МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ        10 страница



Стоит ли говорить, сколько хлопот доставила астрологам эта неразбериха? На самом деле многие из них считают, что сама аст­рология находится под покровительством Урана и что они, астро­логи, имеют большей частью уранический темперамент. В старые времена астрологией «управлял» Меркурий, но можно сказать, что Уран — просто более развитая, более могущественная разновид­ность Меркурия.

Как бы то ни было, возможно, более важным, чем соотнесение этих внешних планет со знаками, которыми они призваны управ­лять, является их влияние на основные события и характерные нравы той эпохи, в которую они были открыты. В конце концов, не каждый день обнаруживают новую планету, а до Урана такого вообще не случалось. Только в конце XVIII в. Уран впервые стал виден с помощью весьма уранического изобретения — телескопа, без которого расположение Урана определить было бы невозмож­но (еще более ураническими являются астрономические компью­теры, которые способны обнаружить не только новые планеты, но и новые солнечные системы и галактики!).

Конец XVIII в. остался в истории как эпоха просвещения, эра разума и время, когда голос свободы был слышен во всем мире. Кстати, «Критика чистого разума» Иммануила Канта была опуб­ликована в том же году, когда открыли Уран. Американская рево­люция переживала кульминационный период, и всего через 10 лет началась Французская революция, чей лозунг «Свобода, равен­ство, братство!» был торжествующим гласом народа и как нельзя более соответствовал ураническому темпераменту. Европейский феодализм уступил дорогу надвигающейся Промышленной рево­люции, когда тысячи людей покинули свои деревни и поля и уст­ремились в города, где их поглотили гигантские фабрики. За сто­летие, последовавшее за открытием Урана, было изобретено столь­ко новых механизмов и внедрено столько технологий, что мир определенно приобрел новый облик и новое звучание. В действительности, эта эпоха подарила миру столько новых идей, мыслите­лей, изобретений и настолько кардинально изменила обществен­ный уклад, что ее считают одним из наиболее важных, перелом­ных периодов прошедшего тысячелетия.

Все эти свойства планетарного архетипа Урана никоим образом не проявляют себя в мифе об Уране. Например, астрологи обычно ассоциируют планету Уран — и ее знак Водолей — со страстной любовью к свободе и гуманизмом, столь характерными, для того времени, когда эта планета была открыта; очень трудно, однако, обнаружить эти качества в старом своенравном небесном боге из «Теогонии». Творческое начало, характеризующее как планету, так и соответствующий ей знак, имеет мало общего с процессом сотворения мира небесным богом, так как оно суть находчивость, неожиданность, оригинальность. Так откуда что взялось?

Философ Ричард Тарнас предположил, что планета Уран на са­мом деле «несет в себе один из наиболее значительных архетипов западной цивилизации — архетип Прометея. Как нам уже извест­но, архетипы блуждают по закоулкам коллективного бессозна­тельного до тех пор, пока какая-то серьезная необходимость не заставит их выйти на свет божий. Мы приводили примеры этого явления, когда говорили об астероидах. То же самое может быть сказано и в применении к Урану. Он «носит в себе» архетип Про­метея так же, как Хирон «носит» Эскулапа, а Нептун — Диониса. Этим важным архетипам требовалось вновь заявить о себе в мире, и естественно, им требовалось адекватное их отображение на небе. В постоянной погоне за научными достижениями, со своей склон­ностью к саморефлексии и неуемными амбициями вся западная цивилизация как будто «танцует под дудку» древнего Прометея.

Прометей был одним из титанов, представителей древней расы богов, на смену которым пришли олимпийцы. Несмотря на то, что большинство титанов были изгнаны под землю за непослушание Зевсу и его «команде», Прометей какое-то время ладил с новой властью. Он стал создателем человечества; вылепил людей из гли­ны и вдохнул в них жизнь (Уран управляет Водолеем, «человеко­любивым» и «воздушным» знаком — дыхание). Прометей всегда питал слабость к странным существам, которых он создал. В то время смертным приходилось дрожать от холода в темноте, не имея возможности даже осветить свои дома и приготовить пищу —

огонь был только у богов. И тогда Прометей совершил немысли­мое: он украл у богов священный огонь, взобравшись на Олимп. Он дождался, пока к нему приблизится солнечная колесница и поймал одну искру ее божественного огня в стебель тростника (Солнце управляет Львом, который находится в оппозиции с Во­долеем, поэтому, как видно, Уран и Солнце не всегда ладят друг с другом).

