качества, и именно в это время, управляемые Меркурием сферы транспортировок
Как бы то ни было, когда Меркурий с заметной скоростью движется вперед, минуя созвездия, считается что по дороге он собирает и накапливает знания. Он наделён властью над алфавитами, словами, цифрами и числами, языками, науками и даже звездным небом. Манилий пишет: «Ты, бог Киленны первооснова этой великой и священной науки; благодаря тебе люди столько узнал о небе — о созвездиях, именах знаков, их влиянии и значении...»2.
В астрологии Меркурий управляет знаками Близнецов и Девы. Близнецы считаются «дневным» знаком, Тогда как Девы- «ночным». Одной из самых важных идей древней астрологии, возрожденной в наше время, является идея планетарного секта: из 7 традиционных планет 3 относятся к дневному секту и 3 к ночному. Меркурий, согласно своему мифологическому образу, может быть и тем и другим, в зависимости от отношений с Аполлоном (Солнцем): когда Меркурий появляется как утренняя звезда (восходит до Солнца), в гороскопе он считается дневным я когда как вечерняя звезда (заходит вслед за Солнцем), имеет ночной статус.
ГЛАВА 8
ВЕНЕРА — БОГИНЯ ЛЮБВИ.
АСТРОЛОГИЯ И МИФ
Венера всегда была богиней любви.
Вызывает ли у кого-нибудь сомнения то, что ночью правят женские силы природы? Или что два самых ярких светила на небе — это Луна и Венера? Яркость Луны очевидна, однако многие ли из нас просыпались до рассвета или смотрели в вечернее небо после заката, чтобы увидеть звезду столь яркую и сияющую, что одним своим присутствием она внушает благоговейный трепет? Это Венера — в те периоды года, когда она видна на небе. Она появляется и как утренняя, и как вечерняя звезда, и в обоих случаях одинаково прекрасна. Нет такой астрологической традиции — западной ли, ведической, майя или китайской, — в которой не придавалось бы огромное значение планете Венера.
В западной астрологии богиня планеты Венера имеет длинную родословную, что уходит корнями в древний Шумер, где она была известна как Инанна. Вавилоняне и их преемники называли ее Иштар, и это было первым именем соответствующей планеты. Несмотря на то что астрологи со времен средневековья связывали Венеру с брачным союзом, изначально ее значение было иным. Иштар была богиней «свободной любви» под которой вавилоняне подразумевали то же самое, что и мы сегодня. Для древних любовь в браке и любовь-страсть были определенно разными вещами. Когда в Древней Греции девушки выходили замуж, они возлагали свою косметику и красивую одежду на алтарь Афродиты, символизируя тем самым прощание с ее царством и вхождение в царство Геры, богини супружеской любви1. В наиболее традиционных культурах мира эротическая и супружеская любовь считались не только разными, но и несовместимыми вещами, и всего несколько столетий назад весь западный мир придерживался
за частую находятся под угрозой мошенничества, —нельзя быть уверенным ни в чем и ни в ком; сомнения возникают даже в том, что возобновление движения планеты вперед — не плод нашего воображения! В эти периоды многие могут чувствовать, что как будто дают задний ход или возвращаются к уже пройденному и завершенному.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!