МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ        7 страница



той же точки зрения: ни один средневековый трубадур ни разу не посвятил балладу своей жене, и дилемма Гвиневры — она одина­ково сильно, но по-разному любила Артура и Ланселота — служит прототипом такого мышления. Когда она была с Артуром, она вы­ступала в роли Юноны (Геры), а с Ланселотом она была Венерой (Афродитой).

Если древние и считали брак и страсть несовместимыми, при всем при том они определенно придавали страсти большое значе­ние: Иштар была одним из самых главных божеств древнего Вави­лона. Это была сама первобытная сила природы, она врывалась в ворота ада в поисках потерянного любовника и требовала его воз­вращения у самой царицы мертвых. Ее чувственность была безу­держной — Иштар была не очень-то разборчива в связях.

Однако вавилоняне почитали ее как воплощение сущности жен­ской души. Само слово иштар могло означать женское духовное начало, присущее любой из женщин, и более того, любой из бо­гинь2.

Этим великим женским духовным началом обладала и гречес­кая Афродита, которая также была известна как «Великая богиня». Культ Иштар распространился на Ближний Восток, где ее называ­ли Астарта или Астарос, а затем — через Финикию в Грецию, где ее нарекли Афродитой. Ее священной обителью был остров Кипр, который находился недалеко от финикийского побережья, и на са­мом деле она была в сознании греков настолько связана со своим островом и храмом в городе Пафосе, что первые греческие астро­логи иногда называли ее просто — пафосская или кипрская боги­ня — даже без имени.

Если Иштар была богиней вавилонских песчаных пустынь, то Афродита во многих отношениях была богиней океана. Она роди­лась, когда сперма Урана — Небесного отца— попала в океан; она поднялась из волн на раковине, обнаженная, в расцвете своей кра­соты. Иногда ее называли Афродита Пелагия, что означает просто «морская Афродита», или же Афродита Анадиомена, что значит «Афродита, выходящая из моря», еще одним ее замечательным эпитетом был пенорожденная Афродита; и кроме этого — сияю­щая Афродита, улыбающаяся Афродита и золотая Афродита.

Более поздние интерпретаторы мифов, так же как и средневеко­вые поэты, имели склонность к упрощению ее образа — изображая ее жеманной куртизанкой, не обладающей ни умом, ни цель­ностью натуры. В некотором отношении, этот недостаток уваже­ния к ней наблюдается и в астрологии: женщины, воплощающие образ этой богини, характеризуются как «зависимые» и «содер­жанки». Но вовсе не так относились к этой богине в древности — для них она была первобытной силой природы. Своему возлюб­ленному Анхизу она явилась в луче яркого света, сопровождаемая стаями диких животных. Она не была глупой и жеманной, но явно приводила в трепет своим могуществом.

Двадцать пять лет назад Карл Саган с усмешкой отметил, что планету Венера назвали по имени богини любви верно — мол, эта планета, без сомнения, имеет самую беспокойную и бурную атмосферу во всей Солнечной системе3. Если бы Саган когда-либо испытывал глубокую страстную любовь, он не удивлялся бы этой беспокойной атмосфере. Величайшие поэты и драматур­ги упражнялись в красноречии, воспевая эту богиню, а также по­вествуя о ее приступах безумия, когда она страдала от неразде­ленной любви. Бури на поверхности Венеры можно сравнить с теми пенистыми волнами, из которых она вышла, и с теми буря­ми эмоций, которым подвержен человек, когда к нему приходит любовь.

Царь богов, Зевс (Юпитер), пытался укротить сумасбродную Афродиту, женив ее на Вулкане (Гефесте), хромом кузнеце-интро­верте, работавшем в небесной кузнице. Однако этот брак не был счастливым — Венера постоянно изменяла своему мужу, особен­ной ее любовью пользовался          — бог войны. Страсть взывает к страсти; женщины, воплощающие архетип Венеры, с трудом поддерживают традиционные отношения и чувствуют себя гораз­до лучше в роли музы, нежели в роли домохозяйки Астрологи  всегда смотрят на отношения позиций Марса и Венеры в гороскопах потенциальных партнеров, чтобы определить степень их сексуальной совместимости. самостоятельно4, то есть она может быть музой, вдохновляющей художников, и может быть художником сама по себе.