Прометей подарил человечеству огонь, но боги разгневались. Все боги, особенно Зевс, пришли в ярость от такой дерзости Про­метея. К тому времени Зевс уже стал верховным правителем богов и людей, и было совершенно немыслимым для титана — бога, за­нимающего самое низкое положение в иерархической системе олимпийцев, — осмелиться действовать по своему усмотрению без одобрения Зевса. Более того, Прометей украл огонь Зевса. Боги приковали Прометея к вершине скалы, и каждый день к нему при­летал орел и клевал его печень. Прометей был бессмертен, еже­дневно его печень восстанавливалась, но ему было одиноко и му­чительно больно (в итоге он все-таки был освобожден — см. главу о Хироне).

Эта история убеждает нас в том, что ребенок, который крадет огонь у своего отца, берет ситуацию под свой контроль — прино­сит это пользу или вред, — скорее всего, сам в результате постра­дает. Оба архетипа планеты Уран были наказаны за свои деяния; Уран лишился своих гениталий и, соответственно, дальнейшей способности к деторождению, Прометей же был наказан одино­ чеством и ежедневными муками, когда орел терзал его печень. В жизни людей уранического типа могут возникнуть ситуации, ког­да они будут чувствовать вину, угрызения совнсти и болезненную оторванность от семьи и любимых людей из-за того, что они попрали традиции и авторитет старших, действуя по собственному усмотрению.

По сути своей, похищение огня Прометеем не очень-то отличается от кражи Меркурием стада Аполлона, Но Меркурий сумел перехитрить богов и обаять их, в итоге избежав наказания. Проме­тею не так повезло — его дерзкий поступок дорого ему стоил, но при этом он стал архетипом жертвы во имя добра в самом широ­ком смысле. Прометей предпочел взять на себя риск, связанный с его поступком, чтобы в итоге принести пользу человечеству. Многих ученых, изобретателей, исследователей и первооткрывателей (в частности, лидеров философского направления нью-эйдж) мож­но отождествить с некими внешними силами, которые ведут их к главной цели выбранного ими пути. Не будем забывать, что архетип Прометея подразумевает про­роческий дар. Греческий драматург Эсхил, в своей трагедии «Про­метей Прикованный», постоянно акцентирует внимание на способностях Прометея к ясновидению и предсказаниям; Прометей может видеть и настоящее будущее. Эсхил представляет его как самостоятельную силу и борца за благополучие человечества. Но не в этом ли сущность Урана как архетипической энергии? Люди уранического типа обладают зачастую дерзкой, самодавлеющей уверенностью, которая обусловлена высокоразвитой интуицией и свободолюбием, не позволяющим никаким богам и иерархическим условностям вмешиваться в их планы по осуществлению того, что они считают  «правильным». Спросите у любого настоящего уранианца, существуют ли силы, способные помешать ему жить так, как он хочет?

Конечно, часто происходит так, что «чистый» архетип не обладает полной властью, в астрологическом аспекте существуют ограничения в виде квадратов, и квадраты Урана с Юпитером и Сатурном в результате наделяют человека способностью идти на определенные компромиссы. Напряженные же аспекты Урана с этими двумя планетами - Юпитером и Сатурном - часто на­иболее тяжело проявляются в жизни человека, так как и Зевс (Юпитер), и Крон (Сатурн) в свое время подвергли наказаниям наших друзей Прометея и Урана. В одном случае человек может отвергнуть царство Юпитера (богатую и устроенную жизнь) ради того, чтобы жить по собственному усмотрению; в случае с Са­турном человек пренебрегает общественными, религиозными нормами и ответственностью, связанной с семейными отношени­ями. Но внутреннее пламя никогда не гаснет — люди ураничес­кого типа всегда озабочены тем, как все «должно быть» в этом мире. Мы, астрологи, любим говорить им, что, похоже, они роди­лись лет на 50 раньше своего времени и что мир однажды пой­мет, как они были правы в своих глубоких личных убеждениях (подобный комментарий всегда встречает бурное и радостное одобрение).