Кстати, Болен называет ее «алхимической богиней» и, возмож­но, даже не подозревает, как она права в этом5. Если Венера прак­тически единственная из всех древних божеств пережила падение язычества, чтобы возродиться в поэзии, она также сохранилась в просвещенной традиции алхимии. Духовное единство, представ­ляющее конечную цель алхимических изысканий, часто символи­зирует андрогинное существо — гермафродит. Этот термин явля­ется очевидной комбинацией имен Гермеса и Афродиты и отсы­лает к мифу, согласно которому от любви этих двух божеств родился ребенок-гермафродит.

Гермес — это бог алхимиков и символ кундалини (силы змеи). Но то же касается и Венеры: она — женская противоположность той же самой власти, той же энергии, той же сексуально-духовной силы. Она представляет собой эквивалент индийской шакти — жизненной энергии, присутствующей во всех вещах и имеющей женскую природу и это не пассивная сторона женского начала, а наоборот — активная и творческая.

Духовный путь Венеры от эротической музы до алхимической богини можно проследить по древневавилонским мифам и наблю­дать непосредственно на небе. Древняя легенда повествует о том, как Иштар отправилась в подземное царство в поисках своего умершего возлюбленного Таммуза. По мере того как она опуска­лась все ниже и ниже, стражники, охраняющие врата ада, срывали с нее одежду и украшения, но она все равно продолжала отчаянно рваться вперед, разыскивая своего Таммуза. В итоге она, обнажен­ная и продрогшая, оказалась в самом темном сердце ада, где стол­кнулась с Эрешкигаль, наводящей ужас царицей тьмы, которая подвесила Иштар на крюк и оставила в темноте умирать. Но мир не может жить без любви, и боги пришли ей на помощь. Когда Венера является утренней звездой, она представляется юной и прекрасной, богиней эротической любви, в союзе со своим Теммузом-Адонисом. Когда она перемещается ближе к Солнцу, то становится невидимой, и это символизирует её путешествие в подземное царство, когда же она вновь появляется, она уже вечерняя звезда – царица небес, которая прошла сквозь тьму и знает всё обо всём, пресловутая алхимическая шакти. Эта психологическая интерпретация пути Венеры, изложенная в работе психолога Сильвии Бринтон Перейра, представляет собой только одну из гипотез6. Есть и другие, ибо несмотря на то, что Венера всегда почиталась как богиня любви, стоит вспомнить, что Венера (вавилонская Иштар), иногда представала в роли богини-воительницы. Когда она появлялась в утреннем небе — то есть восходила до Солнца — она считалась воительницей и римскими астрологами называлась Винера Люцифер, но в роли вечерней

звезды, появляющейся сразу после заката, она звалась Венера Гесперус и символизировала богиню любви. И, хотя интерпретация Перейры психологически достоверна, эта версия гораздо ближе к изначальному вавилонскому представлению о богине, и вовсе не нужно быть безнадежным романтиком, чтобы оценить красоту этой планеты, ослепительно сияющей в западной части неба после заката.

Символы прозрачны: женское правит ночью, мужское правит днем. Когда Венера была дневной планетой, она была вооружена для битвы с солнечными силами дня. Ее деятельность как богини любви активизировалась ночью. Народы майя и вавилоняне были одинаково хорошо осведомлены о синодическом цикле Венеры протяженностью в 584 дня. 5 таких циклов образуют на небе прак­тически абсолютно правильную пятиконечную звезду и продол­жаются в общей сложности 8 лет. Таким образом, хотя Венера и возвращается в наши гороскопы каждый год, именно каждое вось­мое ее возвращение рассматривается как имеющее наибольшее значение в смысле завершения этого «рисунка» Венеры на общей жизненной схеме7.

Венера, во многих смыслах, последняя из язычниц. Церковь не могла одобрить откровенной чувственности Венеры, и за первое тысячелетие христианства ее образ практически исчез из виду, вы­тесненный ликом Мадонны. Но она выжила, даже будучи загнан­ной в подполье. Древнескандинавским аналогом Афродиты была Фрейя, а в средние века, после того как даже в далекую Исландию пришло христианство, варяжский летописец утверждал, что из всех древних божеств одна только Фрейя до сих пор жива в народ­ном сознании и так же почитаема.

В средневековой Франции Венера скрывается под покровом легенды о Марии Магдалине, и трудно подчас сказать, были ли многочисленные соборы, построенные в честь «Девы Марии», из­начально задуманы как храмы Марии-Богородицы или как храмы Марии Магдалины. Джозеф Кэмпбелл и некоторые другие иссле­дователи прямо утверждают, что все эти грандиозные сооружения были возведены как священные обители богини, о которой идет речь в этой главе.

С появлением трубадуров и концепции романтической рыцар­ской любви архетип Венеры снова оказался востребован. Но кто действительно обессмертил Венеру, так это Боттичелли, худож­ник эпохи Возрождения. Образ Венеры, существующий в созна­нии большинства из нас, — это именно Венера Боттичелли, такая, какой ее описывал Гомер: «...в блеске ослепительной своей наго­ты, скользящая на раковине по волнам, на берег восходящая...»8. Примечательно, что Боттичелли учился у нашего старого знакомо­го Марсилио Фичино. Может возникнуть вопрос: было ли покло­нение трубадуров и художников Ренессанса истинной верой или просто данью художественной традиции? Трудно сказать, но так или иначе Венера всегда была с нами, присутствовала где-то ря­дом, и она до сих пор здесь — в кинофильмах, в модных магази­нах, во всех сферах нашей жизни.

И хотя Венера никуда не делась, может возникнуть сомнение — не исказился ли ее архетип в современном мире? Аномальное по­ведение в обществе, сексуальные патологии, растущее число педо­филов и порно-сайты в Интернете — вот приметы очередного сек­суального «бума». И хотя сегодня в западных странах гораздо больше сексуальной свободы, мы все еще пытаемся вступать в борьбу с архетипом Венеры.

Необходимо помнить о том, что когда человеком владеет какой-либо архетип, последствия могут быть самыми серьезными. В одной из наиболее известных трагедий Шекспира «Ромео и Джульетта» ра­зыгрывается драма афродической любви в ее самом захватывающем, но все же слишком трагичном варианте. Реальные воплощения Вене­ры всегда существовали и существуют до сих пор, и имя им — леги­он: от Клеопатры до Мэрилин Монро. Всегда были женщины, чья энергия Афродиты была настолько сильной, что задевала за живое и воодушевляла всех, кто окружал их. И если многие из этих женщин трагически погибли, как Джульетта, то это потому, что простой смер­тной тяжело нести бремя воплощения бессмертной богини.

 

Однако жизнь некоторых таких женщин вполне удалась — хотя, как и большинство женщин древних времен, они так и оста­лись для мира безымянными. В Тибете существует целая группа тантрических богинь, называемых дакини , которые откровенно чувственны и являются сексуальными партнершами Будды в не­которых его наиболее темных и пугающих воплощениях. Хотя эти богини были героинями тибетских мифов еще с доисторичес­ких времен, есть свидетельства, согласно которым некоторые сказания воплощают собой воспоминания реальных женщин, — безымянных наставниц, или «небесных танцовщиц», которые в эпоху раннего средневековья передавали тантрическое знание как женщинам, так и мужчинам, но были преследуемы брамина­ми, представителями официальной религии. Тантрические йоги и йогини (дакини) знали, как использовать энергию Афродиты с полной отдачей. Такие люди существуют до сих пор.