В уранианца легко влюбиться, и это происходит очень часто (особенно с женщинами). Да и кто бы не пал жертвой его харизма­тического обаяния, его заразительной мечтательности и возбуж­денности, которые так свойственны ему? Однако будьте осторож­ны: уранианцы не славятся способностью привязываться к кому-то и превращаться в примерных семьянинов. Небесный бог, Уран являет собой воплощение прародителя, который извергал своё семя на лоно  плодовитой Геи и стал, таким образом, основателем многих последующих поколений жителей земли; но, кроме тог Уран воплощает архетип отсутствующего отца, так как его присутствие рядом с матерью его детей и собственно детьми ограничивалось лишь моментами зачатия. Уранианцы хороши как мечтатели, создатели новых миров, но не совсем годятся для длительных отношений, связанных с опре­деленными обязательствами, - и, однако, уранианцы часто же­нятся и заводят детей. Секрет удачных отношений заключается в предоставлении им свободы, когда им это необходимо, что разру­шает привычные стереотипы семейной жизни, однако на деле ока­зывает весьма позитивный эффект и приносит пользу всем членам семьи. Никогда не пытайтесь предугадать, как поведет себя уранианец — вы не можете знать, что он собирается сделать, потому как он и сам этого не знает. Как бы вы ни были уверены в том, что хорошо знаете человека, в итоге вас все равно ждет сюрприз.

То же самое касается друзей уранианцев и членов их семей; на фоне остальных они могут показаться чудаками. На самом деле, очевидная непохожесть на других выделяет их из толпы еще в до­вольно раннем возрасте, слишком раннем для навешивания ярлы­ков вроде «аутсайдер» и «чужак». Как бы то ни было, уранианцы обладают врожденной внутренней силой и мужеством. Как только они наконец осознают себя в некотором роде «паршивыми овца­ми» и обнаруживают, что они отличаются от других благодаря своей мечтательной натуре и своей (кстати, очень достойной) при­вычке не поддаваться стадному чувству, то тут-то и начинается их по-настоящему вдохновенный труд и настоящие жизненные при­ключения.

Планета Уран, как и Прометей, являет собой божественного бунтаря. Уран всегда марширует в ином ритме. Он постоянно за­ново открывает самого себя и мир вокруг него. Эксцентричный, одаренный и совершенно неуправляемый Уран — само воплоще­ние творческого духа. Уран совершил переворот в упорядоченном мире астрологии так же дерзко, как Прометей своим поступком потряс основы упорядоченного мира богов.

 

ГЛАВА 21

НЕПТУН — ЭКСТАЗ И ГРЕЗЫ

АСТРОЛОГИЯ И МИФ

В мифологии Нептун, или Посейдон, — это бог водной стихии, и в особенности океана. Сказочные мистические тайны и фантас­тические образы этой планеты позволяют нам заглянуть в «воды» самого нашего бытия — обширного коллективного бессознатель­ного, которое так часто сравнивают с океаном. После открытия Нептуна в 1846 г. ему было предназначено управлять Рыбами.

Так как Рыбы — это водный знак, который считается правите­лем огромного океана — океана, который окружает и питает зем­лю, как и океан нашего подсознания, — планета Нептун ему вполне соответствует. Но что на самом деле символизирует Неп­тун? Как мы увидим, мифологическим архетипом планеты Неп­тун является Дионис, но прежде всего — бог Посейдон (в Риме — Нептун), которому Манилий в своей «Астрономике» также при­писывает управление знаком Рыб1. Еще одним прототипом нептунианского архетипа является вавилонский бог Эа или Энки,

бог водных пространств, часто изображавшийся покрытым ры­бьей чешуей.