 

ГЛАВА 10

МАРС — БОГ ВОЙНЫ                                                          

У Марса в астрологии плохая репутация, и закрепилась она за ним с самого начала. В древнем Вавилоне эта планета ассоциировалась с богом Нергалом богом войны, чумы и бедствий. Внешне огненно-красная планета Марс очень напоминает тот яркий, докрасна раскаленный шар, который мы называем Солнцем. Солнце во многом обеспечивает жизнь на Земле, однако же пере­избыток его жара может причинить огромный вред — уничто­жить урожай, выжечь землю, в общем, стать причиной длитель­ной засухи. И если рассматривать Нергала как одну из ипостасей Солнца, иссушающую и выжигающую, это будет не так уж дале­ко от истины.

Легенда гласит, что Нергал, как бог войны, завоевывал все, что только можно было завоевать на земле. Однажды он ворвался в подземное царство и пытался подчинить своей власти богиню, ко­торая правила там, мрачную Эрешкигаль, и ему это частично уда­лось. Он и Эрешкигаль придумали компромисс — разделить цар­ство мертвых пополам. Поэтому если Марс имеет общие черты с Солнцем, он также близок к Гадесу (Плутону) в этом смысле его можно представить как тёмное Солнце, которое светит в преисподней.

Планета Марс не изменилась к лучшему и тогда, когда вавилон­ская астрология была перенята греками; в Греции она стала ассо­циироваться с богом Аресом (Марс), наводящим ужас богом вой­ны. В греческой мифологии нет упоминаний ни об одном храме, посвященном Аресу. В них не было необходимости: поля сраже­ний считались его храмами, мертвые — жертвоприношениями

162



ему, а грифы-стервятники — его священными животными; этого 6ога_боялись, но не любили.

Если греки относились с неодобрением к этому богу страсти и войны, то римляне глубоко восхищались им и возводили в его честь множество храмов (чего греки не делали). Во многом для римлян Марс был одним из главных богов, источником силы и воли к победе.

 Существовала легенда о том, что он воспитал Ремула и Рема, основателей Рима. Все это неудивительно, учитывая дерзкое стремление римлян завоевать весь мир.

Астрологические ассоциации с планетой Марс отражают исто­рию божества. В эллинистической астрологии он всегда ассоции­ровался с опасностью, жестокостью, бедствиями и войной. Древ­ние астрологи не говорят о нем абсолютно ничего хорошего, но при всём при

том Марс играет значительную роль в нашем натальном гороскопе, и в реальной жизни мы не можем обойтись без него. Этот архитип определяет количество и качество энергии, смелость и силы, заложенные внутри нас, без него у нас не хватит сил добиться успеха в жизни, без него нам недостанет энергии и выносливости, чтобы выдержать натиск жизненных бурь. Без него у нас нехватит сил даже на то, грубого и злобного банковского служащего.

Хотя в Греции невозведено ни одного храма в честь Ареса, он все же считался одним из 12 олимпийцев. До наших дней дошла составленная римским астрологом Манилием астрологическая таблица, в которой всем знакам Зодиака приписаны правители из числа 12 олимпийцев и согласно которой Марс управляет Скорпи­оном, что сохраняется и в более традиционной астрологической системе, где Марс — «дневной правитель» Овна и «ночной прави­тель» Скорпиона. Однако Марс все же более прочно связан со Скорпионом, ночным знаком. Марс горячий и сухой, и поэтом соответствует Овну, который только все усложняет. В водном, ночном знаке Скорпиона, Марс имеет возможность «остыть» и обрести чувствительность. В этом контексте нужно заметить, что  среди его отношений с другими планетами стоят особняком отношения с Венерой.


 


 Как и в случае с Венерой, присутствие Марса в нашей жизни проявляется довольно активно, хотя мы далеко не всегда осознаем

это. Если то, что мы до сих пор поклоняемся «сияющей Афроди­те» в образе каждой новой супермодели или звезды экрана, оче­видно для многих, то тот факт, что мы — по крайней мере, в Со­единенных Штатах — до сих пор почитаем Марса, менее оче­виден.