Греческий Посейдон стал править морем благодаря счастливо­му жребию. Когда боги, под предводительством Зевса, одержали победу над титанами, три брата стали тянуть жребий, чтобы рас­пределить власть в мире. Зевсу досталось небесное царство, Аиду — царство мертвых, а Посейдон стал царем морей. Необхо­димо помнить, что Греция окружена морем с трех сторон и боль­шей частью состоит из небольших островов; суша и море присут­ствуют в равной степени на всей территории страны, и Платон (в своем «Критии») утверждал, что верховным правителем затонув­шей Атлантиды был Посейдон2. Эта легенда увеличивает возраст греческой цивилизации на несколько тысячелетий, так что ассоциа­ция Посейдона/Нептуна с царством океана была глубоко запечат­лена в подсознании наших предков. Многие нептунианские нату­ры чувствуют на протяжении всей своей жизни потребность жить возле воды или на воде.

Хотя Посейдон и обитает под водой, в его честь воздвигались храмы на берегу моря, в местах, где приставали корабли, и в этих храмах люди делали подношения Посейдону, чтобы обеспечить безопасность плавания по непредсказуемым морским пучинам. Моряки, которые не оказывали должного почтения этому богу, за­частую оказывались в беде — их корабли садились на мель, попа­дали в штиль, или разбивались о прибрежные скалы во время шторма или в тумане (древние считали это карой Посейдона). Одиссей (Улисс) являет собой, пожалуй, самый знаменитый при­мер мореплавателя в такой ситуации.

Изначально Посейдон был богом лошадей, а также землетрясений: естественно, что ни лошади, ни землетрясения не предполагали в нем спокойствия и мечтательности, а также неспособности решать глобальные мировые проблемы и, однако, эти качества

обычно приписываются Посейдону (Нептуну). Человек, испытывающий сильное влияние планеты Нептун, как правило мечтатель и выдумщик; он может быть танцором, музыкантом мистиком или просто безнадежным пьяницей; эти люди имеют весьма отдаленное отношение к архетипу - Нептуна. Как и в случае с Ура­ном и остальными внешними планетами, необходимо выяснить, что же стоит за именами, которые астрономы дали каждой из них, чтобы выявить саму суть планеты и определить ее настоящий ар­хетип; Лиз Грин, например, утверждает, что истинный архетип Нептуна — это Дионис3.

Многим из нас Дионис известен прежде всего как бог виноград- ной лозы; также известно, что в Риме его называли Бахус (Вакх).

"Поскольку алкоголизм действительно часто ассоциируется с планетой Нептун, следует отметить, что для древних греков Дионис был в первую очередь богом экстаза. Блуждая по миру словно какой-нибудь дикий неандерталец, в компании духов природы, жи­вотных и распущенных женщин, он, танцуя и веселясь, входит в особое мистическое состояние сознания. Слово экстаз буквально греческой цивилизации на несколько тысячелетий, так что ассоциа­ция Посейдона/Нептуна с царством океана была глубоко запечат­лена в подсознании наших предков. Многие нептунианские нату­ры чувствуют на протяжении всей своей жизни потребность жить возле воды или на воде.

Хотя Посейдон и обитает под водой, в его честь воздвигались храмы на берегу моря, в местах, где приставали корабли, и в этих храмах люди делали подношения Посейдону, чтобы обеспечить безопасность плавания по непредсказуемым морским пучинам. Моряки, которые не оказывали должного почтения этому богу, за­частую оказывались в беде — их корабли садились на мель, попа­дали в штиль, или разбивались о прибрежные скалы во время шторма или в тумане (древние считали это карой Посейдона). Одиссей (Улисс) являет собой, пожалуй, самый знаменитый при­мер мореплавателя в такой ситуации.

Изначально Посейдон был богом лошадей, а также землетрясений: естественно, что ни лошади, ни землетрясения не предполагали в нем спокойствия и мечтательности, а также неспособности решать глобальные мировые проблемы и, однако, эти качества обычно приписываются Посейдону (Нептуну). Человек, испытывающий сильное влияние планеты Нептун, как правило мечтатель и выдумщик; он может быть танцором, музыкантом мистиком или просто безнадежным пьяницей; эти люди имеют весьма отдаленное отношение к архетипу - Нептуна. Как и в случае с Ура­ном и остальными внешними планетами, необходимо выяснить, что же стоит за именами, которые астрономы дали каждой из них, чтобы выявить саму суть планеты и определить ее настоящий ар­хетип; Лиз Грин, например, утверждает, что истинный архетип Нептуна — это Дионис.