Соединенные Штаты всегда имели прочную связь с Марсом. В самом начале нашей истории были пионеры — авантюристы, смело осваивавшие новые территории, зачастую с большим рис­ком для жизни. Это, конечно воплощенный Марс — правитель 0вна, знака пионеров и авантюристов. А так как последние два тысячелетия были эпохой Рыб, неудивительно, что Марс, как солдат, выполняющий свой долг на поле брани, исполнял свои обязанности большей частью в нептуническом духе, то есть был крестоносцем. В Соединенных Штатах «священные войны» всег­да проходили под лозунгами «За Господа нашего и отечество» или «Боже, храни Америку» (уж если религия настолько укоре­нилась в общественном сознании, не имеет значения, что гласит Конституция). Коль скоро мы вступаем в третье тысячелетие и эпоха Рыб на­ходится уже в своей поздней, «бархатной» фазе, можно заметить растущее количество людей, которых не очаровывает романтика сражений, но это не значит, что Марса больше нет с нами — ни в коей мере. Как любит Марса Голливуд! Ковбой — парень, кото­рый живет не умом, а силой и пистолетом, — это архетип Марса, предстающий как в классическом облике Джона Уэйна, так и в более отчужденных и экзистенциальных вестернах Клинта Иствуда (в знаменитых фильмах Серджио Леоне его часто звали «чело­век без имени», смешивая таким образом Марса с Плутоном, кото-)ый носил шлем-невидимку).

Голливуд любит и Венеру, но почему-то именно Марс лидирует по кассовым сборам, воплощаясь в таких звездах, как Арнольд Пварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Брюс Ли и Джеки Чан, филь­мы с которыми всегда становятся хитами. Они, возможно, не по­лучают «Оскаров», но зато купаются в деньгах, а публика все ни­как ими не насытится. Это многое говорит о массовом вкусе и особом почтении людей к герою приключенческого фильма (экшена), воплощенному богу войны и спорта (и конечно, если вы

прибавите к нему Венеру в образе новой эффектной актрисы, вас ждет неминуемый успех).

Герой войны, одетый в солдатскую форму, шагающий из фильма в фильм, — еще один архетип Марса, и тот факт, что классический солдат-герой сегодня практически исчез с экранов, говорит о том, что что-то в нашем обществе изменилось. Более современный киногерой с мощными бицепсами, который наголову разбивает толпы противников комбинацией высокотехнологичного оружия и боевых искусств, тоже является архетипом Марса, хотя в нем можно обнаружить присутствие и других архетипов. Чрезвычайная жестокость и пренебрежение человеческой жизнью, характерные для столь многих фильмов нового времени, — начиная с «Рэмбо» и заканчивая «Терминатором» и «Матрицей», — опять так обнаруживают присутствие мрачной тени Плутона. То, что кино- герой все больше полагается на технологии, может означать, что Марс и Уран объединили свои усилия. Но при всем при том наи- более частым «партнером» Марса является Меркурий, а не Уран или Плутон. Этот смешанный тип (Марс-Меркурий) побеждает благодаря сообразительности Меркурия вкупе с силой Марса и обладает меркурианским обаянием молодости (Вспомните: «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд»).

Хотя классический американский Марс смешался с другими архетипами, он до сих пор обнаруживает себя практически во всех персонажах нашей культуры. Абсолютно меркурианский герой -например, отважный маленький клоун в фильме Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» — все же довольно далек от американского сознания. Архетип Марса, однако, не ограничивается сферой Кинематографа: давайте вспомним образ героя рок-н-ролла, крепкого сжимающего свою гитару и извлекающего из нее звуки, подобные взрывам фейерверка в небе. Злобная лирика и пронзительное звучание — вот его способ выразить для себя самого и для кричащих и беснующихся поклонников все подавляемые эмоции и ярость молодого поколения (однако рок-звезда — это смешанный архетип).

У Марса есть одна страсть, которую разделяет весь мир, — это страсть к спортивным состязаниям и играм, а также к спортсменам. Профессиональный спорт со своими правилами поведения, строгой дисциплиной и честной игрой — один из путей, благода­ря которым общество наполняется энергией Марса. Все эти высокооплачиваемые спортсмены - профессионалы, возведенные в статус полубогов рискуют потерять всё, если поведут себя не­правильно, но поскольку Марс есть Марс, это с ними все же случается.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!