Многим из нас Дионис известен прежде всего как бог виноград- ной лозы; также известно, что в Риме его называли Бахус (Вакх).

"Поскольку алкоголизм действительно часто ассоциируется с планетой Нептун, следует отметить, что для древних греков Дионис был в первую очередь богом экстаза. Блуждая по миру словно какой-нибудь дикий неандерталец, в компании духов природы, жи­вотных и распущенных женщин, он, танцуя и веселясь, входит в особое мистическое состояние сознания. Слово экстаз буквально означает «быть вне себя»; планета Нептун препровождает нас в сказочное царство, лежащее за пределами обыденной жизни, вво­дит нас в экстатическое состояние, которое действительно может быть достигнуто посредством наркотиков и алкоголя, однако вой­ти в него можно и более позитивным способом —при помощи мистики и поэзии.

В мифах бог Дионис назван «богом женщин». Будучи сыном одной из возлюбленных Зевса, он был спрятан от мстительной ревности Геры в пещере, полной нимф; таким образом, он был воспитан целым племенем женщин. Повзрослев, он начал скитать­ся по миру, вовлекая людей в свой разнузданный экстатический «танец», где бы ни появлялся. Женщины были особенно подвер­жены его влиянию и в его присутствии легко впадали в мистический экстаз; они оставляли свои дома и семьи ради бурного многодневного веселья в компании Диониса. В Древней Греции дейст­вительно существовал культ этого бога, и есть некоторые свидетельства того, что женщины на самом деле временно остав­ляли свои домашние обязанности, чтобы принять участие в массо­вых оргиях — празднествах в честь Диониса. Для патриархального греческого общества в этом явлении была сокрыта серьезная опас­ность — было просто недопустимо, чтобы женщины открыто про­являли свою сексуальность, пренебрегали своими обязанностями жен и матерей, вместо этого пребывая в состоянии мистического экстаза. По этой причине культ Диониса в древности часто запре­щали, хотя эти попытки «пресечь безобразия» обычно не увенчи­вались успехом.

Сам Дионис ассоциируется в мифах с конкретной женщиной — Ариадной. Кажется очевидным, что Ариадна когда-то сама была богиней, так как имя ее буквально значит «высокочтимая святая», и оно было обнаружено на чрезвычайно древних табличках, най­денных на Крите; но в дошедших до нас мифах более позднего периода она представлена как смертная женщина, принцесса Кри­та, дочь царя Миноса. Греческий герой Тезей был послан на Крит, чтобы убить Минотавра, чудовище в виде человека с головой быка. Минотавр обитал в подземном лабиринте Кносского дворца. Те­зей достиг цели во многом благодаря Ариадне. Ариадна полюбила его и помогла ему свергнуть власть ее отца, Миноса. Волшебная

нить, свернутая в клубок, которую она дала Тезею, помогла ему не заблудиться в лабиринте и выбраться из него после победы над Минотавром.

В некоторых версиях этого мифа утверждается, что Тезей поки­нул Ариадну на острове Наксос. Ее горькие рыдания и причитания привлекли внимание Диониса, который сделал ее своей подругой и обессмертил ее, поместив среди бессмертных звезд под именем Корона Бореалис. Однако, по другим версиям, Тезей просто пос­лал Ариадну на Наксос вперед себя, искренне намереваясь после встретиться с ней там и жениться на ней; но Дионис пришел к Те­зею во сне и повелел ему не ехать к невесте. Тезею ничего не оста­валось, кроме как подчиниться велению бога. Дионис же, очутив­шись на Наксосе, провозгласил Ариадну своей невестой, и они торжественно сочетались браком на горе Олимп на радость всем присутствовавшим на свадьбе.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!